Научная статья на тему 'Формирование исторической правды художественно-публицистических программ'

Формирование исторической правды художественно-публицистических программ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
610
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА / ПАМЯТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HISTORICAL TRUTH / MEMORY / ARTISTICALLY-PUBLICISTIC PROGRAMS / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фокина Наталья Николаевна

В данной статье рассматривается понятие «историческая правда» как уникальное образование человеческого сознания на примере восприятия художественно-публицистических программ. Под исторической правдой автор понимает управляемый педагогически направленный процесс. Приводятся некоторые результаты исследований, проведенных на базе Пермского государственного института искусства и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF HISTORICAL TRUTH IN ARTISTICALLY- PUBLICISTIC PROGRAMMES

The article gives an alternative definition to historical truth as a unique formation of human consciousness on the base of artistically-publicistic programs. Under historical truth the author understands a govern pedagogically aimed process. The author gives some results of the research work done in Perm state institute of arts and culture.

Текст научной работы на тему «Формирование исторической правды художественно-публицистических программ»

Н. Н. Фокина

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

В данной статье рассматривается понятие «историческая правда» как уникальное образование человеческого сознания на примере восприятия художественно-публицистических программ. Под исторической правдой автор понимает управляемый педагогически направленный процесс. Приводятся некоторые результаты исследований, проведенных на базе Пермского государственного института искусства и культуры.

Ключевые слова: историческая правда, память, художественно-публицистические программы, социально-

культурная деятельность.

The article gives an alternative definition to historical truth as a unique formation of human consciousness on the base of artis-tically-publicistic programs. Under historical truth the author understands a govern pedagogically aimed process. The author gives some results of the research work done in Perm state institute of arts and culture.

Key words: historical truth, memory, artistically-publicistic programs, social-cultural activity.

Один из наиболее значимых вопросов современного и будущего развития России - формирование исторической правды у молодого поколения, его отношения к России. О современной российской молодежи сложились крайне противоречивые мнения. Одни считают ее «потерянным поколением», «поколением потребителей», людьми, у которых нет целей, идеалов, над которыми безраздельно правит власть денег, которые всецело подчинены влиянию Запада. Другие, наоборот, склонны считать новых молодых людей (по сравнению со старшим поколением) более мобильными, способными лучше приспосабливаться к современным условиям жизни, применять творческий подход к решению ситуаций и т. д.

Современная российская молодежь неоднородна, многогранна, сильно дифференцирована, отличается по своим характеристикам, установкам, социальному положению, что и определяет разнообразие суждений о ней.

Как показывают результаты социологических, психологических исследований, определение современной российской молодежи как «потерянного», «равнодушного», «потребительского» поколения

явно не корректно.

Современную молодежь часто упрекают в излишней подверженности влиянию Запада, отсутствии патриотизма, заботы о других, о своем государстве. Действительно, в 1990-е гг. эти черты были характерны для большинства молодежи. Многие молодые люди стыдились, что живут в России, были негативно настроены по отношению к своему государству, историю Отечества воспринимали как цепь преступлений и казней. Это отношение во многом определялось резким сломом идеологии, жизненных установок, системы ценностей. А серьезные политические и экономические про-

блемы в России, недостаток информации о западных странах создавали миф о «райском Западе», идеальных государствах, где нет этих проблем. Поколение 1990-х было ориентировано на Запад и стремилось уехать из России, но современная молодежь существенно, если не кардинально, отличается от него. Иллюзии относительно Запада во многом развеялись, чему способствовали поездки за границу, активные личные контакты с иностранцами. Запад уже не воспринимался как «райская земля». Кардинально изменилось отношение к России, ее истории.

В 2009 г. кафедрой социально-культурной деятельности Пермского государственного института искусства и культуры было проведено исследование по формированию «исторической правды» у российской молодежи, в ходе которого опрошено 577 представителей учащейся молодежи Пермского края.

