Научная статья на тему 'Отличительные черты немецкой детской речи: экспериментальное исследование интонации высказываний в онтогенезе'

Отличительные черты немецкой детской речи: экспериментальное исследование интонации высказываний в онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ В ОНТОГЕНЕЗЕ / ЭЛЕКТРОННО-АКУСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ФРАЗ / ИНТОНАЦИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ / ИНТОНАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗРОСЛОЙ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИНТОНАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ / DIALOGUE IN THE ONTOGENESIS / ELECTRONIC AND ACOUSTIC TESTING OF PHRASES / INTONATION IN ONTOGENESIS / INTONATION CHARACTERISTICS OF CHILD AND ADULT SPEECH / DISTINCTIVE FEATURES OF INTONATION ITEMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Анна Александровна

Показана система интонационных средств, доступная как взрослому партнеру по коммуникации, так и ребенку раннего возраста при его взаимодействии со взрослым в условиях социально-предметно-действенной ситуации с использованием взаимосвязанных средств воздействия. Акцент делается на процессе имитации дошкольником интонации предыдущей реплики взрослого партнера в диалогическом единстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The distinctive features of German children's speech: experimental research of speech in its ontogenesis

There is shown the system of intonation means available for an adult as well for a child of an early age in his/ her interaction with an adult in the social, subject and active situation when using interconnected means of influence. The accent is made on the imitation process of the previous saying done by a child to an adult in the dialogue unity.

Текст научной работы на тему «Отличительные черты немецкой детской речи: экспериментальное исследование интонации высказываний в онтогенезе»

ля немецкого языка. Исследованные результирующие тексты полно и точно передают содержание песни, при существующем лексико-грамматическом и стилистическом варьировании достигнут необходимый уровень вразумительности, а также обеспечена пригодность литургического текста для пения. В текстах не встречается необоснованных замен лексем и граммем, которые могли бы быть обусловлены догматическими, культурно-исторически -ми и языковыми факторами. Дальнейшее детальное исследование литургических текстов на немецком языке может привести к систематическому описанию современного богослужебного немецкого языка в его конфессиональном, культурно-национальном и языковом многообразии.

Литература

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / архиеп. Аверкий (Таушев). М.: ПСТБИ, 2004. 841 с.

2. Нотхаас Йоханнес, свящ. Язык православной литургии в диаспоре / свящ. Йоханнес Нот-хаас, // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Н. Новгород: Нижегор. Духовная семинария, 2007. Вып. 5. С. 391 - 396.

3. Саблина Н.П. Словесная формула как основная поэтическая единица Псалтири / Н.П. Саблина // Древнерусское песнопение: пути во времени: по материалам конф. «Браж-никовские чтения-2004». СПб., 2005. Вып. 2. С. 119 - 125.

4. Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением / М. Скабалланович. М.: Сретенский монастырь, 2004. 815 с.

5. Чистяков Г.П. История печатных изданий латинского Нового Завета / Г.П. Чистяков // Евангелие от Матфея на греческом, церковнославянском, латинском и русском языках с историко-текстологическими приложениями. М.: Гнозис, 1993. С. 215 - 222.

6. Die Bibel. Nach der Übersetzung Martin Luthers mit Einfuhrugen und Bildern. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1999.

7. Die Feier des Stundengebetes fur die katholischen Bistumer des deutschen Sprachgebietes. Stundenbuch. Bd. 3. Im Jahreskreis. Freiburg, Basel: Herder; Freiburg Schweiz: Paulus; Regensburg: Friedrich Pustet; Wien: Herder; Salzburg: St.Peter; Linz: Veritas, 2007. 1390 S.

8. Die Nachtwache. Der Gottesdienst der Orthodoxen Kirche in der Nacht zum Sonntag und vor großen Festen. Berlin: Mitteleuropäisches Exarchat des Moskauer Patriarchates, 1974. 24 S.

