Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЖИВАЯ ПАМЯТЬ" / ИСТОЧНИКИ ПАМЯТИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРА / "LIVING MEMORY" / THE SOURCES OF MEMORY / HISTORICAL RESEARCH / SOCIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давудов А.Д.

Разные поколения, мужчины и женщины, представители разных социальных слоев могут хранить разные воспоминания о прошлом. Нынешняя молодежь в этом вопросе представляет особый исследовательский интерес как большая социальная группа, которая находится на подготовительной, но скорее самостоятельной жизненной стадии - стадии взросления, обеспечивающей дальнейшую самореализацию членов этой социальной группы и, в конечном счете, преемственности и социального воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTIC WAR OF 1945 IN THE FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

Different generations, men and women, representatives of different social strata can store different memories of the past. The current youth in this issue is of special research interest as a large social group that is at a preparatory, but rather independent stage of life - the stage of adulthood, which provides further self-realization of members of this social group and, ultimately, continuity and social reproduction

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ»

4. Бондарчук Н.С., Кузнецова Р.Д. Языковая личность в историческом аспекте (опыт реконструкции). // Языковая семантика и образ мира, т. 2. Казань, 1997.

5. Языковая личность: информация, материалы, полезные ссылки., 2003. // website: http:// http://www.links-guide.ru.

References:

1. Anikin D. V. Modeling of the language personality "Stories of temporary years" according to the Chronicles of the 14-15 centuries. / / Philology of the XXI century (theory and teaching methods): Materials of the all-Russian conference dedicated to the 70th anniversary of BSPU. December 10-11, 2003 Barnaul, 2004.

2. Bondarchuk N. S., Kuznetsova R. D. Language personality in the historical aspect (experience of reconstruction). // Language semantics and image of the world, vol. 2. Kazan, 1997.

3. Karaulov Yu. N. Russian language and language personality. Moscow, 1987.

4. Bondarchuk N. S., Kuznetsova R. D. Language personality in the historical aspect (experience of reconstruction). // Language semantics and image of the world, vol. 2. Kazan, 1997.

УДК: 930.85

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ

Давудов А.Д.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Анотация. Разные поколения, мужчины и женщины, представители разных социальных слоев могут хранить разные воспоминания о прошлом. Нынешняя молодежь в этом вопросе представляет особый исследовательский интерес как большая социальная группа, которая находится на подготовительной, но скорее самостоятельной жизненной стадии - стадии взросления, обеспечивающей дальнейшую самореализацию членов этой социальной группы и, в конечном счете, преемственности и социального воспроизводства.

Ключевые слова: «живая память», источники памяти, исторические исследования, социокультура.

THE PATRIOTIC WAR OF 1945 IN THE FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

Davudov A. D.

CHOU VO "Social and Pedagogical Institute," Derbent

Anointing. Different generations, men and women, representatives of different social strata can store different memories of the past. The current youth in this issue is of

special research interest as a large social group that is at a preparatory, but rather independent stage of life - the stage of adulthood, which provides further self-realization of members of this social group and, ultimately, continuity and social reproduction.

Key words: "living memory", the sources of memory, historical research, social culture.

Память о Великой Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение и представляет большую ценность, духовного состояния не только России, но и всего цивилизованного человечества. Память о Великой Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение и представляет большую ценность, не только России, но и всего цивилизованного человечества. Результатом Второй мировой войны стало победа и полное поражение фашистской армии, освобождение европейских стран от порабощения, формирование новой картины мира и современного миропорядка. Несмотря на это, в год 75-летия Победы над фашизмом в мире появилось много неоднозначных оценок событий той эпохи, которые продемонстрировали ориентацию определенных политических сил на пересмотр исторических результатов не только Победы, но и второй мировой войны.

Современное восприятие концепции исторической памяти предполагает разностороннее рассмотрение этого феномена: как одного из основных каналов передачи опыта и информации о прошлом, так и важнейшего компонента самоидентификации личности и социальных групп [7]. Более того, любое общество характеризуется, в частности, наличием специального механизма, с помощью которого регистрируются его прошлые состояния и воспроизводятся институциональные типы отношений или их конкретные стороны. Глобальные мировые процессы, разворачивающиеся в современном мире, превратили представления о прошлом и настоящем в краеугольный камень государственной политики, идентификации отдельных лиц и групп, их социализации в социальных сообществах и обществе в целом.

