Научная статья на тему 'ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИЦ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА'

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИЦ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИЦЫ / АНТРОПОМЕТРИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гилев Г.А., Иванков Ч.Т., Комлев М.А., Беляев В.В., Зубко Е.А.

Цель исследования - выявить различия в проявлении физических качеств у старшеклассниц астено-торакального (АТ) и мышечно-дигестивного (МД) соматотипов в период их обучения в 9-11 классах. Методика и организация исследования. В испытании приняли участие девушки основной медицинской группы, не занимающиеся в спортивных секциях, из них 53 старшеклассниц астенического типа (26 человек) и торакального типа (27 девушек) были объединены и составили группу АТ типа. Подобным образом 45 их одноклассниц составили группу МД соматотипа, в которой 22 девушки мышечного и 23 старшекурсницы дигестивного типа. Тестирование физической подготовленности и антропометрия проводилось в начале и в конце каждого учебного года. Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов продемонстрировал преобладание в структуре развития физической подготовленности у девушек АТ типа телосложения качества выносливости, а для школьниц МД типа телосложения ведущими физическими качествами являются силовые, скоростно-силовые способности и гибкость. Это указывает на целесообразность проведения раздельных в рамках школьного расписания учебно-тренировочных занятий с девушками старших классов астено-торакального и мышечно-дигестивного типов телосложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гилев Г.А., Иванков Ч.Т., Комлев М.А., Беляев В.В., Зубко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF THE MANIFESTATION OF PHYSICAL QUALITIES OF HIGH SCHOOL GIRLS DEPENDING ON THEIR MORPHOFUNCTIONAL TYPE

Objective of the study was to identify differences in the manifestation of physical qualities in high school students of astheno-thoracic (AT) and muscular-digestive (MD) somatotypes during their studies in grades 9-11. Methods and structure of the study. The test involved girls of the main medical group who are not involved in sports sections, of which 53 high school students of the asthenic type (26 people) and thoracic type (27 girls) were combined and made up the AT type group. Similarly, 45 of their classmates made up the MD somatotype group, in which 22 girls were muscular and 23 senior girls were digestive. Physical fitness testing and anthropometry were carried out at the beginning and at the end of each academic year. Results and conclusions. The analysis of the obtained results showed the predominance of endurance qualities in the structure of physical fitness development in girls of AT body type, and for schoolgirls of MD body type, the leading physical qualities are strength, speed-strength abilities and flexibility. This indicates the expediency of conducting separate training sessions with girls of the senior classes of astheno-thoracic and muscular-digestive body types within the framework of the school schedule.

Текст научной работы на тему «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИЦ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА»

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИЦ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 30.01.2023 г.

Информация для связи с автором: ga.gilev@mpgu.edu

Доктор педагогических наук, профессор Г.А. Гилев1- 2 ORCID 0000-0002-8906-1568

Доктор педагогических наук, профессор Ч.Т. Иванков1 М.А. Комлев2 В.В. Беляев3

Кандидат педагогических наук Е.А. Зубко3 Московский педагогический государственный университет, Москва 2Московский политехнический университет, Москва 3Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Москва

DISTINCTIVE FEATURES OF THE MANIFESTATION OF PHYSICAL QUALITIES OF HIGH SCHOOL GIRLS DEPENDING ON THEIR MORPHOFUNCTIONAL TYPE

Dr. Hab., Professor G.A. Gilev1' 2 Dr. Hab., Professor Ch.T. Ivankov1 M.A. Komlev2 V.V. Belyaev3 PhD E.A. Zubko3 1Moscow Pedagogical State University, Moscow 2Moscow Polytechnic University, Moscow 3I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить различия в проявлении физических качеств у старшеклассниц астено-торакального (АТ) и мышечно-дигестивного (МД) соматотипов в период их обучения в 9-11 классах. Методика и организация исследования. В испытании приняли участие девушки основной медицинской группы, не занимающиеся в спортивных секциях, из них 53 старшеклассниц астенического типа (26 человек) и торакального типа (27 девушек) были объединены и составили группу АТ типа. Подобным образом 45 их одноклассниц составили группу МД соматотипа, в которой 22 девушки мышечного и 23 старшекурсницы дигестивного типа. Тестирование физической подготовленности и антропометрия проводилось в начале и в конце каждого учебного года.

Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов продемонстрировал преобладание в структуре развития физической подготовленности у девушек АТ типа телосложения качества выносливости, а для школьниц МД типа телосложения ведущими физическими качествами являются силовые, скоростно-силовые способности и гибкость. Это указывает на целесообразность проведения раздельных в рамках школьного расписания учебно-тренировочных занятий с девушками старших классов астено-торакального и мышечно-дигестивного типов телосложения.

Ключевые слова: старшеклассницы, антропометрия, физические качества, типы телосложения, процесс физического воспитания.

Abstract

Objective of the study was to identify differences in the manifestation of physical qualities in high school students of astheno-thoracic (AT) and muscular-digestive (MD) somatotypes during their studies in grades 9-11. Methods and structure of the study. The test involved girls of the main medical group who are not involved in sports sections, of which 53 high school students of the asthenic type (26 people) and thoracic type (27 girls) were combined and made up the AT type group. Similarly, 45 of their classmates made up the MD somatotype group, in which 22 girls were muscular and 23 senior girls were digestive. Physical fitness testing and anthropometry were carried out at the beginning and at the end of each academic year.

Results and conclusions. The analysis of the obtained results showed the predominance of endurance qualities in the structure of physical fitness development in girls of AT body type, and for schoolgirls of MD body type, the leading physical qualities are strength, speed-strength abilities and flexibility. This indicates the expediency of conducting separate training sessions with girls of the senior classes of astheno-thoracic and muscular-digestive body types within the framework of the school schedule.

Keywords: high school students, anthropometry, physical qualities, body types, the process of physical education.

Введение. Совершенствование педагогического процесса по физическому воспитанию учащихся на современном этапе все в большей степени определяется повышением внимания к индивидуальному подходу при проведении учебно-тренировочных занятий [3]. Данная тенденция обусловлена возрастанием требований к уровню физической подготовленности учащихся средних школ [6].

Индивидуализированный подход к содержанию и построению занятий по физической культуре, по мнению специалистов, предусматривает учет многих физических, анатомических, физиологических и других аспектов, в том числе особенности физического развития и физической подготовленности учащихся с различными морфофункциональными характеристиками телосложения [4, 5].

№4 • 2023 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

Наличие различий телосложения у старшеклассниц является причиной отличительного физического развития и функциональной подготовленности [4]. Так, например, определена зависимость между интенсивностью полового созревания и типами телосложения. Более высокое развитие половых признаков способствует, как отмечается в работах, более эффективной реализации двигательных действий в упражнениях с проявлением силовых и скоростно-силовых качеств [2]. В отдельных работах проведено сравнение развития физических качеств у представителей различных морфофункциональных типов телосложения в конкретных возрастных категориях [1, 5].

В целом анализ литературных источников позволяет сделать заключение о необходимости учета морфофункциональ-ных типов телосложения при занятиях по физической культуре, включая девушек старших классов средней школы. В то же время крайне недостаточно данных о динамике физического развития и физической подготовленности старшеклассниц средней школы с отличительными чертами телосложения. Актуальность выявления мониторинга антропометрических данных и физической подготовленности школьниц старших классов различного телосложения видится в реализации на базе полученных данных дальнейшего более индивидуализированного и целенаправленного построения учебно-тренировочного процесса по физической культуре старшеклассниц средней школы.

Цель исследования - выявить различия в проявлении физических качеств у старшеклассниц астено-торакального (АТ) и мышечно-дигестивного (МД) соматотипов в период их обучения в 9-11 классах.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие девушки основной медицинской группы, не занимающиеся в спортивных секциях, из них 53 старшеклассниц астенического типа (26 человек) и торакального типа (27 девушек) были объединены и составили группу АТ типа. Подобным образом 45 их одноклассниц составили группу МД соматотипа, в которой 22 девушки мышечного и 23 старшекурсницы дигестивного типа. Данные объединения были связаны с организационными особенностями проведения учебно-тренировочных занятий и в определенной мере схожести их антропометрических и физических параметров.

Девушки, принявшие участие в эксперименте, на занятиях по школьному расписанию выполняли тренировочные упражнения в соответствии с программой по физической культуре [7]. Контрольные замеры и тестирование осуществлялись в начале и по завершении каждого учебного года.

В исследовании были использованы: антропометрия, определение типов телосложения [8], выполнение контрольных

Рис. 1. Изменение показателей физического развития старшеклассниц астено-торакального и мышечно-дигестивного типов телосложения

По оси ординат - % прироста. По оси абсцисс - показатели физического развития: 1 - длина тела; 2 - масса тела; 3 - ЖЕЛ; 4 - ОГК; 5 - окружность бедра; 6 - окружность талии; 7 - окружность плеча; 8 - периметр запястья; 9 - толщина кожно-жировой складки на спине; 10 - толщина КЖС на животе; 11 - толщина КЖС на трицепсе.

