Научная статья на тему 'Отдельные вопросы качества регионального нормотворчества'

Отдельные вопросы качества регионального нормотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / EXECUTIVE AUTHORITIES / REGULATIONS / LEGISLATION / LEGAL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамонов А.Н.

В статье исследуется законодательство субъектов Российской Федерации о нормативных правовых актах. Особое внимание уделяется вопросам несоответствия формы и содержания правовых актов (на примере законодательства Брянской области). В заключении предлагается ряд мер по повышению качества нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the legislation of subjects of the Russian Federation on normative legal acts. Special attention is paid to the discrepancy between the form and content of legislation (for example, the legislation of the Bryansk region). In conclusion, we offer a number of measures to improve the quality of regulations.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы качества регионального нормотворчества»

Список литературы

1. Логика / Под ред. Д.П. Горского, П.В. Таванца. М., 1956.

2. Гражданский кодекс РСФСР: принят на 4 сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г. / Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1922. № 71. Ст. 904.

3. Гражданский кодекс РСФСР / Ведомости Верховного Совета РСФСР 1964. № 24. Ст. 407.

4. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик: утв. Верховным Советом СССР 31.05.1991. № 2211-1 / Ведомости СНД и ВС СССР. 26.06.1991. №26. Ст. 733.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»: принят Государственной Думой 25 апреля 2014 г. № 99-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 12.05.2014. № 19. Ст. 2304.

7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. № 95-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 23 октября 2002 г. № 138-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

9. Гражданский кодекс Украины: Комментарий. - Т. 1. Под ред. Харитонова Е.О., Калитенко О.М. Х., 2005.

Об авторе

Азаров Д.В. - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

УДК 342.924

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

А.Н. Артамонов

В статье исследуется законодательство субъектов Российской Федерации о нормативных правовых актах. Особое внимание уделяется вопросам несоответствия формы и содержания правовых актов (на примере законодательства Брянской области). В заключении предлагается ряд мер по повышению качества нормативных правовых актов.

Ключевые слова: субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти, нормативные правовые акты, правотворчество, юридическая техника.

Возможность и право органов исполнительной власти принимать правовые акты проистекает из самого содержания их повседневной исполнительно-распорядительной деятельности. Наделение соответствующих субъектов распорядительными, т.е. государственно-властными полномочиями выражается прежде всего в праве издания подзаконных правовых актов и обязанности обеспечения их исполнения.

Правом на издание правовых актов обладают не только федеральные органы исполнительной власти. В процессе реализации своих полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами так же создается и принимается множество правовых актов - указов, приказов, постановлений и иных юридически значимых документов, каждый из которых отличается известным своеобразием. Не смотря на то, что они призваны обеспечивать непосредственное государственное управление в регионах, именно эта группа актов в настоящее время наиболее неупорядочена. Поэтому необходимость исследования нормативных правовых актов имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, так как позволяет уяснить правовую природу того или иного вида акта, его отличительные признаки, назначение, соотношение вида акта с его содержанием, характер правового регулирования.

Статья 22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» лишь в общих чертах регулирует полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издавать такие виды правовых актов, как указы (постановления) и распоряжения [1]. О виды правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральный законодатель умалчивает. Тем не менее, в субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, посвященные региональным нормативным правовым актам, процедуре их подготовки, издания, вступления в законную силу и порядка опубликования.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона Нижегородской области «О нормативных правовых актах Нижегородской области» нормативные правовые акты Губернатора области издаются в форме указов; нормативные правовые акты Правительства области принимаются в форме постановлений; нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов[2]. Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года N 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» Губернатор и Правительство Вологодской области принимают нормативные правовые акты в виде постановлений, а органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказов[2]. Закон Республики Карелия от 4 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» в статье 4 содержит информацию о возможных формах нормативных правовых актов органов исполнительной власти республики - постановлениях, положениях, приказах, правилах, инструкциях [3]. Согласно Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. № 199-Ш «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)»

Президент Республики издает указы и распоряжения, Вице-президент издает распоряжения, которые могут носить нормативный характер, Правительство Республики принимает постановления и распоряжения, органы исполнительной

202

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(2)

власти издают приказы и постановления [5]. Статья 2 Закона Республики Ингушетия от 7 декабря 1999 г. № 29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» к системе республиканских нормативных правовых актов относятся нормативные указы Главы Республики, нормативные постановления Правительства Республики, постановления, приказы и инструкции органов исполнительной власти Республики Ингушетия, а также положения, указания, правила и другие акты, утвержденные ими, имеющие нормативный характер [6].

