Научная статья на тему 'Открытие музея С. Н. Шпильрейн в Ростове-на-Дону'

Открытие музея С. Н. Шпильрейн в Ростове-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / СЕМИОСФЕРА / ШПИЛЬРЕЙН / ЮНГ / ФРЕЙД / БЛЕЙЛЕР / ПСИХОАНАЛИЗ / ДЕСТРУКЦИЯ / ШИЗОФРЕНИЯ / MUSEUM / SEMIOSPHERE / SPIELREIN / JUNG / FREUD / BLEULER / PSYCHOANALYSIS / DESTRUCTION / SCHIZOPHRENIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Филатов Ф.Р.

Статья посвящена открытию первого в России музея психолога музея выдающейся женщины-психоаналитика, психиатра, педолога Сабины Николаевны Шпильрейн в Ростове-на-Дону. Согласно теории Ю. М. Лотмана, музей рассматривается как материальное воплощение идеи семиосферы -единого смыслового пространства культуры. Входя в семиотическое пространство города, музей становится в нем знаком и символом. Авторы статьи отмечают символическое значение музея С. Н. Шпильрейн, позволяющего по-новому осмыслить недооцененные факторы формирования психологической науки, такие как: роль женщины-ученого в становлении научного знания, представленного образами выдающихся мужчин патриархов психоанализа;роль периферийного города Ростова-на-Дону, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, в истории психологии XX в. В статье прослеживаются этапы жизни С. Н. Шпильрейн, обсуждается ее вклад в становление психоанализа, в психологию развития (исследования мышления и речи в детском возрасте), клиническую психологию (психологические исследования шизофрении). Приводится характеристика основных работ, составляющих ее научное наследие. Авторы освещают открытие музея С. Н. Шпильрейн как знаковое событие в современной истории психологической науки, излагают концепцию музея и проясняют перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Opening of S. N. Spielrein''s Museum in Rostov-on-Don

The article is devoted to the opening of the first museum of psychologist in Russia the museum of outstanding woman-psychoanalyst, psychiatrist, pedologist Sabina Nikolaevna Spielrein in Rostov-on-Don. According to Y. M. Lotman's theory, the museum is regarded as the material embodiment of the semiosphere idea whole semantic space of the culture. Entering the semiotic space of the city, the museum becomes its sign and symbol. The authors note the symbolic significance of S. N. Spielrein's museum, allowing to rethink underappreciated factors of psychological science formation, such as: the role of woman-scientist in the development of scientific knowledge, represented by the images of prominent men patriarchs of psychoanalysis; the role of the peripheral city of Russia, Rostov-on-Don, along with Moscow and St. Petersburg, in the psychology's history of the XX century. In the article the main stages of S. Spielrein's life are described. The authors discuss her contribution to the development of psychoanalysis, in developmental psychology (the study of thought and speech in children), clinical psychology (psychological studies of schizophrenia). The article also contains the characteristic of the main works in S. Spielrein's scientific heritage. The authors describe the opening of S. N. Spielrein's museum as a landmark event in the modern history of psychology, explain the concept of the museum and clarify the prospects for its development.

Текст научной работы на тему «Открытие музея С. Н. Шпильрейн в Ростове-на-Дону»

УДК 159.99

открытие музея с. н. шпильрейн

В РОСтОВЕ-НА-ДОНУ

Ермаков Павел Николаевич Абакумова Ирина Владимировна Филатов Филипп Робертович

Статья посвящена открытию первого в России музея психолога - музея выдающейся женщины-психоаналитика, психиатра, педолога Сабины Николаевны Шпильрейн - в Ростове-на-Дону. Согласно теории Ю. М. Лотмана, музей рассматривается как материальное воплощение идеи семиосферы -единого смыслового пространства культуры. Входя в семиотическое пространство города, музей становится в нем знаком и символом.

