Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС'

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОЦЕСС ВОЗДЕЙСТВИЯ / ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлова Анастасия Андреевна, Ивлиев Павел Валентинович

В статье рассматриваются нормы уголовно-исполнительного законодательства по применению мер воспитательного характера и ведению воспитательной работы с лицами, осужденными к уголовным наказаниям.Дается характеристика понятию организации воспитательной работы в соответствии действующим законодательством и внутренними нормативными актами. В работе приводятся примеры воспитательных инструментов, используемых в рамках проведения воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самойлова Анастасия Андреевна, Ивлиев Павел Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN PENAL INSTITUTIONS

The article deals with the problems related to the conditions for the execution of unique civil rights in our state, which also relate on a general basis to persons serving criminal sentences, in particular, sentences in the form of imprisonment. The authors conduct a study of the norms of legislation regulating the procedure for the burial of convicts who died while serving their sentence, and regulating the issues of assistance in burial. In addition, the situations in which relatives refuse to take part in the burial are investigated, while the authors give recommendations on solving such issues and changing the legislative regulation of such moments.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_352

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС ON THE ISSUE OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN PENAL INSTITUTIONS

САМОЙЛОВА Анастасия Андреевна,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы, доцент кафедры уголовного права и процесса РГГУ. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: shaporenko_a.a@rambler.ru;

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

SAMOILOVA Anastasia Andreyevna,

leading researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

major of the Internal Service, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Process of RSUH, Candidate of Law. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: shaporenko_a.a@rambler.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, d.1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются нормы уголовно-исполнительного законодательства по применению мер воспитательного характера и ведению воспитательной работы с лицами, осужденными к уголовным наказаниям.Дается характеристика понятию организации воспитательной работы в соответствии действующим законодательством и внутренними нормативными актами. В работе приводятся примеры воспитательных инструментов, используемых в рамках проведения воспитательного процесса.

Abstract. The article deals with the problems related to the conditions for the execution of unique civil rights in our state, which also relate on a general basis to persons serving criminal sentences, in particular, sentences in the form of imprisonment. The authors conduct a study of the norms of legislation regulating the procedure for the burial of convicts who died while serving their sentence, and regulating the issues of assistance in burial. In addition, the situations in which relatives refuse to take part in the burial are investigated, while the authors give recommendations on solving such issues and changing the legislative regulation of such moments.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, воспитательная работа, процесс воздействия, обучение навыкам, положительное влияние, учреждения уголовно-исполнительной системы.

Keywords: penal enforcement legislation, educational work, the process of influence, skills training, positive influence, institutions of the penal enforcement system.

Для цитирования: Самойлова А.А., Ивлиев П.В. К вопросу о воспитательной работе с осужденными в учреждениях УИС // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 352-354. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_352.

For citation: Samoilova A.A., Ivliev P. V. On the issue of educational work with convicts in penal institutions // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 352-354. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_352.

Статья поступила в редакцию: 12.06.2023

Введение. Современное законодательство, также как и общество, подвержено ускорению в своем развитии. Постоянно меняющиеся нормы и требования к социуму неизменно требуют внесения изменений не только в его структуру в целом и корректировку отдельных направлений деятельности.

Ориентируясь на изменения составов правонарушений и преступлений, оно вводит в действие и новые наказания, а также меры уголовно-правового характера. Например, норма уголовного законодательства (ст.44 УК РФ) дает представление о тех видах уголовных наказаний, которые применяются или могут быть применены при изменении определенных условий в нашем государстве. Их, обычно, разделяют на наказания, не связанные с изоляцией от общества и лишение свободы.

К лицам, совершившим преступления, которым определены наказания без изоляции от общества, могут также применяться и меры уголовно-правового характера. Наказания и меры уголовно-правового воздействия без лишения свободы, за исключением штрафа, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, принудительных работ, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями, которые созданы повсеместно на территории Российской Федерации.[1, с,38]

Кроме того, на осужденных оказывается воспитательное воздействие, которое не может быть проведено спонтанно. Оно требует специального подхода к его организации и проводится персоналом учреждений. К таким мероприятиям могут привлекаться представители государственных или общественных структур. В последнее время весьма актуальным стало проведение отдельных воспитательных мероприятий представителями религиозных конфессий.

