собственности «Роспатент») имеет право рассматривать заявки на изобретения и выдавать патенты. Кроме того, сам процесс экспертизы многоэтапный и длительный. Поэтому для своевременного учета активности сотрудников в рейтинге разделены два тапа работы по патентованию. Первый этап -этап оформления и подачи заявки. Этим фиксируется и учитывается то, что ученый (коллектив ученых) уже провел серь-
Библиографический список
езную научную работу и получен результат мирового уровня. При положительном решении формальной экспертизы и экспертизы по существу (при подтверждении мировой абсолютной новизны разработки), при поучении патента изобретатели получают дополнительное (увеличено в 3,3-4 раза по сравнении с первым этапом) количество баллов.
1. Климова, А.В. Интеллектуальная собственность: основные нормы законодательства РФ . - М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, 2008.
2. Климова, А.В. Интеллектуальная собственность: основные нормы международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация. - М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), 2008.
3. Микки Мэйхен. Пособие по составлению заявок на гранты. - М.: Информационно-ресурсный центр посольства США, 2001.
Статья поступила в редакцию 13.11. 09
УДК 378.046.4
В.В. Халикова аспирант АлтГПА, г. Барнаул, Email: DOU Teremok @yandex. ru
ОТЛИЧИЕ ПОЗИЦИЙ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ OТHOШЕHИЯХ У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕ^ТОЙ И ^ВУРДЖЕ^^Й СУБЪЕКТООСТЬЮ
В статье представлена краткая характеристика позиций в детско-родительских отношениях у детей с выраженной и невыраженной субъектно-стью. Изложены результаты двухлетнего исследования субъектности детей старшего дошкольного возраста как целостной характеристики позиции ребёнка в детско-родительских отношениях.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, субъектность ребёнка, позиция ребёнка в детско-родительских отношениях.
Проблематику субъекта деятельности и феномена субъ-ектности разрабатывали многие отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцы-ферова, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, В.Т. Кудрявцев, В.С. Лазарев, В.И. Зинченко, В.А. Петровский, А.К. Дусавицкий,
А.Л. Венгер, В.В. Селиванов, В.И. Моросанова). Субъекта характеризуют как человека, способного к произвольному поведению, творчеству, рефлексии и самостоятельности, це-леполаганию и проектированию хода развития собственных способностей, к децентрации - умению координировать собственную позицию с позициями других, выходить за пределы предустановленного - быть «свободным, целеустремленным, целостным, развивающимся существом» [1].
Понятие «субъектность» связано с понятиями «совместность» и «событийная общность», которые представляют собой целостную систему связей и отношений [2; 3].
Современные условия семейного воспитания создают подвижные, вариативные взаимоотношения между ребёнком и взрослым, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим ребёнком, его позицией. Во взаимодействии ребёнка и родителей центр смещается в сторону взрослых: именно они выстраивают и формируют направленность этого взаимодействия, в котором ребёнок либо занимает активную позицию, либо принимает себя в качестве объекта манипуляций со стороны взрослых. Однако даже непосредственно направленные на ребёнка воспитательные и другие воздействия могут быть эффективными лишь тогда, когда они опосредуются самим ребёнком. Причем опосредование здесь выступает не только как понимание, принятие их ребёнком, но и как встречная активность ребёнка как субъекта, как выражение его позиции.
В общетеоретическом плане существует положение о том, что развитие личности ребёнка совершается благодаря его взаимодействию со взрослыми, прежде всего с родителями. Такое взаимодействие предполагает обоюдную активность - со стороны, как взрослого, так и со стороны ребёнка. В частности, размышляя о проблеме перехода от дошкольного к младшему школьному периоду развития. Д.Б. Эльконин пишет, что «...психологический механизм «потери непосредственности» заключается в возникновении особой внутренней ориентации в смыслах дальнейших отношений со взрослым или будущего положения в кругу сверстников, т. е. смысловой
ориентации на социальную позицию, которая может возникнуть в результате выполнения данного поступка» [4, с. 501].
Вместе с тем большинство конкретных исследований детско-родительского взаимодействия строится по схеме «родительское воздействие - детский ответ». В качестве субъекта активности выступает взрослый, ребёнок же оказывается не активной, а реагирующей, реактивной стороной. Эта логика наиболее выпукло проявляется в исследованиях, прослеживающих влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребёнка [5; 6]. Лишь в немногих работах этого направления делается попытка учесть также и вторую сторону детско-родительского взаимодействия - воздействие детского поведения на родителей.
