5 См.: ВацковскаяИ. Типы, функции и роль резонансной информации в политическом дискурсе // Вестн. Новгородского ун-та. 2008. № 49. С. 52-54.
6 См.: Можейко М. Автоматический анализ дискурса // Грицанов А., Можейко М. Постмодернизм : энциклопедия. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/Philos/PostModern/_01.php. (дата обращения: 21.02.2011).
7 См.:Мальковская И. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. М., 2004. С. 7.
8 См.: Захраи С., Сидорова М. Матрицы в предметном ментальном мире: к вопросу о взаимодействии терминологических и нетерминологических значений многозначного слова // Филология и человек. 2009. № 2. С. 90-99.
9 См.: Пшегусова Г. Социальная коммуникация (Сущность, типология, способы организации коммуникативного пространства) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2003.
10 Красных В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003. С. 269.
11 См.: Мэнь Хунхуа. Сменить пассивную реакцию на активное планирование, защищать и расширять стратегические интересы государства // Большая стратегия Китая. Ханчжоу, 2003. С. 80-106.
12 Чжао Цичжэн. Условия работы международных СМИ глазами китайцев URL: http: // media.tsinghua.edu.cn/ xshy/2005-01-13/xshy0-14-239.shtml (дата обращения: 21.02.2011).
13 См.: Борох О., Ломанов А. Скромное обаяние Китая // «Pro et Contra» (2007. № 6). URL: // http://www. polit.ru/research/2008/04/07/china.html (дата обращения: 21.02.2011).
14 Маклюэн Г. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2007. С. 345.
15 Землянова Л. Современная американская коммуни-кативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995. С. 18.
16 Прозоров В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов, 2004. С. 179.
УДК 821.09+070 (510)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ: ОПЫТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
А. Н. Болкунов
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье подробно рассмотрены и классифицированы возможные варианты и разновидности существования художественной литературы на страницах печатных СМИ, прослеживается историческое родство и современное взаимодействие журналистики и литературы.
Ключевые слова: периодика, литература, художественная литература, печатные СМи, пресса, печать.
17 Ярошенко В. «Черный эфир»: Подрывная пропаганда в системе буржуазного внешнеполитического радиовещания. М., 1986. С. 131.
18 КПК требует от СМИ учитывать требования и образ мысли зарубежной аудитории // Сообщение ИА «Синьхуа». URL: http://www.russian.xinhuanet.com (дата обращения: 21.02.2011).
19 Ген. директор Международного радио Китая Ван Гэн-нянь: «Мы приложим совместные усилия для развития современной системы международного радиовещания». Интервью, эфир МРК от 04.12.2006.
20 Доклад исследовательской группы Агентства Xinhua News «Повышение эффективности нашей зарубежной пропаганды». URL: http: // 203.192.6.68/2004/2/2-23.ht (дата обращения: 21.02.2011).
21 Чжао Цичжэн. Условия работы международных СМИ глазами китайцев.
22 См.: Негрышев А., Мокеева А. Аспекты речевого воздействия в радиотекстах «Немецкой волны» // Актуальные проблемы содержания и методики обучения иностранным языкам. Владимир, 2001. С. 33-38.
23 См.: Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой. СПб., 2000.
24 См.: Адамьянц Т. От виртуального экранного образа - к «картине мира» телезрителя (семиосоциопсихологиче-ский анализ) // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоци-опсихологической парадигмах : в 2 кн. М., 2000. Кн. 1. С. 141.
25 См.: Тахтарова С.С. Этнокультурная категория смягчения в коммуникативном аспекте // Филологические науки. 2008. № 4. С. 55-62.
26 Цит. по: Михайлов С., Ли Динсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Чиу Джуй-Хуэй. Журналистика Китая. СПб., 2006. С. 239.
27 Зевелёв И., Троицкий М. Россия и Китай в зеркале американской политики // Россия в глобальной политике. 2007. № 5.С. 34-49.
