Научная статья на тему 'Отличие секулярной педагогики от религиозной в вопросе воспитания духовности'

Отличие секулярной педагогики от религиозной в вопросе воспитания духовности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДУХОВНОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидулин А. М., Исаева В. А., Нуреева М. А.

В данной статье рассматривается отличительные принципы религиозной (христианской) и секулярной педагогических систем по вопросу воспитания духовности. Отмечается общая нацеленность на воспитания духовности у обучающихся, и также фиксируется разное понимания самой духовности исходя из соответствующего педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отличие секулярной педагогики от религиозной в вопросе воспитания духовности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

частоту сердечных сокращений) нагрузки во время занятия скандинавской ходьбой. Список использованной литературы

1. Коркин Е.В., Крысюк О.Б. Влияние занятий скандинавской ходьбой на физическую подготовленность студентов - спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 81-84.

2. Федякин А.А. Особенности оздоровительно-тренировочного воздействия ходьбы с палками (NORDIC WALKING) на организм человека // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2012. № 2. С. 231.

3. Федякин А.А., Тумасян Ю.А., Кортава Ж.Г., Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушениями регуляторных функций сердечнососудистой системы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. - №4 (110). - С. 187-190.

4. Fedyakin A.A., Kortava Zh.G. NORDIC WALKING HEALTH-IMPROVING AND TRAINING IMPACT ON THE HUMAN BODY // European Researcher. 2012. -№ 1-2 (34). - С. 1941-1946.

5. Svensson M. Nordic Walking - Human Kinetics, 2009. - 216 p. - ISBN 978-0736077392.

6. Walter C. Nordic Walking: The Complete Guide to Health, Fitness, and Fun - Hatherleigh Press, 2009. - 208 p. -ISBN 978-1578262694.

© Стефанишина О.М., 2017

УДК 37.02

Хамидулин А.М. магистр НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected]

Исаева В.А. магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected] Нуреева М.А. магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected]

ОТЛИЧИЕ СЕКУЛЯРНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ В ВОПРОСЕ

ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

Аннотация

В данной статье рассматривается отличительные принципы религиозной (христианской) и секулярной педагогических систем по вопросу воспитания духовности. Отмечается общая нацеленность на воспитания духовности у обучающихся, и также фиксируется разное понимания самой духовности исходя из соответствующего педагогического опыта.

Ключевые слова

религиозная педагогика, духовность, христианство, образование, воспитание

Прежде чем выявлять различия между светским и религиозным (христианским) подходом к воспитанию духовности, следует отметить очевидной сходство, которое заключается в том, что та и другая педагогические модели ориентируются в деле воспитания на самые высокие стандарты духовного воспитания. Однако понимание самой духовности в секулярной и религиозной педагогике разниться.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Секулярная педагогика, как правило, понимает под «духовностью» в образовании прежде всего морально-нравственный качества человека, ориентацию человека на служение ближнему и внутреннюю самореализацию. Эта тенденция проявляется не только в педагогике и психологии, но и в культурно-исторической сфере образования. Духовное воспитание и духовный опыт православной педагогики воспринимается в светской педагогике, конечно, как высокий идеал, однако, лишь в той мере, в которой понимание христианской духовности соответствует собственному пониманию духовности вообще. Для практической деятельности такой подход может считаться оправданным, когда для подтверждения необходимости воспитания высоко-гуманистической личности происходит ссылка на авторитетную религиозную традицию, с действительно, глубоко гуманистическими ценностями, основанными на любви человеку к своему ближнему. Но вместе с тем, существенной тенденцией в педагогики является имплицитное восприятие духовности как универсального явления, свойственного без различия всем народностям и религиозным системам. С данной позицией исходя из данных религиоведения, антропологии, психологии и философии согласиться невозможно. Такая точка зрения возникает как раз исходя из понимания духовности как высокого уровня морально-нравственных качеств, которые, казалось бы, согласно общечеловеческим принципам должны быть одинаковы для всех. Однако несмотря на фиксирующиеся совпадения в ориентации всех людей на некий набор ценностей и наличие того, что может быть названо духовностью, понимание этих морально-нравственных ценностей и наполнение содержанием понятия духовность различно.

Цель, которая ставится современной системой образования, - всестороннее гармоничное воспитание личности, - с точки зрения православной педагогики духовной не соответствует духовным законам развития человека. Православная педагогика, признавая необходимость всестороннего развития человека, постулирует скорее иерархичное воспитание обучающихся, под которым понимается такая «модель человека», которая подразумевает, что на первом месте с необходимостью должны стоять духовные ценности (понимаемые, естественно, в религиозном смысле), затем только душевные, и материально-физические. Так мы видим, что понимание человека в православной педагогической антропологии тоньше, чем в светской педагогической антропологии - кроме физической и духовной составляющей, выделяется еще и составляющая душевная.

