Научная статья на тему 'Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг'

Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1562
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / СФЕРА УСЛУГ / SERVICE SECTOR / МОБИЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOBILE INFORMATION TECHNOLOGIES / ПРОГРАММА / PROGRAMME / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / МОДЕЛЬ / MODEL / ОСОБЕННОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SERVICE ACTIVITY / PECULIAR FEATURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич

В статье рассматриваются особенности сферы услуг, предпринимательской деятельности в сфере услуг. Авторы отмечают, что предприниматели в сфере услуг используют информационные технологии на разнообразных направлениях своей деятельности и характерной особенностью современного предпринимательства является переход от традиционных информационных технологий к мобильным информационным технологиям. Исходя из этого и принятой программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (28.07.2017) делается вывод о необходимости создания нормативно-правовых, организационно-экономических и других условий для успешного применения предпринимателями мобильных информационных технологий. Авторы рассматривают развитие предпринимательской деятельности в сфере услуг с использованием мобильных информационных технологий по нескольким направлениям и раскрывают их содержание. В статье представлена модель предпринимательской деятельности на основе использования мобильных информационных технологий, направленная на повышение эффективности предпринимательской деятельности в сфере услуг. В тоже время в статье отмечены сдерживающие факторы и недостатки такой модели и применения мобильных информационных технологий, которые нуждаются в дальнейшем исследовании. Таким образом, сделан вывод, что для успешной предпринимательской деятельности в сфере услуг необходима трансформация в сторону модели на основе мобильности, которую обеспечивают мобильные информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIAR FEATURES OF THE BUSINESS ACTIVITY IN THE SERVICE SECTOR

The article contains the peculiar features in the service sector,business activity in the service sector. The authors of the article point out that the service sector businessmen utilize the information technologies following various directions of their activity and the specific feature of modern business is the transition of traditional information technologies to mobile information technologies. On this basis and the adopted programme «Digital economy of the Russian Federation» (28.07.2017) the conclusion was drawn to create legal and regulatory instruments as well as organizational and economic conditions for the successful use of the mobile information technologies by businessmen. The authors view the development of the business activity in the service sector utilizing the mobile information technologies following several directions and they unveil their content. The model of the business activity is presented in the article based on the use of mobile information technologies aimed to increase the efficiency of the business activity in the service sector. At the same time there are noted the disincentives and shortcomings of this type of the model and use of the mobile information technologies which need further studies. Thus, it may be concluded that to successfully realize business activity in the service sector it is necessary to undertake a transformation towards the model based on the mobility which is ensured by the mobile information technologies.

Текст научной работы на тему «Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг»

экономические науки

Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...

УДК 338.46:004.78

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ

© 2018

Зайнашева Зарима Гафаровна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Региональная экономика и управление» Мутраков Олег Сергеевич, аспирант Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Уфа, улица Чернышевского, 145, e-mail: mutrakov@rambler.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности сферы услуг, предпринимательской деятельности в сфере услуг. Авторы отмечают, что предприниматели в сфере услуг используют информационные технологии на разнообразных направлениях своей деятельности и характерной особенностью современного предпринимательства является переход от традиционных информационных технологий к мобильным информационным технологиям. Исходя из этого и принятой программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (28.07.2017) делается вывод о необходимости создания нормативно-правовых, организационно-экономических и других условий для успешного применения предпринимателями мобильных информационных технологий. Авторы рассматривают развитие предпринимательской деятельности в сфере услуг с использованием мобильных информационных технологий по нескольким направлениям и раскрывают их содержание. В статье представлена модель предпринимательской деятельности на основе использования мобильных информационных технологий, направленная на повышение эффективности предпринимательской деятельности в сфере услуг. В тоже время в статье отмечены сдерживающие факторы и недостатки такой модели и применения мобильных информационных технологий, которые нуждаются в дальнейшем исследовании. Таким образом, сделан вывод, что для успешной предпринимательской деятельности в сфере услуг необходима трансформация в сторону модели на основе мобильности, которую обеспечивают мобильные информационные технологии.