Belles-lettres in Periodicals: an Experiment of Systematization A. N. Bolkunov
The article gives a detailed review and classification of the possible variants of belles-lettres existence on the pages of the printed mass media; a historic correlation and modern collaboration of journalism and literature is traced.
© Болкунов А. Н., 2011
Key words: periodicals, literature, belles-lettres, printed mass media, the press, print.
Литература и журналистика - явления родственные и в некоторых семантических областях почти синонимичные. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений», выдержавший не одно переиздание, приводит к слову «литература» такой синонимичный ряд: «письменность, словесность, печать, пресса, беллетристика, журналистика»1. Помимо констатации прямой синонимичности литературы и журналистики в ряду приводятся слова «печать, пресса», относящиеся к работе печатных средств массовой информации, к периодике.
Во всех последних редакциях толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой журналистика понимается как составная часть литературы: «журналист - литературный работник, занимающийся журналистикой»2, «журналистика - литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах»3. Это связано, в первую очередь, с историей развития российской журналистики, долгие годы существовавшей преимущественно в формате «журнальной литературы». Первую треть своей истории (XVIII век) российская журналистика в основном представляла собой литературные труды, опубликованные в журналах - в то время «газеты носили официальноказенный характер, их было мало. Сама история журналистики складывается поэтому как история журналов по преимуществу»4.
Само слово «литература» происходит от латинского слова «lit(t)eratura», буквально означающего «написанное». Различают два основных значения слова «литература»: узкое («художественная литература»5) и широкое («все памятники устного и письменного творчества человека, в каких бы областях общественной и социальной деятельности и знания оно ни проявлялось»6).
Литературный энциклопедический словарь уточняет, что литература - это «один из основных видов искусства - искусство слова. Термином “Литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением»7. То есть литература в одном своем значении - это определенный вид искусства, материалом которого является слово, в другом - это собрание текстов, все, что запечатлено в истории человечества печатными символами.
В широком смысле все то, что напечатано буквами в газетах и журналах, - литература. Словесность играет в печатных СМИ наиважнейшую роль, именно тексты несут в себе главную часть информации для читателей (это проявляется хотя бы в том, что людей, воспринимающих периодику, называют все же «читатели», а не «зрители» или «просматриватели»). Изобразительный ряд -фотографии и графика - в современных газетах и
особенно журналах занимает значительное место. Но все же текст обычно главенствует.
Периодические издания - это, несомненно, литература. И не только в широком смысле слова (относящемся ко всем газетам и журналам), но и в узком значении художественной словесности (применимом к большинству печатных СМИ). Разграничить, определить точную принадлежность того или иного текста к художественной литературе или литературе «вообще», необыкновенно сложно, если вообще возможно. Об этом размышлял еще в начале прошлого века Юрий Айхенвальд: «Конечно, не всякое слово -словесность: чтобы стать ею, оно должно быть художественным. Но, с другой стороны, и слово служебное, то, каким мы пользуемся и с другими обмениваемся в нашем общежитии, слово полезное, практическое, - оно тоже имеет в себе элемент художественности»8.
Русская литература - мудрый родитель и верный спутник русской журналистики. Средства массовой информации словно невидимыми нитями прошиты литературными мотивами, образами, цитатами, аллюзиями. Еще до рождения человек начинает воспринимать речь матери и то, что воспринимает она - продукцию сегодняшних масс-медиа. В детстве научившись говорить и читать, современный человек всю жизнь совершенствует эти навыки, а главными помощниками в этом ему становятся литература и журналистика. В пору обретения основных знаний высшей школы, во времена студенчества учащиеся вузов изучают литературу как дисциплину и продолжают воспринимать литературные проявления посредством массмедиа.
