Научная статья на тему 'Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста'

Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
613
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плавность речи / детский возраст / физиологические и патологические показатели неплавности речи / эволюционное заикание / диагностика / группа риска / профилактика / speech fluency / early age / normal and pathological disfluencies / childhood stuttering / diagnostics / risk group / prevention

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Филатова Юлия Олеговна, Аксенова Анастасия Олеговна

Актуальность тематики статьи. Анализ показателей неплавности в речи ребенка, выделяемых в отечественной и зарубежной науках о речевых расстройствах, и существующих методов их измерений показывает, что нарушения плавности речи у детей дошкольного возраста преимущественно связываются с эволюционным заиканием. В отечественной литературе и логопедической практике отсутствуют методы объективной оценки плавности речи и ее нарушений при заикании, в то время как за рубежом имеются разные модели категоризации показателей неплавности речи и применяются различные объективные методы измерений плавности речи у детей в норме и с заиканием. Цель. Изучение физиологических и патологических показателей неплавности в речи детей дошкольного возраста с заиканием и без речевых нарушений для дифференциальной диагностики нормального и отклоняющегося речевого развития. Описание хода исследования. В исследовании участвовало 35 детей в возрасте 4,5–6,5 лет: 16 детей без нарушений речи и 19 детей с заиканием разной степени выраженности. Плавность / неплавность речи оценивалась с помощью зарубежной технологии оценки показателей неплавности речи (технологии Вандербилдта) на основании анализа двух репрезентативных речевых образцов по 100 слов каждый (беседа и рассказ по серии сюжетных картин): вычислялся общий процент неплавности речи, процент физиологических и патологических показателей неплавности речи, выявлялись доминирующие виды неплавности речи в обеих группах. Результаты исследования. Выявлена существенная разница в физиологических и патологиче­ских показателях неплавности речи у дошкольников в норме и с заиканием. Приводятся доказательства связи преимущественно патологических показателей неплавности речи с заиканием, а физиологических – с нормальным речевым развитием. У дошкольников с заиканием обнаружена прямая зависимость между общим процентом неплавности речи и степенью тяжести заикания. В группе детей без нарушений речи выявлены дошкольники с фактором риска появления заикания, для родителей которых разработаны рекомендации по охранительному общему и речевому режиму. Заключение. Результаты экспериментального исследования демонстрируют целесообразность включения технологии Вандербилдта в комплексное обследование речи ребенка дошкольного возраста. Специфический характер и частота проявления показателей неплавности речи у детей дошкольного возраста вносят важную диагностическую информацию о типичном / атипичном становлении плавности речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Speech Fluency and Fluency Disorders in Preschool Children: Domestic and Foreign Approaches

The relevance of the topic of the article. An analysis of the indicators of irregularity in a child’s speech, speech disorders, and the existing methods of their measurement shows that disturbances in the fluency of speech in preschool children are mainly associated with evolutionary stuttering. There are no methods of objective assessment of fluency of speech and its disorders in stuttering in the Russian literature and speech therapy practice, while abroad there are different models of categorization of indicators of speech irregularity and various objective methods of measuring fluency of speech in children with normal conditions and with stuttering are used. The aim of the research. The study of physiological and pathological indicators of speech irregularity of preschool children with stuttering and without speech disorders for the differential diagnosis of normal and deviating speech development is the aim of the study. Description of the research progress. The study involved 35 children aged 4,5–6,5 years: 16 children without speech disorders and 19 children with stuttering of varying severity. The fluency / irregularity of speech was assessed using technology for assessing the indicators of speech irregularity (Vanderbilt technology) based on the analysis of two representative speech samples of 100 words each (a conversation and a story based on a series of plot pictures): the total percentage of speech irregularity, the percentage of physiological and pathological indicators of speech irregularity were calculated, the dominant types of speech irregularity in both groups were identified. The results of the study. A significant difference was revealed in physiological and pathological indicators of speech irregularity in preschoolers with normal conditions and with stuttering. The article provides evidence of the connection of mainly pathological indicators of speech irregularity with stuttering, and physiological indicators with normal speech development. In preschoolers with stuttering, a direct relationship was found between the overall percentage of speech irregularity and the severity of stuttering. In the group of children without speech disorders, preschoolers with a risk factor for stuttering were identified, for whose parent’s recommendations on a protective general and speech regime were developed. Conclusion. The results of the experimental study demonstrate the advisability of including Vanderbilt’s technology in a comprehensive examination of the speech of a preschool child. The specific nature and frequency of manifestation of indicators of speech irregularity in preschool children make important diagnostic information about the typical / atypical development of speech irregularity.

Текст научной работы на тему «Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 159.946.3/376.37 DOI: 10.24412/19979657202151076269

�������� �.�., �������� �.�.

