НАУЧНЫЙ ПУТЬ
САБИНЫ ШПИЛЬРЕЙН
КАК ПРЕДМЕТ БИОГРАФИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Барсукова О. В.
В статье представлены результаты предварительного биографического анализа научного пути С. Н. Шпильрейн. С. Шпильрейн по праву считается новатором нескольких направлений психоанализа - деструктивного влечения, детского психоанализа, исследования мышления и речи, психологии женщины, сочетания психоанализа с другими методами психологии, обращения к нейрофизиологии и нейропсихологии.
Ключевые слова: биографический анализ, научный путь, жизненная позиция, личностные характеристики, мотивация научной деятельности, успешность научной деятельности.
Нелегко ответить на вопрос, почему человеком овладевает интерес к какой-либо области знаний, предназначенной занять важное место в его жизни. Возможно, он родился с задатками, побуждающими его к определенному поприщу, или сыграло свою роль влияние известных учителей, или современных идей, или личного опыта, который вывел его на дальнейший путь интересных ему занятий - кто знает, какой из этих факторов определил ход его жизни? Действительно, если вам хотелось бы узнать относительное влияние всех этих факторов, нет ничего проще, чем обратиться к подробной исторической автобиографии и таким образом попытаться ответить на вопросы
(Э. Фромм «Избавление от иллюзий»).
Сабина Николаевна Шпильрейн является одной из самых ярких, неординарных фигур, определивших направление в развитии психоанализа. Но в силу самых разных факторов она была забыта так, как будто ее и не было в мировом психоаналитическом сообществе. Возникший к ней относительно недавно интерес первоначально был направлен на ее личную жизнь, на смакование ее отношений с К. Юнгом, т. е. сама по себе, как самобытный психоаналитик, она еще не привлекала внимания. Сейчас к ней, к ее жизни, ее научному пути обращено
искреннее внимание ученых разных стран, преподавателей, студентов и др. В настоящей статье показаны первые результаты предварительного исследования ее научного пути.
Теоретико-методологическим основанием к разработке схемы анализа научного пути С. Н. Шпильрейн послужил интегративный подход и исследования жизненных ориентаций Е. Ю. Коржовой.
Исследование научной биографии С. Н. Шпильрейн включало в себя два блока -направленность личности и реализация личности в научной деятельности.
Блок «Направленность личности» включает в себя характеристики жизненной позиции и собственно личностные характеристики.
Характеристики жизненной позиции:
В отношении кжизни у Сабины Шпильрейн выделяется понимание жизни как ценности, любви к ней, активная жизненная позиция. Ее поступки связаны с самосовершенствованием и служением людям. Поле жизнедеятельности отличается единством знания и поступка, внутренней свободой, целостностью и бескорыстием в познании мира. Тип жизненной ориентации характеризуется преимущественно творческой жизненной направленностью, о чем свидетельствует выраженный радикал жизнет-ворчества. При анализе жизненных ситуаций,
проявляющих направленность, были выделены следующие: экстремальные ситуации (репрессии и расстрел братьев, Первая и Вторая мировая война, оккупация); ситуации, требующие публичного отстаивания позиции; затрудненное материальное положение; повседневный добросовестный труд, при отсутствии ярких событий. Сабине Шпильрейн присущи такие нравственные характеристики, как: сознательный труд над собой, строгий нравственный суд самого себя, чередование периодов удовлетворения результатами деятельности с периодами крайней неудовлетворенности собой и своей работой. Жизненную задачу она видит в служении своим творчеством, в научном познании.
Собственно личностные характеристики:
Организация внутреннего мира характеризуется неординарностью, исследовательской напряженностью, тяготением к внутренней целостности, порой противоречивостью, сомнениями в своей женской привлекательности и интеллектуальных способностях, загадочностью и одновременно простотой.
Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира отличается обостренной восприимчивостью, переживанием единства с миром, полнотой бытия в творчестве.
В реализации внутреннего мира вовне отмечаются напряженные внутренняя и внешняя жизнь.
Среди наиболее информативных характеристик личности были выявлены: подчинение личного научному, нравственные качества, любознательность, готовность делиться своими идеями с другими.
К способам самопомощи, к которым прибегает Сабина Шпильрейн как ученый, относятся: работа «не жалея себя», внутренне сильный характер, ведение дневника, увлечение музыкой. По признанию С. Шпильрейн, она испытывает наслаждение от своей работы и чувствует себя призванной к этой деятельности.
