Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННОМУ НАУЧНОМУ ЦЕНТРУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ 80 ЛЕТ'

ОТЕЧЕСТВЕННОМУ НАУЧНОМУ ЦЕНТРУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ 80 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННОМУ НАУЧНОМУ ЦЕНТРУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ 80 ЛЕТ»

ние заслуженного деятеля науки, а 5 ноября этого же года решением Совета Всесоюзного института экспериментальной медицины была присуждена ученая степень доктора медицинских наук.

А. Н. Сысин уделяет большое внимание подготовке научных кадров в области коммунальной гигиены. Он принимает участие в создании первого оригинального руководства по коммунальной гигиене "Основы коммунальной гигиены" (т. 1, 1936; т. 2, 1938).

Большая научно-исследовательская работа, проводимая в институте, не прекращается и в годы Великой Отечественной войны. И когда в 1944 г. создается Академия медицинских наук СССР, Институт коммунальной гигиены преобразуется в Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР, а его директора Алексея Николаевича Сысина утверждают действительным членом Академии медицинских наук СССР.

В 1947 г. А. Н. Сысин выступает на сессии АМН СССР с программным докладом "Задачи планирования и благоустройства населенных мест", в котором указывает на необходимость углубленного комплексного исследования влияния факторов внешней среды на состояние организма человека. Несмотря на преклонный возраст (в 1949 г. Алексею Николаевичу исполнилось 70 лет), он ведет большую научную и педагогическую работу. Он член бюро отделения гигиены, микробиологии и эпидемиологии АМН СССР и с 1950 по 1953 г. — академик-секретарь этого отделения, член ученых медицинских советов Министерства здравоохранения СССР и РСФСР. Его много лет подряд избирают членом президиума и председателем правления Всесоюзного научного общества гигиенистов и санитарных врачей, членом правления Общества водоснабжения и санитарной техники, он является редактором, а затем заместителем редактора журнала "Гигиена и санитария", помощником главного редактора Большой медицинской энциклопедии (1-е изд.).

Алексей Николаевич Сысин умер 25 июня 1956 г. в возрасте 76 лет. Ни на минуту не прекращал он своей научной и общественной работы. Он прошел большой жизненный путь, главной целью которого было служение своему народу, своей Родине.

Он был не только первым санитарным врачом молодой Советской Республики, но и активным строителем и теоретиком ее здравоохранения. Его имя заслуженно нужно называть в одном ряду с именами Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева, М. И. Барсукова, Л. А. Тарасевича. Он достойно представлял наше здравоохранение в международных санитарных организациях и был широко известен за рубежом.

В его трудах истоки ряда весьма актуальных гигиенических проблем, волнующих современных гигиенистов: строительство и благоустройство городов, акклиматизация и освоение Крайнего Севера, охрана природы. Многие из его трудов не потеряли своего значения до сих пор.

Литература

1. Барсуков М. И. Великая Октябрьская социалистическая революция и организация советского здравоохранения. — М., 1951.

2. Васильев К. Г., Васильев К. К. А. Н. Сысин. — М., 1981.

3. Васильев К. К. Роль Всероссийских (Всесоюзных) съездов бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей в развитии отечественной микробиологии, эпидемиологии и изучении инфекционных болезней (1918—1928 гг.): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1981.

4. Семашко Н. А. Избранные произведения. — М., 1967.

5. Страшун И. Д. // Гиг. и сан. - 1957. - № 6. - С. 52.

Поступила 08.04.04

® В. А. КАПЦОВ, 2005 УДК 613.692:656.21 ].061.62

В. А. Капцов

ОТЕЧЕСТВЕННОМУ НАУЧНОМУ ЦЕНТРУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ - 80 ЛЕТ

ФГУГТ "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены", Москва

Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) — старейший в стране и за рубежом многопрофильный отраслевой научный, методический и учебный центр транспортной профилактической медицины — отсчитывает свою историю с мая 1925 г., со дня образования Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте Управления путей сообщения Наркомздрава РСФСР. Позднее Постановлением Совнаркома СССР от 28 апреля 1931 г. № 113 медико-санитарные учреждения, обслуживающие железнодорожный транспорт, переданы из ведения Наркомздрава республик в ведение НКПС СССР, в связи с чем была организована Центральная на-учно-исследовательская психофизиологическая лаборатория Транспортно-санитарного управления НКПС СССР, в 1936 г. переименованная в Центральную науч-но-исследовательскую лабораторию психофизиологии и гигиены труда на транспорте и в 1939 г. преобразованная в Центральную научно-исследовательскую лабораторию гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте (ЦНИЛГЭ) Управления санитарной службы и ле-чебно-профилактических учреждений НКПС СССР.

