Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт государственного социально-экономического воздействия на процесс оздоровления детей'

Отечественный и зарубежный опыт государственного социально-экономического воздействия на процесс оздоровления детей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЗДОРОВЬЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесниченко Е. С.

Исследуется проблема оздоровления детей, которая стоит в одном ряду с проблемами социально-экономической стабильности в стране. Решение ее, по мнению автора, заключается в трансформации нынешней модели отношений между хозяйствующими субъектами и зарождении новой. Это подтверждено и зарубежным опытом, успех которого определяется заинтересованностью государственного института в предоставлении реабилитационного блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт государственного социально-экономического воздействия на процесс оздоровления детей»

36 (129) - 2009

Туристско-рекреационные зоны

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

е. С. колЕСНИЧЕНко, аспирант E-mail: [email protected] российский государственный социальный университет

Исследуется проблема оздоровления детей, которая стоит в одном ряду с проблемами социально-экономической стабильности в стране. Решение ее, по мнению автора, заключается в трансформации нынешней модели отношений между хозяйствующими субъектами и зарождении новой. Это подтверждено и зарубежным опытом, успех которого определяется заинтересованностью государственного института в предоставлении реабилитационного блага.

Ключевые слова: дети, социально-экономическая система, государственный механизм, отечественный и зарубежный опыт, здоровье, общественное благо, экономическая теория, субсидирование, налог, лагерь, инновационная модель.

Вклад государства в здоровье детей — это вклад в будущее Российской Федерации. Решение этой многогранной и актуальной проблемы, в первую очередь, зависит от правильного выявления оптимального государственно-целевого механизма развития системы предоставления реабилитационных благ, а также принятия верного управленческого решения. Эффективность этой важной работы во многом зависит не только от развития инфраструктуры и укрепления социального туризма, но и разработки антикризисных инвестиционно-инновационных мероприятий в области оздоровления подрастающего поколения.

Проблема организации детского оздоровительного отдыха представляет собой межинституциональную проблему, которую необходимо решать не только на примере российского, но и зарубежного

опыта, который свидетельствует о том, что понятия «государство» и «институт» являются неотъемлемыми терминами экономической теории, яркими представителями которой были Т. Манн, Г. Ска-руффи, А. Смит и др. Представители неоклассического направления (Л. Вальрас) рассматривали экономику в качестве системы взаимосвязанных хозяйственных субъектов и считали свободную конкуренцию не способной разрешать все экономические и социальные проблемы общества; институционально-социологического (Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл) — характеризовали экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием определенных благоприятных факторов [13]. Современные экономисты рассматривают понятие «институт» более широко, как юридическую норму, и включают в него государство, корпорации, профсоюзы и налоговую систему государства.

Воздействие государственного института на преобразование системы социально-экономических отношений в процессе оздоровления детей нельзя переоценить. Согласно западному развитию экономико-правовой мысли в лице таких ученых, как Л. Штейн, А. Вагнер, Ф. Рузвельт, У. Беверидж, М. А. Гарсия Эррера, «... только обеспечение высокого уровня социальной защищенности, регулирование всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечение социальной справедливости и солидарности, гармонизация социально-экономических отношений, — характеризуют вид социального государства» [4].

Структура оздоровительного отдыха на территории Российской Федерации в течение многих лет отличалась стабильностью и доступностью для всех нуждающихся в нем категорий детей и подростков. Анализируя организацию детского оздоровительного отдыха в России, начиная с середины XIX в., делаем вывод, что она характеризуется наиболее сильной заинтересованностью органов государственной власти в построении высокоразвитой модели социально-экономических отношений, при которых туризм не только способствовал оздоровлению детского организма, его закаливанию, но и расширению знаний детей в области краеведения.

Общественные изменения в начале 1990-х гг. в Российской Федерации, способствовали трансформации модели оздоровления детей в каникулярный период.

Так, по мнению М. А. Морозова, детский туризм на сегодняшний день — это один из самых устойчивых сегментов туристского рынка и, именно в нашей стране, исследуемый нами вид реабилитации детей, носит социальный статус [9].