Авторы статьи отмечают символическое значение музея С. Н. Шпильрейн, позволяющего по-новому осмыслить недооцененные факторы формирования психологической науки, такие как: роль женщины-ученого в становлении научного знания, представленного образами выдающихся мужчин - патриархов психоанализа;роль периферийного города Ростова-на-Дону, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, в истории психологии XXв. В статье прослеживаются этапы жизни С. Н. Шпильрейн, обсуждается ее вклад в становление психоанализа, в психологию развития (исследования мышления и речи в детском возрасте), клиническую психологию (психологические исследования шизофрении). Приводится характеристика основных работ, составляющих ее научное наследие. Авторы освещают открытие музея С. Н. Шпильрейн как знаковое событие в современной истории психологической науки, излагают концепцию музея и проясняют перспективы его развития.

Ключевые слова: музей, семиосфера, Шпильрейн, Юнг, Фрейд, Блейлер, психоанализ, деструкция, шизофрения.

Введение

Оценить вклад какой-либо личности или, что еще сложнее, системы научного знания в семиосферу (города, сообщества, страны) - сложная исследовательская задача, требующая для своего решения наличия и идентификации конкретных, желательно материальных, культурных объектов, позволяющих репрезентировать этот вклад. К таким сложным материальным объектам, представляющим собой смысловое тело культуры в миниатюре, относится музей, экспозиция которого посвящена конкретной судьбе ученого в контексте его эпохи, в свете истории ключевых научных идей, школ,

течений, социальных практик. Любой музей есть результат кристаллизации исторической памяти, а также консолидации прежде разрозненных усилий по сохранению значимых примет какой-либо эпохи и свидетельств жизни ее ярких представителей. С открытием музея в единой культурной сфере страны, города, сообщества возникает и обретает собственную жизнь особое смысловое пространство. Ю. М. Лотман, предложивший идею семиосферы, именно музей считал ее зримым и осязаемым, а не только метафорическим, воплощением; в музее различные уровни смысла и смысловые подсистемы упорядочены и отражены посредством определенным образом сгруппированных экспонатов. «Представим себе, - писал Ю. М. Лотман, - в качестве некоего единого мира, взятого в синхронном срезе, зал музея, где в разных витринах выставлены экспонаты разных эпох, надписи на известных и неизвестных языках, инструкции по дешифровке, составленные методистами пояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий и правила поведения посетителей, и представим все это как единый механизм. [...] Мы получим образ семиосферы» [2].

В свете современных культурологических концепций, развивающих идеи Ю. М. Лотмана [2, 3, 4, 10], музей рассматривается как крупное семиотическое образование, включенное в семиосферу культуры. При этом сам музей является семиосферой для составляющих его элементов (в качестве таковых выступают различные музейные объекты, служащие знаками, и экспозиция в целом, как объединяющая их знаковая система). Музейное смысловое пространство - это не только единица анализа уже сформированного социокультурного опыта, но и динамическое целое, включенное в определенный контекст, обусловленное им и вместе с тем влияющее на него. В объемлющем его городском семиотическом пространстве музей сам становится семиотическим элементом - знаком или символом. Будучи включен в коммуникативные процессы крупного современного города, он постепенно раскрывает свой информационный потенциал интерпретатору (городскому жителю, туристу, ученому-исследователю и др.).

Как и любой знак, музей составляют четыре структурных компонента: 1) материальная основа; 2) значение или денотат; 3) информационное наполнение и 4) интерпретанта, т. е. образ данного знака (музея), формирующийся в сознании познающего его субъекта. Семиотические исследования последних лет включают анализ элементов знаковой организации музея как на микроуровне его внутренней структуры, так и на макроуровне семиосферы, определяющей знаковое окружение музея и влияющей на него. При таком подходе вся семиотическая система музея анализируется как соединение знаковых и незнаковых элементов, которые исследуются с позиций познающих их субъектов (посетителя, сотрудника музея, коллекционера) [3].

В этой статье пойдет речь об открытии первого в России музея психолога -музея выдающейся женщины-психоаналитика, психиатра, педолога Сабины Николаевны Шпильрейн (7 ноября 1885 - 12 или 14 августа 1942).

