Научная статья на тему 'Модель включения медиаобразования в учебно-воспитатель ный процесс преподавания предмета "мировая художественная культура"'

Модель включения медиаобразования в учебно-воспитатель ный процесс преподавания предмета "мировая художественная культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA COMPETENCE / МЕДИАТЕКСТ / MEDIA TEXT / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / MEDIA EDUCATIONAL MODEL / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / WORLD ART CULTURE / ШКОЛЬНИК / ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА / SCREEN ARTS / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ESTHETIC DEVELOPMENT / SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумаколенко Николай Анатольевич

Интеграция медиаобразования и мировой художественной культуры необходимое условие полноценного образования и воспитания современного школьника. В условиях современного школьного обучения курса «Мировой художественной культуры» интегрированная модель развития медиакомпетентности создаёт ряд условий для повышения результативности процесса обучения, творческих, коммуникативных способностей, умений полноценного восприятия, анализа и оценки медиатекстов. Модель медиаобразования и «Мировой художественной культуры» опирается на достижения ведущих медиапедагогов мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION MODEL OF MEDIA EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING THE SUBJECT "WORLD ART CULTURE"

Integration of media education and world art culture a necessary condition of high-grade formation and education of the modern schoolboy. In today's school course «World Art Culture» integrated model of media competence creates a number of conditions to improve the efficiency of the learning process, creative, communicative abilities, perception, analysis, and evaluation of media texts. Model of media education and «World art culture» relies on achievements of leading media educators of the world.

Текст научной работы на тему «Модель включения медиаобразования в учебно-воспитатель ный процесс преподавания предмета "мировая художественная культура"»

YAK 378.148 ББК 74.00

H.A. ЧУМАКОЛЕНКО

N.A. CHUMAKOLENKO

МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

INCLUSION MODEL OF MEDIA EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING THE SUBJECT «WORLD ART CULTURE»

Интеграция медиаобразования и мировой художественной культуры - необходимое условие полноценного образования и воспитания современного школьника. В условиях современного школьного обучения курса «Мировой художественной культуры» интегрированная модель развития медиакомпетентности создаёт ряд условий для повышения результативности процесса обучения, творческих, коммуникативных способностей, умений полноценного восприятия, анализа и оценки медиатекстов. Модель медиаобразования и «Мировой художественной культуры» опирается на достижения ведущих медиапедагогов мира.

Integration of media education and world art culture - a necessary condition of highgrade formation and education of the modern schoolboy. In today's school course «World Art Culture» integrated model of media competence creates a number of conditions to improve the efficiency of the learning process, creative, communicative abilities, perception, analysis, and evaluation of media texts. Model of media education and «World art culture» relies on achievements of leading media educators of the world.

Ключевые слова: интеграция, медиаобразование, медиатекст, медиаобразова-тельная модель, медиакомпетентность, мировая художественная культура, школьник, экранные искусства, эстетическое развитие.

Key words: integration, media text, media educational model, media competence, world art culture, school student, screen arts, esthetic development.

Современной системе художественного образования необходимы качественные перемены в области приоритета педагогических технологий. Ме-диаобразовательные технологии выступают эффективным способом развития разных компетенций личности. В исследовании нас интересует одно из направлений, где медиаобразование выступает частью общего образования школьников, обучающихся в общеобразовательных школах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с предметами цикла «Искусство» или автономными дисциплинами в разных формах (факультатив, семинар, кружковая деятельность и т. д.).

Изучение и анализ медиаобразовательных моделей, разработанных российскими и зарубежными медиапедагогами послужил основой в формировании собственной экспериментальной модели, направленной на формирование медиакомпетентности школьников на предмете «Мировая художественная культура».

Так, по аналогии с проанализированными моделями отечественных и зарубежных медиапедагогов [Баранов 2002, Зазнобина 1998, Маклюэн 2003, Пензин 1973, Спичкин 1999, Усов 1989, Фоминова 2001, Frene 1963], мы можем сформулировать модель развития медиакомпетентности личности школьников 8-9-х классов на материале медиатекстов о творчестве великих живописцев на занятиях по «Мировой художественной культуре» следующим образом:

Определения основных понятий:

Модели медиаобразования (media education models) - образовательно-информационные (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т. д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаобразования (подробный анализ такого рода теорий см.: А.В. Фёдоров, 2001, A. Fedorov, 2003); воспитательно-этические (рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа), опирающиеся в основном на этическую, религиозную, идеологическую, экологическую, протекционистскую и др. теории медиаобразования; практико-утилитарные модели (практическое изучение и применение медиатехники), опирающиеся в основном на теорию «потребления и удовлетворения» и практическую теорию медиаобразования; эстетические модели (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры), опирающиеся в основном на эстетическую/художественную и культурологическую теории медиаобразования; социокультурные модели (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т. д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления [7, с. 21].