При этом детский оздоровительный отдых является проблемой, решение которой заложено в трансформации социально-экономической системы. Однако, по нашему мнению, только новые экономические технологии, разработанные и утвержденные государством, позволяют определять отрасль в качестве проблемы в рамках теории экономических отношений.

Механизм государственного воздействия Российской Федерации, влияющий на организацию детского оздоровительного отдыха, в первую очередь, предусматривает процесс его координации посредством создания благоприятных условий в виде установления государственных социальных стандартов детского оздоровления, внедрения определенных эффективных моделей социально-экономических отношений, предполагающих сотрудничество с другими институтами, а также странами в целях оздоровления детей.

13 мая 1997 г. было принято постановление, предполагающее создание условий, направленных на укрепление здоровья детей, их творческое развитие, а также реализацию целевой программы «Организация летнего отдыха детей». В рамках программы, предложенной Председателем Правительства Российской Федерации В. Черномырдиным, намечалось помимо расширения возможности обеспечения в приоритетном порядке организации детского отдыха для детей с ограниченными возможностями, оставшихся без попечения родителей.

Было также утверждено льготное транспортное обслуживание для организованных групп детей в период летних школьных каникул.

Разработанная нормативно-правовая база, регулирующая отдых и оздоровление детей на территории Российской Федерации с 1960 и до начала 1990-х гг., определяла условия централизованного, планово-распределительного управления экономикой. При этом следует учитывать, что все учреждения детской оздоровительной системы, независимо от их ведомственной принадлежности, являлись собственностью государства.

С переходом к рыночным отношениям этот порядок вошел в противоречие с условиями рынка. Функционирование предприятий различных форм собственности, реформирование принципов их хозяйственно-экономической деятельности, растущий дефицит государственного бюджета и внебюджетных фондов вызывали необходимость создания нового механизма организации детского оздоровительного отдыха. Увы, процесс его формирования протекает замедленными темпами.

Система детского оздоровительного отдыха как проблема, исследуемая нами в рамках экономической теории, в России имеет свои особенности. Из общего количества стационарных детских оздоровительных учреждений лишь только около трети находятся на балансе и соответственно на финансировании у государственных и муниципальных органов, остальная часть учреждений является собственностью предприятий и организаций. При этом половина из них включена в состав приватизированного имущества, а часть находится на хозяйственном и финансовом содержании предприятий, однако государство считает их своей собственностью на основании уже не действующего Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8, запрещающего приватизацию детских оздоровительных учреждений. При этом воздействие органов власти на проведение инновационно-инвестиционной политики с учетом сложившейся экономической ситуации в стране не характеризуется социально-экономическими сдвигами.

Ныне в России около 3 тыс. летних оздоровительных загородных лагерей. Приемлемые условия для отдыха и оздоровления подрастающих россиян есть только в 10 % из них1.

Государственная поддержка отрасли детской оздоровительной сферы в соответствии с нормативно-

1 По данным московского маркетингового агентства <^ер Ьу step».

правовой базой предполагает также координирование ее посредством федерального бюджета. Здоровье детей является важным показателем благополучия страны и фактором национальной безопасности. В соответствии с этим оздоровление детей предусматривает необходимость применения мер защиты в виде системы социального страхования.

Фонд социального страхования — основной инвестиционный субъект в системе предоставления детского оздоровительного отдыха. Основная миссия этой государственной организации заключается в предоставлении детям возможности отдыха посредством погашения от 50 до 100 % стоимости санаторно-курортной путевки. Исследуемая льготная позиция распространяется только на работников государственных учреждений, а также семей, в которых проживают дети-инвалиды. Однако в течение последних 10 лет система социально-экономического обеспечения постепенно стала ослабевать. Особенностью исследуемого процесса является направление детей в детские муниципальные оздоровительные учреждения только на территории Российской Федерации.

Однако исследуемая система обслуживания предполагает переход в 2010 г. в целях упрощения системы бухгалтерского учета к системе страховых принципов. Кроме этого, в законе, подписанном Президентом Российской Федерации Д. Медведевым, отражена информация, предусматривающая снижение доходов бюджета в Фонд социального страхования в 2009 г. на 30 млрд руб. [8], а также снижение расходов на 33 млрд руб. Анализируя представленные факты, можно предположить возможное снижение инвестиционной активной политики в рамках исследуемой государственной структуры.