Открытие музея

Открытие Мемориального Музея Сабины Николаевны Шпильрейн состоялось 7 ноября 2015 г. в Ростове-на-Дону по адресу ул. Пушкинская, 83 (где располагался доходный дом семьи Шпильрейн) и было приурочено к 130-летию со дня рождения этой выдающейся женщины-психоаналитика. Три организации выступили инициаторами создания этого музея: Российское психологическое общество, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета и Галерея NNN заслуженного художника РФ Н. В. Полюшенко.

Есть основания утверждать, что Мемориальный Музей Сабины Шпильрейн в Ростове-на-Дону - это первый открытый на территории Российской федерации музей ученого-психолога. Он посвящен женщине, внесшей значительный вклад в развитие отечественного и мирового психоанализа, клинической психологии и психиатрии, педологии и психологии детства. Чаще всего в научной литературе ее имя ассоциируется с понятием деструкции, ведь именно С. Н. Шпильрейн первой в психологии поставила вопрос о природе разрушительных влечений и побуждений человека, что нашло отражение в ее работе «Деструкция как причина становления» (1912 г.) [11].

Фотография 1. Выступление проф. Ю. П. Зинченко и проф. П. Н. Ермакова на открытии Музея С. Н. Шпильрейн

Сабина Шпильрейн

Одним из первых экспонатов музея С. Н. Шпильрейн стало свидетельство о ее рождении (см. фотографию 4). Сабина Николаевна Шпильрейн родилась 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1885 года в г. Ростове-на-Дону в семье видного преуспевавшего коммерсанта, энтомолога по образованию, впоследствии купца 1-ой гильдии Николая Аркадьевича Шпильрейна (1861-1938) и врача-стоматолога Евы Марковны Шпильрейн, урожденной Люблинской (1863-1922).

Сабина была старшим ребенком в семье; кроме нее у четы Шпильрейн впоследствии родились три сына - Ян Николаевич (1887-1938), Исаак Николаевич (1891-1938) и Эмиль Николаевич (1899-1938) - все трое одаренные ученые и все трое репрессированы по сфабрикованным обвинениям в разгар сталинских чисток, - а также младшая дочь Эмилия (1895-1901), умершая от тифа в раннем детстве [5, 6, 7].

Фотография 2. Сабина Николаевна Шпильрейн

Поначалу семья Шпильрейн жила в арендованных квартирах, а в 1897 г. переехала в собственный дом по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 83 («Доходный дом семьи Шпильрейн»), где в 7 ноября 2015 г. к 130-летию Сабины Николаевны и был открыт Мемориальный Музей.

Сабине Шпильрейн суждено было стать одной из первых женщин-психоаналитиков, ученицей и коллегой выдающихся ученых мужей ее времени - Ойгена Блейлера, Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. Защитив докторскую диссертацию под руководством О. Блейлера и К. Г. Юнга

в Цюрихском университете, она некоторое время сотрудничала с Зигмундом Фрейдом и его соратниками в Вене, проявила себя как активная участница международного и российского психоаналитического движения, в разные периоды своей карьеры состояла в трех психоаналитических обществах: Венском (с 1911 по 1922 гг.), Женевском (с 1922 по 1924 гг.) и Русском (с 1924 г. до момента ликвидации общества).

Докторская диссертация С. Н. Шпильрейн, посвященная психологическому анализу одного случая шизофрении, стала важной вехой в истории изучения этого заболевания и поспособствовала формированию нового, более современного представления о нем, которое связывается в истории науки с именем учителя С. Н. Шпильрейн, выдающегося психиатра О. Блейлера [12]. С. Н. Шпильрейн в числе первых задалась вопросом о происхождении речи в детском возрасте и о специфике детского мышления; будучи личным психоаналитиком крупнейшего психолога XX в. Жана Пиаже, она предвосхитила его исследования в области психологии детского возраста и повлияла на общую направленность его ранних научных интересов. Научное наследие [8, 9, 12] и биография Сабины Шпильрейн на долгие десятилетия были преданы забвению и оказались в фокусе кропотливого изучения после того, как в 1977 г. в подвале Женевского Института Жан-Жака Руссо итальянский психоаналитик Альдо Каротенуто обнаружил ее архивы. В 1980 г. вышла в свет его монография «Дневник тайной симметрии. Сабина Шпильрейн между Юнгом и Фрейдом» [14], после чего эта выдающаяся женщина постепенно заняла достойное место в ряду ключевых фигур психоаналитического движения [5, 6, 13, 15, 16].