Даже столь краткий обзор показывает большое разнообразие форм и видов подзаконных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами: указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, положения, указания, правила, регламенты, решения и др. Как справедливо констатируют в своей статье А.В. Малько и Я.В. Гайворонская, обширный обновленный массив правовых актов, обрушившийся на общество в постперестроечный период, выявил массу недостатков, что напрямую привело к проблемам правореализующей деятельности[11].

Одной из проблем, вызывающей определенные сложности в региональном подзаконном регулировании, является то, что органы и должностные лица субъектов Российской Федерации нередко путают наименования актов и характеристики их содержания, оформляя правоприменительные акты в виде нормативно-правовых и наоборот.

Обратимся к практике регионального правотворчества и проанализируем ряд документов Брянской области. В соответствии со статьей 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 г. №2 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» Правительство Брянской области и исполнительные органы государственной власти Брянской области могут принимать правовые акты, имеющие общенормативный правовой характер, либо утверждающие акты общенормативного правового характера [7]. Нормативные акты Правительства принимаются в форме постановлений. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Постановлением Правительства Брянской области от 1 июля 2013 г. № 281-п «О создании совета по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставных капиталов которых находятся в собственности Брянской области» утверждено Положение о совете и его состав[8]. Распоряжением Правительства Брянской области от 15 сентября 2014 г. № 250-рп «О региональном координационном совете по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» утверждено Положение о соответствующем совете и его состав[9].

Ознакомившись подробно с данными документами можно прийти к следующим выводам. По своей классификации они относятся к категории так называемых «утверждающих» или «дополнительных» актов, с помощью которых вводятся в действие «основные» акты в виде различного рода положений, правил, порядков. В дополнительных утверждающих актах содержание правовых норм не излагается. Такие акты придают первоначальное правовое значение нормам, содержащимся в основном, утверждаемом акте. Тем не менее, утверждающий акт не является актом однократного действия, а представляет собой нормативный акт. Он продолжает действовать до тех пор, пока действует основной акт, содержащий утвержденные нормы права. По своей структуре, содержанию и юридическим последствиям оба правовых акта Правительства Брянской области являются идентичными. Принципиальное различие наблюдается только в форме. Первый акт принят в форме постановления и поэтому является нормативным правовым актом, второй акт имеет форму распоряжения, следовательно, не должен быть нормативным.

В настоящее время в действующем федеральном законодательстве отсутствует дефиниция такого понятия, как «нормативный правовой акт». Однако в правоприменительной практике используется официальное толкование, данное Верховным Судом Российской Федерации. Так, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений [10]. В статье 4 Закона «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» под нормативным правовым актом области понимается официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме нормотворческим органом области в пределах его компетенции, либо принятый на референдуме области, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы (правила - поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Таким образом, распоряжение Правительства области «О региональном координационном совете по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» является нормативным правовым актам и нам остается только недоумевать, почему была для него была избрана форма, характерная для правоприменительных юридических документов.

В качестве еще одного примера не соответствия формы и содержания правовых актов можно привести ряд постановлений Правительства Брянской области, связанных с переводами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, например постановление Правительства Брянской области от 6 марта 2015 г. № 86-п «О переводе земельного участка площадью 26 кв. м. из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения». Зададимся простым вопросом - какая «нормативность» может быть в директивном документе, изменяющем форму использования «куска деревенской земли» площадью 26 квадратных метров?

