Научная статья на тему 'Научный путь Сабины Шпильрейн как предмет биографического исследования'

Научный путь Сабины Шпильрейн как предмет биографического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / BIOGRAPHICAL ANALYSIS / SCIENTIFIC WAY / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / LIFE POSITION / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PERSONAL CHARACTERISTICS / МОТИВАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION OF SCIENTIFIC ACTIVITY / УСПЕШНОСТЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE SUCCESS OF SCIENTIFIC ACTIVITIES / НАУЧНЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барсукова О.В.

В статье представлены результаты предварительного биографического анализа научного пути С. Н. Шпильрейн. С. Шпильрейн по праву считается новатором нескольких направлений психоанализа деструктивного влечения, детского психоанализа, исследования мышления и речи, психологии женщины, сочетания психоанализа с другими методами психологии, обращения к нейрофизиологии и нейропсихологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Way of Sabina Spielrein as a Subject of Biographic Research

This paper presents the results of a preliminary analysis of the scientific way of S. N. Spielrein. several directions of psychoanalysis destructive desire, child psychoanalysis, the study of thought and speech, the psychology of women, the combination of psychoanalysis with other methods of psychology.

Текст научной работы на тему «Научный путь Сабины Шпильрейн как предмет биографического исследования»

 НАУЧНЫЙ ПУТЬ

САБИНЫ ШПИЛЬРЕЙН

КАК ПРЕДМЕТ БИОГРАФИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Барсукова О. В.

В статье представлены результаты предварительного биографического анализа научного пути С. Н. Шпильрейн. С. Шпильрейн по праву считается новатором нескольких направлений психоанализа - деструктивного влечения, детского психоанализа, исследования мышления и речи, психологии женщины, сочетания психоанализа с другими методами психологии, обращения к нейрофизиологии и нейропсихологии.

Ключевые слова: биографический анализ, научный путь, жизненная позиция, личностные характеристики, мотивация научной деятельности, успешность научной деятельности.

Нелегко ответить на вопрос, почему человеком овладевает интерес к какой-либо области знаний, предназначенной занять важное место в его жизни. Возможно, он родился с задатками, побуждающими его к определенному поприщу, или сыграло свою роль влияние известных учителей, или современных идей, или личного опыта, который вывел его на дальнейший путь интересных ему занятий - кто знает, какой из этих факторов определил ход его жизни? Действительно, если вам хотелось бы узнать относительное влияние всех этих факторов, нет ничего проще, чем обратиться к подробной исторической автобиографии и таким образом попытаться ответить на вопросы

(Э. Фромм «Избавление от иллюзий»).

Сабина Николаевна Шпильрейн является одной из самых ярких, неординарных фигур, определивших направление в развитии психоанализа. Но в силу самых разных факторов она была забыта так, как будто ее и не было в мировом психоаналитическом сообществе. Возникший к ней относительно недавно интерес первоначально был направлен на ее личную жизнь, на смакование ее отношений с К. Юнгом, т. е. сама по себе, как самобытный психоаналитик, она еще не привлекала внимания. Сейчас к ней, к ее жизни, ее научному пути обращено

искреннее внимание ученых разных стран, преподавателей, студентов и др. В настоящей статье показаны первые результаты предварительного исследования ее научного пути.

Теоретико-методологическим основанием к разработке схемы анализа научного пути С. Н. Шпильрейн послужил интегративный подход и исследования жизненных ориентаций Е. Ю. Коржовой.

Исследование научной биографии С. Н. Шпильрейн включало в себя два блока -направленность личности и реализация личности в научной деятельности.

Блок «Направленность личности» включает в себя характеристики жизненной позиции и собственно личностные характеристики.

Характеристики жизненной позиции:

В отношении кжизни у Сабины Шпильрейн выделяется понимание жизни как ценности, любви к ней, активная жизненная позиция. Ее поступки связаны с самосовершенствованием и служением людям. Поле жизнедеятельности отличается единством знания и поступка, внутренней свободой, целостностью и бескорыстием в познании мира. Тип жизненной ориентации характеризуется преимущественно творческой жизненной направленностью, о чем свидетельствует выраженный радикал жизнет-ворчества. При анализе жизненных ситуаций,

проявляющих направленность, были выделены следующие: экстремальные ситуации (репрессии и расстрел братьев, Первая и Вторая мировая война, оккупация); ситуации, требующие публичного отстаивания позиции; затрудненное материальное положение; повседневный добросовестный труд, при отсутствии ярких событий. Сабине Шпильрейн присущи такие нравственные характеристики, как: сознательный труд над собой, строгий нравственный суд самого себя, чередование периодов удовлетворения результатами деятельности с периодами крайней неудовлетворенности собой и своей работой. Жизненную задачу она видит в служении своим творчеством, в научном познании.