“Magnificat” as an independent liturgy text: linguistic peculiarities of its usage in German public liturgy

Честнейшую is considered as a frequent independent liturgy text. Its usage has a subconfessinal character. The studied translations transfer the meaning of prayer wording fully; at the present lexical and grammar variety the necessary level of intelligibility is done; the using of liturgy text for singing is provided.

Key words: liturgy text, variety, syntagmatic peculiarities, liturgy usage.

A.A. ПЕТРОВА (Волгоград)

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТОНАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Показана система интонационных средств, доступная как взрослому партнеру по коммуникации, так и ребенку раннего возраста при его взаимодействии со взрослым в условиях социалъно-предметно-действенной ситуации с исполъзованием взаимосвязанных средств воздействия. Акцент делается на процессе имитации дошколъником интонации предыдущей реплики взрослого партнера в диалогическом единстве.

Ёё^аайа пёТаа: диалог в онтогенезе, электронно -акустическое тестирование фраз, интонация в онтогенезе, интонационные характеристики взрослой и детской речи, отличителъные черты интонационных единиц.

Процесс осознания ребенком себя как участника коммуникации, т. е. процесс социализации, происходит постепенно и берет свое начало в раннем онтогенезе. Как показывают практические исследования (Е.И. Исенина, D. Stern, M. Giesecke, К. Martens и др.), именно родители в постоянном общении с ребенком развивают в нем способность к коммуникации, и уже

© Петрова А.А., 2009

в возрасте двух лет он становится социальным партнером в дискурсе.

Диалог ребенка со взрослыми - это система из двух следующих друг за другом или одновременных коммуникативных действий и осмысление того, что является предметом коммуникации. Коммуникативные действия построены ребенком и взрослым в одинаковой социально-предметно-действенной ситуации с использованием взаимосвязанных средств воздействия. Организующим центром диалога является социально-коммуникативная задача - необходимость осуществить социальное воздействие при использовании речевых и неречевых средств. Для данного исследования важен тот факт, что в условиях протобеседы единственным языковым средством, доступным ребенку раннего возраста, является интонация. Какие из интонационных средств более доступны ребенку и какие использует взрослый партнер по коммуникации, рассмотрим ниже.

В качестве объекта исследования выступали микродиалоги из коммуникации взрослого и ребенка в возрасте 2.0 (первая цифра обозначает год, а вторая - месяц жизни дошкольника). Наглядно продемонстрируем лишь две ситуации, которые в целом характеризуют изучаемый возрастной интервал.

Ситуации (далее S.1 и S. 2), где ребенку предъявляются картинки из детской игры “Bilderlotto”, которые одновременно выступают и стимулами протокоммуникации, можно структурно представить следующим образом (А - ребенок; В -взрослый):

5.1 А: (Ist das ein) Tier? T / интеррогатив - побуждение к вербальному обозначению денотата/ 2а (цифры здесь и далее обозначают тип протоинтонемы И у ребенка и интонемы И у взрослого по классификации G. Meinhold, E. Stock).

В: (Ist) es (ein) Affe? T/идентифицирующий вопрос, ведущий к развертыванию диа-лога/2а/2б.

В: Ist das ein Affe? T^/интеррогатив -переспрос-уточнение, кроссреференция/2а/2б.

А: Affe. ^ /декларатив - подтверждение предыдущей реплики/ 26.

5.2 В: Und was ist das? ^ /интеррога-тив - побуждение к вербальному обозначению денотата/2а.

А: Ball? T/ интеррогатив - идентифицирующий, референтно соотнесенный во-прос/2а.

В: Ball? ^T/ интеррогатив - переспрос-уточнение, кроссреференция/ 2 а/2 б.

А: Ball ^ Ball ^/ декларатив - подтверждение предыдущей реплики/ 2 б.

В: Ball ^ / декларатив - референтное высказывание/ 26.