Преимущественно возраст респондентов - 1824 года (77 %); 14 % - 15-18 лет и 9 % - 25-30 лет. По гендерному признаку отмечено следующее соотношение: 68 % женщин (395) и 32 % мужчин (182). Образовательный статус респондентов таков: 19 % опрошенных - неоконченное высшее образование,

49 % - среднее общее образование, хотя отдельно его указали только 28 %; 18 % - среднее специальное и 6 % - высшее образование. Среди опрошенных приблизительно половина были специалистами гуманитарного профиля и столько же - технического. Все респонденты являлись учащимися ведущих вузов и колледжей Перми.

Результаты исследования во многом удивили преподавателей истории, этнологии, социологии, психологии. Мифы, представления о молодежи как о поколении, ориентированном на Запад и безразличном к России, ее истории, рушатся.

91

Так, 97 % опрошенных представителей пермской молодежи считают себя гражданами России, у

50 % гражданство вызывает гордость, а у 40 % спокойную уверенность. Однако, часть россиян настроена пессимистически. Обиду, ущемленность, униженность по этому поводу испытывают 10 %, стыд и раздражение - 0,2 % респондентов. При этом 72 % опрошенных считают себя патриотами России.

Эти данные свидетельствуют, что в современном российском обществе сложилась уникальная ситуация, когда большинство молодых людей настроено положительно, оптимистично относительно России, ее будущего, ее истории. При этом можно говорить об определенном всплеске чувств гражданственности, патриотизма среди молодежи. Возможно, это является следствием изменений, произошедших в России в 1980-1990-е гг., когда актуализировалось национальное, историческое самосознание россиян.

Ответы респондентов на вопрос «В какие события или моменты истории они наиболее остро осознавали себя гражданами России?» косвенно подтверждают это предположение. Молодежь чаще всего вспоминала выборы, спортивные соревнования и трагичные, кризисные моменты, например, волнения, восстания, взрывы, войны и т. д.

Изучалось также эмоциональное отношение респондентов к отдельным событиям российской истории.

Согласно опросу 2009 г. в Пермском крае молодые люди смогли выделить 203 явления, которыми Россия могла бы гордиться в прошлом (588 упоминаний) и 108 явлений - в настоящем (260 упоминаний). При этом было перечислено 119 событий (653 упоминания) российской истории, вызывающих чувство гордости, и 150 - чувство стыда (500 упоминаний). В основном молодые люди упоминали победы в войнах, достижения в науке, космонавтике и культуре. Чувство гордости вызывает и сам русский народ, и такие его качества, как мужество, отвага, героизм, самоотверженность, стойкость, умение выживать и мобилизоваться в экстремальных ситуациях, в нужный момент сплачиваться и вставать на защиту своей Родины, патриотизм (чаще всего называли именно его). Отмечали также душевность, дружелюбие, гостеприимство, доброту, щедрость, честность, оптимизм русского народа. Среди событий российской истории, которыми современная молодежь гордится, на первом месте по значимости -победа в Великой Отечественной войне (ее упомянуло 53 % опрошенных).

Среди событий российской истории, вызывающих чувство стыда, были названы военные поражения, сталинский террор, репрессии, события начала XX в. - революция 1917 г., убийство царской семьи. Гражданская война, красный и белый террор, события конца 1980 - начала 1990-х гг. - перестройка, распад СССР, а также некоторые негативные явления современной России.

При анализе анкет, в ходе разговоров, бесед, интервью с молодыми людьми четко заметно их желание видеть Россию сильной, мощной мировой державой, которую уважают на международной арене, с мнением которой считаются, которая одновременно является благополучной и процветающей страной. Восхищения Западом (как в 1990-е гг.) уже нет в массовом варианте среди молодежи.

Сложившаяся ситуация во многом является уникальной. Результаты проведенных исследований разрушают многие стереотипы. Однако эти настроения молодежи нуждаются в поддержке, иначе положительный на строй может смениться разочарованием.

Особый интерес представляло отношение современной молодежи к истории в целом и к истории России в частности.