В рассматриваемом случае постановление высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации представляют собой типичный распорядительный акт разового характера, который независимо от формы его выражения направлен для решения текущих административно-хозяйственных вопросов. Самих правил поведения для неограниченного круга лиц, связанных с предоставлением государственной услуги по переводу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, данный акт не содержит, а так же не содержит соответствующего приложения в виде каких либо правил, порядка или регламента.

Приведенные примеры не являются единичными или свойственными исключительно правотворчеству Брянской области. Они достаточно часто встречаются в повседневной деятельности и характерны для исполнительных органов государственной власти большинства субъектов Российской Федерации. Кроме противоречия формы и содержания, наблюда-

ется и так называемое «украшательство» официальных наименований правовых актов - (методические, примерные, временные), правовые акты принимаются в формах, не установленных для того или иного органа исполнительной власти и т.д.

Обозначенные проблемы представляют собой только «верхушкой айсберга» и не затрагивают вопросов юридической техники, структурирования региональных правовых актов, процедуры их принятия, опубликования, вступления в законную силу, разрешения юридических коллизий и т.д.

Разделяя точку зрения уже цитируемых мною А.В.Малько и Я.В Гайворонской о том, что принятие федерального закона о системе нормативных правовых актов должно являться приоритетным направлением современной российской правовой политики, хочется все же отметить, что данную проблему надо решать комплексно.

Параллельно с принятием законом о системе нормативных правовых актов необходимо принимать закон о системе органов исполнительной власти, законодательно закрепив за каждым из видов органов исполнительной власти соответствующую только ему форму нормативного правового акта.

Кроме того, для повышения качества нормотворческой деятельности требуется и специализированный федеральный закон о юридической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.

This article examines the legislation of subjects of the Russian Federation on normative legal acts. Special attention is paid to the discrepancy between the form and content of legislation (for example, the legislation of the Bryansk region). In conclusion, we offer a number of measures to improve the quality of regulations.

Keywords: subjects of the Russian Federation, Executive authorities, regulations, legislation, legal technique.

Список литературы

1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Российская газета», 1999, 19 октября.

2. Закон Вологодской области от 5 июля 2012 года № 2806-03 «О нормативных правовых актах Вологодской области» // «Красный Север», № 125, 10.07.2012.

3. Закон Республики Карелия от 4 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» // «Карелия», № 50, 12.07.12.

4. Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 N 8-3 «О нормативных правовых актах Нижегородской области» // «Нижегородские новости», № 34, 26.02.2005

5. Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» // «Якутские ведомости» № 4, 17.01.2004.

6. Закон Республики Ингушетия от 7 декабря 1999 г. № 29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» // «Сборник законов Республики Ингушетия», выпуск 6 1999.

7. Закон Брянской области от 3 ноября 1997 г. № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» // «Брянский рабочий», № 233, 02.12.1997.

8. Постановление Правительства Брянской области от 1 июля 2013 г. № 281-п «О создании совета по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставных капиталов которых находятся в собственности Брянской области» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина», N 17, 03.07.2013.

9. Распоряжение Правительства Брянской области от 15 сентября 2014 г. № 250-рп «О региональном координационном совете по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина», № 26, 19.09.2014.

10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // «Российская газета», 08.12.2007. № 276.

11. Малько А.В., Гайворонская Я.В. Теория правовых актов: необходимость и пути создания // Государство и право. 2012. № 2. С. 16.

Об авторе

Артамонов А.Н. - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, alexeiartamonow@yandex.ru

УДК 347.922.7

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ИСКА НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

К.В. Вдовкин

В статье представлен анализ актуальных проблем, связанных с функционированием механизма обеспечения заявленного гражданского иска на досудебных этапах уголовного судопроизводства с учетом специфики преступлений в сфере экономики и предпринимательской деятельности. Ключевые слова уголовный процесс, гражданский иск, судопроизводство, преступления в сфере экономической и предпринимательской деятельности, наложение ареста на имущество.

Статья 52 Конституции РФ закрепляет право потерпевшего на возмещение причиненного ущерба. Наиболее распространенной и эффективной формой реализации указанного права потерпевшего является институт гражданского иска в уголовном процессе.

На государство и его органы возлагается обязанность осуществлять защиту нарушенных субъективных прав граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.