Научная статья на тему 'Показатели экономической эффективности деятельности предприятий сферы услуг'

Показатели экономической эффективности деятельности предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6126
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / МЕТОДИКА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихова Светлана Фидарисовна, Мутраков Олег Сергеевич, Губайдуллин Азамат Мунирович

Важнейшая проблема экономики это проблема эффективности. На всех уровнях функционирования предприятий их хозяйственная деятельность требует постоянного сравнения затрат и полученных результатов для определения наиболее эффективной траектории развития предприятий. В данной статье исследуются понятие эффективности, виды эффективности, рассматриваются различные взгляды ученых-экономистов, исследователей, научные труды которых посвящены развитию сферы услуг, оценке эффективности деятельности предприятий сферы услуг. Рассмотрены различные подходы к группировке показателей эффективности сферы услуг, позволяющие выстроить грамотную политику анализа эффективности предприятий. Представлены общепринятая в современной финансово-экономической практике схема анализа сферы услуг, методика и система показателей эффективности деятельности сервисных предприятий. Авторы обосновали необходимость использования как наиболее применимого для оценки эффективности сферы услуг критерия показателя «качества обслуживания». Необходимость подведения итогов деятельности предприятий сферы услуг в целом, выявления уровней мотивирования и стимулирования персонала, качества обслуживания населения, общего экономического и организационно-технического уровня производства услуг в отрасли обуславливают проведение комплексной оценки процесса хозяйственной деятельности предприятия. Важными элементами комплексной оценки являются сама система показателей эффективности обслуживания и производства, их приоритетность в системе и методика вычисления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салихова Светлана Фидарисовна, Мутраков Олег Сергеевич, Губайдуллин Азамат Мунирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most important problem of the economy is the problem of efficiency. At the all levels of functioning economic activity of company constantly requires comparison of costs and benefits to determine the most efficient path of company development. This paper concentrates on analyzing the efficiency concept, types of efficiency, different viewsof academic economists, as well as researchers whose investigations are devoted to the efficiencyestimate of the service company activity. The various approaches to group the parameters allowingto create a competent policy analysis of the service company has been considered. A model of theservice sector analysis, methods and parameter efficiency system of the service company activitygenerally accepted in modern financial and economic practice have been presented.The authors substantiated the necessity of using the «quality of service» parameter as the mostapplicable criterion to estimate the service sector efficiency.The need to take stock of the service sector company activity on the whole, motivation andstimulation of the personnel, ascertaining the general economic, organizational and technical levelof the service business level in the sector and quality of service of the population stipulate acomprehensive assessment of the company economic activity process. The important elements ofthe comprehensive assessment is the parameter system itself of the service and business efficiency,their priority in the system and methods of assessment.

Текст научной работы на тему «Показатели экономической эффективности деятельности предприятий сферы услуг»

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

Салихова С. Ф. Salihova S. F.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Мутраков О. С. Mutrakov O. S.

аспирант кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Губайдуллин А. М. GubaiduШn Л. M.

магистрант кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 338

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Важнейшая проблема экономики — это проблема эффективности. На всех уровнях функционирования предприятий их хозяйственная деятельность требует постоянного сравнения затрат и полученных результатов для определения наиболее эффективной траектории развития предприятий.

В данной статье исследуются понятие эффективности, виды эффективности, рассматриваются различные взгляды ученых-экономистов, исследователей, научные труды которых посвящены развитию сферы услуг, оценке эффективности деятельности предприятий сферы услуг. Рассмотрены различные подходы к группировке показателей эффективности сферы услуг, позволяющие выстроить грамотную политику анализа эффективности предприятий. Представлены общепринятая в современной финансово-экономической практике схема анализа сферы услуг, методика и система показателей эффективности деятельности сервисных предприятий.

Авторы обосновали необходимость использования как наиболее применимого для оценки эффективности сферы услуг критерия — показателя «качества обслуживания».