Было установлено, что большинство представителей учащейся молодежи интересуются историей (67 % опрошенных). При этом результаты исследования подчеркнули практический характер их интереса к истории, т. е. российскую молодежь история интересует в связи с современностью. Так, их интерес к истории объясняется стремлением расширить свой кругозор (57 % опрошенных), желанием лучше понять современность (37 %), «корни» своей страны, народа (31 %), приобщиться к культуре народа (20 %), найти ответы на злободневные вопросы (16 %), применить знания по истории в своей профессиональной деятельности (20 %).

Учащуюся молодежь привлекают разнообразные типы истории, исторические темы, периоды. Замечено, что в большей степени ее интересует история культуры (47 % респондентов), быта (36 %), далее следует социальная (31 %), политическая (31 %), экономическая история (16 %) и история общественной жизни (15 %).

Из средств формирования исторического самосознания наиболее распространенными среди молодежи являются СМИ.

Ученые и общественные деятели говорят о существующих в современной практике проблемах правового поля, соблюдения этических норм в журналистской

92

деятельности, например, исследования С. Г. Корконо-сенко [4], Ю. В. Казакова [7], Г. Ю. Араповой [2] и др.

Основные принципы журналистского сбора информации основаны на общенаучных принципах объективности, предполагающих непредвзятое рассмотрение фактов, исключающее их искажения в чьих-либо интересах; причинно-следственной связи фактов, явлений и процессов, что обусловлено универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в мире; комплексным подходом в изучении актуальных и социально-значимых событий, и это объясняется сложным переплетением прямых и опосредованных фактов, человеческих поступков, действий. Общенаучные принципы сбора информации дополняются традиционными для русской журналистики принципами гуманизма, демократичности и защиты интересов «маленького человека», верности национальным интересам страны, «сбережению народа» (по замечанию А. И. Солженицына в его работе «По минуте в день». М., 1995. С. 172). Именно о них напоминают С. Г. Корконосенко [4, с. 274278], А. А. Грабельников [1, с. 284-286] и др.

Одним из самых сложных в технологии сбора информации является понятие факт. Факт лежит в основе любого журналистского произведения, и, будучи точным и достоверным, он служит залогом объективности и правдивости предложенной журналистом информации. Увиденный журналистом факт быта может скрывать в себе смысл Бытия, и журналист способен с его помощью раскрывать причинно-следственные связи, глубину проблем, процессов и явлений.

С первых моментов становления и развития журналистики факт как понятие и источник информации был в центре внимания практически всех выдающихся русских публицистов. На него опирались в публицистической деятельности, он занимал заметное место в размышлениях о правде печатного слова. В ХХ в. происходит теоретическое осмысление сущности факта в словесном творчестве [6]. В разное время о его содержательной сути размышляли

A. Ф. Лосев, Ю. Н. Тынянов, Г. Н. Поспелов, Л. Я. Гинзбург, П. В. Палиевский, М. И. Туровская,

Н. С. Рыбаков, Н. Д. Арутюнова. Его роль и значение для журналистской деятельности исследовали

B. В. Ученова, М. Н. Ким, М. И. Шостак, М. Стюф-ляева и др.

Итак, что же такое факт в современной журналистской практике? Представления о факте, как выяснили ученые, обладают бесчисленным множеством смыслов, которые были структурированы

наукой в соответствии с тем или иным направлением научного поиска: историческим, политологическим, социологическим, экономическим и т. д. Для журналистики наиболее приемлемой оказалась филологическая трактовка факта как явления идеального порядка, закрепленного в литературном тексте с помощью языка. Изученный историко-

теоретический материал позволяет нам установить непосредственную связь понятия факт с понятием правда, с которым на протяжении трех веков журналистской деятельности связывались представления о ценности журналистской работы. Представления о правде, как правило, выражали отношения между действительностью и теми или иными формами ее воспроизведения. Если это отношение было обусловлено непосредственным восприятием, то оно определялось в терминах сходства, похожести и подобия. В таких случаях говорилось о достоверности словесного изображения факта действительности. Если же отношения между действительностью и литературной формой ее воспроизведения определялось воображением, знанием и верой, то оно описывалось в терминах верности, истины и исторической правдивости. А это означало отход в сторону субъективного восприятия и понимания мира и человека [5, с. 9-10]. Несмотря на то, что для обозначения факта в литературе и журналистике использовались различные термины, во всех случаях подчеркивалась социальная, культурологическая и художественная ценность факта.

