Научная статья на тему 'Отдельные вопросы обеспечения безопасности в период проведения крупных спортивных мероприятий'

Отдельные вопросы обеспечения безопасности в период проведения крупных спортивных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1877
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / SPORT COMPETITIONS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / THE PROTECTION OF SOCIAL ORDER / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LAWFUL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тутинас Евгения Вячеславовна, Шумилина Анастасия Борисовна

В статье затронуты отдельные вопросы правового регулирования обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий. Авторы исследуют соотношение уровней системы правового обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тутинас Евгения Вячеславовна, Шумилина Анастасия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN QUESTIONS OF SAFETY DURING MASS SPORT EVENTS

Separate questions of the lawful regulation of providing safety with taking of sport measures are in this article touched upon. The author investigates the relationship of the levels of the system of lawful providing of safety with taking of sport measures.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы обеспечения безопасности в период проведения крупных спортивных мероприятий»

Английская практика толкования отличается от европейской тем, что в ее результате исходя из принятых ранее правил и практики можно вывести норму, которая вполне может стать новой, и применить ее в рассматриваемом случае. При этом интерпретируются и конкретный случай, и дело, рассматривавшееся в прошлом, между ними устанавливаются различия. По мнению английских юристов, новому случаю должна соответствовать новая норма. Похожие же случаи, как показывают авторы трактата, рассматриваются по аналогии с уже разрешенными в судах.

Таким образом, право и практика его толкования в средневековой Англии формировались не только под влиянием практики и обычаев, но и канонического права, а также римской юриспруденции. Однако путь их развития был несколько иным, чем в континентальной Европе. Английские судьи, получавшие образование на основе римского права и трудов глоссаторов, своеобразно применяли эти знания: в отличие от европейских

правоприменителей, они, как в свое время римляне, стали выводить общие правила из собственной судебной практики, подражая, таким образом, римским юристам в практическом применении выработанных ими способов и методов толкования.

Литература

1. Тесля А. А. История государства и права средневековой Англии VI-XII вв: хрестоматия. Хабаровск, 2006.

2. W. Hunter. A Systematic and Historical Exposition of Roman Law. Harvard, 1920.

3. S. Amos. Roman Civil Law. Dublin, 1851.

4. Charles P. Sherman. Romanization of English Law // Yale Law Journal. 2013.

5. Fredrick William Maitland. Preface to Brack-ton's Note Book. Ed. 1887. Photo.reprint. 1999.

6. Holdsworth W. A History of English Law. London, 1936. V. 2.

УДК 351.862 : 34 ББК 67.99

© 2015 г. E. В. Тутинас,

А. Б. Шумилина

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В статье затронуты отдельные вопросы правового регулирования обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий. Авторы исследуют соотношение уровней системы правового обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий.

Ключевые слова: спортивные соревнования, безопасность, охрана общественного порядка, правовое регулирование.

CERTAIN QUESTIONS OF SAFETY DURING MASS SPORT EVENTS

Separate questions of the lawful regulation ofproviding safety with taking of sport measures are in this article touched upon. The author investigates the relationship of the levels of the system of lawful providing of safety with taking of sport measures.

Keywords: sport competitions, safety, the protection of social order, the lawful regulation.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности организации и проведения спортивных соревнований все в большей мере становятся объектом научных исследований. Они с определенной долей достоверности подтверждают, что спортивная сфера человеческой деятельности предполагает нормативную регламентацию, адекватную той роли, которую спорт занимает в жизни общества.

Деятельность по обеспечению безопасности организации и проведения спортивных соревнований требует нормативного регулирования как на международном, так и на национальном уровнях. Остается нереализованной потребность формирования такой нормативно-правовой базы, которая с учетом мирового опыта нормативной регламентации позволила бы создать необходимые и достаточные предпосылки для успешного уча-

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 4 (71)

стия, в частности, в играх XXX Олимпиады 2012 г. в г. Лондоне (Великобритания), чемпионате Европы по футболу 2012 г. и, конечно, проведения в России XXVII Всемирной летней универсиады в 2013 г. в г. Казани, Олимпийских и Паралимпий-ских игр в г. Сочи 2014 года, чемпионата мира по футболу 2018 года.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что за последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх и чемпионатах мира, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов [1]. Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны.

