Научная статья на тему 'Диагностика процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры'

Диагностика процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / WORDS: DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочкарева Е.Д.

Статья посвящена диагностике процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры. Утрата учащейся молодежью исторической памяти разрушает и деформирует целостный механизм передачи традиций последующему поколению. Воспитание патриотизма, формирование национального самосознания и сохранение исторической памяти зависит от отношения учащейся молодежи к своей этнической идентичности, национальной культуре, традиционным ценностям. Знание истории своей страны, любовь к родному краю основа для роста духовной культуры учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бочкарева Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the education of the historical memory of students in cultural institutions

The article is devoted to diagnostics of the process of education the historical memory of students in cultural institutions. The loss of students historical memory destroys and distorts the integral mechanism of the transmission of traditions to future generations. Education of patriotism, formation of national identity and the preservation of historical memory depends on the attitude of students to their ethnic identity, national culture and traditional values. Knowledge of the history of their country, love to the native land the basis for growth of spiritual culture of students.

Текст научной работы на тему «Диагностика процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 368-376

Диагностика процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры

Е.Д. Бочкарева

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д. 7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: диагностика, воспитание, историческая память, учащаяся молодежь, учреждения культуры.

Key words: words: diagnosis, education, historical memory, students, cultural institutions.

Резюме: Статья посвящена диагностике процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры. Утрата учащейся молодежью исторической памяти разрушает и деформирует целостный механизм передачи традиций последующему поколению. Воспитание патриотизма, формирование национального самосознания и сохранение исторической памяти зависит от отношения учащейся молодежи к своей этнической идентичности, национальной культуре, традиционным ценностям. Знание истории своей страны, любовь к родному краю - основа для роста духовной культуры учащейся молодежи.

Abstract: The article is devoted to diagnostics of the process of education the historical memory of students in cultural institutions. The loss of students historical memory destroys and distorts the integral mechanism of the transmission of traditions to future generations. Education of patriotism, formation of national identity and the preservation of historical memory depends on the attitude of students to their ethnic identity, national culture and traditional values. Knowledge of the history of their country, love to the native land - the basis for growth of spiritual culture of students.

[Bochkareva E.D. Diagnostics of the education of the historical memory of students in cultural institutions]

Воспитания исторической памяти у учащейся молодежи в учреждениях культуры имеет важное значение. Учреждения культуры обладают большим многообразием форм воспитания исторической памяти у учащейся молодежи.

Сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма, формирование национального самосознания зависит от потребности учащейся молодежи.

Рассмотрим историческую память учащейся молодежи,

состояние и возможности ее изменения в контексте современной социокультурной ситуации. Историческая память учащейся молодежи - это огромная ценность, духовный капитал государства. Историческая память - часть человеческого сознания. По идеи, Победа в Великой Отечественной войне -массовый героизм, ярко проявившиеся не только на фронте, но и в тылу, казалось бы является гарантом правды о войне и гарантом правдивой исторической памяти. Но вот произошел развал Советского Союза, трансформация социалистической системы в капиталистическую, изменилась страна, выросли новые поколения людей, модифицировалось общественное сознание.

В сентябре-декабре 2016 года было проведено социологическое исследование «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в исторической памяти студентов Московского государственного института культуры». Цель исследования заключалась в изучении состояния и функционирования исторической памяти учащейся молодежи о Великой Отечественной войне, того, как она сохраняется, воспроизводится и проявляет себя в оценках различных сторон войны и победы, каковы тенденции ее изменения. В русле поставленной цели изучались: знания и представления о ВОВ, источники знаний; оценки движущих сил войны; факторы победы; отношение к победителям, поколению, одержавшему Победу, к памятникам войны и ее участникам, а также проблемы искажения исторической памяти о войне; народная память и власть. Нами были разработаны вопросы для анкетирования.