Ключевые слова: предпринимательство, сфера услуг, мобильные информационные технологии, программа, мобильность, модель, особенности, деятельность, цифровая экономика, инновации, оптимизация, сервисная деятельность.

THE PECULIAR FEATURES OF THE BUSINESS ACTIVITY IN THE SERVICE SECTOR

© 2018

Zainasheva Zarima Gafarovna, Doctor of economics, professor of the department «Regional economy and management» Mutrakov Oleg Sergeevich, post-graduate student Ufa State Oil Technical University (450062, Russia, Ufa, street Chernyshevskogo, 145, e-mail: mutrakov@rambler.ru)

Abstract. The article contains the peculiar features in the service sector,business activity in the service sector. The authors of the article point out that the service sector businessmen utilize the information technologies following various directions of their activity and the specific feature of modern business is the transition of traditional information technologies to mobile information technologies. On this basis and the adopted programme «Digital economy of the Russian Federation» (28.07.2017) the conclusion was drawn to create legal and regulatory instruments as well as organizational and economic conditions for the successful use of the mobile information technologies by businessmen. The authors view the development of the business activity in the service sector utilizing the mobile information technologies following several directions and they unveil their content. The model of the business activity is presented in the article based on the use of mobile information technologies aimed to increase the efficiency of the business activity in the service sector. At the same time there are noted the disincentives and shortcomings of this type of the model and use of the mobile information technologies which need further studies. Thus, it may be concluded that to successfully realize business activity in the service sector it is necessary to undertake a transformation towards the model based on the mobility which is ensured by the mobile information technologies.

Keywords: business, service sector, mobile information technologies, programme, mobility, model, peculiar feature, activity, digital economy, innovation, optimization, service activity.

Благодаря стремительному развитию сферы услуг, созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в этой сфере, само предпринимательство становится все более массовым. Как и в любом секторе национальной экономики, в сфере услуг осуществляют свою деятельность крупные, средние и малые предприятия, кроме того предприятия без привлечения наемного труда.

Характерной особенностью сферы услуг является подавляющее большинство предприятий малого бизнеса.

Специфика функционирования сферы услуг и предпринимательство в этой сфере достаточно многогранно рассматривается в работах отечественных ученых и исследователей [1-6].

Отличительная черта реализации общеэкономической функции в сфере услуг проистекает от особой роли потребителя в данной сфере.

На вершине целей предприятия сферы услуг стоит удовлетворение потребностей конкретного потребителя, в необходимом месте, в необходимое время, в соответствующем объеме и ассортименте услуг, на требуемом уровне качества. Другими словами производство услуг сервисными предпринимателями ориентировано исключительно на потребителя. Подобная четкая потребительская рыночная ориентация предпринимательской дея-

тельности в сфере услуг основывается на определенных чертах экономической природы услуги. Эти специфические черты главным образом связаны с такими свойствами услуги, как непосредственное участие потребителя в процессе производства услуги и её индивидуальность потребления [7].

Для обеспечения выполнения инновационной функции предпринимательства в сфере услуг необходимо постоянное обновление, модернизация организационной и управленческой логики предпринимательства.

Исходя из своей сущности, предприятий сферы услуг можно отнести к категории повышенного риска. Одним из основных механизмов уменьшения рисков деятельности предпринимателей в сфере услуг является маркетинг услуг, который призван смягчить негативное воздействие особенностей услуг посредством принятия специальных мер. В процессе функционирования маркетинг услуг увеличивает свои функции - помимо функций исследования, стимулирования сбыта и распределения услуги, возникает еще функция взаимодействия с потребителем [7].

С целью снижения рисков, повышения конкурентоспособности, оптимизации организационных процессов, ориентации на клиентов предприниматели в сфере услуг используют информационные технологии на разноо-

Zainasheva Zarima Gafarovna, Mutrakov Oleg Sergeevich THE PECULIAR FEATURES OF THE BUSINESS ...

economic sceinces

бразных направлениях своей деятельности.

