Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы государственной организации детского оздоровления в России'

Социально-экономические проблемы государственной организации детского оздоровления в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
673
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ ОЗДОРОВЛЕНИЕМ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ / ДЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ / THE GOVERNMENT CHILDREN'S IMPROVEMENT / PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S IMPROVEMENT / CHILDREN'S IMPROVING TOURISM / THE STATE ORGANIZATION OF CHILDREN'S IMPROVEMENT / COMPETITIVENESS OF CHILDREN'S REST AND IMPROVEMENT / CHILDREN'S SOCIAL TOURISM / PERSONNEL MAINTENANCE OF CHILDREN'S REST AND IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юров Антон Александрович

В работе выявлены социально-экономические проблемы, препятствующие успешному развитию системы детского оздоровления в современный период нестабильной экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы государственной организации детского оздоровления в России»

1. Ф.И.О.: Юров Антон Александрович

2. Место работы: Преподаватель кафедры экономики и права ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма»

3. Контактная информация: 354068, г. Сочи, ул. Донская, 41, 88622-53-2999, 53-28-28, e-mail: [email protected]

4. Название статьи: Социально-экономические проблемы

государственной организации детского оздоровления в России

5. Аннотация: В работе выявлены социально-экономические проблемы, препятствующие успешному развитию системы детского оздоровления в современный период нестабильной экономической ситуации.

6. Ключевые слова: государственное управление детским оздоровлением, проблемы развития детского оздоровления, детский оздоровительный туризм, государственная организация детского оздоровления, конкурентоспособность детского отдыха и оздоровления, детский социальный туризм, кадровое обеспечение детского отдыха и оздоровления.

1. Surname - Yurov Name - Anton A.

2. Job - the teacher of faculty of economy and the right of Federal state educational establishment of additional professional education “Advanced qualification Academy for top managers and experts of resort business, sports and tourism service”

3. Contacts: 354068 Russia, Sochi, Donskaya str., 41. Tel: + 7 8622 532999, +7 8622 532828, e-mail: [email protected]

4. Article - “Social and economic problems of the state organization of children's improvement in Russia”.

5. Summary. In work the social and economic problems interfering successful development of system of children's improvement during the modern period of an astable economic situation are revealed.

6. Key words: The government children's improvement, problems of development of children's improvement, children's improving tourism, the state organization of children's improvement, competitiveness of children's rest and improvement, children's social tourism, personnel maintenance of children's rest and improvement.

Организация государственных услуг в системе детского оздоровления: социально-экономические проблемы

Юров Антон Александрович, преподаватель кафедры экономики и права ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,

спорта и туризма», г. Сочи, [email protected]

Аннотация: В работе выявлены социально-экономические проблемы, препятствующие успешному развитию системы детского оздоровления в современный период нестабильной экономической ситуации.

Ключевые слова: государственное управление детским оздоровлением, проблемы развития детского оздоровления, детский оздоровительный туризм, государственная организация детского оздоровления, конкурентоспособность детского отдыха и оздоровления, детский социальный туризм, кадровое обеспечение детского отдыха и оздоровления

Несмотря на успешное развитие детского оздоровления в советский период, часть методов его организации в современных рыночных условиях устарели, а новые, в последние годы, не были созданы и, в результате, возникло множество проблем его развития.

Поскольку детское оздоровление является одной из составляющих отечественной системы оздоровления и отдыха в целом, то большинство его проблем, связаны с теми же факторами, которые препятствуют эффективному его государственному управлению. Безусловно, имеются и чисто специфические моменты, присущие только системе детского оздоровления.

Остановимся на некоторых проблемах. Одними из важнейших являются проблемы, порожденные экономическими причинами. Прежде всего, необходимо отметить, что массовый детский отдых не должен быть

дорогим. Это связано с тем, что уровень благосостояния нашего населения в целом недостаточно высок. А поскольку в основной массе дети являются тем сегментом оздоровительного рынка, которые не столь требовательны к уровню комфорта, и ради хорошего отдыха они согласны жить и вчетвером, и вшестером, и путешествовать в плацкартном вагоне, то этого можно достичь. Непритязательность детей к уровню комфорта может позволить уменьшить себестоимость тура. Но дешевая путевка может означать и низкую оплату для сотрудников и обслуживающего персонала, что, в конечном итоге, приводит к снижению привлекательности этой работы для сотрудников.

