Научная статья на тему 'К. Э. Разлогов: современный универсальный ученый, журналист, руководитель'

К. Э. Разлогов: современный универсальный ученый, журналист, руководитель Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ НАЧАЛА XXI В / RUSSIA OF THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY / СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / A MODERN UNIVERSAL EXPERT / УЧЕНЫЙ / SCIENTIST / ЖУРНАЛИСТ / JOURNALIST / АДМИНИСТРАТОР / РАЗЛОГОВ КИРИЛЛ ЭМИЛЬЕВИЧ / RAZLOGOV KIRILL EMILIEVICH / AN ADMINISTRATOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кабикова Елизавета Викторовна, Лётина Наталья Николаевна

В статье впервые системно обоснованы доминанты профессионального культуросообразного опыта репрезентативного для современной России универсального специалиста Кирилла Эмильевича Разлогова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K. E. Razlogov: a Modern Universal Scientist, Journalist, Administrator

In the article for the first time are systemically proved dominants of the professional culturological experience, which is representative for modern Russia, of the universal expert Kirill Emilievich Razlogov.

Текст научной работы на тему «К. Э. Разлогов: современный универсальный ученый, журналист, руководитель»

УДК 7.067

Е. В. Кабикова, Н. Н. Лётина

К. Э. Разлогов: современный универсальный ученый, журналист, руководитель

В статье впервые системно обоснованы доминанты профессионального культуросообразного опыта репрезентативного для современной России универсального специалиста Кирилла Эмильевича Разлогова.

Ключевые слова: Россия начала XXI в., современный универсальный специалист, ученый, журналист, администратор, Разлогов Кирилл Эмильевич.

E. V. Kabikova, N. N. Liotina

K. E. Razlogov: a Modern Universal Scientist, Journalist, Administrator

In the article for the first time are systemically proved dominants of the professional culturological experience, which is representative for modern Russia, of the universal expert Kirill Emilievich Razlogov.

Keywords: Russia of the beginning of the XXI century, a modern universal expert, a scientist, a journalist, an administrator, Razlogov Kirill Emilievich.

Современные тенденции профессиональной реализации сочетают как узкую специализацию, так и универсализм. Последний, реализуя стремление к максимальной концентрации деятельно-стных возможностей индивидуума, восходит к идее универсальной личности, сформированной в эпоху Ренессанса. Соединение социокультурного, психологического, профессионального универсализма в опыте ведущих специалистов России - значимое явление, которое требует осмысления с научных позиций.

В этом отношении, вне всякого сомнения, показателен и интересен опыт Кирилла Эмильевича Разлогова - репрезентативного представителя универсального профессионала, реализовавшегося в научной, журналистской и административной сферах. Профессиональная деятельность К. Э. Разлогова изучена явно недостаточно: научных исследований его опыта нет.

Для дальнейшего анализа полезно кратко зафиксировать биографические факты, ставшие определяющими в его профессиональной самореализации. К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения (с 1985 г.), профессор (с 1991 г.), директор Российского института культурологии (с 1989 г.), окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, с 1969 по 1976 г. - научный сотрудник Госфильмофонда, с 1977 по 1988 г. - советник председателя Госкино СССР, преподаватель (в частности: Высшие курсы сценаристов и режис-

серов, киноведческий факультет ВГИК). На официальном сайте РИК публично обозначены и другие многочисленные достижения директора: руководитель Центра изучения франкофонных культур, член научного совета РАН по комплексной проблеме «История мировой культуры», руководитель Комиссии Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия (2002), академик Российской академии естественных наук, Российской академии Интернета, Академии художественной критики, академик-секретарь Национальной академии кинематографических искусств и наук России, почетный член Бразильской академии философии (2011), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996), кавалер Ордена Дружбы (2006), в 2012 г. награжден знаками Кавалера Ордена «За заслуги в искусстве и литературе» (Les insignes de Chevalier de l'ordre des Arts et des Lettres), член Консультативного совета Международной аудио -визуальной обсерватории (1993), директор программ Московского международного кинофестиваля, Московского фестиваля американского кино «Амфест» и др.

