Научная статья на тему 'Зарубежный опыт планирования и развития сферы спортивно-оздоровительных услуг'

Зарубежный опыт планирования и развития сферы спортивно-оздоровительных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
898
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕГ-МЕНТАЦИЯ РЫНКА / ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ГРУППЫ ПРОДУКТОВ (УСЛУГ) / КОНКУРЕНТЫ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич

Политике в области оказания спортивно-оздоровительных услуг уделяют значительное внимание во всех странах, так как она позволяет реализовать решения политической вла-сти, направленные на достижение определенных результатов и, как следствие, определен-ный социальный эффект.Рассмотрен современный зарубежный опыт по планированию и дальнейшему развитию сферы спортивно-оздоровительных услуг. Представлена группировка рынка спортивно-оздоровительных услуг, т.е. сегментация рынка по группам потребителей, по группам про-дуктов (услуг), по конкурентам, и определены их основные характеристики.Приведены примеры использования эффективных группировок при разработке про-грамм развития физкультуры и спортивно-оздоровительных услуг крупных городов некото-рых стран.Для успешного развития рынка спортивно-оздоровительных услуг необходимо приме-нять современные инструменты планирования. Авторы, рассматривая зарубежный опыт использования инструментов планирования для развития предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, отметили их разнообразие и различные варианты применения. В разных странах подходят по-разному к выбору конкретных инструментов планирования. Набор инструментов планирования зависит от сегментации рынка спортивно-оздорови-тельных услуг, от географических и демографических условий, от государственной поли-тики, от национальных особенностей и от самих целей планирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN PLANNING AND DEVELOPING THE SPHERE OF SPORTS AND FITNESS SERVICES

The policy in the sphere of providing sports and fitness services is paid much attention in all the countries as it allows to realize the decisions of political departments, which are directed at the achievement of certain results and, consequently, at a certain social effect. There have considered modern foreign experience in planning and further development of the sphere of sports and fitness services. The classification of the market of sports and fitness ser-vices that is the segmentation of the market according to the groups of consumers, to the groups of products (services) and to the competitors has been produced and their main characteristics have been defined. The examples of using efficient classifications while elaborating the programs of developing physical culture and sports and fitness services in the cities of some countries have been given.With the purpose of successful development of the market of sports and fitness services mod-ern instruments of planning must be used. The authors, while researching the foreign experience of using the instruments of planning in order to develop the businesses in the sphere of sports and fitness services, have noted their variety and different ways of usage. In different countries there are different ways of choosing certain instruments of planning. The set of instruments depends on the segmentation of the market of sports and fitness services, on geographical and demographic conditions, on the state policy, on national peculiarities and on the very purposes of planning.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт планирования и развития сферы спортивно-оздоровительных услуг»

Зайнашева З. Г. Zayinasheva 2. G.

доктор экономических наук, профессор кафедры «Региональная экономика и управление» Института экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Мутраков О. С. МШгаках О. S.

аспирант кафедры «Региональная экономика и управление» Института экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 379.8

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Политике в области оказания спортивно-оздоровительных услуг уделяют значительное внимание во всех странах, так как она позволяет реализовать решения политической власти, направленные на достижение определенных результатов и, как следствие, определенный социальный эффект.

Рассмотрен современный зарубежный опыт по планированию и дальнейшему развитию сферы спортивно-оздоровительных услуг. Представлена группировка рынка спортивно-оздоровительных услуг, т.е. сегментация рынка по группам потребителей, по группам продуктов (услуг), по конкурентам, и определены их основные характеристики.

Приведены примеры использования эффективных группировок при разработке программ развития физкультуры и спортивно-оздоровительных услуг крупных городов некоторых стран.

Для успешного развития рынка спортивно-оздоровительных услуг необходимо применять современные инструменты планирования. Авторы, рассматривая зарубежный опыт использования инструментов планирования для развития предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, отметили их разнообразие и различные варианты применения. В разных странах подходят по-разному к выбору конкретных инструментов планирования. Набор инструментов планирования зависит от сегментации рынка спортивно-оздоровительных услуг, от географических и демографических условий, от государственной политики, от национальных особенностей и от самих целей планирования.

Ключевые слова: сфера услуг, спортивно-оздоровительные услуги, организация, сегментация рынка, группы потребителей, группы продуктов (услуг), конкуренты, программы развития, планирование, инструменты планирования.