В настоящее время, в условиях роста цен на коммунальные услуги и налоговое бремя, цены на оздоровление в лагерях стали расти. Другая проблема, которая влияет на стоимость, — налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, то цены на путевки будут продолжать расти и может сложиться такая ситуация, что большинство родителей не смогут воспользоваться услугами отечественных лагерей из-за высокой стоимости путевок. В такой ситуации дешевле будет посылать детей на отдых за рубеж. Подобная практика, к сожалению, уже существует — например, отдых в Болгарии обходится дешевле, чем в Анапе.

Другой проблемой является то, что значительная часть лагерей, имеющих государственную или ведомственную принадлежность финансируются по остаточному принципу. Г осударственные органы управления, а в основном это муниципальные власти, не выделяют средства на их содержание. Потому эти детские учреждения не работают, и разваливается то, что с таким трудом создавалось ранее.

Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился на детском отдыхе и оздоровлении. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма (самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и др.).

За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества в оздоровительных мероприятиях для детей. Разрыв между предложением оздоровительных услуг и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом становится все контрастнее.

В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать без социальноэкономического эффекта. Отсутствует ощутимая реализация в них приоритетных государственных целей и задач: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.

В условиях экономических отношений, сложившихся в России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и туристской сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

Все это вызывает необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского отдыха и оздоровления с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, спортивнотуристских и оздоровительных потребностей детей. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.

Однако коренных изменений и четких налаженных и целенаправленных действий до сих пор не предпринимается с их стороны.

На протяжении последних лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене.

Современная рыночная ситуация вызвала ряд дополнительных трудностей. Они связаны с отсутствием гарантий для инвесторов, вкладывающих средства в эту социальную подотрасль, а также проблемами, вытекающими из норм Земельного кодекса. Государственная поддержка системы осуществляется не на основе инвестиционных проектов, а как социальная защита многочисленного и не всегда эффективно работающего обслуживающего персонала. При этом заказчик услуг отдыха и оздоровления детей и их исполнитель в регионах часто один и тот же — муниципалитет. Система конкурсных торгов и тендеров в настоящее время также не является повсеместным регулятором рыночных и антикоррупционных условий развития системы детского оздоровления. Поэтому количество детских здравниц, которые находятся в частной собственности, растет, но не слишком высокими темпами, и соответственно, не может создать конкурентную силу для государственной и муниципальной сетей учреждений отдыха для детей.

Одной из важнейших проблем в области детского оздоровления является и отсутствие законодательства, регулирующего эту сферу бизнеса. Ситуация значительно изменилась бы с принятием соответствующего закона. Ведь даже термин «оздоровительный лагерь» в нашем законодательстве отсутствует. Хотя, в 1998 г. был принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав

ребенка», в котором были введены поправки, предусматривающие государственную защиту лагерей, финансирование из федерального бюджета отдыха и оздоровления детей и ряд других положений.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности санаторно-оздоровительные лагеря, детские санатории, санатории для детей с родителями не выделены в отдельную группу, а представлены только в рамках подраздела «деятельность санаторнокурортных учреждений» с кодом 85.11.2. В Общероссийском классификаторе услуг населению в рамках раздела «Санаторно-оздоровительные услуги» (код 082000) представлено «Проживание в специализированных санаторных детских базах отдыха круглогодичного действия» (082105), «Проживание в летних (сезонных) детских базах отдыха» (082106), «Лечение и другое обслуживание санаторных детских базах отдыха круглогодичного действия» (082109). Более того, при осуществлении статистического наблюдения Росстатом выделяются следующие категории детских туристских и оздоровительных учреждений: загородные, санаторного типа, для

школьников с дневным пребыванием, профильные, труда и отдыха.

