Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АСТЕНО-ТОРАКАЛЬНОГО МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АСТЕНО-ТОРАКАЛЬНОГО МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
старшеклассницы / общая физическая подготовленность / астеноторакальный тип телосложения.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Комлев Михаил Алексеевич, Бекаури Ирина Владимировна, Гвоздева Кристина Игоревна

В работе представлены результаты влияния физических нагрузок различной направленности на общую физическую подготовленность школьниц старших классов астено-торакального морфофункционального типа телосложения. Полученные в ходе исследования результаты позволили выявить наиболее эффективные тренировочные режимы использования физических нагрузок для девушек старшеклассниц астеноторакального типа. Показано, что используемые в учебном процессе тренировочные нагрузки не однозначно воздействуют на повышение их уровня общей физической подготовленности. Самым эффективным для повышения уровня показателей общей физической подготовленности школьниц старших классов астено-торакального соматотипа явился двигательный режим, развивающий физические качества комплексно Старшеклассницы астено-торакального соматотипа телосложения, использовавшие физические упражнения с преимущественной направленностью на развитие выносливости, по эффективности повышения комплексной результативности в упражнениях, характеризующих общую физическую подготовленность, оказались на втором месте. Менее результативными для данной возрастной группы девушек явились упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Комлев Михаил Алексеевич, Бекаури Ирина Владимировна, Гвоздева Кристина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АСТЕНО-ТОРАКАЛЬНОГО МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ УДК 796.015.682

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК

СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АСТЕНО-ТОРАКАЛЬНОГО МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

ГИЛЕВ ГЕННАДИЙ АНДРЕЕВИЧ

профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания МПГУ,

Москва, Россия

профессор кафедры физического воспитания МПУ, Москва, Россия

КОМЛЕВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

старший преподаватель кафедры физического воспитания МПУ, Москва, Россия

БЕКАУРИ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Доцент кафедры физического воспитания МПУ, Москва, Россия

ГВОЗДЕВА КРИСТИНА ИГОРЕВНА

старший преподаватель кафедры физического воспитания МПУ, Москва, Россия

Аннотация. В работе представлены результаты влияния физических нагрузок различной направленности на общую физическую подготовленность школьниц старших классов астено-торакального морфофункционального типа телосложения. Полученные в ходе исследования результаты позволили выявить наиболее эффективные тренировочные режимы использования физических нагрузок для девушек старшеклассниц астено-торакального типа. Показано, что используемые в учебном процессе тренировочные нагрузки не однозначно воздействуют на повышение их уровня общей физической подготовленности. Самым эффективным для повышения уровня показателей общей физической подготовленности школьниц старших классов астено-торакального соматотипа явился двигательный режим, развивающий физические качества комплексно Старшеклассницы астено-торакального соматотипа телосложения, использовавшие физические упражнения с преимущественной направленностью на развитие выносливости, по эффективности повышения комплексной результативности в упражнениях, характеризующих общую физическую подготовленность, оказались на втором месте. Менее результативными для данной возрастной группы девушек явились упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: старшеклассницы, общая физическая подготовленность, астено-торакальный тип телосложения.

OPTIMIZATION OF PHYSICAL FITNESS IN GIRLS OF SENIOR SCHOOL AGE OF ASTENO-THORACAL MORPHOFUNCTIONAL BODY TYPE

GILEV GENNADY ANDREEVICH

professor of the department of sports disciplines and methods of their teaching, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia professor, Department of Physical Education, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia

KOMLEV MIKHAIL ALEKSEEVICH Senior Lecturer, Department of Physical Education, Moscow Polytechnic University, Moscow,

Russia

BEKAURI IRINA VLADIMIROVNA

Associate Professor, Department of Physical Education, Moscow Polytechnic University, Moscow,

Russia

GVOZDEVA KRISTINA IGOREVNA

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Moscow Polytechnic University, Moscow,

Russia

Annotation. The paper presents the results of the influence of physical loads of various directions on the general physical fitness of senior schoolgirls of astheno-thoracic morphofunctional body type. The results obtained in the course of the study made it possible to identify the most effective training regimens for the use ofphysical activity for high school girls of the astheno-thoracic type. It is shown that the training loads used in the educational process do not unequivocally affect the increase in their level of general physical fitness. The most effective for increasing the level of indicators of general physical fitness of senior schoolgirls with astheno-thoracic somatotype was the motor mode, which develops physical qualities in a complex manner. , characterizing the general physical readiness, were on the second place. Less effective for this age group of girls were exercises with a primary focus on the development of speed-strength qualities.