В последние годы многие исследователи констатируют продолжающийся отход российского общества от литературоцентричности. Зачастую публицистический пафос приводит к прямому противопоставлению художественной литературы и современных массмедиа, в первую очередь телевизионных. Телевидение, похоже, действительно серьезно потеснило литературу и другие виды искусства. Причем этот процесс характерен не только для России - во многих странах наблюдается стабильное снижение интереса к чтению как форме досуга и способу получения информации.
Стремительное развитие интернет-технологий приводит к уменьшению роли буквенных текстов в онлайн-пространстве. Первые годы своего существования компьютерные сети (Arpanet, Internet и другие) существовали в исключительно текстовом режиме. Со временем в Сетях стали появляться графические изображения, фотографии, анимации, флэш-приложения, видеоролики. Соответственно, доля текстов как составляющей Интернета уменьшилась и продолжает уменьшаться. Пользователи Сети становятся всё более и более зрителями, нежели читателями.
Это волнует не только психологов, социологов и филологов, но и журналистов всего мира.
Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers) в 2007 г. провела уже 7-ю Международную конференцию по привлечению молодых читателей и вот уже более десяти лет поддерживает программу приучения людей к чтению, особое внимание уделяя школьному и студенческому возрастам.
Российская молодежь все реже и реже обращается к книгам, журналам и газетам, предпочитая им экраны телевизоров, компьютеров, коммуникаторов и новейших мобильных телефонов. Библиотеки переводят свои фонды в электронный формат с возможностью удаленного доступа; необходимое по учебной программе произведение студенту теперь проще и быстрее получить с помощью Интернета. Чтение бумажное с каждым днем уступает свои позиции чтению электронному - особенно это характерно для молодой аудитории.
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, «доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г.)»9, спад продолжается. Причем основное место в общем объеме воспринимаемой молодежью литературы занимает чтение «обязательное», требуемое учебной программой.
Утрачивание людьми навыков чтения понимается сегодня как важная проблема и на международном, и на государственном уровнях. В российской «Национальной программе поддержки и развития чтения», рассчитанной на 2007-2020 гг., говорится: «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением... Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей»10.
Люди, чье детство прошло в доинтернетскую эпоху, воспринимают чтение по-прежнему - как и раньше. Кто привык читать книги, тот и дальше будет их читать, какие бы альтернативы ни появились. Иначе обстоят дела с подрастающим поколением, еще не выработавшим привычки к чтению.
Соответственно, возрастает значение молодежной прессы и особенно одной ее составляющей - студенческой прессы (газет и журналов, понимающих своей главной целью освещение студенческой жизни и направленных преимущественно на студенческую аудиторию).
Учащаяся молодежь заинтересована в получении качественной и интересной информации, поэтому современная студенческая пресса не остается без читателей и в большинстве случаев пользуется большой популярностью. Таким образом, студпресса помимо основных задач любого типа СМИ (информировать и просвещать, рекламировать и продвигать, услаждать и раз-
влекать) выполняет и еще одну задачу - приучать к чтению как эффективному способу получения информации и занимательной форме досуга.
Студенты-журналисты всего мира много времени отводят на изучение литературы как одной из базовых дисциплин, без освоения которой профессиональная деятельность в СМИ была бы практически невозможной. Это определено историческим родством и повседневной взаимосвязью литературы и журналистики.
Журналистика - занятие тех, кто хорошо владеет словом. Корреспонденту постоянно приходится думать, формулировать, подбирать слова, причем делать это обычно нужно быстро.
Журналистов довольно часто упрекают в неумелом обращении со словом, приводя им в пример творчество писателей. Это логично, ведь материал и у литературных, и у журналистских произведений один - слово. Однако не стоит забывать, что сотрудники СМИ всегда ограничены во времени.
Сравнивать уровень владения словом журналистов и писателей - все равно, что сравнивать мастерство двух шахматистов, один из которых играет в быстрые шахматы, а другой в обычные. Один вынужден успевать делать ход за короткое время, а другому разрешено думать сколько угодно.