Цель исследования. На основе анализа современной политики государства в отношении уголовно-исполнительной системы и существующих норм законодательства провести анализ правовых возможностей регулирования воспитательной работы с осужденными.

Уголовно-правовые науки

Методы. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ методов и средств, способствующих появлению проблем, связанных с проведением воспитательной работы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы является важной составляющей процесса реабилитации и ресоциализа-ции осужденных. Она направлена на изменение негативных установок и поведенческих привычек, развитие социально-адаптивных навыков и формирование положительных ценностей.Основы проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы:

1. Индивидуальный подход. Каждый осужденный уникален и имеет свои особенности, поэтому воспитательная работа должна быть индивидуальной и адаптированной к конкретному человеку.

2. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим. Осужденные часто испытывают негативные эмоции, такие как страх, обиду, злость. Воспитательная работа направлена на формирование позитивного отношения к себе и окружающим, на развитие эмоциональной устойчивости и самоконтроля.

Правовое регулирование проведения процесса воспитательной работы с осужденными является системным использованием правил для регулирования возможностей воздействия персонала учреждений как внутренних ресурсов и привлечения представителей государственно-общественных структур - внешних ресурсов, с целью привития спецконтингенту общепринятых в гражданском обществе правил поведения.

Основой применения всего спектра воспитательного воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания, является норма ст.9 УИК РФ. И, если в условиях изоляции от общества воспитательному воздействию подлежат все осужденные, то в уголовно-исполнительных инспекциях могут полноценно «воспитываться» только осужденные к исправительным работам и лишенные права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 25 УИК РФ, ч.1 ст.54 УИК РФ).

В связи с таким положением видится необходимость упорядочения деятельности специалистов по проведению воспитательной работы и закрепление полного спектра проведения мероприятий и всех видов спецконтингента в нормах уголовно-исполнительного законодательства.

Стоит отметить, что традиционно выделяют такие направления для проведения воспитательной работы как правовое воспитание, нравственное, физическое и трудовое воздействие. Существуют и иные направления воспитательной работы, например, экономическое, социально-политическое и экологическое воспитание. Однако, они применяются в меньшей степени.

Суть направлений выражается в привитии навыков правопослушного поведения, принятого в гражданском обществе. Так, например, правовое воспитание направлено на формирование правовой культуры, установки правосознания и уважительного отношения к закону. От правильно привитых норм зависит исправление и становление осужденного на путь исправления, а также профилактика правонарушений в будущем.

Трудовое воспитание всегда направлено на формирование навыков уважительного отношения не только к собственному труду, но и к труду окружающих. В исправительных учреждениях привлечение к труду является обязательным процессом. Это способствует, кроме привития навыков и умений, возможность выплачивать долги по исполнительным листам и судебным расходам. Если говорить о мерах уголовно-правового характера, то они, в первую очередь, стараются воздействовать на личность осужденного с восстановления его физического и психологического состояния. Об этом свидетельствуют решения судов, возлагающих исполнение обязанностей пройти медицинские комиссии, лечение у определенных специалистов (например, наркологов), и только после этого могут быть назначены обязанности пройти определенные восстановительные программы и курсы тренингов, а также трудоустроиться. [2]

Стоит отметить, что как в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, так и в уголовно-исполнительных инспекциях организацией и проведением воспитательной работы занимаются сами сотрудники. Например, общее руководство и контроль за самим воспитательным процессом в исправительном учреждении осуществляет его начальник. Он обеспечивает комплексность к проведению всех воспитательно-профилактических мероприятий. То же можно сказать и о начальнике такого учреждения как уголовно-исполнительная инспекция.