Таким образом, наблюдается явное несоответствие нормативноправовых документов в области терминологии и классификации детского отдыха и оздоровления. Кроме того, в настоящее время разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей, который до сих пор не утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

Однако, несмотря на существующие проблемы, детский отдых и оздоровление является одним из наиболее востребованных видов отдыха, поскольку имеет непосредственное отношение к социальной сфере. Устойчивая потребность и все возрастающий спрос на детский отдых и оздоровление объясняются ростом благосостояния населения, с одной стороны, и возможностью финансирования детского оздоровления за счет Фонда социального страхования — с другой. Это способствует

перепрофилированию многих здравниц и использованию их для организации оздоровления детей (или семейного отдыха).

Растущая потребность в детском оздоровлении удовлетворяется также за счет создания частных лагерей, которых на сегодняшний день насчитывается уже свыше тысячи. Поэтому необходимо проводить четкое разграничение детского социального оздоровления и детского коммерческого оздоровления.

Социальное оздоровление и отдых детей входит в социальную политику государства и напрямую зависит от механизмов реализации программ по оздоровлению детей и объемов их бюджетного финансирования. Коммерческий детский отдых подчинен рыночным законам развития, следовательно, и стратегии развития этих направлений детского отдыха имеют кардинальные отличия. В рыночной экономике первичен спрос на товар, поэтому только потребность и реальная возможность потребителя потратить часть дохода на нее является главным стимулом развития производства данного товара.

Развитие социального направления лежит в плоскости политики государства проводимой в сфере оздоровления и отдыха детей, реализуемой в виде ежегодной кампании, затрагивающей социально незащищенные категории детей. Динамично возрастающий объем финансирования, не дает ожидаемых результатов по выходу из кризиса детских здравниц, находящихся в собственности государства, что связано, прежде всего, с «распылением» средств и отсутствием четких качественных критериев, позволяющих оценивать уровень отдыха. За ежегодным количественным ростом оздоровленных детей скрыты снижение качества отдыха.

Например, самая быстро растущая группа из оздоровительных учреждений в РФ - это учреждения с дневным пребыванием детей, как правило, организовано на базе общеобразовательных школ в летний период, конечно, не может быть приравнено к полноценному отдыху, тем более оздоровительному. Другая проблема состоит в том, что даже при условии

отдыха значительной части детей, коечный фонд качественно можно заполнить только при условии реализации путевок на рынке. И если уникальные рекреационные ресурсы, связанные с ними технологии лечения при относительно невысоких ценах позволяют заполнить детские санатории, то бывшие пионерские лагеря, ставшие детскими оздоровительными центрами, учреждениями и т.п. вынуждены искать компромисс между доступностью детского оздоровления и в тоже время его рыночной привлекательностью. Именно поэтому многие здравницы разделили в цене путевок стоимость стандартного пакета услуг и дополнительного пакета, нередко включающего недешевые экскурсионные поездки, посещения аквапарков и т.д.

За многочисленными сложностями развития детского отдыха и оздоровления стоит отсутствие четких стратегических ориентиров и самой государственной концепции, которая наряду с решением первоочередных задач в большинстве случаев имеющих оперативный характер, позволит иметь однозначный вектор приложения усилий. Г осударственные программы без обобщения в единую стратегию долгосрочных перспектив, не обеспечивают достижение устойчивых результатов.

В рамках обеспечения государственной поддержки оздоровления детей необходимо в установленном порядке проводить государственный заказ на организацию отдыха и оздоровления льготных категорий детей, совершенствовать систему финансовой поддержки детских оздоровительных учреждений посредством установления льгот по оплате коммунальнобытовых услуг, закупку продуктов питания, с определением механизма реализации указанных льгот.