К. Э. Разлогов официально позиционирован как специалист в области теоретической и прикладной культурологии, теории и истории аудиовизуальной культуры, истории и теории кинопроцесса; автор монографических научных исследований, руководитель издательских проектов, кинокритик и публицист, автор и ведущий

© Кабикова Е. В., Лётина Н. Н., 2013

телевизионных циклов; опубликовал более тысячи статей, выступлений и интервью по вопросам культуры и искусства в России и за рубежом1.

Как видно из вышеизложенных обстоятельств, К. Э. Разлогов явственно тяготеет к разнообразию и универсализму самореализации, в первую очередь - профессиональной. Согласно его собственной саморефлексии и доминантам деятельности, три ипостаси являются для него доминантными -научная, административная, медийная.

В конце 60-х - начале 70-х гг. начинают параллельно развиваться как научные способности К. Э. Разлогова, так и его склонность к кинокритике, при этом часто одно порождает другое. Так, его привязанность к кино служит основой и для научных исследований, и для работ журналистского формата. Возможно, подобный симбиоз из сочетания кино, науки и журналистики родился благодаря подростковым устремлениям - в юности он хотел стать математиком. Вероятно, именно увлечение математикой определило его тяготение к логическому осмыслению действительности, которое в дальнейшем он реализовал в своих научных и журналистских работах.

В конце 60-х К. Э. Разлогов начал публиковаться в различных журналах и газетах. Материалы того времени, по его же признанию, носили промежуточный характер между наукой и журналистикой. В дальнейшем разграничение науки и журналистики в статьях Разлогова стало гораздо более очевидным, хотя взаимовлияние этих сфер деятельности сохранилось: «...все киноведы в известной мере критики, все критики в известной мере киноведы. Связано это со слабым развитием киноведения как науки, с тем, что она еще только начинает формироваться...», - считает К. Э. Разлогов2.

Таким образом, очевидная близость киноведения и кинокритики - вариантов науки и журналистики - изначально определили специфику дальнейшей деятельности К. Э. Разлогова. И в дальнейшем у Кирилла Эмильевича Разлогова -ученого и у1р-администратора - не возникло пренебрежения к журналистике как к сфере поверхностной. По его мнению, как наука, так и журналистика являются составными частями культуры, которые обогащают друг друга, постоянно взаимодействуя: «Культура вообще, в широком, антропологическом смысле, - это система нравов, обычаев, традиций, ценностей, верований, которые объединяют различные сообщества людей. Внутри этого сообщества осуществляется коммуникация, собственно говоря,

культура существует благодаря этой системе коммуникации, в результате которой возникают все эти нормы. Поэтому без коммуникативной поддержки культура немыслима. Журналистика - одна из форм такой поддержки»3.

Наиболее активно печатать свои публицистические материалы К. Э. Разлогов начинает в годы перестройки. Его работы появляются в таких изданиях, как «Независимая газета», «Компания», «Культура», «Искусство кино», «Профиль», «Свободная мысль», "Moulin rouge" и др. В 2009 г. он выпустит книгу «Не только о кино», в которой соберет материалы, написанные им для ряда газет и журналов с начала 90-х гг. по настоящее время. «В постперестроечный период я часто выступал в "Независимой газете", в последние годы вел рубрику в еженедельном журнале "Компания", что позволяло мне не только оперативно откликаться на текущие события, но и вступать в полемику и анализировать их в свете собственного опыта теоретика и участника художественного процесса, в первую очередь в кино и на телевидении», - пишет К. Э. Разлогов во введении к изданию4.

Таким образом, позиционируя себя как теоретика и участника художественного процесса, К. Э. Разлогов анализирует различные явления в сфере общественной жизни, будь то кино или политические реформы, кинопиратство или взяточничество среди чиновников, сквозь призму культуры.