Фотография 3. Выступление проф. П. Н. Ермакова на открытии Музея С. Н. Шпильрейн

Фотография 4. Свидетельство о рождении С. Н. Шпильрейн

Конференция

К 130-летию со дня рождения С. Н. Шпильрейн 7-8 ноября 2015 г. под эгидой Российского психологического общества, Академии психологии и педагогики Южного федерального университета и Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП-Россия) состоялась Международная конференция «Сабина Николаевна Шпильрейн: ее личность и вклад в психоанализ, психологию развития, клиническую психологию». Конференция была приурочена к открытию Мемориального Музея. Известный российский психолог, профессор А. Г. Асмолов в своем видеообращении к участникам мемориальной конференции так выразил знаменательность этого момента:

«В нашем изменяющемся мире, где так много рациональности, прагматизма и боли, все-таки есть место чуду, и это чудо состоит в том, что открывается музей легенды, музей Сабины Шпильрейн...». Конференцию открывали доклады известных российских психоаналитиков, ректора Восточно-Европейского Института психоанализа, проф. М. М. Решетникова и сотрудника Института философии РАН проф. В. М. Лейбина.

На конференции были впервые представлены недавно найденные письма, отражающие жизненную ситуацию С. Н. Шпильрейн в Женеве накануне возвращения в СССР в 1923 г. Среди них ранее неизвестное и еще не опубликованное письмо З. Фрейда. С презентацией выступила Сабина Рихебехер (Цюрих), автор биографической книги о Сабине Николаевне «Сабина Шпильрейн: почти жестокая любовь к науке». Обращение к участникам конференции прислал и другой прославленный исследователь биографии и наследия С. Н. Шпильрейн - Генри Лотан из Нью-Йорка. Марина Блувштейн (Миннеаполис, США), представлявшая Институт Адлеровских исследований, выступила с презентацией «Сердце психологии и психология сердца», рассказала о роли женщин в развитии психологии между двумя мировыми войнами (не только о С. Н. Шпильрейн, но и, в частности, о супруге Альфреда Адлера Раисе Эпштейн). В конце каждого из двух дней в Мемориальном Музее и Академии психологии и педагогики был показан фильм Элизабет Мартон «Меня звали Сабина Шпильрейн» (Франция, Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Швейцария, 2002 г.) в переводе, подготовленном специально к открытию музея. Это единственный исторически достоверный фильм о С. Н. Шпильрейн, основанный исключительно на архивных материалах, без художественных вымыслов и домыслов. Разрешение на некоммерческий показ фильма в рамках открытия музея и Международной конференции было получено от режиссера - Элизабет Мартон.

Во время открытия Музея Сабины Шпильрейн экспозиция была пополнена дарами - новыми материалами о судьбе и наследии Сабины Николаевны, о ее эпохе. Мемориальные события - конференция и открытие музея - широко освещались в городских, федеральных и зарубежных СМИ, в частности, в новостных выпусках канала НТВ и на Радио Свобода.

Открытие музея Сабины Шпильрейн стало одной из вех в новейшей истории российской психологической науки, показательным фактом ее позиционирования в современном культурном пространстве конкретного города и страны в целом. Важно подчеркнуть, что это музей не виртуальный, но имеющий реальную материальную основу, расположенный в месте проживания С. Н. Шпильрейн и включенный в исторический архитектурный ансамбль. Смысловое и символическое наполнение музея представляется разноплановым.

Фотография 5. Фойе Музея С. Н. Шпильрейн

Во-первых, музей производит своеобразную децентрацию уже сложившейся картины исторического формирования российской и мировой психологии, показывая роль не только столиц (Москвы, Петербурга, Вены), но и крупных периферических культурных форпостов (Ростов-на-Дону) в этом процессе.