Особенно остро в настоящее время стоит вопрос оздоровления социально незащищенных детей. После анализа деятельности системы социальной защиты детей были определены категории детства, которые в первоочередном порядке являются клиентами системы социальной защиты и каникулярного отдыха детей:

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным Министерства образования и Минтруда России, численность детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях составляла к началу 2010 г. 136,6 тыс. детей;

• дети-инвалиды. По данным Минтруда России, численность детей-инвалидов, по состоянию на 01.01.2010г. составляло 506,6 тыс. детей;

• дети, пострадавшие вследствие аварий с радиационным воздействием (34,1 тыс. детей);

• безнадзорные дети. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, к началу 2010 года в лечебные учреждения было доставлено 61,3 тыс. детей. По экспертным оценкам Минтруда России, реально только 20% из числа этих детей можно направить в лагеря на отдых и оздоровление;

• дети семей беженцев и вынужденных переселенцев составляли на 01.01.2010г. 36,2 тыс. детей;

• дети безработных родителей. Потребность в оздоровлении ежегодно составляет до 110 тыс. детей.

На современном этапе существует довольно большое количество различного рода проблем с производителями туристских услуг, в том числе и дополнительных, что приводит к некачественному обслуживанию детей, удорожанию детских туров, формированию недостаточно насыщенной экскурсионной и развлекательной программы обслуживания (таблица 1).

Анализ таблицы 1 показывает, что, несмотря на наличие целого комплекса проблем, выделенных в результате экспертного опроса автора 29 руководителей (заместителей руководителей) турфирм и туроператоров, работающих преимущественно в секторе детского оздоровления, основная доля проблем приходится именно на организационно-экономические проблемы, возникающие в связи несовершенством государственной организации и нормативно-правового обеспечения отрасли.

Таблица 1 - Проблемы, препятствующие развитию детского

оздоровительного туризма в России в 2010г.*_____________________________

Рейтинг проблем, препятствующих развитию детского оздоровления Уровень сложности проблемы

Высокий, % Средний, % Низкий, %

Рост цен на коммунальные и транспортные услуги 69,4 28,7 1,9

Дефицит современных оздоровительных лагерей 42,1 44,2 13,7

Дефицит современных автобусов, предназначенных для групповых детских туров 27,5 32,4 40,1

Неразвитость индустрии детских развлечений, слабая анимационная программа у оздоровительных организаций 30,2 44,9 24,9

Высокое налоговое бремя в части организации детского оздоровления и отдыха 21,6 57,3 21,1

Организация системы безопасности при пребывании детей 18,8 44,6 63,4

Недостаточное количество аттрактивных объектов и природных ресурсов для оздоровления детей 12,7 42,5 55,2

Качество обслуживания в детских оздоровительных учреждениях 24,5 52,3 23,2

Качество дополнительного обслуживания детей 29,8 33,9 36,3

Экологическая обстановка 7,9 28,5 63,6

Отсутствие законодательной, нормативной базы и стандартизация деятельности 47,3 36,1 16,6

* По материалам социологических исследований автора на основе телефонного опроса

руководителей 29 оздоровительных учреждений

Еще один важный вопрос - это специалисты, работающие с детьми в оздоровительных учреждениях. В настоящее время сохранение кадрового потенциала системы отдыха и оздоровления решается путем развития государственно-общественной системы переподготовки кадров (через систему кафедр педвузов и методических служб учреждений дополнительного образования детей), однако таких специалистов не хватает. По данным статистики, на сегодняшний день в детских оздоровительных учреждениях различных ведомств работает около 745 тыс. человек. К сожалению, эти данные не дают полного представления об их возрастном и образовательном цензе. Выборочное анкетирование, проведенное в 2010г. в оздоровительных учреждениях Краснодарского края, показало, что более 84% - женщины, средний возраст работников - 47 лет, педагогов - 44 года,

73% сотрудников детских лагерей - это студенты.

