Научная статья на тему 'Отдельные вопросы совершенствования мер по противодействию незаконной миграции'

Отдельные вопросы совершенствования мер по противодействию незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / закон / гражданин / труд / нарушение / работа / вакансия / мера / противодействие / migration / law / citizen / labor / violation / work / vacancy / measure / opposition

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

В статье рассматриваются ключевое направление миграционной политики — противодействие незаконной миграции, а также вопросы совершенствования мер по противодействию ей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual issues of improving measures to counter illegal migration

This article discusses the key direction of migration policy — countering illegal migration and improving measures to counter it.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы совершенствования мер по противодействию незаконной миграции»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 119—122. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):119—122.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342/951

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-119-122 NIION: 2007-0062-1/24-019

EDN: https://elibrary.ru/QRMNPG MOSURED: 77/27-004-2024-01-219

Отдельные вопросы совершенствования мер по противодействию незаконной миграции

Анатолий Семенович Прудников

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, office@unity-dana.ru

Аннотация. В статье рассматриваются ключевое направление миграционной политики — противодействие незаконной миграции, а также вопросы совершенствования мер по противодействию ей.

Ключевые слова: миграция, закон, гражданин, труд, нарушение, работа, вакансия, мера, противодействие Для цитирования: Прудников А.С. Отдельные вопросы совершенствования мер по противодействию незаконной миграции // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 119—122. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-119-122. EDN: https://elibrary.ru/QRMNPG.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Individual issues of improving measures to counter illegal migration

Anatoly S. Prudnikov

Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, office@unity-dana.ru

Abstract. This article discusses the key direction of migration policy — countering illegal migration and improving measures to counter it.

Keywords: migration, law, citizen, labor, violation, work, vacancy, measure, opposition

For citation: Prudnikov A.S. Individual issues of improving measures to counter illegal migration // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):119—122. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-1-119-122. EDN: https://elibrary.ru/QRMNPG.

Внешняя трудовая миграция представляет собой важнейший компонент глобального развития, но одновременно с этим она же несет серьезный вызов с точки зрения международной и национальной безопасности [5, с. 50].

Анализ состояния преступности за 2023 г. свидетельствует, что иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено на 3% преступлений больше, чем за 2022 г.1

При этом нельзя не учитывать тот факт, что криминальная активность иностранных граждан

1 Статистические сведения о состоянии преступности за 2023 год // URL: https://mvdmedia.ru/news/official

© Прудников А.С., 2024

провоцирует как рост социальной напряженности, так и возникновение конфликтов на этнической и религиозной почве.

Одновременно с этим фиксируется усиление общественно опасного характера и тяжести совершаемых мигрантами деяний.

Не единичны факты организации иностранными гражданами наркосообществ, включая межрегиональные, а также подпольных лабораторий2.

2 Владимир Колокольцев провел заседание коллегии МВД России, посвященное противодействию нелегальной миграции // URL: https://mvdmedia.ru/news/ official/vladimir-kolokoltsev-provel-zasedanie-kollegii-mvd-rossii-posvyashchennoe-protivodeystviyu-nelegalno.

Несмотря на принимаемые меры, следует констатировать, что количество незаконно находящихся в стране иностранных граждан по-прежнему остается значительным. Сохраняются негативные тенденции по формированию каналов незаконного въезда и легализации пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

С одной стороны, наша страна используется с целью последующего транзита через Республику Беларусь в страны Европейского союза. Это происходит на фоне нестабильной военно-политической ситуации, сложной социально-экономической и гуманитарной ситуации в отдельных странах Ближнего Востока и Африки. Здесь преступные группы используют ранее достигнутые договоренности в рамках Союзного государства о фактическом отсутствии внутренних границ и, как следствие, соответствующих пунктов пропуска.

С другой — не ослабевает противоправная деятельность организованных преступных групп, специализирующихся на фиктивном миграционном учете и незаконной легализации иностранцев, в том числе проникающих в страну под измененными установочными данными при наличии действующего запрета на въезд.

В связи с этим укрепление эффективного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также территориальными органами ФНС России и Роструда на предмет получения информации о возможных местах пребывания (проживания) иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности, имеющихся нарушениях действующего законодательства будет, с одной стороны, способствовать усилению контроля за миграционными потоками и противодействию правонарушениям в сфере миграции, а с другой — активизировать работу по предупреждению и профилактике нарушений трудовых прав и интересов иностранных работников.

Необходимо обеспечить дополнительный сбор, обработку и использование всеми заинтересованными структурами системы МВД России сведений об адресах массовой постановки на миграционный учет, нелегального пребывания (проживания) иностранных граждан, компактного пребывания (проживания) иностранных граждан, о выявленных по данным адресам нарушений миграционного законодательства, о размещении на территории оперативного обслуживания хостелов, стихийных рынков, парко-

вок, автомобильных моек, транспортных узлов, объектов строительства.

При этом каналами поступления соответствующей информации могут являться не только сведения о выявленных участковыми уполномоченными полиции в процессе профилактических обходов административных участков адресах, но и мониторинга информации, размещенной в СМИ, сети Интернет, различного рода мобильных приложениях, а также сведения, содержащиеся в поступающих обращениях граждан и организаций.

Вместе с тем эффективное противодействие незаконной миграции невозможно без кооперации с другими странами.