Говоря о той или иной проблеме, Разлогов поясняет ее на примерах из сферы кино, литературы, мифологии, ссылается на выдающихся мыслителей - режиссеров, писателей, ученых. Многочисленные аллюзии и собственно строки из художественных произведений - неотъемлемая часть его работ. Как показательный пример можно привести заключительные предложения статьи под названием «По следам Идиота» (2008 г.): «Закончил обличительный пассаж и подумал: ведь названные и им подобные опусы, как зажигаемые звезды, кому-то нужны, а значит, по законам массовой культуры они будут совершенствоваться. Только вот боюсь, что жить в эту пору прекрасную нам не придется»5.

В данном отрывке читатель явно различает отсылку к произведениям В. Маяковского и Н. Некрасова. Постоянное «вплетение» текущих событий разного порядка в канву культуры говорит о влиянии Разлогова-ученого, Разлогова-эрудита. Об этом же свидетельствуют и многочисленные термины, с легкостью включаемые

автором в публицистические тексты. Конвергенция, ассимиляция, эклектика, перманентность, пассионарность, имперсональность, аберрация, - далеко не полный список терминов, используемых Разлоговым в его журналистских текстах. Но здесь же прослеживается Разлогов-журналист, зачастую разъясняющий сложные термины широкой аудитории. К примеру, в статье «Адаптация в действии» он расшифровывает термин «нострификация»: «юридический термин, буквально означающий «превращение чужого в наше собственное». Такой же тщательной расшифровке подвергаются и многие крылатые выражения, которые могут быть непонятны людям, как то "Deus ex Machina" или «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».

О присутствии Разлогова-журналиста в его публицистических статьях говорит и широкое использование пословиц и поговорок, которые легко понимаются широкой аудиторией, например, «нет добра без худа» или «на вкус и цвет». В целом, несмотря на часто используемые Разлоговым-культурологом термины, аллюзии и прямые отсылки к произведениям искусства, его журналистские тексты воспринимаются и читаются довольно легко. Этому, в числе прочего, способствует стиль повествования, который автор сознательно приближает к разговорному.

С начала 1990-х гг. К. Э. Разлогов выступает как автор и ведущий телевизионных программ: «Киномарафон» (1993-1995 гг.), «Век кино» (1994-1995 гг.), «От киноавангарда к видеоарту» (2001-2002 гг.), «Культ кино» (с 2001 г. по настоящее время). Некоторое время К. Э. Разлогов вел передачи на радио. Таким образом, Кирилл Эмильевич реализовал творческий потенциал во всех сферах журналистики - прессе, телевидении и радио.

Научные исследования Кирилла Разлогова также представлены в различных формах. Свои работы он публикует в форме монографий, энциклопедий, сборников статей и отдельных статей в различных изданиях, занимается научным редактированием. Научные исследования К. Э. Разлогова уникальны тем, что при их написании он совмещает в себе функции киноведа, кинокритика и исследователя-культуролога. Таким образом, предмет исследования оказывается охвачен с нескольких сторон, к его рассмотрению применяются различные подходы. Так, профессор Н. А. Хренов в рецензии на книгу К. Э. Разлогова «Искусство экрана: от синематографа до Интернета», анализируя совокупность методов

исследования, примененных К. Э. Разлоговым, причисляет его к уникальному типу современных исследователей: «В таком сочетании искусствоведческого и киноведческого подходов, с одной стороны, и культурологического и социологического, с другой, проявляется одно из несомненных достоинств книги, которое заключается в междисциплинарном подходе к изучению экранной культуры»6.

Подобное сочетание оказывается удачным еще и потому, что исследования К. Э. Разлогова приобретают расширенный читательский адрес. Это происходит не только в силу предмета исследований, связанного в большинстве случаев с кинопроцессом, но и в силу специфики исследований: они насыщены яркими примерами, которые делают научные работы понятными не только узкому кругу специалистов, но и массовой аудитории.