Медиакомпетентность личности (media competence of personality) -совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: моти-вационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме [7].

Концептуальной основой данной модели послужил синтез культурологической, эстетической (Ю.Н. Усов) социокультурной и практической (А.В. Фёдоров) теорий медиаобразования.

Цели: создание условий для повышения результативности процесса обучения курса «Мировой художественной культуры», развитие медиакомпе-тентности личности школьника, культуры её общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Задачи: развитие у аудитории следующих умений:

- практико-креативных (самовыражение с помощью медиатехники, то есть создание медиатекстов, связанных с предметом «Мировая художественная культура» различных видов и жанров);

- перцептивно-креативных (творческое восприятие медиатекстов разных видов и жанров с учётом их связей с различными искусствами и т. д.);

- аналитических (анализ медиатекстов различных видов и жанров);

- историко-теоретических (самостоятельное использование полученных знаний по теории и истории искусств и медиа/медиакультуры) [6, с. 142].

Организационные формы: развитие медиакомпетентности и критического мышления школьников 8-9-х классов в рамках курса по «Мировой художественной культуре».

Основное содержание медиаобразовательной модели, проявляющееся в методике внедрения элементов медиа в курс «Мировой художественной культуры» имеет своей основой разработки отечественных медиапеда-гогов, которые придерживались культурологической, эстетической теории медиаобразования [Пензин 1973, Спичкин 1999, Усов 1989, Фоминова 2001, и др.].

Содержание модели включает в себя:

- Первоначальный констатирующий эксперимент (проведение первоначального анкетирования школьников (8-9-х классов), первоначальный анализ школьниками медиатекстов на материале творчества живописцев, написание эссе, наблюдения, беседы и пр.).

- Развивающий компонент (овладение учащимися креативными умениями на материале медиатекстов с использованием основных понятий ме-диаобразования. Анализ школьниками произведений медиаискусства, а через него и лучшими произведениями изобразительного искусства).

- Итоговый констатирующий компонент (итоговое рецензирование и анкетирование школьников и т.д.). Выявления уровня сформированости медиакомпетентности личности школьника и аналитического разбора лучших произведений изобразительного искусства на материале медиатекстов о творчестве великих живописцев.)

Методы развития медиакомпетентности школьников 8-9-х классов и аналитического мышления на кружковых занятиях:

1) по источникам полученных знаний - словесные; наглядные (демонстрация медиатекстов, иллюстрации); практические (выполнение творческих заданий на материале медиа);

2) по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определённой информации о медиа и связи его с искусством, восприятие и усвоение этой информации аудиторией);

проблемные (проблемный анализ определённых ситуаций в сфере медиа и/или медиатекстов с целью развития медиакомпетентности аналитического мышления школьника);

исследовательские (организация исследовательской деятельности школьника, связанной с медиатекстами художественного содержания и изобразительным искусством в целом).

При этом на занятиях преобладает основание на практические, проектные, творческие задания построенные на диалогово-коммуникативном взаимодействии.

Данная модель (рис. 1) имеет следующие основные этапы:

1) диагностический (констатирующий) компонент: констатация уровней медиакомпетентности и развития аналитического мышления по отношению к масс-медиа и медиатекстам в следующей школьной аудитории на начальном этапе обучения;

2) содержательно-технологический компонент: теоретическая составляющая (блок изучения истории и теории медиакультуры и искусства, блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии, включает мредства, формы и методы воздействия медиа на школьную аудиторию) и практическая составляющая (блок креативной деятельности на материале медиа и искусства, то есть развитие творческих умений школьников самовыражаться с помощью медиатехники: создавать медиатексты различных видов и жанров; творчески применять полученные медиаобразовательные знания и умения; блок перцептивно-аналитической деятельности: развитие умений школьников воспринимать и анализировать медиатексты различных видов и жанров);

3) результативный-оценочеый компонент (блок итогового анкетирования, тестирования и творческих работ школьников и блок анализ констатации уровней развития медиакомпетентности и аналитического мышления школьников 8-9-х классов на завершающем этапе обучения).

