Научная статья на тему 'Профессиональное осознание отечественными и зарубежными специалистами нарушений ритмической организации речи'

Профессиональное осознание отечественными и зарубежными специалистами нарушений ритмической организации речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1280
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / ЗАИКАНИЕ / КЛАТТЕРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ / SPEECH RHYTHM / SPEECH AND LANGUAGE DISORDERS / STUTTERING / CLUTTERING / PROFESSIONAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филатова Юлия Олеговна

В статье рассматривается проблема разных подходов к пониманию специалистами из России, США, стран Европы, Азии и Австралии термина «ритм речи», его компонентов и нарушений при речевых расстройствах с акцентом на заикание и клаттеринг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional awareness of speech rhythm disorders by russian and foreign specialists

The article examines the problem of different approaches to understanding the term «speech rhythm», its components and disorders in speech and language pathology with an emphasis on stuttering and cluttering by specialists from the Russian Federation, the USA, Europe, Asia, and Australia.

Текст научной работы на тему «Профессиональное осознание отечественными и зарубежными специалистами нарушений ритмической организации речи»

УДК 376.37 ББК 4437

ГСНТИ 14.29.29 Ю. О. Филатова

Москва, Россия

Код ВАК 13.00.03 Yu. O. Filatova

Moscow, Russia

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ НАРУШЕНИЙ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема разных подходов к пониманию специалистами из России, США, стран Европы, Азии и Австралии термина «ритм речи», его компонентов и нарушений при речевых расстройствах с акцентом на заикание и клатте-ринг.

Ключевые слова: ритм речи, речевая патология, заикание, клаттеринг, профессиональное осознание.

Сведения об авторе: Филатова Юлия Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: доцент кафедры логопедии дефектологического факультета; докторант кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета.

Контактная информация: Москв; Тел.: 8 (495) 4379720; моб.: 89161746276

PROFESSIONAL AWARENESS OF SPEECH RHYTHM DISORDERS BY RUSSIAN AND FOREIGN SPECIALISTS

Abstract. The article examines the problem of different approaches to understanding the term «speech rhythm», its components and disorders in speech and language pathology with an emphasis on stuttering and cluttering by specialists from the Russian Federation, the USA, Europe, Asia, and Australia.

Key words: speech rhythm, speech and language disorders, stuttering, cluttering, professional awareness.

About the author: Filatova Yulia Olegovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor.

Place of employment: Assistant Professor of the Chair of Speech Therapy, Faculty of Speech Pathology, Doctoral Student of the Chair of Speech Therapy, Moscow State Pedagogical University. i, ГСП-2, ул. Малая Пироговская, 1.

e-mail: [email protected]

Постановка вопроса. В современной педагогике профессионализм специалиста понимается как компетентность, что является ключевым понятием педагогической деятельности. Среди множества определений компетентности для настоящей работы актуальной является характеристика, предложенная В. А. Сластениным. Согласно его формулировке, компетентность педагога выражает един© Филатова Ю. О., 2011

ство теоретической и практической подготовки специалиста к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [4].

За рубежом профессиональные качества специалиста в отношении практики и коррекции нарушений речи принято также относить к понятию «профессиональная компетентность», «профессиональное

осознание» («professional aware-

ness»). Введение данного термина связано в определенной степени с тем, что в разных странах существует различное обозначение речевых расстройств и их классификаций, имеются национальные особенности профессионального словаря в области логопедии. Такое положение затрудняет общение специалистов по разным вопросам теории и практики логопедии и создание метаязыка между исследователями и практиками разных стран [3].

Изучение профессионального осознания специалистами той или иной речевой патологии только начинается и, с нашей точки зрения, является перспективным, поскольку позволяет стимулировать исследовательский интерес практиков к данной проблеме, способствуя развитию профессионального мышления, уточнению диагностических признаков того или иного речевого нарушения и разработке авторских коррекционных программ [6].

Следует отметить, что научные работы в этой области немногочисленны и касаются, в основном, профессионального осознания клаттеринга - расстройства плавности речи, отличного от заикания, характеризующегося ускоренным и нерегулярным темпом речи [9; 11]. Как показали исследования [7; 8; 10; 12], введение в логопедическую практику представлений о новых видах речевых расстройств связано в том числе с трудностями профессионального осознания.

Исследования в области изучения ритма речи, его компонентов и

нарушений при различных речевых расстройствах единичны и касаются изучения онтогенеза плавности речи в норме и при заикании [1, 2, 13 и др.], нарушений речевого поведения при клаттеринге [5, 11, 14 и др.].

