ББК 74.00 YAK 378.148
Н.А. ЧУМАКОЛЕНКО
N.A. CHUMAKOLENKO
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ МЕАИАОБРАЗОВАНИЯ В ХУАОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
NATIVE MEDIA STUDIES EXPERIENCE IN ART EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
Как показывает практика, изобилие медиатекстов активно воздействует на все сферы его деятельности. Это вызывает необходимость внедрения в образовательный процесс элементов обучения грамотному восприятию, анализу медиатекстов разных видов и жанров, аналитического отношения к информации. Интеграция медиаобразования и мировой художественной культуры - необходимое условие полноценного образования и воспитания современного школьника.
As practice shows, the abundance of media texts actively influences on all spheres of its activity. It causes the necessity of introduction in educational process the elements of training in competent perception, in the analysis of media texts of different types and genres, in the analytical perception of information. Integration of media education and world art culture is necessary for high-grade formation and education of a modern schoolboy.
Ключевые слова: интеграция, концепция, медиаобразование, медиатекст, медиаобразовательная модель, мировая художественная культура, школьник, экранные искусства, эстетическое развитие.
Key words: integration, concept, media education, media text, media educational model, world art culture, schoolboy, screen arts, аesthetic development.
Проблема восприятия художественного произведения всегда интересовала и продолжает интересовать различные группы людей: психологов, социологов, художников, искусствоведов, педагогов др. Предмет «Мировая художественная культура» основывается на изучении истории искусств, всех её «семейств» (временных, пластических, синтетических) и обладает огромным потенциалом в деле воспитания духовно развитой личности. Эффективность воздействия средствами медиа связана со способностью затрагивать различные сферы личности: эмоции, чувства, интеллект, нравственные взгляды и убеждения - влиять на мировоззрение, патриотические, гражданские чувства развивающегося человека. Мировая художественная культура находится в теснейшей междисциплинарной связи с целым рядом предметов: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература» - а также с другими предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Интегрированный курс «Мировая художественная культура» формирует в сознании школьников целостную картину мира, развивает интерес к культурному своеобразию и взаимодействию этносов, воспитывает толерантность в гуманитарной сфере научного знания. В основе его программы заложен главный принцип интеграции разных дисциплин в одном предмете. В самом предмете «Мировая художественная культура» изначально сформулирована задача формирования духовно-нравственного человека, который способен воспринимать, анализировать и воспроизводить художественный образ, созданный на основе какого-либо произведения искусства, и медиао-бразование может эффективно помочь этому процессу [8, с. 18].
Прежде чем проанализировать исторический аспект развития медиа-образования в художественном образовании и воспитании школьников на основе отечественного опыта, обратимся к определению медиаобразования, данного ЮНЕСКО:
Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно даёт людям возможность понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать ме-диатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования в течение всей жизни [11].
Как отмечал А.В. Шариков, речь идёт о введении в структуру содержания образования ещё одного учебного предмета, посвящённого основам массовой коммуникации, в частности, в систему школьных курсов по телевидению и радиовещанию, кино и видео, периодической печати и фотографии. Причём постоянно в сфере внимания должна оставаться массовая коммуникация, а значит, социальное измерение феномена. Следовательно, необходимо уделять внимание таким аспектам, как реклама и пропаганда, массовая культура, авторское право и право человека на информацию. Всё это - элементы содержания медиаобразования [10, с. 23].
Одна из сторон формирования личности учащегося - мотивация. Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует повышению уровня мотивации обучающихся за счёт понимания ими необходимости, социальной значимости получаемых знаний, стимулирования познавательных интересов и потребностей, стремления к расширению собственного кругозора и т. д.
Используя элементы медиаобразования в предмете «Мировая художественная культура», российские исследователи пытались преодолеть один из пороков школьного художественного образования, когда сущность художественного освоения мира человеком ускользает из школьных программ под давлением методов преподавания, заимствованных из естественных наук, неадекватных специфике искусства [8, с. 38]. Мировая художественная культура интегрирует знания, полученные школьниками в различных видах искусства, что предъявляет специфические требования к технологии преподавания этого предмета. Он не должен дублировать ни в содержании, ни в методах традиционные курсы, составляющие содержание образовательной области «Искусство».
