Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДУХОВИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДУХОВИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДУХОВИКОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / УНИКАЛЬНАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДУХОВИКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / PROFESSIONAL TRAINING OF BRASS PLAYERS / COMPETENCE APPROACH IN MUSIC EDUCATION / UNIQUE DOMESTIC SYSTEM OF MUSIC EDUCATION / MUSIC EDUCATION REFORMS / MUSIC EDUCATION AND THE BOLOGNA PROCESS / PROFESSIONAL STANDARD OF BRASS PLAYERS / WIND INSTRUMENT PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Делий Павел Юрьевич

Статья посвящена комплексному анализу причин стагнации в отечественной системе подготовки профессиональных исполнителей на оркестровых духовых инструментах. Осуществляется аспектация данной проблемы на основе ряда научных публикаций и исследований. В статье анализируется состояние отечественной системы подготовки профессиональных духовиков в условиях реформирования, связанного с перестройкой на компетентностно-ориентированную модель и интеграцией в Болонский процесс. Выявляются причины кризисного состояния отечественного духового исполнительства в целом и системы подготовки духовиков как её неотъемлемой части. Кризисное состояние отечественной духовой школы усугубляется отсутствием достаточного количества научных исследований, направленных на поиск путей интеграции компетентностно-ориентированной парадигмы образования в отечественную трёхступенную систему профессиональной подготовки духовиков, формировавшуюся в течение более 100 лет по уникальной траектории. Отмечается, что нет исследований, обосновывающих системный и эволюционный переход в самой педагогической науке от системно-деятельностной концепции к компетентностно-ориентированной, что приводит к смешению понятийно-терминологической базы, смысловому и содержательному разрыву между научными исследованиями «докомпетентностного» периода и современными научными поисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPIRITUAL TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCE-ORIENTED PARADIGM OF EDUCATION

The article is devoted to a comprehensive analysis of the causes of stagnation in the domestic system of training professional performers on orchestral wind instruments. The aspect of this problem is carried out on the basis of a number of scientific publications and studies. The article analyzes the state of the Russian system of training professional spiritual teachers in the context of the reform associated with the restructuring to a competence-based model and integration into the Bologna process. The author reveals the reasons for the crisis state of the Russian brass performance in general, and the system of training of brass players as an integral part of it. The crisis state of the Russian spiritual school is aggravated by the lack of a sufficient number of scientific studies aimed at finding ways to integrate the competence-oriented educational paradigm into the domestic three-stage system of professional training of spiritual teachers, which has been formed for more than 100 years along a unique trajectory. There are also no studies that justify the systematic and evolutionary transition in pedagogical science itself from a system-activity concept to a competence-oriented one, which leads to a confusion of the conceptual and terminological base, a semantic and content gap between scientific research of the "pre-competence" period and modern scientific research.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДУХОВИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДУХОВИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.878

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-133-142

Павел Юрьевич ДЕЛИЙ,

заслуженный артист Российской Федерации,

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой духовых оркестров и ансамблей факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Россия, e-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена комплексному анализу причин стагнации в отечественной системе подготовки профессиональных исполнителей на оркестровых духовых инструментах. Осуществляется аспектация данной проблемы на основе ряда научных публикаций и исследований. В статье анализируется состояние отечественной системы подготовки профессиональных духовиков в условиях реформирования, связанного с перестройкой на ком-петентностно-ориентированную модель и интеграцией в Болонский процесс. Выявляются причины кризисного состояния отечественного духового исполнительства в целом и системы подготовки духовиков как её неотъемлемой части. Кризисное состояние отечественной духовой школы усугубляется отсутствием достаточного количества научных исследований, направленных на поиск путей интеграции компетентностно-ориентированной парадигмы образования в отечественную трёхступенную систему профессиональной подготовки духовиков, формировавшуюся в течение более 100 лет по уникальной траектории. Отмечается, что нет исследований, обосновывающих системный и эволюционный переход в самой педагогической науке от системно-деятельностной концепции к компетентностно-ориентированной, что приводит к смешению понятийно-терминологической базы, смысловому и содержательному разрыву между научными исследованиями «докомпетентностного» периода и современными научными поисками.