Важной проблемой в изучении исторической памяти, о которой говорят ведущие ученые, является разрыв между памятью, которую хранят люди, и официальной историей, как ее учили и изучали большую часть жизни нынешнего поколения. В то же время «живая память» нашей истории - это то, что люди рассказывают о том, что произошло, их понимание исторических событий, участниками которых они были и свидетелями, оно более реальное. Официальная история - это, как правило, неполная реконструкция, иногда искаженная информация о прошедшем, всегда рациональная и целенаправленная, критична и одинаковая для всех. В современном общественном развитии исследователи отмечают потерю баланса между историей и памятью, которая проявляется как между источниками формирования исторической информации, так и в рамках механизма передачи исторических знаний и идей [3; 4; 6].

К примеру, современная молодежь не может знать события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которых они не принимали участия. Хотя они могут иметь представления о событиях того времени как через «живую память» - рассказы, письма, артефакты, транслируемые в рамках семейных историй через родственников, близких людей - свидетелей тех событий, - так и через официальную ис-

торию, которую они изучали в школе и вузе. Школа, а также ВУЗ формируют культурно-информационное поле через чтение художественной и документальной литературы, посещение музеев, просмотры кинофильмов и иные публичные источники в современных средствах массовой коммуникации. Новые источники памяти активно включаются в историческое пространство, происходит быстрый отход от стандартных версий истории страны, новых оценок, мнений и общего количества исторических фактов, составляющих содержание исторической памяти молодежи и всего народа.

Интернет и компьютеры позволили ввести научный дискурс о прошлом, а также массу документальных и других доказательств, которые формируют новые базы данных, открывают новые каналы информации о прошедшей войне. Кроме того, новые социальные практики типа народной акции «Бессмертный полк» или Обобщенного компьютерного банка данных Министерства обороны РФ, который содержит информацию о защитниках Отечества, погибших или пропавших без вести в годы войны.

Обозначенный выше дискурс об исторической памяти определил исследовательскую позицию работы посвященную 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Предмет исследования - состояние исторической памяти восемнадцатилетних в знаниях, суждениях, представлениях и оценках о Великой Отечественной войне.

Объектом исследования выступили студенты СПИ, всего было опрошено 63чел., подавляющее большинство составили студенты-первокурсники. Возраст опрошенных - 16-20 лет. Общее количество опрошенных студентов -новичков, которое составило почти треть всех студентов, поступающих в первый год СПИ в 2019 году, составило 34,1%.

Данные опроса позволили составить своеобразный срез реального состояния исторической памяти, поколения восемнадцатилетних, а также обозначить зоны так называемой «исторической амнезии» - что не сохранилось в исторической памяти молодого поколения: события, лица, оценки.

Для подавляющего числа опрошенных события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. зафиксированы в исторической памяти семьи: абсолютное большинство респондентов отметили, что их прадеды прошли через военные действия на фронтах войны, в 25% семей имеются погибшие. В тылу трудились на Победу прадеды у 42% опрошенных, а у 13% студентов были или есть те, кто пережили оккупацию. У 5 студентов в семьях и до настоящего времени прадеды числятся пропавшими без вести. В то же время 8 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Хотелось бы отметить, что «живая память» транслируется через устные рассказы, воспоминания, истории о событиях, а также и через артефакты прошлого как конкретные носители исторической информации, позволяют лучше увидеть и почувствовать непосредственную картину войны.

Опрос выявил интересный момент: часть семей студентов либо не сохранили материальные свидетельства военного прошлого (33%), либо в семьях не было вообще никаких документов и артефактов военного времени (41%). Основные реликвии прошедшей войны, сохраняемые большинством семей, - это награды (12%) и

фотографии (18%). Письма с фронта как один из наиболее распространенных каналов семейного общения и феномен письменной культуры военного времени сохранились в семейных архивах лишь у 19% опрошенных.

Продолжением характеристики данной ситуации, обозначаемой современными исследователями как процесс утраты равновесия между историей и памятью, могут служить ответы участников на вопрос об источниках, из которых современный молодой человек - студент - получает информацию о событиях прошлого и итогах Великой Отечественной войны.