Действуя с позиции субъекта детско-родительского взаимодействия, ребёнок самостоятельно выбирает стратегию поведения в различных ситуациях и условиях жизнедеятельности, проявляя свою активность. Активные, целенаправленные, осознаваемые ребёнком действия, способствуют его успешному включению в семейную среду. Активность - это способность ребёнка быть субъектом взаимодействия со взрослыми в детско-родительских отношениях, определять для себя меру включённости в детско-родительские отношения, т.е. влиять на эти отношения и отношения между родителями, в соответствии с ситуацией выбирать стратегию поведения. Активность старшего дошкольника приобретает интеллектуальный характер и включает обдумывание будущей деятельности, действий. Индивидуальные различия в активности накладывают отпечаток на все взаимоотношения ребёнка с родителями.
Мы в своём исследовании исходили из представления о том, что в детско-родительских отношениях действия ребёнка и родителей взаимно ориентированны друг на друга. Не только поступки ребёнка являются ответом (реакцией) на действия родителей, но в той же мере и поступки родителей представляют собой реакцию на действия ребёнка. Эта «кольцевая» взаимосвязь порождает межличностную ситуацию развития ребёнка, являющуюся источником формирования его личностных особенностей, субъектных качеств.
На наш взгляд, субъектность - это многогранное понятие, включающее в себя широкий спектр характеристик, среди которых можно выделить: активность, осознанность, креативность.
Целью нашего исследования: выявление содержания и отличительных особенностей позиций детей с выраженной и
невыраженной субъектностью в детско-родительских отношениях.
В исследовании принимали участие 126 детей 6-ти - 7-ми лет (подготовительные к школе группы детского сада).
Методы и методики исследования: проективные методики «Моя семья», «Семья, которую я хочу», «Волшебный мир», «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем», тест «Незаконченные предложения», трансактный анализ для детей.
На первом этапе исследования, анализируя полученные результаты диагностических данных, по разработанным нами заранее критериям, мы разделили детей на две группы: дети с ярко выраженной субъектностью и дети с невыраженной субъектностью.
Субъектность, отношение ребёнка к его жизненной реальности непосредственно связана с особенностями интеллектуальной деятельности, способностями восприятия, познания и отражения реальной действительности.
На втором этапе исследования мы, анализируя результаты, полученные по вышеописанным методикам, выявили качественное содержание и отличительные особенности позиций детей с выраженной и невыраженной субъектностью, в детско-родительских отношениях.
Результаты второго этапа исследования:
Согласно полученным результатам на первом этапе сравнительного анализа проводимых нами методик, можно заключить, что дети с выраженной и невыраженной субъект-ностью, по-разному проявляют субъектные качества по отношению к членам семьи, а, следовательно, по-разному воспринимают близких, родителей, имеют разные мнения и представления о семейных ролях и ролевом поведении членов семьи, по-разному принимают родителей и выражают отношение к ним, по-разному оценивают свою роль в этих отношениях.
Результаты исследования по методикам, указанным выше показали, что активность ребёнка 6-ти - 7-ми-летнего возраста приобретает организованный и чрезвычайно разнообразный характер.
Анализ результатов рисуночных проективных методик показал следующее. У детей с выраженной субъектностью рисунки занимают достаточно большую площадь листа, реальный состав семьи не искажён, соблюдены пропорции в изображении размеров каждого члена семьи, что свидетельствует об их положительных семейных взаимоотношениях, высокой психологической близости (стоят рядом, взявшись за руки; делают что-то вместе).
В рисунках детей с невыраженной субъектностью, чаще, чем у детей с выраженной субъектностью отмечается искажение реального состава семьи (ф* = 2,23 при p < 0,05).
В рисунках детей с выраженной субъектностью чаще встречается реалистическое изображение членов семьи, нет схематичности изображений (ф* = 3,59 при p < 0,01).
Рисунки детей с выраженной субъектностью отличаются эстетическим изображением персонажей, четкостью и выразительностью образов, изяществом линий, что свидетельствует об эмоциональной выразительности, присутствии чувства симпатии. У детей с невыраженной субъектностью отмечается каракулевое изображение, очень редко встречается эстетическое изображение (ф* = 3,40 при p < 0,01).