В настоящее время имеется насущная потребность в систематизации данных о нарушениях ритма речи при различных речевых расстройствах и, прежде всего, в унификации понимания специалистами из разных стран термина «ритм речи», входящих в него компонентов и его особенностей при разных видах речевой патологии.

Материал и методы исследования. В изучении приняли участие 30 специалистов - 15 отечественных и 15 зарубежных. Все опрошенные отечественные специалисты являлись логопедами с опытом работы с людьми, имевшими нарушения плавности речи. Среди них шестеро были сотрудниками университетов, четверо работали в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида, двое в детском саду комбинированного вида (в группах для детей с заиканием), один на логопункте детского сада, совмещенного с начальной школой, один в коррекционно-развивающем учреждении дополнительного образования, один в Центре патологии речи.

Г еография зарубежных респондентов была широка и охватывала США (семь логопедов, один учитель-дефектолог), Великобри-

танию (один логопед), Ирландию (один преподаватель университета), Швецию (один преподаватель уни-

верситета), Израиль (один логопед), Китай (один профессор), Австралию (два логопеда).

Пять респондентов из США работали в университете, один в колледже, один имел частную практику, один респондент место работы не указал. Специалисты из Австралии, Великобритании, Ирландии, Китая и Швеции являлись сотрудниками университетов, специалист из Израиля был сотрудником реабилитационной больницы для лиц с мозговыми нарушениями. Все опрошенные зарубежные специалисты имели научный и практический интерес к нарушениям речи, в структуре дефекта которых присутствовали расстройства ритма.

Для проведения исследования нами был разработан опросник, направленный на изучение профессионального осознания речевого ритма, включавший следующие аспекты:

— определение ритма речи;

— выделение компонентов рече-

вого ритма;

— типичные нарушения ритма

речи при заикании;

— типичные нарушения ритма

речи при клаттеринге;

— констатация, при каких речевых нарушениях, помимо заикания и клаттеринга, страдает ритм речи.

Опросник был анонимным и состоял из нескольких условно выделяемых блоков.

Первый блок содержал информацию о специальности и месте работы респондентов. Второй блок был посвящен профессиональному

пониманию специалистами речевого ритма и входящих в него компонентов. Третий блок содержал вопросы, касавшиеся нарушений ритма речи при различных речевых расстройствах.

Особое внимание в опроснике уделялось заиканию и клаттерингу как наиболее ярким проявлениям нарушения ритмической организации речи. Респондентам предлагались определения этих речевых расстройств и перечень характеристик, входящих в структуру нарушения ритма речи, из которых необходимо было выделить типичные признаки для заикания, а затем для клаттеринга.

Анализ результатов изучения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

осознания ритма, входящих в него компонентов и нарушений ритмической организации РЕЧИ. Анализ полученных в ходе эксперимента данных позволяет говорить о том, что определение «ритма речи» большинством отечественных логопедов дается как чередование ударных и безударных слогов. Респонденты из США предлагают более широкое представление о ритме речи, добавляя к вышеуказанному определению последовательность и длительность звуков в клаузе, интонационные паттерны, семантику высказывания, наличие и место пауз в данном паттерне. (Клауза - минимальная предикация, элементарное предложение, сказуемое в котором может стоять как в личной форме, так и в инфинитиве.) Специалисты из Европы, Азии и Австралии вы-

бирают сходные варианты, предлагая также включить в определение такие показатели, как «легкость» и плавность, с которой реализуется речевой поток, темпоральные и скоростные характеристики устной речи.

К основным компонентам ритма речи большинство отечественных и зарубежных респондентов относят темп, мелодику, паузу и ударение. Незначительная часть отечественных логопедов склонна также считать плавность и метр одними из основных параметров

речевого ритма. Зарубежные специалисты из англоязычных стран, прежде всего из США, напротив, выделяют плавность и метр в качестве основных компонентов ритма речи, однако для других зарубежных специалистов эти характеристики являются факультативными.

Количественный анализ результатов исследования профессионального осознания заикания как расстройства ритмической организации речи представлен в таблице 1.