Собственно личностные характеристики:

Организация внутреннего мира характеризуется неординарностью, исследовательской напряженностью, тяготением к внутренней целостности, порой противоречивостью, сомнениями в своей женской привлекательности и интеллектуальных способностях, загадочностью и одновременно простотой.

Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира отличается обостренной восприимчивостью, переживанием единства с миром, полнотой бытия в творчестве.

В реализации внутреннего мира вовне отмечаются напряженные внутренняя и внешняя жизнь.

Среди наиболее информативных характеристик личности были выявлены: подчинение личного научному, нравственные качества, любознательность, готовность делиться своими идеями с другими.

К способам самопомощи, к которым прибегает Сабина Шпильрейн как ученый, относятся: работа «не жалея себя», внутренне сильный характер, ведение дневника, увлечение музыкой. По признанию С. Шпильрейн, она испытывает наслаждение от своей работы и чувствует себя призванной к этой деятельности.

Блок «Мотивация научной деятельности» состоит из двух частей: ситуативные факторы; личностные факторы.

Ситуативные факторы:

С. Н. Шпильрейн получила прекрасное образование, владела несколькими иностранными

языками настолько хорошо, чтобы проходить психоанализ в качестве пациента, а позже -аналитика, проводить научное исследование, писать статьи, читать лекции. В сферу ее интересов, помимо психиатрии и психоанализа, входят философия (преимущественно русская и немецкая), мифология, лингвистика, история искусств, музыка.

Профессиональное положение и карьерное продвижение Сабины Шпильрейн можно охарактеризовать как неравномерное, что во многом обусловлено социально-политической ситуацией в Европе и Советском Союзе. Она - первая женщина в мире, защитившая докторскую диссертацию по психоанализу. С. Шпильрейн последовательно является членом Венского, Швейцарского и Российского психоаналитических обществ. Она публикуется в ведущих психоаналитических журналах и преподает в университетах Европы. Параллельно с этим она занимается практикой (так, например, она была аналитиком Ж. Пиаже). Однако часто она находится в поиске заработка (работала хирургом, шила одежду) и просит своих коллег (в частности, З. Фрейда) посылать к ней клиентов.

В Советском Союзе она преподает в государственном институте психоанализа, занимает должность заведующего секцией детской психологии в 1-м Московском университете, входит в руководство Русского психоаналитического общества, открывает детский сад, ведет амбулаторный прием. После запрета психоанализа и педологии в Советском Союзе Сабина Шпильрейн возвращается в родной город, работает школьным врачом и предположительно преподает в университете.

Финансовое благополучие: период высокого материального благополучия (особенно до Первой мировой войны) сменяется периодами нужды, неустроенности.

Имидж: эпатаж и подчеркнутая независимость от мнения окружающих, нарочитая небрежность в одежде характерны для периода обучения в университете; аккуратность и женственность во внешнем виде, следование моде; непритязательность; к концу жизни выглядит старше своих лет, ходит в длинной черной юбке («старушка»).

Устроенный быт: периоды устроенного быта

чередовались с ситуациями, когда она вынуждена была обходиться минимумом, особенно в последние годы жизни. Частые переезды и смена места жительства.

Общественное признание. С. Шпильрейн получила научное признание (но, к сожалению, впоследствии ее имя будет вычеркнуто из психоанализа). При этом ее идея о связи сексуального и деструктивного не сразу была понята и принята, хотя позже была заимствована и по-своему продолжена З. Фрейдом, К. Г. Юнгом и другими психоаналитиками, но, к сожалению, без должных ссылок на С. Шпильрейн. В исследовании бессознательного детей - позы во сне, речь, рисунки с открытыми и закрытыми глазами и др. - С. Шпильрейн опередила таких ведущих в этой области специалистов, как А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт. Ее работы, посвященные развитию детского мышления и речи, повлияли на исследования Ж. Пиаже, П. Я. Гальперина, А. И. Запорожца, работы по развитию ребенка -на исследования Л. С. Выготского. Ее высоко ценили Э. Клапаред и Д. Бове.

Тем не менее, обращает на себя внимание противоречивое отношение к ней как к ученому, как психоаналитику, ее ближайших коллег -К. Г. Юнга, З. Фрейда, Ж. Пиаже.

Также следует заметить, что не все коллеги-психоаналитики доброжелательно к ней относились, так, например, у нее была взаимная неприязнь с К. Абрахамом.

Заслуживает внимания достаточно объективная характеристика, данная С. Шпильрейн и ее жизненной ситуации инспектором полиции Лозанны: «Где бы госпожа Шефтель не проживала, она была известна как личность с безупречным поведением и моралью, полностью посвятившая себя науке. Хотя ей не сопутствует удача и живет она в очень скудных условиях, она всегда отвечает на вызовы и не влезает в долги» [4, с. 194].

С. Шпильрейн получила одобрение друзей и родственников, их поддержку и сочувствие. Родители были рады и гордились ее научными достижениями. В частности, отец перевел один из ее докладов на немецкий язык для публикации зарубежных журналах.