Необходимость подведения итогов деятельности предприятий сферы услуг в целом, выявления уровней мотивирования и стимулирования персонала, качества обслуживания населения, общего экономического и организационно-технического уровня производства услуг в отрасли обуславливают проведение комплексной оценки процесса хозяйственной деятельности предприятия. Важными элементами комплексной оценки являются сама система показателей эффективности обслуживания и производства, их приоритетность в системе и методика вычисления.

Ключевые слова: сфера услуг, эффективность, развитие, оценка, анализ, методика, показатели эффективности, сервисное предприятие, сервисная деятельность, качество обслуживания.

THE PARAMETERS OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE SERVICE COMPANY ACTIVITY

The most important problem of the economy is the problem of efficiency. At the all levels of functioning economic activity of company constantly requires comparison of costs and benefits to determine the most efficient path of company development.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

This paper concentrates on analyzing the efficiency concept, types of efficiency, different views of academic economists, as well as researchers whose investigations are devoted to the efficiency estimate of the service company activity. The various approaches to group the parameters allowing to create a competent policy analysis of the service company has been considered. A model of the service sector analysis, methods and parameter efficiency system of the service company activity generally accepted in modern financial and economic practice have been presented.

The authors substantiated the necessity of using the «quality of service» parameter as the most applicable criterion to estimate the service sector efficiency.

The need to take stock of the service sector company activity on the whole, motivation and stimulation of the personnel, ascertaining the general economic, organizational and technical level of the service business level in the sector and quality of service of the population stipulate a comprehensive assessment of the company economic activity process. The important elements of the comprehensive assessment is the parameter system itself of the service and business efficiency, their priority in the system and methods of assessment.

Key words: service sector, efficiency, development, estimate, efficiency parameters, analysis, methods, service activities, service company, quality of service.

В современной рыночной экономике обязательным условием обеспечения конкурентоспособности любого предприятия является оценка эффективности как его отдельных звеньев, так и всей деятельности в общем.

Понятие «эффективность» является достаточно ёмким, многогранным, включающим в себя различные показатели. Оценка эффективности деятельности предприятия иногда представляется достаточной сложной задачей в силу некоторых возникающих трудностей. Во-первых, существует большое количество предприятий, которые представляют различные отрасли и сферы экономики. Все они имеют как схожие, так и абсолютно разные показатели, для которых не существует единой методики определения эффективности. Во-вторых, некоторые показатели невозможно представить количественно, так как их качественная характеристика может быть абстрактной величиной. В-третьих, влияние различных факторов на деятельность предприятий неоднородно, поэтому всех их очень трудно учесть. Названные аспекты находят отражение в публикациях ряда исследователей [1-8].

В своей работе А.В. Тихомирова выделяет следующие виды эффективности: экономическая, производственная, управленческая, эффективность деятельности предприятия [9].

В современной финансово-экономической практике существует общепринятая схема

анализа сферы услуг, которая заключается в следующем [10].

На первом этапе осуществляется рассмотрение общего объема услуг, определяется их структура по видам, типам организаций в зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности, по социально-экономическим группам потребителей и т.п. В разных странах мира виды платных услуг отличаются. В Российской Федерации перечень платных услуг определяется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

На втором этапе осуществляется анализ изменений количественных показателей предоставления конкретных видов услуг. Динамика изменений объема предоставления услуг практически верно отражает основные тенденции и закономерности спроса на услуги и его удовлетворения. В качестве результата данного этапа должны быть экономические прогнозы развития сферы услуг.

На третьем этапе проводится анализ эффективности предоставления услуг и процесса удовлетворения спроса, для которого характерны рассмотрение показателей темпов роста цен и тарифов на услуги, а также показателей обеспеченности потребителей предприятиями сферы услуг.

