Научная статья на тему 'Открытая информационно-образовательная среда как фактор развития исследовательской деятельности студента'

Открытая информационно-образовательная среда как фактор развития исследовательской деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / OPEN INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / СИСТЕМНОСТЬ / CONSISTENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна

Ведущая роль в реализации требований общества принадлежит открытой информационно-образовательной среде, где социальный заказ трансформируется и корректируется в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретного вуза, обеспечивая формирования нужного обществу профессионала в своей области. Ядром открытой информационно-образовательной среды служат информационные и коммуникационные технологии. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся методологии и теории исследовательской деятельности студента в открытой информационно-образовательной среде, охарактеризованы особенности открытой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF STUDENT RESEARCH ACTIVITIES

The Leading role in the implementation of the requirements of society belongs to an open information and educational environment, where the social order is transformed and adjusted in the mind and understanding of the leadership and teaching staff of a particular University, providing the formation of the necessary society professional in their field. The core of the open information and educational environment are information and communication technologies. The article deals with the issues related to the methodology and theory of research activities of students in the open information and educational environment, characterized by the features of the open educational environment.

Текст научной работы на тему «Открытая информационно-образовательная среда как фактор развития исследовательской деятельности студента»

Выводы. Таким образом, «Адаптационный курс» по математике призван:

во - первых, сформировать целостные знания о методах, формах, средствах, содержании математики; во - вторых, курс должен быть целенаправленным и локализованным по принципу восхождения от простого к сложному;

в - третьих, помочь бывшим школьникам безболезненно справиться с большим количеством тем и учебного материала по математике при ее дальнейшем изучении;

во - четвертых, сформировать устойчивый мотивационный взгляд студентов на математику, как на необходимый компонент содержания профессиональной подготовки специалистов. Литература:

1. Лопухова Т.В. Преемственность среднего профессионального образования в много уровневой системе. - Казань, 1998. - 39 с.

2. Фирсов В.В. Планирование обязательных результатов обучения математике. - М.: Просвещение,

1989. - С. 8.

3. Гнеденко Б.В., Гнеденко Д.Б. О некоторых вопросах перестройки математического образования в университетах // Совр. высшая школа. - 1988. - № 2/62. - С. 115 - 123.

4. Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление. - Красноярск: Изд - во Красноярского ун-та,

1990. - 144 с.

5. Сентябова Т.А. Методика реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающих повторений курса алгебры и начала анализа: Автор. ... канд. пед. наук. - Омск, 1997. - 19 с.

6. Методика отбора и структурирования содержания учебного материала для дифференцированной ступенчатой подготовки в колледже / Е.А.Корчагин и др. - Нижнекаск, 1995. - 107 с.

7. Городничева Т.А. Фундаментализация содержания как важнейший фактор математической подготовки специалистов нефтегазового профиля / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Проблемы формирования гуманитарной среды в техническом вузе. Том II. - Альметьевск: Изд-во АГНИ, 2004. - С. 62-64.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна

"Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Российский университет транспорта (МИИТ)» (г. Москва)

ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. Ведущая роль в реализации требований общества принадлежит открытой информационно-образовательной среде, где социальный заказ трансформируется и корректируется в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретного вуза, обеспечивая формирования нужного обществу профессионала в своей области. Ядром открытой информационно-образовательной среды служат информационные и коммуникационные технологии. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся методологии и теории исследовательской деятельности студента в открытой информационно-образовательной среде, охарактеризованы особенности открытой образовательной среды.

Ключевые слова: открытая информационно-образовательная среда, исследовательская деятельность, самоорганизация, системность.

Annotation. The Leading role in the implementation of the requirements of society belongs to an open information and educational environment, where the social order is transformed and adjusted in the mind and understanding of the leadership and teaching staff of a particular University, providing the formation of the necessary society professional in their field. The core of the open information and educational environment are information and communication technologies. The article deals with the issues related to the methodology and theory of research activities of students in the open information and educational environment, characterized by the features of the open educational environment.

Keywords: open information-educational environment, research activity, self-organization, consistency.

Введение. Приоритетным направлением в современной государственной образовательной политике в естественнонаучной области образования является формирование и развитие научно-исследовательской деятельности студентов высшей школы. Перед высшей технической школой встала важная задача поиска путей формирования и развития исследовательской деятельности студентов в условиях новой информационной образовательной среды [8, 9]. Эти задачи обозначены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Недостаточная готовность высшей школы к решению этих задач в условиях новой информационной среды актуализирует исследования в этой области образования.