В октябре 1960 г. на базе ЦНИЛГЭ организован Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Главного врачебно-санитарного управления Министерства путей сообщения СССР, в 1992 г. переименованный во Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Департамента здравоохранения МПС России, в настоя-

щее время — ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены".

ВНИИЖГ — единственный в транспортной системе России научно-исследовательский центр медико-профилактического и гигиенического профиля, сохранивший и развивший лучшие традиции железнодорожных врачей и гигиенистов, начиная со второй половины XIX века, с момента строительства и начала эксплуатации первых российских железных дорог и до настоящего времени. У истоков железнодорожной медицины стоял выдающийся ученый-гигиенист проф. Ф. Ф. Эрисман, который в своей монографии "Профессиональная гигиена умственного и физического труда", вышедшей в свет в Санкт-Петербурге в 1877 г., впервые написал главу "Гигиена служащих на железных дорогах". В 1879 г. на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей по инициативе проф. Ф. Ф. Эрисмана создается секция железнодорожных врачей, что заложило научно-практические основы вра-чебно-санитарной службы на железных дорогах. В последующие годы (1898—1911) были проведены четыре совещательных съезда железнодорожных врачей, на которых были сформулированы основные направления развития транспортной медицины, решены организационные вопросы, проанализирован и обобщен опыт практической работы врачей первых российских железных дорог.

Многолетняя история отечественной железнодорож-, ной гигиенической науки сохранила имена ее основоположников, работавших в конце XIX — начале XX века:

А. Н. Лебедев, А. А. Вырубов, С. В. Вышинский, Э. Ф. Ландезен, В. И. Порай-Кошиц, Я. А. Федотов-Чеховской, Е. А. Головин, В. И. Земблинов, Г. К. Кулаков-ский, В. Д. Шервкнский, Н. А. Сахаров, С. А. Михайлов и др.

Основы трансаортной гигиены были заложены по инициативе Н. А. Семашко при организации Клиники социальных и профессиональных заболеваний (1923 г.), в которой одним из сотрудников этого учреждения М. Я. Лукомским были начаты первые гигиенические исследования на железных дорогах. Созданию Центра железнодорожной медицины предшествовали Всесоюзные съезды санитарных врачей и Всероссийские совещания здравотделов транспорта, проводившиеся в начале 20-х годов. Медико-санитарный отдел путей сообщения Наркомздрава РСФСР, объединявший в те годы врачеб-но-санитарные службы железных дорог и водных путей, выполнял большую организационную и научно-практическую работу по изучению условий труда, оказанию лечебно-профилактической помощи, предупреждению профессиональных болезней и производственного травматизма, разрабатывал меры по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями, внедрял новые формы дезинфекции и дератизации транспортных объектов, исследовал особенности профессионального отбора, коммунальной гигиены и гигиены населенных мест, водоснабжения, школьной гигиены и санитарного просвещения (М. Г. Тракман, проф. С. Ф. Казанский, М. Г. Ра-фес, О. Д. Гарш, С. Е. Шрайбер, Л. О. Богин, проф. П. Е. Заблудовский, проф. Н. М. Анастасьев). Л. С. Каминский — железнодорожный санитарный врач, впоследствии известный отечественный ученый в области санитарной статистики, исследовал состояние здоровья и физическое развитие железнодорожников на Северо-Западной железной дороге и на основе этой работы им была написана монография "Здоровье и быт железнодорожных рабочих" (1926 г.). По инициативе Л. С. Каминского, начиная с 1923 г., выпускался журнал "Гигиена и санитария путей сообщения". Значительные научные работы по актуальным проблемам железнодорожного транспорта проводили сотрудники кафедры гигиены Военно-медицинской академии под руководством выдающегося ученого, проф. Г. В. Хлопина.

