Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы организации детского оздоровительного туризма в России'

Социально-экономические проблемы организации детского оздоровительного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
959
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ И ДЕТСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЫНОК ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криворучко Виктор Иванович

В работе выявлены основные проблемы развития детского оздоровительного туризма, порожденные экономическими причинами, обоснована необходимость активизации государственного вмешательства в эту отрасль экономики для укрепления материально-технической базы, кадрового потенциала и повышения качества предоставляемых туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы организации детского оздоровительного туризма в России»

Социально-экономические проблемы организации детского оздоровительного туризма в России

Криворучко Виктор Иванович

Ректор

ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,

спорта и туризма», г. Сочи, apk@sochi.com

Аннотация: В работе выявлены основные проблемы развития детского оздоровительного туризма, порожденные экономическими причинами, обоснована необходимость активизации государственного вмешательства в эту отрасль экономики для укрепления материально-технической базы, кадрового потенциала и повышения качества предоставляемых туристских услуг.

Ключевые слова: детский оздоровительный туризм, социально-

экономические проблемы детского туризма, детские оздоровительные учреждения, детский социальный и детский коммерческий туризм, рынок детского оздоровительного туризма, государственная поддержка детского туризма.

Abstract. In work the basic problems of development of the children's improving tourism, connected with the economic reasons are revealed, necessity of activization of the state intervention for this branch of economy for strengthening material base, personnel potential and improvement of quality of given tourist services is proved.

Keywords: children's improving tourism, social and economic problems of children's tourism, children's improving establishments, children's social and children's commercial tourism, the market of children's improving tourism, the state support

Несмотря на то, что детский оздоровительный туризм в советский период успешно развивался и функционировал, часть методов его организации в современных рыночных условиях устарели, а новые не были созданы и, в результате, возникло множество проблем его развития.

Поскольку детский оздоровительный туризм является одной из составляющих туризма в целом, то большинство его проблем, связаны с теми же факторами, которые препятствуют развитию туризма. Безусловно, имеются и чисто специфические моменты, присущие только детскому оздоровительному туризму (5).

Остановимся на некоторых проблемах. Одними из важнейших являются проблемы, порожденные экономическими причинами. Прежде всего, необходимо отметить, что массовый детский отдых не должен быть дорогим. Это связано с тем, что уровень благосостояния нашего населения в целом недостаточно высок. А поскольку в основной массе дети являются тем сегментом туристского рынка, которые не столь требовательны к уровню комфорта, и ради хорошего отдыха они согласны жить и вчетвером, и вшестером, и путешествовать в плацкартном вагоне, то этого можно достичь. Непритязательность детей к уровню комфорта может позволить уменьшить себестоимость тура. Но дешевая путевка может означать и низкую оплату для сотрудников и обслуживающего персонала, что в конечном итоге приводит к снижению привлекательности этой работы для сотрудников. В результате на работу принимаются сотрудники с низким уровнем профессиональной подготовки, что влияет на качество обслуживания, приводит к недостаточному надзору за детьми. Уровень подготовки персонала для работы в детских оздоровительных лагерях оставляет желать лучшего (2).

В настоящее время, в условиях роста цен на коммунальные услуги и налоговое бремя, цены на путевки в лагеря стали расти. Другая проблема, которая влияет на стоимость путевки, — налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, то цены на путевки будут продолжать расти и может сложиться такая ситуация, что большинство родителей не смогут воспользоваться услугами отечественных лагерей из-за высокой стоимости путевок. В такой ситуации дешевле будет посылать детей на отдых за рубеж.

Подобная практика, к сожалению, уже существует — например, отдых в Болгарии обходится дешевле, чем в Анапе.

Другой проблемой является и то, что значительная часть лагерей, имеющих государственную или ведомственную принадлежность финансируются по остаточному принципу (4). Государственные органы управления, а в основном это муниципальные власти, не выделяют средства на их содержание. Потому эти детские учреждения не работают, и разваливается то, что с таким трудом создавалось ранее.

Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился на детском туризме. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма (самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и др.).

За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

- хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений;

- отсутствие программно-методического и образовательновоспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;

- недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в туристском учреждении.

Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей, в оздоровительных мероприятиях. Разрыв между предложением туристских

оздоровительных услуг и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.