В общем рейтинге культурно-информационных средств передачи всей совокупности социальной информации о войне лидируют уроки истории: 89% опрошенных отметили их как источник информации о военном прошлом, для 11 % опрошенных кинофильмы, телесериалы служат источником воспроизводства информации о войне. Опрос обозначил интересный момент: для поколения 18-летних, которые составляют основную массу опрашиваемых, посещение музеев и выставок, посвященных событиям Великой Отечественной войны, выступает как важный источник информации о военном прошлом, об этом заявили 57 % участников. Мемуары как источники информации интересны для 11% опрошенных, а живые свидетельства участников войны - для 22% участников опроса.

В целом можно обозначить, что историческая память о Великой Отечественной войне у молодых людей предстает не столько как область живых воспоминаний, сколько как процесс конструирования прошлого. В настоящее время для молодых людей важным и охватывающим практически всех респондентов источником знаний, в том числе и исторических, становится обучение в различных учебных заведениях. Однако события и итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн, и об этом говорят специалисты, в школьных учебниках истории не находят полного и адекватного отражения, а в большинстве вузов изучение отечественной истории (от восточных славян до наших дней) осуществляется в течение одного семестра.

Опрос зафиксировал тот факт, что историческое наследие военного прошлого освещается в нынешнем поколении главным образом через историческую память, основные элементы которой восстанавливаются по официальным источникам памяти, событиям, образам и т.д. Репродуктивная память о войне: устные традиции, беседы с людьми, пережившими военные годы, со старейшинами, хранителями традиций и т.д. Когда точная передача данных возможна не столько, сколько передача ценной памяти, которая тает из-за личного опыта и духа участника, оно уменьшается вместе с поколением победителей, которые покидающих историческую арену. Но важность и возможность «живой памяти» для передачи знаний о войне, ее эмоциональный потенциал для воздействия на респондента подтверждается тем фактом, что документальные и телевизионные программы о войне как переводчики военного «наследия отцов» важны для 60% участников.

Возможно, именно с этими тенденциями связан факт уменьшения исторической памяти и социальной мотивации к изучению истории Великой Отечественной войны поколениями, представляющими правнуков тех, кто защищал свободу нашей страны в 1941-1945 годах.

Те, кого очень интересуют события Великой Отечественной войны, составили 35 % опрошенных, чуть больше половины респондентов заявили, что события их скорее интересуют, чем нет, а 14 % респондентов мало или совсем не интересуются военным прошлым, что свидетельствует об ослаблении интереса к историческому прошлому у представителей когорты 18-20-летних.

В ходе исследования студентам был задан вопрос о знании основных дат Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Были выбраны даты, которые указывают на масштабы Второй мировой войны, и даты, представляющие важные вехи в истории Великой Отечественной войны, которые проводила наша страна. Студентам в тестовом режиме было предложено указать даты основных событий этого периода. Подавляющее большинство - 90% респондентов - правильно указали дату только начала Второй мировой войны. Раскрывая знания о других исторических датах: битва за Москву, разгром милитаристской Японии, снятие блокады Ленинграда, студенты показали различную степень усвоения исторической информации, а общая тенденция зафиксировала незнание точных дат этих События в истории Второй мировой войны большинством респондентов.

Результаты можно оценивать по-разному, но, конечно, они демонстрируют определенные проблемы трансляции исторического прошлого, передачи исторических знаний и идей в обществе новым поколениям.

Кстати, подобные тенденции зафиксированы другими исследователями [1; 5; 8]. По-видимому, причины следует искать как в образовательном процессе, который до сих пор не был способен адаптироваться к современной социокультурной динамике, так и за его пределами, в самом трансляционном механизме, во время которого, как мы уже показали, сегодня события Историческое прошлое передается молодым людям.

История как организованная память о прошлом, как правило, воспроизводится через яркие точки, события, памятники, ритуалы, традиции, лица и имена или, в образном выражении П. Норы, «место памяти» того, что осталось от прошлого, и вокруг него вращается все остальное, через кого и что прошлое влияет или прорастает в настоящем »[4, с. 28]. Представленное исследование раскрывает только так называемый эффект поколений исторической памяти, когда каждое поколение, согласно наблюдениям И.Е. Козновоя, имеет свой собственный инвариант памяти. «Практически любое новое поколение постоянно сталкивается с выбором того, что сохранить или изменить из наследия своих предков, что оставить или забыть» [3, с. 31].