На четвертом этапе проводится региональный анализ, в процессе которого рассматриваются динамика объемов, структура предоставления услуг для каждого отдель-

ECONOMIC SCIENCE_

Economy and management in branches and fields of actmty

ного региона; определяются взаимосвязи между состоянием и развитием экономики, социально-демографическими аспектами региона и развитием сферы услуг; доля региона на рынке страны; анализ региональных различий и т.д.

В научных работах, посвященных оценке эффективности деятельности предприятий сферы услуг, представлено большое множество взглядов, касающихся данной проблемы.

Так, по мнению Г. А. Аванесовой, под «эффективностью работы сервисного предприятия подразумевается отношение результатов его деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение» [11, с. 218]. В данном случае автор использует так называемый затратно-ресурсный подход для формулировки понятия эффективности.

Существует и другой подход для определения эффективности — целеориентирован-ный. С помощью этого похода выполняется анализ между целями, которые предприятие ставило вначале, и целями, которые были достигнуты в процессе деятельности. Сущность таких целей часто сводится к следующему:

• устойчивое развитие в условиях конкурентной борьбы;

• сохранение лидирующих позиций в борьбе с конкурентами;

• стабильное финансовое положение и исключение банкротства;

• увеличение доходов и уменьшение расходов;

• рост объемов услуг;

• рост финансово-экономического потенциала;

Таблица 1. Система показателей эффективности хозя

• приобретение выгодного имиджа;

• рентабельность и т.п.

Представленные подходы тесно связаны

между собой и дополняют друг друга. По мнению некоторых экономистов, эти два подхода дают полное понимание любой эффективности управленческих процессов. Обычно в практике деятельности предприятий сферы услуг анализ эффективности осуществляется на уровне топ-менеджмента, однако также учитывается и работа отдельных звеньев и структур организации. Чтобы рассчитать экономическую эффективность, необходимо произвести сравнение затрат с экономическим эффектом, положительный результат говорит об экономии, а отрицательный — об убытке.

В последние годы сфера услуг выступает в качестве флагмана экономики, что подтолкнуло на переосмысление понимания эффективности работы предприятия сферы услуг. В связи с этим создаются новые критерии оценки эффективности и возникают современные взгляды на эту проблему. В современных условиях недостаточно рассматривать эффективность с точки зрения ресурсно-затратного и целеориентированного подхода. Назрела необходимость рассмотрения целесообразности деятельности организаций, в том числе самих критериев эффективности, что требует более широкого рассмотрения данного вопроса [11].

По мнению В. Д. Грибова, при анализе эффективности деятельности сервисных предприятий необходимо применять следующие показатели [12] (таблица 1).

твенной деятельности предприятий сферы услуг

Показатель Характеристика Способ расчета

Производительность труда

Выработка Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год Отношение количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции

Трудоемкость Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции Отношение затрат труда к объему продукции

продолжение таблицы...

_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

...окончание таблицы

Показатели использования основных фондов

Фондоотдача Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов Отношение годового объема реализованной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов

Фондоемкость Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объему реализованной продукции

Фондовооруженность труда Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников

Коэффициент интенсивности использования оборудования Характеризует эффективность использования оборудования Отношение фактического объема выпущенной продукции к установленной производственной мощности оборудования (пропускной способности)

Показатели использования оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год) Отношение объема реализованной продукции за отчетный период к среднему остатку оборотных средств за этот же период

Коэффициент закрепления оборотных средств Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации Отношение среднего остатка оборотных средств за отчетный период к объему реализации за этот же период

Длительность одного оборота Показывает, за какой срок на предприятие возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции Число дней в отчетном периоде, деленное на коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Материалоемкость продукции Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции Отношение суммы материальных затрат, включенных в себестоимость реализованной продукции, к ее объему

Материалоотдача Показатель, обратный материалоемкости продукции. Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. материальных ресурсов Отношение объема реализованной продукции к сумме материальных затрат

Показатели рентабельности

Рентабельность продукции, услуг Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции (услуг) Отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции

Рентабельность производства общая Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал) Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств

Рентабельность продаж (оборота) Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции Отношение прибыли к средней за период величине чистых активов

Рентабельность имущества предприятия Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов

Рентабельность собственного капитала Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже Отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

Саму эффективность деятельности предприятий сферы услуг можно анализировать с нескольких сторон: планирования объема услуг, прибыли, реализации инвестиционных проектов, с точки зрения формирования затрат и др. В то же время для более удобного и качественного анализа деятельности сервисных предприятий необходимо упорядочить показатели эффективности.

