Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг'

Отечественный и зарубежный опыт мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ПРЕДПРИЯТИЕ / МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕН-КА / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ФИТНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич

В последнее время достаточно серьезное внимание со стороны государства и научного сообщества уделяется развитию физической культуры и спорта. Здоровое население драйвер экономики любого государства. Для более эффективного функционирования предприятий спортивно-оздоровительных услуг необходимо определить показатели эффективности.В статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт проведения мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, отмечены различные подходы к методике проведения комплексной оценки эффективности сферы услуг в России и за рубежом.На основе предложенной системы показателей авторами представлены динамика развития сферы спортивно-оздоровительных услуг и отдельные показатели в Москве за последние 5 лет.Исходя из динамики российского рынка спортивно-оздоровительных услуг, авторами сделан вывод о стремительном развитии этой сферы и о необходимости комплексной оценки предприятий для выявления направлений дальнейшего их развития.В статье дан обзор показателей мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, используемых в разных странах; сделан вывод о том, что показатели для определения эффективности предприятий данной сферы схожи, отличие заключается лишь в части специфических особенностей, присущих той или иной стране и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Native and foreign monitoring experience of the activities of organizations in the sphere of sports and recreation service

The state and scientific community have placed emphasis seriously enough lately on the development of physical culture and sports. Healthy population is a driver of any state economy. It is necessary to determine the efficiency indicators for a more effective functioning of the sports and recreation services companies. The authors of the article have considered the domestic and foreign experience in monitoring the activity of the sports and recreation services companies pointing out different approaches to the methods of the comprehensive assessing the efficiency of the service sector in Russia and abroad. The authors have monitored the development dynamics of the sports and recreation services sector as well as the selected indicators in Moscow for the last 5 years using a proposed system of parameters in Moscow and Moscow region. Based on the dynamics of the Russian sports and recreation services market the authors have come to the conclusion that a rapid development of that sector had taken place and they also stated about the necessity of the comprehensive assessment of the companies to identify the trends of their further development. The article presented an overview of the companies activity monitoring parameters of the sports and recreation services sector used in different countries. There was drawn a conclusion that the parameters to determine the company efficiency of the given sector had been similar and the differences consisted only in terms of the specific peculiarities inherent to this or that country and culture.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг»

Economy and management ín branches and fíelds of actívíty

1

/

Зайнашева З. Г. Zainasheva Z. G.

доктор экономических наук, профессор кафедры «Региональная экономика и управление », ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Мутраков О. С. МШга^ O. 8.

аспирант кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 658.1-047.36:338.46:796.035

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В последнее время достаточно серьезное внимание со стороны государства и научного сообщества уделяется развитию физической культуры и спорта. Здоровое население — драйвер экономики любого государства. Для более эффективного функционирования предприятий спортивно-оздоровительных услуг необходимо определить показатели эффективности.

В статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт проведения мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, отмечены различные подходы к методике проведения комплексной оценки эффективности сферы услуг в России и за рубежом.

На основе предложенной системы показателей авторами представлены динамика развития сферы спортивно-оздоровительных услуг и отдельные показатели в Москве за последние 5 лет.

Исходя из динамики российского рынка спортивно-оздоровительных услуг, авторами сделан вывод о стремительном развитии этой сферы и о необходимости комплексной оценки предприятий для выявления направлений дальнейшего их развития.

В статье дан обзор показателей мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, используемых в разных странах; сделан вывод о том, что показатели для определения эффективности предприятий данной сферы схожи, отличие заключается лишь в части специфических особенностей, присущих той или иной стране и культуре.

Ключевые слова: услуга, предприятие, мониторинг, эффективность, комплексная оценка, показатели, критерии, результаты, спортивно-оздоровительные услуги, фитнес.

NATIVE AND FOREIGN MONITORING EXPERIENCE OF THE ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF SPORTS AND RECREATION SERVICE

The state and scientific community have placed emphasis seriously enough lately on the development of physical culture and sports. Healthy population is a driver of any state economy. It is necessary to determine the efficiency indicators for a more effective functioning of the sports

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

and recreation services companies. The authors of the article have considered the domestic and foreign experience in monitoring the activity of the sports and recreation services companies pointing out different approaches to the methods of the comprehensive assessing the efficiency of the service sector in Russia and abroad.