Таблица 1

Количественный анализ результатов исследования профессионального осознания заикания как расстройства ритмической организации речи, %

Респонденты

Нарушения ритма речи при заикании Россия США страны Европы и Азии

1) ускоренный темп речи 80 37 67

2) замедленный темп речи 40 37 50

3) нерегулярный темп речи 40 87 50

4) увеличение длителыности пауз между: - слогами 53 50 67

- словами 47 12 67

- фразами 27 67

5) уменышение длителыности пауз между: - слогами 20 12 50

- словами 27 12 33

- фразами 40 37 33

6) недостаток пауз между: - слогами 20 12 17

- словами 27 25 33

- фразами 27 25 33

7) паузы хезитации 40 87 83

8) запинки на ударныгх и предударныгх словах 53 50 67

9) частые повторы звуков, слогов, слов 93 87 100

10) растянутосты артикуляции звуков 80 87 100

11) нарушение мелодического (просодическо- 80 37 17

го) компонента речи

12) монотонносты речи 73 37 50

Как можно видеть из таблицы

1, основными признаками заикания с точки зрения расстройства ритмической организации речи специалисты из всех стран считают частые повторы звуков, слогов, слов, а также растянутость артикуляции звуков. Отечественные респонденты также указывают на ускоренный темп речи, нарушение мелодического компонента речи и ее монотонность в целом. Опрошенные из США, Австралии, Англии, Израиля, Китая и Швеции отмечают наличие пауз хезитации при заикании, а специалисты из США акцентируют внимание на

нерегулярный темп речи. Кроме того, они считают, что особенностями речи при заикании являются также дизритмичная фонация и паузы, связанные с напряжением. По-видимому, в дальнейших исследованиях стоит развести все паузы в речи на паузы, связанные с судорожной активностью мышц речевого аппарата, и паузы, связанные с внутреннеречевым программированием высказывания.

Количественный анализ результатов исследования профессионального осознания клаттеринга, как расстройства ритмической организации речи, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Количественный анализ результатов исследования профессионального осознания клаттеринга как расстройства ритмической организации речи, %

Респонденты

Нарушения ритма речи при клаттеринге Россия США страны Европы и Азии

1) ускоренный темп речи 75 75 83

2) замедленный темп речи 17 12 -

3) нерегулярный темп речи 73 87 83

4) увеличение длительности пауз между: - слогами 13 25

- словами 27 50

- фразами 27 37

5) уменьшение длительности пауз между: - слогами 47 63 67

- словами 47 50 83

- фразами 53 50 67

6) недостаток пауз между: - слогами 20 50 83

- словами 27 50 83

- фразами 33 50 83

7) паузы хезитации 20 63 33

8) запинки на ударных и предударных сло- 13 25 33

вах

9) частые повторы звуков, слогов, слов 73 50 67

10) растянутость артикуляции звуков 40 13 17

11) нарушение мелодического (просодического) компонента речи 60 75 83

12) монотонность речи 73 50 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показано в таблице 2, в качестве основных нарушений ритмической организации речи при клаттеринге специалисты из всех стран выделяют ускоренный и нерегулярный темп речи. Респонденты из США, Австралии, Англии, Израиля, Китая и Швеции к облигатным симптомам клаттеринга также относят нарушение мелодического компонента речи, а опрошенные из Европы и Азии - уменьшение длительности пауз между словами, недостаток пауз между слогами, словами и фразами. Кроме того, специалисты из США предлагают включить в симптомокомплекс нарушений ритма речи при клаттеринге нерегулярные паузы, а специалист из Израиля - повтор частей предложения.

Результаты исследования профессионального понимания тех речевых расстройств, в картине которых присутствует нарушение ритма речи, выявили, что большинство опрошенных логопедов указывает на заикание и клаттеринг как на речевую патологию, при которой нарушается ритмическая организация речи.

Все опрошенные отечественные респонденты (100 %) ставят на первое место заикание как речевое нарушение, при котором страдает ритмическая организация речевого высказывания; 93 % опрошенных отмечают клаттеринг, 80 % - дизартрию, 53 % - афазию.

87 % респондентов из США указывают на заикание и клатте-ринг как на речевую патологию, при которой наблюдается расстройство ритмической организации речи, 75 % - на детскую апрак-сию речи, которая может быть сопоставлена с выделяемой в рамках отечественной логопедии моторной алалией; 50 % - на дизартрию.

Специалисты из стран Европы и Азии выделяют клаттеринг (100 %) и заикание (83 %) и как речевые расстройства, при которых нарушается ритм речи. Корме того, большинство респондентов (83 %) указывает на дизартрию как речевое расстройство, при котором также страдает ритмическая организация речи; 67 % - на детскую апраксию и афазию.

Таким образом, все опрошенные специалисты выделяют заикание и клаттеринг как типичные расстройства ритмической организации речи. Однако в некоторых странах эти речевые нарушения дифференцируются по показателю «нарушения ритмической организации речи», а в других этот признак не является ведущим.