В условиях экономических отношений, сложившихся в России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и туристской сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

Специалисты большинства министерств и ведомств отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского отдыха и оздоровления с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, спортивнотуристских и оздоровительных потребностей детей. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти. Однако коренных изменений и четких налаженных и целенаправленных действий до сих пор не предпринимается с их стороны.

На протяжении последних лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги,

максимально учитывая потребности личности ребенка и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене (3).

Кроме того, очевидно, что вхождение системы оздоровления детей в рыночные отношения связано с большими трудностями. Они вызваны отсутствием гарантий для инвесторов, вкладывающих средства в эту социальную подотрасль, а также проблемами, вытекающими из норм Земельного кодекса. Г осударственная поддержка системы осуществляется не на основе инвестиционных проектов, а как социальная защита многочисленного и не всегда эффективно работающего обслуживающего персонала. При этом заказчик услуг отдыха и оздоровления детей и их исполнитель в регионах часто один и тот же — муниципалитет. Система конкурсных торгов и тендеров в настоящее время также не является повсеместным регулятором рыночных и антикоррупционных условий развития системы оздоровления детей. Поэтому количество детских здравниц, которые находятся в частной собственности, растет, но не слишком высокими темпами, и соответственно, не может создать конкурентную силу для государственной и муниципальной сетей туристских учреждений для детей. Так, например, число загородных стационарных оздоровительных лагерей, имеющих статус юридического лица и полную хозяйственную самостоятельность, к началу 2011 года достигло 1/3 (1).

Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными туристскими услугами во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности (6).

Для ее решения в туристских учреждениях необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально-техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов,

психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха и оздоровления. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в оздоровительных учреждениях программ и проектов.

Требуется диверсификация содержания деятельности оздоровительных лагерей, значительная часть которых сегодня работает, к сожалению, не всегда экономически обоснованными методами.

Еще одной крупной проблемой, препятствующей успешному развитию рынка детского оздоровительного туризма, является отсутствие необходимых экономических знаний у администрации лагерей. Это не позволяет ей осуществлять правильную политику ценообразования, что значительно влияет на заполнение детских туристских центров и в конечном итоге на финансовые результаты их деятельности в целом. Отсутствуют хорошо налаженные связи и экономические отношения между турпредприятиями и лагерями. Для продвижения и реализации своего продукта администрация лагерей, как правило, не привлекает к сотрудничеству предприятия турбизнеса. Когда же администрация все же прибегает к услугам турпредприятий, в большинстве случаев она не желает предоставлять скидки на турпутевки, а если и предоставляет их, то только при условии загрузки лагерей в период межсезонья. При этом администрация лагерей совершенно не интересуется, по каким ценам путевки реализуются, что, безусловно, приводит к перепродаже путевок, конечная цена которых в

итоге может значительно возрасти. Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации — на сегодняшний день важнейшая экономическая проблема на рынке детского оздоровительного туризма (7).

Кроме перечисленных проблем на современном этапе развития российского детского оздоровительного туризма существует такая проблема, как дифференциация предлагаемых услуг. Нынешнее состояние туриндустрии предполагает наличие всевозможных услуг для людей с различным достатком, а в лагерях такого разнообразия пока не наблюдается. И хотя оплата детского оздоровительного туризма в основном осуществляется из Фонда социального страхования, и только небольшая часть ложится на родителей, для успешного развития российского рынка детского оздоровительного туризма необходимо обратить на это внимание, расширяя и разнообразя предложение. Как показывает практика функционирования частных лагерей, это имеет большой экономический эффект.

Одной из важнейших проблем в области детского оздоровительного туризма является и отсутствие законодательства, регулирующего эту сферу бизнеса. Ситуация значительно изменилась бы с принятием соответствующего закона. Ведь даже термин «оздоровительный лагерь» в нашем законодательстве отсутствует. Правда, в 1998 г. был принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка», в котором были введены поправки, предусматривающие государственную защиту лагерей, финансирование из федерального бюджета отдыха и оздоровления детей и ряд других положений. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности санаторно-оздоровительные лагеря, детские санатории, санатории для детей с родителями не выделены в отдельную группу, а представлены только в рамках подраздела «деятельность санаторнокурортных учреждений» с кодом 85.11.2. В Общероссийском классификаторе

услуг населению в рамках раздела «Санаторно-оздоровительные услуги» (код 082000) представлено «Проживание в специализированных санаторных детских базах отдыха круглогодичного действия» (082105), «Проживание в летних (сезонных) детских базах отдыха» (082106), «Лечение и другое обслуживание санаторных детских базах отдыха круглогодичного действия» (082109). Более того, при осуществлении статистического наблюдения Росстатом выделяются следующие категории детских туристских и оздоровительных учреждений: загородные, санаторного типа, для

школьников с дневным пребыванием, профильные, труда и отдыха.