Изменения, которые планируются в рамках государственного института, финансирующего организацию детского оздоровительного отдыха в рамках муниципальных программ, по мнению автора, могут предполагать корректировку объемов финансовых затрат в отношении предоставления общественного блага посредством выделения средств из резервной части федерального бюджета при возникающих сложных экономических ситуациях.

В рамках организации детского оздоровительного отдыха за границей посредством отдельных организаций, координирующих рынок предоставления оздоровительных услуг — туроператоров и турагентов — менее эффективно идет реализация системы безопасности отдыха детей. Федеральный Закон, координирующий функционирование

отрасли, предусматривает страхование детей от несчастных случаев и выплату денежной компенсации. При этом бюджет Российской Федерации из-за незаконных финансовых операций со стороны недобросовестных туроператоров ежегодно теряет около 250 млн долл. 2.

Организация детского оздоровительного отдыха — специфическая система рыночных отношений. Начиная с 2004 г. спрос на этот вид социальных услуг ежегодно растет на 35 %3. По статистике, около 70 % российских туристических учреждений, организовывающих детский оздоровительный отдых за границей с дополнительными образовательными услугами, функционируют с нарушениями законодательства. При этом 60 % этих предприятий не зарегистрированы в федеральном реестре туроператоров. Механизм государственного регулирования не характеризуется эффективной методикой в решении проблемы, при этом уровень финансовой ответственности компании — туроператора или турагента, организатора поездки группы детей за границу — должен определяться размером около 10 млн руб. А на территории России этот показатель равен всего 500 тыс. руб.4.

Можно сделать вывод, механизм государственного воздействия на организацию детского оздоровительного отдыха нуждается в корректировке с целью увеличения уровня финансовых гарантий со стороны организаторов детского оздоровительного отдыха.

В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей, характеризующиеся ростом числа хронических заболеваний, эпидемическими вспышками некоторых инфекционных заболеваний, увеличением числа социально значимой патологии. Так, по мнению ученых, таких как П. К. Ионов, Б. Н. Рогозян, В. П. Харченко и других, — наиболее приоритетной задачей реализации государственной политики в нашей стране является сохранение генофонда нации посредством разработки и внедрения благоприятных социально-экономических условий [7]. Это утверждение очередной раз определяет актуальность исследуемой проблемы, ее социально-экономическую значимость на территории РФ.

Государственная инновационная политика нацелена на развитие санаторно-курортной помощи.

2 Данные с пресс-конференции на тему «Юные туристы за рубежом — битва за отдых» в региональном информационном центре «ТАСС - Урал» от 18.09.2008.

3 См. там же.

4 См. там же.

При этом, согласно системе налогообложения, санаторно-курортные путевки не облагаются налоговыми вычетами. Оздоровление детей осуществляется в санаторных учреждениях системы здравоохранения, профсоюзов, образования и других ведомств: в санаториях для детей с родителями, в санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, санаторно-лесных школах, санаторных школах-интернатах, в санаториях-профилакториях. Одной из наиболее острых проблем педиатрии является проблема инвалидности с детства. Ведь, по статистике, за последние 10 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза, и в ближайшее время количество их будет расти5. При существующей недостаточности сети санаториев сегодня ограничены возможности лечения детей-инвалидов. Решить проблему могут только инновационные проекты [14]. Это подтверждает история.

Первое детское оздоровительное учреждение на территории России было открыто благодаря усилиям русского врача и ученого К. А. Раухфуса в 1872 г. в г. Ораниенбауме (ныне — г. Ломоносов). Здравница предназначалась для маленьких пациентов, страдающих туберкулезом. В 1882 г. посредством финансовых активов видных петербургских ученых, состоявших членами «Общества охранения здравия», была организована детская летняя лечебная колония на минеральных водах курорта Старая Русса. Уже в первые годы XX в. на курортах стали открываться дорогостоящие частные санатории для детей привилегированных классов [1].