Первые попытки интеграции медиаобразования в различные образовательные системы возникли ещё в начале прошлого века в разных странах Европы. Так, например, во многих странах Восточной Европы (прежде всего -в России) эстетическая теория медиаобразования на протяжении многих десятилетий (с 20-х по 80-е годы ХХ века) сочеталась с идеологической.
Отечественный опыт медиаобразования в художественном образовании и воспитании школьников выглядит следующим образом. Начиная с 1960-х годов признанными лидерами этого направления в России стали Ю.Н. Усов, С.Н. Пензин, О.А. Баранов и др. Сегодня эта теория в значительной степени тяготеет к культурологической теории медиаобразования, поскольку имеет явные совпадения по теоретической базе в отношении к проблеме «медиа и аудитория» и значительное сходство в целях и задачах, в содержании и педагогической стратегии [7, с. 18].
Итак, в 1960-1990-е годы приоритетным в российском медиаобразова-нии было художественно-эстетическое направление в обучении школьников. Ещё О.А. Баранов писал: «Эстетически неграмотный человек не может быть духовно развитым, он даже невыгоден обществу» [1, с. 4]. Основной целью эстетической/художественной концепции медиаобразования провозглашалось развитие мотивов и качеств личности, необходимых для развития восприятия, анализа и оценки художественных медиатекстов, и, следовательно, основной акцент переносился на сферу медийных (например, экранных) искусств. В целом эстетическое воспитание в данный период стало рассматриваться как средство гармонического развития человека, приобщения его к искусству, освоения художественного языка развития образного мышления [9, с. 86].
В это время сложилось два основных направления в развитии отечественной медиапедагогики:
1) интегрированное, основанное на активном внедрении медиаобразования в процесс преподавания обязательных учебных дисциплин;
2) внеклассная и внешкольная работа по медиаобразованию школьников, проводимая в кинотеатрах, киноклубах, учреждениях культуры, радиостанциях, телестудиях, редакциях школьных и вузовских газет, на факультативных, кружковых занятиях в различных учебных заведениях и т. д.
Весьма важным фактором в становлении эстетического и художественного воспитания и образования школьников стал выход систематизированного кинообразовательного курса - «Основы киноискусства» (под редакцией М.С. Шатерниковой, Ю.Н. Усова, Ю.М. Рабиновича). Курс был предназначен для учащихся 9-10 классов средней школы. Он получил поддержку на министерском уровне. Указанная программа была частью системы эстетического образования и опиралась на главные положения эстетики (содержание и форма, сюжет, композиция и т. д.), основы изобразительного искусства, театра, музыки, литературы. Её основной задачей было «научить школьников ориентироваться в современном киноискусстве и руководствоваться при оценке экранного произведения правильными эстетическими критериями, способствовать развитию творческих способностей, мышления, воображения, пытливости учащихся». Данная программа знакомила учащихся с теорией киноискусства в контексте развития отечественного кинематографа, а также с творчеством мастеров экрана.
В 1970-е годы вышел целый ряд научных трудов, книг и методических пособий по медиаобразованию. Например, в работе О.А. Баранова наиболее эффективной признавалась так называемая «разветвлённая» система школьного киновоспитания, призванная «расширить эстетическое восприятие, обращая внимание учащихся на многослойную структуру кинопроизведения (в частности, сочетание изображения, слова, музыки, движения), развитие как можно более точного (в идеале - адекватного) понимания сложнейшего кинематографического языка. Основные отличительные особенности «разветвлённой» системы: приспособленность ко всем возрастным группам учащихся; комплексность, достижение «всеобщей заинтересованности школьников в искусстве; деятельный характер (создание кружков любителей кино, организация выставок, фестивалей, вечеров и т. д.). Таким образом, активизировались как внутренние, личностные резервы юного зрителя, так и гражданская позиция коллектива, формировалось общественное лицо школьников» [1, с. 8].
Телевидение к 1960-1970-м годам прочно вошло в содружество экранных искусств. Его громадный педагогический потенциал был высоко оценён отечественной медиапедагогикой.
В 1980-х годах во многих российских городах получила распространение интеграция детской и взрослой печати - так называемая «детская во взрослой», когда при взрослых редакциях организовывались детские издания [9, с. 84].
