Научная статья на тему 'Инновационные аспекты подготовки логопедов XXI века'

Инновационные аспекты подготовки логопедов XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты подготовки логопедов XXI века»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЛОГОПЕДОВ XXI ВЕКА

Ю.О. Филатова

Современный уровень развития педагогики не позволяет базироваться только на эмпирическом подходе в разработке методов коррекци-онной работы. Логопедия XXI века вышла за рамки прикладных педагогических исследований, ориентированных на обеспечение преодоления речевых нарушений. Логопедическая наука уже введена в широкий контекст научных направлений изучения рече-языковой системы в норме и при патологии. Накопление системных представлений в целостной науке о человеке дало новый импульс для проведения более глубоких научных исследований. В этой связи образование будущих логопедов становится фундаментальным, начиная с начальных курсов обучения.

Известно, что содержание педагогического образования лежит в ос-20 нове профессиональной культуры учителя. Организация поливариантного образовательного пространства высшей педагогической школы включает оптимальный остов идей, представлений, способов познания, мышления, которые позволят в дальнейшем стать учителю субъектом профессиональной деятельности, широко использующим саморазвитие и самообучение.

По В.А. Сластенину [21], в основу разработки содержания педагогического образования должны быть положены принципы универсальности, интегративности, целостности картины мира, воссоздаваемой комплексом базовых дисциплин, фундаменталь-

ности, профессиональности, вариативности и многоуровневости.

Акцентируя внимание на принципе многоуровневости педагогического образования, т.е. подготовке специалиста на ступенях общего, базового (бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантуры, различных форм послевузовского повышения квалификации, следует отметить, что специальная педагогика находится на начальном этапе осуществления этого принципа.

Наметившийся в последнее время переход высшего образования на двухуровневую систему подготовки выдвигает проблемы, связанные с интенсивными изменениями в образовании в целом, как в подготовке учителей-логопедов базового звена (практиков), так и преподавателей высшей школы в области логопедии.

Модернизация высшего профессионального образования базируется на представлении о непрерывности и преемственности стадий образовательного процесса, о взаимосвязи образовательных программ всех уровней: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Диалектическое развитие содержания образования предполагает целостность его архитектоники, что позволит реализовать последовательное развитие личности будущего специалиста-логопеда и расширить его обучающие и креативные возможности.

В настоящее время на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета ведутся исследования, которые внедряются в педагогический процесс на разных ступенях высшего образования.

Несмотря на то, что в содержательном поле подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования основное место занимают логопедические технологии, студенты подробно знакомятся с теорией логопедии не только при обосновании разных подходов к классификации речевых расстройств, но и при изучении патогенетических механизмов различных видов речевой патологии [7, 15, 17 и др.]. Нередко оставаясь в рамках традиционных названий, содержательно меняются такие курсы профессионального цикла дисциплин, как «Логопедия», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы и воспитание детей с речевыми нарушениями», направленные на развитие не только профессиональной компетентности обучающихся, но и на формирование их профессионального мышления. В аспекте этого анализа логопедические технологии меняются содержательно, качественно более широко вводится ознакомление с информационными компьютерными технологиями (ИКТ) — демонстративно-иллюстративными и обучающими компьютерными программами, предполагающими использование продуктивных видов деятельности студентов [14, 15]. Включение ИКТ в лекции, лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам профессионального цикла позволяет в вузе моделировать ситуации будущей профессиональной деятельности обучающихся в качестве логопедов.

Особо важное значение имеет следующий этап развития профессионального мышления и получения фундаментальных знаний в области логопедии — теоретическая подготовка магистров, которая включает изуче-

ние современных научных знаний о человеке, его речеязыковой деятельности и ее патологии. Овладевая теоретическим и инструментальным аппаратом, магистранты обогащают теоретический и технологический опыт разработки общих и персональных программ изучения лиц с нарушениями речи для решения диагностических, прогностических и коррекцион-ных задач логопедии.

Одной из целей обучения магистра в области логопедии является формирование навыков научно-исследовательской и педагогической деятельности. В связи с этим в инновационное содержание подготовки логопедов в магистратуре, по замыслу преподавателей кафедры логопедии МПГУ, могут входить учебные дисциплины предметно-специализированного цикла, направленные на расширение представлений о логопедической науке XXI века как интегративной отрасли педагогического знания. Преподавателями кафедры логопедии разработаны такие новые курсы, как:

• Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений;

• Темпо-ритмическая организация моторики и речевой деятельности;

• Психолингвистическая диагностика нарушений речевого развития;

• Письменная речь и ее нарушения;

• Особенности логопедической работы с детьми с билингвизмом;

• Деонтология в логопедии [12].