������������� � ����������

������� � �������� ���������

���� � �� ��������� � �����

����������� ��������

�������� ���� ��������**, �������� ��������� ��������

���������� �������������� ��������������� ������������ (������, ������)

������������ �������� ������. ������ ����������� ����������� � ���� �������, ����������

������������� � ���������� ������ � ������� �������������, � ������������ ������� �� ���������

����������, ��� ��������� ��������� ���� � ����� ����������� �������� ���������������

����������� � ������������ ���������. � ������������� ���������� � ��������������

�������� ����������� ������ ����������� ������ ��������� ���� � �� ��������� ��� ��������,

� �� ����� ��� �� ������� ������� ������ ������ ������������� ����������� �����������

���� � ����������� ��������� ����������� ������ ��������� ��������� ���� � ����� � �����

� � ���������.

����. �������� ��������������� � �������������� ����������� ����������� � ���� ����� �����������

�������� � ��������� � ��� ������� ��������� ��� ���������������� �����������

����������� � �������������� �������� ��������.

�������� ���� ������������. � ������������ ����������� 35 ����� � �������� 4,5�6,5 ���:

16 ����� ��� ��������� ���� � 19 ����� � ��������� ������ ������� ������������. ���������

/ ����������� ���� ����������� � ������� ���������� ���������� ������ ����������� �����������

���� (���������� ������������) �� ��������� ������� ���� ���������������� �������

�������� �� 100 ���� ������ (������ � ������� �� ����� �������� ������): ���������� �����

������� ����������� ����, ������� ��������������� � �������������� ����������� �����������

����, ���������� ������������ ���� ����������� ���� � ����� �������.

���������� ������������. �������� ������������ ������� � ��������������� � ��������������

����������� ����������� ���� � ������������ � ����� � � ���������. ���������� ��������������

����� ��������������� �������������� ����������� ����������� ���� � ���������,

� ��������������� � � ���������� ������� ���������. � ������������ � ��������� ����������

������ ����������� ����� ����� ��������� ����������� ���� � �������� �������

��������. � ������ ����� ��� ��������� ���� �������� ����������� � �������� ����� ���������

��������, ��� ��������� ������� ����������� ������������ �� �������������� ������

� �������� ������.

����������. ���������� ������������������ ������������ ������������� ����������������

��������� ���������� ������������ � ����������� ������������ ���� ������� �����������

��������. ������������� �������� � ������� ���������� ����������� ����������� ���� � �����

����������� �������� ������ ������ ��������������� ���������� � �������� / ���������

����������� ��������� ����.

�������� �����: ��������� ����, ������� �������, ��������������� � �������������� ���������� �����������

����, ������������ ��������, �����������, ������ �����, ������������.

��� �����������: �������� �.�., �������� �.�. ������������� � ���������� ������� � ��������

��������� ���� � �� ��������� � ����� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������.

� 2021. � �5(107). � �. 62�69. DOI: 10.24412/19979657202151076269

��������� ������ �������� 12.07.2021.

*

��������: yuo.filatova@mpgu.su

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 159.946.3/376.37 DOI: 10.24412/19979657202151076269

Study of Speech Fluency and Fluency Disorders in Preschool Children:

Domestic and Foreign Approaches

Yulia O. Filatova*, Anastasia O. Aksenova

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

The relevance of the topic of the article. An analysis of the indicators of irregularity in a child�s speech,

speech disorders, and the existing methods of their measurement shows that disturbances in the fluency of

speech in preschool children are mainly associated with evolutionary stuttering. There are no methods of

objective assessment of fluency of speech and its disorders in stuttering in the Russian literature and speech

therapy practice, while abroad there are different models of categorization of indicators of speech irregularity

and various objective methods of measuring fluency of speech in children with normal conditions and with

stuttering are used.

The aim of the research. The study of physiological and pathological indicators of speech irregularity of

preschool children with stuttering and without speech disorders for the differential diagnosis of normal and

deviating speech development is the aim of the study.

Description of the research progress. The study involved 35 children aged 4,5�6,5 years: 16 children

without speech disorders and 19 children with stuttering of varying severity. The fluency / irregularity

of speech was assessed using technology for assessing the indicators of speech irregularity (Vanderbilt

technology) based on the analysis of two representative speech samples of 100 words each (a conversation

and a story based on a series of plot pictures): the total percentage of speech irregularity, the percentage

of physiological and pathological indicators of speech irregularity were calculated, the dominant types of

speech irregularity in both groups were identified.

The results of the study. A significant difference was revealed in physiological and pathological indicators of

speech irregularity in preschoolers with normal conditions and with stuttering. The article provides evidence

of the connection of mainly pathological indicators of speech irregularity with stuttering, and physiological

indicators with

normal speech development. In preschoolers with stuttering, a direct relationship was

found between the overall percentage of speech irregularity and the severity of stuttering. In the group of

children without speech disorders, preschoolers with a risk factor for stuttering were identified, for whose

parent�s recommendations on a protective general and speech regime were developed.