упражнений, педагогические наблюдения и эксперименты, статистическая обработка материала.

Результаты исследования и их обсуждение. По завершении антропометрических замеров выявлено, что в целом вне зависимости от типов телосложения в период 15-17 лет у девушек наблюдается повышение всех рассматриваемых нами показателей физического развития. На рис. 1 представлены полученные в исследовании результаты антропометрических показателей испытуемых за трехгодовалый возрастной период.

У школьниц АТ и МД типа телосложения антропометрические показатели в годовых периодах во многих случаях изменяются неравномерно и отличаются интенсивностью роста. Так, у девушек АТ и МД типов показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) за период эксперимента изменились соответственно на 16,1% и 35,4%; размер кожно-жировой складки (КЖС) на трицепсе - на 24,8% и 15,7% соответственно, КЖС на спине - на 29,4% и 9,7% соответственно. Подобные различия выявлены у девушек АТ и МД типов в объемных (об-хватных) величинах: в показателях окружности грудной клетки (ОГК) увеличение составило 7,9% и 9,6% соответственно, окружности плеча (ОП) - 16,3% и 10,6% соответственно, окружности запястья (ОЗ) - 13,4% и 13,8% соответственно, окружности талии (ОТ) - 6,0% и 8,2% соответственно и окружности бедра (ОБ) - 3,7% и 8,6% соответственно. Самые низкий прирост, независимо от типа телосложения девушек, был выявлен в длине тела (ДТ) - 3,4% и 3,2% соответственно. Различие в изменении массы тела у девушек АТ и МД типов оказалось несущественным - 11,86% и 11,55% соответственно.

Анализ изменения антропометрических данных девушек в возрасте15-17 лет показывает, что наибольшими темпами в большинстве показателей изменяются величины у девушек АТ соматотипа. Следовательно, можно предположить, что у них наблюдается более позднее физическое развитие относительно их одноклассниц МД самототипа. По показателям массы тела, окружностей грудной клетки, талии, бедра, плеча и запястья, кожно-жировых складок достоверно более высокие значения выявлены у школьниц МД типов телосложения. Достоверных различий в показателях ЖЕЛ у девушек разных типов телосложения нами не выявлено.

Отличительным показателем у девушек АТ типа телосложения является длина тела, которая превышает таковую у девочек МД типа телосложения.

Таким образом, в старшем школьном возрасте девушки АТ и МД типов телосложения существенно различаются по динамике изменения антропометрических показателей и должны рассматриваться как представители различных групп физического развития.

Данное заключение в определенной мере предопределяет неоднозначность воздействия учебно-тренировочных нагрузок на повышение уровня показателей физической подготовленности девушек АТ и МД типов телосложения. На рис. 2 демонстрируются изменения отдельных показателей физической подготовленности за период проведения эксперимента.

Полученные результаты позволяют сделать заключение о преимущественном развитии выносливости старшеклассниц астено-торакального соматотипа. Менее результативным для данной возрастной группы девушек оказалось использование программных школьных учебно-тренировочных нагрузок для развития скоростных и силовых качеств. Напротив, у девушек МД типа телосложения больше достоверных (р<0,05) позитивных приростов обнаружено в силовых, скоростно-силовых и координационных физических качествах.

В отдельные периоды достоверно, но далеко не в равной степени повышаются результаты у старшекурсниц АТ и МД соматипов в таких тестах, как отжимание от пола, динамомет-

68

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | Арп!

40

-

- -

r -ГП-Г

П n П

LJ

-15 J

□ д-т □ м-д Возраст, лет

Рис. 2. Изменение показателей физической подготовленности школьниц 15-17 лет астено-торакального и мышечно-дигестивного типов телосложения.

По оси ординат - % прироста. По оси абсцисс: - 1 - бег на 30 м; 2 -челночный бег 3х10 м; 3 - прыжок в длину с места назад; 4 - прыжок в длину с места; 5 - бег на 1000 м; 6 - наклон вперед; 7 - подтягивания; 8 - становая сила; 9 - сила правой кисти; 10 - сила левой кисти; 11 -поднимание туловища за 30 секунд; 12 - отжимание от пола.

