JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 340.136
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-193-197 EDN: https://elibrary.ru/vscszq NIION: 2015-0066-6/23-878 MOSURED: 77/27-011-2023-06-077
Отдельные принципы систематизации ведомственных нормативных правовых актов
Георгий Александрович Шитов
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,
Аннотация. Рассмотрена возможность выстраивания деятельности по систематизации ведомственных нормативно-правовых актов на общих принципах и отдельно для ее правотворческих форм (кодификации и консолидации), а также для организационно-информационных форм (инкорпорация и учет).
Ключевые слова: принципы правотворчества, принципы ведомственной систематизации, систематизация законодательства, систематизация ведомственных нормативных правовых актов
Для цитирования: Шитов Г. А. Отдельные принципы систематизации ведомственных нормативных правовых актов //Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 193-197. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-193-197. EDN: VSCSZQ.
Original article
Some principles ofsystematizing departmental normative legal acts
Georgy A. Shitov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Y. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The possibility of building activities for the systematization of departmental normative legal acts on general principles and separately for its law-making forms (codification and consolidation), as well as for organizational and information forms (incorporation and accounting) is being considered.
Keywords: principles of lawmaking, principles of departmental systematization, systematization of legislation, systematization of departmental regulatory legal acts
For citation: Shitov G. A. Some principles of systematizing departmental normative legal acts. Bulletin of economic security. 2023;(6):193-7. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-193-197. EDN: VSCSZQ.
Научные дискуссии по теме систематизации российского законодательства на сегодняшний день активно набирают обороты. Широко обсуждаются ее развитие, значение и формы. Однако, на наш взгляд, необоснованно мало внимания уделяется принципам, на которых должна выстраиваться данная правовая деятельность. Стоит признать, что почти отсутствуют исследования, посвященные принципам ведомственной систематизации нормативно-правовых актов. С учетом ориентации интереса автора работы на практическую деятельность министерств и других федеральных ведомств попробуем рассмотреть вопрос о том, может ли осуществляться их правосистематизационная практика на существующих сегодня нормотворческих принципах, или для этого нужны специальные (особенные) принципы?
© Шитов Г. А., 2023
На сегодняшний день современной правовой наукой не выработан четкий перечень принципов правотворчества, но все же в качестве основополагающих принципов этого вида правовой деятельности многими авторами рассматриваются: принцип гуманизма, демократизма, справедливости, законности, профессионализма, системности, гласности, научности [14, с. 26-27; 2, с. 211-212]. Несомненно, что ведомственное подзаконное нормотворчество выстраивается на вышеперечисленных принципах, которые определяются в правотворческой деятельности как задающие правильное направление организационные начала, отражающие ее сущностные характеристики [13, с. 320].
Ведомственное нормотворчество, являясь отдельным видом правотворчества, все же имеет свои характер-
ные особенности, вследствие чего исследователи этой области теории права все же выделяют специальные принципы. Так, например, Н. С. Шмакова считает, что в ходе разработки ведомственных нормативных актов следует руководствоваться основными положениями, под которыми она понимает следующие принципы: законности и конституционности, принцип демократизма, принцип научности и технического совершенства, принцип профессионализма, принцип гуманизма, принцип тщательности и скрупулезности подготовки проектов, принцип своевременности [15, с. 55]. Можно заметить, что среди перечисленных принципов больше половины составляют принципы, характерные в целом для правотворческой деятельности. Более конкретен в этом вопросе Ю. Г. Арзамасов, который к ведомственным нормотворческим принципам относит принцип единоначалия, принцип субординации и отраслевой принцип [3, с. 116]. Представляется, что отразить сущностную основу правовой природы ведомственного подзаконного нормотворчества способны в совокупности общие правотворческие и специальные, характерные для этой правовой деятельности, принципы.
Прежде чем перейти непосредственно к принципам ведомственной систематизации стоит рассмотреть, на каких организационных началах выстраивается деятельность по систематизации нормативных правовых актов. Сразу же отметим, что она также основывается на общеправотворческих принципах, перечисленных выше, что позволяет, по нашему мнению, организовывать данную деятельность таким образом, чтобы ее конечные результаты гармонично вписывались в общую совокупность системы нормативно-правовых актов.