Следует заметить, что формирование концепции деятельности по обеспечению безопасности организации и проведения спортивных соревнований, выступающей основным содержанием спортивных отношений, не является собственно проблемой чисто юридического свойства. Ее разработка- задача специалистов, работающих в иных областях науки и техники. В то же время практика действия нормативно-правовых актов в сфере спорта свидетельствует о целом ряде сбоев в ходе их реализации и систематизации, т. к. до настоящего времени не решены некоторые вопросы принципиального свойства. Поэтому когда речь идет об отношениях, в рамках которых осуществляется деятельность по обеспечению безопасности организации и проведения спортивных соревнований, следует выяснить, что понимается под такой деятельностью, какова ее структура.

Если взять в качестве критерия содержательные аспекты деятельности по организации и проведению спортивных соревнований, то в самом общем виде можно выделить ряд ее основных составляющих, которые с большей долей вероятности попадают под нормативно-правовую регламентацию. Это: а) организация и проведение на территории страны Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, иных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими спортивными организациями; б) организация и проведение спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры,

а также подготовка к таким спортивным соревнованиям; в) участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд к Олимпийским играм и другим спортивным соревнования; разработка технических регламентов о спортивном инвентаре и оборудовании; материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд стран - участниц соревнований; организация строительства и реконструкция объектов спорта, на которых проводятся спортивные соревнования; г) обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий на спортивных объектах; д) осуществление необходимого, в большинстве случаев упрощенного, таможенного и миграционного контроля для организаторов соревнований, спортсменов, зрителей; е) введение преференциального режима трудоустройства иностранных граждан, привлекаемых для строительства и реконструкции объектов спорта, на которых будут проводиться спортивные соревнования; ж) определение дальнейшей судьбы спортивных объектов, в том числе решение вопросов их последующей эксплуатации, права собственности и др.

Возможен и иной подход к определению структуры деятельности по организации и проведению спортивных соревнований. В частности, анализ регламентов и других нормативных документов, определяющих порядок организации и проведения спортивных соревнований, позволяет выделить ряд общих организационных моментов. Организация, проводящая соревнования, как правило, формирует организационный комитет и подбирает персонал в его состав, а также добровольных помощников; разрабатывает и утверждает Положение о соревнованиях; определяет место их проведения; утверждает расписание и регламент соревнований; утверждает судейскую коллегию и обеспечивает ее всем необходимым для проведения соревнований; проверяет подготовку места проведения соревнований; предлагает сценарий открытия и закрытия соревнований; организует прием, размещение, питание и отправку участников соревнований; обеспечивает медицинское обслуживание соревнований; организует изготовление наградной атрибутики и призового фонда; проводит рекламную кампанию, связанную с соревнованиями и т. д. Как мы видим, речь в данном случае идет преимущественно о моментах организации спортивных соревнований, играющих обеспечительную роль в их подготовке и проведении. Но в силу тесной взаимосвязи организации и

проведения соревнований нормативно-правовое регулирование данных аспектов спортивной деятельности представляет собой единый процесс.

К объекту нормативной регламентации относится также и деятельность в рамках отношений, возникающих по поводу установления правового статуса недвижимого имущества или комплекса недвижимого имущества, специально предназначенного для проведения спортивных мероприятий (спортивные сооружения, здания и т. д.). Сюда также следует включить контроль над расходованием бюджетных средств, средств хозяйствующих субъектов, инвестирующих в строительство спортивных объектов и процесс проведения соревнований; предупреждение и пресечение возможных террористических актов как в подготовительный период, так и во время проведения спортивных соревнований. Значима деятельность по минимизации техногенных и экологических рисков в подготовительный период и во время проведения спортивных соревнований, предупреждению межнациональных конфликтов в регионе, муниципальном образовании, на территории которых проводятся спортивные соревнования. К объекту нормативной регламентации относится также деятельность по защите от неправомерного использования спортивной символики и пресечению торговли контрафактной продукции, прав интеллектуальной собственности; защите информации и персональных данных, обеспечению безопасности при строительстве и эксплуатации спортивных сооружений, а также объектов туристско-рекреационной индустрии, обслуживающих участников, гостей, зрителей спортивных соревнований.