Показательны с этой точки зрения открытые вопросы анкеты с просьбой указать фамилии известных полководцев Великой Отечественной войны. Полководцы, Герои Советского Союза - это символы, легенды далекого прошлого. Именно через личности, как правило, происходит восприятие эпохи, времени, событий Ве-

и /—ч и и т-\ и и

ликой Отечественной войны. В общей сложности при ответе на открытый вопрос прозвучало 152 фамилии известных людей. Качественный анализ показывает, что безусловными лидерами списка среди полководцев войны стали Г. К. Жуков (его упомянули 83% опрошенных) и К. К. Рокоссовский (68% упоминаний). Далее следуют И. С. Конев, А. М. Василевский и К. Г. Ворошилов. Более трех фамилий пол-ководцев-военноначальников указали лишь 17% опрошенных. Среди названных

студентами-первокурсниками фамилий полководцев: Н. Ф. Ватутин, К. А. Мерецков, Р. В. Малиновский, Ф. И. Толбухин, И. Д. Черняховский и др., в общей совокупности их фамилии прозвучали в 14% анкет. Из числа героев были названы Н. Гастелло, З. Космодемьянская, И. Панфилов, И. Кожедуб, А. Покрышкин и др.

Как показывает анализ, упоминание тех или иных фамилий военноначальни-ков и героев войны 1941-1945 гг. сильно коррелируется с упоминанием мест в г. Москве, названных в их честь, открытый вопрос о которых также был в анкете. Студенты, отвечая на вопросы анкеты, упоминали фамилии известных полководцев, героев войны сразу в двух вопросах, при этом в абсолютном большинстве анкет ответы на данные вопросы дублируются. Это свидетельствует о том, что урбанистическая среда, воспроизводя в названиях улиц исторические образы, сегодня также выступает источником исторической памяти. Правда, такая организация исторической памяти слишком поверхностна, ведь подавляющее большинство известных фамилий полководцев приводились респондентами без инициалов. Важное место в опросе занимали вопросы, позволяющие выявить оценки молодыми людьми основных явлений и событий Великой Отечественной войны и факторов Победы 1945 г. Оценочный компонент представлял спектр суждений респондентов относительно того, какие из явлений Великой Отечественной войны сегодня вызывают гордость россиян и какие факторы позволили, по мнению студентов, одержать победу над фашизмом.

Бесспорным доминантном, исторического «военного» сознания молодежи, гордость народа своей страны, которые в годы войны, показали массовый героизм на фронте и в тылу. Об этом заявили почти 90% опрошенных студентов. Треть опрошенных отметили важность скорейшего создания сильной военной оборонной промышленности на востоке СССР. В то же время освободительная миссия Красной Армии в Европе не в полной мере отражена в сознании молодежи (23,3%). Но именно эта тема является предметом спекуляций и трансформационного поля попыток переписать историю в современном мире.

Массовый героизм, патриотизм как основные элементы воспитания советских людей, по мнению студентов, были главными факторами победы над фашистской Германией. Важность этих факторов была отмечена 86% и 75% респондентов соответственно. Следующими наиболее важными факторами студенты считают присутствие талантливых военных лидеров в Красной Армии (51%) и активное народное сопротивление - партизанское движение, развернувшееся на территориях, оккупированных фашистами (45 % респондентов).

Лишь 10% респондентов считают решающим фактором открытия второго фронта. Студенты в целом не ценят роль союзников по антифашистской коалиции в победе во Второй мировой войне, потому что считают, и этот опрос ясно показал, что основное бремя, а следовательно и потери в борьбе с нацизмом, ложатся на плечи советских людей. Вот почему в памяти людей и, соответственно, молодого поколения события Второй мировой войны занимают менее значимое место, чем события Великой Отечественной войны.

Интересно, что момент, когда ненависть к нацистам как к бедствующему фактору озвучили в ответах лишь 13,4% респондентов. Хотя исторические факты свидетельствуют о том, что именно ненависть к врагам как к «насильникам, граби-

телям, истребителям людей» в годы войны была наиболее важным мотивирующим фактором массового героизма. Таким образом, и «живая память», и история войны в умах россиян прошли своеобразную очистку от разрушительных эмоций и чувств и социальной ненависти, которая, как правило, сопровождает тяжелые социальные конфликты, являясь движущей силой За агрессивными и враждебными общественными настроениями не было обнаружено регистрации в общественном сознании.