Conclusion. The results of the experimental study demonstrate the advisability of including Vanderbilt�s

technology in a comprehensive examination of the speech of a preschool child. The specific nature and

frequency of manifestation of indicators of speech irregularity in preschool children make important

diagnostic information about the typical / atypical development of speech irregularity.

Keywords: speech fluency, early age, normal and pathological disfluencies, childhood stuttering, diagnostics,

risk group, prevention.

For citation: Filatova Y.O., Aksenova A.O. (2021). Study of speech fluency and fluency disorders in preschool

children: domestic and foreign approaches. Preschool Education Today. 5:15, 62�69 (in Russian). DOI:

10.24412/19979657202151076269

Original manuscript received 12.07.2021.

*

Contacts: yuo.filatova@mpgu.su

���������� ��������

����� �������������� ������������� �������

������������ ��������� ���� ���������

��� ����� ������������� ���������� �����������

����������������

������������� ��������

������ � ������������������������

������������ ������������. ��������� ����

����������� ���������� � 7 ����� � ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ���������� (��������, ��������,

2008).

�� ���������� ������� ����������� ���������

���� � ����� ������� ������������.

� �� �� ����� �������������� ������������

������� �������������� � ������ ��������.

��� ����������� � ���, ��� ��������� ���� ��������

�������� ����������� �������������

������������ �������� ���������� ��������

������������. � ����� � ���� ����������

�������������� ������������� ������� ����������

/ ����������� �����, �������� �����������

�����������, ��������� � ���� �������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�������������������,�������������������

������������� � ���������� ������ � �������

�������������, ������������ ����������������

��������� ��������������� �����������

����, ����������� ��� �������� ����������,

� �������������� ����������� ����, �������

����� ��������������� � ������ ��������, �

����� ����������� ������������ ����������

��������� � ���������.

� ������������� ����������� ����������

��� ���������� ���� ���������� ���������������

�������� ������������ ������������

������������ ������������ �� ����� �������

������ (��������, ��������, 2003; ��������,

2012). ��� ���������� ������� ������ ��������

����� ��������, ��������� ���� ��������

�������������� ���������������� ������

����������� ����������� ���� �� ������ �����,

�����, ����� (��������, 2009, 2018).

� ���������� ��������� ���� �����������

�� ���������� ����� ����������� ��������,

��� �������������� ������������� �����������

����������� ���� (��������, ��������,

2008; Starkweather, 2002; Yaruss, Newman, Flore,

1999 � ��.). � ��� ���������: ����������� �������

������������� ��������� (��� �����������

��������) � �������� ������ ����, �������

������, ������ �����, ������ ����� (���

��������������� ��������), ��������� �������

������ (��� �����������), �������������

������������, ���������� (��������� � �������

������� ����� ��� ��������� �����)

(��������, ��������, 2003; ��������, 2012).

��������, ��� ��� ������� ����������� �������

������������ �������� ������������

���� ����������� ����. ���� � ������ ��������

���������� ����������� �������� � �������

������, �� � ���������� ������� � �������������

������������ � ����������.

��������������� ���������� �� ������ ����

����������� ���� � ����� � ����������� ������

�� �������� � �������� �� 1,5 �� 5 ���, �� �

���������� �� �������� � ���� ������������

���������� ���������� � ����������� �����������

���� (��������, ��������, 2003).

� ���������� ����������� ����������

�������� ����������� ���� ��������� ������������

���������� ����� �� ��������� �

�������������� ������������. ����������

������������� �������������� ���������� �����������

���� �� ������� (speech) � ��������

(language) (Starkweather, 2002); �����������

������ ����� (within word disfluencies, WWD)

� ����� ������� (between words disfluencies,

BWD) (Conture, 2001); ��������������� (nor

mal disfluencies, ND) � ��������� � ���������

(stuttering like disfluencies, SLD) (Gregory,

1986). ����� ��������������� �����������

����������� ���� ������ ��������: �������

����, ����������, ���������� (������������

���� ��� ������) � �����. � �����������,

��������� � ���������, ��� ������� �������

������, ������, ����, ����������� � ��������.

�������� E.G. Conture, V. Tumanova, E.W.

Lambert, T.A. Walden (2014), � �����������

����������� ������ ����� ��������� �������������

������� (�b-but�, �le-le-lemon�), �����������

���������� ������ ����� (�I-I-I�,

�my-my-my�), �������� � ���������� ��������

����������� (�mm-mine�, �ssss-some�,

�pa�per�). � ����������� ����������� �����

���� ������ ������� ������� ���� (�I want �

I want a cookie�), ���������� (�He went � They

went to school�) � ������ (�uhm�). ����� ��������,

��� ����� ������� ������� �����������

����������� ������ ����� � ������� ����������

�������� ����������� � ������������ ���������

(Conture, 2014; Curlee, 2007 � ��.).