The authors have monitored the development dynamics of the sports and recreation services sector as well as the selected indicators in Moscow for the last 5 years using a proposed system of parameters in Moscow and Moscow region. Based on the dynamics of the Russian sports and recreation services market the authors have come to the conclusion that a rapid development of that sector had taken place and they also stated about the necessity of the comprehensive assessment of the companies to identify the trends of their further development.

The article presented an overview of the companies activity monitoring parameters of the sports and recreation services sector used in different countries. There was drawn a conclusion that the parameters to determine the company efficiency of the given sector had been similar and the differences consisted only in terms of the specific peculiarities inherent to this or that country and culture.

Key words: service, company, monitoring, efficiency, a comprehensive assessment, parameters, criteria, results, sports and recreation services, fitness.

Для поддержания устойчивого спроса, улучшения качества, а также обеспечения конкурентоспособности предоставления услуг предприятиям спортивно-оздоровительной сферы необходимо проводить постоянный мониторинг деятельности.

Эффективность деятельности предприятий сферы услуг, показатели измерения эффективности, а также различные подходы к методике проведения комплексной оценки эффективности сферы услуг рассматриваются в работах [1-4].

Мониторинг деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг — «это составная часть управления организацией, которая заключается в непрерывном наблюдении (сборе информации) и анализе деятельности предприятия с отслеживанием динамики изменений» [5].

Чтобы обеспечить результативность управления предприятиями сферы спортивно-оздоровительных услуг, необходимо использовать механизмы мониторинга как одного из эффективных, что, в свою очередь, позволяет [5]:

— определить слабые или проблемные места в системе функционирования предприятий и их управления;

— проводить сравнение показателей результативности предприятий между собой и выявлять причины различий этих показателей;

— осуществлять корректировку нормативных (пороговых) значений, основываясь на анализе тенденций, выражающих изменения параметров результативности;

— формулировать своевременные рекомендации по управлению предприятиями для получения нормативных (пороговых) значений.

Для определения путей развития всей сферы в целом мониторинг проводится на государственном и муниципальном уровнях.

Сегодня объем рынка спортивно-оздоровительных услуг неуклонно растет как в мире, так и в России. Динамику российского рынка спортивно-оздоровительных услуг можно проследить по рисунку 1. По данным Росстата, за 15 лет с 2000 по 2015 гг. объем рынка увеличился почти в 31 раз с 2251258,1 тыс. рублей в 2000 г. до 62209494,9 тыс. рублей в 2015 г. соответственно [6].

Указанные цифры говорят о высоком спросе на данные услуги и стремительном развитии этой сферы в нашей стране. Чтобы удерживать такие же темпы, необходимы комплексные оценки предприятий для выявления векторов, направлений развития.

Такие комплексные оценки эффективности деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг постоянно проводятся за рубежом на государственном и муниципальном уровнях.

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

Рисунок 1. Динамика объема рынка спортивно-оздоровительных услуг в Российской Федерации, тыс. руб.

Например, Австралийскими муниципалитетами в качестве показателей используются 2 ключевых показателя: количество посетителей на квадратный метр и покрытие расходов. Кроме этих показателей оцениваются квалифицированность кадров, спектр предоставляемых услуг, индивидуальные программы [7, 8].

Министерство культуры, СМИ и спорта Великобритании разработало систему показателей, которые разделяются на 2 группы: основные показатели и показатели в зависимости от локальных особенностей. Все эти показатели организованы по трем основным направлениям [9, 10]:

1) ресурсные показатели, включающие материальные, финансовые и кадровые ресурсы;

2) количественные и качественные показатели, такие как частота посещений, количество подготовленных сотрудников, количество услуг и т.д.;

3) действенные показатели, которые в свою очередь делятся на:

— результаты деятельности — выполнение стратегических и тактических планов, характер и масштаб партнерских отношений, удовлетворенность клиентов и заинтересованных сторон и т.д.;

— спортивные результаты — доля населения, занимающегося спортом, спортивные успехи региона, изменение уровня спортивного развития населения и т.д.;

— социальные результаты — здоровье и благополучие населения, образование, эконо-

мические, образовательные улучшения, открытость и доступность услуг и т.д.