Все высказывания, принадлежащие и взрослому и ребенку, являются односин-тагменными; у дошкольника это в основном однословные речевые единицы; поскольку все ситуации представляют собой записи и последующие транскрипты устной речи, для которой характерны усеченные конструкции, то некоторые слова в круглых скобках представляют собой реконструкты полных высказываний. Предварительный аудитивный анализ показал следующее движение мелодики по правому краю высказываний, обозначенное стрелками: T - вверх (повышающийся тон); I - вниз (тон понижения); ^ - неконечная мелодика.

Электронно-акустическая обработка каждого высказывания с помощью компьютерной программы Signalyze 3.0 для Mac Apple и анализ результатов обработки выявили:

1) отличительные черты высказываний ребенка и взрослого;

2) интонации высказываний ребенка, обусловленные влиянием интонаций взрослой речи;

3) характерные признаки интонационного контура речи ребенка в период раннего онтогенеза.

Анализ реплики (Ist es) ein/der Tier? (см. рис.1), произнесенной ребенком (2.0.), показал следующее.

Данное высказывание характеризуется относительно большим интервалом развертывания частоты основного тона голоса (ЧОТ) - от 410,00 до 680,00 Hz, что может свидетельствовать об экспрессивном характере произнесения, поскольку речевая единица состоит всего из двух слов, а сам подъем происходит в пределах главноударного гласного (ie/Tier). Длительность высказывания зафиксирована в пределах от 200,00 до 800,00 ms, следовательно, темп говорения медленный. Деклинация/прохождение мелодического контура носит волнообразный характер.

Вопрос взрослого “Ist es ein Affe?” (см. рис.2), последовавший за вопросом ребенка, обнаруживает ряд особенностей.

Не происходит ни понижения, ни повышения ЧОТ, начало (es) и конец (е::)

Рис. 1

Ist •ifeinjAffe?

Anr»d(2 О)

Q).s4q 1нпооС2.0>.«1«:

ШМ^эооо

¡49931 j '932'

esarcsa

ж, 4»-4»vju^«scat»yi Bg^gv?t»v>y ~

1600 ОО 1700.00 1300 СО 1QOO.OO 2000 .00 2 «00.00 2200 Cf3 2300.00 ms

■fcJElAiJ

Аппл(2.0У5^^ Anr.*C2 1 Fo-FF r-omb- -2 1 . ■

jair -••-f'l f i. . i ЦГ- —- -

— L -Zf ‘—- T " —^-'-4 _

1700 00 1800.00 1900.00 7.00 ] ■J.fio 2100.00 m?

Рис. 2

Ä£

«НП

12

Sit

>ЙС_

iAnn*(2.0).»1q

I 5Ö2 U2 i -604

.......................I...........i...................

3000.00 3100.00 3200.00 3300.00 3400.00 3500.00 3600.00 3700.00 ms

Ann 0).slq 1 .Fo4TT-Mnb-1-4

________

.X... -.........

i !

J

f-f.....................-

| <

с

30£Wj00 gl 00.00 3200 00 S5Q0.Q0 3*00 03 ?,?00.00 3*00.00 3700.00 ms

Рис. 3

обнаруживают одинаковый уровень ЧОТ (или Default-Ton [1: 19]), что свидетельствует о том, что мелодика здесь неконечная; интервал ЧОТ наблюдается в границах 110,00 - 180,00 Hz. Низкие показате-

ли ЧОТ характерны для взрослой речи, а именно для речи мужчин. Длительность всего отрезка фиксируется в рамках 1700 -2100 Ш8, что, несомненно, сигнализирует о медленном темпе говорения, характерном

при общении взрослого с ребенком. Волнообразный характер интонационной дуги обусловлен особенностью произнесения гласных (гласных как центра, так и постцентра); примечателен факт чрезмерного удлинения конечного гласного, в норме неударного, что создает впечатление появления в пределах фонетического слова двувершинной интонационной структуры.

Взрослый прибегает к повторному вопросу “Ist das ein Affe?” (см. рис. 3), чтобы сконцентрировать внимание ребенка на указанном предмете.