Наше исследование показало, что большинство учащейся молодежи получают знания о войне из СМИ (65 %). Фундамент исторической памяти закладывается в учебных заведениях, где изучается история. Здесь учащаяся молодежь получает систематизированные знания по отечественной истории, в том числе и по истории Великой Отечественной войны. Исходя из результатов исследования, этому источнику исторических знаний принадлежит одно из важнейших мест среди других источников. Так считают 53 % респондентов. В процессе формирования исторического сознании, поддержания,

укрепления и обогащения исторической памяти трудно переценить роль «домашних университетов», семейного воспитания, семейных «архивов» (34 %), реликвий и атрибутики Великой Отечественной войны (12 %).

Анализ результатов исследования состояния исторической памяти учащейся молодежи показывает, что существует много причин, которые объясняют полученные данные.

Анкеты включали в себя вопросы на знание фактов и событий военных лет. Информированность учащейся молодежи о фактах и событиях ВОВ вызвала разочарование.

Большая часть респондентов оценивают информацию о Великой отечественной войне как правдивую (79 %), восхищаются судьбами и поступками соотечественников (91 %), сомневаются в части информации 28 %. 53 % опрошенных считают, что история войны 1941-1945 гг. в публикациях в печати, передачах на телевидении и радио искажается. 49 % опрошенных студентов считают, что каждый решает сам, что ему помнить и знать. 31 % респондентов считают, что это нравственный выбор каждого молодого человека, современный образ жизни не предполагает удерживать в сознании все, что было в истории нашей страны, и нести ответственность за происходящее в настоящем. Современный российский капитализм находится в экономической и политической зависимости от Запада, умышленно запускающего новые мировоззренческие модели с целью воспитания потребительского «рабского» мышления, гражданской пассивности и конформизма в сознании российской молодежи (29 %), идет героизация предателей Родины (31 %) и развенчание полководцев и героев (19 %).

Неотъемлемым критерием восприятия исторических событий, связанных с Великой Отечественной войной, является оценка роли И.В. Сталина в войне. Более двух третей респондентов оценили ее положительно. Это свидетельствует о том, что в массовом историческом сознании победа советского народа над фашизмом устойчиво связана с именем Сталина, хотя оценка его роли не является безусловно положительной.

Основой исторической памяти о Великой Отечественной

войне являются знания о ней. В исторической памяти обнаруживаются два компонента:

1) оценочный компонент, представляющий спектр оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания о них, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия.

2) компонент исторических знаний, имеющих дело с хронологией, конкретными историческими фактами, событиями, действиями людей - единичных и групповых субъектов, классов, наций, целых народов, стран, государств; закономерностей исторического развития и т.д.;

Методика исследования включала вопросы на изучение обоих компонентов, получение данных об уровне знаний исторической конкретики, а также оценок наиболее важных событий войны, характеристик главных субъектов исторического действия, прежде всего советского народа, Красной Армии, военных деятелей, государственных и негосударственных институтов (школа, семья, церковь, СМИ и

др.).

В анкетах использовались закрытые и открытые вопросы. Только 24 % опрошенных смогли верно назвать дату начала Второй мировой войны, 39 % - битвы под Москвой, 55 % - верно назвали даты Сталинградской и Курской битвы, 45 % - дату прорыва блокады Ленинграда, дату окончания Второй мировой войны правильно назвали 47 % респондентов.

За годы Великой Отечественной войны 11384 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. 13 городам, проявившим особо мужество и стойкость в их защите, присвоено почетное звание городов-героев.

При вопросе помнят ли студенты полководцев, героев войны, ответы показали, что не более 55 % опрошенных помнят крупных военачальников военных лет. Прочное место в памяти народа принадлежит И.В. Сталину и легендарному полководцу Г.К. Жукову - по 35 % опрошенных. Хорошо помнят С.К. Тимошенко (24 %), К.К. Рокоссовского (25 %), И.С. Конева (18 %), К.Е. Ворошилова (16 %) и др. Появляется подозрение, что в изучении истории в учебных заведениях оценочная компонента опережает знаниевую. Не смогли назвать ни одного из

полководцев Отечественной войны почти две трети учащейся молодежи в возрасте от 18 до 22 лет.