В контексте рассматриваемой проблемы можно говорить о том, что при проведении спортивных соревнований в первую очередь должна быть обеспечена безопасность каждого лица, находящегося на спортивном мероприятии, что, несомненно, влияет на защиту интересов общества и государства в целом. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивное соревнование рассматривается как состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту) [2]. Спортивное мероприятие в трактовке данного Закона - это более широкое по сфере охвата явление, которое включает в себя наряду со спортивными соревнованиями также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

В последнее время спортивные соревнования, так же как и многие другие массовые мероприятия (демонстрации, шествия, различные ярмарки, музыкальные выступления), омрачаются конфликтными ситуациями, которые являются угрозами для безопасности участников, зрителей, лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка, а также граждан, которые становятся объектами вымещения злости недовольных болельщиков. Спортивным объектам, зданиям и сооружениям, автомобилям, находящимся вблизи спортивных объектов, наносится значительный имущественный ущерб. Различного рода столкновения происходят по вине отдельных групп населения, зачастую находящихся в состоянии алкогольного или иного вида опьянения. Такие всплески агрессии, вандализма, недостойного поведения характерны преимущественно для футбольных болельщиков. В средствах массовой информации уже сложился отрицательный стереотип футбольных фанатов. Внешняя согласованность их действий дает ложное представление об управляемости данных групп. Их поведение в большинстве случаев непредсказуемо и неконтролируемо, поэтому всегда потенциально опасно. К сожалению, законодатели многих стран, в том числе и России, очень слабо реагируют на угрозы такого вида. В принятых законодательных актах правовая регламентация данных вопросов неоправданно ссужена как по объему, так и по своему содержанию. Она не учитывает возросшую степень общественной опасности тех негативных явлений, которые существуют рядом со спортивным движением. Ввиду этого особую актуальность приобретают вопросы правовой регламентации обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований.

Система правового обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований может включать в себя несколько уровней.

Первый уровень содержит совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, в структуре которых зафиксированы правовые нормы, направленные на обеспечение безопасности объектов спорта. К ним относятся объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Второй уровень включает в себя совокупность законодательных, иных нормативных и правоприменительных актов, которые содержат правовые предписания, определяющие процедуры, механизмы поддержания безопасности субъектов, участвующих или обеспечивающих проведение спортивных соревнований. К разряду этих субъектов относятся: 1) спортсмены (физическое лицо, за-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 4 (71)

нимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях); 2) организаторы спортивного мероприятия (юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия); 3) спортивные судьи (физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию); 4) тренеры (физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов); 5) иные специалисты в области спорта (спортивные агенты, спортивные топ-менеджеры, врачи по спортивной медицине, спортивные психологи и др.).

Третий уровень должен содержать систему законодательных, иных нормативных и правоприменительных актов, содержащих правовые предписания, направленные на обеспечение безопасности зрителей спортивных мероприятий (болельщиков).

Четвертый уровень - это совокупность правовых актов, предусматривающих меры юридической ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий и закрепляющих компетенцию государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих охрану общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий.

Нормативное регулирование вопросов обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований должно опираться на ряд базовых положений: 1) на обеспечение безопасности проведения спортивных мероприятий следует расходовать необходимый и достаточный объем материальных и финансовых средств; 2) принимаемые меры безопасности должны соответствовать выявленным состояниям и угрозам, опираться на приоритет жизненно важных интересов участников соревнований, зрителей и иных лиц, вовлеченных в процесс проведения соревнований; 3) обеспечение безопасности всех категорий должно быть комплексным; 4) необходимо создание равных условий безопасности - недопустимо создание безопасных условий одному лицу в ущерб

другому; 5) обязательность компенсации ущерба, причиненного теми или иными источниками опасности; 6) гласность и законность обеспечения безопасности.