У детей с выраженной субъектностью достаточно много рисунков, где отмечаются особенности позитивных графических презентаций, которые свидетельствуют о хороших взаимоотношениях с членами семьи. У детей с невыраженной субъектностью эти особенности отмечаются значительно реже (ф* = 4,35 при p < 0,01).
Дети с выраженной субъектностью разными способами (яркостью, размерами, контрастностью и т.д.) отмечают значимого члена семьи. Чаще всего это мать, несколько реже -отец. У детей с невыраженной субъектностью такие признаки отмечаются значительно реже (ф* = 4,30 при p < 0,01).
Индикатором семейных отношений является, на наш взгляд, расположение фигур в пространстве. Дети с выраженной субъектностью изображают в рисунке обоих родителей,
располагая себя рядом с любимым родителем (или сиблин-гом), часто между обоими родителями, не отдавая особых предпочтений ни одному из них.
Анализируя рисунки детей с невыраженной субъектно-стью, мы обратили внимание, что эти дети чаще, чем дети другой группы (ф* = 2,86 при р < 0,01) рисуют себя рядом с одним из родителей, в зависимости от привязанности ребёнка к отцу или к матери, либо с другими персонажами, не являющимися родственниками ребёнка.
У детей с выраженной субъектностью в рисунках методики «Семья, которую я хочу» отмечается следующая особенность: рисуют себя очень тщательно, прорисовывая все части тела и детали одежды, автор часто изображён в действиях.
У детей с невыраженной субъектностью изображение автора чаще всего схематично, вне каких либо действий, не прорисованы основные детали фигуры человека (ф* = 1,9 при р < 0,05).
Важно отметить, на наш взгляд, что у детей с выраженной субъектностью из неполных семей в рисунках присутствует отец, который, возможно, даже не встречается с ребёнком. У некоторых детей отцы в рисунке отсутствуют, хотя в действительности это полная семья. По высказываниям детей, можно предполагать, что у ребёнка с отцом не очень хорошие отношения. Это явилось причиной отсутствия отцов в рисунках «Семья, которую я хочу». Проявляя осознанное отношение к ситуации устранения отца из семьи, или наоборот, дорисовывая в семью, в которой хотел бы жить ребёнок, мы видим, как он демонстрирует свою активность в решении проблемы.
Изменения в изображении желаемой ребёнком семьи не всегда характеризует эмоциональный конфликт ребёнка с родителями или недовольство семейной ситуацией. Это может быть показателем творчества ребёнка, его желанием изменить состав семьи, поселяя в свою семью любимых и приятных для ребёнка знакомых и родственников, что характеризует его как субъекта активности, умеющего ставить цели и проявлять самостоятельность в символической ситуации. Это является показателем проявления субъектности детей. У детей с невыраженной субъектностью такие особенности графических презентаций членов семьи, в которой ребёнок хотел бы жить, встречаются довольно редко, что говорит о том, что дети этой группы менее активны и инициативны в желаниях изменить что-то в своей семье, семейных отношениях (ф* = 2,66 при р < 0,01).
Есть рисунки, где очень много различных дополнений, дорисовок, мелких деталей, с помощью которых ребёнок вносит изменения в привычный уклад семьи. Обращает на себя внимание такая особенность в рисунках, как изменения внешнего вида близких членов семьи (матери, отца и т. д.). Сравнивая рисунки «Моя семья» и «Семья, которую я хочу», мы отмечаем такую особенность у детей с выраженной субъект-ностью. У детей с невыраженной субъектностью такие рисунки встречаются значительно реже
(ф* = 2,86 при р < 0,01).
Анализ рассказов детей двух групп по методике «Детский мир» показал особенности отношений ребёнка с родителями, позицию, которую занимает ребёнок в детско-родительских отношениях, представления детей о взаимоотношениях родителей и осознанность ребёнком этих отношений. Тематика рассказов дошкольников позволяет увидеть содержательную сторону субъектности детей, выявить степень активности ребёнка в построении детско-родительских отношений, особенности проявления субъектности ребёнка в системе отношений «ребёнок - взрослый». Составляя рассказы по картинкам, дети описывают различные стороны внутрисемейных отношений, проблемы, которые осознаются ребёнком, позицию ребёнка в решении этих проблем. Анализируя рассказы детей, мы отмечаем, что чаще всего дети описывали семейные конфликты (родители ругают ребёнка, ссора отца и матери, развод родителей). Дети с выраженной субъектностью выступают в активной позиции, что позволяет им влиять на эти отношения и отношения между родителями. Они делают активные попытки к выстраиванию своих отношений с отцом и
матерью, влиять на отношения между взрослыми. Дети с невыраженной субъектностью изменяют (или пытаются изменить) негативные установки по отношению к родителям. Просматриваются причины и механизмы поведенческих реакций ребёнка на неблагополучные детско-родительские отношения.