Блок «Мотивация научной деятельности» состоит из двух частей: ситуативные факторы; личностные факторы.
Ситуативные факторы:
С. Н. Шпильрейн получила прекрасное образование, владела несколькими иностранными
языками настолько хорошо, чтобы проходить психоанализ в качестве пациента, а позже -аналитика, проводить научное исследование, писать статьи, читать лекции. В сферу ее интересов, помимо психиатрии и психоанализа, входят философия (преимущественно русская и немецкая), мифология, лингвистика, история искусств, музыка.
Профессиональное положение и карьерное продвижение Сабины Шпильрейн можно охарактеризовать как неравномерное, что во многом обусловлено социально-политической ситуацией в Европе и Советском Союзе. Она - первая женщина в мире, защитившая докторскую диссертацию по психоанализу. С. Шпильрейн последовательно является членом Венского, Швейцарского и Российского психоаналитических обществ. Она публикуется в ведущих психоаналитических журналах и преподает в университетах Европы. Параллельно с этим она занимается практикой (так, например, она была аналитиком Ж. Пиаже). Однако часто она находится в поиске заработка (работала хирургом, шила одежду) и просит своих коллег (в частности, З. Фрейда) посылать к ней клиентов.
В Советском Союзе она преподает в государственном институте психоанализа, занимает должность заведующего секцией детской психологии в 1-м Московском университете, входит в руководство Русского психоаналитического общества, открывает детский сад, ведет амбулаторный прием. После запрета психоанализа и педологии в Советском Союзе Сабина Шпильрейн возвращается в родной город, работает школьным врачом и предположительно преподает в университете.
Финансовое благополучие: период высокого материального благополучия (особенно до Первой мировой войны) сменяется периодами нужды, неустроенности.
Имидж: эпатаж и подчеркнутая независимость от мнения окружающих, нарочитая небрежность в одежде характерны для периода обучения в университете; аккуратность и женственность во внешнем виде, следование моде; непритязательность; к концу жизни выглядит старше своих лет, ходит в длинной черной юбке («старушка»).
Устроенный быт: периоды устроенного быта
чередовались с ситуациями, когда она вынуждена была обходиться минимумом, особенно в последние годы жизни. Частые переезды и смена места жительства.
Общественное признание. С. Шпильрейн получила научное признание (но, к сожалению, впоследствии ее имя будет вычеркнуто из психоанализа). При этом ее идея о связи сексуального и деструктивного не сразу была понята и принята, хотя позже была заимствована и по-своему продолжена З. Фрейдом, К. Г. Юнгом и другими психоаналитиками, но, к сожалению, без должных ссылок на С. Шпильрейн. В исследовании бессознательного детей - позы во сне, речь, рисунки с открытыми и закрытыми глазами и др. - С. Шпильрейн опередила таких ведущих в этой области специалистов, как А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт. Ее работы, посвященные развитию детского мышления и речи, повлияли на исследования Ж. Пиаже, П. Я. Гальперина, А. И. Запорожца, работы по развитию ребенка -на исследования Л. С. Выготского. Ее высоко ценили Э. Клапаред и Д. Бове.
Тем не менее, обращает на себя внимание противоречивое отношение к ней как к ученому, как психоаналитику, ее ближайших коллег -К. Г. Юнга, З. Фрейда, Ж. Пиаже.
Также следует заметить, что не все коллеги-психоаналитики доброжелательно к ней относились, так, например, у нее была взаимная неприязнь с К. Абрахамом.
Заслуживает внимания достаточно объективная характеристика, данная С. Шпильрейн и ее жизненной ситуации инспектором полиции Лозанны: «Где бы госпожа Шефтель не проживала, она была известна как личность с безупречным поведением и моралью, полностью посвятившая себя науке. Хотя ей не сопутствует удача и живет она в очень скудных условиях, она всегда отвечает на вызовы и не влезает в долги» [4, с. 194].
С. Шпильрейн получила одобрение друзей и родственников, их поддержку и сочувствие. Родители были рады и гордились ее научными достижениями. В частности, отец перевел один из ее докладов на немецкий язык для публикации зарубежных журналах.
При этом можно отметить и свойственное ей внутреннее одиночество. В конце жизни С. Н. Шпильрейн живет замкнуто, в безвест-
ности.
Личностные факторы:
Для Сабины Николаевны как ученого характерны: высокая активность в разных формах; высокая профессиональная компетентность; положительный результат деятельности; целеустремленность; ориентация на внутренние потребности, способности; высокая работоспособность; добросовестность; профессиональное честолюбие; оригинальность.