Формулировка цели статьи. Современные информационно-образовательная среда позволяет построить процесс обучения в техническом вузе так, чтобы он способствовал повышению личной активности обучающихся в профессиональном развитии, посредством формирования у студентов исследовательской деятельности.

Фундаментом исследовательской деятельности является теоретические основы развития личности и системно-деятельностный подход к обучению, призванные обеспечить готовность обучающихся к решению интеллектуальных проблем в процессе обучения, а также в профессиональной деятельности [7, 10].

Стратегическим направлением развития образовательных систем в современном обществе является формирование профессионала своей области, способного вести разнообразную самостоятельную исследовательскую деятельность. Причем ведущая роль в реализации требований общества принадлежит открытой информационно-образовательной среде, где социальный заказ трансформируется и корректируется в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретного вуза, обеспечивая формирования нужного обществу профессионала в своей области [4]. Ядром открытой информационно-

образовательной среды служат информационные и коммуникационные технологии, которые влияют на развитие мотивационного и деятельностного компонентов исследовательской деятельности. Мотивационный компонент включает в себя цели, ценности и мотивы деятельности студента, обеспечивающие возможность его реализации в процессе исследовательской деятельности. Деятельностный компонент включает различные виды учебной деятельности: рефлексивную деятельность (осознание места в профессиональной деятельности получаемых знаний в той или иной области), исследовательскую деятельность, самостоятельную познавательную деятельность, коммуникативную деятельность, творческую деятельность и др. [1, 2, 5].

Изложение основного материала статьи. Значение среды в образовании рассматривается в научно-педагогической литературе достаточно давно, ее анализ показывает, что существуют работы посвященные:

- влиянию образовательной среды на воспитание личности (К.Д. Ушинский, Н.Н. Пирогов и др.)

- рассмотрению определения понятия «среда», выделению из него таких понятий, как «педагогическая среда», «общественная среда ребенка», «окружающая среда» (С.Т. Шатский, .П. П. Блонский, А.С. Макаренко и д.р.);

- изучению условий формирования развивающихся образовательных сред (В.И. Гинецкий, Г.А. Ковалева, Е.А. Ямбург и д.р.;

- моделированию образовательных сред (В.И. Слободчиков, В.Я. Ясвин и др.).

К проблеме развивающей образовательной среды обращались выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. Под развивающей средой они понимали определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [3,6,10 ]. В современных условиях идея развивающей образовательной среды активно разрабатывается в исследованиях М. С. Артюхиной, В.В.Рубцова, Е. И. Саниной, В.И.Слободчикова, др. [1, 2, 8, 9].

В большинстве диссертационных исследованиях понятие «среда» является синонимом по отношению к понятию «образовательная среда».

В.И. Слободчиков понимает образовательную среду как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие и где ребёнок включается в культурные связи с обществом, приобретает опыт самостоятельной культурной деятельности [9]. Г.Ю. Беляев, который под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [3, с. 72]. Однако в большинстве современных исследований образовательная среда трактуется с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью различных условий [10].

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы исследования показал, что, несмотря на растущее внимание к изучению проблемы становления и развития исследовательской деятельности студентов, проблема остается недостаточно изученной. Возникает необходимость целостного теоретического осмысления закономерностей становления и развития исследовательской деятельности студентов как динамического процесса развивающегося в новой информационной образовательной среде.

В педагогике сформировались два подхода к выявлению сути понятия «информационно-образовательная среда». В соответствии с первым, «программно-техническим», исследователи представляют информационно-образовательную среду как совокупность программно-методических, организационно-технических, электронно-образовательных и других информационных ресурсов, ориентированных на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса. В соответствии со вторым подходом исследователи представляют информационно-образовательную среду как педагогическую систему, имеющую своей целью организацию условий для целенаправленного взаимодействия участников учебного процесса с ресурсами информационно-образовательной среды [4]. Информационно-образовательная среда имеет двойственную природу, т.е. перечисленные выше два подхода тесно переплетаются друг с другом. Для развития исследовательской деятельности наиболее значимыми являются исследования посвященные следующим аспектам открытой информационно-образовательной среды: информационно-образовательная среда (как педагогическая система) позволяет проводить исследования и проектировать саму себя как целостное педагогическое явление [1]; возможность разрабатывать информационно-образовательную среду в рамках личностно-ориентированной модели обучения [7, 8]; учет личностных особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса с электронно-образовательными ресурсами [4]; задействование научно-методического, организационного и педагогического потенциала всей системы образования в информационно-образовательной среде; изменение структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым (обучающимся) [7].