Таким образом, требования к художественной публицистике следующие: научная достоверность исторических фактов и исторических документов, толерантность их оценок с учетом общечеловеческих ценностей, идентичность художественно-образного решения сущностному содержанию документов.

Художественно-публицистическая программа -одна из самых распространенных форм социальнокультурной деятельности, широко используемая в работе учреждений культуры всех типов: клубов, профилированных культурных центров, музеев, историко-рекреационных культурных комплексов, радио и телевидения, туристической деятельности. Актуальность этого типа программы определяется объективно заложенным в ней социально значимым содержанием, отражающим жизненно важные интересы общества и отдельной личности.

Понятие публицистика (от лат. - общественный) определяется как род литературы, журналистики, рассматривающий актуальные и современные проблемы - политические, экономические, философ-

93

ские, морально-нравственные, искусствоведческие. Предметом публицистики является вся жизнь гражданского общества, а также судьбы, характеры, профессиональная деятельность человека, взгляды, мнения, суждения отдельных значимых людей. В этой связи публицистика имеет политический аспект, общественно значимый контекст, ей свойственны идеологическая целеустремленность, открытая тенденциозность, полемичность, социально-обусловленная конфликтность.

Словосочетание художественная публицистика возникло не случайно. Генетически публицистика восходит к ораторскому искусству Демосфена, Цицерона, Сократа и многих других выдающихся философов древности, трактаты и публичные выступления которых отличались эмоционально окрашенным красноречием, общественной значимостью суждений. На протяжении последующих веков публицистическая деятельность осуществлялась преимущественно художниками и мыслителями - писателями, поэтами, философами. Среди них Д. Дидро, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гейне, В. Гюго, А. Барбюс и др.

Российская публицистика рождалась в художественно-литературной деятельности М. Ломоносова, Г. Державина, А. Радищева, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, В. Белинского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Горького, Н. Бердяева и многих других, чьи суждения являют собой кладезь социально-гражданской русской мысли, окрашенной глубоким эмоционально-патриотическим чувством. Их художественно-публицистическое осмысление социальной жизни своего времени - это и документ величайшей подлинной силы, и одновременно эстетический феномен, отражающий неповторимый дух исторически ушедшего времени [8].

Технология художественно-публицистических программ рассматривается как центральный блок, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Формирование основных технологий художественно-публицистических программ осуществляется с учетом специфических закономерностей регулирования поведения человека, прежде всего социально-психологических. Можно утверждать, что социально-культурная деятельность сценариста-режиссера художественнопублицистических программ - одна из форм социальной педагогики. В этом проявлении она имеет родственный характер с публицистикой, ибо задача публициста не в создании на документальной основе

условного мира, а в обнаружении и поэтизации социально-значимого исторического события, взятого и раскрытого так, чтобы люди увидели обычное, знакомое, повседневное в новом свете и качестве. Органичная взаимосвязь и взаимодействие между собой технологий художественно-публицистических программ положительно сказывается как на мировоззренческой, так и на чувственно-эмоциональной сфере всех участников и зрителей. Процесс социально-культурной деятельности по необходимости включает и всесторонний анализ действительности с определенных мировоззренческих позиций, вдумчивое соотнесение, сопоставление явлений и исторической правды с другими явлениями и фактами, умение выделить в жизненном потоке главные, ведущие тенденции. И, разумеется, целенаправленный отбор сценаристом-режиссером явлений жизни, объектов изображения, материала, формы.

Вот почему социально-культурная деятельность по природе своей основана на принципе избирательности, т. е. это не только деятельность сценариста-режиссера, но и его право на выбор, и его обязанность. При реализации определенных целей в технологии художественно-публицистических программ в качестве ее средств и способов используются характерные для общения, которое в свою очередь строится по законам деятельности.