В разные годы Центром железнодорожной гигиены руководили известные ученые и специалисты. Первым директором ЦНИЛТ был проф. М. Я. Лукомский, в последующие годы лабораторию возглавляли А. И. Колодная и И. Н. Кудринский. На отдельных железных дорогах в этот период создаются лаборатории гигиены труда — предшественники будущих санитарно-эпидемиологических станций, которые обеспечивали организационно-методическое руководство и были экспертными органами в работе санитарных районов и врачебных участков железных дорог. Среди специалистов, работавших в этих лабораториях, были известные ученые-гигиени-сты: А. П. Кривенко, Е. Ц. Андреева-Галанина (Ленинград), М. С. Гершенович (Саратов), А. Я. Аверкиев (Ростов-на-Дону), Е. И. Кефели (Киев), В. Ю. Гейман (Днепропетровск), В. А. Сиворонов (Харьков) и др.

Принимал большое участие и оказывал помощь в работе железнодорожной врачебно-санитарной службы в течение многих лет акад. АМН СССР Ф. Г. Кротков, который являлся главным гигиенистом Красной Армии. По его инициативе и при непосредственном участии в годы Великой Отечественной войны на железных дорогах страны было организовано более 300 санитарно-кон-трольных пунктов (СКП), сыгравших значительную роль в предотвращении и распространении эпидемий инфекционных заболеваний. На посту вице-президента АМН СССР он был постоянным консультантом института по научным исследованиям в области радиационной гигиены и рецензентом сборников научных трудов ВНИИЖГ. В качестве председателя Правления Всесоюзного научного общества гигиенистов и санитарных врачей акад.

Ф. Г. Фротков неоднократно участвовал в выездных заселениях правления, проводимых на базе института.

После Великой Отечественной войны ЦНИЛГЭ руководили И. И. Могилевский, Б. А. Иванов и А. В. Бор-дуков. В 1950 г. одним из руководителей лаборатории проф. С. Ф. Казанским издан основополагающий научный труд "Железнодорожная гигиена", который в настоящее время остается классическим учебно-методиче-ским руководством для санитарных врачей. В октябре 1960 г. после организации ВНИИЖГ исполняющим обязанности директора был А. В. Бордуков, а с 1962 г. директором назначен проф. П. Н. Матвеев. С 1964 по 1986 г. ВНИИЖГ возглавлял его непосредственный организатор, известный ученый-гигиенист и педагог, заслуженный деятель науки РФ, проф. А. А. Прохоров. В этот период институт значительно расширяется, укрепляется его материально-техническая база, завершается строительство главного корпуса и комплекса других зданий института, создаются новые научные подразделения, определяются медико-профилактические направления научно-исследовательской работы, соответствующие технической политике и развитию отечественного железнодорожного транспорта. В институте открывается аспирантура и институт пополняется квалифицированными и молодыми научными сотрудниками и специалистами, издаются книги, руководства и периодические сборники научных трудов "Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте". С 1986 по 1992 г. институтом руководил Ю. Н. Коршунов, с 1992 по 1993 г. исполняющим обязанности директора института был проф. С. В. Суворов. С 1993 г. по настоящее время институтом руководит член-корр. РАМН проф. В. А. Кап-цов.

В научную летопись ВНИИЖГ вписаны имена таких известных ученых и организаторов железнодорожной медицинской науки, как А. 3. Абританин, М. Г. Бабаджанян, проф. В. А. Бащенин, Ю. С. Боровер, Е. Д. Бре-нер, В. К. Варищев, И. М. Гелис, акад. Л. Г. Громашев-ский, И. Ф. Запалкевич, А. Я. Запорожченко, проф. Г. П. Зарубин, проф. С. Ф. Казанский, акад. И. А. Кас-сирский, Э. Г. Кассирская, Я. С. Конь, И. Г. Матуль-ский, проф. П. И. Никитин, И. П. Овчинкин, проф. Е. Б. Рабкин, Д. Л. Сац. Заложенные ими научные традиции успешно продолжили ученые следующего поколения: проф. А. А. Прохоров, проф. А. Л. Вклковыский, проф. А. М. Волков, проф. Э. И. Гольдман, проф. И. С. Кандрор, проф. А. И. Киколов, член-корр. РАМН В. 3. Кучеренко, проф. А. М. Лакшин, проф. С. В. Суворов, проф. А 3. Цфасман.

