Научная статья на тему 'Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края)'

Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
458
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шестакова Екатерина Николаевна

В статье представлены основные результаты исследования по историческому самосознанию российской молодежи, проведенного среди учащейся молодежи Пермского края в 2006 г. Рассматривается вопрос актуализации исторического самосознания молодежи, отношение молодежи к истории России, события, вызывающие у нее чувство гордости и стыда, степень выраженности чувства гражданственности и патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шестакова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края)»

РОССИЙСКИЙ СОЦИУМ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

Е. Н. Шестакова

ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

В статье представлены основные результаты исследования по историческому самосознанию российской молодежи, проведенного среди учащейся молодежи Пермского края в 2006 г. Рассматривается вопрос актуализации исторического самосознания молодежи, отношение молодежи к истории России, события, вызывающие у нее чувство гордости и стыда, степень выраженности чувства гражданственности и патриотизма.

Период конца XX — начала XXI в. ознаменовался резкими, кардинальными изменениями во всех сферах российского общества: экономической, политической, социальной. Существенно изменилось и сознание, самосознание российского гражданина. Именно в этот период сформировалось новое поколение молодых людей, сознательная жизнь которых началась уже в постперестроечный период. Сознание современной российской молодежи было в значительно меньшей степени подвержено влиянию советской идеологии, для них характерны иные системы ценностей, другие установки, жизненные позиции. Социологи отмечают, что сформировался определенный поколенческий разрыв, когда взрослому поколению и молодежи трудно понять друг друга1. В общественном мнении существует определенный миф о «потерянном поколении» молодых людей, для которых главной ценностью являются деньги, а остальные ценности, в том числе семья, любовь, Родина, не имеют значения2. Результаты исследований, проведенных в разных регионах России, меняют это представление3.

Один из аспектов самосознания человека — историческое самосознание. Понятие «историческое самосознание» представляется сложным, многогранным и недостаточно разработанным. Философ В. В. Балахонский определяет «историческое самосознание» как «осознание субъектом хода всемирно-исторического процесса, его закономерностей, определение своего места в системе общественных со-бытий»4. Мы же историческое самосознание понимаем как осознание человеком исторического процесса и самого себя в этом процессе. То, как человек относится к истории, ее отдельным периодам и событиям, интересуется ли историей, как он осознает свое место в историческом процессе, во многом определяет его поведение. А уровень исторического самосознания граждан тесно переплетается с развитием государства. Замечено, что историческое и национальное самосознания актуализируется в кризисные, переломные моменты. К таким моментам можно отнести революции, восстания, войны, перевороты и другие события.

Понятие «историческое самосознание» переплетается с понятиями «этническое, национальное самосознание». Но в отличие от них, историческое самосознание может быть шире — в этом случае оно выходит за пределы границ нации, этноса.

Так, Д. С. Лихачев выделил локальный, этнический, национальный, государственный, цивилизационный, всемирный уровни любви к истории5, а также и исторического самосознания. Например, при цивилизационном уровне человек осознает себя частью цивилизации, со всей ее историей, культурой, спецификой развития.

Психологи, этносоциологи6 выделяют несколько компонентов самосознания человека (эта структура соответствует и историческому самосознанию): 1) образ «Я» — знание и представление о себе, позиционирование себя в истории, т. е. определение своего места в историческом процессе; 2) когнитивный (познавательный) компонент — знания и представления о мире, своем народе, государстве, знания по истории, наличие или отсутствие интереса к истории и его проявление в чтении книг, статей, просмотре фильмов, телепередач, посещении музеев; 3) эмоциональный компонент — эмоциональное отношение к отдельным событиям, периодам истории, к историческим личностям, в целом к истории (например, наличие чувств гордости или стыда относительно отдельных периодов истории, событий); 4) поведенческий компонент — выстраивание своего поведения в соответствии с законами исторического развития, потребностью времени, например для блага государства или народа. Яркий пример — Великая Отечественная война, когда многие жертвовали своей жизнью ради спасения других людей, государства. Как правило, в повседневной жизни все эти компоненты тесно переплетаются и их трудно отделить друг от друга.

Каково же историческое самосознание современной российской молодежи? Насколько оно актуализировано? Как современные молодые люди относятся к истории, ее отдельным событиям и деятелям? Насколько проявлены чувства гражданственности и патриотизма?