Как бы ни велика и изобретательна была фантазия режиссера, все равно сценаристу не удается оградить себя от проблем действительности. Побег от жизни не простится художнику. Для режиссера художественно-публицистических программ становится обязательным выражать свое отношение к действительности и идеям времени, идти от простой фиксации жизни к показу ее с определенной позиции, к критике, разоблачению ее противоречий. Вместо идеализации человеческих судеб сценарист-режиссер должен все больше и больше стремиться изображать без прикрас исторические обстоятельства, при которых вынуждены действовать люди. Если он не хочет лгать, то должен принять участие в разоблачении противоречий общества, ошибок, падения моральных устоев и показать все в процессе общественного суждения. Художественно-публицистические программы должны отражать эволюцию общественного духа, который находится в процессе становления и развития. Чем яснее становится для нас взаимосвязь с крупными событиями эпохи и нашими собственными маленькими заботами, тем больше мы будем привыкать обсуждать не только индивидуальные судьбы, но и общественные темы. И в конечном итоге у нас возрастет

94

потребность узнать больше о таких зависимостях, определяющих нашу судьбу. Понятно, что художественно-публицистические программы должны отображать ту же шкалу общественной температуры, которая свойственна самой жизни.

Исследование действительности на фазе собирания и обобщения исторической правды - отнюдь не бесстрастная работа аналитического ума. Неодолимая сила влечет к познанию, и рождается она высоким развитием гуманитарной культуры сценариста, когда его сознание из сферы будничной, собственной конечной жизни, расширяясь, проникает в сферу бесконечного бытия человечества. Там он ищет и находит свою сверхзадачу (позицию), т. е. доминантой его сознания становится не только полифоническая структура досуга, но и судьба людей в культурно-досуговом пространстве. Истинной радостью становится существование в другом человеке, переживание его судьбы как собственной. Это рождает непреодолимый интерес к людям и их судьбам. Поэтому сценарная культура художественно-публицистических программ эмоциональна с самых своих истоков, с восприятия окружающего мира.

Для выявления специфики постановочных технологий художественно-публицистических про-

грамм следует исходить из формирования у студентов понятия исторической правды, которая рассматривается в рамках различных наук: философии, истории, социологии, психологии и др. Историкофилософское осмысление данного феномена связано с рассмотрением его в системе категорий: сознание, общественное сознание, историческое сознание, познание, знание, историческое знание.

Историческая правда являет собой одну из сторон духовной активности человека, заключающуюся в его способности отражать реальную действительность в виде представлений, идей, мыслей, чувств. В этом смысле она выступает как важнейший компонент человеческого сознания, обладающий всеми присущими последнему характеристиками, в том числе и той, которая касается оценки человеком наблюдаемых в жизни процессов, явлений и собственной личности. Поскольку понятие сознание охватывает собою не только то, что определяет личное бытие человека, но и общественное в рамках различного уровня социальных объединений (групп, этносов, наций), понятие историческая правда также включает в себя наряду с индивидуальными представлениями человека о мире представления других людей, воплощенные в продуктах духовной культуры: языке, науке, искусстве, политических, религиозных

воззрениях, нравственно-правовых нормах и т. д. Таким образом, историческая правда, будучи социальной по своей природе, органически входит в структуру общественного сознания.

В психологическом плане память предстает как свойство человеческой психики, имеющее в своей основе физиологические процессы. Она обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире и создает условия для приобретения человеком знаний, умений, навыков и их последующего применения в практической деятельности. В зависимости от характера запоминаемого материала психологами выделяются несколько видов памяти: вербальная, образная, двигательная, эмоциональная.

Сказанное выше позволяет сделать вывод: понятие историческая правда, сочетая в себе некоторые смысловые характеристики понятий историческое сознание и память, тем не менее не сводится полностью ни к одному из них, а обладает определенной самостоятельностью, отражая уникальное образование в человеческом сознании.