Сегодня продолжается большая и напряженная науч-но-методическая и учебная работа по охране здоровья железнодорожников и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах железнодорожного транспорта, в которой принимают активное участие руководители и ведущие специалисты научных подразделений института проф. А. Г. Базазьян, доктор мед. наук И. Ф. Боярчук, канд. мед. наук В. С. Викторов, В. В. Галкина, канд. мед. наук Б. Б. Елизаров, доктор мед. наук 10. Н. Каменский, канд. мед. наук А. Б. Кирпичников, проф. Ю. М. Комаров, канд. мед. наук Л. П. Ко-ротич, доктор мед. наук В. А. Кудрин, канд. техн. наук Л. Г. Кузина, канд. мед. наук А. Г. Лексин, проф. В. Б. Панкова, проф. В. А. Полякова, канд. мед. наук В. В. Романов, канд. биол. наук Т. Л. Соснова, канд. мед. наук Т. С. Тихова, канд. биол. наук М. Ю. Трошина и др.

На протяжении всего периода существования ВНИИЖГ в его стенах разрабатывались фундаментальные и прикладные научные проблемы медицины труда, гигиены, эпидемиологии, экологии, организации здравоохранения и профпатологии работающих на объектах железнодорожного транспорта, транспортного строительства и метрополитена.

Ведущее место в перечне отраслевых проблем железнодорожной медицины и гигиены в последние годы занимают следующие научные направления:

— научное обоснование и адаптация гигиенических и медико-профилактических мер по улучшению условий труда и охране здоровья работников ведущих профессий железнодорожного транспорта;

— санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение массовых пассажирских перевозок на железнодорожных вокзалах и в пути следования, разработка гигиенических норм рационального питания пассажиров в пути следования и на вокзалах;

— разработка и внедрение инструктивно-методиче-ских рекомендаций и предложений по совершенствованию лечебно-профилактических мероприятий медицинского обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах;

— гигиеническое обеспечение и разработка нормативно-технической и методической документации по проектированию и созданию современного подвижного состава и перспективных образцов локомотивов;

— адаптация и совершенствование системы государственного социально-гигиенического мониторинга применительно к объектам железнодорожного транспорта;

— разработка и обоснование мер по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий аварий и крушений пассажирских и грузовых поездов;

— исследование совместного и изолированного действия производственно-профессиональных факторов и условий трудовой деятельности на железнодорожном транспорте, гигиеническая оценка и нормирование, научное обоснование мер по снижению их неблагоприятного влияния на организм работающих;

— социально-гигиенические исследования основных параметров состояния здоровья работающих на железнодорожном транспорте, совершенствование организации и планирования амбулаторно-поликлинической стационарной помощи в лечебно-профилактических учреждениях системы железнодорожного транспорта, повышение качества медицинской помощи;

— изучение гигиенических основ и разработка практических рекомендаций по вопросам экологии и охраны окружающей среды от загрязнения в результате эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта;

— клинические исследования основных форм профессиональных и производственно-зависимых заболеваний, совершенствование диагностики болезней на ранних стадиях, обоснование мер профилактики профессиональной патологии; разработка принципов организации санаторно-курортной помощи работникам отрасли;

— изучение современных теоретических и научно-практических аспектов физиологии и патологии цветового зрения;

— оптимизация условий и режимов труда в отдельных службах и хозяйствах железнодорожного транспорта, предупреждение производственного травматизма, на-учно-методическое обеспечение аттестации рабочих мест на предприятиях и транспортных объектах;

— научно-методические разработки по санитарно-гигиеническому обеспечению безопасности железнодорожных перевозок опасных химических грузов и источников ионизирующего излучения;

— гигиеническая экспертиза и сертификация новых образцов железнодорожной техники и подвижного состава;

— разработка новых высокоэффективных технологий профилактики инфекционных и паразитарных болезней при пассажирских перевозках на основе современных методов дезинфекции и дезинсекции.