В рассказах детей с невыраженной субъектностью реже звучит тема семейного отдыха, совместной деятельности всех членов семьи (ф* = 4,43 при р < 0,01). Дети этой группы говорят о своих недостатках, считают, что им не везёт, что у них нет способностей Напротив, дети с выраженной субъектно-стью предпочитают рассказывать о семейном отдыхе, демонстрируя положительное эмоциональное состояние и отношение при описании сюжета.
Содержание рассказов детей с выраженной субъектно-стью отражает достаточно близкие отношения между ребёнком и взрослыми. Рассказы, в которых дети описывают отношения с родителями по типу сотрудничества и эмоциональной близости у детей с выраженной субъектностью встречаются чаще, чем у детей второй группы (ф* = 2,72 при р < 0,01). Содержание рассказов отражает общие интересы семьи, активное участие ребёнка в совместной деятельности со взрослыми. Дети с невыраженной субъектностью, составляя рассказы по тому же рисунку, реже описывают общую деятельность с родителями. Чаще всего они описывают эпизоды из жизни посторонних людей или знакомых, устраняя своё присутствие и участие родителей.
При анализе всех типов ситуаций, описанных детьми в своих рассказах, учитывалась не только их содержательная сторона, но и эмоциональные характеристики. Как положительная, так и отрицательная направленность переживаний детей, связанная с ожидаемым ими отношением близких взрослых, накладывает отпечаток в каждом рассказе ребёнка, определяя его поведение в отношениях с родителями. Дети с выраженной субъектностью в рассказах чаще, чем дети с невыраженной субъектностью отражали тему наказания ребёнка родителями и одиночества (ф* = 2,23 при р < 0,05).
У детей с невыраженной субъектностью совершенно иной характер имеют представления ребёнка о взаимоотношениях с родителями, несколько иные представления об одиночестве и наказании ребёнка родителями. Дети демонстрируют в своих рассказах семейную ситуацию, характеризуя её наличием реальной дистанции в общении с родителями, нарушением межличностных связей и контактов в семье, напряжённостью и конфликтностью. У детей этой группы отмечаются неудовлетворённые потребности в любви, заботе, они испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Дети с невыраженной субъектностью, испытывающие затруднения в общении с родителями, имеют более высокий уровень эмоционально положительного отношения к другим людям (бабушке, дедушке, другу, брату, сестре).
Чем ярче проявляется субъектность, тем активнее проявляется инициатива в отношениях с родителями. Степень проявления интереса к просьбе родителей у детей обеих групп очень высокая. Позитивный интерес детей в отношениях с родителями рассматривается, в первую очередь, как стремление ребёнка к общению с близкими. В отношениях с родителями ребёнок проявляет интерес в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на доминантном стиле общения дошкольника с родителями. Наибольшую активность, по данным исследования, показали дети с выраженной субъектностью (ф* = 2,02 при р < 0,05).
Характер активности ребёнка и действия, направленные на его признание взрослым демонстрируют отношение ребёнка к ситуации несправедливого обвинения. Дети стремятся к взаимопониманию со взрослыми. Они с повышенным вниманием относятся к словам и действиям взрослого, стараются понять его, найти причину того, почему взрослый думает так, а не иначе. Настроенность на взрослого, стремление к общности взглядов создают благоприятные возможности для усвоения нравственных представлений, для становления моральных суждений. Результаты исследования показывают, что дети с выраженной субъектностью чаще демонстрируют умение отстаивать собственную точку зрения, занимая при этом ак-
тивную позицию, чем дети с невыраженной субъектностью (ф* = 5,21 при р < 0,01).
Активные действия ребёнка, тенденция к покровительству в отношениях с родителями характеризует принятие детьми этических норм поведения в отношениях с родителями и формирование связанных с ними моральных переживаний. Это часть общего процесса активности вхождения ребёнка в жизнь взрослых, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков. Такие ответы чаще встречаются у детей с выраженной субъектностью (ф* = 2,23 при р < 0,05).