В канун первой мировой войны на территории России насчитывалось всего около 14 детских оздоровительных учреждений на 300 мест. При этом царское правительство вопросами охраны здоровья детей не занималось совершенно, а губернские власти из-за отсутствия инвестиционных финансовых возможностей не могли организовывать эффективное лечение детей даже на территории России. Так, субсидирования Медицинской общественной организации, включая небольшие средства пожертвования частных лиц, в размере 500 руб. ежегодно, направлялись на лечение бедных больных детей.

В 1912 г. субсидия была доведена до 1 500 руб. Однако это было недостаточно, что в итоге привело к отказу в направлении больных детей на реабилитацию.

5 Официальный сайт Фонда социального страхования. URL: Шр:// www.fss.ru.

Суть трансформации системы каникулярного отдыха детей на территории Российской Федерации такова, что ее быстро меняющаяся структура требует новых подходов к определению типологии учреждений и оздоровления детей.

В настоящее время действует следующая классификация лагерей [6]:

• стационарные учреждения — лагеря, функционирующие в специально создаваемых капитальных помещениях и сооружениях как детские оздоровительные учреждения;

• лагеря, создаваемые на приспособленной базе, функционирование которых не предназначалось под организацию оздоровительного детского лагеря;

• полевые или палаточные лагеря.

По мнению российских ученых И. А. Дрогова и Д. В. Смирнова, исследующих ряд проблем в процессе оздоровления детей, модель восстановления здоровья детей основывается на предыдущей системе экономических отношений.

Однако, по их мнению, за годы рыночных реформ, которые протекали на территории РФ, эта модель отношений морально устарела. Хронический дефицит капитальных вложений в развитие детских оздоровительных учреждений, а также отсутствие прогресса в функционировании финансово-хозяйственного механизма выступают в качестве катализаторов при планировании нового программно-целевого метода воздействия со стороны органов федеральной, региональной и муниципальной властей различных курортно-оздоровительных территорий РФ.

В условиях развития рыночных отношений в процессе предоставления оздоровительного блага прогрессирует процесс ликвидации и перепрофилирования детских оздоровительных учреждений с целью организации реабилитационных, анимационных семейных учреждений. По мнению И. А. Дрогова и Д. В. Смирнова, специалисты министерств образования и науки, спорта, туризма и молодежной политики, а также здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования профильных оздоровительных учреждений. Однако до настоящего времени не выявлены причины противоречивости со стороны всех государственных ветвей власти при разработке и утверждении нового механизма воздействия.

Помимо туристских организаций процесс предоставления оздоровительных благ координируется

общественными профсоюзными организациями. Детский оздоровительный отдых — это социально-экономическая проблема, в развитии которой заинтересованы отдельные общественные организации и профсоюзы, миссия и цели которых в настоящее время, к сожалению, не находят поддержки со стороны органов государственной власти.

Почему бы сегодня не учесть опыт работы профсоюзных комитетов и общественных организаций, способствовавших развитию системы детского отдыха в советское время, которые направляли детей государственных служащих в детские оздоровительные лагеря, санатории, профилактории за счет погашения от 50 до 100 % стоимости путевок. В настоящее время роль профсоюзов и общественных организаций в организации детского отдыха резко снизилась, произошла смена приоритетов среди не только исследуемых учреждений, а также среди семей.

В то же время оздоровление детей в США достигается посредством экономического нововведения, в виде «налога на ожирение», равного 18 %, что, по мнению экспертов, пополнит бюджет на 400 млн долл.

Воздействие государственного механизма зарубежных стран на организацию детского оздоровительного отдыха характеризуется эффективной международной политикой, призванной удовлетворять реабилитационные потребности детей в первую очередь.

Санаторно-курортная отрасль Германии характеризуется не только развитой инфраструктурой, а также качеством сервисного обслуживания. Около 160 курортов по стране оказывают реабилитационный эффект благодаря минеральным водам и лечебным грязям. Около 600 молодежных туристских баз ежегодно обслуживают детей и подростков, при этом механизм государственного регулирования в отношении оздоровления детей характеризуется разветвленностью технологий обслуживания. Социальные программы, действующие в этой стране, включают обязательную программу медицинского страхования, при этом 3/4 общих расходов правительство Германии компенсирует посредством системы обязательного медицинского страхования [10]. Предложения по оздоровительному отдыху детей в Германии были в 2009 г. направлены в 28 стран мира, в том числе в США. В настоящее время межправительственные соглашения подписаны с Ирландией и Италией. Таким образом, правительство ФРГ информирует о том, что уже около 100 тыс. детей прошли курс реабилитации на территории Германии. Международная политика государства

целенаправленно активизирует процессы оздоровления детей Украины и Белоруссии.