Методологическим фундаментом

предлагаемого цикла дисциплин является междисциплинарный подход, отражающий сущность современной образовательной парадигмы высшей профессиональной подготовки магистров по профилю — Логопедия. Есть основания полагать, что изучение ме-

ханизмов речевых нарушений как научная школа кафедры логопедии является тем исходным концептом, на базе которого закономерно развиваются, «вырастают» все отрасли и направления логопедической науки и практики. Проблематика научных изысканий преподавателей кафедры включает как общетеоретические и методологические вопросы исследования речевых нарушений, так и частные проблемы изучения отдельных форм речевой патологии с позиций мульти-дисциплинарного подхода.

Один из аспектов теоретической подготовки магистрантов — современные представления о системной организации функций, рассматриваемые нами с точки зрения функциональной системы поведенческого акта, разработанного П.К. Анохиным [2] и не теряющего своей актуальности в настоящее время. В логопедии этот аспект рассматривается впервые. С этих позиций развитие представлений о врожденных механизмах речеязыковой деятельности, а также возможность центральной нервной системы в дальней-22 шем развивать эти генетические механизмы (по П.К. Анохину, «формирование онтогенетической памяти» [2]) являются важными для понимания механизмов речеязыковой деятельности и ее патологии. Рассмотрение различных компонентов функциональной системы речепроизводства, доступных в настоящее время изучению, показывает, что организация, синхронизация и координация этих составляющих могут быть осуществлены только в результате наличия такого фундаментального свойства центральной нервной системы, как ритм, являющегося сущностью материи.

Ритм — предмет нашего специального теоретического и практического

изучения процессов общебиологических свойств центральной нервной системы человека, имеющих фундаментальное значение в реализации речеязыковой функции.

Объективная востребованность изучения ритма связана, в первую очередь, с его общебиологической значимостью. Вся живая природа устроена ритмично, существуют как внешние, так и внутренние, независимые от внешних стимулов биологические часы.

В самом широком понимании ритм — это «воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.)» [9, 133].

Ритмичность присуща как значительному числу важных в биологическом смысле изменений в окружающей физической среде, так и кинетике ведущих биохимических процессов, являясь одним из фундаментальных свойств живой природы [24]. Согласно П.К. Анохину, именно ритмические воздействия, как результат изначальных свойств пространственно-временной структуры неорганического мира, обуславливают собою всю анатомическую организацию и приспособительные функции первичных живых существ [1]. А.В. Войно-Ясенецкий считает, что усвоение ритма в процессе эволюции живыми организмами является, несомненно, одним из ведущих приспособлений органической природы к неорганической среде, организованной, как и материя в целом, ритмично [10].

Организм человека — это целостная система, синхронизирует и координирует ритмы всех частей которой головной мозг.

Таким образом, ритм является природным качеством человека. В ходе жизнедеятельности индивидуума ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм как одну из форм общественного сознания происходит естественное овладение различными видами деятельности. Именно ритм является в человеке и духовной, и физической сущностью. Интенсивные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности.

С нашей точки зрения, речь представляет собой высший этап развития психомоторики, высокоорганизованную координированную деятельность человека. Плавность речи является высшим этапом развития речеязыко-вой функции, т.к. этот показатель свидетельствует о том, что все компоненты речевого высказывания настолько синхронизированы и согласованы между собой, что временные параметры кодирования и декодирования, совершаемые при подготовке к процессу речевого высказывания, ускользают от наблюдателя.

Развитие плавности речи — показатель становления ритмических механизмов мозга, благодаря которым происходят временная состыковка программ выбора лексических и грамматических средств выражения, выбора моторной реализации речевого высказывания (речевое дыхание, голос, артикуляторная программа) и реализация общей программы устной речи.

В норме психофизиологическая и психолингвистическая системы рече-языковой функции находятся в теснейшей взаимосвязи, т.е. синхронизи-

рованы во всех компонентах. Взаимодействие компонентов этих систем и взаимодействие систем в процессе устной речи обеспечивается постепенным развитием сложнейшей системы координации, внешне выступающей в виде ритма речевой деятельности.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что при любой речевой патологии выявляются нарушения ритмических процессов, которые, в первую очередь, обнаруживаются в моторной деятельности детей раннего возраста. По мере развития речи наблюдаются нарушения ее ритмической организации, которые доступны наблюдателю в виде обилия показателей неплавности речи, что свидетельствует о затруднении или даже нарушении формирования ритмической структуры слова, ритмической структуры фразы и текста, нарушении речевого дыхания как ритмического процесса [3, 4, 5, 8].