В целом, развитие внутреннего рынка детского оздоровления имеет большое социальное и экономическое значение. С одной стороны, это поддержание и развитие российских традиций, воспитание у детей патриотизма и любви к Родине, с другой стороны, при грамотном подходе к управлению детским оздоровлением из него могут быть извлечены существенные экономические выгоды. Благодаря внутреннему детскому отдыху отток валюты из страны может уменьшиться, что будет способствовать перераспределению денежных потоков из экономически более развитых регионов в другие, обладающие большим запасом рекреационных ресурсов. Как правило, это сельскохозяйственные районы и приток дополнительных денежных средств может значительно повлиять как на развитие самих регионов, так и на экономику страны в целом.

Проведенный анализ социально-экономических проблем государственной организации детского оздоровления выявил ряд приоритетных. Во-первых, слабая государственная поддержка развития этой подотрасли. Во-вторых, вхождение системы отдыха и оздоровления детей в рыночные отношения, связанное с большими трудностями, вызванное отсутствием опыта работы. В-третьих, слабая дифференциация предлагаемых услуг и отсутствие должного профессионализма для работы в сфере государственного управления детским оздоровлением. Все эти проблемы, касающиеся как коммерческого, так и некоммерческого сектора детского оздоровления, требуют незамедлительного вмешательства государства на всех уровнях управления. Только государство может создать условия для конкурентоспособного и экономически выгодного развития детского оздоровления и отдыха в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Гутман, Г.В. Управление региональной экономикой / под. Ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2007. - 356с.

2. Криворучко, В.И. Государственное регулирование санаторнокурортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики / В.И. Криворучко. - Москва - Сочи: Институт повышения квалификации, 2001. -76с.

3. Криворучко В.И. Рыночные механизмы управления санаторнокурортной сферой / В.И. Криворучко, В.Н. Бондаренко, Т.А. Маркова: Монография. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176с.

4. Криворучко, Л.В. Некоторые проблемы государственного регулирования санаторно-курортной и туристской сфер в России / Л.В. Криворучко, А.О. Варваштян // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права: Научные труды IV международной научно-практической конференции. Часть II. - 2001. - С. 146

- 149.

5. Орешин, В.П. Государственное регулирование национальной экономики / В.П. Орешин.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 124с.

6. Правовые аспекты организации отдыха и оздоровления детей. Материалы «круглых столов». - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2008. - 119с.

7. Руцкой, А.В. Организационно-экономические основы государственного управления в условиях кризиса / А.В. Руцкой, Ю.В. Васильев, Л.И. Ушвицкий. - Москва-Курск, 2009. - 202с.

8. Хорев, Л.Г. Основы государственной экономической политики / Л.Г. Хорев. - М.: Изд-во «БРК», 2010. - 125с.

The list of the literature

1. Gutman, G.V. Management regional economy / G.V.Gutmana. M.: the Finance and statistics, 2007. - 356 p.

2. Krivoruchko, V.I. State regulation of sanatorium sphere and tourism in conditions of market economy / V.I. Krivoruchko. - Moscow - Sochi: Institute of improvement of professional skill, 2001. - 76 p.

3. Krivoruchko V.I. market mechanism of management of sanatorium sphere / V.I. Krivoruchko, V.N. Bondarenko, T.A. Markova: the Monography. -M.: the Finance and statistics, 2003. - 176 p.

4. Krivoruchko, L.V. Some of a problem of state regulation of sanatorium and tourist spheres in Russia / L.V. Krivoruchko, A.O. Varvashtjan // Fundamental and applied problems of instrument making, computer science, economy and the right: Proceedings of IV international scientifically-practical conference. II. - 2001.

- p. 146 - 149.

5. Oreshin, V.P. State regulation of national economy / V.P. Oreshin.-M.: INFRA-M, 2009. - 124 p.

6. Legal aspects of the organization of rest and improvement of children. Materials of «round tables». - M.: the edition of the State Duma of the Russian Federation, 2008. - 119 p.

7. Rutskoj, A.V. Organizational of a basis of the government in conditions of crisis / A.V.Rutskoj, J.V.Vasilev, L.I.Ushvitsky. - Moscow-Kursk, 2009. - 202 p.

8. Horev, L.G. Bas of the state economic policy / L.G.Horev. - M.: publishing house "BRK", 2010. - 125 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.