Социальная активность детей, направленная на совместную деятельность со взрослым, характеризует ребёнка как партнёра совместной деятельности, которая выражается в обострённом чувстве самоуважения, в переживаемой значимости для родителей в качестве равноправного партнёра. Способность различать себя и других (родителей) в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе отношений «ребёнок - взрослый». Стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни, в отношениях с родителями и выполнять новую важную не только для них самих, но и для родителей, деятельность чаще отмечается у детей с выраженной субъект-ностью. У детей с невыраженной субъектностью эта особенность отмечается значительно реже (ф* = 2,50 при р < 0,01).
Анализируя данные исследования, можно отметить, что дети с выраженной субъектностью чаще выражают своё отношение к действиям родителей, которые мешают, раздражают детей (ф* = 6,18 при р < 0,01).
Дети с невыраженной субъектностью стараются не вступать в конфликтные отношения с родителями, дистанцируются от родителей. Поведение таких детей становится зависимым от настроения и поведения взрослых. Дети этой группы испытывают определённые эмоциональные трудности во взаимоотношениях с родителями. Отстранённые отношения приводят к обеднению и уплощению образа родителей.
Тест незаконченных предложений позволил определить сущностное содержание позиций взрослого и ребёнка именно как специфических субъектов взаимодействия. Во взаимодействии со взрослым ребёнок находится в позиции реального субъекта этого взаимодействия и проявляет специфику проявления субъектности в ситуации, когда взрослый не считается с ребёнком. Взаимодействие в подобной ситуации отличается особой напряжённостью. Ребёнок активно вмешивается в ситуацию общения, демонстрируя широкий спектр протестных форм принятия руководства со стороны родителя: формально выполняя его указания, оспаривая его требования, отказывается принимать то, что предлагает родитель, проявляя к нему негативизм. И ребёнок, и родитель - склонны игнорировать состояние партнёра по взаимодействию. Ребёнок негативно оценивает действия родителя. Дети с выраженной субъектно-стью чаще демонстрируют выше описанное поведение, чем дети с невыраженной субъектностью (ф* = 3,07 при р < 0,01).
Анализ результатов исследования по методике «Волшебный мир» показал, что дети с выраженной субъектностью чаще размышляют и проговаривают о психологических проблемах в семье, разбираются во внутрисемейных отношениях, понимают смысл и причину действий взрослых, а потому чётко проговаривают желаемые варианты своих действий (ф* = 1,76 при р < 0,05). У детей с невыраженной субъектностью ответы содержат несколько иной смысл и направлены, в основном, на собственные желания.
У детей с выраженной субъектностью встречаются ответы, которые можно расценивать как попытку манипулировать родителями, используя различные манипулятивные способы, например сравнение. Это служит ярким проявлением активной роли ребёнка в построении отношений с родителями. Дети с выраженной субъектностью в своих желаниях скорее пытаются сами выполнить действия за взрослого, показывая высокий уровень инициативы и выраженной мотивации общения со взрослым, умение вставать на позицию взрослого.
Таким образом, для старших дошкольников взаимоотношения с родителями - одна из самых значимых ценностей.
Дети понимают, осмысливают свой опыт взаимодействия с родителями, воспринимают и оценивают отношение родителей к себе, в соответствии с этим выражают свою оценку семейной ситуации. Анализ результатов исследования выявил потребности, значимые переживания, представления о переживаниях у детей с выраженной и невыраженной субъектно-
стью в их реальной житейской ситуации, субъективную значимость тех или иных проблем, касающихся взаимоотношений с родителями. Результаты исследования дают достаточно объективную информацию об отличиях позиций в детско-родительских отношениях у детей с выраженной и невыраженной субъектностью.
Библиографический список
1. Петровский, А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов - на Дону: издательство «Феникс», 1996.
2. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000.
3. Слободчиков В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1990. - № 3.
4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
5. Дубровина И.В. Стили родительского поведения / И.В. Дубровина, З.Г. Фадеева // Завуч. - 1998. - № 2.
6. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3.