������������ C.T. Zackheim, E.G. Conture

(Zackheim, Conture, 2003) ��������� �� ���

����, ��� ������� ����������� �����������

���� � ����� � ���������� ������� ���������

� � ����� � ��������� ������� �� �����

�������� ����������� ������������, ��� ���

����� � ���������. ��������, ��� � ���������

������� ������������ ����� �� �������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ������� � ����������� ������������ (��������, ���� � ��� ����� � � ��-����������

����������?�), � ����� � ��� � ������� �����

��������� ���������� ����������� ����, ����������

�� ������� ��� ���������� ��������.

� ����� �����, � ������� � ���� ��������������������������������������������������

����, ������ ����� ���������� �������������

���������� ���������� ������� ����

��� �������� ��������� (stuttering moments)

(Johnson, 1955). �� ���������� �������������

������������,�����������,�����������������

������� �����. ������ ������� ������� �

������ ����� �� ��������� ��������. ���� ��������

��������� � ���� ���������� ������� �

����� ����������� � �� ����������� � ��������

������� (�� ��������), �� � ���� �������

��������������� ������������ ��������.

��� � �������������, ��� � � ����������

���������� �������, ��� �������� � �������

�������� �������� ����� �� ����� ��������

��������� ��������� ����. ��� ������������

����� ��������� �����, ����� � ���������

������ ����, ������������� ����������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

���������� ���� �������� �������� � ��������

������� (��������, �������, 2019).

�.�. ��������� (2012) �����������, ��� ������������

�������� ���������� � ����� � ��������

�� 2 �� 6 ���. ������ � ��������������

��������� ��������� �������� ����������

�������������� ����������������

����������

������������. ������������ ���������

���� ��� �������� ���������� �� ������ �

������������� ��������, �� � �������������

����� ��������� �������� �������, ��� ��������

���� ����������� ��� ���������� �������

������� ������.

��������, ��� ������� ������������ ���������

��������� � ������ ����������� ������������������������������������.

�����������������������������������������������

������ ������� ������������ �������� � �����

����������� �������� �� �������������

�� ���������� �������. ��� ������������ ��

����������� ��������������� ������������ �������

������� �� ����, ����������� � ������

����� ���� �� ������� �� �����������������

(�� ��������������������

� ����������������

� ����������� � ����� ���������, ��������)

(��������, �������, 2019). ������� ����������

������� ������� (��������� ���������)

������ ����������� � �����������. �������

�������� ������, ������� � ������� �������

������������ ��������. ������ �������

������������ �������� ������������ � �������,

����� �������� ��������� ������������

������ � ���������� ����, ������� ������� �

����� �������� ��������� ������� ��� � ����������������,

��� � ����������� ���� ���

���������; ������� ������� � ����� ��������

��������� ������������ �� ���� ������ ����,

������� ��������������������.

� ���������� ����������� ����������

� �������������� �������� ������ ������������

��������� ������ �����������

������ ����������� ����������� ���� � �����

� ���������. � ��� ���������: �����������

������ ����������� ���� (Systematic

Disfluency Analysis) (Campbel, Hill, 1987); ��������

������ ����������� ���� ������������

������������ (Vanderbilt University�s Disfluency

Counting Method) (Conture, 2001); �����������

����� ������������ �������� ��������

(Test of Childhood Stuttering DisfluencyRelated

ConsequencesRatingScale,TOCS)(Gillam,Logan,

& Pearson, et al., 2009); ��������������������

����������������������������(Computerized

ScoringofStutteringSeverity)(Bakker,2009);����������

������ ������� ������� �������� ���

����� � �������� (Stuttering Severity Instrument

(SSI) for Children and Adults) (Riley, 1994, 2009).

�������� ������������ ����������� ���� �

����� �. ������ � ���������� (Assessment of

Child�s Fluency) ���������� � ������������

�� ������� ���� (��������, 2012; Rustin et al.,

1997). �������� �������� ������ ������������

� ������ ������� �������� ����������

������ ������� ������� �������� ��� ����� �

�������� (Riley, 1994, 2009) � ����� � �����������

� ����������� ������ ��������.

������������ ��������� �������� ������

���������������� ����������� �����������

����������� ���� � ����� � ��������� � ���

��������� ���� (Ntorou, DeFranco, Conture,

Walden, 2020; Tumanova, Conture, Warren,

Walden, 2014). �������������� ���������

�����, ����� � ��������� ����, � ����� ���������

������ �� ������ ����� �� ������������

���������� ������� �������. � �����

� ������������� �������� � ����������� �

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������� ���������� � �������� �����������

������� ��������� ��������� ���� �

�� ��������� ��� �������� ���� ����������

���������� ����������������� ��������� ����������

���������� ������ ����������� �����������

���� � ����� ����������� ��������

� ��������� � ��� ������� ��������� (����������

������������) (Conture, 2001).