Сензитивные и особенно гипер-сензитивные фазы речевого развития у детей с речевыми нарушениями обнаруживают существенные сдвиги в ритмическом оформлении высказы- 23 вания. Особо выражено нарушение ритма при таких речевых патологиях, как заикание и клаттеринг, где формирование ритмических процессов речевой и моторной деятельности является основой [6, 11, 20, 22].

Изучение состояния произвольной моторики и речи заикающихся показывает, что одновременная реализация движений рук, ног и речевой деятельности недостаточно точно координируется по темпу и ритму либо затруднена; общий средний показатель темпа речевых артикуляций заикающихся медленнее темпа речевых артикуляций лиц без заикания [6, 16, 19 и др.].

По данным И.Ф. Павалаки [18], у детей дошкольного возраста с разными клиническими формами заикания диапазон усвоения темпо-ритма движения и речи сужен: у детей с невротической формой заикания он сужен за счет трудностей реализации медленных темпов; у детей с неврозоподобной формой заикания — за счет невозможности реализации быстрых темпов.

Исследование Ю.О. Филатовой [23] свидетельствует о том, что у младших школьников с заиканием расстройство восприятия, оценки ритма и воспроизведения сложных ритмических структур связано с нарушением ритмической способности, особенно при выполнении специальных проб с функциональной нагрузкой. Чувство ритма у детей с заиканием формируется с задержкой — с возрастом у них уменьшаются ошибки восприятия и оценки ритма при выполнении простых заданий, однако остаются грубые ошибки при воспроизведении сложных ритмических серий во всех модальностях.

Снижение чувства ритма препят-24 ствует не только формированию плавности речевого высказывания, но и развитию внутреннего программирования речи, что отражается на психолингвистических характеристиках речи как детей, так и взрослых. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой показывает, что детям с невротической формой заикания доступно программирование монолога как речевого целого и каждого речевого отрезка, входящего в текст. В то же время они испытывают затруднения, связанные с конкретно-языковой реализацией высказывания, проявляющиеся в языковых (лексических) ошибках, что свидетельствует о нару-

шении внутрисинтагматического планирования речи. У дошкольников с неврозоподобной формой заикания нарушение связной речи обусловлено несформированностью операций, осуществляющих смысловую организацию высказывания, и операций, осуществляющих его структурно-языковое оформление. Независимо от клинической формы речевого нарушения в дошкольном возрасте намечается тенденция к патологическому формированию монологической речи [20].

Изучение особенностей организации речевого высказывания у взрослых заикающихся, осуществленное Е. А. Дьяковой, выявляет значительную дезорганизацию их устной монологической речи, существенное снижение словарного разнообразия в сравнении с нормой (за счет использования большого количества частотных слов, клишированных фраз, семантически нерелевантных повторов, «ложных начал» и переформулировок как результата поиска адекватных лексических единиц для выражения мыслей). Данные явления свидетельствуют о значительных трудностях взрослых заикающихся при планировании высказывания на семантическом уровне. Речь в целом характеризуется более упрощенным построением. Проведенный автором психолингвистический анализ особенностей процесса речеобразова-ния у взрослых заикающихся позволяет считать, что их речь дезорганизована не только на моторном уровне, но и на всех более высоких уровнях внутрен-неречевого программирования каждого высказывания, начиная с его мотива и включая семантический и лексико-грамматический этапы порождения речевого высказывания [11].

Если при заикании расстройства ритма высказывания связаны с нали-

чием большого количества показателей неплавности речи: повторов звуков, слогов, слов, паузирования, пересмотров и т.д., то при клаттеринге нарушения ритма высказывания обусловлены наличием неоправданных добавлений (звуковых, слоговых и пословных), пересмотров, повторов слогов, слов и фраз несудорожного характера, паузирования [3, 7, 22].

Речевая патология со всей очевидностью демонстрирует, что нарушение речеязыковой функциональной системы в любом звене (изолированное нарушение произносительной, слоговой структуры слова, речевого дыхания, плавности речевого высказывания, просодики) связано, в первую очередь, с расстройством ритмической регуляции речеязыковой функции в целом и внутри каждого компонента (подсистемы) [7].