В 1980-е годы эстетическое образование средствами киноискусства рассматривалось как культурно-просветительный процесс, совершенствующий эстетические знания, а киновоспитание - процесс личностно-созидательный, наращивающий творческий потенциал личности. Киноискусство постепенно занимало довольно прочное положение в российском образовании, было признано полноправной частью «системы эстетического воспитания, в которой оно сливается с уроками музыки, изобразительного искусства, литературы...» [2, с. 35].
Именно в этом русле развивалась деятельность основоположников отечественного медиаобразования О.А. Баранова, С.Н. Пензина, Ю.М. Рабиновича, Ю.Н. Усова, и др.
В этот период наблюдалась активизация кинолюбительских объединений, детских кинотеатров. Детские и юношеские кинотеатры проводили анонсирование фильмов, конкурсы киноплакатов (профессиональных или созданных самими ребятами). Например, по рисунку на афише школьники пытались определить, о чём тот или иной фильм, объясняли, как понимают смысл киноплаката, и т. п. Перед сеансом педагог выступал с краткой вступительной беседой о художественных особенностях картины, языке образов, средствах, с помощью которых воплощена идея фильма, и т. д. Иногда беседа и обсуждение продолжались и после просмотра киноленты. Многие детские кинотеатры имели собственные издания, на страницах которых можно было познакомиться с новостями кино, рецензиями, киновикторинами. Кинотеатры организовывали и проводили фестивали, конкурсы, конференции. [7, с. 87].
У истоков проблемы интеграции медиаобразования и мировой художественной культуры стоял заведующий лабораторией экранных искусств РАО Юрий Николаевич Усов. Профессор Ю.Н. Усов внёс огромный вклад в отечественную медиапедагогику. Он был последовательным сторонником и непосредственным участником развития массового кинообразования, бесспорным лидером этого направления, защитившим первую докторскую диссертацию по кинообразованию в СССР, написавшим несколько десятков работ по этой тематике. И в современном мире среди его последователей -ведущие учёные в области медиаобразования и киновоспитания, (Л.М. Баженова, А.В. Фёдоров, И.В. Челышева и др.). Его идеи в современном мире остаются востребованными и актуальными.
Ю.Н. Усов разработал продуктивный способ интеграции медиаобразования и мировой художественной культурой: в творчестве великих живописцев он обнаружил аналогию с экранными видами искусства. Например, в «Бульваре капуцинов» Клода Моне использован оптический эффект совмещения нескольких соседних моментов движения, нескольких «кадров», в каждом из которых силуэты фигуры смещены по сравнению с первоначальным, - последовательные фазы движения «наложены» друг на друга, «втиснуты» в один «кадр» и читаются на полотне как несколько последовательных фотоснимков». У зрителя создаётся впечатление, что прохожие идут по тротуару [6, с. 104].
Другим примером может послужить восприятие художественной реальности в произведениях изобразительного искусства. Для рассмотрения данной темы Ю.Н. Усов предлагал вначале смоделировать художественную реальность киноповествования, используя в качестве единиц повествования элементы композиции конкретного живописного полотна. Так, на основе одного из произведений великого русского художника В.А. Сурикова - «Утро стрелецкой казни» - в классе предлагалось создать экранизацию: на бумаге сделать монтажную запись фильма об этой картине. Кадры и их логическая последовательность в киноповествовании расскажут, что тебя волнует в данной работе художника, как ты понимаешь точку зрения автора на русскую историю, на современную действительность, отражённо представленную в пластической композиции [6, с. 88].
В конце XX века проблемой внедрения медиаобразования в общеобразовательные предметы школы занимался А.В. Спичкин. В своей модели интеграции медиаобразования и курса «Мировая художественная культура» он во многом опирается на труды Ю.Н. Усова. Исследователь обращал особое внимание на решение вопроса об отборе содержания курса «Мировая художественная культура». В качестве решения поставленной задачи А.В. Спичкин предлагал включение в содержание предмета произведений массовой культуры. Он также обращал внимание на все положительные аспекты данной категории. При этом среди преподавателей курса «Мировая художественная культура» преобладает негативное отношение к произведениям массовой культуры. С одной стороны, оно определяется традиционной для нашей системы эстетического воспитания ориентацией на шедевры, с другой стороны, часто мотивируется недостатком учебных часов, отводимых на изучение предмета [Спичкин, 1999, с. 54]. Современный ребёнок не может себя представлять без продуктов массовой культуры. И грамотное представление данной категории может нести в себе огромный педагогический потенциал в деле воспитания школьника.