Конкретно специалистов по воспитательной работе в учреждениях нет. Нормы ст.109 УИК РФ конкретизируют направления проведения воспитательных мероприятий и включат в себя акцент на формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и правилам, а также традициям человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня. То есть в таком процессе задействованы все службы учреждения и совместно работают все сотрудники. Что касается наказаний без изоляции от общества, то количество сотрудников не такое большое как в ИУ. Вся работа ложится на плечи инспекторского состава и группы психологического обеспечения. При этом только две категории из осужденных к альтернативным наказаниям подпадают под категорию лиц, с которыми можно проводить такие мероприятия.

Сегодня в УИИ больший акцент делается на социальную работу с подучетными. Так, из мероприятий по воспитательной работе реально проводимыми остаются только индивидуальные беседы. Социальная помощь в налаживании полезных связей, восстановлении документов, трудоустройстве, чаще всего, дает лучшие результаты, чем разъяснения о нормах поведения и морали. Поскольку, состоящие на учете в УИИ лица не лишены свободы, находятся в социуме и не умеют решать свои проблемы, оказание такой помощи не влечет за собой ощущения «насильственного обучения», а показывает нереализованные возможности нормального проживания в обществе и ненавязчиво обучают и исправляют сам стиль поведения осужденного.

В отличие от этого в исправительных учреждениях используют как индивидуальные, групповые, так и массовые формы воспитатель-

ной работы. Именно они являются основными. [3]

При характеристике всестороннего применения форм и методов воспитательной работы, весьма странно говорить о том, что в реальности ведущее место в организации воспитательной работы с осужденными принадлежит психологическим службам учреждений, а основную часть воспитательных мероприятий проводят инспекторы (УИИ) и начальники отрядов (ИУ). Думается, что в состав таких отделений (групп) стоит рассматривать вопрос приема на должность сотрудников (хотя бы одного на группу), имеющих профильное образование - педагогическое.

Заключение. На основании вышеизложенного стоит обратить внимание на то, что учреждения уголовно-исполнительной системы на основе норм действующего законодательства не в состоянии охватить все категории осужденных к уголовным наказаниям, проведением с ними воспитательных мероприятий, так как для отдельных категорий такая работа просто не предусмотрена. Законодателю необходимо не отказываться от проведения такой работы, а наоборот подводить под ее действие все категории осужденных, в том числе и к наказаниям без изоляции от общества. Труд всегда считался одной из форм исправления человека, но это далеко не единственный способ влияния на его поведение.

Стоит отметить положительных опыты, представляемые на коллегиях ФСИН России и в научных работах сотрудников практических подразделений о проведении мероприятий воспитательного характера и внести определенные изменения в уголовно-исполнительное законодательство России.

Библиография:

1. Воспитательная работаc осужденными: учебник/ АнаньевО.Г., Кузнецов М.И., Лузгин С.А., Лузгин С.А.; подтауч.ред. Т.В. Кирилловой.- Рязань: ИП Коня-хин А.В. (Book Jet), 2021. - 206 с.

2. Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития Кириллова Т.В., Кириллова О.В., Корышева С.Е., Холопова Е.Ю., Кузнецов М.И., Лузгин С.А., Коноплин Н.Ю., Ананьева Е.О., Иванова Е.К., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. Коллективная монография. Ульяновск, 2018.

3. Воспитательная работа с осужденными. - (Электронный ресурс). - URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitatelnaya_rabota/vospitatelnaya. (датаобращения 01.06.2023 г.)

References:

1. Educational work with convicts: textbook/ Ananyev O.G., Kuznetsov M.I., Luzgin S.A., Luzgin S.A.;podtauch.ed. by T.V. Kirillova.- Ryazan: IP Konyakhin A.V. (Book Jet), 2021. - 206 p.

2. Educational work: new directions, methods, ways of developmentKirillova T.V., Kirillova O.V., Korysheva S.E., KholopovaE.Yu., Kuznetsov M.I., Luzgin S.A., Konoplin N.Yu., Ananyeva E.O., Ivanova E.K., Chemerilova I.A., Shubnikova E.G. Collective monograph / Ulyanovsk, 2018.

3. Educational work with convicts. - (Electronic resource). - URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitatelnaya_rabota/vospitatelnaya. (accessed 1.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.