Ключевые слова: профессиональная подготовка духовиков, компетентност-ный подход в музыкальном образовании, уникальная отечественная система музыкального образования, реформы музыкального образования, музыкальное образование и Болонский процесс, профессиональный стандарт духовика, исполнительство на духовых инструментах.

Для цитирования: Делий П. Ю. Отечественная система профессиональной подготовки духовиков в контексте компетентностно-ориентированной парадигмы образования // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 133-142. https://doi. org/10.24412/2310-1679-2021 -140-133-142

THE RUSSIAN SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING

OF SPIRITUAL TEACHERS IN THE CONTEXT

OF THE COMPETENCE-ORIENTED PARADIGM OF EDUCATION

Pavel Yu. Deliy, Honored artist of the Russian Federation, PhD in Pedagogic Sciences, Professor, Head at the Department of Brass Bands and Ensembles, the Faculty of Music Art, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract: The article is devoted to a comprehensive analysis of the causes of stagnation in the domestic system of training professional performers on orchestral wind instruments. The aspect of this problem is carried out on the basis of a number of scientific publications and studies. The article analyzes the state of the Russian system of training professional spiritual teachers in the context of the reform associated with the restructuring to a competence-based model and integration into the Bologna process. The author reveals the reasons for the crisis state of the Russian brass performance in general, and the system of training of brass players as an integral part of it. The crisis state of the Russian spiritual school is aggravated by the lack of a sufficient number of scientific studies aimed at finding ways to integrate the competence-oriented educational paradigm into the domestic three-stage system of professional training of spiritual teachers, which has been formed for more than 100 years along a unique trajectory. There are also no studies that justify the systematic and evolutionary transition in pedagogical science itself from a system-activity concept to a competence-oriented one, which leads to a confusion of the conceptual and terminological base, a semantic and content gap between scientific research of the "pre-competence" period and modern scientific research.

Keywords: professional training of brass players, competence approach in music education, unique domestic system of music education, music education reforms, music education and the Bologna process, professional standard of brass players, wind instrument performance.

For citation: Deliy P. Yu. The Russian system of professional training of spiritual teachers in the context of the competence-oriented paradigm of education. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 1 (40), pp. 133-142. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-133-142

Современные реформы образования ориентированы на повышение его качества и приведение в соответствие с общеевропейскими и мировыми стандартами. В первую очередь это связано с пересмотром целей и задач образовательного процесса, со смещением акцентов с содержательной стороны образовательного процесса на его результативную составляющую - подготовленность специалиста к реалиям профессиональной деятельности. В контексте такой трансформации на передний план выходят требования потенциальных работодателей по формированию комплекса компетенций, необходимых для успешного трудоустройства и эффективной профессиональной деятельности студентов по окончании обучения в вузе. Характеризуя современный период в жизни музыкальных вузов, Д. К. Кирнарская задаётся вопросом, а туда ли мы движемся в ходе этих реформ. По её мнению, «российское образование на протяжении всех

последних лет находится в состоянии реформирования. Меняются образовательные стандарты, меняются показатели аккредитации, внедряются революционные нововведения - Болонский процесс, сущность которого до сих пор остаётся для многих terra incognita, и замена всем известных ЗУНов (знаний, умений и навыков) на не вполне прозрачные "компетенции". И это лишь краткий и отнюдь не полный перечень изменений, с которыми консервативная и громоздкая система образования вынуждена считаться. Что-то со скрежетом и скрипом сдвигается с места, но туда ли?» [7].

Болонский процесс с самого начала его реализации сопровождался широким разбросом мнений педагогического сообщества по его оценке: от позитивно-оптимистичных до полного неприятия. «Совершенно очевидно, что каким бы образом ни интерпретировали сущность и цели Болонского процесса, каким бы искажениям он ни подвергался в российском (и не только) высшем образовании, сколь бы энергично ни доказывали его неуместность с позиций "самобытности" отечественных традиций высшей школы, нельзя сомневаться в том, что его главная цель -совершенствование качества высшего образования - это важнейшая для России задача», - такая оценка содержится в статье В. И. Байденко и Н. А. Селезнёвой [3, с. 95].