В структуре ВНИИЖГ 3 крупных научных отдела, объединяющих 14 лабораторий, отделений и секторов. В подразделениях работают 8 докторов медицинских наук, в том числе 5 профессоров, 28 кандидатов наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, 13 сотрудников института награждены знаком "Почетный железнодорожник".

Институт проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации научных сотрудников и са-

нитарных врачей железнодорожного транспорта. В 1994 г. на базе ВНИИЖГ создана кафедра железнодорожной гигиены медико-профилактического факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Только в последнее время проведены 10 циклов последипломного профессионального обучения (в том числе 3 — выездных), в общей сложности подготовлено более 100 курсантов по различным специальностям. В 2001 г. в институте открыт Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности 14.00.07. "Гигиена"; за этот период успешно защищено 25 работ. Начиная с 1995 г. регулярно проводятся ежегодные Актовые дни, на которых выступают ведущие ученые института.

Заказчиками договорных работ, выполняемых в стенах института, являются Департаменты ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), службы, хозяйства, предприятия и акционерные общества железнодорожного транспорта, научно-практические учреждения и организации других министерств и ведомств.

В целях решения научных проблем медицины труда, гигиены производственной и окружающей среды, профилактики профессиональных и экологически обоснованных заболеваний на железнодорожном, авиационном, морском, речном и автомобильном транспорте на базе института успешно действует Центр транспортной гигиены, гигиенической экспертизы транспортных средств и продукции транспортного назначения. Научные и организационные мероприятия по сертификации производственных объектов и санитарно-гигиенической аттестации рабочих мест решаются на базе Лабораторного испытательного центра. Только в последнее время дана гигиеническая оценка кабины электровоза ВЛ80М после капитального ремонта, проведены испытания тепловоза ТЭП70А для целей сертификации, кабины и салона электропоезда ЭД6, салона вагона электропоезда ЭД4М после 1-го этапа модернизации, моторвагонного подвижного состава ЭД4МК, ЭД6, ЭМ2И-003, РА1-003, "Спутник", ЭТ4А и образцов машин для ремонта железнодорожного пути.

На основании многолетних исследований в кабинах подвижного состава определен температурный норматив (24 ± 2°С), принятый для ряда климатических районов при наружных температурах от 10 до 33°С, а также для вагонов дальнего следования, межобластных и пригородного сообщения.

Разработаны и утверждены отраслевые гигиенические нормы по шуму, вибрации и инфразвуку при их со-четанном действии. Нормы ужесточены на 5 дБА и соответствуют мировому уровню с учетом возможного в перспективе повышения скоростей движения. Ужесточены нормы по вибрации в пассажирских вагонах. Они ориентированы на условия комфортного проезда пассажиров и совпадают с международными стандартами. Обоснованы также нормативы по инфразвуку для пассажирских вагонов. Эти нормативы являются самыми жесткими среди имеющихся нормативов в других странах.

Специалисты института участвовали в подготовке "Санитарных правил по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта" СП 2.5.1336—03, "Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте" СП 2.5.1250—03, "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" СП 2.5.1198—03 и других нормативных документов.

Говоря о важности профилактического направления в решении проблем безопасности грузовых перевозок, следует особо подчеркнуть значимость научно-практиче-ских разработок в отношении отдельных категорий грузов, аварийных ситуаций, которые могут привести к несравненно тяжелым медицинским и экологическим последствиям. В первую очередь это касается радиоактивных веществ (РВ), включая ядерные материалы (ЯМ).