Оценки молодых людей, данные им по географическим и климатическим факторам победы, можно считать значительными. Суровые климатические условия СССР и его ресурсной базы - обширные территории и человеческие ресурсы -кажутся решающими факторами победы для трети респондентов (42% и 36% ответов соответственно). Конечно, географические особенности могут быть стратегическим преимуществом страны, и эти факторы считались решающими в начале войны как в нацистской Германии, так и в Советском Союзе. Эти оценки в историческом сознании молодежи начали появляться в ходе недавних социокультурных преобразований, в попытках переосмыслить историческое прошлое и в появлении большого количества спекулянтов из истории, стремящихся сделать себе имя в исторических манипуляциях , Например, этот аспект военной истории был целенаправленно сформирован в учебниках истории Сороса, которые наводнили русские школы в конце 90-х и начале 2000-х годов. Сегодня эти оценки уже заложены в структуру исторической памяти некоторых молодых людей и требуют более чуткого подхода.

В целом можно отметить, что историческое сознание молодежи впитало в себя ценные ориентиры коллективной памяти предыдущих поколений, где сохранилась память о войне 1941-1945 гг. Это важный компонент культурной традиции и национальной идентичности. Примечательно, что в последние годы исследователи отмечают рост эмоциональной связи с Днем Великой Победы большого числа россиян, а в День Победы в российском обществе пока что существует редкое соглашение, о чем свидетельствует по опросам общественного мнения [2].

Следовательно, опрос выявил важную проблему в историческом сознании современной молодежи - возникающие деформации в трансляционном механизме исторической памяти о Великой Отечественной войне. Ситуация с разрывом между «живой памятью», хранящейся в семьях, и историей того, как ее преподают и как ее изучали молодые люди, демонстрирует процесс заполнения «пробелов памяти» сконструированным историческим материалом. А распространение в современном обществе информационных технологий для передачи информации, в том числе исторической, позволяет восполнить эти пробелы, в том числе некачественный исторический материал и манипулировать исторической памятью. Сегодня перед профессионалами стоит серьезная задача исправить этот пробел, долгая и целенаправленная работа в этом направлении остается. И исторический период Великой Отечественной войны как значимое событие в истории России может и должен послужить основой для коррекции, поскольку он несет в себе большие возможности для сознательной передачи исторической информации во времени, что отвечает современным общественным интересам.

Литература:

1. Афанасьева А. И., Меркушин В. И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.

2. Великая Отечественная война: где живет память о подвиге народа? [Электронный ресурс]. URL: http://mfographics. wciom.ru/theme -archive/socielA/religion-lifestyle/past-lAture/article/velikaja-otechestvennaja-voina-gde-zhivet-pamjat-o-podvig.html (дата обращения: 20.08.2015).

3. Кознова И. Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. М.: Изд-во ИФ РАН, 2000. 207 с.

4. Нора П. Франция-память. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. 328 с.

5. Репина Л. П. Опыт социальных кризисов в исторической памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти. М., 2012. С. 3 -37.

6. Рикер П. Память, история, забвение [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/ (дата обращения: 20.08.2015).

7. Романовский Н. В. Новое в истории - «Бум памяти» // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 13-23.

8. Чернова О. В. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. URL: http:// www. politpros. com/ journal/ read/ ?ID=138&journal=68 (дата обращения: 14.06.2015).

References:

1. Afanasieva A. I., Merkushin V. I. the Great Patriotic war in the historical memory of Russians / / Sociological research. 2005. # 5. Pp. 11-22.

2. The great Patriotic war: where does the memory of the feat of the people live? [Electronic resource]. URL: http://infographics. wciom.ru/theme-archive/social /religion-lifestyle/past-lAture/article/velikaja-otechestvennaja-voina-gde-zhivet-pamjat-o-podvig.html (accessed: 20.08.2015).

3. Koznova I. E. XX century in the social memory of the Russian peasantry. M.: publishing house of the RAS Institute of philosophy, 2000. 207 PP.

4. Nora P. France-memory. SPb.: Publishing house of the Saint Petersburg University, 1999. 328 PP.

5. Repina L. p. Experience of social crises in historical memory / / Crises of critical epochs in historical memory. Moscow, 2012. Pp. 3-37.

6. Ricoeur, P. Memory, history, forgetting [Electronic resource]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/ (accessed: 20.08.2015).

7. Romanovsky N. V. New in history - "memory Boom" / / Sociological research. 2011. No. 6. Pp. 13-23.

8. Chernova O. V. historical memory of Russians about the great Patriotic war [Electronic resource]. URL: http://www.politpros.com/journal/read/? ID=138&journal= 68 (accessed: 14.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.