Во-вторых, экспозиция музея, отражающая жизнь С. Н. Шпильрейн и ее эпоху, позволяет преодолеть стереотипное представление о безусловном патриархальном доминировании в психологической науке начала ХХ в. Ведь Сабина Шпильрейн выступает в новой исторической перспективе осмысления ее роли не только как одаренная ученица выдающихся ученых мужей своего времени, но и как женщина, ставшая первопроходцем в различных областях психологического знания, наделенная особым, самобытным и оригинальным складом научного мышления.

В-третьих, открытие музея, в котором научные экспонаты соседствуют с художественными, в частности, с посвященными С. Н. Шпильрейн графическими композициями, позволяет разомкнуть строго очерченный круг научных изысканий и дискуссий, проследив влияние психологических идей на визуальное искусство, литературу, различные социальные практики, культурную жизнь в целом, и определить место психологии в исторической памяти и семиосфере различных сообществ.

В-четвертых, появление музея психолога на карте одного из российских городов, на пересечении туристических маршрутов способствует интеграции достижений психологии в культурный капитал города и одновременно популяризации ключевых психологических идей и концепций среди широких слоев российского населения.

Открытие в Ростове-на-Дону музея С. Н. Шпильрейн - это момент кристаллизации исторической памяти о сложной, противоречивой и удивительно плодотворной эпохе развития психологической мысли и, одновременно, о ее яркой, легендарной представительнице, ставшей символом российского психоанализа, вдохновляющим не только современных исследователей -психологов, психотерапевтов, историографов, но также и литераторов, драматургов, кинорежиссеров.

Литература

1. Ванинг А.ван. Работы одного из пионеров психоанализа - Сабины Шпильрейн // Вопросы психологии. - 1995. - № 6. - С. 66-78.

2. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера. -СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - С. 150-390.

3. Мишуровская О. С. Место и роль музея в семиотическом пространстве культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 8. - Ч. 2. -С. 157-160.

4. Мишуровская О. С. Музей как семиотический феномен: автореферат дисс. ... канд. культурол. - Санкт-Петербург, 2012.

5. Овчаренко В. И. Сабина Шпильрейн: под знаком деструкции // Логос. -1994. - № 5. - С. 239-256; Антология российского психоанализа. - М.: Флинта, 1999. - Т. 2. - С. 366-382.

6. Рихебехер С. Как школьница Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону стала ученым и пионером психоанализа // Симпозиум. Studia humanitatis. Междисциплинарный ежегодник. - 2007. - Вып. 4. - С. 144-151.

7. Рихебехер С. Сабина Шпильрейн: «почти жестокая любовь к науке». Биография. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 413 с.

8. Сабина Шпильрейн (1885-1942). Материалы к биобиблиографии / Сост. и ред. С. Ф. Сироткин. - М.: Русское психоаналитическое общество; Ижевск: ERGO, 2006. - 84 с.

9. Сабина Шпильрейн: над временем и судьбой. Сб. статей. - Ростов н/Д: МиниТайп, 2004.

10. Томсон О. И. «Волшебный кристалл», или Медийное искусство в традиционном музее // Мир музея. - 2010. - № 2. - С. 26-27.

11. Шпильрейн С. Н. Деструкция как причина становления // Логос. - 1994. -№ 5. - С. 207-239.

12. Шпильрейн С. Н. Психоаналитические труды. - Пер. с англ., нем. и франц. под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Е. С. Морозовой. - Ижевск: ERGO, 2008. -466 с.

13. Эткинд А. М. Эрос невозможного: История психоанализа в России. -СПб., 1993; М., 1994. - С. 159-212.

14. Carotenuto A. A Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Jung and Freud. - New York: Pantheon Books, 1982.

15. Cremerius J. Sabina Spielrein - ein frühes Opfer der psychoanalytischen Berufspolitik // Forum der Psychoanalise. - 1987. - 3. - pp. 127-142.

16. Kerr J. A most dangerous method. The story of Jung, Freud and Sabina Spielrein. - New York: Knopf, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.