БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
С. Н. ШПИЛЬРЕЙН В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ЭПОХИ
САБИНА ШПИЛЬРЕЙН. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТОЙ ЖИТЕЛЬНИЦЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Акименко Д. А.
Данная работа посвящена биографии С. Н. Шпильрейн. В статье отражены основные моменты жизни Сабины Николаевны и ее научные труды. Описана роль, которую сыграла С. Н. Шпильрейн в психоанализе. В фокус внимания попали различные стороны ее личности. Сабина Николаевна описывается и как психоаналитик, и как женщина с непростой, трагичной судьбой. В статье описаны ее отношения с К. Юнгом и З. Фрейдом, то, как менялись их взгляды по поводу С. Н. Шпильрейн: восприятие ее в роли пациентки сначала, а затем в качестве ученицы и даже коллеги. Данная работа призывает напомнить о том, что вклад этой женщины в психологическую науку достаточно велик, и мы не имеем права забывать о ее фигуре в истории психоанализа.
Ключевые слова: Сабина Шпильрейн, психотическая истерия, Бургхельцли, К. Юнг, ассоциативный эксперимент, З. Фрейд, деструкция, психоанализ, Русское психоаналитическое общество, П. Н. Шефтель.
Сабина Николаевна Шпильрейн родилась в Ростове-на-Дону 7 ноября 1885 года. Ее отцом был Николай Аркадьевич Шпильрейн, купец 1-ой гильдии, по образованию - энтомолог. Мать - Ева Марковна Шпильрейн, врач-стоматолог. Так как Николай Аркадьевич был выходцем из Варшавы, семья Шпильрейн с 1890 по 1894 год проживала в столице Польши [2].
Сабина Николаевна была одаренным ребенком. Она имела талант к изучению иностранных языков, а также обладала литературными способностями. У нее была младшая сестра Эмилия (1895-1901) и младшие братья -Ян (1887-1938), Исаак (1891-1938) и Эмиль (1899-1938). Сестра умерла в детстве, т. к. была больна тифом, братья же стали жертвами сталинских репрессий [2].
В семье Шпильрейн были установлены строгие правила, т. к. отец стремился дать достойное образование детям во что бы то ни стало. Известно, что в определенные дни недели Сабина Николаевна и ее братья, по расписанию, составленному отцом, говорили только на французском, немецком и английском языках.
Если же случались какие-то нарушения, то они влекли за собой наказания [2].
В подростковом возрасте у Сабины Николаевны сложились непростые отношения с отцом, т. к. он часто прибегал к рукоприкладству. С матерью у девушки случались конфликты [2].
В 1903 г. после окончания с золотой медалью Екатерининской гимназии в Ростове-на-Дону у Сабины Николаевны было выявлено психическое расстройство, причиной которого могла стать смерть младшей сестры Эмилии. Сабина Шпильрейн могла подолгу не общаться с семьей, на обращения к ней отвечала гримасами и неразборчивыми звуками. У нее были кошмарные сны, навязчивые идеи, острые головные боли, а настроение отличалось крайней неустойчивостью: девушка то плакала, то истерически смеялась. Поэтому в апреле 1904 г. Ева Марковна Шпильрейн отвезла свою дочь в Швейцарию. Сабина Николаевна пробыла месяц в санатории доктора Геллера в Интерлакене, но положительного результата не последовало. Было решено отправить Сабину Николаевну в Цюрих на кон-
сультацию к известному врачу-невропатологу Константину Монакову. Но он отказался лечить девушку [1].
Летом 1904 г. в отель «Baur en Ville» прибыла Ева Марковна Шпильрейн, ее брат - доктор Люблинский и дочь - Сабина Шпильрейн. 17 августа 1904 г. в отеле у Сабины случилось истерическое возбуждение. Девушка кричала и била посуду. Она не хотела оставаться в отеле и просила, чтобы ее отвезли в больницу [1].
Врач Рудольф Бион решает госпитализировать Сабину Николаевну. После обращения в санитарную полицию он отправляет девушку в клинику Бургхельцли к Эугену Блейлеру. Девушка уверяла, что она просто переволновалась в отеле и не могла находиться в шумном окружении людей. Она то смеялась, то плакала. У нее отметили сильный нервный тик. Сабина Николаевна трясла головой, высовывала язык, дергала ногами и жаловалась на головную боль. Окончательный диагноз был поставлен после обобщения клинических данных - психотическая истерия [1].