Журналисты обычно работают в цейтноте
- при жестком ограничении времени. В прямом эфире у человека нет времени на обстоятельный выбор точного слова. Именно поэтому к работе в прямом эфире руководство обычно допускает только тех, кто уже зарекомендовал себя мастером устного слова. Конечно, телеведущим помогает телесуфлер, но выйти из нештатной ситуации может только находчивый человек с развитой речью.
Успеха в журналистике добиваются люди, не только умеющие находить информацию, но и привыкшие быстро и точно формулировать мысли, выразительно и захватывающе рассказывать что-либо аудитории, оперативно и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Слово - главный строительный материал журналистики. На современном этапе развития нашей цивилизации средства массовой информации умеют передавать аудитории сообщения только в трех формах: как изображение, звук и текст. Причем устный текст обычно присутствует и в передаваемом звуке, и в динамическом изображении.
Для того чтобы добиться лучшего воздействия на аудиторию, современные печатные СМИ стараются использовать слово не только и не столько информационное и аналитическое, сколько художественное и развлекательное.
Художественное слово становится для средства массовой информации чуть ли ни главным отличительным фактором, выделяющим конкретное СМИ среди других. Почти всегда издания одной информационной ниши пишут об одних и тех же событиях, но - по-разному. Для читателя они от-
личаются не тем, «что» пишут, а тем, «как» они это делают. И тут художественное слово выходит на первый план. Литературная составляющая журналистской работы становится необыкновенно важной.
В прессе первого десятилетия XXI в. художественная литература играет большую ответственную роль, отчетливо и беспрестанно проявляясь на страницах современных газет и журналов.
Конечно, более всего это касается специализированных печатных средств массовой информации, основной задачей которых является публикация произведений художественной литературы. Российские литературно-художественные журналы и газеты обычно стараются представить на своих страницах всю жанровую палитру: от лирических стихотворений до исторических романов, от публицистических заметок до комедийной драмы. Обычно публикуются произведения, ранее в широкий свет не выходившие - новые, причем новые не по времени появления на свет, а по уровню знакомства с ними целевой аудитории.
«Толстые» журналы (традиционные литературно-художественные) отличаются большей свободой в выборе публикуемых произведений. Такие журналы изначально более других типов современных печатных СМИ предрасположены к публикации «больших» жанров - это им позволяет в первую очередь объем, большое количество страниц номера.
«Нелитературные» периодические издания тоже довольно активно публикуют литературные произведения, однако они вынуждены ограничиваться «малыми» жанрами, по формально-объемному признаку оставляя за пределами своего внимания жанры «большие» и «средние».
Художественные произведения малых форм
- стихи, рассказы, сказки, юморески, эпиграммы
- в газетах и журналах обычно публикуются на литературной странице (чаще всего особым образом оформленной) либо в специальной рубрике или разделе.
Так же, как телевизионные СМИ охотно включают в себя произведения кинематографического искусства, а радиовещательные
- музыкального, печатные СМИ традиционно публикуют произведения литературы. С публикаций в газетах и журналах начинали свою литературную деятельность многие знаменитые писатели.
Довольно часто издания привлекают в качестве авторов не профессиональных писателей, а любителей - своих читателей. Особенно это развито в детской, подростковой и молодежной прессе. Такие газеты и журналы публикуют поэтические опыты представителей своей целевой аудитории (реальных и потенциальных читателей издания, для которых оно издается). Эта тенденция к печати «своих» просматривается в названии специализированных рубрик - например, довольно часто можно встретить рубрику,
в наименовании которое есть слово «наши» («Наши таланты», «Наши авторы» и т.д.).