В 2006 г. кафедрой древней и новой истории России Пермского государственного университета было проведено исследование среди учащейся молодежи Пермского края. Выборка составила 577 человек, в основном студенты крупнейших вузов Перми. Результаты исследования дали ответы на многие из перечисленных вопросов. В том числе, изучался когнитивный компонент исторического самосознания, т. е. интересуются ли молодые люди историей, ходят ли в музеи и как часто, читают ли исторические книги, статьи, смотрят ли исторические фильмы, телепередачи.

Категория учащейся молодежи была выбрана не случайно. Известно, что в силу специфики своего возраста молодые люди наиболее подвержены новым веяниям, тенденциям, наиболее восприимчивы к изменениям. Учащаяся молодежь обладает определенными знаниями по истории. Ее интеллектуальный и образовательный уровень также отличается от уровня работающей молодежи без образования, что отражается в сознании, мировоззрении, самосознании, мышлении, позициях и отношении к истории учащейся молодежи.

Как показали результаты исследования, большинство опрошенных (67 %) признают, что интересуются историей. Не особо интересуются и не интересуются совсем — по 16 %. Больше половины респондентов связывают свой интерес со стремлением расширить свой кругозор (57 %), треть (37 %) — со стремлением лучше понимать современность, с потребностью узнать, понять корни своей страны, народа. Одна пятая (20 %), считают, что знания по истории необходимы для профессиональной деятельности, столько же — для приобщения к культуре народа. 16 % стремятся найти в истории ответы на злободневные вопросы современности.

У 8 % интерес к истории объясняется недоверием ко многим публикациям на исторические темы.

Современную молодежь больше всего привлекает история культуры — 47 %, затем, по популярности, быт (повседневная жизнь) — 36 %, политическая и социальная история — по 31 %, экономическая история — 16 % и история общественной мысли — 15 %.

Историю хотели бы изучать в активной форме — совершая путешествия по историческим местам, во время экскурсий — 71 %. При этом 41 % опрошенных хотели бы знать достоверные факты, 47 % помимо фактов желали бы знать исторические легенды, анекдоты, скандалы. В виде художественных фильмов хотели бы изучать историю 38 % опрошенных, в виде романов — 19 %. Процент выбравших только исторические анекдоты, легенды, чрезвычайно мал (2 %).

Среди периодов истории, вызывающих интерес, на первом месте, по мнению студентов, оказался XX век. Его указывали чаще всего. Затем по популярности идут XVIII, XIX, XVII, XVI, XV вв., более древние периоды. Темы, интересующие молодежь, отличались большим разнообразием.

Интерес к истории проявляется в чтении книг, статей, просмотре исторических телепередач, посещении музеев, экскурсий и т. д. В ходе исследования были определены средства формирования исторического самосознания. К ним относятся: 1) образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, вузы и пр.); 2) социальное окружение (рассказы и мнения друзей, одноклассников, родителей, участников важных исторических событий); 3) личный опыт (участие в важных исторических событиях); 4) семейное воспитание; 5) историческая литература; 6) СМИ; 7) музеи; 8) экскурсии; 9) самостоятельное пребывание в исторических местах.

Среди опрошенных 50 % молодых людей указали, что читают исторические книги, 45 % — исторические статьи. При этом называлась литература в основном развлекательного содержания, среди книг чаще всего вспоминали художественную литературу с историческими сюжетами. Телепередачи и исторические фильмы смотрят 60 % опрошенных, они также носят в основном развлекательный характер. Как признались 52 % опрошенных, в музее они бывают при каждом удобном случае, но этот случай предоставляется нечасто. 26 % посещают музей реже, чем раз в год, 13 % — раз в год, 8 % — чаще, чем раз в год, и только 2 % респондентов посещают каждую новую экспозицию.

Как показали опросы общественного мнения, наиболее популярными средствами формирования исторического самосознания и источниками знаний по истории является, прежде всего, телевидение, газеты, журналы, книги и образовательные учреждения. Посещение музея и экскурсии среди современной молодежи не являются распространенными7.