Но те же авторы дальше пишут о том, что всё больше нивелируется «огромный инновационный потенциал, с которым вузы России входили в XXI век. К сожалению, ныне наши уникальные механизмы обеспечения единства общероссийского образовательного пространства в сфере высшей школы, наши в хорошем смысле "доморощенные" инструменты совершенствования качества образования - эти самые Учебно-методические объединения - всё более трансформируются в нежизнеспособные бюрократически-чиновничьи конструкции. Они в равной степени отступают и от добротных отечественных традиций, и от международных тенденций» [3, с. 96]. Л. В. Русских в статье «Реформа образования в России: промежуточные итоги» отмечает: «Профессиональное академическое сообщество практически не участвовало в разработке и осуществлении этого процесса, поэтому и проходил он не по пути приспособления отечественного образования к Болонской системе и сохранения того лучшего, что создавалось в нём многими поколениями профессорско-преподавательского состава, а по пути его неразумного разрушения» [8, с. 89]. По мнению Л. С. Гребнёва, «можно констатировать фундаментальную чуждость Болонского процесса как такового российской управленческой культуре в целом и её реализации в образовании, в том числе - в высшем» [4, с. 8].

Похоже, наступает отрезвление от эйфории насильственного встраивания России в глобальное образовательное пространство и интеграции

с западной образовательной моделью и понимание того, что повысить качество отечественного образования можно лишь поиском собственных путей развития, соответствующих национальным традициям и состоянию нашей российской экономики.

Профессиональная подготовка отечественных исполнителей на оркестровых духовых инструментах, являясь отдельной ветвью системы музыкального образования, испытывает те же трудности, что и остальные образовательные структуры в стране. Факультеты, осуществляющие подготовку музыкантов-духовиков, с большим трудом интегрируются в новую стратегию образования. Помимо этого, есть факторы, дополнительно дестабилизирующие эту сферу образования. Так, из-за отсутствия в настоящее время для профиля подготовки «Оркестровые духовые и ударные инструменты» профессиональных стандартов, а также из-за весьма размытых формулировок необходимых профессиональных компетенций у выпускников музыкальные вузы лишены чётких ориентиров в подготовке своих студентов и находятся в довольно неустойчивом состоянии. Декларируемые ФГОС третьего поколения требования к высшим учебным заведениям определить собственные уникальные ниши в образовательной системе разбиваются о реалии настоящего времени, в которых нет достаточного количества комплексных исследований, направленных на выявление требований работодателей к выпускникам этих вузов, а также систематизирующих методов формирования образовательных программ в контексте этих требований.

О том, что отечественная система подготовки профессиональных исполнителей на духовых инструментах переживает сегодня времена тяжёлого и затяжного кризиса, пишут давно и много. Первые признаки стагнации и деградации системы обозначились ещё в советское время. Многие авторы к признакам этого кризиса относят:

1) существенное, если не сказать критическое снижение конкурентоспособности отечественной духовой школы на международном уровне, которое проявляется отсутствием громких побед наших исполнителей на престижных международных конкурсах, тогда как такие победы во второй половине XX века были постоянны, а о выдающихся отечественных исполнителях-духовиках знали во всём мире;

2) резкое, тотальное и повсеместное снижение среднестатистического уровня исполнительского мастерства студентов музыкальных училищ и вузов, а также исполнителей профессиональных творческих коллективов.

Ситуация достигла сегодня такого предела, когда и в учебные заведения, и в творческие коллективы принимают духовиков, чей уровень исполнительского мастерства существенно ниже, чем уровень духовика-любителя в странах, где духовое исполнительство сегодня процветает. Комплектация штата духовиков в профессиональные оркестры стала

трудно разрешимой проблемой для администрации и художественных руководителей, о чём они регулярно сообщают в СМИ.