Keywords: high school students, general physical fitness, astheno-thoracic body type.

Введение. Модернизация системы физического воспитания на современном этапе характеризуется возрастанием роли индивидуального подхода в педагогическом процессе. Это объективно обусловлено неуклонным повышением требований к уровню подготовки выпускников средней школы, в том числе в вопросах физического воспитания. Это, в свою очередь, предполагает, в частности необходимость учета морфофункциональных индивидуальных характеристик, отказа от принципов усредненного, «уравнительного» физического образования и воспитания.

Действующие программы по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы, рекомендованные в последние годы Министерством просвещения РФ, ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей усвоения материала школьной программы. Вместе с тем, методические указания по данной проблематики крайне немногочисленны, а большинство из имеющихся в силу своей однобокости и сомнительной эффективности не удовлетворяют потребностям времени. Решение проблемы индивидуализации видится в использовании личностно ориентированных педагогических технологий, основа которых базируется на учете особенностей развития и физической подготовки учащихся [2]. При этом, надо полагать, немаловажное значение при физической подготовке следует уделять типологическим признакам обучающихся.

Известно, что различие морфологических типов школьниц старшего возраста влечет за ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

собой отличительное развитие по многим физиологическим и физическим характеристикам. Так, установлена зависимость между типами телосложения и стадиями полового развития. У девочек астеноидного и торакального типов, как правило, отмечается замедленный темп полового созревания. У школьниц мышечного и дигестивного типов происходит ускоренный темп полового созревания. Более высокое развитие половых признаков способствует реализации лучших результатов в упражнениях с проявлением силовых и скоростно-силовых качеств [4 ].

У девушек старшекласниц астеноидного типа выявлен относительно других типов телосложения низкий уровень выносливости, максимальной и относительной силы, отстают скоростно-силовые качества. У школьниц торакального типа отмечены высокие показатели скоростных и скоростно-силовых качеств, максимальной и относительной силы. У девочек мышечного типа высокий уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств, гибкости позвоночного столба, равновесия при средних показателях выносливости и относительной силы (при этом у них отмечаются наилучшие показатели кистевой динамометрии). У школьниц дигестивного типа низкие показатели скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости и относительной силы, но вместе с тем для них характерен средний уровень развития функции равновесия, гибкости позвоночного столба, силы рук [1].

По большинству анализируемых показателей школьники дигестивного типа телосложения заметно уступают в результативности двигательных действий. Избыточный вес их тела затрудняет достижение результатов в беговых и прыжковых тестах. Только в метаниях данный контингент занимающихся выглядит не хуже других типологических групп [3].

На необходимость реализации индивидуального типологического подхода при занятиях физической культурой указывали отдельные специалисты [1].

Опираясь на данные обстоятельства логично предположить, что используя упражнения с акцентом на развитие отдельных физических качеств (различной направленности), следует ожидать неоднозначный эффект повышения общей физической подготовленности у школьниц с различным морфофункциональным типом.

Цель исследования - определить повышение физической подготовленности у школьниц старших классов астено-торакального (АТ) типа при акцентированных физических нагрузках различной направленности.

Организация и методы исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение учебного года. В нем приняло участие 45 старшеклассниц, имеющих

астено-торакальный тип телосложения. Участники эксперимента были разделены на три по физическим кондициям равные группы. Использование преимущественных режимов двигательной активности на старшеклассниц, участвующих в эксперименте, было разнонаправленным. Предусматривалось равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств (1 -я группа испытуемых), преимущественное развитие выносливости (2-я группы испытуемых) и скоростно-силовых качеств (3-я группа испытуемых). В начале и по завершении эксперимента проводились контрольные тестирования.

В исследовании были использованы общепринятые методы: антропометрия, определение типов телосложения [5], тестирование физической подготовленности, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент.

Оценка уровня общей физической подготовленности (ОФП) и развития физических качеств осуществлялась с использованием контрольных упражнений: бег на 30 метров, челночный бег 3х10 метров, бег на 1000 метрров, прыжок в длину с места, подтягивание на низкой перекладине, наклон вперед из положения сидя. В совокупности используемое тестирование позволило проследить уровни развития физических качеств (быстроты, выносливости, силовых, скоростных) и координационных способностей. Оценка эффективности используемых физических нагрузок различной направленности на ОФП девушек 15-17 лет с астено-торакальным типом телосложения осуществлялась в сравнении

результатов тестирования, полученных в начале педагогического эксперимента (сентябрь) и после его окончанию (май).