При этом можно отметить и свойственное ей внутреннее одиночество. В конце жизни С. Н. Шпильрейн живет замкнуто, в безвест-

ности.

Личностные факторы:

Для Сабины Николаевны как ученого характерны: высокая активность в разных формах; высокая профессиональная компетентность; положительный результат деятельности; целеустремленность; ориентация на внутренние потребности, способности; высокая работоспособность; добросовестность; профессиональное честолюбие; оригинальность.

Уверенность в своих силах: адекватная уверенность чередовалась с самокритичностью и недовольством сделанным.

Самооценка: иногда завышенная (во время студенчества); реалистичная; повышенная самокритичность.

Ощущение внутреннего покоя, вероятно, не является типичным для С. Шпильрейн, скорее для нее характерно ощущение «вечного боя» со стремлением к покою и умиротворенности.

Блок «Успешность научной деятельности» включает в себя субъективные и объективные показатели.

Субъективные показатели:

У С. Шпильрейн отмечаются: субъективная неудовлетворенность вследствие ориентации на все новые цели; поглощенность работой.

Объективные показатели:

Количественные показатели: 35 статей по разнообразным темам, дневниковые записи и наблюдения. Ученая степень доктора медицины.

Количественно-качественные показатели: широкая тематика научных интересов; новаторство (изучение деструктивного влечения, соединение психоанализа с другими методами психологии, обращение к нейрофизиологии и нейропсихологии).

Качественные показатели: широта научной тематики - шизофрения, сексуальность, Я, деструктивное влечение, детский психоанализ, мышление и речь, анализ сновидений, психология женщины, психоанализ художественной литературы. С. Шпильрейн не создала своей научной школы, у нее было мало последователей.

Соматические показатели: продолжительность жизни - 56 лет (была расстреляна во время оккупации). Проблемы со здоровьем -

головные боли, депрессия, истерия (диагноз К. Юнга), невроз (диагноз Э. Блейера), изнурение, попытки самоубийства в ранней юности.

«Ненаучные» показатели: интересы за пределами науки - игра на музыкальных инструментах (фортепиано, виолончель), сочинение песен; преподавала в университетах; предвосхищение и опережение времени своими идеями.

Итак, на основании психобиографического анализа научного пути Сабины Шпильрейн можно сделать следующие выводы:

Сабина Шпильрейн как ученый характеризуется выраженной творческой жизненной направленностью. Она видит свою жизненную задачу в служении людям своим научным творчеством, практической деятельностью и преподаванием. Ее отличает неординарность в организации внутреннего мира. У нее высо-

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсукова О. В. Сравнительный анализ биографий культовых женщин науки, искусства, бизнеса: противостояние ген-дерным стереотипам // Гендерные практики: описание, рефлексия, интерпретация. Материалы V Международной межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные практики: традиции и инновации» (10-12 ноября 2005 г.) / Отв. ред.: Т. А. Мелешко, И. И. Юкина. - СПб.: Алина, 2007. - С. 45-52. - 161 с.

2. Коржова Е. Ю., Барсукова О. В., Буянова М. В. Теоретико-методологическое обоснование анализа мотивации научной деятельности ученых-гуманитариев // Межкультурное взаимодействие. Формирование единого научно-образователь-

кий образовательный уровень, ее научные достижения признаны. Для нее характерны высокая профессиональная компетентность и целеустремленность, одержимость и высокая работоспособность; она ориентирована на внутренние потребности. Сабина Шпильрейн поглощена работой, но при этом не довольна результатами, все время ориентируется на новые цели.

По сфере профессиональной деятельности С. Шпильрейн - психиатр, психоаналитик, психолог, педолог, преподаватель университета, хирург и школьный врач.

Своими идеями С. Н. Шпильрейн предвосхитила многие открытия в психоанализе, в детском психоанализе, в исследовании мышления и др. Она действительно была пионером и новатором психоанализа.

ного пространства. - СПб.: Интерсоцизд, 2005. - С. 125-133.

3. Лотан Цви (Генри) В защиту Сабины Шпильрейн. Пер. с англ. С. С. Панкова//Вестник Психоанализа. - 2000. - № 2. - С. 22-44.

4. Рихебехер С. Сабина Шпильрейн: «почти жестокая любовь к науке» (биография). -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 413 с.

5. Степанов С. Психология в лицах. Сабина Шпильрейн // URL: http: // bookap.info / clasik / stepanov_psihologiya_v_litsah / gl28.shtm

6. Штефан И. Сабина Шпильрейн (1885-1942): «предмет обмена» между Юнгом и Фрейдом. Пер. с нем. С. С. Панкова // URL: http:// psychoanalyse.narod.ru/spielrein/stephan.htm

7. Эткинд А. М. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. - М.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. - 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.