Литература как субъект публикации на страницах современной прессы встречается достаточно часто. Публикуемые словесные произведения потенциально способны существовать и за пределами конкретного номера газеты или журнала - в составе отдельно изданной книги. В этом случае журналистика (каждое конкретное периодическое издание) почти никак не влияет на литературу (конкретное публикуемое произведение), просто предоставляя необходимые печатные площади и обеспечивая доступ к своему читателю. Единственное оказываемое влияние -включение произведения в контекст издания. Но в целом при печати литературного произведения в специализированном периодическом издании или на спецстранице журналистика выполняет роль заинтересованного, но все же довольно автономного публикатора.
Иначе обстоит дело с публицистическими произведениями. Здесь и литература, и журналистика обладают примерно равными правами и сосуществуют в теснейшем взаимопроникновении и взаимовлиянии.
Публицистика - сфера, равно относящаяся и к журналистике, и к художественной литературе. Это особая область журналистики, активно использующая художественные приемы и средства. И в то же время это особая область литературы, использующая лишь достоверные факты актуальной действительности.
В науке о журналистике такие произведения обычно рассматривают в составе художественнопублицистической группы жанров периодической печати. Такие тексты «обычно относят к “авторской” или “писательской” журналистике, подчеркивая тем самым ее особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности»11.
В литературоведении такие произведения обычно рассматриваются как часть эпической и лирической прозы. Главное, что выделяет подобные тексты среди других художественных, - это их достоверная основа, не приемлющая практически никакого вымысла, искажения фактов. Литературно-журналистское произведение строится на основе событий реальной жизни - «картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистическом произведении как аргументы, почерпнутые из самой жизни»12. Достоверность вызывает у читателя доверие, без которого авторский пафос останется невостребованным; в замечании писателя и журналиста А.П. Чехова «правдиво, то есть художественно»13 сквозит убежденность в глубинных взаимосвязях достоверности и художественности.
В науке существует множество различных точек зрения на современную жанровую систему
периодики. Наиболее адекватной нам представляется система, выделяющая среди художественно-публицистических жанров очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, историю, путевые заметки, эпитафию, эссе и открытое письмо. Все эти жанры не очень активно, но все же используются на страницах современных газет и журналов.
Чаще читателям встречаются жанры информационные и информационно-аналитические. В них художественность проявляется фрагментарно
- на уровне приемов и средств художественной литературы (образность, типизация, пафос и т.д.). В корреспонденциях, репортажах, рецензиях, интервью читатели уже привычно встречают метафоры, гиперболы, психологический параллелизм. Такие публикации «компенсируют дефицит красок и образов, имеющийся в современной журналистике, привносят на страницы прессы выразительные характеры, удачно развернутые детали, живописные сценки, дополняя тем самым “черно-белую” журналистику»14.
В лучших журналистских материалах все подчинено одной авторской идее, факты и суждения приводятся в логичной последовательности. Художественность проявляется и в композиционной стройности, и в точности словоупотребления: «Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов. Без сжатости нет художественности»15.
Публицистические жанры вкупе с художественными фрагментами информационных и аналитических жанров современной прессы выделяются как отдельный способ существования художественной литературы в периодике.
Помимо литературных и литературно-журналистских произведений, целиком публикующихся на страницах современной прессы, художественная литература проявляется и в собственно журналистских материалах (информационных и аналитических жанров) в виде неких отсылок к литературным реалиям. В журналистских текстах (и отчасти в фотографиях и рисунках) постоянно так или иначе используются литературные факты, происходит цитирование художественной словесности, существующей за пределами журналистики.
Проявления художественной литературы в журналистских текстах - это характерное для современных СМИ свойство интертекстуальности, т.е. «использование текстов внутри текстов»16. Французский философ и филолог Ролан Барт обосновывает это тем, что «текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников»17, что основу текста «составляет не его внутренняя, закрытая структура, поддающаяся исчерпывающему изучению, а его выход в другие тексты, другие коды, другие знаки; текст существует лишь в силу межтекстовых отношений, в силу интертекстуальности»18.