В то же время такая особенность не приводит к поверхностному изучению вопроса. Глубина исследования той или иной проблемы сохраняется. При этом научно обоснованные тезисы, предложенные автором, подкрепляются понятными широкому кругу читателей примерами из сферы кино. Включения подобного рода также демонстрируют исключительную осведомленность автора в сфере истории кино и понимание функционирования современного кинопроцесса.

Влияние Разлогова-журналиста также отражается на его научных работах в лингвистическом плане. Зачастую в текст научного стиля включаются элементы стиля публицистического. Специальная лексика нередко сочетается с разговорной, что, безусловно, повышает эмоциональность текстов и, опять же, способствует расширению читательского адреса его трудов. К примеру, в своей работе «Искусство экрана: от синематографа до Интернета», официально являющейся научным изданием, К. Э. Разлогов, рассуждая о проблеме актуального кино, пишет: «Если интеллигент, презирающий коммерческий успех, в 50-е и в 60-е годы, а у нас - вплоть до 80-х годов, вплоть до знаменитой дискуссии "Цена успеха ", чувствовал собственную важность и весомость, то в современных условиях человек, который из принципа надевает такую маску, в лучшем случае даже не клоун, а бродяга, ночующий под мостом и чего-то из себя изображающий»1. Или: «В волну фестивальной экзотики попадали и наши бывшие союзные республики, Закавказье и Центральная Азия. Российское кино не имело шансов попасть в экзотические, поскольку ось Голливуд - Мосфильм

уже давно была заклеймена западной критикой, которая делает погоду в фестивальных кругах. А казахское кино, прибалтийское кино, Шарунас Бартас, Дарежан Омирбаев - эти люди обладали преимуществами экзотики, поэтому они на очень недолгий период, но все-таки в фестивальную орбиту попадали»^.

Эти фрагменты явно указывают нам на связь с публицистическими работами К. Э. Разлогова. В них можно усмотреть тенденцию к упрощению языка изложения, фразеологические элементы. При этом подобные иностилевые включения в научном тексте К. Э. Разлогова успешно сосуществуют с терминами и профессиональной лексикой, к примеру: «Нейтральностью ритма можно считать совпадение экранной организации материала с его внутренней структурой, когда внимание зрителя следует за действием, а длительность просмотра каждого куска строго соответствует времени, необходимому для его "прочтения "»9.

Исследуя вопросы культурологии, Кирилл Эмильевич Разлогов делает акцент в основном на сфере кино, что также указывает нам на пересечение его функций кинокритика, организатора и, конечно, исследователя-культуролога. Он вводит понятие «экранная культура», которое он определяет как «систему культуры, формируемую и распространяемую техническими средствами, в рамках которых основным носителем информации является экран»10. Влияние Разлогова-журналиста на формирование этого термина, на наш взгляд, очевидно. Являясь автором и ведущим телепередач, посвященных киноискусству, К. Э. Разлогов имеет возможность увидеть функционирование телевидения изнутри, а его обширные знания в теории кино позволяют сделать исследования комплексными. Объединение теории и практики в научных разработках К. Э. Разлогова приводит к появлению глубоких и цельных исследований.

Таким образом, реализуя функцию ученого, К. Э. Разлогов применяет свои организаторские и журналистские навыки, что делает его исследования более полными и более приближенными к реальной жизни. В то же время связь с публицистикой приводит к повышенной эмоциональности многих его научных текстов и упрощает язык изложения, что расширяет читательский адрес его изданий, которые представляют интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Говоря об организаторских функциях К. Э. Разлогова, необходимо сделать акцент на его деятельности программного директора Московского Международного Кинофестиваля. Уме -ние К. Э. Разлогова грамотно составлять программы фестиваля, вероятно, базируется на тонком чувствовании вкусов любой аудитории, на четком понимании различий в менталитете разных типов зрителей, на знании их предпочтений. В зависимости от специфики картин, Разлогов отправляет их в конкурсную или внеконкурсную программу. Он успешно прогнозирует успех или неуспех фильма у российских и зарубежных критиков и зрителей. Это происходит в силу изученности К. Э. Разлоговым социокультурных закономерностей и тенденций. Так, во внеконкурсную программу попадают более коммерчески успешные фильмы.