рия правой и левой кисти; становая динамометрия; наклон вперед из положения сидя, характеризующих развитие силовых способностей и гибкости. У девушек МД типа телосложения выявлен наибольший достоверный прирост гибкости, а также скоростно-силовых физических качеств, отраженных в прыжках в длину с места. Скоростные и координационные характеристики девушек обоих типов телосложения практически не изменились за период эксперимента, о чем свидетельствуют результаты 30-метрового и челночного бега. У школьниц АТ типа телосложения в возрасте 15-17 лет уменьшается время преодоления 1000-метровой дистанции. Это говорит о том, что в старшем школьном возрасте в данной группе выносливость продолжает расти, в отличие от представительниц МД соматотипа.

Таким образом, полученные в исследовании изменения в антропометрических показателях и физической подготовленности у девушек АТ и МД соматипов в период их обучения в старших классах имеют отличительный, а в отдельных случаях противоположный характер.

Выводы. Выявленное различие в динамике изменения антропометрических показателей у девушек АТ и МД типов телосложения в период их обучения в старших классах в сочетании с одновременно полученными изменениями в показателях физической подготовленности позволяет говорить о целесообразности раздельного проведения занятий по физической культуре со старшеклассницами астено-торакального и мышечно-дигестивного типов телосложения.

Анализ полученных результатов указывает на преобладание в структуре развития физической подготовленности у де-

вушек АТ типа телосложения качества выносливости, а для школьниц МД типа телосложения ведущими физическими качествами являются силовые, скоростно-силовые способности и гибкость.

Литература

1. Андреенко Л. И. Дифференцированный подход в зависимости от типов телосложения девочек-подростков / Л. И. Андреенко, Н. Т. Белякова // Физкультура в школе. - 2001. - № 6. - С. 48—51.

2. Антонова О. А. Возрастная анатомия и физиология / О. А. Антонова. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

3. Жуков О. Ф. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников / О. Ф. Жуков,

B. А. Гончаров, Н. Ю. Глухова // Вестник спортивной науки. -2008. - № 4. - С. 65-69.

4. Левушкин С. П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы / С. П. Левушкин. -Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. - 232 с.

5. Левушкин С. П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. - № 1. -

C. 67-74.

6. Лубышева Л. И. Концепция спортивного образования в старшей школе / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2. - С. 2-4.

7. Матвеев А. П. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2019. - 319 с.

8. Штефко В. Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В. Г. Штефко, А. Д. Островский. - М.-Л.: Гос. мед. из-дат., 1929. - 79 с.

References

1. Andreenko L.I., Belyakova N.T. Differentsirovannyy podkhod v zavisi-mosti ot tipov teloslozheniya devochek-podrostkov [A differentiated approach depending on body types of teenage girls]. Fizkultura v shkole. 2001. No. 6. pp. 48-51.

2. Antonova O.A. Vozrastnaya anatomiya i fiziologiya [Age anatomy and physiology]. Moscow: Vyssheye obrazovaniye publ., 2006. 192 p.

3. Zhukov O.F., Goncharov V.A., Glukhova N.Yu. Uchet individualno-tipo-logicheskikh osobennostey v protsesse fizicheskogo vospitaniya shkol-nikov [Accounting for individual typological features in the process of physical education of schoolchildren]. Vestnik sportivnoy nauki. 2008. No. 4. pp. 65-69.

4. Levushkin S.P., Sonkin V.D. Fizicheskaya podgotovka shkolnikov 7-17 let, imeyushchikh raznyye morfofunktsionalnyye tipy [Physical training of schoolchildren 7-17 years old with different morphological and functional types]. Ulyanovsk: UIPK PRO publ., 2006. 232 p.

5. Levushkin S.P. Problema optimizatsii fizicheskogo sostoyaniya shkolnikov sredstvami fizicheskogo vospitaniya [The problem of optimizing the physical condition of schoolchildren by means of physical education]. Fiziologiya cheloveka. 2009. Vol. 35. No. 1. pp. 67-74.

6. Lubysheva L.I. Kontseptsiya sportivnogo obrazovaniya v starshey shkole [The concept of sports education in high school]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2005. No. 2. pp. 2-4.

7. Matveev A.P. Fizicheskaya kultura. 10-11 klassy [Physical Culture. Grades 10-11]. Textbook for educational organizations: basic level. Moscow: Prosveshcheniye publ., 2019. 319 p.

8. Shtefko V.G., Ostrovsky A.D. Skhemy klinicheskoy diagnostiki konsti-tutsionalnykh tipov [Schemes of clinical diagnostics of constitutional types]. Moscow-Leningrad: Gos. med. izdatelstvo publ., 1929. 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.