Такие «тексты в текстах» постоянно встречаются в журналистских заголовках, вводках, подписях под фотографиями, названиях рубрик и разделов, основных текстах материалов.
Последнее время в российской прессе активно используются перифразы известных литературных выражений - особенно часто это встречается в заголовках и подписях под фотографиями. Трансформированные устойчивые литературные выражения журналисты используют не только «для лучшего объяснения смысла материала <.. .> чтобы избежать прямого высказывания или образа, нежелательного в газете, либо слишком резкого»19, но и для обозначения границ общего круга чтения журналистов и читателей - подразумевается, что читатель в состоянии атрибутировать источник перефразированного выражения.
Зачастую на страницах газет и журналов можно встретить известные литературные имена, предлагающие аудитории обратиться к своей читательской памяти. Используются имена-фамилии писателей и литературных героев, заглавия популярных текстов.
Довольно часто встречаются не прямые, а косвенные отсылки к литературному источнику -аллюзии и реминисценции; смысловые, образные и сюжетно-тематические переклички. Причем, судя по всему, и журналисты, и читатели далеко не всегда «узнают» такие скрытые отсылки к литературному источнику, что, однако, не уменьшает их количества.
В эпиграфах, подписях к фотографиям и рисункам (особенно карикатурам) и в основном тексте материалов часто используются различные литературные фразы (сентенции, афоризмы, изречения, крылатые слова). В ткани журналистского повествования находится место и для крылатых литературных выражений и ситуаций.
Кроме того, редко, но все же встречаются и прямые цитаты из литературного произведения в тексте материала.
Литература в печатной журналистике встречается и как один из традиционных объектов рассмотрения - наряду с музыкой, кинематографом и другими сферами художественной деятельности человека.
Литературные рецензии и обзоры сегодня печатают не только издания, которые можно причислить к культурно-просветительским, но и многие другие. Отклики на произведения словесного искусства выходят и в региональных еженедельниках, и в большинстве глянцевых журналов
- обычно в постоянной рубрике, соседствующей с обзорами киноновинок и популярных концертов.
Помимо откликов на литературные новинки в прессе публикуются отклики на произведения родственных литературе искусств - рецензии и обзоры, посвященные рассмотрению произведений эстрады, кино, театра, игровой компьютерной индустрии. В той части, которая имеет отношение к тексту - сценариям спектаклей, фильмов, ком-
пьютерных игр, а также текстам песен и эстрадных миниатюр, - эти материалы так или иначе оценивают литературу.
Отдельной разновидностью публикаций о литературе выступают материалы о литературной жизни (интервью с писателями, репортажи с лит-концертов и книжных презентаций и т.д.). Здесь обычно освещается современный литературный и окололитературный процесс - «культурный отдел ежедневной газеты может и должен привносить момент “репортажности”, а коль скоро литература проходит по ведомству светской жизни, то настоящим предметом литературного процесса, если верить газетам, являются презентации, шорт-листы и премиальные обеды»20.
Книжная реклама обычно содержит не много информации, но все же она по-своему представляет литературу на страницах периодики. Причем здесь, как правило, работает не только текст, но и фотографии - таким образом литература предстает перед аудиторией не только в описательно-буквенном виде, но и в зрительнокнижном.
Изображение книг также присутствует и в рекламе чтения как такового. Благодаря «Национальной программе поддержки и развития чтения» в некоторых печатных СМИ России идет кампания по рекламированию литературы, пропаганде чтения.
Отклики прессы на события литературной жизни, произведения художественной словесности и родственных ей искусств различны, но во всех этих откликах литература предстает как объект рассмотрения журналистики.
Итак, мы рассмотрели четыре способа существования художественной литературы в периодике. В каждом варианте выделяется несколько разновидностей, что позволяет представить общую картину в виде опыта классификации.
Способы существования художественной литературы в периодике
1. Литература как субъект публикации
(художественные произведения на страницах газет и журналов).
Стихотворные произведения признанных писателей.