Многолетние исследования в этой области были направлены на обоснование регламентирующих санитарно-ги-гиенических требований к организации перевозок таких грузов, включая безопасные техн<элогии и эффективные меры защиты от облучения различных контингентов, работающих на железнодорожном транспорте. Впоследствии данный материал был широко использован при издании правил, инструкций и руководств, являющихся правовой основой безопасности и санитарного надзора за условиями железнодорожных перевозок радиационных грузов, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций с радиационными грузами.

На сети железных дорог внедрен комплекс профилактических мероприятий и в отношении подавляющей части взрывчатых материалов (ВМ), включающий правила соблюдения необходимых условий предосторожности в технологии перевозочного процесса ВМ, порядок действий в случае возникновения нештатных ситуаций в виде аварийных карточек на ВМ и др.

Проведенный углубленный анализ потенциальной и реальной опасности перевозимых веществ убеждает в том, что тяжелые медицинские последствия возможны не только в результате аварийных ситуаций с указанными выше специальными грузами, но и некоторыми веществами из числа так называемых "массовых" химических грузов. В отличие от предыдущих их перевозят в больших количествах и на общих основаниях, в то же время для данной категории грузов не установлены особые правила или дополнительные требования к каким-либо сторонам перевозочной деятельности.

Традиционно значимым разделом железнодорожной гигиены остаются исследования по гигиеническому обеспечению пассажирских перевозок. 90-е годы прошлого века характеризуются большим числом научно-практических разработок по гигиене пассажирских перевозок с разработкой и обновлением санитарных, нормативных и рекомендательных документов.

На основе единой типовой методики гигиенической характеристики новых типов пассажирских вагонов дальнего следования, вагонов-ресторанов и салонов дизель- и электропоездов, разработанной специалистами ВНИИЖГ, проводятся исследования и оценка практически всех типов вновь поступающих вагонов.

В целях улучшения гигиенических показателей среды в вагоне, создания комфортных условий проезда пассажиров специалисты института при участии ЦНИИ шерсти Минлегпрома РФ разработали одеяла из антимикробных тканей, обработанных солями меди, и экипировали ими несколько пассажирских вагонов дальнего следования. Для изготовления подушек и матрацев в этих вагонах была использована шерстяная лента со специальной пропиткой. Длительное сохранение (до 6 мес) бактерицидного эффекта у одеял и постельных принадлежностей позволяет считать их использование достаточно перспективным.

В последние годы проводится большая работа по улучшению водоснабжения пассажирских вагонов дальнего следования, что обеспечивает профилактику кишечных инфекций на железнодорожном транспорте. Разрабатываются и активно внедряются методы обеззараживания питьевой воды и систем водоснабжения пассажирских вагонов, а также методы контроля за состоянием источников водоснабжения.

На основании многолетних исследований по проблеме "Медицина безопасности движения и гигиеническая оптимизация пассажирских перевозок" в 90-е годы был разработан проект национальной программы "Гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок". Проект программы был доложен и получил одобрение членов бюро отделения профилактической медицины РАМН.

Среди всех объектов санитарного надзора на железнодорожном транспорте особое место занимают так называемые объекты массового скопления людей — желез-

нодорожные вокзалы, пассажирские поезда, метрополитен. В связи с постоянной и значительной по своим масштабам миграцией населения эти объекты требуют повышенного внимания гигиенистов и санитарных врачей. Здесь трудится многотысячный контингент работников, обеспечивающих непрерывный режим пассажирских перевозок. Охрана здоровья этих работников также рассматривается в качестве одной из приоритетных задач отраслевого здравоохранения. Понимая значимость этой проблемы, специалисты ВНИИЖГ под руководством проф. В. А. Поляковой совместно с Департаментом здравоохранения МПС России в конце 80-х годов прошлого века начали научно-методическую работу по организации непрерывного контроля за медико-биологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей (медико-санитарный мониторинг).

Большое место в работах института, начиная с 90-х годов, занимают исследования по научному обеспечению безопасных условий труда и проживания в зонах радиоактивного загрязнения в результате аварий на Чернобыльской АЭС, а также в других зонах, подвергшихся в прошлом радиоактивному загрязнению (отдельные районы расположения Западно-Сибирской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог).