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты выполненного исследования показали, что различные режимы физической нагрузки имеют разную степень эффективности при развитии физических качеств школьниц 15-17 лет. Самым эффективным для повышения уровня показателей ОФП школьниц астено-торакального соматотипа явился двигательный режим, развивающий физические качества комплексно (Таблица). В этом случае прирост ОФП интегрально составил 7,0 %. В подгруппе девушек, развивавших физические качества преимущественно с использованием упражнений на выносливость, прирост результатов в беге на 1000 метров достоверно (р<0,05) составил 23,3%. Полученные результаты свидетельствуют о развитии аэробных механизмов энергообеспечения в данной подгруппе девушек, в отличие от двух других подгрупп.

Полученные результаты, определяющие влияние физических нагрузок различной направленности, были проанализированы с позиции учета ранговых мест по степени их влияния на повышение уровней показателей ОФП старшеклассниц. Тренировочные нагрузки, преимущественно направленные на равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств (сумма ранговых мест - 5) по эффективности оказались на первом месте (сумма ранговых мест - 4). Второе место по повышению показателей общей физической подготовленности занимают физические нагрузки преимущественно направленные на развитие выносливости (сумма ранговых мест - 5).

Таблица

Динамика двигательной подготовленности в экспериментальной группе девочек 15-17 лет АТ-типа развивавшей физические качества равномерно-пропорциональным методом

( М ± m)

Двигательные Начало Конец Темп при- Досто-

тесты эксперимента экспериме нта роста (%) верность различий

1. Прыжок с/м 154,4 ± 2,1 163,4 ± 1,8 5,8 *

вперед, см

2. Челночный 8,76 ± 0,06 8,52 ± 0,05 - 2,7 *

бег 3х10 метров, с

3. Бег 30 5,35 ± 0,04 5,33 ± 0,04 - 0,26 -

метров, с

4. 17,7 ± 0,9 22,0 ± 0,9 24,2 *

Подтягивания, кол-

во раз

5. Отжимания 9,9 ± 0,54 12,1 ± 0,7 21,9 *

от пола, кол-во раз

6. Поднимание 15,9 ± 0,5 17,4 ± 0,6 8,5 *

туловища за 30 с.,

кол-во раз

9. Наклон 11,5 ± 0,9 13,7 ± 0,9 18,6 *

вперед, см

13. Бег 1000 м, с 292,9 ± 7,8 282,2 ± 5,3 - 3,7 -

Примечание: * - различия между группами достоверно (р<0,05).

Тренировочный режим, преимущественно направленный на развитие скоростно-силовых качеств (сумма ранговых мест - 9) оказался на последнем месте.

Заключение. Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что различные преимущественно используемые в учебном процессе тренировочные нагрузки не однозначно воздействуют на повышение уровня показателей физической подготовленности девушек 15-17 лет астено-торакального соматотипа. Для старшеклассниц данного соматипа телосложения более эффективным содержанием тренировочных нагрузок с целью повышения уровня общей физической подготовленности являются двигательные режимы, развивающие физические качества комплексно. Использование упражнений с преимущественной направленностью на развитие выносливости по эффективности общей физической подготовки, практически, сравним с комплексным развитием физических качеств. С учетом положительных сдвигов в завершении педагогического эксперимента на дистанции 1000 м, является наиболее действенным тренировочным режимом для развития аэробных возможностей по сравнению с другими реализуемыми в исследовании режимами выполнения физических упражнений. Менее результативным в повышении общей физической подготовленности для данной возрастной группы девушек астено-торакального соматотипа явился режим выполнения физических упражнений с преимущественной скоростно-силовой направленностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенко Л.И. Дифференцированный подход в зависимости от типов телосложения девочек - подростков / Л.И. Андреенко, Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. - 2001. -№ 6. - С. 48-51

2. Блинков С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе: монография / С.Н.Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск: УлГТУ, 2012.

- 191 с.

3. Жуков О.Ф. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников / О.Ф. Жуков, В.А. Гончаров, Н.Ю. Глухова // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 65-69

4. Левушкин С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С.П.Левушкин, В.Д. Сонькин // Физиология человека. - 2009.

- Т. 35. - № 1. - С. 67-74.

5. Харитонова, Л. П. Теоретическое и экспериментальное обоснование типов адаптации в спорте / Л. П. Харитонова // Теория и практика физической культуры. 1991. - № 7. - с. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.