Произведения малых форм художественной прозы (короткие рассказы, новеллы, юморески и т.д.) признанных писателей.
Драматургические произведения признанных писателей.
Самодеятельные стихотворные произведения читателей.
Самодеятельные произведения малых форм художественной прозы (короткие рассказы, новеллы, заметки, юморески и т.д.) читателей.
Самодеятельные драматургические произведения читателей.
2. Литература как публицистика (тексты общего рода литературы и журналистики):
Журналистские материалы жанров художественно-публицистической группы (эссе, очерк, фельетон, зарисовка, путевые заметки и т.д.).
Отдельные фрагменты журналистских материалов информационной и аналитической группы жанров, использующие приемы художественной литературы (образность, типизация, пафос и т.д.).
3. Литература как «текст в тексте» (фрагментарные «отсылки» к литературным реалиям
- тот или иной вид цитирования художественной словесности, существующей за пределами журналистики).
Перифраза известного литературного выражения.
Литературные имена (имена авторов и литературных героев; заглавия текстов).
Косвенные отсылки к литературному источнику (текстовые и графические аллюзии, реминисценции; смысловые, образные и сюжетно-тематические переклички).
Литературные фразы (сентенции, афоризмы, изречения; крылатые слова, выражения и ситуации).
Прямые цитаты из литературного произведения в тексте материала.
4. Литература как объект рассмотрения журналистики (отклики прессы на события литературной жизни, произведения художественной литературы и родственных ей искусств).
Отклики на произведения словесного искусства (литературные рецензии и обзоры).
Отклики на произведения родственных литературе искусств (рецензии и обзоры, посвященные рассмотрению произведений эстрады, кино, театра, игровой компьютерной индустрии в той части, которая имеет отношение к тексту - сценариям спектаклей, фильмов и компьютерных игр, словам песен и эстрадных миниатюр).
Материалы о литературной жизни (интервью с писателями, репортажи с литконцертов и книжных презентаций и т.д.).
Реклама чтения (реклама конкретной книжной продукции или чтения как такового).
Примечания
1 Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1994. С. 204.
2 Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 196.
3 Там же.
4 Есин Б. Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII веке // Есин Б. История русской журналистики : учеб.-метод. пособие. М., 2000. С. 16.
5 Литература // Современный энциклопедический словарь. М., 1997. С. 357.
6 Нусинов И. Литература // Литературная энциклопедия. М., 1934. Т. 8. Стлб. 402.
7 Кожинов В. Литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 186.
8 Айхенвальд Ю. Литература и словесность // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов : в 2 т. М.; Л., 1925. Т. 1: А-П. Стлб. 416-417.
9 «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Роспечатью и РКС, вошла в список поручений Президента РФ правительству // Сайт Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. ИRL: http://www.fapmc.ru/news/info/item2003.html (дата обращения: 21.02.2011).
10 Национальная программа поддержки и развития чтения // Сайт Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. И^: http://www.fapmc.ru/files/ download7188_188_file.doc (дата обращения: 21.02.2011).
11 ТертычныйА. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 238.
12 Дедков И. Публицистика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 313.
13 Чехов А. О литературе. М., 1955. С. 277.
14 Тертычный А. Указ. соч. С. 47.
15 Чернышевский Н. «Собрание чудес.» Н. Готорна // Чернышевский Н. Полн. собр. соч. : в 15 т. М., 1950. Т. 7. С. 452.
16 Землянова Л. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 67.
17 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 388.
18 Там же. С. 428.
19 Козырева Н. Способы трансформации устойчивых выражений в заголовках газет и журналов и ее функции // Портал научных исследований СМИ и методик журналистского образования. иКЬ: http://www. mediascope.ru/?id_menu=2&id_menu_item=17&id_ object=4&id_item=178 (дата обращения: 21.02.2011).
20 Булкина И. Литература в СМИ // Знамя. 2007. № 2. С. 208.