Михайлюк Виталий Александрович Витютнев Евгений Евгеньевич
Организация правопорядка и общественной безопасности при проведении международных массовых спортивных мероприятий
В статье анализируются задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений, обеспечению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при подготовке и проведении крупных спортивно-массовых мероприятий.
Ключевые слова: современный спорт, организация правопорядка, массовые мероприятия, правопорядок, общественная безопасность, предупреждение противоправных действий.
The organization of law and order and public safety when holding the international mass sporting events
In article tasks of law-enforcement bodies of ensuring protection of public order and ensuring public safety are analyzed by preparation and holding large sports and mass actions.
Key words: modern sport, law and order organization, mass events, law and order, public safety, prevention of illegal actions.
В рамках международных отношений увеличение количества спортивных мероприятий сопряжено с заинтересованностью политических элит в их информационных и социальных возможностях. Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты Европы, несомненно, сосредотачивают на себе внимание миллионов людей по всему миру.
Крупные спортивные мероприятия традиционно являются одной из популярных и зрелищных форм массового досуга населения не только в нашей стране, но и во всем мире в целом.
В связи с этим вопрос безопасности является ключевым при подготовке и проведении в России чемпионата мира по футболу в 2018 г. Об этом заявил председатель оргкомитета «Россия-2018», выступая на расширенном заседании комитета Совета Федерации по социальной политике, где обсуждались подготовка и законодательное обеспечение проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г.: «Концепция безопасности разработана и утверждена. Это один из ключевых аспектов. Хотим, чтобы безопасность была безупречной» [1].
Итак, крупные спортивные международные мероприятия предъявляют к организаторам множество требований повышенной сложности, а для оВд основной задачей при их проведении является обеспечение безопасности участников и многочисленных гостей.
Характерной чертой спортивных массовых мероприятий является присутствие на футбольных, баскетбольных и хоккейных матчах болельщиков (фанатов). Их поведение, как правило, характеризуется пристрастным от-
ношением к своей команде, доходящим до фанатизма. Непродуманная организация при проведении крупных спортивных массовых мероприятий, технические особенности спортивных сооружений могут явиться причинами массовых беспорядков среди зрителей в последующем.
Частью 1 ст. 212 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, которые, как правило, сопровождаются насилием, уничтожением чужого имущества, погромами, поджогами, применением различных видов оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, отравляющих веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказание вооруженного сопротивления представителям власти и т.д., со сроком лишения свободы от 8 до 15 лет [2].
В целях недопущения тяжких последствий подобного рода Правительством РФ утверждены правила обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований [3]. При этом подчеркивается, что основной задачей ОВД являются выявление, предупреждение и пресечение противоправных действий в местах проведения турниров и обеспечение общественной безопасности.
В этих условиях на ОВД накладывается особая ответственность за выполнение поставленных задач, они должны:
оказывать содействие чиновникам министерства физической культуры и спорта соответствующего региона в обеспечении правопорядка;
72
проводить совместные совещания с организаторами спортивных состязаний и соответствующими должностными лицами (собственниками спортивных сооружений) по основным направлениям деятельности;
гарантированно выполнять задачи по обеспечению контроля за соблюдением участниками спортивных состязаний и зрителями спортивных мероприятий установленных российским законодательством правил и норм поведения.
С момента подписания приказа по обеспечению охраны общественного порядка ОВД проводят планомерную, целенаправленную работу: осуществляют рекогносцировку местности, в соответствии с планами взаимодействия реализуют разработку руководящей документации по обеспечению мер правопорядка.
В зависимости от характера предстоящего мероприятия, количества, состава участников и зрителей проводятся согласования по численному составу и времени выставления нарядов комплексных сил, а также взаимодействующих сил и средств. В ходе подготовки к мероприятию изучается прилегающая местность, разрабатываются планы и схемы организации охраны общественного порядка, согласовываются действия всех привлекаемых правоохранительных структур.
С особо активными гражданами, входящими в общественные политические движения, и организаторами фанатских движений рекомендуется проводить встречи, на которых осуществляется разъяснительная работа о соблюдении законодательства РФ и об ответственности за противоправное поведение на крупных международных спортивно-массовых мероприятиях.
Необходимо заблаговременно проводить дополнительные профилактические мероприятия «Правопорядок», «Мак», «Мигрант» и т.д., направленные на усиление борьбы с преступностью, а также выявление и пресечение антиобщественных проявлений. Осуществлять профилактические мероприятия по недопущению правонарушений, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических средств», ст. 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ», ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах», ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» [4].
При подготовке к массовым спортивным соревнованиям организуется подготовка личного состава и технических средств обеспечения правопорядка к несению службы, проводятся мероприятия антитеррористической направленности. Кроме того, инструктируются представители частных охранных организаций, добровольных народных дружин, организовывается их взаимодействие.
Учитывая опыт трагических событий на объектах массового пребывания граждан, соответствующие органы исполнительной власти должны:
тщательно осуществлять мониторинг (обследование) объектов на предмет пожарной безопасности;
проверять технические средства оповещения и схемы массовой эвакуации.
При проведении крупных спортивных соревнований вплоть до их окончания необходимо обеспечить:
введение на территории, где проводятся соревнования, ограничений, связанных с работой некоторых торговых организаций;
возможную временную корректировку движения транспорта и пешеходов;
выставление нарядов, патрулей по периметру зоны проведения массового мероприятия, а также на прилегающей территории;
дополнительные мероприятия по организации общественного порядка непосредственно в месте проведения спортивно-массовых мероприятий, в том числе на остановках общественного транспорта.