Таким образом, массовая культура рассматривается не как нечто чужеродное для художественной культуры в целом и процесса формирования эстетической культуры личности, а как явление, занимающее естественное место и в том, и в другом, что даёт основания включать её произведения в предложенный курс.
Использование элементов медиаобразования в курсе «Мировая художественная культура» можно рассматривать не только на уровне содержания, но и на уровне методики.
Методы преподавания этого предмета должны быть в основном ориентированы на преодоление принципиального порока сегодняшнего школьного художественного цикла, когда сущность художественного освоения мира человеком ускользает из школьных программ под давлением методов преподавания, заимствованных из естественных наук и неадекватных специфике искусства. Кроме того, предмет «Мировая художественная культура» призван интегрировать знания, полученные школьниками в различных видах искусства, что также предъявляет специфические требования к методике преподавания. Он не должен дублировать ни в содержании, ни тем более в методах традиционные курсы, составляющие содержание образовательной области «Искусство» [5, с. 59-60]. Основным методическим принципом преподавания предмета должно стать взаимодействие искусств. Поэтому анализ произведений одного вида искусства с использованием языка другого вида выступает наиболее подходящим именно для уроков мировой художественной культуры.
Помимо Ю.Н. Усова проблемой медиаобразования, интегрированного в базовые школьные предметы, занималась профессор Л.С. Зазнобина. В своём стандарте медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами, она описывает проблемы современного ребёнка и пути их решения. Ей предложена модель интеграции медиаобразования с рядом школьных дисциплин, где основное содержание медиаобразования как предметной области знаний и деятельности человека составляют интеллектуальные и процессуальные умения информационного взаимодействия [3, с. 27].
Л.С. Зазнобиной были выделены следующие объекты медиаобразова-ния, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины:
• учебная информация по той или иной дисциплине (независимо от источника и носителя);
• информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным школьникам;
• технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации [3, с. 29].
Отметим некоторые положения стандарта медиаобразования, наиболее актуальные для построения модели включения медиаобразования в курс «Мировая художественная культура»:
• умение находить и перерабатывать информацию из разных источников;
• умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот;
• умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
• умение извлекать из предложенной информации данные и представлять их в табличной или иной форме;
• умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них.
Выделение именно этих элементов стандарта определено целями и задачами преподавания курса «Мировая художественная культура» [8, с. 38].
Следуя концепции стандарта интеграции медиаобразования в учебную дисциплину «Мировая художественная культура», учащийся должен знать и уметь понимать задание в различных формулировках, находить запрашиваемую информацию, систематизировать, переводить её в вербальную и визуальную, трансформировать, находить ошибки, рецензировать различного рода информацию.
М.Н. Фоминова строит свою модель интеграции медиаобразования с мировой художественной культурой на основе медиаобразовательного стандарта Л.С. Зазнобиной. М.Н. Фоминовой разработаны проблемно-тематические блоки с интегрированными конкретными медиаобразовательными задачами:
• развитие навыков «прочтения» художественной информации, передаваемой по различным каналам связи (пресса, радио, телевидение, видео, компьютерные программы, интернет, и т. п.);
• художественное развитие школьников за счёт использования меди-атехнологий в процессе освоения содержания предмета;
• реализация максимальной самостоятельности в процессе изучения мировой художественной культуры в ситуации активизации художественно-продуктивной деятельности (медиаобразование как инструмент развивающего обучения);
• развитие информационной культуры школьников как необходимого элемента общей культуры в условиях становления информационного общества [8, с. 39].
Технология введения элементов медиаобразования в курс мировой художественной культуры включает:
• изучение и анализ существующей информации по содержанию тематических блоков, составляющих предмет «Мировая художественная культура», поступающей как через официальные источники (педагогические издательства - учебно-дидактические и методические пособия в поддержку преподавания предмета и т. п.), так и через каналы масс-медиа (пресса, телевидение и т. п.) [8, с. 39];
• развитие аудиовизуальной грамотности с целью формирования устойчивого навыка «прочтения» невербальной информации, поступающей по различным каналам связи;
• формирование и развитие навыков коммуникативной компетенции [8, с. 40].