Шведская социальная модель в первую очередь основывается на принципах механизма рыночной экономики. Сектор государства, который координируют процесс реабилитации детей, базируется на собственных стратегических целях посредством бюджетного субсидирования. Соответственно, балансовые позиции равенства достигаются посредством высокого показателя ВВП, равного примерно 60 %.

Уже более 20 лет на Кубе функционирует программа оздоровления детей, пострадавших от Чернобыльской аварии. Так, в госпитале Тара (детское оздоровительное учреждение) реабилитируют детей, страдающих заболеванием щитовидной железы, лейкемией. Процесс оздоровления детей является одной из приоритетных задач государственной политики, при этом на базах оздоровления функционируют также услуги анимации и образования. В течение последних 5 лет 87 % детей излечено от лейкемии. Кроме детей из стран СНГ, восстановлено здоровье у 53 % детей из Бразилии. Наличие развитой инфраструктуры, профессионализм специалистов оздоровительных учреждений, а также система программно-целевого метода как «стратегического инструмента» со стороны органов государственной власти отражают состояние детского оздоровительного отдыха [10].

Систематизация затрат в начале организации детского оздоровительного отдыха позволяет в дальнейшем оптимизировать инвестиционно-инновационный процесс. Организация детского оздоровительного отдыха — это поэтапный процесс предоставления общественного блага, при котором инновационный проект выступает в качестве временного плана использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Так, экономист Э. Деминг, анализируя концепцию функционирования предприятия сферы детского оздоровительного отдыха, полагает: чтобы сократить время на разработку новой технологии, необходимо приложить больше усилий на ранних этапах и досконально изучить взаимодействие между этапами инновационного процесса (технологии рыночных отношений). Также Э. Деминг считает, что на начальных этапах требуется больше усилий, чем на последующих [5].

Нулевой этап — это основа всего инновационного проекта, процесс целенаправленного изменения или создания новой социально-экономической системы [2]. На нулевом этапе рождаются

идеи. По мнению Э. Деминга, полностью избежать корректировок невозможно, однако можно свести к минимуму последующие изменения как при разработке новых социально-экономических механизмов на уровне государственной политики, так и становлении на рынке новых оздоровительных детских учреждений.

Организация оздоровления детей, как одна из приоритетных задач государства, формирует международные отношения, что только усиливает процесс контроля за безопасностью детей.

Так, руководство Белоруссии планирует подписать в 2009 г. соглашение об оздоровлении детей на территории таких стран, как Испания, Великобритания, Франция, Голландия, Бельгия. По мнению А. Радькова, министра образования Республики Белоруссия, оздоровление детей за границей на уровне межправительственных договоров является нормальной практикой международных отношений [11].

Эффективная координация процесса оздоровления детей также исследуется нами на примере Новой Шотландии. Там с декабря 2008 г. в рамках включения реабилитационной программы для детей планируется разработка и утверждение программы «Здоровые дети - активные дети», при этом планируются к утверждению определенные реабилитационные инновации - технологии.

Однако, несмотря на широкий рынок оздоровительных услуг со стороны предприятий, находящихся на самофинансировании, проведение государственной политики при организации детского оздоровительного отдыха в России характеризуется рядом проблем:

• по всей стране идет масштабное сокращение числа загородных детских оздоровительных учреждений;

• консервативный подход со стороны руководителей бюджетных детских предприятий и, соответственно, отсутствие инвестиционных процессов в сфере санаторно-курортной деятельности;

• низкий уровень сервисного обслуживания и подготовки кадрового состава;

• ежегодное увеличение стоимости путевок от 10 до 40 %6.

Широкие возможности для организации детского отдыха предлагают многие страны Старого Света. Например, государственный аппарат в Австрии в г. Айзенштадт осуществляет анимационно-реабилитационные услуги.

6 Данные федеральной государственной службы статистики.