����������� � ����������

������������

������������ ����������� �� ���� ����������

��������� �. ������. � �����������������������35��������������4,5�

6,5���

(������� ������� 5 ��� 8 �������) � ���������

������, ������� � �����������. � �����������

������ (��) ����� 16 ����� ��� ���������

����, � ����������������� ������ (��) �

19����������������������������������������:

� ������ �������� � 4 ������� (���1),

�� ������� �������� � 12 ����� (���2),

� �������

�������� � 3 ������� (���3).

���������� ������������ ��� ���������

����������� ����������� ���� � ����� �����������

�������� �������� ������ �� �������������

(IPhone 7) ���� ���������������� �������

�������� �� 100 ���� ������ (������ �

������� �� ����� �������� ������) � �������

20�30���������

������������ � �����������

������������������ ����������� � �����������

����� (Conture, 2001).

������������������������������������������

���� ��������:

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

� ����������� ������ �������� �����������

���� �� ��������� �������� ������ ����������

������������� ���� (����), ��������

������ ���������� ��������� ���� (����) ��

��������� �������:

��� ���� � ���������� ���������

��������,

���� � ����� ���������� �������������

����.

� ������� �������� ��������������� �

�������������� ����������� �����������

����.

������������ ������ ���������� �����

��������� ���������������� �����

����������� � ������������ ���� �� � ��.

����������� ��������������� ����������

����������� ����: ������� ���� (��), ����������

(���), ���������� (�) � ����� (�);

�������������� � ������� ������ (��), �������

������ (���), ������� ���� (��), �����������

(��) � �������� ��������� (��).

����������� ������ �������� �������

����� ������� ����������� ����, �����������

����� ����������� ���� (���������������

� ��������������) � ����������

������������ ����� ����������� ���� �

����������� ������� �����.

���������� ������������

� ����������

�� ����������� ������������ ��������������

������� ����� �������� ����� � ���������

(��) � ����� � ���������� �������

��������� (��) �������� ������������ �������

� ����� �������� ����������� ����.

����� ������� ����������� ���� � �� ��������

32%, � � ������������ �� � 8% (���. 1).

����������, ��� � ������� �� �� ����� �������������

������������ ���������� ��������

����������� ����, ��� ��������� �������

�� � ������ ����� �� ������������� ��������

(��.�.). ����� ������� ����������� ����

� ������ ����� �������� 14,5% (���. 1).

��������, ��� � �� ����� ������� �����������

���� ����������� �� ��������

������� ��������: ���� � ��������� �����

� ������ �������� ������������ ��������

(���1)

�� �������� 22%, � ��������� ��

������� �������� (���2)

� 25%, �� � ���������

� ������� �������� ������������

�������� (���3)

� 34 % (���. 2).

���. 1. ����� ������� ����������� ����

���. 2. ����� ������� ����������� ����

� �� (� ����������� �� ������� �������

��������)

������������ ������ ����� �����������

���� �������, ��� � ����� ��� �������� (��)

��� ����������� ��������������� � ���������������

����������� ����������� � ����

����������� (28%), ���� (25%) � ����������

(15%) ��� � ������, ��� � � �������� ��

����� �������� ������ (���. 3).

���. 3. ������� ��������������� (��)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �������������� (��) ����������� ������������������.�������������������:

�� � ������� ������, �� � ������� ����,

��� � ������� ������, �� � �����������,

�� ������������,� �����������,��� �

����������, �� (�) � �����

����������� ���� � ����� � ���������

����������� ��������������� � ��������������

����������� � ���� �������� ������

(29%), �������� ������ (21%), �����������

(15%) � �������� ���� (13%) (���. 4). ����

����� �������������� ���������� ���������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�� ���� ������������� ������ ����� (�������

�, �������������

�, ������������

�).

���. 4. ������� ��������������� (��)

� �������������� (��) ����������� ����������� ���� � ��. �������� �����������: �� � ������� ������, �� � �������

����, ��� � ������� ������, �� � �����������, �� � �������� ���������. �� � ������� ����, � � ����������, ��� � ����������, �� (�) � �����

����� �������, ����������������� ���������

���������� ������������ �� ������ �����������

����������� ���� ��������� �������

��������������� � �������������� ���� �����������

���� � �������� ����� ���������������

�������������� ����������� �����������

���� � ���������, � ��������������� � �

���������� ������� ���������. � ������������

� ��������� �������� ������ �����������

����� ����� ��������� �����������

���� � �������� ������� ��������.