При анкетировании респондентам предлагалось ответить на вопрос, кто, по их мнению, является подлинным творцом истории. Было дано несколько вариантов ответов. Большинство склонялись к мнению, что историю создают яркие, выдающиеся личности (40 % опрошенных), а не народ (30 %). Были названы известные деятели, например Петр I, Екатерина II, Ленин, Сталин и др.

Среди государственных деятелей России, по мнению респондентов, оказавших наибольшее влияние на развитие нашей страны, чаще всего называли Петра I, он оказался на первом месте по популярности. Затем идут Сталин, Ленин, Екатери-

на II, В. В. Путин, Иван Грозный, Александр II и другие деятели. Заметим, что среди деятелей в ответах молодежи часто упоминался нынешний президент.

Молодежи задавались также вопросы о национальной принадлежности, гражданственности, патриотизме. Здесь выявилось немало интересных данных.

Среди опрошенных были представители разных национальностей: русские — 92 %, татары — 3,5 %, а также башкиры (0,9 %), удмурты (0,9 %), украинцы (0,9 %), коми-пермяки (0,3 %), греки (0,3 %), евреи (0,3 %), армяне (0,2 %), белорусы (0,2 %), буряты (0,2 %). У большинства опрошенных принадлежность к своему народу вызывает гордость, спокойную уверенность (50 %). Обиду, ущемленность, стыд испытывает мало респондентов (4-5 %). 12 % признают, что принадлежность к своему народу не вызывает у них никаких чувств.

97 % опрошенных считают себя гражданами России, у 50 % гражданство вызывает гордость и спокойную уверенность. Обиду, ущемленность, униженность по этому поводу испытывают только 6 %, стыд, раздражение — 0,2 % опрошенных. При этом 72 % опрошенных считают себя патриотами России, 73 % респондентов испытывают чувство гордости за свою родину.

Эти данные свидетельствуют, что в современном российском обществе сложилось положение, когда большинство молодых людей настроено положительно, оптимистично относительно России, ее будущего, ее истории. При этом можно говорить об актуализации чувства гражданственности, патриотизма среди моло-дежи8. Возможно, это является следствием изменений, произошедших в России в 1980-1990-х гг., когда актуализировалось национальное и историческое самосознание россиян.

Ответы респондентов на вопрос: «В какие события или моменты истории они наиболее остро осознавали себя гражданами России?» косвенно подтверждают это предположение. Чаще всего респонденты вспоминали выборы, спортивные соревнования и трагичные, кризисные моменты, например волнения, восстания, взрывы, войны и т. д.

Изучалось также эмоциональное отношение респондентов к отдельным событиям российской истории.

Согласно опросу 2006 г. в Пермском крае, молодые люди смогли выделить 203 явления, которыми Россия могла бы гордиться в прошлом (588 упоминаний) и 108 явлений — в настоящем (260 упоминаний). При этом было перечислено 119 событий (653 упоминания) российской истории, вызывающих чувство гордости и 150 явлений чувства стыда (500 упоминаний). В основном молодые люди упоминали победы в войнах, достижения в науке, космонавтике и культуре. Чувство гордости вызывает сам русский народ и такие его качества, как мужество, отвага, героизм, самоотверженность, стойкость, умение выживать и мобилизоваться в экстремальных ситуациях, в нужный момент сплачиваться и вставать на защиту своей Родины, патриотизм (чаще всего называли именно его). Отмечали также душевность, дружелюбие, гостеприимство, доброту, щедрость, честность, оптимизм русского народа. Среди событий российской истории, которыми современная молодежь гордится, на первом месте по значимости — победа в Великой Отечественной войне (ее упомянули 53 % опрошенных).

Сравнивая результаты исследований, проведенных в Пермском крае и других регионах России, мы видим похожую картину: называются практически те же

события (военные победы, освоение космоса, достижения науки и культуры)9. В настоящее время гордятся территорией, природными богатствами, гражданами, терпеливостью народа, достижениями науки, военной промышленности, спортивными достижениями.

Если сравнивать эти показатели с результатами исследований 1990-х гг.10, то можно заметить, что называются практически одни и те же события и их ранг, рейтинг меняется несущественно, хотя определенная динамика изменений отмечается. Так, например, изменилось отношение к Октябрьской революции, по сравнению с началом 1990-х гг., ее значимость в общественном мнении резко снизилась. По-иному воспринимаются и ленинский, сталинский периоды. Однако среди событий, которые вызывают чувство гордости, Великая Отечественная война по-прежнему на первом месте.