В большинстве публикаций, анализирующих причины кризиса духового исполнительства в России, выделяют чаще всего факторы, локализованные вне системы подготовки, - факторы внешние, средовые: снижение популярности духового исполнительства, низкий уровень заработной платы исполнителей и педагогов, отсутствие социальных гарантий и т.п. В частности, приводятся статистические данные по духовым классам в ДМШ и ДШИ, которые показывают, что лидируют в них флейта и саксофон, а такие редкие инструменты, как гобой, валторна или фагот, как шутят сами педагоги, пора заносить в «Красную книгу». Причина этого явления лежит не внутри педагогической системы подготовки исполнителей на духовых инструментах и не может быть существенно изменена усилиями представителей педагогического сообщества. Она связана со снижением популярности профессионального духового исполнительства, которое перестало восприниматься как мощный социальный лифт. Сегодня детей отдают в музыкальную школу на флейту по медицинским показаниям чаще, чем в целях комплексного формирования разносторонне развитой личности!

Дисбаланс исполнительских специальностей в музыкальных школах неизменно отражается на состоянии музыкальных вузов. Из-за низких конкурсов в них приходится закрывать классы редких духовых инструментов или, в лучшем случае, принимать абитуриентов с крайне низким уровнем начальной подготовки. В интервью ректор РАМ имени Гнесиных А. С. Рыжинский на вопрос Вадима Симонова: «Сейчас нередко говорят о нехватке преподавательских кадров в музыкальных вузах России. Как Вы смотрите на эту проблему, и есть ли она в нашей академии?» ответил: «В вузах, особенно региональных, присутствует острая нехватка не столько преподавателей, сколько качественно подготовленных абитуриентов. Главная проблема - в училищах, а проблема училищ кроется в музыкальных школах. Цепная реакция. Проблема с духовиками не вчера появилась, но то, что она толком не решалась, привело к сегодняшней нехватке представителей этой славной профессии в консерваториях. Боюсь, этот дефицит скоро коснётся практически всех музыкальных специальностей. За предшествующие годы было много потеряно, особенно в 1990-е» [1]. Статья Зои Игумновой так и называется «Духовые оркестры могут недосчитаться музыкантов» [6]. В ней говорится о катастрофическом положении в системе профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах: «Отечественные духовые оркестры, прежде всего в регионах, - под угрозой. Директора музыкальных училищ бьют тревогу: по итогам приёмных экзаменов в музыкальные училища страны стал очевиден дефицит студентов-исполнителей на

медных духовых инструментах. Так, в одном из старейших музыкальных училищ России - Ярославском - на семь мест было лишь пять заявлений. В Череповце на четыре бюджетных места пришло четыре человека. Недостаток желающих учиться играть на трубах, тромбонах и тубах ощущается и во многих других городах страны ... в Ярославском музыкальном училище имени Л. В. Собинова, чтобы совсем не остаться без духовиков, на обучение готовы брать даже ребят, не имеющих начальной музыкальной подготовки» [6].

К внешним причинам, тормозящим развитие духового образования, следует отнести также:

1) существенное снижение массовости любительского и детского духового исполнительства;

2) закрытие отечественных фабрик по производству духовых музыкальных инструментов, результатом чего стала наша зависимость от зарубежных производителей, вызвавшая существенное повышение стоимости духовых инструментов и сделавшая их недоступными бюджету учебных заведений;

3) эмиграция за рубеж в 1990-е годы многих выдающихся исполнителей-духовиков;

4) невыстроенность государственной политики, направленной на поддержку и популяризацию духового исполнительства.

В то же время выявлению и изучению факторов, тормозящих развитие отечественной духовой школы и расположенных не вне, а внутри самой системы, посвящено значительно меньше исследований и публикаций. К негативным факторам относится кризисное состояние всей системы отечественного образования в целом, которая в последние десятилетия претерпела ряд глобальных трансформаций, связанных с присоединением к Болонскому процессу и перестройкой на компетентностно-ориен-тированную парадигму образования. В педагогике музыкального образования пока нет логически последовательной и систематизированной концепции условий перехода на парадигму компетентностно-ориентиро-ванного подхода.

