Научная статья на тему 'Сабина Шпильрейн на перепутье психоанализа: Фрейд и / или Юнг?'

Сабина Шпильрейн на перепутье психоанализа: Фрейд и / или Юнг? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
830
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШПИЛЬРЕЙН / SPIELREIN / ЮНГ / JUNG / БЛЕЙЛЕР / BLEULER / ФРЕЙД / FREUD / ПСИХОАНАЛИЗ / PSYCHOANALYSIS / ДЕСТРУКЦИЯ / DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филатов Ф. Р.

В статье приводится характеристика центральной работы в научном наследии С. Н. Шпильрейн «Деструкция как причина становления» (1912). Эта классическая работа одного из пионеров психоанализа рассматривается как оригинальная попытка интегрировать идеи К. Г. Юнга и З. Фрейда на новой теоретической основе. Автор анализирует концепцию деструкции С. Н. Шпильрейн как научную альтернативу концепции З. Фрейда о влечении к смерти и, одновременно, как предвосхищение концепции коллективного бессознательного К. Г. Юнга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sabina Spielrein at the crossroads of Psychoanalysis: Freud and / or Jung?

The article contains the characteristic of the main work in S. Spielrein's scientific heritage "Destruction as the Cause of Coming into Being" (1912). This classic work is considered as an original attempt to integrate the ideas of C. G. Jung and S. Freud on a new theoretical basis. The author analyzes S. N. Spielrein's concept of destruction as a scientific alternative to S. Freud's concept of death impulse and, at the same time, as the anticipation of C. G. Jung's concept of the collective unconsciousness.

Текст научной работы на тему «Сабина Шпильрейн на перепутье психоанализа: Фрейд и / или Юнг?»

С. Н. ШПИЛЬРЕЙН МЕЖДУ ЮНГОМ И ФРЕЙДОМ: ПРЕРВАННЫЙ ДИАЛОГ ДВУХ ШКОЛ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

САБИНА ШПИЛЬРЕЙН НА ПЕРЕПУТЬЕ ПСИХОАНАЛИЗА: ФРЕЙД И/ИЛИ ЮНГ?

Филатов Ф. Р.

В статье приводится характеристика центральной работы в научном наследии С. Н. Шпильрейн - «Деструкция как причина становления» (1912). Эта классическая работа одного из пионеров психоанализа рассматривается как оригинальная попытка интегрировать идеи К. Г. Юнга и З. Фрейда на новой теоретической основе. Автор анализирует концепцию деструкции С. Н. Шпильрейн как научную альтернативу концепции З. Фрейда о влечении к смерти и, одновременно, как предвосхищение концепции коллективного бессознательного К. Г. Юнга.

Ключевые слова: Шпильрейн, Юнг, Блейлер, Фрейд, психоанализ, деструкция.

Научное наследие и биография Сабины Шпильрейн последние три десятилетия находятся в фокусе кропотливого изучения, привлекая внимание психологов и историков разных стран. После того как в 1977 г. в подвале Женевского Института Жан-Жака Руссо были обнаружены ее архивы, а в 1980 г. вышла в свет монография итальянского исследователя Альдо Каротенуто «Дневник тайной симметрии. Сабина Шпильрейн между Юнгом и Фрейдом» [1], эта выдающаяся женщина постепенно заняла свое достойное место в ряду ключевых фигур психоаналитического движения.

Сабине Николаевне Шпильрейн (25 октября / 7 ноября 1885-11 или 12 августа 1942) суждено было стать одной из первых женщин-психоаналитиков, ученицей и коллегой Карла Густава Юнга (с которым ее связывали психотерапевтические и эмоционально-значимые отношения), Ойгена Блейлера и Зигмунда Фрейда [1, 2]. Активная участница международного и российского психоаналитического движения, она - редкий случай! - смогла соединить в своем научном мировоззрении и наследии идеи двух антагонистов-патриархов глубинной психологии, К. Юнга и З. Фрейда, поддерживая отношения с обоими в период их разрыва

и конфронтации, когда психоанализ оказался расколот на противоборствующие лагеря.

С. Шпильрейн традиционно провозглашается предшественницей фрейдовской концепции влечения к смерти: согласно распространенной точке зрения, то, что ей удалось интуитивно и недостаточно ясно выразить в уже ставшей классической статье «Деструкция как причина становления», позднее переосмыслил и четко сформулировал отец-основатель психоанализа. При таком взгляде работа С. Шпильрейн - лишь заготовка, предварительный и «сырой» вариант основных психоаналитических постулатов, касающихся проблематики первичных влечений. Однако, по нашему мнению, упомянутая статья стала оригинальной и уникальной в своем роде попыткой синтеза основополагающих идей З. Фрейда и К. Юнга, определивших последующее развитие глубинной психологии и психодинамической терапии. Оказавшись на «перепутье психоанализа», С. Шпильрейн смогла соединить теоретические подходы своих великих учителей (которые вскоре были признаны несовместимыми), во многом предвосхитив их будущие открытия.

В работе о деструкции С. Шпильрейн исследует проблематику разрушительных импульсов

Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.