Концепция преподавания предмета «Мировая художественная культура» базируется не только на формировании определённых знаний в области истории изобразительного, музыкального и литературного искусства, но и, прежде всего, на развитии школьника, формировании умений и навыков общения по теме искусства, понимании закономерностей развития культуры, развитии ассоциативных связей и установления внутренних, интегративных связей между различными видами искусства в процессе их становления, формировании навыков «прочтения» произведений разных искусств [8, с. 39].
Общеобразовательный предмет «Мировая художественная культура» несёт в себе огромный педагогический потенциал в деле образования и воспитания школьника. Обладая интегративной основой, курс связывает целый ряд дисциплин образовательного цикла «Искусство» (музыку, литературу, изобразительное искусство, театр). Предмет направлен на постижение художественного образа и восприятие разных видов искусства. Одним из аспектов формирования личности учащегося на этих уроках выступает мотивация. Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует повышению уровня мотивации школьников. Интеграция меди-аобразования и курса «Мировая художественная культура» выступает перспективным направлением в развитии педагогической науки и образовательного процесса в школе.
Проведённый нами анализ показал, что медиаобразовательные модели отечественных медиапедагогов в целом схожи и опираются на одни и те же принципы. Эстетические модели ориентированы, прежде всего, на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры и в основном базируются на эстетической/художественной и культурологической теории медиаобразования. Большинство медиапедагогов придерживаются синтеза социокультурной, образовательно-информационной и практико-утилитарной моделей.
Известный медиапедагог Ю.Н. Усов обосновал концепцию внедрения медиаобразовательной модели в систему изучения всех видов искусства. Основополагающая черта его исследований - повышенное внимание к художественному развитию личности средствами экранных искусств, а через них - и комплекса других искусств, связь с которыми обеспечивает именно экранное искусство, вобравшее в себя другие, традиционные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство [6, с. 129]. В целом опыт отечественного медиаобразования показал значительные возможности ме-диапедагогики в развитии художественно-эстетических, творческих способностей, самостоятельности мышления, воображения, полноценного восприятия медиатекстов, анализа и осмысления всего многообразия массовой информации, формировании художественной культуры. Всё это в полной мере может быть раскрыто в различных и многообразных формах, в частности, интеграции с учебным курсом «Мировая художественная культура», и выражаться в виде автономных уроков, лекций, семинаров, спецкурсов, факультативов, кружков и др.
Однако следует подчеркнуть, что все перечисленные подходы лишь частично затрагивают проблему интеграции медиаобразования с курсом мировой художественной культуры и не предлагают медиаобразовательную модель с внедрением в неё медиатекстов с конкретным содержанием. Поэтому интеграция медиобразования и мировой художественной культуры как учебного предмета - перспективное направление в развитии педагогической науки и образовательного процесса в школе.
Литература
1. Баранов, О.А. Тверская школа кинообразования: к 50-летию [Текст] / О.А. Баранов. - Таганрог : Изд-во НП «Центр развития личности», 2008. -214 с.
2. Вайсфельд, И.А. Кино в педагогическом процессе [Текст] / И.А. Вайсфелльд // Советская педагогика. - 1982. - № 7. - С. 35-38.
3. Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами [Текст] / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - № 3. - С. 26-34.
4. Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы [Текст] / С.Н. Пензин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. -176 с.
5. Спичкин, А.В. Что такое медиаобразование. Кн. для учителя [Текст] / А.В. Спичкин. - Курган, 1999. - 114 с.
6. Усов, Ю.Н. В мире экранных искусств [Текст] / Ю.Н. Усов. - М. : SvR-Аргус, 1995. - 224 с.
7. Фёдоров, А.В. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова [Текст] / А.В. Фёдоров, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина, А.А. Новикова, С.С. Федорцова. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2007. - 183 с.
8. Фоминова, М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М.Н. Фоминова. - М., 2001. - 155 с.
9. Челышева, И.В. Теория и история российского медиаобразования [Текст] / И.В. Челышева. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2006. - 206 с.
10. Шариков, А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А.В. Шариков. - М. : Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. -66 с.
11. UNESCO. In: Outlooks on Children and Media. - Goteborg : UNESCO & NOR-DICOM, 2001. - P. 152.