Характерной особенностью современного предпринимательства, в том числе и сервисного - является переход от традиционных информационных технологий к мобильным информационным технологиям. В этой связи необходимо создание нормативно-правовых, организационно-экономических, технико-технологических и других условий для успешного применения мобильных информационных технологий предпринимателями в сфере услуг [3].

Так, 28 июля 2017 года распоряжением правительства Российской Федерации № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Данная программа направлена на «создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами» [8].

Эта программа показывает, что со стороны государства принимаются меры по организации и обеспечения новых условий для ведения современной предпринимательской деятельности с использованием новейших информационных технологий.

По нашему мнению, использование мобильных информационных технологий позволяет развивать предпринимательскую деятельность в сфере услуг по нескольким направлениям:

1. Мобильная поддержка существующего неэлектронного бизнеса, организация продвижения и продаж услуг через мобильное приложение существующего неэлектронного бизнеса.

2. Создание дополнительных мобильных автоматизированных точек предоставления услуг уже к основным существующим пунктам.

3. Создание комплексного мобильного решения -все бизнес-процессы сервисной организации в той или иной степени базируются на использовании мобильных устройств и мобильных информационных технологий.

В рамках первого направления предприниматели используют возможности мобильных информационных технологий в качестве маркетинговых инструментов для осуществления продвижения и продажи услуг. В качестве таких инструментов могут выступать мобильные сервисы, приложения, которые представляют перечень услуг в устройстве клиента, дают возможности связаться с продавцом услуг, заказать услугу, а также быстрый маркетинг в социальных сетях (social media marketing (SMM)).

Наличие мобильной связи позволяет ускорить взаимодействие компании с аудиторией посредством социальных медиа. Одно краткое сообщение за считанные секунды попадает в новостную ленту сотням тысяч подписчиков и может распространяться с невероятной скоростью [9].

Согласно второму направлению предпринимателями организуются точки самообслуживания, использующие автоматизированные системы на основе мобильных информационных технологий.

Такие точки могут дистанционно управляться как с помощью стационарных компьютеров, так и с помощью мобильных устройств, через специальное мобильное приложение.

Платежи осуществляются с помощью платежных систем, все данные передаются через современные мобильные сети использующие стандарты LTE.

Такие автоматизированные точки самообслуживания позволяют оптимизировать расходы на обслуживающий персонал, обеспечивают потребителям мобильность в получении услуг.

Рисунок 1 - Модель предпринимательской деятельности на основе использования мобильных информационных технологий

Третье направление использования мобильных информационных технологий для развития предпринимательской деятельности в сфере услуг предполагает интеграцию первых двух направлений и создания полноценной системы управления бизнесом в сфере услуг на основе мобильных информационных технологий. Такая система позволяет организовывать и управлять всеми бизнес-процессами организации в любом месте в любое время, в том числе используя личные мобильные устройства сотрудников организации, начиная от маркетинга в социальных сетях и заканчивая мобильными терминалами и предоставления услуг в электронном виде.

Мобильные информационные технологии позволяют разработать экономическую модель современной организации предпринимательской деятельности в сфере услуг, в основе которой будет стоять принцип «мобильности» (рисунок 1).

Мобильность - очень важный тренд сегодня, это одна из тех технологий развития, которые меняют деятельность компаний и позволяют повышать эффективность работы служащих [9].

В данной модели все аспекты предоставления и потребления услуг основываются на использование мобильных информационных технологий. Предпринимателем осуществляется маркетинг, производство и предоставление услуг, управление различными ресурсами, а также обеспечиваются мобильные платежи, возможность мобильного потребления услуг и коммуникации с потребителем, на основе мобильных информационных технологий, тем самым достигается мобильность предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Благодаря использованию такой модели предпринимательской деятельности в сфере услуг и применению мобильных информационных технологий возможно достижение следующих результатов:

1. Повышение производительности предпринимательской деятельности за счет быстрого принятия решения, ускоренной обработки заказов и выполнения услуг. Постоянный доступ к информационным ресурсам обеспечивает гибкость мобильным сотрудникам в трудовой деятельности [9].