Лечащим врачом Сабины Шпильрейн был назначен молодой психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Он увлекался психоанализом, идеями З. Фрейда и стремился использовать его психоаналитические методы в своей практике [2].
Из данных анамнеза следовало, что Сабина фиксирована на личности своего отца. Из-за непростых отношений она испытывает к нему двойственные чувства. Также из этих данных было выявлено, что девушка начала проявлять интерес к темам, касающимся сексуальности и смерти, достаточно рано. К. Юнг пришел к выводу, что в случае Сабины Шпильрейн будет действенен психоаналитический подход, и решил использовать его в работе с девушкой. Одним из инструментов изучения картины заболевания стал ассоциативный тест. Этот метод был ключом для эмпирического исследования бессознательных эмоционально заряженных комплексов. Испытуемой предъявлялись различные эмоциогенные вербальные стимулы, а затем производилось фиксирование ответных реакций, в частности, их скорости, интенсивности, эмоционального заряда и других характеристик. Кроме того, К. Юнг в своей терапии использовал дли-
тельные беседы, прогулки по парку клиники, иногда с выходом за ее пределы. Историю болезни и лечения девушки К. Юнг обсуждал в переписке с З. Фрейдом (она получила кличку «малышка») и в докладе на Первом Международном конгрессе по психиатрии и неврологии в Амстердаме в 1907 г. [2].
В 1905 г. Сабина Шпильрейн влюбилась в своего лечащего врача К. Юнга, несмотря на то, что он был женат. Духовная близость между ними возникла на основе общих интересов в философии, мифологии, искусстве, музыке Р. Вагнера и психоанализе (которым Сабина Николаевна начала увлекаться, будучи пациенткой). Тем не менее, К. Юнг впоследствии стал отдаляться от Сабины Шпильрейн, желая тем самым сохранить свой брак [2].
1 июня 1905 г. курс психоанализа в случае Сабины Шпильрейн был успешно завершен. Наблюдался яркий терапевтический эффект. Девушка мечтала о поступлении в медицинский университет, и уже в апреле 1905 г. она была включена в списки студентов медицинского отделения университета Цюриха. Во время учебы С. Шпильрейн интересовалась проблемами психотерапии, психоанализа и педологии. После сдачи выпускных экзаменов в 1909 г. она работала интерном в клинике Э. Блейлера. Там у нее случился конфликт с К. Юнгом, после которого она все-таки восстановила отношения со своим бывшим врачом в ходе переписки. К. Юнг был научным руководителем ее диссертации «О психологическом содержании одного случая шизофрении». Она была защищена в 1911 г., после чего С. Шпильрейн получила степень доктора медицины. Летом 1911 г. С. Шпильрейн ненадолго вернулась в Россию. В Ростове-на-Дону она прочитала свою первую лекцию по психоанализу [2].
В октябре 1911 г. С. Шпильрейн переехала в Вену. Там она прожила до марта 1912 г. В Вене Сабина познакомилась с З. Фрейдом. 11 октября 1911 г. она была принята в Венское психоаналитическое общество. Известно, что 29 ноября 1911 г. на одном из его заседаний Сабина Шпильрейн сделала доклад «О трансформации», в котором она изложила основные идеи своей работы «Деструкция как причина становления». Впоследствии данный труд стал очень известен среди психоаналитиков.
S
БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ С. Н. ШПИЛЬРЕЙН В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ЭПОХИ
Основной идеей для статьи стала мысль о том, что в человеке происходит борьба между двумя силами - сексуальным влечением (Эрос) и стремлением к деструкции, к разрушению (Танатос) [4].
1 июня 1912 г. в Ростове Сабина Шпильрейн вышла замуж за врача-педиатра и специалиста по нервным и внутренним болезням Файвела Нотовича (Павла Наумовича) Шефтеля. 17 декабря 1913 г. в Берлине у них родилась дочь Рената. До весны 1914 г. супруги жили там. С. Шпильрейн работала в психоневрологической клинике профессора Бонхофера, позже в Мюнхене, в котором она изучала мифологию и историю искусств. С 1912 по 1918 гг. К. Юнг и С. Шпильрейн обменивались письмами крайне редко [2].
