Научная статья на тему 'Отдельные проблемы осуществления воспитательной работы с осужденными к исправительным работам'

Отдельные проблемы осуществления воспитательной работы с осужденными к исправительным работам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / воспитательная работа / исправительные работы / средство исправления / уголовно-исполнительная инспекция / convicts / educational work / correctional work / means of correction / penal inspection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Александрович Янчук, Сергей Алексеевич Еремеев

В данной статье анализируется одно из важнейших средств исправления осужденныхвоспитательная работа. Рассматриваются особенности проведения воспитательной работы с осужденными к исправительным работам. Приводится определение понятия воспитательной работы, отмечаются проблемы ее осуществления в уголовно-исполнительных инспекциях. Формулируются рекомендации по совершенствованию воспитательной работы с осужденными путем внесения изменений в уголовно-исполнительное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Александрович Янчук, Сергей Алексеевич Еремеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific problems of implementing educational work with those sentenced to correctional work

This article analyzes one of the most important means of correcting convicts educational work. The features of conducting educational work with those sentenced to correctional labor are considered. The concept of educational work is given, and the problems of its implementation in penal inspections are noted. Recommendations are formulated for improving educational work with convicts by introducing changes to penal legislation.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы осуществления воспитательной работы с осужденными к исправительным работам»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 289 — 291. State service and personnel. 2023;(4):289 — 291.

Научная статья УДК 343.81

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-289-291 EDN: https://elibrary.ru/HPCEQW

NIION: 2012-0061-04/23-254 MOSURED: 77/27-008-2023-04-454

Отдельные проблемы осуществления воспитательной работы с осужденными к исправительным работам

Игорь Александрович Янчук1, Сергей Алексеевич Еремеев2

1 2 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия 1-2 igor35.82@mail.ru

Аннотация. В данной статье анализируется одно из важнейших средств исправления осужденных — воспитательная работа. Рассматриваются особенности проведения воспитательной работы с осужденными к исправительным работам. Приводится определение понятия воспитательной работы, отмечаются проблемы ее осуществления в уголовно-исполнительных инспекциях. Формулируются рекомендации по совершенствованию воспитательной работы с осужденными путем внесения изменений в уголовно-исполнительное законодательство.

Ключевые слова: осужденные, воспитательная работа, исправительные работы, средство исправления, уголовно-исполнительная инспекция.

Для цитирования: Янчук И.А., Еремеев С.А. Отдельные проблемы осуществления воспитательной работы с осужденными к исправительным работам // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 289—291. ЬИрБ:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-289-291 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/HPCEQW

Original article

Specific problems of implementing educational work with those sentenced to correctional work

Igor A. Yanchuk1, Sergey A. Eremeev2

1 2 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia

1 2 igor35.82@mail.ru

Abstract. This article analyzes one of the most important means of correcting convicts - educational work. The features of conducting educational work with those sentenced to correctional labor are considered. The concept of educational work is given, and the problems of its implementation in penal inspections are noted. Recommendations are formulated for improving educational work with convicts by introducing changes to penal legislation.

Keywords: convicts, educational work, correctional work, means of correction, penal inspection.

For citation: Yanchuk I.A., Eremeev S.A. Specific problems of implementing educational work with those sentenced to correctional work // State service and personnel. 2023;(4):289—291. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-289-291 EDN: https://elibrary.ru/HPCEQW

В настоящее время проблема организации воспитательной работы с осужденными к исправительным работам представляется весьма актуальной. Исправительные работы отбываются без изоляции от общества, тем самым осужденные могут подвергаться как положительному, так и отрицательному влиянию. С одной стороны, осужденные поддерживают социально полезные связи со своими родными, с другой стороны, возможно негативное влияние со стороны людей, ведущих маргинальный, антиобщественный образ жизни. В связи с этим необходима

© Янчук И.А., Еремеев С.А. М., 2023.

четкая организация воспитательной работы с данной категорией осужденных с учетом особенностей их личности, поведения и порядка отбывания наказания.

Как известно, одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Она направлена на исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня [1]. Однако данное определение не раскрывает сущность воспитательной работы.

№ 4/2023

Государственная служба и кадры

В науке существует большое количество различных подходов к определению воспитательной работы. Представим наиболее полное, которое было сформулировано в Методических рекомендациях по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России, — это комплекс психолого-педагогических мер, которые способствуют исправлению осужденных, преодолению их личностных деформаций, их интеллектуальному и физическому развитию, правомерному поведению, а также социальной адаптации после освобождения [2].

Существует множество форм и направлений работы с осужденными. По аналогии с наказанием в виде лишения свободы выделим следующие направления: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное. При осуществлении воспитательных мероприятий сотрудникам следует учитывать различные обстоятельства, которые способствовали совершению преступлений, учитывать психологические, физические особенности личности и в зависимости от этого планировать мероприятия.

Согласно п. 64 Приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [3] обязанность проводить воспитательную работу с осужденными к наказанию без изоляции от общества возлагается на сотрудников уголовно-исполнительной инспекции (далее — УИИ).

Вместе с тем деятельность УИИ по организации воспитательной работы с осужденными к исправительным работам сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, это отсутствие постоянного контакта сотрудника УИИ с осужденными. Инспектор УИИ может провести воспитательную работу только при регистрации осужденного, при явке его на отметку, при проведении проверок по месту жительства и работы. Воспитательная работа проводится чаще всего посредством бесед и профилактических бесед. Однако и здесь имеется проблемы, связанные с огромной нагрузкой на сотрудников УИИ.