Благодаря этим работам и проведенным на их основе врачебно-санитарными службами мероприятиям, среди железнодорожников и членов их семей не было допущено ни одного случая лучевого поражения. Институт продолжает работы по гигиеническому картографированию в целях постоянного уточнения зон загрязнения для более обоснованного решения вопросов предоставления льгот, компенсаций, для систематического осуществления работ по дезактивации и других профилактических мероприятий. В 90-е годы по мере накопления материала специалисты института готовили информационные письма об объектах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения с плотностью поверхностного загрязнения цезием-137 от 3,7 • 10'° до 14,8-1012 Бк/км2. Необходимо отметить, что органы государственной санитарной службы на железнодорожном транспорте систематически исследуют радиоактивное загрязнение подвижного состава, обращающегося в зонах радиоактивного загрязнения, сооружений пути, энергетики, сигнализации и других объектов, спецодежды и кожных покровов монтеров пути и другого железнодорожного персонала.

Специалисты ВНИИЖГ активно сотрудничают с отраслевыми проектно-конструкторскими и технологическими бюро, заводами-изготовителями железнодорожной техники, по строительству и ремонту подвижного состава и др. Только за последний год заключено около 130 договоров ка выполнение научно-исследовательской тематики, подготовлено более 170 экспертных заключений и экспертиз различных документов, выдано 75 вра-чебно-эксперткых заключений, обследовано около 500 человек на врожденное нарушение цветового зрения.

ВНИИЖГ участвует в государственных, международных, федеральных, отраслевых научно-исследовательских программах и проектах, активно сотрудничает в работе комиссии по международному взаимодействию железнодорожных администраций государстБ-участников СНГ в области здравоохранения.

За последние годы сотрудниками ВНИИЖГ разработано более 150 основных руководящих и нормативных документов и материалов, регламентирующих оптимальную санитарно-гигиеническую и противоэпидемическую обстановку на железнодорожном транспорте, получены 12 авторских свидетельств и патентов на изобретение, подготовлено и внедрено в практику около 650 методических, инструктивных и информационных материалов и документов, учебных пособий, программных средств и т. д., охватывающих актуальные медико-профилактические вопросы здравоохранения на железнодорожном транспорте.

За 80 лет со дня основания института издано более 200 книг, руководств, монографий, учебников, лекций,

тематических сборников научных трудов и 125 периодических научных изданий. В последние годы опубликованы следующие фундаментальные труды: "Железнодорожная экология" (2001 г.), "Гигиенический мониторинг при транспортировке массовых химических грузов железнодорожным транспортом" (2001 г.), "Охрана здоровья работников локомотивных бригад и обеспечение безопасности движения поездов на железных дорогах" (2001 г.), "Защита человека в чрезвычайных ситуациях" (2-е изд. совместно с ВЦМК "Защита", 2002 г.), "Производственно-профессиональный риск железнодорожников" (2002 г.), "Руководство по радиационной безопасности на железнодорожном транспорте" (2002 г.), "Медико-санитарный мониторинг за пассажирскими объектами железнодорожного транспорта и метрополитена Система организации и оценка результатов работ" (2003 г.), "Санаторно-курортное обеспечение работников железнодорожного транспорта" (2003 г.), "Средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях" (совместно с ВЦМК "Защита", 2004 г.), "Обеспечение качества медицинской помощи" (2004 г.), "Диагностика, экспертиза трудоспособности, реабилитация и профилактика нарушений слуха у работников "шумо-опасных" профессий железнодорожного транспорта" (2004 г.) и др.

Проводится большая организационно-методическая работа по информатизации отраслевого здравоохранения. За последние годы выпущены сборники научных трудов "Теоретические и прикладные проблемы совре-

менного здравоохранения и медицинской науки" в 2 частях (2001 г.), "Медицина труда, гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте" (2001 г.), "Здравоохранение на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ на современном этапе: теория и практика" в 2 томах (2004 г.), в которые в общей сложности включены более 500 научных статей сотрудников института, врачей и специалистов в области жлезнодорожной медицины и гигиены. Вышло в свет уникальное библиографическое издание основных научных трудов по железнодорожной гигиене, насчитывающее более 2500 наименований книг и статей, выпущенных со дня основания ВНИИЖГ.