����� ������ ��� ��������, � ����� �����

������, �������� ����������� ���������

� ������� ������� �������������� �����

������������ ��� ��������� ���� �����

������ ����� �� ��������� ��������.

������������ �������������� ����������������

������ �������� ����� ��������������

������������ ��������� ���� � ��������������

��������. ��� ��������� �����

������ ����� ���� ���� ����������� ������������

�� �������������� ������ � ��������

������. ��� ������������������������������

������ ���������� �����������

��� ������ � ���������� (��� ������� ����������,

2018), � ������� � ��������� ���

�������������� ����� �����������, ��� �����

����������� ����, ����� ��� ���������

����������������, �. �. ������������� �����������

�������� ���� �������, ��� �� ��������

�� ����������� ��������� ����, �����������������

� ������ ��������.

� ������� ������� �������, �������

�������� � ����������� ����� ���������

��������, ����������� ��������� �������

��������, ������ ������ � ������������

�� ������������ ������ � ��������

��������� � ��������. ��������� ���������

������������, ������������ �� ���������

������ ��������� ���������� ���������:

��������� ����������� ������� �

�������� �������, ����������� ����������

���������� � ������, �������������� ��������,

� ������� �� ��������, � �� ��� ������.

� ����� �������� ��������� �� �������

�������� ������������� ��������

� ��������, � �� �������� ��� �� ��������,

������� �������� �� ������ ����, ��

� ����������� ��������� ������ �������

(������, ������ � ����.), ������� ���������������

����������.

���������� ��������, ��� ����������

������������ � ������� 2�3���������

�����

������� � ������ ������ �����, � �����

��������� ������������ ����� 6 ������� �

�������������� ���������� ������������

������� ������������� �������� � ������������

��������� ����.

����������

������������� ������ ������������� �

���������� �������� � �������� ���������

���� � �� ��������� � ����� �����������

�������� �������, ��� ��������� ���������

���� � ����� ����������� � ���������. ����

��� ������������� ��������� ����������

������������ ������ � ������������� �����������

����������� ����, �� �� �������

������������ ������������� �����������

�������� ������ ����������� ����.

�������������� ���������� ������������������

������������ �������������

���������������� ��������� ����������

������ ����������� ����������� ���� (����������

������������) � ����������� ������������

���� ������� ����������� ��������.

������������� �������� � �������

����������� ����������� ���� � ����� �����������

�������� ������ ������ ���������������

���������� � �������� ���� ���������

����������� ��������� ����. �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����, �������� ����������� ���������������

� �������������� ����������� �����������

���� � ����� � ���������� �������

��������� ����� �������������� �����������

����, ��������� �� ������� �����

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������������� ��������, ��� ������� �����������

�������� ������������� ����������������

������.

n

��������������

������������ ��������� ��� ����������

��������� ���� � ������ �������� ������

�2001300613.

Foundation

The reported study was funded by RFBR, project

number 2001300613.

���������� �� �������

�������� ���� ��������, ������ ��������������

����, ������, ��������� ������� ���������,

�������� ��������������

������ �����������������

������������ � ����������� � �����������

����������� ��������� �������, �����������

��������������� ��������� ��������������� ����������

������� ����������� ����������� ��������������

��������������� ������������ (������,

������), yuo.filatova@mpgu.su

�������� ��������� ��������, �������� �������

��������� ��������� �������, �����������

��������������� ��������� ��������������� ����������

������� ����������� ����������� ��������������

��������������� ������������ (������,

������), tropina.ao@yandex.ru

Information about the authors

Yulia O. Filatova, Doctor of Pedagogy, Associate

Professor, Professor of the Department of Speech

Therapy,DirectoroftheEducationalandScientificCenter

for Interdisciplinary Research in Special and Inclusive

Education of the Institute of Childhood, Federal State

Budgetary Educational Institution of Higher Education

�Moscow Pedagogical State University�, Moscow,

Russia, yuo.filatova@mpgu.su

Anastasia O. Aksenova, postgraduate student of the

Department of Speech Therapy, Institute of Childhood,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher

Education �Moscow Pedagogical State University�,

Moscow, Russia, tropina.ao@yandex.ru

����������

1. �������� �.�. ��������� ������ � �������

���������������� ���������� �������� //

������������� �������� ��������� ���������

����: ������������ ���������� / ��� ���.

�.�. ���������. � �.: ������������ �������

�����, 2012. � �. 15�33.

2. �������� �.�., �������� �.�. ��������������

����������� ����������� ���� � ������������

// �������. ������ ��������� ����������

� �������� ���� � �� ����������� / ��� ���.

�.�. �������. � 2�

���., ����. � �.: ����;

�������: �����, 2003. � �. 69�75.