В ходе опроса были названы также события, явления, вызывающие чувство стыда, горечи у россиян. Здесь перечень событий, явлений несколько отличается в зависимости от года, в котором проводился опрос. Так, в первой половине 1990-х гг. были названы: бедность и неустроенность, разрушение СССР, репрессии 1920-1950-х гг., хроническое отставание от Запада, некомпетентная и своекорыстная власть, гонения на церковь, военные поражения и другие явления (явления перечислены в зависимости от частоты упоминания)11. Во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг. первые места заняли другие явления. Так, во второй половине 1990-х гг. более всего чувство стыда вызывали: война в Чечне, сталинские репрессии, перестройка Горбачева, война в Афганистане, развал СССР12. Как мы видим, позиции несколько изменились. Можно говорить о некоторых изменениях в историческом сознании россиян в 1990-2000-х гг., что проявилось в их отношении к отдельным периодам, событиям истории. Хотя стыд за коррупцию, отсутствие порядка, поведение политиков остались в сознании.

Корреляционный и факторный анализ выявил зависимости в ответах молодежи по нескольким факторам.

Во-первых, по гендерному признаку. Отношение к истории у молодых людей и девушек несколько отличается. Молодые люди в большей степени проявляют интерес к политической, экономической истории, они хотели бы знать достоверные факты. Девушек же интересует история культуры, быта, изучать историю они хотели бы в виде художественных фильмов, исторических романов, при посещении музеев и экскурсий.

Во-вторых, четко проявляется фактор взаимосвязи исторического самосознания и национальной принадлежности, гражданственности, патриотизма. Подчеркнем, что результаты исследования говорят об актуализации этих чувств.

В-третьих, выявлен практический характер интереса к истории у молодежи, их стремление применить исторические знания, опыт для лучшего понимания современности, для приобщения к культуре народа, для поиска ответов на злободневные вопросы и т. д.

Итак, результаты исследования показали, что историческое самосознание современной российской молодежи актуализировано, его компоненты активно проявляются, и оно сопровождается всплеском чувства гражданственности и патриотизма.

Примечания

1 См.: Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи // Социс. 1998. № 5. С. 98-104.

2 Подробнее см.: Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Там же. 2000. № 3. С. 124-128; Сибирев В. А., Головин Н. А. Штрихи к портрету 90-х годов // Там же. 1998. № 3. С. 106-117.

3 Подробнее см.: Соколов А. В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // Там же. 2005. № 9. С. 91-97; Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Там же. 1998. № 5. С. 90-98; Луков В. А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Там же. 1998. № 8. С. 25-27.

4 Балахонский В. В. Возможность исторического объяснения в формировании научно достоверного исторического самосознания // Самосознание в философии. Л., 1987. С. 144.

5 См.: Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983. С. 82.

6 См.: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. С. 165-170.

7 Подробнее см.: Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12. С. 94; Утенков В. М., Закалин А. С. Об историческом сознании студенческой молодежи // Там же. 2000. № 6. С. 121; Бойков В. Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти. Федеральный образовательный портал. Режим доступа: http://www.rags.ru/s_center/istoriya/analiz. shtm.

8 Подробнее см.: Исследование «Граждане России: Кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить?». Режим доступа: http://www.fesmos.ru/Pubikat/15_New %20г^2005/ new_rus_1.html#об.

9 Подробнее см.: Исследование «Граждане России: Кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить?». Режим доступа: http://www.fesmos.ru/Pubikat/15_New °%20г^2005/ new_rus_1.html#об.

Бойков В .Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти. Федеральный образовательный портал. Режим доступа: http://www.rags.ru/s_center/istoriya/analiz.shtm.

10 См.: Сикевич З. В. Национальное самосознание русских. М., 1996; Левада Ю. А. Десять лет перемен в сознании человека // Обществ. науки и современность. 1999. № 5. С. 36-38.

11 См.: Утенков В. М., Закалин А. С. Об историческом сознании студенческой молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 120-123.

12 См.: Сикевич З. В. Указ. соч.; Левада Ю. А. Указ. соч. С. 36-38; Бойков В. Э. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.