Таким образом, наблюдается явное несоответствие нормативноправовых документов в области терминологии и классификации детского отдыха и оздоровления. Кроме того, в настоящее время разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей, который до сих пор не утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

Однако, несмотря на существующие проблемы, детский отдых и оздоровление является одним из наиболее востребованных видов туризма, поскольку имеет непосредственное отношение к социальной сфере. Устойчивая потребность и все возрастающий спрос на детский отдых и оздоровление объясняются ростом благосостояния населения, с одной стороны, и возможностью финансирования детского оздоровления за счет Фонда социального страхования — с другой. Это способствует перепрофилированию многих здравниц и использованию их для организации оздоровления детей (или семейного отдыха).

Растущая потребность в детском оздоровлении удовлетворяется также за счет создания частных лагерей, которых на сегодняшний день насчитывается уже свыше тысячи. Поэтому необходимо проводить четкое разграничение детского социального туризма и детского коммерческого туризма.

Детский социальный туризм входит в социальную политику государства и напрямую зависит от механизмов реализации программ по

оздоровлению детей и объемами их бюджетного финансирования. Коммерческий детский туризм подчинен рыночным законам развития туристской индустрии, следовательно, и стратегии развития этих направлений детского отдыха имеют кардинальные отличия. В рыночной экономике первичен спрос на товар, поэтому только потребность и реальная возможность потребителя потратить часть дохода на нее является главным стимулом развития производства данного товара. Следовательно, сегментирование рынка детских туристских услуг по двум потребительским группам обозначает вектора развития (8).

Развитие детского социального туризма лежит в плоскости политики государства проводимой в сфере оздоровления и отдыха детей, реализуемой в виде ежегодной кампании, затрагивающей социально незащищенные категории детей. Динамично возрастающий объем финансирования, не дает ожидаемых результатов по выходу из кризиса детских здравниц, находящихся в собственности государства, что связано, прежде всего, с «распылением» средств и отсутствием четких качественных критериев, позволяющих оценивать уровень отдыха. За ежегодным количественным ростом оздоровленных детей скрыты снижение качества отдыха. Например, самая быстро растущая группа из оздоровительных учреждений в РФ - это учреждения с дневным пребыванием детей, как правило, организовано на базе общеобразовательных школ в летний период, конечно, не может быть приравнено к полноценному туризму, тем более оздоровительному. Другая проблема состоит в том, что даже при условии отдыха значительной части детей, коечный фонд качественно можно заполнить только при условии реализации путевок на рынке. И если уникальные рекреационные ресурсы, связанные с ними технологии лечения при относительно невысоких ценах позволяют заполнить детские санатории, то бывшие пионерские лагеря, ставшие детскими оздоровительными центрами, учреждениями и т.п. вынуждены искать компромисс между доступностью детского оздоровления и в тоже время его рыночной привлекательностью. Именно поэтому многие

здравницы разделили в цене путевок стоимость стандартного пакета услуг и так называемого дополнительного пакета, нередко включающего недешевые экскурсионные поездки, посещения аквапарков и т.д.

Еще один важный вопрос - это специалисты, работающие с детьми в оздоровительных учреждениях. В настоящее время сохранение кадрового потенциала системы отдыха и оздоровления решается путем развития государственно-общественной системы переподготовки кадров (через систему кафедр педвузов и методических служб учреждений дополнительного образования детей), однако таких специалистов не хватает. По данным статистики, на сегодняшний день в детских оздоровительных учреждениях различных ведомств работает около 745 тыс. человек. К сожалению, эти данные не дают полного представления об их возрастном и образовательном цензе. Выборочное анкетирование, проведенное в 2010г. в оздоровительных учреждениях Краснодарского края, показало, что более 84% - женщины, средний возраста работников - 47 лет, педагогов - 44 года, 73% сотрудников детских лагерей - это студенты.