FOREIGN EXPERIENCE IN PLANNING AND DEVELOPING THE SPHERE OF SPORTS AND FITNESS SERVICES

The policy in the sphere of providing sports and fitness services is paid much attention in all the countries as it allows to realize the decisions of political departments, which are directed at the achievement of certain results and, consequently, at a certain social effect.

Economy and management in branches and fields of actmty

There have considered modern foreign experience in planning and further development of the sphere of sports and fitness services. The classification of the market of sports and fitness services that is the segmentation of the market according to the groups of consumers, to the groups of products (services) and to the competitors has been produced and their main characteristics have been defined.

The examples of using efficient classifications while elaborating the programs of developing physical culture and sports and fitness services in the cities of some countries have been given.

With the purpose of successful development of the market of sports and fitness services modern instruments of planning must be used. The authors, while researching the foreign experience of using the instruments of planning in order to develop the businesses in the sphere of sports and fitness services, have noted their variety and different ways of usage. In different countries there are different ways of choosing certain instruments of planning. The set of instruments depends on the segmentation of the market of sports and fitness services, on geographical and demographic conditions, on the state policy, on national peculiarities and on the very purposes of planning.

Key words: the sphere of services, sports and fitness services, organization, segments of the market, groups of consumers, groups of products (services), programs of development, instruments of planning.

Современный образ жизни человека в мегаполисе становится все менее подвижным. Использование личного и общественного транспорта, современных приборов и устройств, облегчающих быт, дистанционные услуги и т.д. сокращают движения человека до минимума, что сказывается на общем состоянии здоровья. Помимо этого на здоровье человека влияют экологические проблемы городов, неправильное питание, стресс и т.п.

Чтобы поддержать свою физическую форму и улучшить здоровье, многие люди пользуются различного рода спортивно-оздоровительными услугами.

За рубежом спортивно-оздоровительные услуги активно начали развиваться в 70-80-х годах прошлого века. В нашей стране спортивно-оздоровительные услуги стали набирать популярность среди населения в последние 10 лет. Сегодня данные услуги особенно актуальны для жителей крупных городов.

В настоящее время проблемам планирования развития сферы услуг региона, сферы спортивно-оздоровительных услуг посвящен ряд научных исследований [1-6].

По определению В. Г. Велединского, под спортивно-оздоровительным сервисом понимается «экономически обоснованное создание, предоставление и потребление услуг, удовлетворяющих совокупность специальных потребностей человека и связанных с

программированием занятий специалистом-технологом (тренером, инструктором) в целях оздоровления, поддержания здоровья и физического развития» [7].

В России под спортивно-оздоровительными услугами понимается достаточно широкий спектр деятельности, в состав которого входят такие основополагающие аспекты, как физкультурно-оздоровительный сервис, спортивно-оздоровительные программы, спортивно-оздоровительный туризм, спортивно-оздоровительный отдых, физкультурно-оздоровительные направления обучения [8]. Все эти направления и составляют отечественный рынок спортивно-оздоровительных услуг.

Любой рынок, в том числе и рынок спортивно-оздоровительных услуг, принято разделять по следующим группам: 1) группы потребителей; 2) группы продуктов (товаров, услуг); 3) предприятия (конкуренты) [9].

Одной из самых распространенных и эффективных группировок является сегментация рынка по группам потребителей. Согласно данной сегментации, признаками, по которым выявляется поведение потребителей на рынке, являются демографические, географические, поведенческие и психографические. Этот сегмент определяется наличием совпадений у той или иной группы потребителей нескольких признаков.

Также часто применяют сегментацию рынка по группам продуктов (услуг). Данная сегментация рынка складывается из определенных предпочтений и запросов потребителей на качественные характеристики продукта или услуги. Такими характеристиками могут быть цена, функциональные и технические параметры продукта или услуги и т.п.

Сегментация по конкурентам основывается на признаках конкурентоспособности в продвижении на рынок. В этом случае сег-ментационными показателями могут быть цена и качественные показатели продукта или услуги, продвижение продукта или услуги на рынке, каналы сбыта и т.д. [9].

Так, например, в программе развития физкультуры и спортивно-оздоровительных услуг на 2008-2021 годы города Лондона (Великобритания) авторы используют сегментацию рынка спортивно-оздоровительных услуг по группам потребителей, в частности по полу, возрасту и социальному статусу жителей города [10].