Согласно этой системе показателей суть мониторинга в Великобритании заключается в анализе основных базовых показателей, к которым относятся первая группа — ресурсные показатели, к ним добавляется сочетание различных качественных и количественных показателей, которые зависят от вида предприятия, далее к ним добавляют действенные показатели, выбор которых зависит от конкретного региона или места анализа.

В трудах российских ученых также отражены проблемы проведения мониторингов деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг.

По мнению В.Г. Велединского, показатели эффективности деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг разделяются на 4 основные группы: количественные, качественные, функциональные и показатели общественной оценки [11].

Количественные показатели отражают объем продаж в денежном выражении, объем производственных услуг, количество предлагаемых видов услуг, количество сотрудников, количество потребителей, объем прибыли, долю и длительность присутствия предприятия на рынке.

Для выражения технологической современности оборудования и уникальности спортивно-оздоровительных услуг, комплексности услуг, сроков и быстроты обслуживания, специфики и сложности решаемых задач, профессионализма сотрудников и

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

гарантий качества услуг применяются качественные показатели.

За выполнение организацией своих функций отвечают функциональные показатели. Данные показатели показывают удовлетворенность потребителей услугами и обслуживанием, индивидуальный подход в обслуживании, удовлетворенность сотрудников организации спортивно-оздоровительного сервиса условиями и оплатой труда, введение новых услуг на основе использования современных технологий, устойчивое экономическое положение организации.

Чтобы отразить высокий рейтинг предприятия, уровень известности и популярности организации спортивно-оздоровительного сервиса, освещение деятельности организации в средствах массовой информации, информацию о повышенном спросе на услуги спортивно-оздоровительной организации, победы на различных профессиональных конкурсах разного уровня используются показатели общественной оценки [11].

Коллектив авторов под руководством С.Н. Зубарева предложил систему показателей мониторинга деятельности предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, которые были разработаны для внедрения и апробации в городе Москва.

Авторами были определены следующие группы индикаторов [5]:

— индикаторы, отражающие степень потребительской доступности предприятия;

— индикаторы, отражающие степень результативности основной деятельности предприятия;

— индикаторы, отражающие степень нормативно-правового обеспечения функционирования предприятия;

— индикаторы, отражающие степень кадрового обеспечения функционирования предприятия;

— индикаторы, отражающие степень инженерно-технического обеспечения функционирования предприятия;

— индикаторы, отражающие степень медицинского обеспечения функционирования предприятия;

— индикаторы, отражающие степень обеспечения безопасности функционирования предприятия;

— индикаторы, отражающие степень удовлетворенности потребителей услуг;

— индикаторы, отражающие уровень финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Далее подробнее остановимся на показателях, характеризующих основную деятельность предприятия. К данной категории показателей авторы отнесли динамику потребителей спортивно-оздоровительных услуг и загрузку предприятия сферы спортивно-оздоровительных услуг [5].

Процессы, происходящие в части изменения числа потребителей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, называются динамикой потребителей услуг предприятия. Определяется эта динамика как соотношение числа потребителей, посещающих занятия в отчетном и в предыдущем периодах. Рассчитывается этот показатель с помощью следующей формулы [5]:

,

Кпотреб"

(1)

где КпотребА — динамика потребителей, занимающихся в организации; Кпотреб1 — количество потребителей, занимающихся в организации в отчетном периоде; Кпотреб0 — количество потребителей, занимавшихся в организации в предыдущем периоде.

Показатель динамики потребителей услуг предприятия необходимо рассчитывать по каждой услуге в отдельности. Для оценки динамики потребителей предприятий спортивно-оздоровительных услуг используется шкала пороговых значений (таблица 1).