В целом, развитие внутреннего рынка детского оздоровительного туризма имеет большое социальное и экономическое значение. С одной стороны, это поддержание и развитие российских традиций, воспитание у детей патриотизма и любви к Родине, с другой стороны, при грамотном подходе к управлению детским оздоровлением из него могут быть извлечены существенные выгоды. Благодаря внутреннему детскому туризму отток валюты из страны может уменьшиться, что будет способствовать перераспределению денежных потоков из экономически более развитых регионов в другие, обладающие большим запасом рекреационных ресурсов. Как правило, это сельскохозяйственные районы и приток дополнительных денежных средств может значительно повлиять как на развитие самих регионов, так и на экономику страны в целом.

Проведенный анализ социально-экономических проблем развития детского оздоровительного туризма выявил ряд приоритетных. Во-первых,

слабая государственная поддержка развития этой подотрасли. Во-вторых, вхождение системы отдыха и оздоровления детей в рыночные отношения, связанное с большими трудностями, вызванными отсутствием опыта работы. В-третьих, слабая дифференциация предлагаемых услуг и отсутствие должного профессионализма для работы в сфере детского оздоровительного туризма.

Библиографический список

1. Дети России. 2009: Стат.сб./ ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ

«Статистика России», 2009 - 121 с.

2. Конкурентоспособность санаторно-курортных и туристских организаций / Кравченко Е.Г., Ким-Добрякова Н.Е., Кудря В.А., Айсанов Р.М., Александрова М.В. - Сочи: ФГОУ ДПО Академия повышения квалификации, 2006. - 152 с.

3. Морозов, М. Анализ рынка российского детского туризма. Состояние, проблемы, перспективы / М. Морозов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2008. -№ 4. - С. 13-19.

4. Криворучко, В.И. Государственное регулирование санаторнокурортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики / В.И. Криворучко - М.: Академия повышения квалификации, 2004. -76 с.

5. Нелюбин В.В. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела / В.В. Нелюбин, Т.А. Ирисова // Теория и практика физической культуры. -2010. - №1. - С. 53-55.

6. Руцкой, А.В. Организационно-экономические основы государственного управления в условиях кризиса / А.В. Руцкой, Ю.В. Васильев, Л.И. Ушвицкий. - Москва-Курск, 2009. - 202 с.

7. Фришман, И.И. Детские организации в современной системе социальных институтов / И.И. Фришман // Материалы сборника «О детских организациях с надеждой и тревогой». - Челябинск, 2009. - С. 28-38.

8. Чичкина, С. Детский отдых нуждается в инвестициях / С. Чичкина // Туризм: практика, проблема, перспективы. - 2009.-№ 5. - С. 24-27.

The list of the literature

1. Children of Russia. 2009 /UNICEF, Rosstat. М.: IIC « Statistics of Russia», 2009 - 121 with.

2. Competitiveness sanatorium and tourist организаций/Kravchenko E.G., Kim-Dobrjakova N.E., Kudrja V.A., Ajsanov R.M., Aleksandrova M.V. - Sochi: Academy of improvement of professional skill, 2006. - 152 with.

3. Morozov, M. the Analysis of the market of the Russian children's tourism. A condition, problems, prospects / M. Morozov // Tourism: practice, problems, prospects. - 2008. - 4. - With. 13-19.

4. Krivoruchko, V.I. State regulation of sanatorium sphere and tourism in conditions of market economy / V.I. Krivoruchko - М.: Academy of improvement of professional skill, 2004. - 76 with.

5. Neljubin, V.V. Recreational essence of sanatorium business / V.V. Neljubin, T.A. Irisova // The Theory and practice of physical training. - 2010. -№1. - with. 53-55.

6. Rutskoj, A.V., Vasilev J.V., Ушвицкий L.I.organizational of a basis of the government in conditions of crisis / A.V. Rutskoj, J.V. Vasilev, L.I. Ushvitskiy. - Moscow-Kursk, 2009. - 202 with.

7. Frishman, I.I. Nurser of the organization in modern system social институтов / I.I. Frishman // Materials of the collection « About the children's organizations with hope and alarm ». - Chelyabinsk, 2009. - With. 28-38.

8. Tchitchikina S. Children's rest requires investments / S. Tchitchikina // Tourism: practice, a problem, prospects. - 2009.5. - With. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.