3. �������� �.�., ������� �.�. ���������:

��������. � 2�

���. � �.: ������������ �����

����������, 2019. � 224 �.

4. �������� �.�., �������� �.�. ��������

����������������� ���� � ����� ���������������

������� // ���� �������: �������� � ������� / ���

���. �.�. ��������. � �.: �������� ���������� ���,

2008. � 352 �.

5. ��� ������� ���������? �����������

��� ������ � ���������� / ���. �.�. ���������,

�.�. ���������, �.�. ��������� / ����. ���.

�.�. ��������. � �.: ����, 2018. � 60 �.

6. �������� �.�. ������������ �����������

����������� ������������ ������� � ����������

// ������������� XXI ���. � 2009. � � 2�1. �

�. 187�192.

7. �������� �.�. ���� ���� � �������� �

�����: ������������� � ���������� �������� ���������:

����������. � �.: ��������, ����,

2012. � 218 �.

8. �������� �.�. ��������� � ������������

��������� ���� � ����� // ������������. � 2018. �

�5. � �. 31�40.

9. Bakker K. Computerized Scoring of Stuttering

Severity (CSSS2.0)

[computer software]. Austin, TX: ProEd,

2009.

10. Campbell J., Hill D. Systematic disfluency

analysis: Accountability for differential evaluation

and treatment. Miniseminar

presented to the Annual

Convention of the American SpeechLanguageHearing

Association, New Orleans, LA, 1987.

11. Conture E.G. Stuttering: Its Nature, Diagnosis,

and Treatment. � Needham Heights, MA: Allyn and

Bacon, 2001.

12. Curlee R.F. Identification and case selection

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

guidelines for early childhood stuttering // Stuttering

and Related Disorders of Fluency / [edited by Edward

G. Conture, Richard F. Curlee. � 3rd Ed. � New York/

Stuttgert: Thieme, 2007. � P. 3�22.

13. Johnson W. A study of the onset and

development of stuttering // In W. Johnson & R.R.

Leutenegger (Eds.), Stuttering in children and adults.

Minneapolis, MN: University of Minnesota, 1955. �

�. 37�73.

14. Gillam R.B., Logan K.J. & Pearson N.A. Test of

childhood stuttering (TOCS). PROEd,

2009.

15. Gregory H.H. Stuttering:DifferentialEvaluation

and Therapy // ProEd

Studies in Communicative

Disorders. � Pro Ed, 1986. � 55 p.

16. Ntorou K., DeFranco E.O., Conture E.,

& Walden T. A parentreport

scale of behavioral

inhibition: Validation and application to

preschoolage

children who do and do not stutter

// Journal of Fluency Disorders. � 2020. DOI:

10.1016/j.jfludis.2020.105748

17. Riley G.D. Stuttering severity instrument for

children and adults (SSI3)

(3rd edition). Austin, TX: ProEd,

1994.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

18. Riley G.D. Stuttering severity instrument for

children and adults (SSI4)

(4th edition). Austin, TX: ProEd,

2009.

19. Rustin L., Botterill W., Kelman E. Assessment

and therapy for young dysfluent children: Family

interaction. � London: Whurr, 1997. � �. 30�36.

20. Starkweather C.W. The development of fluency

in normal children // Stuttering Therapy: Prevention and

Intervention with Children. � Memphis, TN: Stuttering

Foundation of America, 2002.

21. Tumanova V., Conture Ed. G., Warren L.E.,

Walden T.A. Speech disfluencies of preschool children

who do and do not stutter // Journal of Communication

Disorders. � 2014. � No. 49. � P. 25�41.

22. Yaruss J.S., Newman R.M., Flora T. Language

and disfluency in nonstuttering children�s conversational

speech // Journal of Fluency Disorders. 1999. � No. 24. �

P. 185�209.

23. Zackheim C.T., Conture E.G. Childhood

stuttering and speech disfluencies in relation to children�s

mean length of utterance: a preliminary study // Journal of

Fluency Disorders. � 2003. � No. 28. � �. 115�142.

References

1. Bakker K. (2009). Computerized Scoring of

StutteringSeverity(CSSS2.0)[

computersoftware].Austin,

TX: ProEd.

2. Beljakova L.I. (2012). Sistemnyj podhod k

analizu patogeneticheskih mehanizmov zaikanija [The

System Approach to the Analysis of the Pathogenetic

Mechanisms of Stuttering]. In Yu.O. Filatova (Ed.),

Teoreticheskie problemy narushenij plavnosti rechi:

kollektivnaja monografija [Theoretical Issues of Fluency

Disorders]. M.: Nacional�nyj knizhnyj centr, 15�33.

3. Beljakova L.I., Aslanova S.R. (2003).

Harakteristika pokazatelej neplavnosti rechi u

doshkol�nikov [Characteristic of speech disfluencies in

preschool children]. In Yu. O. Garkusha (Ed.), Rebenok.