Пересечение функций организатора, ученого и журналиста играет огромную роль в успешной реализации деятельности программного директора фестиваля. Как культуролог и киновед, К. Э. Разлогов делает прогнозы относительно дальнейшей карьеры фильма, опираясь на историю кино и на современные тенденции зрительского ожидания. Как кинокритик Кирилл Эмиль-евич руководствуется своим опытом и личными предпочтениями, которые, в свою очередь, претерпели большое влияние Разлогова-киноведа и культуролога.

Сам Кирилл Эмильевич Разлогов, говоря о совмещении ролей организатора, ученого и журналиста, подчеркивает трудоемкость этого процесса в силу разнонаправленности деятельности. Каждая из обозначенных специализаций имеет свою цель и свои способы действия для ее достижения. Задача критика зачастую носит более локальный характер, чем задача киноведа и программного директора. Поэтому функции приходится разграничивать, хотя они, несомненно, влияют друг на друга: «...там, где критик может ограничиться субъективной оценкой качества произведения и его экспликацией для зрителя (читателя, слушателя и т. д.), эксперт (как теоретик, исследователь культуры, так и практик, в том числе организатор фестиваля) обязан знать и учитывать конъюнктуру не только кинорынка, но и экранного творчества и культуры в локальном, региональном, национальном, транснациональном и глобальном аспектах»11.

Таким образом, влияние статусов культуролога и кинокритика прослеживается в организационной деятельности К. Э. Разлогова в области кино.

Осуществляя различные функции, связанные с администрированием, от отбора кинофильмов для программ фестиваля до участия в жюри различных конкурсов, К. Э. Разлогов применяет навыки и знания, которые являются результатом своеобразного симбиоза ролей ученого, организатора и журналиста. Совмещение этих функций, бесспорно, обогащает конечный результат деятельности, делает его более осмысленным и логичным, но нередко становится причиной столкновения интересов той или иной роли.

В 1989 г. К. Э. Разлогов был избран директором Российского института культурологии. Гале-рист Марат Гельман, поздравляя Кирилла Разлогова с шестидесятилетним юбилеем через издание «PRAVDA.RU», вспоминает: «С Кириллом я познакомился еще в 80-х годах прошлого века. Он сидел тогда на двух стульях. На одном - как только что назначенный директор Института культурологии, где представлял официальную культурную политику. Сидя на другом, активно участвовал и помогал реальному, живому художественному процессу. Именно тогда под крышей его института проходили самые бурные и радикальные дискуссии о многообразии выбора для современного художника»12.

Так, «двойственность» статуса и социокультурных функций К. Э. Разлогова была отрефлек-сирована с самого начала его «директорской» деятельности.

Структура Института определена тремя исследовательскими векторами: направлением исторической культурологии, направлением теоретической и прикладной культурологии, направлением гуманитарных исследований. Последнее долгое время возглавлял К. Э. Разлогов. Тем самым он определил свое место в РИК не только в качестве администратора, но и в качестве одного из ведущих ученых. Отдел, возглавляемый Разлоговым, включает шесть отдельных секторов: теории искусств, языков культур, современной художественной культуры, экранной культуры и новых технологий коммуникации, культурологических проблем социализации, проблем культурной среды поселений. Таким образом, под руководством К. Э. Разлогова началось качественно новое направление исследования института -изучение экранной и массовой культуры. Здесь несомненно влияние интересов К. Э. Разлогова-кинокритика. На данный момент направление возглавляет А. Г. Васильев, «Сектор экранной культуры и новых технологий коммуникации» с 01.01.2012 г. переименован в «Сектор исследова-

ний медиакультуры». К. Э. Разлогов возглавил Центр российско-французских культурологических исследований (РИК).