Итоги научной деятельности института свидетельствуют о его высоком научном потенциале и конкурентоспособности по основным проблемам транспортной медицины и гигиены. Научно-исследовательская, экспертная и педагогическая работа ВНИИЖГ соответствует приоритетным направлениям развития железнодорожного транспорта и других отечественных транспортных систем. В настоящее время трудовой коллектив ВНИИЖГ продолжает решать наиболее важные медико-профилактические проблемы обеспечения безопасности железнодорожных перевозок и охраны здоровья работников железнодорожного транспорта, что представляется весьма актуальным и значимым в условиях реформирования транспортной отрасли Российской Федерации.

Поступила 29.10.04

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 613.67:93(470)

М. Ш. Кнопов, В. К. Тарануха, А. В. Клясов

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ГИГИЕНЫ (К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ)

Кафедра военной и экстремальной медицины Российской медицинской академии последипломного образования, Москва

Гигиена — одна из наиболее древних отраслей человеческих знаний, ее развитие тесно связано с эволюцией общественных формаций, прогрессом науки, техники и культуры. Для передовых отечественных врачей работа, связанная с гигиеной, явилась той формой их профессиональной деятельности, в которой нашло выражение их стремление служить народу. Одной из важных составных частей ггиенической науки и практики является военная гигиена. Опыт различных войн убедительно показывает исторически возрастающее значение санитарно-гигиенических мероприятий как одного из основных факторов сохранения и укрепления здоровья личного состава армии и поддержания высокой боеспособности войск.

Первые сведения, касающиеся оздоровительных мероприятий в войсках, относятся к глубокой древности. В сочинениях Варрона (116—27 гг. до нашей эры) и Ве-геция (конец IV — начало V веков) имеются описания целесообразных санитарных мер по оздоровлению лазерных стоянок римских войск, снабжению их доброкачественной водой и предотвращению заразных болезней.

Выдающиеся российские полководцы всегда уделяли большое внимание санитарному обслуживанию войск, проявляли заботу о здоровье солдат. Так, А. В. Суворов требовал от своих подчиненных "иметь ежевременное попечение о соблюдении паче здоровья здоровых". В приказе от 16 мая 1778 г. он требовал обращать внимание на качество пищи и питья, правильную подгонку обмундирования и обуви. Сподвижник А. В. Суворова штаб-лекарь Е. Белопольский в "Правилах медицинским чинам" предписывал искать причины заболеваемости между здоровыми в полках, батальонах, ротах и разных отдельных командах. Первая отечественная работа по военной гигиене была написана А. Г. Бахерахтом в 1786 г.

В ней излагались правила поддержания "доброго порядка жизни" солдата.

Среди основоположников отечественной военной гигиены одно из первых мест по праву принадлежит проф. Московского университета Матвею Яковлевичу Мудро-ву. В слове "О пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих", произнесенном на торжественном собрании Московского университета 30 июля 1809 г., М. Я. Мудров призывал обеспечить "здравие военнослужащих" как залог победы. "Полковых лекарей и дивизионных докторов, — говорил М. Я. Мудров, — должность есть не столько лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье". М. Я. Мудров рассматривал военную гигиену как одну из четырех дисциплин, составляющих военную медицину: военная гигиена, военная терапия, военная хирургия и военная фармакология.

В 1813 г. вышла "Карманная книга военной гигиены или замечания о сохранении здоровья русского солдата". Ее автор, видный деятель в области военной медицины и военно-врачебного образования, И. И. Энегольм подчеркивал, что военный врач должен больше стремиться "к предохранению войск от болезней, нежели об излечении оных". Большую роль в развитии военной гигиены в России сыграл труд известного отечественного военного врача А. А. Чаруковского "Военно-походная медицина" (1836—1837), в котором он изложил основы этой области знаний. Особый интерес представляют разделы труда, посвященные проблеме акклиматизации войск в условиях крайних географических районов России, занимающей "жаркие и холодные полосы земли, подвергающие армию действию палящего зноя и коченеющего холода".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.