Уверенность в своих силах: адекватная уверенность чередовалась с самокритичностью и недовольством сделанным.
Самооценка: иногда завышенная (во время студенчества); реалистичная; повышенная самокритичность.
Ощущение внутреннего покоя, вероятно, не является типичным для С. Шпильрейн, скорее для нее характерно ощущение «вечного боя» со стремлением к покою и умиротворенности.
Блок «Успешность научной деятельности» включает в себя субъективные и объективные показатели.
Субъективные показатели:
У С. Шпильрейн отмечаются: субъективная неудовлетворенность вследствие ориентации на все новые цели; поглощенность работой.
Объективные показатели:
Количественные показатели: 35 статей по разнообразным темам, дневниковые записи и наблюдения. Ученая степень доктора медицины.
Количественно-качественные показатели: широкая тематика научных интересов; новаторство (изучение деструктивного влечения, соединение психоанализа с другими методами психологии, обращение к нейрофизиологии и нейропсихологии).
Качественные показатели: широта научной тематики - шизофрения, сексуальность, Я, деструктивное влечение, детский психоанализ, мышление и речь, анализ сновидений, психология женщины, психоанализ художественной литературы. С. Шпильрейн не создала своей научной школы, у нее было мало последователей.
Соматические показатели: продолжительность жизни - 56 лет (была расстреляна во время оккупации). Проблемы со здоровьем -
головные боли, депрессия, истерия (диагноз К. Юнга), невроз (диагноз Э. Блейера), изнурение, попытки самоубийства в ранней юности.
«Ненаучные» показатели: интересы за пределами науки - игра на музыкальных инструментах (фортепиано, виолончель), сочинение песен; преподавала в университетах; предвосхищение и опережение времени своими идеями.
Итак, на основании психобиографического анализа научного пути Сабины Шпильрейн можно сделать следующие выводы:
Сабина Шпильрейн как ученый характеризуется выраженной творческой жизненной направленностью. Она видит свою жизненную задачу в служении людям своим научным творчеством, практической деятельностью и преподаванием. Ее отличает неординарность в организации внутреннего мира. У нее высо-
ЛИТЕРАТУРА
1. Барсукова О. В. Сравнительный анализ биографий культовых женщин науки, искусства, бизнеса: противостояние ген-дерным стереотипам // Гендерные практики: описание, рефлексия, интерпретация. Материалы V Международной межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные практики: традиции и инновации» (10-12 ноября 2005 г.) / Отв. ред.: Т. А. Мелешко, И. И. Юкина. - СПб.: Алина, 2007. - С. 45-52. - 161 с.
2. Коржова Е. Ю., Барсукова О. В., Буянова М. В. Теоретико-методологическое обоснование анализа мотивации научной деятельности ученых-гуманитариев // Межкультурное взаимодействие. Формирование единого научно-образователь-
кий образовательный уровень, ее научные достижения признаны. Для нее характерны высокая профессиональная компетентность и целеустремленность, одержимость и высокая работоспособность; она ориентирована на внутренние потребности. Сабина Шпильрейн поглощена работой, но при этом не довольна результатами, все время ориентируется на новые цели.
По сфере профессиональной деятельности С. Шпильрейн - психиатр, психоаналитик, психолог, педолог, преподаватель университета, хирург и школьный врач.
Своими идеями С. Н. Шпильрейн предвосхитила многие открытия в психоанализе, в детском психоанализе, в исследовании мышления и др. Она действительно была пионером и новатором психоанализа.
ного пространства. - СПб.: Интерсоцизд, 2005. - С. 125-133.
3. Лотан Цви (Генри) В защиту Сабины Шпильрейн. Пер. с англ. С. С. Панкова//Вестник Психоанализа. - 2000. - № 2. - С. 22-44.
4. Рихебехер С. Сабина Шпильрейн: «почти жестокая любовь к науке» (биография). -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 413 с.
5. Степанов С. Психология в лицах. Сабина Шпильрейн // URL: http: // bookap.info / clasik / stepanov_psihologiya_v_litsah / gl28.shtm
6. Штефан И. Сабина Шпильрейн (1885-1942): «предмет обмена» между Юнгом и Фрейдом. Пер. с нем. С. С. Панкова // URL: http:// psychoanalyse.narod.ru/spielrein/stephan.htm
7. Эткинд А. М. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. - М.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. - 376 с.