в принципиально иной перспективе, нежели З. Фрейд, восемь лет спустя предложивший (под ее влиянием) понятие «влечение к смерти». При этом показательно, что С. Шпильрейн остается в поле фрейдовской терминологии и методологии, по-своему развивая теорию влечений. Концепция влечения к смерти получает завершенность в программной статье З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» [3], где наиболее развернуто и аргументированно изложены идеи об исконном консерватизме первичных влечений, об их регрессивной направленности, иными словами, о неосознаваемом инстинктивном стремлении к восстановлению исходных, прежде бывших состояний. Именно здесь З. Фрейд, вопреки сложившемуся убеждению, что все живое стремится к изменению и развитию, констатирует «консервативную природу живущего»; он определяет влечение как «наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния», как «выражение косности в органической жизни» [3]. Наконец, в этой работе мы находим парадоксальный вывод: в конечном итоге, «целью всякой жизни является смерть», поскольку «неживое было раньше, чем живое» [3].

С. Н. Шпильрейн, предвосхищая З. Фрейда, но при этом мысля в принципиально ином ключе, предлагает различать два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения вида [4]. Первый из них прост по структуре и консервативен, т. к. направлен на сохранение индивида в уже имеющемся наличном состоянии. Второй преследует цель сохранения рода путем постоянных изменений и новообразований, независимо от эгоистических желаний индивида и его стремления к устойчивости. Инстинкт сохранения рода имеет сложную двухкомпонентную структуру; в нем эротическое влечение неотделимо от деструкции. Таким образом, этот инстинкт амбивалентен по своей природе, т. е. включает в себя как отрицательные, так и положительные (с точки зрения Эго) компоненты. Биологический смысл и предназначение деструктивных импульсов, согласно С. Шпильрейн, - уничтожение старого состояния ради возникновения нового, разрушение, обеспечивающее трансформацию, «воскрешение» индивида в новой форме [4]. Любое развитие осуществляется путем деста-

билизации и деструкции. А поскольку род человеческий может сохраниться, только постоянно развиваясь и эволюционируя, разрушение есть необходимый элемент жизни, «причина становления». Деструкция, таким образом, выступает в качестве креативного эволюционного принципа, как центральный фактор «творческой эволюции» всего живого.

Далее, рассматривая случаи dementia praecox (шизофрении) с их характерной символикой, С. Шпильрейн приходит к заключению, что душевная жизнь психотических пациентов определяется борьбой между двумя антагонистическими стремлениями - «Я-души» и «родовой души» [4]. Психопатология в заостренной и гипертрофированной форме показывает нам общую закономерность: здесь оказываются конфликтующими две основные тенденции психического функционирования как такового. Я-душа стремится к сохранению индивида в его актуальном дифференцированном состоянии, в котором превалируют Я-отношения и Я-представления. Именно с устойчивостью Я, сохранением дифференцированных психических содержаний и с возможностью самоутверждения связывается у С. Шпильрейн переживание удовольствия (а не со снижением уровня возбуждения, как у З. Фрейда). В то же время «душа рода» характеризуется тенденцией к ассимиляции, растворению индивидуальных представлений в безлично типичных, родовых, к замене дифференцированного Я-сознания «унаследованными и всеобщими формами мышления» [4]. Эго противится такой аннигиляции индивидуально-специфичного, что и выражается в чувстве неудовольствия. Иными словами, душевная жизнь есть борьба или, точнее, диалектика единичного и всеобщего, и пациент-психотик переживает эту борьбу наиболее болезненно и обостренно [4].

Этот тезис служит очевидным предвосхищением более поздних идей К. Г. Юнга: 1) о коллективном бессознательном как особом измерении психики; 2) об архетипах как «унаследованных и всеобщих формах» психического; 3) о захваченности Эго архетипом (что К. Юнг иллюстрировал, обращаясь к историческим фактам коллективной психопатологии - массовым психозам) и т. д. Фактически, эпохальная статья С. Шпильрейн о деструкции служит

13D

С. Н. ШПИЛЬРЕЙН МЕЖДУ ЮНГОМ И ФРЕЙДОМ: ПРЕРВАННЫЙ ДИАЛОГ ДВУХ ШКОЛ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

мостом от фрейдовской концепции влечений к юнговской концепции архетипов коллективного бессознательного. Она содержит в свернутом виде альтернативную историю развития психоаналитических идей и концептов, показывая,

в каком направлении могла бы развиваться интегрированная теория бессознательного психического в том случае, если бы ее творцы не сделались однажды непримиримыми противниками и оппонентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Carotenuto A. A Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Jung and Freud. - New York: Pantheon Books, 1982.

2. Etkind A. Eros of the Impossible: The History of Psychoanalysis in Russia. - Boulder, CO: Westview Press, 1997. - P. 172.

3. Freud S. Beyond the Pleasure Principle. Editorial Preface by Ernest Jones. Translated by C. J. M. Hubback // URL: Bartleby.com. Retrieved May 23, 2013.

4. Spielrein S. Destruction as the Cause of Coming into Being //Journal of Analytical Psychology. -1994. - 39. - pp. 155-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.