В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, муж Сабины вернулся в Ростов. Возможно, причиной этому стал К. Юнг, т. к. С. Шпильрейн по-прежнему испытывала к нему чувства, несмотря на то, что близкие отношения с ним она прекратила [1].
С 1914 по 1923 гг. С. Шпильрейн жила в Женеве вместе со своей дочерью. В сентябре 1920 г. она сделала доклад на 6-м конгрессе Международной психоаналитической ассоциации в Гааге. В сентябре 1922 г. С. Н. Шпильрейн участвовала в 7-м конгрессе Международной психоаналитической ассоциации в Берлине. Деятельность Сабины Шпильрейн обеспечила признание Русского психоаналитического общества [3].
К 1923 г. С. Шпильрейн опубликовала 26 работ, посвященных психоанализу сексуальных проблем. Так как в финансовом плане жизнь в Швейцарии была тяжелой, Сабина Николаевна приняла решение вернуться в Россию. Это случилось весной 1923 г. Сначала она переехала в Москву, где работали ее младшие братья [2].
Осенью 1923 г. С. Н. Шпильрейн вступила в Русское психоаналитическое общество. С сентября 1923 г. она стала научным сотрудником Психоаналитического института. Там она вела семинар по детскому психоанализу, некоторые учебные курсы, читала лекции по психологии бессознательного мышления, проводила амбулаторный прием [3].
Русское психоаналитическое общество было ликвидировано в 1930 г. Но его члены,
в том числе и С. Шпильрейн, публиковались за рубежом примерно до 1933 г.
В июле 1924 г. Сабину Николаевну лишили возможности вести прием больных в детском доме-лаборатории. Эта и другие причины, связанные с ограничением научной и практической деятельности, послужили причиной переезда С. Шпильрейн в родной Ростов-на-Дону. Предположительно это случилось в первой половине 1925 г. Вернувшись, она вновь сошлась со своим мужем после долгой разлуки, который до этого жил в гражданском браке с ростовчанкой. Сабина Шпильрейн 18 июня 1926 г. родила дочь Еву. У Сабины Николаевны и ее супруга были глубокие чувства, несмотря на то, что П. Н. Шефтель отличался вспыльчивостью и некоторыми странностями. После смерти мужа Сабина Николаевна постаралась сохранить тот порядок на столе П. Н. Шефтеля, в каком он его оставил [2].
Нет точных сведений, где работала С. Шпильрейн, переехав снова в Ростов-на-Дону. Есть предположения, что она могла преподавать в Северо-Кавказском государственном университете или работать в детской поликлинике [2].
«Детские рисунки с открытыми и закрытыми глазами» была последней известной опубликованной статьей Сабины Шпильрейн. Она посвятила эту работу своему отцу, который перевел ее на немецкий язык. С 1923 по 1931 гг. за рубежом вышло ее 8 статей на немецком и французском языках [1].
В 1931 г. Сабина Николаевна приняла участие в 7-й Международной психотехнической конференции в Москве, организованной ее братом Исааком. Она работала педологом в школе. После разгрома педологии в СССР в 1936 г. С. Шпильрейн сменила работу на должность школьного врача [2].
Братья Сабины Шпильрейн стали жертвами сталинских репрессий, а отец погиб 17 августа 1938 г. Таким образом, Сабина Николаевна осталась без близких родственников [1].
В июле 1942 г. сгорел дом, в котором проживала семья Сабины Шпильрейн-Шефтель. Это случилось во время бомбардировок и боев за Ростов-на-Дону. Сабина Николаевна вместе с детьми переселилась в свободную квартиру, находившуюся недалеко от сборного пун-
кта евреев. 11 или 12 августа 1942 г. Сабина Шпильрейн и обе ее дочери были расстреляны вместе с десятками тысяч ростовских евреев
в Змиёвской балке. Этим трагичным событием завершилась жизнь Сабины Николаевны Шпильрейн-Шефтель [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Рихебехер С. Сабина Шпильрейн: Почти жестокая любовь к науке. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
2. Филатов Ф. Р. Сабина Шпильрейн: над временем и судьбой. - Ростов н/Д: Мини-Тайп, 2004.
3. Филатов Ф. Р. Две альтернативные теории влечений в истории психоанализа // Психоаналитический вестник. - 2003. - № 11.
4. Шпильрейн С. Психоаналитические труды. Пер. с англ., нем. и франц. / Под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Е. С. Морозовой. - Ижевск: ИД ERGO, 2008.