Содержание исторической правды многообразно. Это наиболее значимые события в жизни страны, государства, народа, имена и дела выдающихся деятелей, оказавших влияние на ход исторического развития. Огромный пласт исторической правды составляет культурное наследие: традиции, обычаи, народная художественная культура, достижения в области науки, литературы, искусства, образования, сложившиеся формы общения, мораль, этика, верования и т. д. Отдельные ученые считают, что к исторической правде следует отнести и знание истории своего села или города, своей улицы, дома, родословной своей семьи [9, с. 5]. Без этого знания представление человека о своем историческом «Я» будет неполным, обедненным, может стать причиной ослабления его связей со своей малой Родиной.

Остановимся на некоторых педагогических аспектах формирования исторической правды у студенческой молодежи в условиях вузовского обучения. Сформулируем некоторые методологические предпосылки подхода к решению проблемы. Главная из них -взгляд на формирование исторической правды как на управляемый, педагогически направленный процесс. В его основе лежат общие принципы педагогики: единство обучения и воспитания, включение учащегося в предметно-практическую деятельность в ходе усвоения знаний, учет индивидуальных психологических особенностей, использование педагогических методов, стимулирующих познавательную активность и творческое освоение социального опыта.

95

Наряду с этим данный процесс имеет и свою специфику, обусловленную сущностью исторической правды. Так, в совокупности усваиваемых учащимися знаний приоритет принадлежит историческим знаниям. Если рассматривать формирование исторической правды как условие воспитания в человеке четкой гражданской позиции, то особо важное значение имеет отбор исторического материала, подлежащего трансляции, его объективность и акцент на лучшие образцы прошлого. Это способствует выработке у человека уважительного отношения к истории своей страны, своего народа.

На развитие у учащихся способности к оценочному суждению по поводу явлений прошлого влияет самостоятельная работа над историческим материалом. В вузе она приобретает характер научно-исследовательский, приучает человека аналитически мыслить, втягивает в орбиту его внимания, позволяет разобраться во множестве существующих мнений и составить собственное представление о событиях прошлых лет.

Эмоциональная составляющая исторической правды (памяти) диктует необходимость усвоения исторических знаний не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. Данное обстоятельство требует создания условий для эмоционального само-проявления человека. Представляется, что наряду с традиционными педагогическими методами, апеллирующими к чувственной сфере учащихся, - обращение в ходе подачи исторического материала к литературе, искусству и т. д. - имеет значение приобщение их к художественно-творческой деятельности по воссозданию образов прошлого.

Обратимся к опыту формирования исторической правды (памяти) у студентов Пермского государственного института искусства и культуры при изучении курса Технологические основы социальнокультурной деятельности: сценарно-режиссерские

технологии. В наибольшей степени отвечает поставленной задаче та часть курса, которая предполагает изучение исторических аспектов традиционных и современных форм художественно-зрелищных акций и способов их социальной организации.

Художественно-зрелищные акции (как традиционные, так и современные) насыщены эмоциями, радостью, весельем, являются особой сферой человеческой жизнедеятельности. Например, традиционные формы художественно-зрелищных акций помогают современникам глубже проникнуть в образ жизни людей прошлых эпох, понять их настроения, чувства, отношение к своему собственному социаль-

ному бытию. В зрелищной сфере (как ни в какой другой) ощущается преемственность поколений: она проявляется в дошедших до наших дней формах деятельности, типах и видах культурно-развлекательных учреждений, игровой культуре и т. д. А современные формы художественно-зрелищных акций связаны с выходом человека за рамки обыденности, его внутренним раскрепощением, творческим самопроявле-нием. В силу этих обстоятельств изучение студентами предмета не оставляет их равнодушными - образы прошлого невольно проецируются на их реальную жизнь, закрепляются в памяти, приобретают эмоциональную окраску.