Уникальную оздоровительную услугу в сфере детского отдыха внедрили представители туристской индустрии в Восточных Карпатах. Кроме прекрасной инфраструктуры отеля, комплекса рекреационных услуг, детям предлагается новая услуга — оздоровительный центр, включающий ряд таких услуг, как джакузи, массаж, лечебный душ, фито-бар [3, с. 25].

Система оздоровления детей на Украине предполагает также международное сотрудничество со Словакией — за счет собственных финансовых средств. Так, при договорной стоимости детской путевки в размере 3 215,6 гривны стоимость 25-дневного отдыха на 1 ребенка составляет от 18 000 до 20 000 гривен.

Организация детского отдыха на Западе кроме широкого спектра оздоровительных новых услуг имеет основную существенную проблему — учащение случаев гибели и травматизма детей. Так, по статистике, за летний сезон 2008 г. во время отдыха за границей утонули 12 детей. Обратились за медицинской помощью с заболеваниями и травмами различной степени тяжести около 15 тыс. детей [3, с. 40]. Проблема безопасности детского отдыха является существенной проблемой и, соответственно, требует новых подходов и технологий со стороны организаторов.

Рынок детских рекреационных услуг характеризуется широким спектром предложений оздоровительно-коммерческого международного характера. Российский опыт государственного механизма воздействия на развитие и организацию детского оздоровительного отдыха в настоящее время предполагает необходимость разработки комплексной реабилитационной программы в рамках внутреннего социально-экономического целевого механизма.

В первую очередь, целесообразно отметить необходимость внедрения эффективной социально-экономической системы отношений, характеризуемой в виде инновационной модели отношений между хозяйствующими субъектами. Понятие «инновационная модель» в экономической системе рассматривается в качестве новой специфической системы, объекты которой отражают свойства, характеристики и связи между объектами, проблемы, связанные с определенной сферой деятельности человека.

Процесс моделирования является сложным процессом, отражающим соотношение либо несоотношение экономических мыслей и подходов. Материальный аспект экономики при моделиро-

вании представляет собой сотрудничество, союз экономических и социальных институтов, при котором основной целью выступает выбор наиболее оптимального решения.

В качестве особенностей данной модели выступают:

• системность;

• образность;

• инновационность;

• практическая значимость.

Системность модели определяется ее связуе-мыми полномочиями со стороны всех трех институтов: государства, семьи, детского оздоровительного учреждения.

Предполагаемая инновационная модель — это будущий образ системы отношений в сфере детского отдыха. Определение существующих проблем на рынке позволило применить новый подход — метод урегулирования недостатков посредством отдельных, но единых новшеств, таких как:

• утверждение единого государственного органа, который бы координировал только отрасль детского оздоровительного отдыха, направляя весь пакет своих полномочий туроператорам и турагентам;

• разработка инвестиционных проектов, направленных на улучшение процесса оздоровления, и их представление посредством конкурсной системы муниципальным и региональным органам власти руководством детских оздоровительных учреждений. Это позволило бы эффективней отслеживать динамику финансовой устойчивости учреждений, тем самым препятствуя возникновению банкротства и сохранению сети учреждений;

• практическое использование технологии сервисного франчайзинга в сфере детского оздоровительного отдыха среди учреждений, испытывающих нестабильное финансовое состояние либо (банкротство), что позволит не только трансформировать сложившееся финансовое состояние, но и определить отрасль детского оздоровительного отдыха как особо важную часть государственной системы финансово-хозяйственных отношений;

• в связи с увеличением количества многодетных семей и ежегодным увеличением стоимости туристских путевок снижение ставки НДФЛ с 13 до 7 % — с одного члена семьи (работающего в негосударственном учреждении), на попечении которого находятся иждивенцы. При этом компенсация стоимости путевки предполагается за счет автоматического списания суммы в рамках действующей системы налогообложения в учреждении;

• внедрение в полномочия Фонда социального страхования и Минфина РФ координации деятельности по открытию Фонда обеспечения детского отдыха. В рамках этого фонда предполагается осуществление накопления финансовых ресурсов посредством снижения ставки НДФЛ с 13 до 7 % на определенном счете каждого заявленного гражданина РФ. При внедрении данного новшества организация детского отдыха станет доступнее также для категории населения (семей) с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Практическая значимость представленной модели характеризуется ее необходимым внедрением в тех экономико-правовых параметрах, в которых действует существующая система (см. рисунок).