2. Развитие отношений с клиентами через цифровые каналы. Все изменения в цепочке создания стоимости, продуктах и услугах будут клиентоориентированными. Продукты, системы и услуги будут все точнее соответствовать индивидуальным потребностям клиента. Чем плотнее отношения с потребителями, тем больше возможностей использовать аналитику больших данных, чтобы лучше разбираться в потребительских потребностях и удовлетворять их [10].

3. Расширение географических рамок предпринима-

196

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)

экономические науки

Зайнашева Зарима Гафаровна, Мутраков Олег Сергеевич ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...

тельской деятельности. Мобильные платформы дают возможность организовать работу проектных команд в разных точках города, региона, страны и мира [9].

4. Экономия ресурсов под девизом BYOD (Bring your own device). Со временем в России наверняка будет набирать обороты движение BYOD. Особенно там, где растет количество мобильных бизнес-пользователей. Это регионы с высоким уровнем жизни и широкополосным интернетом [9].

5. Понимание потребностей и поведение потребителей. Меняется модель взаимодействия с клиентом, поскольку он тоже становится мобильным. Сервисным предпринимателям важно находиться с потребителем в единой среде и говорить с ним на одном языке [9].

В тоже время существуют некоторые сдерживающие факторы и недостатки такой модели и применения мобильных информационных технологий, которые так или иначе заставляют предпринимателей проводить монито-ринги и анализировать возможности перехода на такую модель.

К таким факторам можно отнести в первую очередь вопросы, связанные с обеспечением безопасной удаленной работы всех сотрудников предприятия в соответствии с нормативными требованиями и в удобной среде, а также безопасность и защита данных потребителей услуг и финансовых операций [9].

На наш взгляд ещё одним недостатком использования мобильных информационных технологий в деятельности сервисных предпринимателей является технические ограничения работы высокоскоростных мобильных сетей в некоторых районах. Нестабильная работа сетей в отдельных районах приводит к сбоям в работе всех информационных систем сервисного предприятия и задержке или невозможности предоставления услуг потребителю.

Таким образом, рассмотрев особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг, можно сделать вывод, что для успешной предпринимательской деятельности в данной сфере необходима трансформация в сторону модели на основе мобильности, которую могут эффективно обеспечить мобильные информационные технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зайнашева З.Г. О бытовом обслуживании в Республике Башкортостан / З.Г. Зайнашева // Сб. статей конференции «Материалы и методы инновационных исследований и разработок», Екатеринбург: Аэтерна, 2017, - С. 42-43.

2. Зайнашева З.Г. Формирование организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе: монография / З. Г. Зайнашева; МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. - Москва: ТЕИС, 2004. - 317 с.

3. Зайнашева З.Г., Мутраков О.С. Современные тенденции развития предприятий сферы услуг / З.Г. Зайнашева, О.С. Мутраков // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 1-2 (30)). - С. 96-102.

4. Зайнашева З.Г., Прокофьева А.И. Анализ развития социального предпринимательства в современных экономических условиях / З.Г. Зайнашева, А.И. Прокофьева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика, 2017. - № 3 (21), - С. 86-92.

5. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Особенности и формы реализации социального предпринимательства / З.Г. Зайнашева, З.Э. Сабирова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика, 2017. - № 4 (22), -С. 138-143.

6. Мутраков О.С. Использование мобильных технологий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг / О.С. Мутраков // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе : материалы Международной научно-практической конференции / Государственный университет управления. - М. :Издательский дом ГУУ, 2016. - С. 193-196.

7. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций, 2004 [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://uchebnik-online. com/122/602.html (дата обращения: 02.02.18).

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

9. Мобильные технологии в бизнесе [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://softline.rbc.ru/ page/mobilnyie-tehnologii-v-biznese/ (дата обращения: 05.02.18).

10. «Индустрия 4.0»: создание цифрового предприятия [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.pwc.com/industry40 (дата обращения: 05.02.18).

Статья поступила в редакцию 21.01.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.