Способствует формированию исторической правды (памяти) художественно-творческая деятельность студентов: в ней актуализируются исторические знания, приобретенные студентами на учебных занятиях. Студенты, особенно художественных специализаций, принимают участие в организации и проведении различных культурных мероприятий в ПГИИК, разных вузах города, учреждениях культуры, на предприятиях, открытых площадках в г. Перми и Пермском крае, а также в других населенных пунктах России. Среди мероприятий большое место занимают художественнопублицистические программы. Одни из них связаны с памятными датами в истории страны, например, День Победы в Великой Отечественной войне, День защитника Отечества и т. д. Под руководством педагогов студенты пишут сценарии, выступают в качестве режиссеров и актеров. Сложившиеся в их сознании представления о прошлом нередко помогают им в создании сценических образов, в выстраивании сюжетной канвы того или иного праздника. Художественно-творческое освоение студентами событий минувших лет дает новый импульс для развития их исторической правды (памяти).

Образы прошлого возникают в сознании у студентов когда они проводят благотворительные программы (концерты) в воинских частях, госпиталях для участников Великой Отечественной, афганской и чеченских войн. В данном случае они выступают преемниками лучших традиций благотворительности, сформировавшихся в России еще в далекие времена. Напоминанием о прошлом служат такие мероприятия, как День Победы, День города или конкурсы студентов под девизом «Песни наших дедов», «Авторская песня» и др. В подобных мероприятиях исторические знания оказываются востребованными. Они являются своеобразным ориентиром для студентов при отборе художественного

96

материала, создают психологический настрой, позволяют вспомнить лучшие традиции русского народа, отдать дань уважения тем людям, которые их сохранили и передали будущим поколениям.

Умелое сочетание различных форм работы студентов: учебной, научной, художественно-творческой, подчиненное единой цели - формированию исторической правды (памяти) и воспитанию четкой гражданской позиции - ускоряет процесс личностного развития студентов, отвечающего высокому званию гражданин своего Отечества.

Художественно-публицистическая культурнодосуговая программа - одна из разновидностей форм художественной публицистики. Такие программы проводятся во всех учреждениях культуры в период общественно-значимых событий - государственных праздников, политических и социально-культурных акций.

Основанием для подготовки и проведения художественно-публицистических программ являются

такие события, как праздничные даты государственного, регионального значения, военно-патриотические праздники, юбилейные даты трудовых коллективов, различных профессиональных объединений в сфере науки, культуры, искусства и литературы, спорта, космонавтики, значимые события в жизни детей, подростков и юношества, объявленные годы семьи, ребенка, деятелей литературы и искусства, акций благотворительной направленности, фестивали, выставки, презентации народных промыслов, различных любительских объединений.

Такие художественно-публицистические программы обладают большим воспитательным и соци-ально-формирующим потенциалом. Они закрепляют в сознании общества традиции, обеспечивая их генетическую преемственность, формируют социальноориентированное общественное мнение, гражданское самосознание, сохраняют историческую правду (память) и глубокое уважение к прошлому своей страны и ее культурным достижениям.

1. Грабельников, А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы: монография / А. А. Гра-бельников. - М.: РИП-холдинг, 2001. - 336 с.

2. Доступ к информации / [авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузнецова, М. А. Ледовских]. - М.: Престиж, 2006. - 80 с.

3. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 480 с.

4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учеб. для вузов / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 287 с.

5. Куличкина, Г. В. Развитие представлений о правде и факте в русской литературе (1750-1840-е гг.): автореф. ... канд. филол. наук / Г. В. Куличкина. - Пермь, 2005. - 25 с.

6. Куличкина, Г. В. Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности: учеб. пособие для студентов по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» / Г. В. Куличкина; Перм. гос. ин-т искусства и культуры. - Пермь, 2008. - 325 с.

7. Профессиональная этика журналиста: документы и справочные материалы / сост. Ю. В. Казаков. - М.: Медея, 2004. - 480 с.

8. Тихоновская, Г. С. Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ: монография / Г. С. Тихоновская. - М.: МГУКИ, 2010. - 352 с.

9. Тощенко, Ж. Т. Историческая память и социология / Ж. Т. Тощенко // Социол. исслед. - 1998. - № 5.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.