Учет влияния открытой информационно-образовательной среды обусловлен следующими потребностями:

-реализация механизмов индивидуально-самостоятельной траектории обучения;

-внедрения в учебный процесс элементов дистанционного обучения!

В общем виде информационно-образовательная среда любого образовательного учреждения может иметь следующие особенности:

Структурные особенности: информационно-образовательная среда может состоять из нескольких образовательных (социокультурных) сред - организации, где он непосредственно работает (актуально для заочного и вечерних форм образования), учебное учреждение (институты, университеты и т.д.); профессиональной социокультурной среды (профессиональные сообщества, литературные источники, информационные сети и др.).

Содержательные особенности: содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);

Методические особенности: формы и методы организации образования (формы организации занятий -семинары, лекции, лабораторные работы; семинары, лекции, лабораторные работы с использованием дистанционных технологий; конференции; экскурсии; исследовательские общества и др.; формы и методы организации исследовательской деятельности - традиционные методы, с помощью дистанционных технологий и т.д.)).

Коммуникационные особенности: особенности взаимосвязи с внешней средой (открытая и закрытая); особенности субъектов информационно-образовательной среды (половозрастные и национальные

особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы.); коммуникационная сфера (стиль и активность общения (студент - преподаватель, студента - студент; студент - открытая образовательная среда, преподаватель-преподаватель); пространственная и социальная плотность среди субъектов образования и др.).

-организационные особенности: особенности управленческой культуры преподавателей и студента, наличие творческих объединений преподавателей и студентов, наличие у преподавателей навыков организовать исследовательскую работу студентов; наличие у студентов навыков организовывать процесс своего самообразования и др..

Вместе с тем развитию исследовательской деятельности студентов в открытой информационно-образовательной среде препятствует ряд противоречий:

- между тем, что вузовскому образованию принадлежит значимая роль в организации самостоятельной познавательной деятельности студента и современной высшей школой, которая все еще остается закрытой средой для взаимодействия с внешним миром по многим направлениям;

- между необходимостью введения обновленных образовательных- программ ФГОС, в которых значительное число часов отведено на самостоятельную работу студентов, тесно связанной с исследовательской деятельностью, и неадекватностью им действующего технического и учебно-дидактического обеспечения самостоятельной работы студента;

- между потенциалом нового дидактического и технического инструментария для организации исследовательской деятельности студентов и недостаточно развитым пространством традиционной высшей школы, неприспособленным к использованию этих нововведений;

- между стремительными революционными изменениями в сфере информационных технологий и низким уровнем готовности педагогических работников к их использованию.

Для преодоления указанных противоречий необходимо учитывать, что особенностью современного образования является информатизация общества, вследствие чего образовательная среда стала информационной --образовательной средой.

Данные противоречия предопределило проблему, которая заключается в поиске необходимых и достаточных условий для их преодоления, к которым мы относим:

Структурные условия: учет влияния на образовательный процесс и личность студента образовательных (социокультурных) сред - организации, где он непосредственно работает (актуально для заочного и вечерних форм образования), учебного учреждения (институты, университеты и т.д.); профессиональной социокультурной среды (профессиональные сообщества, литературные источники, информационные сети и др.).

Содержательные условия: актуальность содержания образования для развития личности студента; контекстное обучение, интегративный подход к содержанию обучения; открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.

Методические условия: вариативность учебных программ; разнообразие методических обучающих средств; разнообразие форм обучения; акцент на диалогическое общение; учет различных личностных особенностей восприятия информации у людей.

Коммуникативные условия: взаимопонимание и активное взаимодействие всех участников учебного процесса: студент - преподаватель, студента - студент; студент - открытая образовательная среда, преподаватель-преподаватель.

Организационные условия: наличие организационных и управленческих навыков развития исследовательской деятельности студентов у преподавателей; наличие навыков самообразования у студентов.

Сила влияния открытой информационно-образовательной среды на развитие исследовательской деятельности выражается через следующую закономерность, согласно которой цели, методы, технологии обучения должны соответствовать:

1) уровню развития современного общества,

2) уровню актуального развития уже достигнутому обучающимся,

3) зоне ближайшего развития обучающегося, которая обуславливается его возможностями, которые он может реализовать благодаря сотрудничеству с педагогом посредством интернет технологий.

