Научная статья на тему 'Региональные аспекты развития системы поддержки детского оздоровления на примере Краснодарского края'

Региональные аспекты развития системы поддержки детского оздоровления на примере Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
245
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ ОТДЫХОМ И ОЗДОРОВЛЕНИЕМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юров Антон Александрович

В работе выявлены особенности регионального механизма развития детского оздоровления в современный период модернизации здравоохранения и передачи основной части функций на уровень субъектов федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты развития системы поддержки детского оздоровления на примере Краснодарского края»

Региональные аспекты развития системы поддержки детского оздоровления на примере Краснодарского края

Юров Антон Александрович, преподаватель кафедры экономики и права ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,

спорта и туризма», г. Сочи, [email protected]

Аннотация: В работе выявлены особенности регионального механизма развития детского оздоровления в современный период модернизации здравоохранения и передачи основной части функций на уровень субъектов федерации.

Ключевые слова: оздоровление детей, региональная система

оздоровления детей, государственные механизмы детского оздоровления, детский оздоровительный туризм, региональное управление детским отдыхом и оздоровлением, конкурентоспособность детского отдыха и оздоровления.

Исследования, проводимые многими учеными и практиками, раскрывают концепцию детского оздоровления и отдыха преимущественно в контексте организации педагогического или медицинского процесса, не затрагивая экономических составляющих. Но только экономическая концепция развития детского оздоровления, на наш взгляд, может определять его долгосрочную стратегию.

Государственные региональные и федеральные программы без обобщения в единую стратегию социально-экономического развития, не обеспечивают достижение устойчивых результатов в этом направлении. Ежегодно выходящие постановления Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» включают, как правило, слишком общие направления деятельности министерств, ведомств и региональных властей. Конкретные программы по оздоровлению и отдыху детей утверждены

как на общегосударственном, так и региональных уровнях, только для социально незащищенных детей и лишь частично остальной категории детского населения.

В рамках формирования новой системы поддержки по оздоровлению детей в установленном порядке должен быть определен в каждом регионе государственный заказ на организацию отдыха и оздоровления детей льготных категорий, сформирована новая устойчивая система финансовой поддержки детских оздоровительных учреждений.

Остро стоит проблема совершенствования регионального законодательства об отдыхе и оздоровлении детей РФ, унифицирующего существующие программы и более четко разграничивающего стратегические приоритеты в решении данной проблемы в Краснодарском крае. Необходимы четкие государственные стандарты отдыха и оздоровления детей, механизм порядка проведения общественной аккредитации детских оздоровительных учреждений, их типовые штатные нормативы, табеля оснащения оборудованием и инвентарем и т.д.

Более того, за программами, постановлениями, распоряжениями должна стоять обобщенная концепция, т.е. стратегические ориентиры, которые позволят определить вектор дальнейших перспектив. В Краснодарском крае эти задачи должны решаться в рамках «Стратегии развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года».

Сегодня уже начата работа по решению указанных задач в системе образования. При этом, государство в лице администрации Краснодарского края основные усилия прилагает к развитию образовательно-оздоровительного детского туризма.

Это обуславливается тем, что детский образовательно-оздоровительный туризм помимо формирования здорового образа жизни выполняет функции профилактики правонарушений, предотвращения безнадзорности и беспризорности, социальной поддержки детей и подростков.

Администрацией городов и управлений по образованию и науке совместно с Департаментом комплексного развития туризма и курортов Краснодарского края, Департаментом молодежной политики и Департаментом образования и науки проводится ряд широкомасштабных мероприятий по организации оздоровления детей как в летний период, так и круглогодично.

Важную роль в развитии детского оздоровления играет Департамент молодежной политики Краснодарского края, который уделяет внимание развитию молодежного и детского отдыха, популяризации и повышению качества проведения детских и молодежных спортивных мероприятий в Краснодарском крае, пропаганде здорового образа жизни, а также созданию условий для занятия молодежи и детей спортом.

Наиболее значимыми мероприятиями департамента молодежной политики Краснодарского края по направлению развития детского оздоровления являются: спортивно-туристский фестиваль «Возрождение», традиционный чемпионат Краснодарского края по спортивному туризму «Интерралли Белая», Школа начальной туристской подготовки и др.

Однако, несмотря на это по данным проводимого нами анализа, остро стоят вопросы повышения продуктивности детского оздоровления и отдыха в Краснодарском крае, возможности развития этого направления за счет более эффективного использования ресурсного потенциала.

В целях организованного проведения отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае ежегодно утверждалась краевая межведомственная комиссия по данному направлению деятельности администрации края, в состав которой входят представители администрации Краснодарского края и муниципалитетов. Комиссия формирует основные направления организации отдыха и оздоровления детей и проводит контроль за выполнением государственных задач в области поддержки детского оздоровления в регионе.