История Отечества - это не только летописи и архивы, рукописное наследие, памятники культуры, науки и техники, но и историческая память молодежи, осознающих свое родство с сотнями предшествующих поколений, активно работающее на самоидентификацию себя с другими соотечественниками. Благодаря историческому сознанию и сохранению в поколениях исторической памяти учащаяся молодежь интегрируется и консолидируется в обществе, несет за него ответственность.

Усвоенная гражданами как неотъемлемая часть своей жизни, история Отечества представляет собой мощные скрепы общества, не дающие ему развалиться под действием центробежных сил. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это общее достояние граждан, а его изучение и сохранение в памяти народной - важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Изучение истории Родины -необходимое условие формирования гражданственности и воспитания исторической памяти учащейся молодежи.

Сравнительный анализ исторического сознания учащейся молодежи представляет значительный научный интерес и исследовательскую проблему. Эмпирические исследования исторической памяти учащейся молодежи на примере ВОВ как одного из самых выдающихся событий истории Отечества XX века могут подтвердить или развеять опасения относительно разрыва в преемственности исторической памяти нескольких поколений наших современников.

За годы Великой Отечественной войны с обеих сторон были задействованы самые различные факторы: социально-политические, экономические, военно-технические,

стратегические, геополитические, но главным среди них был человеческий фактор.

Фашистская Германия, нападая на СССР, рассчитывала на молниеносную войну, уповая на военно-техническое и экономическое превосходство. Вместе с фактором неожиданности нападения расчет сработал на начальном этапе войны. Но в достижении полной победы решающую роль сыграл человеческий фактор.

В Отечественной войне участвовал весь советский народ, и определяющую роль сыграли ненависть к фашизму, решимость отстоять свою землю, страну, высокий морально-политический дух, талант полководцев и военачальников, другие качества, которые вызывают законную гордость у ныне живущих поколений. Самыми действенными факторами Победы по общему представлению явились патриотизм - 55 % и героизм - 63 %, в меньшей степени были отмечены такие факторы, как советское воспитание - 29 %, ненависть к фашизму - 23 %, огромная территория СССР - 19 %.

Наше исследование выявило устойчивость мифа, сотворенного еще геббельсовскими идеологами, что Россию спасли не патриотизм и героизм советского народа, а такие факторы, как огромная территория, «генерал мороз» и другие геополитические факторы. Сегодня этот миф держится в исторической памяти 25% ответивших, что принижает роль героического подвига, совершаемого именно в суровых климатических условиях и на огромной территории.

Патриотизм является фундаментальной идеей для понимания всех вопросов, касающихся Великой Отечественной войны, особенно поведения на войне больших групп людей и отдельно взятого человека, патриотичных по своей природе.

Согласно результатам анкетирования к факторам Победы, вызывающим гордость, отнесены: «подвиг тружеников тыла, работавших на заводах, в колхозах, на стройках» (53 %), военное искусство полководцев (42 %), перебазирование в кратчайшие сроки сотен оборонных предприятий в восточные районы страны (35 %), массовый патриотизм и героизм на фронтах (37 %). На вопрос «Что защищали солдаты во время Великой Отечественной войны?» большинство респондентов ответили - «Родину, ее свободу» (57 %), независимость государства и народа от фашизма (42 %), свою семью (38 %), советское общество (34 %), себя (20 %).

В течении долгого времени происходила фальсификация всенародного патриотизма, проявленного в войне и в послевоенный период восстановления разрушенного хозяйства. Утверждалось, что на фронте и в тылу дух безысходной жертвенности преобладал над патриотизмом, который если и

проявлялся, то под действием страха, принуждения, насилия со стороны режима, что патриотизм отжил свой век и ныне он устарел. В период перестройки и рыночных преобразований дегероизаторы, поправ все нравственные нормы и принципы, усилили атаки на ратный и трудовой героизм военных лет. Дегероизация стала одним из направлений фальсификации Великой Отечественной войны.

В ходе опроса был задан открытый вопрос, что значит для учащейся молодежи определение «Родина», на него не ответило больше половины опрошенных, а в остальных случаях преобладает ответ «Родина - это место, где родился и живет человек» (32 %), «Родина - это вторая мать» (23 %).