Обеспечение безопасности спортивного соревнования начинается задолго до его начала и затрагивает большую территорию, чем место непосредственного проведения. Обеспечение безопасности спортивного соревнования во многом зависит от активности субъектов, наделенных соответствующими функциями. К сожалению, на безопасность проведения спортивных соревнований в последние годы стали влиять факты негативного характера (угрозы), которые ранее не проявляли себя в таких формах. Сюда следует отнести усиление коррупционной составляющей спортивной деятельности, совершение террористических актов во время проведения крупных международных и национальных спортивных соревнований, рост общеуголовной преступности в сфере спорта, организация запрещенных видов спортивной деятельности, возрастание числа межнациональных и религиозных конфликтов и др. Все вышеуказанные проблемы тесно связаны между собой, поэтому борьбу с данными угрозами нужно вести параллельно и по всем направлениям.

В Российской Федерации отдельные вопросы обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий нашли свое закрепление в таких актах, как: Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий (утверждено приказом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров, МВД, Минобороны, ВЦСПС СССР от 17 октября 1983 г. № 786); Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований»; Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации », Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-ралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по-

становление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».

Так, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не содержит специального раздела, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований, хотя его наличие в структуре этого закона диктуется современным состоянием общества, потребностями развития спортивного движения. Лишь фрагментарно фиксируется проблема обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований. В частности, закон в статье 3 закрепляет принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, зани-

сти субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел и органами местного самоуправления. Кроме того, организаторы соревнования и (или) собственники, пользователи объектов спорта могут привлекать частные охранные предприятия, контролеров-распорядителей. Обращает на себя внимание положение о том, что организаторы соревнования должны требовать соблюдения Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.01.2013, и Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 353 от 18 апреля 2014 г. Принимающий клуб в рамках своей компетенции дол-

мающихся физической культурой и спортом, а так- жен предпринять все возможное для обеспечения же участников и зрителей физкультурных мероприя-безопасных условий пребывания команды-гостя,

тий и спортивных мероприятий. В статьях 6, 8 и 9 закона, когда определяются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, устанавливается норма, в которой фиксируются положения, связанные с обеспечением и содействием обеспечению общественного порядка и общественной безопас-

судей, инспектора, комиссара и других официальных лиц РФС, РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ на стадионе [3].

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации», в тексте закреплено понятие системы обеспечения безопасности

ности при проведении официальных физкультурныхпри проведении спортивных и иных массовых мероприятий и спортивных мероприятий на объ- мероприятий как совокупности сил и средств, а ектах спорта на территории Российской Федера- также мер правового, организационного и соци-ции, субъектов Федерации и муниципальных об- ального характера, направленных на обеспечение разований. Механизм реализации данных полномо- личной общественной и имущественной безопас-чий в этом законе не определен. Отсутствует он и ности участников и зрителей спортивных и иных

в других законодательных и иных правовых актах. Поэтому действуют различные схемы обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий в зависимости от места проведения, уровня, вида соревнований, личных и профессиональных качеств организаторов соревнований. Зачастую Положения о соревнованиях не содержат предписаний, на основе которых должны решаться вопросы обеспечения их безопасности. Таким образом, в отсутствие соответствующей правовой базы производятся действия, которые могут быть квалифицированы как посягательства на права и свободы граждан.

Особое внимание вызывает Регламент соревнования за Кубок России по футболу 20142015 гг., в ст. 15 которого закреплены положения, регулирующие вопросы обеспечения безопасности при проведении соревнования. В частности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности осуществляется организаторами совместно с собственниками (пользователями) объектов спорта во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации в сфере внутренних дел, органами государственной вла-

массовых мероприятий, защиту всех видов собственности при их проведении. Однако, к сожалению, представленный законопроект, по мнению отдельных авторов, по-прежнему нуждается в доработке в части соответствия международным стандартам и зарубежному законодательству в сфере обеспечения безопасности спорта.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.08.2009. № 33. Ст. 4110.

2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (в ред. от 23.06.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 10.12.2007. № 50. Ст. 6242.

3. Регламент соревнования за Кубок России по футболу 2014-2015 гг. URL // http://www.pfl-russia.com /documents

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.