Научная статья на тему 'Отличие уголовно-правового задержания от административного и уголовно-процессуального'

Отличие уголовно-правового задержания от административного и уголовно-процессуального Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1744
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовно-правовое задержание / уголовно-процессуальное задержание / административное задержание / criminal-legal detention / criminal-procedural detention / administrative detention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Михайлович Ялов

В статье предпринята попытка установить специфику уголовно-правового задержания и его соотношение с другими видами задержания, а именно, с административным и уголовно-процессуальным, поскольку это позволит максимально полно понять юридическую природу уголовно-правового института задержания лица, совершившего преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The difference between criminal-legal detention and administrative and criminal-procedural detention

The article attempts to establish the specifics of criminal law detention and its relationship with other types of detention, namely with administrative and criminal procedure, since this will allow to fully understand the legal nature of the criminal law institution of detention of a person who has committed a crime.

Текст научной работы на тему «Отличие уголовно-правового задержания от административного и уголовно-процессуального»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 240 — 242. State service and personnel. 2022;(1):240 — 242.

Научная статья

УДК 34.09 NIION: 2012-0061-01/22-062

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-240-242 MOSURED: 77/27-008-2022-01-262

Отличие уголовно-правового задержания от административного и уголовно-процессуального

Александр Михайлович Ялов

Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Ростовская область, Волгодонск, Россия, yalov_a@bk.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка установить специфику уголовно-правового задержания и его соотношение с другими видами задержания, а именно, с административным и уголовно-процессуальным, поскольку это позволит максимально полно понять юридическую природу уголовно-правового института задержания лица, совершившего преступление.

Ключевые слова: уголовно-правовое задержание, уголовно-процессуальное задержание, административное задержание.

Для цитирования: Ялов A.M. Отличие уголовно-правового задержания от административного и уголовно-процессуального // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 240—242. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1- 240-242.

Original article

The difference between criminal-legal detention and administrative and criminal-procedural detention

Alexander M. Yalov

Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of internal affairs

of Russia, Rostov Region, Volgodonsk, Russia, yalov_a@bk.ru

Abstract. The article attempts to establish the specifics of criminal law detention and its relationship with other types of detention, namely with administrative and criminal procedure, since this will allow to fully understand the legal nature of the criminal law institution of detention of a person who has committed a crime.

Keywords: criminal-legal detention, criminal-procedural detention, administrative detention.

For citation: Yalov A.M. The difference between criminal-legal detention and administrative and criminal-procedural detention // State service and personnel. 2022;(1):240—242. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-240-242.

В зависимости от своей отраслевой или научной принадлежности задержание может быть классифицировано на определенные виды: уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, административное, а также рассматриваться в криминалистическом и других аспектах.

Проведем их краткий анализ.

Административное задержание состоит в кратковременном ограничении личной свободы лица, совершившего административное правонарушение, совершаемое с целью установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполне-

© Ялов А.М. М., 2022.

ния постановлений по этим делам, и только органами (должностными лицами), уполномоченными на это законом.

Основанием совершения данного задержания выступает совершение лицом административного правонарушения. Оно находится исключительно в сфере административно-правовых отношений и четко ограничивается отношениями уголовно-правовых или уголовно-процессуальных или сферы интересов криминалистики, поскольку последние возникают только в случае совершения преступления.

По своему юридическому статусу административно-правовое задержание является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

№ 1/2022

Уголовно-правовые науки

Задержание лица, совершившего преступление, подозреваемого или лица, совершившего административное правонарушение, обязательно будет иметь определенные негативные последствия для указанных лиц. Например, ограничение личной свободы, лишение свободы, заключение под стражу, причинение телесных повреждений или имущественный вред и т.д.

Возможные негативные последствия для лица, в отношении которого применено административное задержание, проявляются в том, что такое лицо ограничивается личной свободой и привлекается к административной ответственности в случае подтверждения факта совершения им административного правонарушения, в противном случае оно в определенный законом срок освобождается.

Таким образом, административное задержание и уголовно-правовое не имеют между собой никакой связи и объединяет их лишь то, что совершаются они в отношении лица, совершившего правонарушение, при этом совершенно разных видов, а также возможные случаи, когда субъекты их проведения могут совпадать.