Статья поступила в редакцию 15.11.09
УДК 159.901
И.О. Логинова, канд. психол. наук, доц., директор института психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
ХРOHOТОПИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИ-ЗШ^ОГО СAМOOСУЩЕСТВЛЕHИЯ ЧЕЛОВЕКА
В статье представлен анализ условий человеческого существования - хронотопических характеристик, становящихся в процессах самооргани-зационного движения психологической системы и обеспечивающих реальность и действительность мира человека. Показано, что идея литературно-художественного хронотопа может быть транспонирована в идею хронотопа конкретного человека, обладающего характеристиками пространства и времени жизни, объединенными смысловым содержанием, выраженным событийным рядом индивидуальной истории.
Ключевые слова: хронотоп, хронотопические характеристики, жизненное самоосуществление человека, ценностно-смысловое пространство жизни человека.
Новые инициативы и новые возможности открываются человеку в особых условиях человеческого существования -хронотопических, учитывающих внутрисистемное со-бытие времени и пространства. Эти условия, обладая характеристиками реальности и действительности для человека и становясь в процессах самоорганизационного движения психологической системы, позволяют постигать человеку смысл и ценность собственных потенциальных возможностей жизненного самоосуществления.
Хронотоп (от греч. ектопію - время + 1юро8 - место; буквально - времяпространство). Традиционно под хронотопом понимается временно-пространственный континуум, в котором живет человек, преодолевающий и овладевающий пространством и временем. В процессе жизненного самоосущест-вления человек субъективирует пространство и время, разъединяет их, объединяет или трансформирует, порой превращая одно в другое, благодаря чему его жизнь разворачивается в таком измерении пространства и времени, в котором они нераздельны [1]. По мнению большинства ученых, отдельно взятые пространство и время - это лишь «тень реальности» [2], а реальные события протекают безраздельно в пространстве и времени, в хронотопе.
Несмотря на почти столетнее оперирование термином «хронотоп», обращение к вопросам его функционирования в реальной жизнедеятельности людей, многие его «стороны» остаются «загадкой» психологии, а к раскрытию психологических механизмов хронотопа, или «таинственных взаимопревращений пространства и времени в психологическом поле -пространстве смысла, психология только приступает» [3. с. 89]. Причина этого видится в том, что отсутствовало целостное учение о бытии человека, его специфических уровнях и качествах [4]. Изменила в определенном роде эту ситуацию постановка проблемы человека как онтологической реальности, обозначенная С.Л. Рубинштейном. Однако, постановка проблемы так и не привела к ее решению, поскольку контекстуально она была сформулирована в парадигме отражения, где подобные «задачи» решения не имели. «Второй путь», выбранный в свое время О.К. Тихомировым и развернутый до построения собственной научной теории В.Е. Клочко, опреде-
лил новый контекст данной проблемы - онтология самоорганизующихся систем, где психика выступает «порождением новой реальности», обеспечивающей устойчивое усложнение системной организации. Этим контекстом определяется понятие «хронотоп», рассматриваемое нами.
Понятие «хронотоп» впервые ввел в научный язык А.А. Ухтомский, указав, что человек живет в хронотопе, который является для него «спайкой» пространства и времени, формой существования живой материи, находящейся в движении. Ученый исходил из того, что условием возможной гармонии между временем и пространством выступает гетерохрония, подразумевающая, что увязка во времени, в скоростях и ритмах действия, сроках выполнения отдельных элементов образует из пространственно разделенных групп функциональный центр. Хронотоп непрерывен, но если и есть в нем интервалы, то, в интепретации А. А. Ухтомского, это интервалы между событиями. Эта линия была развита С.Л. Рубинштейном, который отмечал, что «узловые моменты» и «поворотные этапы», случающиеся в жизни человека на длительный срок могут определить его дальнейшую судьбу [5]. Судьбоносность, то есть способность события зримо повлиять на жизненный путь человека, можно считать объективным критерием настоящего события. Кроме того, настоящее событие должно соответствовать субъективному критерию, находя отклик во внутреннем мире человека, в его личностных переживаниях по поводу роли события на жизненном пути. Из таких событий и слагается история внутренней, душевной жизни человека.
В.П. Зинченко использовал понятие «хронотоп» для анализа предметного действия человека, в котором образ ситуации в различные моменты развертывания действия преобразуется в образ и программу действия, которые, трансформируясь в само действие и будучи осуществленными, трансформируются в новый образ ситуации. И если в образе ситуации преобладает, по данным В.П. Зинченко, субъективное пространство и объективное время, то в действии, наоборот, преобладающими являются субъективное время и объективное пространство. «Хронотоп, - пишет В.П. Зинченко, - это живое измерение пространства и времени, в котором они нераз-