Как видно из диаграммы, отечественные специалисты в качестве расстройства ритмической стороны высказывания выделяют прежде всего заикание (100 %), а лишь затем клаттеринг (93 %). Напротив, респонденты из Европы и Азии, в

целом, считают клаттеринг более типичным нарушением речевого ритма: 100 % опрошенных выделяют клаттеринг, а заикание выделяет 83 % респондентов. Среди опро-

шенных специалистов из США процент выделения заикания и клаттеринга как нарушений, при которых страдает ритм речи, одинаков и составляет 87 %.

Диаг. Профессиональное осознание заикания и клаттеринга как расстройств ритмической организации речи

Обсуждение. Применяемый за рубежом термин «профессиональное осознание» касается культуры профессионального мышления специалиста. В тех случаях, когда понятие о каком-либо явлении не введено в теорию науки, оно соответственно не используется и в обиходе данной профессии. К таким феноменам относится клаттеринг как нарушение плавности речи. Осознание специалистами данного речевого расстройства в России требует дополнительных усилий по информированию специалистов логопедического профиля на разных уровнях профессиональной подготовки.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы.

Среди отечественных и зарубежных специалистов нет унифицированной трактовки определения понятия «ритм речи» и тех компонентов, которые раскрывают данный термин.

Заикание и клаттеринг понимаются логопедами как типичные расстройства ритмической организации речи. Однако эти нарушения ритмической организации речи связываются специалистами с разными явлениями: при клаттеринге ритмическая дезорганизация речи проявляется в ускоренном и нерегулярном темпе речи, а при заикании главным образом в повторах звуков, слогов, слов и растянутости артикуляции звуков. Можно предполагать, что нарушение организа-

ции речевого процесса при этих 6. двух расстройствах плавности речи обусловлено разными механизмами.

Изучение профессионального 7. осознания специалистами того или иного феномена патологии речи

является перспективным в целях исследования механизмов речевых расстройств.

Литература

1. Белякова, Л. И. Паузы в

нормальной речи и при заикании / Л. И. Белякова,

Е. А. Дьякова // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. -

С. 88-94. 8.

2. Белякова, Л. И. Логопедия:

заикание : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /

Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Академия, 2003.

3. Белякова, Л. И. Классифи-

кация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. - 2007. - № 4. -

С. 3-9.

4. Сластенин, В. А. Идея комплексного подхода к воспи- 9.

танию и подготовке учителя / В. А. Сластенин // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепция, новые структуры / Воронеж. гос. пед. ун-т. -Воронеж, 1992. 10

5. Филатова, Ю. О. Нарушения онтогенеза плавности речи / Ю. О. Филатова // Дефектология. - 2003. -№ 3. - С. 34-38.

Филатова, Ю. О. Клатте-ринг : моногр. / Ю. О. Филатова. - М. : Прометей, 2005. Филатова, Ю. О. Изучение проблемы профессионального осознания клаттерин-га / Ю. О. Филатова // Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова / Ленинград. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - СПб.,

2010. - С. 213-221. Georgieva, D. Professional awareness of cluttering: a comparative study (part two) / D. Georgieva // H-G. Bosshardt, J. S. Yaruss, & H. F. M. Peters (Eds.) Fluency Disorders: theory, research, treatment and self-help. Proceedings of the Third World Congress on Fluency Disorders in Nyborg, Denmark / Nijmegen University Press. - Nijmegen, 2001. - P. 630-634.

International Cluttering Association [Электронный

ресурс] ; Web-мастер

K. Bakker. - Электрон. дан.

- USA, 2011 - . Режим доступа: http://associations.

missouristate.edu/ICA/.

St. Louis, K. O. Studies of cluttering: perceptions of cluttering by speech-language pathologists and educators / K. O. St. Louis, A. R. Hin-zman // Journal of Fluency

Disorders. - 1986. - № 11. -P. 131-149.

11. St. Louis, K. O. Understanding and treating of cluttering / K. O. St. Louis, F. L. Myers, K. Bakker, L. Raphael // In: E. G. Conture, R. F. Curlee (Eds.) Stuttering and Related Disorders of Fluency. - NYStuttgart : Thieme, 2007. -P. 308-311.

12. St. Louis, K. O. Professional

awareness of cluttering /

K. O. St. Louis, L. Rustin //

In: F. L. Myers & K. O. St.

Louis (Eds.) Cluttering:

A Clinical Perspective. - San

Diego, London : Singular Publishing Group, Inc., 1996. - P. 23-35.

13. Starkweather, C. W. The development of fluency in normal children / C. W. Starkweather // Stuttering Therapy: Prevention and Intervention with Children. - SFA, 2002. -P. 67-100.

14. Ward, D. (Eds.) Cluttering: A Handbook of Research, Intervention and Education /

D. Ward, K. Scaler Scott. -Hove and N. Y. : Psychology Press, Taylor & Frances Group, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.