В своем диссертационном исследовании К.О. Магомедова предлагает разделять различные показатели деятельности предприятий сферы услуг по следующим группам: 1) по производству, 2) по труду и социальному развитию, 3) по себестоимости продукции и затратам на производство, 4) по финансам, 5) по капитальному строительству, 6) по внедрению новой техники, 7) по материально-техническому снабжению [13].

И.В. Кундрат предлагает группировать показатели с точки зрения упорядоченной системы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, где основным элементом считается расчет интегральных показателей, так как именно эти показатели направлены выявить изменения в процессе деятельности хозяйствующего субъекта как системы. Определение данных показателей проводится на основе предварительного комплексного анализа и расчета частных показателей, характеризующих состояние различных звеньев организации. К этим показателям относятся [10]:

• эффективность использования торгового потенциала;

• уровень экономического развития предприятия;

• оценка интенсификации хозяйственной деятельности;

• эффективность финансовой деятельности;

• оценка качества торгового обслуживания;

• долевое участие интенсивного направления использования ресурсов;

• экономическая эффективность хозяйственной деятельности;

• общий уровень развития предприятия;

• интегральный показатель оценки финансового состояния.

Как можно заметить, подходы обоих авторов к группировке показателей эффективности деятельности предприятий сферы услуг схожи. В основе этих подходов лежит комплексный анализ предприятий сферы услуг по разным характеристикам.

Вместе с рассмотренными показателями эффективности необходимо также проанализировать специфические показатели для сферы услуг. Одним из таких показателей, который заслуживает особого внимания, является «качество обслуживания». Его обоснование необходимо, так как он наиболее применим к оценке эффективности сферы услуг.

Как правило, сфера услуг является высококонтактной отраслью, в которой качество обслуживания и качество самого предприятия, предоставляющего услуги, неотделимы. Продажа услуг в основном происходит в процессе встречи поставщика услуг и потребителя, что и означает высококонтактность. Материальность в результат обслуживания поставщик услуг привносит путем уверенного и профессионального поведения в процессе обслуживания, оказания квалифицированной поддержки, удовлетворения требований и замечаний потребителя, использования современного оборудования, инструментов и т.д. Все это создает потребительский опыт, позитивный имидж предприятия и является видимым для потребителя при покупке невидимой услуги. Впоследствии эти обстоятельства создают уверенность для потребителей, что услуга будет полностью и качественно выполнена. Исходя из этого, поставщик услуг становится частью результата обслуживания, т.е. частью самой услуги [14].

Выводы

Необходимость подведения итогов деятельности предприятий сферы услуг в целом, выявление уровня мотивация и стимулирование персонала, общего экономического и организационно-технического уровня производства услуг в отрасли и качества обслуживания населения обуславливают проведение комплексной оценки процесса хозяйственной деятельности предприятия. Важными

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

элементами комплексной оценки являются сама система показателей эффективности обслуживания и производства, их приоритетность в системе и методика вычисления.

Организация и методика проведения комплексной оценки, определение основных

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

групп показателей хозяйственной деятельности сервисных предприятий и их взаимосвязь обуславливают схему и дальнейшую поэтапную комплексную оценку их состояния как целостного объекта управления.

Список литературы

1. Берешева Л.А., Зайнашева З.Г. Специфика функционирования и развития сервисных организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 25. С. 82-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г. Мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами — региональный аспект // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 63-71.

3. Зайнашева З.Г. Ориентация системы сервиса на конкурентоспособность // Стандарты и качество. 2004. № 1. С. 66-69.