Данное высказывание в некоторой степени отличается от предыдущего: наблюдается относительное понижение верхней границы ЧОТ в пределах 170 Hz. Волнообразный характер интонационной дуги сохраняется, но изменяется ее поведение: в ядре последнего слога фиксируется тенденция к повышению. При этом очевидны резкое падение и повышение ЧОТ в конце звучания гласного слова “das” и начале последующего “ein”: от 150 Hz в “das” до 120 Hz в начале “ае” и резкое повышение в “е” до 170 Hz. Такие показатели могут характеризовать речь взрослого при восприятии как экспрессивно окрашенную или, в какой-то степени, утрированную. Указанные изменения продиктованы стремлением взрослого сделать свою речь макси -мально понятной ребенку и вовлечь последнего в диалог. Анализ ответа ребенка (Affe) выявил следующее (рис. 4).

По сравнению с речью взрослого в речи ребенка наблюдается изменение диапазона частоты основного тона голоса. Параметры ЧОТ детской речи намного выше,

чем у взрослых партнеров по коммуникации, но в данном случае отмечаются невысокие показатели - от 210 до 350 Hz. Это можно объяснить тем, что данная реплика носит в меньшей степени эмоциональный характер, чем, к примеру, другие реплики этого диалога (вполне возможно, что интерес к изображенному на картинке животному постепенно угасает). Аудитивный анализ трактует данную интонационную конструкцию как двувершинную (основной (“af”) и факультативный (“fa”) центры), подобный результат получен при компьютерном тестировании, при этом начальная и конечная дуги в гласных слогов “af” и “fa” почти зеркально отображают друг друга. Конец интонационной дуги ответа склонен к понижению, но не опускается до самой нижней точки (Losungstiefe), фиксируемой в начале реплики. Это также является специфической чертой немецкой детской интонации.

При анализе высказывания “Und was ist das?” (см. рис. 5), принадлежащего взрослому, были выделены следующие характеристики.

Темп говорения медленный: длительность всего отрезка составляет от 100,00 ms до 600,00 ms, что проявляется в диалогах с детьми довольно часто. Длительность ударного гласного конечного слова “das” составляет от 500,00 до 660,00 ms, что больше, чем в главноударном “was” -это и создает впечатление наличия двух интонационных центров или поливершин-ных интонационных конструкций с волнообразным движением мелодики, что в

Рис. 5

Рис. 6

норме может быть присуще эмоционально окрашенной речи.

Ответная реплика ребенка “Ein Ball” (рис. 6) интересна произнесением конечного ударного гласного слова “Ball”.

Рис. 7

Интонационная дуга резко возрастает (минимальный показатель ЧОТ - 321 Hz, а максимальный - 738 Hz). Особое внимание привлекает тот факт, что при произнесении ударного гласного (а:/ Ball) про-

исходит плавное, без волнообразных скачков, но достаточно резкое увеличение частоты основного тона голоса.

Реплика “Ball?” (см. рис. 7) представляет собой переспрос-уточнение.

Обнаруживается замедленное произнесение ударного гласного (а:/ Ball). Интонационная дуга волнообразна, без резких спадов и подъемов. Основные показатели колебания ЧОТ в области гласного (а:) на всем исследуемом отрезке следующие:

120.00 - 113,00 - 142,00 - 120,00 - 130,00 -

120.00 - 165,00 Hz. Данные показатели характеризуют тип интонационной дуги как незавершенный. Длительность всего отрезка (собственно однословного высказывания) - от 1350,00 до 2087,00 ms. Это говорит об очень медленном темпе говорения, фиксируемом в общении с детьми.

При анализе ответа ребенка “Ball. Ball” (рис. 8) обнаруживаются изменения интонационных показателей, обусловлен-

ные отчасти влиянием интонации взрослого.