Эта сфера отмечена в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622, пунктом 28 которой в качестве направлений такого сотрудничества являются: реализация международных договоров Российской Федерации в сфере миграции, заключение международных договоров с учетом цели, принципов, задач и основных направлений миграционной политики, участие в деятельности международных организаций, взаимодействие с иностранными партнерами и международными институтами в целях совершенствования качества регулирования международных миграционных потоков и др.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию из стран с визовым режимом въезда с целью получения образования, поступившие для обучения в образовательные организации, указанные в ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которым была выдана новая учебная виза сроком на один год в случае досрочного прекращения обучения в данной образовательной организации (не связанного с переводом в другую образовательную организацию), образовательная организация приобретает им билеты для выезда за пределы Российской Федерацию в страну их гражданской принадлежности и чаще всего дата выезда раньше, чем дата издания приказа об их отчислении или дата выезда совпадает с датами подачи уведомления о досрочном прекращении обучения студента.

Далее иностранный студент выселяется из общежития, у него есть билет (чаще всего транзитный через другие регионы России) и действительная учебная виза.

При сокращении срока временного пребывания такому студенту оформить транзитную визу уже не представляется возможным, а порядок внесения сведений об аннулировании визы в систему «Мир» не предусмотрен.

В целях исключения возможного нахождения таких иностранных граждан на территории Российской Федерации по имеющейся у них действительной учебной визе необходимо дополнить п. 74 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2003 г. № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» следующим: виза аннулируется путем проставления мастичного штампа «Аннулировано» с обязательным внесением сведений об аннулировании визы в систему «Мир». В случае невозможности простановки штампа «Аннулировано» в паспорт иностранного гражданина ввиду отсутствия гражданина сведения об аннулировании визы также вносятся в систему «Мир».

Предусмотреть порядок аннулирования визы путем внесения изменений в приказ МВД России от 4 декабря 2019 г. № 907 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства», рассмотрев в качестве основания для аннулирования визы приказ образовательной организации об отчислении данного иностранного студента, а также поданного уведомления о досрочном прекращении обучения иностранного гражданина в образовательной организации, с возможностью одновременной подачи анкеты на оформление транзитной визы, а также копией электронных билетов при предоставлении уведомления образовательной организации о досрочном прекращении обучения иностранного гражданина.

Необходимо рассмотреть вопрос о возможности отмены госпошлины за выдачу транзитных виз студентам, досрочно прекратившим обучение (в связи с тем, что сами иностранные студенты зачастую не желают быть отчисленными, их отчисляют за нарушение правил и распорядка учебного заведения, в связи с эти и оплачивать госпошлину студенты отказываются).

Следует предусмотреть порядок аннулирования визы ВКС в случае досрочного расторжения

трудового договора и не заключившего новый трудовой договор в сроки, установленные п. 11 ст. 13.23 Закона № 115-ФЗ.

В заключение следует отметить, перечисленные меры, а также иные меры (деятельность наднациональных координирующих организаций; международная кооперация; анализ данных о миграционной ситуации; информационный обмен и др.) как внутри Российской Федерации, так и на уровне межгосударственного взаимодействия будут способствовать снижению угроз национальной безопасности, вызванных процессами незаконной миграции.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 7 января 2024 г.).

3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 26 октября 2023 г.).

4. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» (ред. от 12 мая 2023 г.).

5. Правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.С. Прудников и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020).

2. Federal Law No. 115-FZ of July 25, 2002 "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation" (as amended on January 7, 2024).

3. Federal Law No. 109-FZ of July 18, 2006 "On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation" (as amended on October 26, 2023).

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 dated October 31, 2018 "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019—2025" (as amended on May 12, 2023).

5. Legal regulation of external labor migration in the Russian Federation: studies handbook for university students studying in the specialty "Jurisprudence" / A.S. Prudnikov et al. M.: UNITY-DANA, 2021.

Информация об авторе

А.С. Прудников — заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

A.S. Prudnikov — Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor.

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 12.02.2024; принята к публикации 12.03.2024.

The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 12.02.2024; accepted for publication 12.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Типологии права и правосознания. Концептуальное единство и многообразие. Монография. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. В.П. Малахова, Н.Д. Эриашвили. 479 с.

ISBN: 978-5-238-03650-2

Исследование типов права и правосознания объединено задачей реализовать четыре методологические идеи, что позволяет и существенно конкретизировать саму проблему правопонимания, и придать теории вопроса необходимую, хотя и не предельную, содержательность.

Первая методологическая идея — право и правосознание находятся в диалектической связи: с одной стороны, они противоположны друг другу, с другой стороны, право и правосознание тождественны друг другу.

Вторая методологическая идея — не может быть единственной типологии, исчерпывающей все содержательное многообразие права и/или правосознания. Необходима система их типологий.

Третья методологическая идея — типология права, с одной стороны, должна определяться в контексте корреляции типов права с его отраслями, а с другой стороны, она определяется в контексте корреляции типов права с типами правосознания.

Четвертая методологическая идея — качество действия права в рамках определенной его отрасли находится в прямой, необходимой и непосредственной зависимости от того, насколько адекватен им тот тип права и правосознания, на основе которого они сформированы и действуют.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов и для всех интересующихся проблемами понимания природы права и правосознания.

ТИПОЛОГИИ ПРАВА и ПРАВОСОЗНАНИЯ

Концептуальное единство и многообразие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.