При этом работа комиссии носила формальный характер, так как до 2010 года поддержка детского оздоровления и отдыха осуществлялось федеральными органами власти.

Однако с 2010 года ситуация кардинально изменилась ввиду изменений системы финансирования детского оздоровления.

В связи с этим в Краснодарском крае был принят Закон о краевом бюджете на 2010 год, реализация которого позволила выделить ассигнования в размере 659,7 млн. рублей на проведение детской оздоровительной кампании, что соответствует уровню объемов, предусмотренных на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации в 2009 году. Выделенные средства позволили сохранить количество детей, которым предоставлены льготные путевки на отдых и оздоровление, на уровне 2009 года.

В соответствии с указанным бюджетом:

Департамент образования и науки Краснодарского края получил денежные средства в сумме 120 млн. рублей на организацию отдыха и оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений края;

Департамент семейной политики - средства в сумме 539,2 млн. рублей (269,5 млн. рублей - на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и 269,7 млн. рублей - на организацию санаторного лечения).

При этом Департамент семейной политики Краснодарского края назначен уполномоченным органом исполнительной власти края по проведению детской оздоровительной кампании и осуществляет работу во взаимодействии с департаментами здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения Краснодарского края, другими заинтересованными ведомствами.

Согласно новому краевому закону установлены следующие меры региональной государственной поддержки в сфере детского оздоровления:

предоставление путевок в санатории и загородные стационарные детские оздоровительные лагеря;

предоставление социальной выплаты в целях частичной компенсации затрат на приобретение путевок для детей их родителям;

организация отдыха детей в каникулярное время в лагерях дневного

пребывания на базе государственных образовательных учреждений;

выделение субсидий бюджетам муниципальных образований края на организацию отдыха детей в каникулярное время.

Определены критерии адресности получателей путевок: путевки

предоставляются через родителей или иных законных представителей детям, являющимся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающим на территории Краснодарского края.

Продолжится работа лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных образовательных учреждений с организацией 2- разового или 3-разового питания со сроком пребывания не менее 7 календарных дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не менее 21 календарного дня в период летних каникул. В лагеря с дневным пребыванием направляются обучающиеся и воспитанники муниципальных учреждений края в возрасте от 7 до 18 лет включительно.

Департамент образования и науки Краснодарского края распределяет субсидии из краевого бюджета в муниципальные образования пропорционально численности учащихся образовательных учреждений и выделенного объема средств на соответствующий финансовый год.

Однако, на сегодняшний день четкой системы распределения полномочий и функций еще сложилось. В связи с этим целесообразно сформировать следующую схему взаимодействия субъектов сектора детского оздоровления (рисунок 1).

В крае необходимо разработать механизм предоставления социальной выплаты в целях частичной компенсации затрат родителям (законным представителям) на приобретение путевок для детей в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и санатории, в том числе для детей с родителями. Размер социальной выплаты предполагается до 50% от средней стоимости путевки, и будет определяться уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.

Рисунок 1 - Схема взаимодействия субъектов детского оздоровления в загородных оздоровительных лагерях в 2010

году в Краснодарском крае

В настоящее время уже определена средняя стоимость путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, которая складывается в нашем крае по четырем природным зонам:

- на Черноморском побережье - 900 рублей в сутки;

- на Азовском побережье - 790 рублей в сутки;

- в Предгорной зоне - 780 рублей в сутки;

- в Степной зоне - 600 рублей в сутки.

Средняя стоимость путевок в детские санатории в 2010 году составляет 980 рублей в сутки.

Предоставление социальной выплаты будет осуществляться только физическим лицам (родителям или иным законным представителям детей) при наличии соответствующего пакета документов.

Наглядно систему компенсационных выплат и затрат семьи на приобретение детской оздоровительной путевки представим на рис. 2 и 3.

25000

20000

15000

10000

5000

0 - до 1 до 2 свыше 2

прожиточного прожиточного прожиточных

минимума минимума минимумов

□ Средства родителей 420 4536 10710

■ Средства бюджета 20580 16464 10290

Рисунок 2 - Соотношение компенсируемых и потраченных средств для семьи, самостоятельно купившей путевку в загородный оздоровительный лагерь (из расчета стоимости путевки - 21 000 рублей, и установленной средней стоимости путевки 20 580 рублей)

20000

18000

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

□ Средства родителей

Средства бюджета

10% 30% 50%

1890 5670 9450

17010 13230 9450

Рисунок 3 - Затраты семьи при получении путевки в уполномоченных учреждениях Краснодарского края при стоимости путевки 18 900 рублей

Наряду с региональным финансированием детского оздоровления, федеральные органы власти взяли на себя частичное финансирование отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Так, например, в 2010 году через департамент социальной защиты населения из средств федерального бюджета было израсходовано 26,07 млн. рублей, из краевого - 28,56 млн. рублей.