Согласно Д. Норту «... институты — это правила игры в обществе, или более формально, ограничения, которые формируют взаимодействие между людьми с помощью человеческих средств. В итоге, они структурируют побуждения во всех видах человеческого обмена, будь то политический, социальный или экономический обмен» [15].

Инновационная модель в рамках российского государственного механизма

В разработанной нами инновационной модели каждому институту приемлемы процессы трансформации. Между тем, должны быть определены границы реализации контрольных функций со стороны государственного института. Каждый из представленных институтов характеризуется экономической составляющей на туристском рынке, сотрудничая с другими институтами.

Предположим, что в рамках исследуемой проблемы в число наиболее важных экономических институтов входят права собственности, включающие: права на использование актива, получение доходов от этого использования и права передать актив другой стороне; способ интеграции хозяйственных организаций, в том числе имущественные, финансовые правила обмена между участниками рынка [12].

Проведенный анализ предполагаемой инновационной модели в рамках усовершенствованного государственного механизма предоставления реабилитационного блага определяет необходимость оценки социально-экономической эффективности исследуемой нами модели.

Общий коэффициент полезности среди исследуемых нами институтов определяется по формуле7: К К + К + К

ПОИ = ПСИ ПСрИ ПГИ'

где КПСИ — коэффициент полезности детского блага; КПСрИ — коэффициент полезности сервисного института; КПГИ — коэффициент полезности государственного института.

При КПОИ>0 полученный результат позволит определить общий показатель эффективности внедрения инновационной модели в сфере детского оздоровительного отдыха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, инновационная модель в сфере детского оздоровительного туризма — это новая система социально-экономических отношений, обеспечивающая кластерное развитие отрасли социального вида туризма и направляющая все институты на достижение эффективных результатов на туристском рынке.

Система оздоровления детей в настоящее время является объектом, действующим в том числе в рамках межправительственных государственных отношений. При этом понятие «общественное благо» сопоставимо с удовлетворением потребностей со стороны юных туристов, однако только при формировании благоприятных факторов и финансово-экономической стабильности российского государства.

7 Представленные коэффициенты разработаны автором на основе научных разработок Парето.

Выдающийся кардиолог Л. Бокерия, председатель комиссии по формированию здорового образа жизни, спорту, туризму в РФ уточняет: «Мы должны делать так, чтобы не только обеспеченные, но и люди из малообеспеченных семей могли себе позволить различные виды отдыха. В настоящее время органы государственной власти показывают свою несостоятельность в этом вопросе...».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баклыков Л. И. Характеристика курорта. Анапа, 2001. С. 7-19.

2. Бовин А. А. Управление инновациями в организациях. М.: Онега-Л, 2004. С. 210.

3. Все о детском туризме // Турбизнес. 2007. № 11.

4. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. 2000. № 2. С. 6.

5. Деминг Э. Сокращение времени на разработку инновации. М.: Новая экономика, Эксмо, 2006.С. 119.

6. Дрогов И. В. Актуальные проблемы развития санаторно-курортного дела и оздоровительного туризма. М., 2007. С. 142.

7. Ионов П. К. Вопросы организации санаторно-курортной помощи. 2002. С. 6-14.

8. Калашников С. Социальное страхование берет курс на реформы. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. URL:http://www. fss.ru.

9. Морозов М. А. Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2.

10. Русский турист. Выпуск № 7. URL:http://www. tssr.ru/.

11. Туризм. 2009. № 5.

12. Уильямсон О. И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. Теория фирмы. Спб.: Экономическая школа, 1995. С. 411.

13. Фролова Т. А. История экономических учений. Таганрог: Изд. ТРТУ, 2006. С. 25-30.

14. Хан М. А. Роль физических факторов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний детей. Актуальные проблемы развития санаторно-курортного дела и оздоровительного туризма. М., 2007. С. 160.

15. North D. C. Instituions, institutional change and economic performance. N. Y.: Cambbridge university press, 1990. P. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.