Важными моментами в обеспечении охраны общественного порядка при проведении спортивных массовых мероприятий, в том числе и такого крупного, как чемпионат мира по футболу в 2018 г., являются:
грамотный расчет сил и средств в соответствии с нормативной документацией МВД России;
рациональное использование основных видов нарядов, которые создаются для обеспечения правопорядка на спортивно-массовом мероприятии;
обеспечение четкого, своевременного реагирования на любые изменения оперативной обстановки;
взаимодействие со средствами массовой информации;
сопровождение колонн участников спортивных массовых мероприятий по пути их следования к месту проведения соревнований;
документирование противоправных действий участников массового спортивного мероприятия средствами визуального наблюдения, кино-, фото- и видеоаппаратурой;
73
осуществление организованного продвижения зрителей к объектам спорта путем построения полицейских, войсковых или смешанных цепочек и коридоров безопасности;
при необходимости осуществление личного досмотра граждан и находящихся при них вещей и т.д. [5].
В целях качественного выполнения поставленных задач первостепенные усилия необходимо направлять:
на подбор и профессиональную подготовку личного состава ОВД;
своевременное назначение на должности руководящего состава наиболее подготовленных сотрудников;
организацию тылового обеспечения и создание устойчивой системы управления;
повышение уровня профессиональной подготовленности сотрудников полиции с разработкой специальных учебных программ, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;
обучение сотрудников ОВД, в результате которого формируются не только профессиональные компетенции, но и оперативно-служебные навыки.
Следует уделять особое внимание и тактико-специальной подготовке сотрудников ОВД, применению полученных знаний и умений на практике и во внештатных ситуациях. К таким способам подготовки относятся:
проведение командно-штабных тренировок и тактико-специальных учений, в ходе которых отрабатываются слаженность и взаимодействие подразделений ОВД с другими правоохранительными структурами (случаи осложнения оперативной обстановки или в чрезвычайных ситуациях);
подготовка сотрудников ОВД, теоретическое изучение ими законодательства, касающегося обеспечения охраны общественного порядка при проведении массовых спортивных мероприятий;
проработка, ознакомление и практическая отработка новых способов пресечения групповых нарушений общественного порядка;
информирование сотрудников ОВД об изменениях законодательства, касающихся охраны общественного порядка при подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий.
Крупные международные спортивные соревнования - Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы по футболу - формируют условия, в которых могут себя проявить нарушители общественного порядка. Главными причинами этого являются:
плохая предварительная организация и непродуманность проведения спортивных мероприятий;
отсутствие безопасных коридоров для движения карет скорой помощи, пожарных расчетов, патрульных автомобилей и общественного транспорта в случаях возникновения внештатных ситуаций;
технические издержки на содержание спортивных сооружений и множество других вопросов, связанных с обеспечением безопасности.
В ходе проведения крупномасштабных спортивных мероприятий, в том числе и чемпионата мира по футболу в 2018 г., система охраны общественного порядка должна предусматривать:
тактику действий по обеспечению общественной безопасности;
проработку вопросов поддержания высокого уровня обеспечения безопасности спортивных объектов;
организацию взаимодействия деятельности субъектов правопорядка;
обеспечение строительства собственниками спортивных сооружений объектов спорта с учетом рекомендаций по безопасности и т.д.
В заключение следует указать, что выработка единого механизма согласованных действий является основным направлением деятельности всех сотрудников полиции, а также привлекаемых к обеспечению общественной безопасности подразделений службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а в некоторых случаях и Федеральной службы охраны, Федеральной службы безопасности [6].
Успешность решения вопросов, связанных с организацией общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, во многом зависит от четкой реализации и продуманности действий ОВД, взаимодействующих силовых структур и ведомств, а также организационных комитетов по подготовке и проведению крупных международных спортивных соревнований [7].
При проведении масштабных спортивных мероприятий при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности необходимо учитывать и наработанный ранее положительный опыт организации крупных массовых и спортивных мероприятий, таких как XXVII Всемирная летняя Универсиада
2013 г. в Казани, Зимние олимпийские игры
2014 г. в Сочи, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 г. в Сочи, а также положительный опыт зарубежных коллег.
74
1. URL: http://welcome2018.com
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31 дек.
2017 г.). Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».
3. Об утверждении правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: постановление Правительства РФ от 18 апр. 2014 г. № 353. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31 дек. 2017 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
5. О Программе подготовки к проведению в
2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу: постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 518. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
6. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
7. Михайлюк В.А., Водолазский А.В. Организация и тактические способы действий сотрудников органов внутренних дел при пресечении массовых беспорядков: учеб.-практ. пособие. Краснодар, 2017.
1. URL: http://welcome2018.com
2. Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 № 63-FL (as amended on Dec. 31, 2017). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
3. About the approval of rules of safety when holding official sports competitions: order of the Government of the Russian Federation d.d. Apr. 18, 2014 № 353. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. Code of the Russian Federation on Administrative Offences d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on Dec. 31, 2017). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. About the Program of preparation for carrying out in 2018 in the Russian Federation of the FIFA World Cup: order of the Government of the Russian Federation d.d. June 20, 2013 № 518. Access from legal reference system «Garant».
6. About troops of national guard of the Russian Federation: fed. law d.d. July 3, 2016 № 226-FL. Access from legal reference system «Garant».
7. Mikhaylyuk V.A., Vodolazsky A.V. Organization and tactical conducts of staff of bodies of internal affairs at suppression of mass riots: study and practical manual. Krasnodar, 2017.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Михайлюк Василий Александрович, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612584216;
Витютнев Евгений Евгеньевич, кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612584216.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
V.A. Mikhailyuk, Candidate of Sociology, Senior Lecturer of the Chair of Tactical and Special Training the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.
E.E. Vityutnev, Candidate of Pedagogics, Head of the Chair of Tactical and Special Training the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.
75