В уголовно-правовой литературе существует позиция, сторонники которой указывают на то, что порядок использования и применения определенными должностными лицами, в первую очередь работниками правоохранительных органов, мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия при задержании лиц, совершивших преступление, урегулирован специальными нормативными актами, относящимися к административно-правовой сфере.

То есть, в данном случае указанные лица используют средства для задержания на основании норм административного законодательства и задержания ими лиц, совершивших преступление; и оно носит характер административного, а не уголовно-правового задержания [2, с. 233—234].

Уголовно-процессуальное задержание наиболее тесно связано с уголовно-правовым, но оно является предметом уголовно-процессуальных отношений и определяется как временная мера пресечения процессуального принуждения. Оно применяется соответствующими государственными органами (должностными лицами) с целью выяснения причастности подозреваемого к совершению преступления и решению вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста).

Субъектами уголовно-правового задержания, исходя из толкования ч. 1 ст. 38 УК РФ, могут быть любые лица, в том числе и являющиеся субъектами уголовно-процессуального задержания. Иными словами, данные субъекты совпадают по своему фактическому правовому статусу,

но осуществить уголовно-правовое задержание имеют право также и лица, не наделенные специальными полномочиями на это, а именно, рядовые граждане.

Одним из основных отличий уголовно-правового задержания от других видов задержания выступает именно субъект, имеющий право его осуществить. Российское законодательство не предусматривает права на любое задержание правонарушителя лицом, не наделенным определенными специальными полномочиями по поводу такого действия. Исключение составляет только право на задержание лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 38 УК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ на сегодняшний день исключает возможность задержать лицо, совершившее преступление, не специальным субъектом. Это, в свою очередь, дает основания считать, что правовым основанием такого действия может выступать уголовный закон.

Важным критерием отграничения уголовно-процессуального и уголовно-правового задержания выступает задерживаемое лицо.

При уголовно-процессуальном задержании может быть задержано только лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Уголовно-правовое же задержание предусматривает возможность задержать лицо, совершившее преступление (преступника).

Следовательно, можно заключить, что уголовно-правовое задержание возникает из уголовно-правовых отношений, и начинается с момента уклонения лица, совершившего преступление, от задержания.

По своему юридическому статусу такое задержание является обстоятельством, исключающим преступность деяния и имеющим ряд особенностей, согласно которым отличается от других видов задержаний (уголовно-процессуального, административного).

Проведя соответствующий анализ относительно соотношения уголовно-правового, уголовно-процессуального, административного задержаний, можно сделать вывод, что все указанные виды, кроме административного задержания, являются определенным комплексом законодательно или тактически урегулированных неотложных действий, возникающих в связи с совершением лицом преступления и осуществляемых с одной главной целью — обеспечение правосудия и недопущение задерживаемым лицом совершения новых преступлений. При этом каждый вид задержания имеет свои основания, границы, характер, субъектов исполнения и ряд других признаков.

№ 1/2022

Список источников

1. Коблева М.М. Отличие уголовно-процессуального задержания от административного и уголовно-правового / М.М. Коблева, М.М. Острянс-кий / / Межвузовский криминалистический форум: Сб. по материалам форума в рамках научного проекта. Ростов-на-Дону. 28 — 29 ноября 2019 г. Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2019. С. 82—87.

2. Осадчий В.И. Уголовно-правовая защита правоохранительной деятельности. М.: Атика, 2004.

References

1. Kobleva M.M. The difference between criminal procedural detention from administrative and criminal law / M.M. Kobleva, M.M. Ostryansky // Interuniversity Forensic Forum: A collection of materials from the forum within the framework of a scientific project. Rostov-on-Don. November 28 — 29, 2019. Rostov-on-Don: Individual Entrepreneur Sergey Vladimirovich Bespamyatnov, 2019. Pp. 82—87.

2. Osadchy V.I. Criminal and legal protection of law enforcement activity. M.: Atika, 2004.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багме-та. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и прак-

тических работников правоохранительных органов России.

Информация об авторе Ялов А.М. — преподаватель кафедры огневой и физической подготовки

Information about the author Yalov A.M. — lecturer of the department of fire and physical training

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.