Наблюдается увеличение ЧОТ от 220,00 до 570,00 Hz. Интонационная дуга ответа носит возрастающий характер с последующим легким понижением, но конечный показатель ЧОТ остается выше начального. Такое поведение мелодической кривой обусловлено влиянием интонационных показателей реплики взрослого. В возрасте 2.0 ребенок, согласно результатам анализа, полностью копирует интонации речи взрослых, которые «навязывают» ему особый тип мелодики. Заметные изменения интонационной дуги проявляются в более позднем возрасте.

“Ein Ball” (рис. 9) - завершающая реплика взрослого в анализируемом микродиалоге.

Представленный график демонстрирует склонность интонационной кривой скорее к незавершенности, чем к понижению,

Рис. 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во всяком случае, традиционное достижение Ьови^вИеГе, характерное для немецкого декларатива, не наблюдается. При этом продолжает фиксироваться волнообразное движение основного тона голоса в главноударном гласном.

Итак, анализ представленных микродиалогов (8.1, 8.2) позволяет сделать следующие выводы.

• Показатели ЧОТ, а также волнообразный характер интонационных дуг в высказываниях обоих партнеров по коммуникации свидетельствуют об эмоциональной окрашенности речи. При этом следует отметить, что интонационные характеристики взрослой речи при общении с ребенком раннего возраста большей частью не совпадают с характеристиками подобных во взрослой коммуникации.

• Зафиксированные параметры длительности говорят о медленном темпе говорения, что совершенно естественно для речи ребенка в возрасте (2.0) и не соответствует норме взрослой речи; таким образом, взрослый формирует свою речь, приспосабливая ее к детской.

• Графики, полученные с помощью компьютера, а также аудитивный анализ помогают определить специфические черты немецкой интонации в онтолингви-стическом дискурсе: интонация вопроса характеризуется следующей схемой: от повышения к понижению с последующим повышением, будь то местоименный или неместоименный вопрос или повествование. При этом в вопросе ребенка данного возрастного интервала фиксируется резкое повышение интонационного контура до верхней границы диапазона. Интонация вопроса взрослого склонна к повышению или носит незавершенный характер; недопустимо и резкое понижение до нижней границы (Го8и^811е1е).

• Анализ интонации ребенка в разговоре со взрослым помог определить, в какой степени интонация детской речи зависит от взрослой, что привело к следующему выводу: ребенок имитирует интонацию предыдущей реплики взрослого и при ответе, при этом используя интонацию вопроса либо интонацию незавершенности. Данный факт специфичен только для детской речи анализируемого возраста.

Литература

Nikolo va I. Realisierung von Grenztönen in deutschsprachigen Kindersprachdaten [Электронный ресурс] / I. Nikolova. Режим доступа: http:// www.google.desearch?hl=de&q=deutsche+Intonati-onserwerb+bei+Kindern&btnG, свободный. Загл. с экрана.

The distinctive features of German children’s speech: experimental research of speech in its ontogenesis

There is shown the system of intonation means available for an adult as well for a child of an early age in his/ her interaction with an adult in the social, subject and active situation when using interconnected means of influence. The accent is made on the imitation process of the previous saying done by a child to an adult in the dialogue unity.

Key words: dialogue in the ontogenesis, electronic and acoustic testing of phrases, intonation in ontogenesis, intonation characteristics of child and adult speech, distinctive features of intonation items.

Н.О. ПОДСЕВАЛОВА (Воронеж)

КОНЦЕПТ «ГЛАЗА» В АНГЛИЙСКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ

Описана проблема объективации концепта “глаза ” в английской концептосфере. Устройство понятийного мира человека антропоцентрично, а представления о теле участвуют в кодировании культурного пространства посредством языка. Глаза, являясь важнейшим органом восприятия, не только дают человеку возможность воспринимать и ориентироваться во внешнем мире, но и помогают познавать внутренний мир окружающих нас людей.

Ёё^аайа пёТаа: объективация концепта, антропоцентричность, концептуализация, метафорические модели.

Исходным в разработке проблемы объективации концептов в языке и речи является положение о том, что на определенном этапе познания мира система мышления и система языка выступают как два взаимно предполагающих и дополняющих друг

© Подсевалова И.О., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.