Характерной чертой светской педагогики является то, что в качестве основы и отправной точки воспитания духовности в личности она предлагают в первую очередь знания и мораль в перспективе очевидного успешного и нравственного функционирования человека в окружающем физическом мире и построение доброго и справедливого общества. Православная же педагогика строится на признании абсолютной значимости категорий Добра и Зла, из признания существования реальности духовного мира. При таком подходе основным принципом полагается не добропорядочная жизнь и построение справедливого общества, а ориентация на божественную реальность, на личного Бога - это, собственно, то, что именуется духовностью, тогда как самореализация человека и помощь близким лишь следует из первого принципа. Другими словами, христианская педагогика во взгляде на человека подразумевает наличие сферы нравственности, включая сюда стремление к самоактуализации и т.д., но считает это областью душевного, и в то же время выделяет в человеке собственно духовную сферу, которая понимается тесно связанной со сферой божественного, чья реальность постулируется абсолютной и не подлежащей сомнению. В то время как секулярная педагогика сферу нравственности признает той самой сферой духовного на развитие которой у обучающихся следует потратить свои силы, при этом, очевидно, область всего «божественного», того, что религиозная традиция считает духовным, светской педагогической моделью не принимается в качестве основополагающей.

Кроме того, в светской системе морали категории добра и зла носят в известной степени относительный и лабильный характер, который объясняется обоснованием появления морально-нравственных ценностей через культурно-исторические причины. В то время как в религиозной системе вообще и в православном христианстве в частности, морально-нравственные ценности находят свое основание в ссылке на Бога и божественный закон, который в свою очередь является неизменным независимо от особенностей культурно-исторических трендов. Так, что в сфере

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

практической педагогики религиозное обоснование того, «что такое хорошо, а что такое плохо» носит не изменений, а значит более фундированный характер. Решение вопросов духовного воспитания, понимания мира и происходящих в нем вещей с этой точки зрения - вот первостепенная задача православной педагогики.

В результате анализа особенностей светского и духовного образования мы приходим к следующему выводу: в то время как православная педагогика в своем понимании духовности склоняется к богословию, педагогика светская тяготеет к философской концепции светского гуманизма. Нельзя, конечно, утверждать, что современная система образования не ратует за воспитание нравственности и задачу культурного развития личности отодвигает на второй план. Однако, оценивая идеологический базис светской педагогической модели с точки зрения православного педагогического опыта, можно утверждать, что для секуляризованной системы образования духовное воспитание становится бездуховным, т.е. в нем более преобладает материальная, физическая, психологическо-нравственная сторона. В то время как религиозное образование оперирует пониманием духовного в его собственном философско-теологическом значении.

Список использованной литературы

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.

2. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2001.

© Хамидулин А.М., Исаева А.В., Нуреева М.А., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

АРХИТЕКТУРА

УДК 373

Батсух Сарангэрэл Урнухбаяр Унуболд

Студенты 2 курса магистратуры,РУДН

Г.Москва,РФ E-mail:batsukh. sarangerel@gmail. com

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

Аннотация

Важнейшей целью исследования является характеристика процесса проектирования государственной школы. Дополнительный подход к этому процессу может быть применен к сравнительному изучению рекомендуемых процессов для школы с высокой производительностью. Возможности для вмешательства могут быть идентифицированы, современный процесс проектирования может быть изменен и, наконец, архитектурная качество школьных зданий может быть улучшено.

Ключевые слова Процесс проектирования, здание школы, устойчивость

Общественное образование всегда было важным инструментом содействия социальному прогрессу. Школы нуждаются в том, чтобы затронуть это влияние общества и обеспечить, чтобы будущие граждане были способны решать стоящие перед ними задачи. Одна из наиболее актуальных проблем сегодня связана с экологическими вопросами и средствами реализации глобального общества с более устойчивыми отношениями. Школы играют ключевую роль, используя содержание учебной программы и соответствующие методы обучения, чтобы передать эти новые взгляды. Кроме того, школы должны привести пример, чтобы адекватно представить желаемые значения определенного времени и места. Школьные здания должны экстериоризировать эти ценности, особенно благодаря устойчивой архитектуре.

Качество государственного образования находится в стадии обсуждения, особенно в свете неудовлетворительных показателей, достигнутых студентами. Все большее число исследований показывает, что качество физической среды влияет на пользователей, на их уровень стресса, физическое и психическое здоровье, а также чувство самоуважения. Здания с плохой вентиляцией, неадекватными молниеносными и акустическими условиями, а также неблагоприятная система отопления или охлаждения имеют прямые последствия для факторов благосостояния и влияют на более крупную окружающую среду. Оценка посещаемости школьных зданий показывает, что проблемы, связанные с комфортом окружающей среды, являются частыми, что указывает на необходимость пересмотра необходимых параметров. Для того чтобы школьная архитектура охватывала свою важную роль в новых образовательных целях, процесс проектирования должен измениться, чтобы специалисты могли отвечать текущим требованиям в рамках локальных ограничений.

Процесс проектирования школы предпочтений.

Литература о школьных зданиях обширна, обсуждается тенденции в образовании и архитектурный отклик на новые методы обучения и их технологическая поддержка. Созданы архитектурные решения по качеству, которые должны быть адаптированы к конкретным и местным условиям, чтобы быть эффективными. Архитектурное пространство считается третьим учителем для поддержки образовательной среды отличных учителей и применения ответственной учебной программы и методов творческого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.