Rannee vyjavlenie otklonenij v razvitii rechi i ih

preodolenie [Child. Determination of Early Speech and

Language Disorders and Their Treatment]. (2e

izd., ispr).

Moscow: MPSI; Voronezh: MODJeK, 69�75.

4. Beljakova L.I., D`yakova E.A. (2019).

Logopedija: Zaikanie [Stuttering]. 2e

izd. Moscow:

Izdatel�skij centr �Akademija�.

5. Beljakova L.I., Filatova, Y.O. (2008). Mexanizm

rechedvigatel`nogoaktavsvetelogopedicheskogoanaliza

[Mechanism of SpeechMotor

Act from the Logopaedics

Analysis View]. In T. N. Ushakova (Ed.), Rech` rebenka:

Problemy` i resheniya [Child Speech: Problems and

Solutions]. Moscow: Institut Psihologii RAN, 40�54.

6. Campbell J., Hill D. (1987). Systematic

disfluency analysis: Accountability for differential

evaluation and treatment. Miniseminar

presented to the

Annual Convention of the American SpeechLanguage�

Hearing Association, New Orleans, LA.

7. Conture E.G. (2001). Stuttering: Its Nature,

Diagnosis and Treatment. Needham Heights, MA: Allyn

and Bacon.

8. Curlee R.F. (2007). Identification and case

selection guidelines foe early childhood stuttering. In E.

Conture&R.Curlee(Eds.),Stutteringandrelateddisorders

of fluency (3rd ed.). New York/Stuttgart: Thieme.

9. FilatovaYu.O.(2009).Formirovanieritmicheskoj

organizacii rechejazykovoj funkcii v ontogeneze

[FormationofRhythmicOrganizationofSpeechLanguage

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Function in Ontogenesis]. Prepodavatel� XXI vek. 2�1,

187�192.

10. Filatova Yu.O. (2012). Ritm rechi i dvizhenij u

detej: teoreticheskie i prikladny`e problemy` logopedii:

Monografiya [Speech and Motor Rhythm at Children:

Theoretical and Applied Problems of Logopaedics:

Monograph]. Moscow: MPGU.

11. FilatovaYu.O.(2018).Ontogenezidizontogenez

plavnosti rechi u detej [Ontogenesis and Dysontogenesis

of Speech Fluency in Children]. Defektologiya, 5, 33�42.

12. Gillam, R.B., Logan, K.J., Pearson, N.A. (2009).

Test of Childhood Stuttering (TOCS). PROEd.

13. Gregory H.H. (1986). Stuttering: Differential

EvaluationandTherapy//ProEdStudiesinCommunicative

Disorders. Pro Ed.

14. Johnson W. (1955). A study of the onset

and development of stuttering. In W. Johnson & R.R.

Leutenegger (Eds.), Stuttering in children and adults (pp.

37 � 73). Minneapolis, MN: University of Minnesota.

15. Ntorou K., DeFranco E.O., Conture E., &

Walden T. (2020). A parentreport

scale of behavioral

inhibition: Validation and application to preschoolage

children who do and do not stutter // Journal of Fluency

Disorders. DOI: 10.1016/j.jfludis.2020.105748

16. Riley G.D. (1994). Stuttering severity instrument

for children and adults (SSI3)

(3rd edition). Austin, TX:

ProEd.

17. Riley G.D. (2009). Stuttering severity instrument

for children and adults (SSI4)

(4th edition). Austin, TX:

ProEd.

18. Rustin L., Botterill W., Kelman E. (1997).

Assessment and therapy for young dysfluent children:

Family interaction (pp. 30 � 36). London: Whurr.

19. Starkweather C.W. (2002). The development

of fluency in normal children. In: Stuttering therapy:

Prevention and intervention with children. Memphis, TN:

Stuttering Foundation of America.

20. Tumanova V., Conture Ed.G., Warren

L.E., Walden T.A. (2014). Speech disfluencies of

preschool children who do and do not stutter. Journal of

Communication Disorders. 49, 25�41.

21. Vash rebenok zaikaetsja? Rukovodstvo dlja

raboty s roditeljami [If Your Child Stutters: A Cuide for

Parents] (2018). L.A. Nabokova, Ju.A. Robinova, Yu.O.

Filatova(Translation)/Nauch.red.Yu.O.Filatova.Mjscow:

MPGU.

22. Yaruss J.S., Newman R.M., Flora T. (1999).

Language and disfluency in nonstuttering children�s

conversational speech. Journal of Fluency Disorders, 24,

185�209.

23. Zackheim C.T., Conture E.G. (2003). Childhood

stuttering and speech disfluencies in relation to children�s

mean length of utterance: a preliminary study // Journal of

Fluency Disorders. 28, 115�142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.