Нет осмысленного и выверенного вектора развития научных исследований в области обучения исполнительству на духовых инструментах. Отменяет ли компетентностный подход достижения отечественной педагогической науки или же продолжает их? Как согласуются идеи си-стемно-деятельностного подхода с компетентностной ориентацией, и согласуются ли они вообще? В работах современных авторов старые понятия и термины из деятельностного подхода свободно «дрейфуют» внутри научных исследований параллельно с новой терминологией компетентностной парадигмы, порождая путаницу, неоднозначность и даже многозначность используемых понятий, окончательно заводя в тупик

педагога, пытающегося разобраться в сущности современных реформ образования.

Интеграция в российское образование идей и принципов компетент-ностной модели не завершена, многие, принципиально важные аспекты реформирования до конца не разработаны, и это существенно обнуляет результаты реформ и преимущества новой образовательной концепции. Ярчайшим примером такого пробела можно считать отсутствие профессионального стандарта исполнителя-духовика, который должен быть основным ориентиром для построения образовательной программы подготовки этих специалистов. Не обнаруживаются даже попытки провести научное исследование, направленное на определение наиболее ёмких профессиональных ниш, в которые трудоустраиваются выпускники духовых кафедр вузов, а также выявить работодателей, представляющих эти ниши, способных сформулировать актуальные и перспективные требования к своим сотрудникам, наконец, нет даже перечня трудовых функций, которые должен этот сотрудник выполнять. Вне таких исследований эффективное построение компетентностно-ориентированной модели обучения маловероятно. Уход от старой модели образования и незаконченный переход на новую поставил всю систему профессиональной подготовки музыкантов-духовиков в крайне сложное и неустойчивое положение, требующее скорейшего завершения реформирования и выстраивания полноценной образовательной системы. Незаконченность реформирования, путаница между элементами компетентностной парадигмы и Болонского процесса, помноженные на недостаточную осведомлённость профессионального педагогического сообщества духовиков о принципах и преимуществах компетентностной модели, - всё это ведёт к неприятию реформ профессорско-преподавательским составом учебных заведений, которые, по сути, продолжают в новых реалиях работать по старым методикам.

При всём обилии исследований, посвящённых переходу на новую образовательную парадигму в различных сферах профессионального обучения, применительно к профессиональной подготовке исполнителей на духовых инструментах вопрос практически не изучен. В профессиональной среде духовиков-исполнителей и педагогов до сих пор периодически возникают дискуссии об обоснованности перехода на новую парадигму обучения и нередко говорится о преимуществах старых образовательных концепций по отношению к новым. В среде педагогов бытует мнение о надуманности и нежизнеспособности как структурных элементов компетент-ностно-ориентированного образования, так и новой парадигмы в целом. Одной из причин, ставящих под сомнение применимость современных западных образовательных технологий в отечественной системе образования, является её уникальность. Действительно, отечественное музы-

кальное образование развивалось иначе, чем европейские, американская и ряд азиатских образовательных систем. В результате более чем столетних поисков и апробаций в России закрепилась трёхступенная система профессиональной подготовки, аналогов которой нет в других странах: музыкальная школа, училище, вуз. В ней малоэффективны те подходы и стратегии, которые с успехом применяются при иной архитектуре образовательной системы. Простым копированием чужих шаблонов эту систему можно только погубить.

Болонский процесс, к которому Российская Федерация присоединилась в 2003 году, сегодня тоже подвергается активной критике. Представители профессионального музыкального образования, возможно, критикуют его активнее всех других. И это вполне объяснимо: на смену устоявшейся и вполне конкурентоспособной отечественной пятилетней системе высшего профессионального музыкального образования, достигшей в эпоху СССР своего высочайшего расцвета, насильственно, в угоду сиюминутным конъюнктурам, без вдумчивого и системного согласования с представителями профессиональных сообществ внедрена двухкомпонентная система -4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры, которая поставила профессиональное педагогическое сообщество (духовое в первую очередь) в условия, существенно ухудшающие процесс подготовки специалистов. Есть сферы человеческой деятельности, в которых стандарты и традиции складываются десятилетиями, а бывает, и веками. Эти сферы подобны экосистемам, каждый мельчайший компонент которых является частью общего равновесия и незаменим. Такие системы неминуемо губят любые грубые искусственные, непродуманные вмешательства. Отечественную систему подготовки духовиков в полной мере можно отнести к таким «экосистемам», в которых всё, включая поэтапность, продолжительность, согласованность, методы обучения, инструментарий, структуру организации и управления образовательными учреждениями, складывалось не один десяток лет.