В программе развития физкультуры и спортивно-оздоровительных услуг на 20142024 годы города Окленд (Новая Зеландия) используется другой подход для сегментации рынка — авторами данной программы было предложено делить рынок по группам продуктов и услуг. В качестве признака в программе выступает конкретный вид спорта или оздоровительной услуги, например футбол, регби, фитнес и т.п. [11].

Для обеспечения успешного развития выбранного сегмента рынка, необходимо применять современные инструменты планирования.

Мельник Е.С. под инструментами планирования предлагает понимать «такой набор средств, методов, способов, используя которые предприятие (хозяйствующий субъект) сможет спланировать свою деятельность, определить перспективы и возможности своей организации в достижении поставленных результатов» [12].

Инструменты планирования достаточно разнообразны. К таким инструментам могут относиться: метод экспертных оценок, мозговой штурм (атака), анализ «разрывов»,

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

анализ сильных и слабых сторон (матрица БКГ), метод проверочного списка (метод оценки по системе баллов), концепция жизненного цикла товара, метод GAP, метод PIMS, модель Мак-Кинси, SWOT-анализ, бизнес-план, бюджетирование, контроллинг и др. [12, 13].

Выбор того или иного инструмента планирования зависит, в первую очередь, от целей, которые преследуют руководители предприятий, временных рамок, индивидуальных особенностей организации и т.д.

Рассматривая зарубежный опыт использования инструментов планирования для развития предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг, можно отметить их большое разнообразие и различные вариации применения.

В стратегическом плане развития предприятий сферы спортивно-оздоровительных услуг Южной Африки на 2012-2016 годы используется как основной инструмент планирования SWOT-анализ. С помощью данного инструмента в программе выявляются сильные и слабые стороны сферы спортивно-оздоровительных услуг в Южной Африке, а также возможности дальнейшего развития и потенциальные угрозы [14].

Авторы программы развития физкультуры и спортивно-оздоровительных услуг на 2008-2021 годы города Лондона пошли другим путем, и при разработке программы использовали сразу три отдельных инструмента планирования.

Первым инструментом является анализ затрачиваемого времени для доступа к услугам. Данный инструмент позволил выявить время, затрачиваемое потребителем, чтобы добраться до организаций, предоставляющих спортивно-оздоровительные услуги, а также спланировать более оптимальную схему их расположения.

Следующий инструмент — модель планирования самой услуги. С помощью этого инструмента экспертами были смоделированы механизмы предоставления различных спортивно-оздоровительных услуг с учетом половозрастных, ценностно-мировоззренческих, культурных и социальных особенно-

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

стей, а также финансовых возможностей населения города.

Последним инструментом планирования в этой программе является «калькулятор спортивно-оздоровительных услуг». Этот инструмент позволяет определить уровень спроса на те или иные услуги и тем самым скорректировать количество предоставляющих их организаций [10].

Так же один инструмент планирования используют авторы стратегического плана развития спортивно-оздоровительных услуг австралийского города Бриджтаун. Ими предлагается проверочный список, состоящий из четырех составляющих: социальный капитал, финансовый капитал, экологический капитал и культурный капитал.

Проанализировав все эти составляющие, специалисты предложили конкретные действия для успешного развития спортивно-оздоровительных услуг в городе [15].

Вывод

Изучив зарубежный опыт использования инструментов планирования для развития предприятий спортивно-оздоровительных услуг можно заметить, что в разных странах к выбору инструментов планирования могут подходить по-разному. Набор инструментов планирования зависит от сегментации рынка спортивно-оздоровительных услуг, от географических и демографических условий, от государственной политики, от национальных особенностей и от самих целей планирования.

Список литературы

1. Зайнашева З.Г., Мешкова Н.Г. Проблемы развития санаторно-оздоровительно комплексов в современных условиях // Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. М.: Креативная экономика, 2014. С. 223-225.

2. Егоров Е.В., Ратушная И.В., Вишнякова С.С., Ахинов Г.А., Восколович Н.А., Зайнашева З.Г. и др. Инновационное развитие сферы услуг. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2010.

3. Зайнашева З.Г. Региональная политика в сфере услуг // Вестник Московского университета. Серия 6: экономика. 2005. № 3. С. 43-52.

4. Зайнашева З.Г. Формирование организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе. М.: Экономический фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова, ТЕИС, 2004. 317 с.