РИК издает монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, симпозиумов и научных семинаров, учебные и методические пособия, информационные материалы. И в рамках данной деятельности организаторский функционал директора РИК совпадает с его научными штудиями.

РИК организует и оказывает поддержку множеству научных конференций международного, общероссийского и регионального уровня. В их проведении К. Э. Разлогов принимает активное участие.

Находясь на посту директора Российского института культурологии, Кирилл Эмильевич Разлогов оказал огромное влияние на расширение области культурологических исследований в нашей стране и становление культурологии как науки.

Таким образом, нами установлены и продемонстрированы три доминанты универсального профессионального опыта К. Э. Разлогова - ученого, администратора, журналиста. Реализуя функцию ученого, К. Э. Разлогов применяет свои организаторские и журналистские навыки, что делает его исследования более полными и близкими актуальной реальности жизни. Связь с публицистикой, в свою очередь, приводит к повышенной экспрессивности научных текстов и доступности изложения, что расширяет читательский адрес его изданий, которые представляют интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Влияние статусов культуролога и кинокритика прослеживается в организационной деятельности К. Э. Разлогова в области кино. Осуществляя различные функции, связанные с администрированием, от отбора кинофильмов для программ фестиваля до участия в жюри различных конкурсов, К. Э. Разлогов применяет навыки и знания, которые являются результатом своеобразного симбиоза ролей ученого, организатора и журналиста. Совмещение этих функций, бесспорно, обогащает конечный результат деятельности. Находясь на посту директора Российского института культурологии, К. Э. Разлогов оказал огромное влияние на расширение области культурологических исследований в нашей стране и становление культурологии как науки. К. Э. Разлогов реализовал свой творческий потенциал во всех сферах журналистики: прессе, радио и телевидении. Успех жур-

налистских, особенно телевизионных, работ К. Э. Разлогова обеспечивается, в числе прочего, и влиянием научной и организаторской деятельности. Воздействие науки на журналистику не приводит к появлению нейтральных и трудно воспринимаемых продуктов, напротив, обогащает их и начинает выполнять образовательную функцию по отношению к массовой аудитории. Организаторские роли Разлогова позволяют ему более точно и основательно писать о том или ином предмете или явлении киносферы, в силу глубо -кого погружения в материал.

1 К. Э. Разлогов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского институту культурологии. - Режим доступа: http://www.ricur.org/ru/component/contact/contact/4-sotrudniki/23-r/4-razlogov-kirill-emilevich, свободный. Проверено 30.11.2012.

2 Разлогов, К. Э. Интервью Е. В. Кабиковой [Текст] / К. Э. Разлогов. Интервью Е. В. Кабиковой от 19.11.2010 // Личный архив Е. В. Кабиковой.

3 Там же.

4 Разлогов, К. Э. Не только о кино [Текст] / К. Э. Разлогов. - М.: Совпадение, 2009. - С. 5.

5 Разлогов, К. Э. Не только о кино [Текст] / К. Э. Разлогов. - М.: Совпадение, 2009. - С. 171.

6 Хренов, Н. А. Рецензия на книгу: К. Э. Разлогов «Искусство экрана: от синематографа до Интернета» [Текст] / Н. А. Хренов // Культурологический журнал. -2010. - №1.

7 Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета [Текст]. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 225.

8 Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета [Текст]. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 227.

9 Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета [Текст]. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 105.

10 Разлогов, К. Э. Найти свой фестиваль без гнева [Текст] // Культура. - 7-13.08.2003. - № 30 (7389).

11 Там же.

12 Щербаков, А. Кирилл Разлогов - страна в стране [Текст] / А. Щербаков // PRAVDA.RU. - 17.05.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.