Многие респонденты, вспоминая и пропуская через разум и сердце историю Великой войны и Великой Победы, спрашивают, а могли бы ныне живущие поколения, современная Россия и российская армия выдержать такое испытание? Кажется невероятным, как можно было не дрогнуть, выстоять и победить. История не знает сослагательного наклонения. Но, нам позволительно провести мысленный эксперимент и перенести респондентов из 2016 год в 1941-й. Большинство сомневается в боевом и патриотическом духе современной учащейся молодежи: 59 % респондентов считает, что люди стали расслаблены, пассивны, трусливы и привыкли к комфорту, война за Родину требует самопожертвования, а современная учащаяся молодежь на это не способна, поскольку личное благо выше общественного, люди в большинстве стали слишком замкнуты на своей «индивидуальности», ложной свободе, они разобщены и не понимают по-настоящему или не помнят, что такое «Родина». Только 22 % ответивших готовы пожертвовать собой ради Победы.

При изучении истории Великой Отечественной войны имели место две обобщенные оценки - идеализация и фальсификация.

С начала 1990-х годов накапливается негативное отношение к Великой Отечественной войне. Частые попытки переосмыслить социально-исторический опыт предшествующих поколений повлекли за собой стремление переписать военную историю, сопровождавшееся фальсификацией по всем

направлениям и аспектам войны. В массовом сознании учащейся молодежи обозначился некий скепсис, ирония в отношении к фронтовикам, труженикам тыла, к их бескорыстию, высоко ценимых большей частью общества.

Отношение большинства респондентов к ветеранам войны - и фронтовикам, и «трудовикам» - позитивное. Они беззаветно любили свою великую Родину и не щадя собственной жизни отстаивали ее, воевали за землю русскую, и каждый еще за «малую Родину», за отчий дом, «за родной огонек», за своих близких и любимых. Победа стоила того, чтобы платить столь высокую цену. Страшный бой кровавый шел «не ради славы, ради жизни на земле».

Подводя итоги полученных результатов проведенного опроса, хотелось бы сказать, что для исторического сознания современной учащейся молодежи характерна разрозненность и фрагментарность исторических знаний, их

мифологизированность.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что наиболее значимым социальным институтом формирования исторического сознания является система образования.

Также значимым в формировании исторического сознания учащейся молодежи является институт СМИ. Средства массовой информации вооружают учащуюся молодежь новыми фактами, оценками исторических событий, часто субъективного характера. С увеличением информационного пространства, посвященного осмыслению исторического прошлого, появлением разнообразных тематических программ на телевидении, художественных и телевизионных фильмов на исторические темы в обществе остается невыработанной культура популяризации прошлого, и спекуляция на нем преобладает в традиционных и электронных СМИ.

Особо значимым в воспитании исторической памяти учащейся молодежи является институт семьи. Несмотря на относительно небольшой объем исторической информации, приобретаемой в семье, она обладает наибольшей степенью доверия со стороны учащейся молодежи.

Великая Отечественная война явилась для народов

Советского Союза величайшей трагедией неизмеримого людского страдания, нечеловеческой жертвенности, но она была и вершиной невиданного взлета человеческого духа, поразившего весь мир. Победа советского народа в этой войне -воплощение мужества, стойкости русского характера, российского менталитета, величия России.

Победа, которую отмечают все нации и народности России, бывшего СССР, народы антигитлеровской коалиции, а вместе с ними все непредубежденные люди мира, является для нас, - россиян, примером, образцом, эталоном служения своему Отечеству, бескорыстной любви к Родине, важнейшим и самым сильным на сегодня фактором сплочения, консолидации российского общества.

Таким образом, любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры учащейся молодежи. Тогда воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

ЛИТЕРАТУРА

Бочкарева Е.Д. 2015. Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4(5): 658-666. Бочкарева Е.Д. 2017. Влияние пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. 6(2): 111-119. Жаркова А.А. 2014. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодежи в современной ситуации. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 3(65): 106-111.

Жарков А.Д. 2013. Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности. -Культура и образование. 1(10): 65-73. Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва. 400 с.

Получена/Received: 09.06.2017 Принята /Accepted: 23.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.