Таким образом, ритмическая регуляция речеязыковой функции в норме и патологии, как один из аспектов изучения психомоторики и речи, позволит магистрантам на новом уровне осмыслить те фундаментальные процессы, которые лежат в основе патогенетических механизмов речевых нарушений.

Теоретические знания обучающихся в магистратуре способствуют профессиональному осмыслению значения различных методических аспектов деятельности будущих специалистов, формированию собственного индивидуального подхода к организации коррекционно-педагогического процесса в целом.

Глубокое усвоение теоретических представлений о фундаментальных процессах, связанных с речевой деятельностью, стимулирует познавательную активность обучающихся в магистратуре, способствует формиро-

ванию у них индивидуальных профессиональных интересов в области научно-исследовательской деятельности. Сформированность этих качеств позволит магистрантам выполнить квалификационную работу (магистерскую диссертацию) на высоком профессиональном уровне.

Особое значение теоретическая база будет иметь на следующем этапе подготовки специалиста высшей квалификации — в аспирантуре. Процесс обучения в магистратуре должен способствовать развитию умения осмыслять проблему отклонений речеязыко-вого развития при влиянии различных патогенетических механизмов. Сформированный в процессе обучения в магистратуре научно-исследовательский интерес к определенной области логопедического знания позволит аспирантам выделить направление своего научного исследования в области мульти-дисциплинарного изучения речевой деятельности в норме и патологии, осмыслить не только тему, цель, задачи, но и методологический аспект фундаментального научного исследования.

Профессиональная готовность ас- 25 пиранта, обучающегося на кафедре логопедии, создаст возможность разрабатывать фундаментальные направления исследований, открывать новые закономерности как в онтогенезе ре-чеязыковой деятельности, так и при различных видах речевой патологии, что, несомненно, обогатит целостную ветвящуюся систему научного логопедического знания, представляющую современную научную школу кафедры логопедии, носящую название «Основные механизмы нарушений речи».

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Биология и нейробиоло-

гия условного рефлекса. — М., 1968.

2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1975.

3. Асланова С.Р. Проблема неплавности речи у детей дошкольного возраста: Монография. — М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2007.

4. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4. — С. 12—18.

5. Белякова Л.И., Асланова С.Р. Характеристика показателей неплавности речи у дошкольников // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — 2-е изд. исп. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С. 69—75.

6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 3—9.

2Ц 8. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа // Речь ребенка: проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

9. Большая Советская Энциклопедия. — М., 1975. — Т. 22. — С. 133—134.

10. Войно-Ясенецкий А.В. Первичные ритмы возбуждения в онтогенезе. — Л., 1974.

11. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Прометей, 1992. — С. 38—50.

12. Инновационное содержание высшего профессионального образования в логопедии: Учеб. пособие / Под ред.

Преподаватель XX

Г.В. Бабиной, Л.И. Беляковой, Ю. О. Филатовой. — М.: Прометей, 2008 (в печати).

13. Китик Е.Е. Применение информационных технологий в процессе подготовки логопедов: база данных «Нарушения фонетического строя детской речи» // Дефектология. — 2006. — № 5. — С. 58—64.

14. Китик Е.Е. Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа «Дис-лалия» // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 79—84.

15. Логопедия: Учебник для студентов де-фектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 2004.

16. Оганесян Е.В. Анализ взаимосвязей некоторых сторон моторики и речи взрослых заикающихся // Дефектология. — 1983. — № 3. — С. 16—20.

17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968.

18. Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1996.

19. Рычкова Н.А.. Логопедическая ритмика для заикающихся дошкольников. — М.: ГНОМ и Д, 2000.

20. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой // Заикание: проблемы теории и практики / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Прометей, 1992. — С. 20—37.

21. Сластенин. — М.: Изд. дом Магистр-пресс, 2000. — С. 235.

22. Филатова Ю.О. Клаттеринг: Монография. — М.: Прометей, 2005.

23. ФилатоваЮ. О. Полимодальная оценка чувства ритма у детей с заиканием // Развитие научного наследия А.Р. Лу-рия в отечественной и мировой психологии: Сб. науч. тр. — Москва-Белгород, 2007. — С. 89.

24. Goodwin B.C. Temporal organization of cells. — New York; London, 1963. Щ

-3 / 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.