Приходится признать, что, несмотря на все усилия профессионального сообщества, правительственных и неправительственных организаций России, стремящихся реанимировать отечественное исполнительство на духовых инструментах, пока не удаётся вдохнуть в него новую жизнь, придать ему импульс для развития. Внимание представителей федеральной государственной власти к проблемам российских духовиков, их активное участие в разнообразных проектах, направленных на преодоление кризисной ситуации, безусловно, вселяют большую надежду на то, что кризис когда-нибудь будет преодолён и мы увидим возрождение былой славы российской духовой школы. Однако пока нет оснований утверждать, что властные структуры, а также представители власти и видные деятели культуры, так или иначе вовлечённые в этот процесс, обладают

действительно глубоким пониманием самой структуры явления, с которым они имеют дело, - исполнительством на духовых инструментах. А явление это системное и состоит из целого ряда компонентов, стагнация в каждом из которых неизбежно приводит к замедлению развития и последующей деградации всей системы в целом.

Для преодоления кризиса в системе профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах и её модернизации сегодня необходимы масштабные исследования:

1) истории становления и развития профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах в России, для того чтобы выявить отличия исполнительских и педагогических традиций русской духовой школы от зарубежных аналогов;

2) научное обоснование путей ненасильственной интеграции компе-тентностно-ориентированного подхода в российское музыкальное образование, адаптируя его к уникальной отечественной системе подготовки духовых исполнителей;

3) сопоставление понятийно-терминологического аппарата системно-деятельностных исследований отечественной педагогики и психологии с современными компетентностно-ориентированными теориями для разработки единой понятийно-терминологической базы, что позволит в процессе образовательных реформ опираться на богатейший исследовательский опыт отечественных учёных и определить дальнейший вектор научных исследований.

Список литературы

1. Александр Рыжинский: «Всё рождается из интереса» [Электронный ресурс]

// ClassicalMusicNews.Ru : [веб-сайт]. - Электронный ресурс. -18.12.2019. -URL: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/alexander-ryzhinsky-2019/

2. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России : основные

противоречия и пути их преодоления : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Базиков Александр Сергеевич. - Москва, 2003. - 52 с.

3. Байденко В. И., Селезнёва Н. А. Нынешний раунд Болонского процесса : сохранение оптимизма. И немного о российском... (статья 1) // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. - С. 94-108.

4. Гребнёва Л. С. Нынешний раунд Болонского процесса : Россия и не только

(по работам В. И. Байденко и Н. А. Селезнёвой) // Высшее образование в России. - 2018. - Том 27, № 1. - С. 5-18.

5. Зенкин К. В. Что необходимо изменить для дальнейшего развития русской

музыкальной культуры // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 3 (3). - С. 7-12.

6. Игумнова З. Духовые оркестры могут недосчитаться музыкантов [Электрон-

ный ресурс] // Известия : [веб-сайт]. - Электронные данные. - 26 июля 2017 года. - URL: https://iz.ru/621936/zoia-igumnova/delo-truba

7. Кирнарская Д. К. Три источника и три составные части реформы российского образования : опыт музыкального искусства // Современное образование. - 2017. - № 4. - С. 1-16.

8. Русских Л. В. Реформа образования в России : промежуточные итоги // Вест-

ник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. - 2014. - Том 14, № 4. - С. 88-90.

9. Юдин А. П. Некоторые проблемы отечественной педагогики музыкального

исполнительства // Наука и школа. - 2016. - № 2. - С. 145-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.