4. Зайнашева З.Г. Региональная политика в сфере услуг // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2005. № 3. С. 43-52.

5. Зайнашева З.Г. Формирование организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе: монография / МГУ им. М.В. Ломоносова, Экон. фак. М.: ТЕИС, 2004. 317 с.

6. Зайнашева З.Г., Мутраков О.С. Современные тенденции развития предприятий сферы услуг // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 1-2 (30). С. 96-102.

7. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Классификация социально значимых бытовых услуг в условиях внедрения государственно-частного партнерства // Казанская наука. 2012. № 9. С. 69-72.

8. Шевалдина Е.И., Шевалдина Ю.С. Проблемы развития отрасли по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов в Республике Башкортостан // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 21-28.

9. Тихомирова А. В. Оценка эффективности управления производством. М.: Экономика, 1984. 104 с.

10. Рыбалкина В.Е. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: учебник / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 2006. 328 с.

11. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 318 с.

12. Грибов В.Д., Леонов А.Л. Экономика предприятия сервиса: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006. 280 с.

13. Магомедова К.О. Формирование системы оценочных показателей деятельности предприятий сферы услуг: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Махачкала, 2009. 136 с.

14. Кундрат И.В. Оценка критериев эффективности предприятий сферы услуг общественного питания // Экономические науки. 2010. № 9. С. 107-111.

References

1. Beresheva L.A., Zainasheva Z.G. Specific Features of Functioning and Development Service Organizations // Bulletin of University (State University of Management). 2011. № 25. P. 82-86.

2. Valiev Sh.Z., Gavrilenko I.G. Monitoring the Market of Apartment Buildings Management Services. Regional Aspect // Bulletin of Volga Region State University of Service. Series: Economics. 2011. № 17. P. 63-71.

3. Zainasheva Z.G. Orientation of a Service System on the Competitiveness // Standards and Quality. 2004. № 1. P. 66-69.

4. Zainasheva Z.G. Regional Policy in the Sphere of Services // Bulletin of Moscow University. Series: Economics. 2005. № 3. P. 43-52.

5. Zainasheva Z.G. Formation of the Organizational-Economic Mechanism of Paid-Services Sphere in the Region: Monograph /

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

MSU M.V. Lomonosov, Economyfaculty. Moscow: TEIS, 2004. 317 p.

6. Zainasheva Z.G., Mutrakov O.S. The Current Development Trends of the Service Sphere Companies // Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2016. № 1-2 (30). P. 96-102.

7. Zainasheva Z. G., Sabirova Z. E. Classification of Socially Significant Personal Services with the Introduction of Public-Private Partnerships // Kazan Science. 2012. № 9. P. 69-72.

8. Shevaldina E.I., Shevaldina Y.S. Problems of Development the Industry of Repair Vehicles and Motorcycles in the Republic of Bashkortostan // Bulletin of UGAES. Science, Education, Economics. Series: Economics. 2015. №. 4. P. 21-28.

9. Tikhomirova A.V. Assessment of Efficiency of Production Management. M.: Economics, 1984. 104 p.

10. Rybalkina V.E. Analysis of the Economy. Country, Market and Firm: Textbook / Edited by Professor V.E. Rybalkina. M.: International Relations, 2006. 328 p.

11. Avanesova G.A. Service Activity: Historical and Modern Practice, Business, Management: Textbook for Students of Universities. M.: Aspect Press, 2005. 318 p.

12. Gribov V.D., Leonov A.L. Economics of Enterprise: Textbook. M.: KNORUS, 2006. 280 p.

13. Magomedova K.O. Formation of System Estimation Criteria of Services Sphere Companies Activity: Diss. ... Cand. Econ. Sci.: 08.00.05. Makhachkala, 2009. 136 p.

14. Kundrat I.V. Estimation Criteria of Efficiency Public Catering Services // Economic Science. 2010. № 9. P. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.