В крупных городах на одного инспектора УИИ приходится достаточно большое количество осужденных. В связи с этим проведение воспитательной работы может носить формальный характер.

Кроме того, трудности проведения воспитательной работы связаны и с отсутствием необходимого образования у сотрудников УИИ. Чаще всего сотрудники имеют юридическое образование. Лучше обстоят дела в ведомственных вузах ФСИН России, в которых предусмотрено изучение дисциплин по организации воспитательной работы с осужденными.

Напрашивается вывод о том, что воспитательной работой в УИИ должны заниматься отдель-

ные сотрудники, имеющие педагогическое образование. На это, кстати, указывает и Концепция совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, в которой предполагается расширение штатов УИИ с созданием подразделения кадровой и воспитательной работы [4].

УИК РФ предусматривает три формы воспитательной работы: индивидуальную, групповую, массовую. Подчеркнем, что если в исправительном учреждении возможно проведение всех форм воспитательной работы, то в УИИ — нет. В основном инспектором УИИ проводится индивидуальная воспитательная работа.

К числу проводимых воспитательных мероприятий можно отнести следующие:

■ первоначальная беседа, осуществляемая сотрудниками УИИ;

■ заведение учетной карточки на каждого осужденного, в которой ведется учет отработанного им времени, заработной платы, произведенных из нее удержаний и отражаются нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения;

■ ежедневный учет осужденных;

■ при определении осужденному места отбывания наказания УИИ учитывает совершенное преступление, место жительства, состояние здоровья, профессию;

■ учет возрастных и психологических особенностей, а также других обстоятельств, осуществляемый сотрудниками УИИ;

■ осуществление контроля за поведением осужденных не реже одного раза в квартал с участием сотрудников органов внутренних дел;

■ контроль проведения администрацией организации, в которой осужденные трудятся, воспитательной работы, контроль за его поведением на производстве;

■ получение и анализ информации о нарушениях, допущенных осужденным.

Вместе с тем существует возможность проводить и групповые воспитательные мероприятия, например, спортивного характера. Но возникают трудности с прибытием осужденных на данные мероприятия. Осужденные должны являться на регистрацию в УИИ, либо по вызову, однако обязанности являться на мероприятия воспитательного характера в законодательстве не предусмотрено.

В связи с этим считаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 40 УИК РФ обязанностью осужденного являться по вызову УИИ для участия в воспитательных мероприятиях.

Затрудняет эффективное проведение воспитательной работы с осужденными и слабое матери-

№ 4/2023

ально-техническое оснащение. Отсутствие не только современных технических средств, но и зачастую вместительных помещений делает невозможным проведение групповых форм воспитательной работы.

Важное место в процессе исправления осужденных также занимает психологическая работа. Психологами обеспечивается поддержка осужденных, изучение индивидуально-психологических особенностей личности и их динамики; изучение микросреды осужденных и ее влияния на их поведение; психологическая помощь в вопросах личных, семейное консультирование, профориентация и устранение психологических трудностей при трудоустройстве, преодоление кризисных и стрессовых ситуаций. Однако не во всех УИИ есть психолог. В связи с этим роль психолога также отводится инспектору УИИ, что отрицательно сказывается на процессе исправления осужденных.

Таким образом, воспитательная работа — это система педагогических мер, которые способствуют преодолению деформации личности осужденных. Такая работа с осужденными к исправительным работам требует от сотрудников УИИ разностороннего и комплексного подхода.

Воспитательный процесс является многогранным процессом, включающим хотя и относительно самостоятельные, взаимосвязанные элементы: изучение личности осужденного, выбор средств и форм воздействия на него, контроль за результатами. При проведении воспитательной работы с осужденными к исправительным работам имеются свои особенности, обусловленные местом и порядком проведения этих работ.

С учетом вышесказанного необходимо разработать методические рекомендации для сотрудников УИИ по проведению воспитательной работы с данной категорией осужденных, а также наделить полномочиями инспекторов УИИ по вызову осужденных в УИИ с целью проведения групповых воспитательных мероприятий с осужденными к наказанию без изоляции от общества.

Список источников

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (действ. ред.) // https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 12940/?ysclid=lpmeh1fnkn614211024

2. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России: Информационное письмо ФСИН России от 28.02.2017 № 02- 11843.

3. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 05.10.2023)

4. Распоряжение ФСИН России от 08.08.2023 № 138-р «Об утверждении Концепции совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года».

References

1. Criminal Executive Code of the Russian Federation dated 08.01.1997 № 1-FZ ((current edition) // https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12940/?ysclid=lpmeh1fnkn61 4211024

2. Methodological recommendations for the effective organization of educational work with convicts in correctional institutions of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia: Information letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated February 28, 2017 № 02-11843.

3. On approval of the Instructions for organizing the execution of sentences and measures of a criminal legal nature without isolation from society: Order of the Ministry of Justice of Russia dated May 20, 2009 № 142 // URL: http://publication. pravo.gov.ru/ (Accessed: 05.10. 2023)

4. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 08.08.2023 № 138-r «On approval of the Concept for improving the activities of penal inspections of the penal system of the Russian Federation until 2030».

Информация об авторах

Янчук И.А. — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультета Еремеев С.А. — курсант юридического факультета

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 08.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the authors

Yanchuk I.A. — candidate of law, associate professor, head of the department of penitentiary law and organization of educational work with convicts of the faculty of law Eremeev S.A. — cadet of the faculty of law

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 08.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.