Загрузка предприятия сферы спортивно-оздоровительных услуг показывает уровень загрузки организации и определяется как соотношение фактического объема оказанных услуг и нормативной пропускной способности предприятия. Для расчета данного показателя используется следующая формула [5]:

(2)

г псн

где Зорг — загрузка организации;

Vпл — фактический объем оказанных услуг;

- 25

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

ПСн — нормативная пропускная способность.

Целями расчета фактической загрузки предприятия являются:

— анализ существующей и потенциальной пропускной способности предприятия;

— оценка степени загрузки предприятия;

— разработка предложений по дальнейшей эксплуатации предприятия.

Нормативная пропускная способность предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг определяется приказом № 44 Госкомспорта РФ от 4 февраля 1998 г. «Об утверждении планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений».

Исходной информацией для определения загрузки предприятия являются:

— геометрические размеры предприятия и другие параметры;

— численность занимающихся;

— другие дополнительные данные.

По умолчанию значение показателя загрузки равно 100 %, это оптимальное (нормативное) значение. Следовательно, данные о характере и величине отклонения показателей загрузки от нормативного значения определяют эффективность функционирования предприятия.

Логично, что показатель загрузки, принимающий значение ниже 100 %, говорит о недостаточной загруженности, что определяется как неэффективная деятельность предприятия (в случае существенного отклонения).

Значение показателя загрузки выше 100 % говорит о перегруженности и отражает высокую интенсивность деятельности пред-

приятия. Однако существенная перегрузка предприятия наносит технический ущерб (ускоренный износ сооружения, оборудования, приводящий к росту расходов на ремонт) и влечет возрастание риска травматизма.

Для оценки загрузки предприятия используется следующая шкала пороговых значений (таблица 2).

Полученные в ходе мониторинга результаты позволяют:

— определить тенденции изменения ключевых показателей результативности (рост, снижение);

— установить причины ухудшения динамики показателей результативности, несоответствия нормативам;

— планировать мероприятия для принятия решений по устранению данных причин.

Используя предложенную систему показателей в Москве и Московской области, были проведены мониторинги деятельности предприятий спортивно-оздоровительных услуг на протяжении последних 5 лет. На основе данных, полученных в ходе мониторингов, принимались управленческие решения, проводились различные мероприятия по улучшению деятельности предприятий и повышению их эффективности.

Динамика развития сферы спортивно-оздоровительных услуг и отдельные показатели в Москве отражены на рисунках 2-5 [6, 12, 13].

Графики показывают устойчивый рост различных показателей развития спортивно-оздоровительных услуг в г. Москва. Количество спортивных сооружения увеличилось с 214569 в 2011 г. до 510883 в 2015 г., количество фитнес-клубов увеличилось с 208

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1. Шкала пороговых значений спортивно-оздоровительных услуг

Значение показателя >100 % Оптимальный уровень

Значение показателя =100 % Допустимый уровень

Значение показателя <100 % Неоптимальный уровень

Таблица 2. Шкала пороговых значений загрузки предприятия

80 % < Значение показателя < 100 % Оптимальный уровень

70 % < Значение показателя < 80 % 100 % < Значение показателя < 120 % Допустимый уровень

120 % < Значение показателя < 70 % Неоптимальный уровень

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

400

350

300

250

200

150

100

50

343

311

239 247

208

1

2011

2012

2013

2014

2015

Рисунок 2. Количество фитнес-клубов в г. Москва (шт.)

2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 3. Количество спортивных сооружений в г. Москва (шт.)

2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 4. Количество занимающихся в фитнес-клубах г. Москва (чел.)

Рисунок 5. Загруженность всех спортивных сооружений г. Москвы (чел.)

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

в 2011 г. до 343 в 2015 г. Также наблюдается рост количества занимающихся в фитнес-клубах и общей загруженности всех спортивных сооружений г. Москва.

Вывод

Рассмотрев зарубежный и отечественный опыт проведения мониторингов деятельности предприятий сферы спортивно-оздоро-

вительных услуг, а также показатели этих мониторингов, можно сделать вывод, что как за рубежом, так и в нашей стране используются похожие показатели для определения эффективности деятельности предприятий данной сферы, отличия заключаются лишь в части специфических особенностей, которые присущи той или иной стране и культуре.

