Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ОСВОБОЖДЕНИЮ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ВЫЕЗДЫ ОСУЖДЕННЫХ / МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / PREPARATION FOR RELEASE / CORRECTION OF CONVICTS / DEPARTURE OF CONVICTS / INCENTIVE MEASURES / RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янчук Игорь Александрович

В статье рассматриваются вопросы подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений. Представлен анализ мероприятий, проводимых в местах лишения свободы, по подготовке к освобождению, выявлена проблематика. Автор предлагает пути решения выявленных проблем посредством расширения практики применения выездов и выходов осужденных за пределы исправительных учреждений, введения новых мер поощрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ISSUES OF IMPROVING THE PREPARATION OF CONVICTS FOR RELEASE FROM PLACES OF DETENTION

The article deals with the preparation of convicts for release from correctional institutions. An analysis of the measures taken in places of deprivation of liberty in preparation for release is presented, the problematic is revealed. The author proposes ways to solve the identified problems by expanding the practice of using trips and exits of convicts outside the correctional institutions, introducing new incentive measures.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.8 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10201

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Игорь Александрович ЯНЧУК, начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Вологодского института права и экономики ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент Е-mail: igor35.82@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Рецензент: Р.М. Морозов, кандидат юридических наук

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений. Представлен анализ мероприятий, проводимых в местах лишения свободы, по подготовке к освобождению, выявлена проблематика.

Автор предлагает пути решения выявленных проблем посредством расширения практики применения выездов и выходов осужденных за пределы исправительных учреждений, введения новых мер поощрения.

Ключевые слова: подготовка к освобождению, исправление осужденных, выезды осужденных, меры поощрения, ресоциализация осужденных.

Подготовка к освобождению является важным этапом ресоциализации осужденного к лишению свободы, его возвращения к полноценной жизни в обществе. От того, насколько эффективно проведен данный этап, во многом зависит поведение человека после освобождения, то, как он адаптируется в обществе, будет ли нарушать общественный порядок, пренебрегать нормами и правилами человеческого общежития, совершит ли новое преступление.

Не секрет, что в настоящее время уровень рецидивной преступности остается достаточно высоким.

За 2019 г. каждый шестой осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы [4].

В том числе это связано с тем, что места лишения свободы являются школой преступности.

Annotation. The article deals with the preparation of convicts for release from correctional institutions. An analysis of the measures taken in places of deprivation of liberty in preparation for release is presented, the problematic is revealed.

The author proposes ways to solve the identified problems by expanding the practice of using trips and exits of convicts outside the correctional institutions, introducing new incentive measures.

Keywords: preparation for release, correction of convicts, departure of convicts, incentive measures, re-socialization of convicts.

В связи с этим остро стоит задача создания условий для исправления осужденного. Исправление осужденного — важная цель уголовного наказания, а значит, и деятельности уголовно-исполнительной системы.

Администрация исправительных учреждений проводит с осужденными воспитательную, социальную и психологическую работу. Однако в исправительных учреждениях, численность спецконтингента в которых достигает 1500 человек, работают, как правило, по два — три психолога и социальных работника. В связи с этим именно на воспитательную работу возлагаются большие надежды в деле исправления осужденных.

Между тем на одного начальника отряда сегодня приходится от 100 до 200 осужденных. В отдельных случаях бывает и больше. Даже чисто теоретически трудно себе представить, как

№ 4/2020

начальник отряда может исправить такое количество преступников.

Что касается практики, то ситуация еще больше удручает. Подавляющее большинство рабочего времени начальника отряда отводится на подготовку документов. Кроме этого, есть и другие мероприятия, не связанные с воспитательной работой, на которые привлекают начальника отряда. В результате на собственно проведение воспитательной работы остается небольшое количество времени. И в это небольшое количество времени он должен проводить воспитательную работу с более чем сотней осужденных к лишению свободы, причем с индивидуальным подходом к каждому осужденному, учитывая особенности личности и поведения, обстоятельства совершенного преступления, составляя индивидуальные планы работы, подбирая специальные методы воздействия.

С учетом всего перечисленного трудно надеяться, что начальник отряда сможет коренным образом изменить мировоззрение осужденного, его антисоциальные установки. Он может помочь только тем осужденным, которые сами хотят изменить свою жизнь.

В связи с этим радикального эффекта от воспитательной работы ждать не приходится.

В истории были примеры бессрочных видов наказаний, т.е. осужденные освобождались только после того, как достигнут необходимую степень исправления. В настоящее время осужденные освобождаются по истечении срока наказания, назначенного судом. При этом не имеет значения степень исправления осужденного и осознания собственной вины. Поэтом, зачастую к освобождению подходят осужденные, не готовые к жизни в обществе.

На наш взгляд, в период подготовки к освобождению необходимо обучить осужденного тем знаниям, умениям и навыкам, которые будут ему полезны для адаптации в обществе, а также закрепить результаты работы, проведенной в предыдущий период отбывания наказания.

Подготовку к освобождению принято рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле это работа, проводимая с осужденным с момента прибытия в исправительное учреждение, в узком смысле — те мероприятия, которые проводятся непосредственно перед освобождением.