Интернет-технологии имеют следующие возможности для развития исследовательской деятельности:

1. Способствуют развитию рефлексивной деятельности процесса познания (осознание места в профессиональной деятельности получаемых знаний в той или иной области). Например, целесообразно проводить на начальном этапе изучения дисциплины тематические беседы о роли изучаемой дисциплины в будущей профессиональной деятельности, посредством самостоятельного поиска студентами информации в различных источниках (в том числе Интернет-ресурсах) и подготовки презентаций и докладов по данной тематике.

2. Интернет технологии помогают решать образовательные задачи, которые ставятся в многочисленных сетевых проектах - исследовательских, поисковых, др ^еЬ-квесты, Краудсорсинг) [1, 2].

3. Интернет-технологии используются при организации дистанционного изучении дисциплин для решения поставленных образовательных задач (создание коллекции мультимедийных ресурсов) [1, 2, 4].

Выводы. Российская система образования сегодня ориентирована на смену образовательной парадигмы. Конечной целью является создание модели образования ориентированной на формирование у личности обучаемого самостоятельности, инициативы, стремлении к самообразованию. Одной из ключевых ценностей названной модели является развитие исследовательской деятельности. Результат проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что современный образовательный процесс немыслим без открытой информационно-образовательной среды, новых информационных технологий. Исследовательская деятельность является мощным развивающим инструментом интеллектуальных способностей обучающихся, а в комплексе с такими образовательными факторами, как открытая информационно-образовательная среда и информационные технологии она развивает студента профессионала в своей области. Можно сказать, что исследовательская деятельность вкладывает инвестиции в будущую профессиональную деятельность студентов, посредством развития их интеллектуальных способностей в открытой информационно-образовательной среде через новые образовательные информационные технологии.

Литература:

1. Артюхина, М.С. Теоретико-методологические основы обучения математике в интерактивной образовательной среде / М.С.Артюхина, Е.И. Санина // Теоретические и прикладные аспекты математики, информатики и образования: материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 16-21 ноября 2014 г.) / редкол.: И.И. Васлишин и др.; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В.Ломоносова; Ин-т мат. и информ. Болгар. акад. наук; Ин-т информатизации образования РАО; Моск. пед. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2014. -С. 314-320.

2. Артюхина, М.С. Самоактуализация личности студента средствами учебных предметов в профессиональной образовательной среде / М.С. Артюхина, Е.И. Санина // Вестник РМАТ. 2015. № 4. -С. 1-9.

3. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. - М., 2000. - 157 с.

4. Гура , В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Гура, Валерий Васильевич. -Ростов-на-Дону, 2007. - 363 с.

5. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник. В 2 ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и образование, 2007. -640 с.

7. Роберт, И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде / И.В. Роберт // Ученые записки ИИО РАО, 2001. - Вып. 5. - С. 3-30.

8. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. -М., 1997. - Вып. 7. - С. 183.

9. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Мелехова Юлия Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность постановки проблемы самоанализа как необходимой предпосылки для профессионального саморазвития. Разработка теории педагогического рефлексирования и создание методики формирования данного качества являются одним из многообещающих путей совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, значимость педагогической рефлексии, рефлексивные умения, профессиональная подготовка будущего специалиста.

Annotation. The article the urgency of posing the problem of introspection as a necessary prerequisite for professional self-development is considered. The development of the theory of pedagogical reflexion and the creation of a methodology for the formation of this quality are one of the promising ways to improve the professional training of a future specialist.

Keywords: reflexion, pedagogical reflection, the importance of pedagogical reflection, reflexive skills, professional training of the future specialist.

Введение. Обращение к педагогической рефлексии обусловлено современными тенденциями общественного развития, ориентирующими систему педагогического образования на поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалиста, а также выявление условий профессионального саморазвития будущего специалиста в системе гуманитарного образования.

Признание в педагогической рефлексии интегрального показателя успешности профессионального становления личности специалиста, предпосылки самоорганизации его деятельности показали, что разработка теории педагогического рефлексирования и создание методики формирования данного качества являются одним из многообещающих путей совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Факт существования психической реальности, которую воплощает в себе феномен педагогической рефлексии, к настоящему моменту признан большинством педагогов-исследователей, занимающихся вопросами профессионального становления личности специалиста.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - раскрыть проблему самоанализа как необходимой предпосылки для профессионального саморазвития. Разработка теории педагогического рефлексирования и создание методики формирования данного качества являются одним из многообещающих путей совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста.

Изложение основного содержания статьи. В педагогическом аспекте рефлексия рассматривается в исследованиях, связанных, с одной стороны, с педагогической деятельностью учителя, с другой - с учебно-профессиональной деятельностью обучающихся. В учебно-профессиональной деятельности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.