Финансирование деятельности муниципальных образований осуществляется за счет предоставляемых субвенций из краевого бюджета. При этом общий объем субвенций и их распределение между бюджетами муниципальных районов и городских округов устанавливаются законом Краснодарского края о краевом бюджете.

Схематично порядок предоставления детской оздоровительной услуги на муниципальном уровне представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Порядок предоставления детской оздоровительной услуги на муниципальном уровне Краснодарского края

Департамент семейной политики Краснодарского края и другие соответствующие ведомства осуществляют контроль за выполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и расходованием предоставленных субвенций.

В целом, проведенный анализ формирующейся системы поддержки детского оздоровления на региональном уровне выявил следующие моменты. Во-первых, основное бремя как финансового, так и организационного обеспечения отрасли перешло на уровень субъектов федерации. Во-вторых, в каждом субъекте федерации, в том числе и Краснодарском крае, сегодня формируется совершенно новая система управления детским оздоровлением, основанном на субсидировании муниципальных образований краевыми властями. В-третьих, основное бремя практического осуществления мер по оздоровлению детей и их отдыху ложится на муниципальные органы власти, которые в большинстве своем не готовы к нововведениям.

В результате всего этого может возникнуть комплекс проблем, создающий реальную угрозу для конкурентоспособного и эффективного развития детского оздоровления во всех, даже самых развитых регионах России. Для того, чтобы этого избежать, необходимо принятие соответствующих целевых региональных программ, концепций, схем взаимодействия и многое другое, которое обеспечит правильное принятие решений руководителями ведомств регионального и муниципального уровней, а также позволит грамотно и доступно представить результаты нововведений для потребителей и производителей детской оздоровительной услуги.

Библиографический список

1. Баева О.В. Менеджмент в здравоохранении. - М.: 2008. - 638с.

2. Волохов А.В. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - Челябинск, 2003. - С.62-69.

3. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой / под. Ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2007. - 356с.

4. Дети России. 2010: Стат.сб./ ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ

«Статистика России», 2010 - 123с.

5. Криворучко Л.В., Варваштян А.О. Некоторые проблемы государственного регулирования санаторно-курортной и туристской сфер в России // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права: Научные труды ^ международная научно

- практическая конференция. Часть II. - 2001. - С. 146 - 149.

6. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма.

Состояние, проблемы, перспективы // Туризм: практика, проблемы,

перспективы. - 2008. -№ 4. - С. 13-19.

7. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник

нормативных документов / Сост. СВ. Барканов, Л.М. Бузырева, Т.Д. Дианова, М.И. Журавлева, С.Р. Конова, Г.В. Куприянова. -2-е изд., доп. и изм. - М.: Пресс. - 2005. - 268с.

8. Правовые аспекты организации отдыха и оздоровления детей. Материалы «круглых столов». - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2008. - 119с.

The list of the literature

1. Baeva O.V. Management in public health services. - М.: 2008. - 638с.

2. Volohov A.V. Tendenc of development of the children's organizations and associations in the third millenium // Materials of the All-Russia scientifically-practical conference. - Chelyabinsk, 2003. - С.62-69.

3. Gutman G.V. Management regional economy / G.V.Gutman. М.: The Finance and statistics, 2007. - 356с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Children of Russia. 2010 / UNICEF, Rosstat. М.: «Statistics of Russia», 2010 - 123с.

5. Krivoruchko L.V., Varvashtyan A.O. Some of a problem of state regulation of sanatorium and tourist spheres in Russia // Fundamental and applied problems of instrument making, computer science, economy and the right: Proceedings IY international scientifically - practical conference. II. - 2001. - With. 146 - 149.

6. Frosts of M. the Analysis of the market of the Russian children's tourism. A condition, problems, prospects // Tourism: practice, problems, prospects. - 2008.

- 4. - With. 13-19.

7. The Organization of summer holiday of children and teenagers: the Collection of normative documents / Сост. OVER Барканов, L.M.Buzyreva, T.D. Dianova, M.I. Zhuravlyov, C.R. Konova, G.V.Kuprijanova. - М.: Press. - 2005. -268с.

8. Legal aspects of the organization of rest and improvement of children. Materials of " round tables ». - М.: The edition of the State Duma of the Russian Federation, 2008. - 119с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.