Остановимся на последних.

Согласно приказу Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужден-

ным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» [2] сотрудники группы социальной защиты осужденных проводят с ними беседу, готовят необходимые документы, направляют уведомления в органы местного самоуправления, службу занятости по избранному месту жительства осужденного о предстоящем освобождении.

Кроме того, на них возложена организация «Школы подготовки к освобождению», в рамках которой с осужденными проводятся занятия на различную тематику.

Вместе с тем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [1] предусматривает ряд мер, направленных на ускорение социальной адаптации после освобождения.

Так, ст. 97 предоставляет осужденным возможность выезда за пределы исправительного учреждения. За последние годы возросло количество осужденных, выезжающих за пределы исправительных учреждений.

В 2017 г. общее количество выездов составило 930, из них:

■ ежегодный отпуск — 588,

■ для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства — 174,

■ по исключительным личным обстоятельствам — 168.

В 2018 г. общее количество выездов составило 1059, из них:

■ ежегодный отпуск — 654,

■ для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства — 220,

■ по исключительным личным обстоятельствам — 185.

По официальным данным, не прибыли по неуважительным причинам только трое осужденных [3, с. 213—214].

Выезды позитивно влияют на осужденного, улучшают психологическое состояние, укрепляют социально полезные связи. Осужденные могут решать вопросы трудоустройства, поиска места жительства и др.

Однако следует отметить, что большинство выездов за пределы исправительных учреждений предоставляются осужденным, которые отбывают наказание в колонии-поселении. По нашему мнению, следовало бы расширить практику выездов и чаще их применять в других исправительных учреждениях.

С положительной стороны можно оценить практику содержания несовершеннолетних осужденных в льготных условиях отбывания наказания. В ряде воспитательных колоний помеще-

№ 4/2020

ния с данными условиями содержания организованы за пределами учреждения. Осужденные в них содержатся без охраны, но под надзором администрации, что, во-первых, создает стимул к правопослушному поведению и соблюдению режима содержания, а, во-вторых, способствует социальной адаптации.

Аналогичная мера предусмотрена ч. 3 ст. 121 УИК РФ в отношении осужденных, содержащихся в облегченных условиях исправительных колоний общего режима, но она на практике не применяется.

В воспитательных колониях также существуют меры поощрения в виде предоставления права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии и предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников.

В последнее время данные меры стали все чаще применяться и имеют положительные оценки не только со стороны осужденных и их родственников, но и сотрудников.

Так, начальник Архангельской воспитательной колонии Д. Скородумов отмечает: «Данная практика способствует более эффективной подготовке к выходу на свободу, сохранению и укреплению социально полезных связей, ресоци-ализации подростка и скорейшей его адаптации в обществе после освобождения» [6].

Полагаем, что в целях закрепления результатов исправления положительно характеризующимся осужденным, готовящимся к освобождению, также могла бы оказаться полезна данная мера.

В связи с этим предлагаем дополнить ч. 1 ст. 113 УИК РФ новым пунктом следующего содержания:

«предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами исправительного учреждения в сопровождении сотрудников данного учреждения в целях подготовки к освобождению от отбывания наказания».

Вместе с тем интересен опыт ФРГ, где выходы за пределы пенитенциарного учреждения используются не только как поощрение, а как обязательный атрибут программы подготовки к освобождению [5, с. 43]. И это обоснованно.

За время пребывания в изоляции осужденный утрачивает элементарные навыки коммуникации, замещая их субкультурными элементами. Для них может быть затруднительным

использование современных технических средств, таких, как смартфоны, банкоматы, терминалы, которых не было до их осуждения. Под руководством сотрудника пенитенциарного учреждения осужденные отрабатывают навыки поведения в обществе, получают умения, необходимые в повседневной жизни.

Считаем, что данный опыт следует использовать в российских исправительных учреждениях, например, в рамках школы подготовки к освобождению. Полагаем целесообразным некоторые занятия проводить за пределами исправительных учреждений. Безусловно, круг лиц, которым будут необходимы данные занятия, будет определяться сотрудниками учреждения.

Таким образом, считаем, что предложенные нами меры по совершенствованию подготовки к освобождению из мест лишения свободы, направленные на ускорение социальной адаптации осужденных, повысят эффективность и возможности восстановления социально полезных связей, трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание.

Библиографический список

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2. Приказ Минюста России от 13.01.2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 7.

3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь — декабрь 2018 г.): Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2019. 328 с.

4. Отчет о характеристике преступления, его рецидива и повторности по числу осужденных по всем составам преступлений УК РФ за 12 месяцев 2019 г. // URL: http://cdep.ru/index. php?id = 79&item = 5259 (Дата обращения: 10.09.2020)

5. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): Учеб. пособие. М.: Права человека, 2001. 182 с.

6. ФКУ Архангельская воспитательная колония // URL: http://avk.ufsin29.ru/news/ ?ELEMENT_ID=663 (Дата обращения: 10.09.2020)

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.