Список литературы

1. Берешева Л.А., Зайнашева З.Г. Специфика функционирования и развития сервисных организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 25. С. 82-86.

2. Зайнашева З.Г. Формирование организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе: монография. М.: ТЕИС, 2004. 317 с.

3. Зайнашева З.Г., Мутраков О.С. Современные тенденции развития предприятий сферы услуг // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 1-2 (30). С. 96-102.

4. Салихова С.Ф., Мутраков О.С., Губайдуллин А.М. Показатели экономической эффективности деятельности предприятий сферы услуг // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016. № 3 (17). С. 42-48.

5. Смирнова И.И., Михалев В.В., Пищулин М.В. Бизнес-планирование и мониторинг деятельности физкультурно-оздоровительных комплексов: метод. пособие / Под ред. С.Н. Зубарева. М.: Москомспорт, 2010. 96 с.

6. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www. gks.ru.

7. Бауман А. Активная Австралия: практическое пособие для работников сферы физической культуры и спорта. Мельбурн: НОДЗ, 2002. 148 с.

8. Крилли Г. Применение показателей для оценки спортивных и оздоровительных программ. Аделаида: Австралийский центр здоровья (ACHPER), 1998. 163 с.

9. Колтер Ф. Реализация потенциала: Деловой сервис: Спортивные исследования. Эдинбург: Эдинбургский университет, 2001. 121 с.

10. Колтер Ф. Роль спорта в восстановлении опустевших городских районов. Эдинбург: Центральный Шотландский научно-исследовательский корпус, 2000. 118 с.

11. Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: учебник для вузов. М.: КноРус, 2014. 216 с.

12. Департамент спорта и туризма города Москва: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. sport.mos.ru.

13. ЕМИСС. Государственная статистика: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.fedstat.ru.

References

1. Beresheva L.A., Zainasheva Z.G. Specific Features of Functioning and Development Service Organizations // Bulletin of University (State University of Management). 2011. № 25. P. 82-86.

2. Zainasheva Z.G. Formation of the Organizational-Economic Mechanism of Paid-Services Sphere in the Region: Monograph. Moscow: TEIS, 2004. 317 p.

3. Zainasheva Z.G., Mutrakov O.S. The Current Development Trends of the Service Sphere Companies // Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2016. № 1-2 (30). P. 96-102.

4. Salihova S.F., Mutrakov O.S., Gubay-dullin A.M. The Parameters of the Economic Efficiency of the Service Company Activity //

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. 2016. № 3 (17). P. 42-48.

5. Smirnova I.I., Mikhalev VV., Pishulin M.V. Business Planning and Monitoring of Sport and Recreation Centers: Textbook / Edited by S.N. Zubarev. M.: Moscomsport, 2010. 96 p.

6. Federal Service of State Statistics: Official Site [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.gks.ru.

7. Bauman A. Getting Australia Active: Towards Better Practice for the Promotion of Physical Activity, National Public Health Partnership, Melbourne, 2002. 148 p.

8. Crilley G. Application of Performance Indicators to Evaluation of Sports and Recreation Programs, Australian Council for Health, Physical Education & Recreation Inc. (ACHPER). Adelaide, 1998. 163 p.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

9. Coalter F. Realizing the Potential: The Case for Cultural Services: Sport, Centre for Leisure Research, University of Edinburgh. Edinburgh, 2001. 121 p.

10. Coalter F. The Role of Sport in Regenerating Deprived Urban Areas, Scottish Executive Central Research Unit. Edinburgh, 2000. 118 p.

11. Veledinskiy V.G. Sport and Recreation Service: Textbook. M.: KnoRus, 2014. 216 p.

12. Department of Sport and Tourism of Moscow: the Official Site [Electronic Resource]. Access mode: URL: http://www.sport.mos.ru.

13. EMISS. State statistics: Official Site [Electronic Resource]. Access mode: URL: https://www.fedstat.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.