5. Зайнашева З.Г., Мутраков О.С. Особенности и динамика территориального размещения предприятий сферы услуг в регионе // Матер. Росс. науч.-практ. конф., 23 окт. 2015 г. Уфа: БАГСУ, 2015. С. 49-54.

6. Шевалдина Е.И., Файзуллина Г.Ф. Влияние социально-экономических преобразований на развитие инфраструктуры региона // Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях глобализации экономики. 2014. С. 229-231.

7. Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: учебник для вузов. М.: КноРус, 2014. 216 с.

8. Кадочкина Ю.А. Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2015. 157 с.

9. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: учеб. пособие. М.: ПРИОР., 2002. 128 с.

10. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.brent.gov.uk/media/1709721/ Strategic%20facilities%202008%20-%202021. pdf.

11. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aucklandcouncil.govt.nz/en/ aboutcouncil/haveyoursay/documents/sportand recreationstrategicactionplan.pdf.

12. Мельник Е.С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях // Молодой ученый. 2011. № 9. С. 97-99.

13. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. проф. А.Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996. 512 с.

14. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.srsa.gov.za/MediaLib/Home/ DocumentLibrary/Strategic%20Plan%20 2012%202016.pdf.

15. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bridgetown.wa.gov.au/library/file/ pubHcations/public%20comment/Draft%20 Sport%20and%20Rec%20Strategic%20Plan. pdf.

References

1. Zainasheva Z.G., Meshkova N.G. Problems of Development of Sanatorium-Recreational Complexes in Modern Conditions // Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference. M.: Creative economy, 2014. P. 223-225.

2. Egorov E.V., Ratushnaya I.V., Vishnya-kova S.S., Akhinov G.A., Voskolovych N.A. Zainasheva Z.G. et al. Innovative Development of Sphere of Services. M.: Mos. GOS. Univ. n. M.V. Lomonosov, 2010.

3. Zainasheva Z.G. Regional Policy in the Sphere of Services // Vestnik of Moscow University. Series 6: Economics. 2005. No. 3. P. 43-52.

4. Zainasheva Z.G. Formation of the Organizational-Economic Mechanism of Management of Sphere of Paid Services in the Region. M.: Economic Faculty, Moscow State University, MT. M.V. Lomonosov, TEIs, 2004. 317 p.

5. Zainasheva Z.G., Mutrakov O.S. Features and Dynamics of the Territorial Distribution of the Enterprises of Sphere of Services in the Region // Materials of the ROS. Scientific.-Pract. Conf. 23 Oct. 2015. Ufa: bugs, 2015. P. 49-54.

6. Shevaldina E.I., Faizullina G.F. The Influence of Socio-Economic Transformation and Infrastructure Development in the Region// Problems and Prospects of Development of

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

regions and Businesses in the Globalized Economy. 2014. P. 229-231.

7. Veledinsky V.G. Sports Service: Textbook for High Schools. M.: KnoRus, 2014. 216 p.

8. Kadochkina Y.A. Modern Tendencies of Development of Organizational-Economic Forms of Managing in the Sphere of Sports Services: Dis. ... Cand. Econ. Sciences: 08.00.05. Saint-Petersburg, 2015. 157 p.

9. Bronnikova T.S., Chernyavsky A.G. Marketing: Study Guide. M.: PRIOR., 2002. 128 p.

10. Electronic Resource. Mode of access: https://www.brent.gov.uk/media/1709721/ Strategic%20facilities%202008%20-%202021. pdf.

11. Electronic Resource. Mode of access: http: //www. auckl andcouncil. govt.nz/ en/about-council/haveyoursay/documents/sportandrecre-ationstrategicactionplan.pdf.

12. Melnik E.S. Tools of Intrafirm Planning at the Enterprises // The Young Scientist. 2011. No. 9. P. 97-99.

13. Shmalen G. Fundamentals and Problems of Economics: Trans. from German. / Under the Editorship of Professor A.G. Porshneva. M.: Finance and Statistics, 1996. 512 p.

14. Electronic Resource. Mode of access: http://www.srsa.gov.za/MediaLib/Home/ DocumentLibrary/Strategic%20Plan%20 2012%202016.pdf.

15. Electronic Resource. Mode of access: http://www.bridgetown.wa.gov.au/library/file/ publications/public%20comment/Draft%20 Sport%20and%20Rec%20Strategic%20Plan. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.