Необходимость диагностического и результативного компонентов модели обоснована тем, что как в начале, так и в конце реализации главных структурных блоков, учителю школы важно иметь чёткое представление об уровнях развития медиакомпетентности данной аудитории, а также на предмет компетенции школьника в области истории искусств. На начальном

этапе, для определения объёма знаний, в результате выполнения медиао-бразовательных задач. В итоге - для определения эффективности внедрения медиаобразования в курс «Мировой художественной культуры».

Рис. 1. Модель развития медиакомпетентности учеников 8-9-х классов на материале медиатекстов о творчестве великих живописцев

Методологической основой медиаобразовательной модели послужила диалоговая концепция культур М.М. Бахтина-В.С. Библера и теории семиотических (знаковых) систем Ю.М. Лотмана. Именно диалогическая

форма общения школьника с медиатекстами о творчестве великих живописцев является полноценным приёмом развития медиакомпетентности и художественно-эстетического становления личности старшеклассника. Художественный текст и искусство в целом обладает богатой символической и построено на системе знаков-образов. В этом аспекте ребёнок познает особенности исторического развития искусства, а через него и различные культуры, национальные традиции и особенности, так и сосредоточении на своей личности с её внутренними мирами. Богатый изобразительный ряд позволяет полноценно передать школьнику, картину временной и пространственной среды в которой жил и творил художник. В исследовании Мы также опирались на методику, разработанную А.В. Фёдоровым, которая предполагает выбор таких форм занятий как: литературно-имитационные; театрализовано-ситуативные; изобразительно-имитационные [7, с. 43-51].

Практическая составляющая содержательно-целевого компонента, основанная на принципах, разработанных Ю.Н. Усовым [6, с. 185-195], предусматривает синтез осмысления искусства и медиатекста. Сначала эпизод-ное рассмотрение, но в дальнейшем полноценное восприятие произведения в целом. В результате образного обобщения элементов звукозрительного и пространственно-временного повествования.

- знакомство школьников с фундаментальными произведениями мирового изобразительного искусства;

- сравнительный анализ уровней развития медиакомпетентности и художественно-эстетической компетентности (знаний образцов мирового изобразительного искусства) школьников до и после формирующего эксперимента.

Заключение. На этапе разработки модели были сформулированы основные понятия и критерии развития медиакомпетентности школьников на материале медиатекстов о творчестве великих мастеров живописи, также нами была разработана технология развития у школьников 8-9-х классов ме-диакомпетентности, способностей к аналитическому мышлению и восприятию произведений экранных искусств, совершенствования художественно-эстетического образования средствами медиа и изобразительных искусств.

Реализация данной модели позволит повысить уровень медиакомпе-тентности у школьной аудитории (в соответствии с контактным, мотиваци-онным, понятийным, оценочным и креативным показателями), несомненно, это благотворно скажется на общем развитии старшеклассника. Анализ ведущих медиаобразовательных моделей подтверждает наши идеи. Так, А.В. Фёдоров понимает цель медиаобразования как развитие творческой личности в условиях постоянного увеличения потока аудиовизуальной информации. Цель медиаобразования во многом совпадает с образовательной, существующей на современном этапе развития школы.

Литература

1. Баранов, О.А. Медиаобразование в школе и в вузе [Текст] : учеб. пособие. -Тверь : Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. - 87 с.

2. Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами [Текст] / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - № 3. - C. 26-34.

3. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека [Текст] / М. Маклюэн. - М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. -464 с.

4. Пензин, С.Н. Кино как средство воспитания [Текст] / С.Н. Пензин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. - 152 с.

5. Спичкин, А.В. Что такое медиаобразование [Текст] : книга для учителя / А.В. Спичкин. - Курган, 1999. - 114 с.

6. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.Н. Усов. - М., 1989. - 32 с.

7. Фёдоров, А.В. Медиаобразование в ведущих странах Запада [Текст] / А.В. Фёдоров, А.А. Новикова. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2005. - 270 с.

8. Фоминова, М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 155 с.

9. Freinet, C. Les techniques audiovisuelles [Тех^ / C. Freinet. - Cannes : Bibliothèque de l'ecole moderne, 1963. - 144 p.

10. Worsnop, C.M. Media Literacy Through Critical Thinking [Тех^ / C.M. Wors-nop. - Washington State Office of Superintendent of Public Instruction and NW Center for Excellence in Media Literacy, 2004. - 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.