Для начала следует рассмотреть подход, предложенный А. И. Соболевской, предлагающей рассматривать общие принципы для правотворческой и система-тизационной деятельности. По ее мнению, правотворчество является основным средством систематизации, так как проблемы, возникающие при систематизации законодательства, по сути можно свести к проблемам правотворческой деятельности на практике [12, с. 67]. Для этого она предлагает руководствоваться системой принципов, включающей в себя три группы, соответственно, теоретико-правовых, конституционно-правовых и организационно-технических принципов [12, с. 63-66]. Несмотря на довольно содержательную систему принципов, предложенную указанным автором, по нашему мнению, в ней не учитываются формы систематизации, не имеющие правотворческого характера, такие, как учет нормативных актов и инкорпорация, для организации которых, как нам представляется, тоже необходимо предложить свои принципы.
Другой подход в этом вопросе использует И. В. Малышева, предлагая рассматривать общеправовые принципы (демократизм и гласность, законность, гуманизм) для правотворчества и систематизации законодательства, а также специальные принципы отдельно для каж-
дого вида правовой деятельности. Соответственно, для правотворчества она предлагает такие принципы, как научный характер, профессионализм, связь с юридической практикой и использование правового опыта, обязательность подготовительных работ, учет отраслевого характера системы, а для систематизации законодательства другие принципы, такие, как полнота информационного массива, достоверность информации, удобство пользования, регулярность работ по систематизации, оперативность, достаточность, учет отраслевого характера системы законодательства, учет иерархии нормативных правовых актов [6, с. 13-18]. Можно заметить, что некоторые специальные принципы из правотворческой группы (научный характер и профессионализм) могут быть применимы для организации систематизации законодательства.
В своем исследовании систематизации законодательства В. А. Сивицкий и Е. Н. Салыгин предлагают несколько иную классификацию принципов, разделяя их на группы отдельно для ее конечных результатов и для организации всего процесса систематизации [8, с. 24]. Похожий подход использует для классификации принципов систематизации И. И. Мозженко, выделяя общие принципы для всего процесса и специальные принципы для отдельных видов нормативно-правовых актов [7, с. 16].
Некоторые ученые устанавливают принципы отдельно для каждой формы. Например, А. С. Пиголкин для учета нормативных актов [10, с.ЗЗ], а В. Н. Карта-шов для кодификации [5, с. 325]. П. А. Калинин предлагает почти одинаковые принципы одновременно для двух форм систематизации кодификации и инкорпорации [4, с. 56, 59].
Рассмотрев существующие подходы для организации процесса систематизации ведомственных нормативных актов, стоит отметить стремление исследователей в этой области с помощью различной вариативности группировки принципов оптимизировать его на достаточно прочных теоретических основах. Вследствие чего в исследовании вопроса систематизации ведомственных нормативно-правовых актов, по нашему мнению, стоит сгруппировать принципы отдельно для правотворческих форм (кодификации и консолидации) и организационно-информационных форм (учета нормативных актов и инкорпорации), а также выделить общие принципы для организации всей систематизаци-онной деятельности министерств и других федеральных ведомств.
В качестве общих принципов ведомственной систематизации следует определить принципы: плановости, непрерывности, системности, оперативности, научности и профессионализма.
Первостепенное значение имеет планирование организации правотворческой, а также систематизаци-онной ведомственной детальности, которое уже давно доказало на практике свою эффективность, так как помогает правильно организовать и равномерно распреде-
JURISPRUDENCE
лить нагрузку на ее субъектов, исключить затягивание или наоборот ненужную поспешность в достижении конечных результатов, а также обеспечить внедрение научных основ в деятельность министерств и иных ведомств [8, с. 43].
К числу важных принципов относится непрерывность процесса ведомственной систематизации. Изменения в законодательстве, обусловленные динамикой общественных отношений, требуют внесения соответствующих изменений, а также развития и конкретизации новых законодательных предписаний в актах министерств и других ведомств, чтобы не допустить необоснованного увеличения ведомственного нормативного объема и исключить возникновение пробелов и противоречий, для чего требуются постоянные мероприятия по их упорядочиванию. Одновременно должны обеспечиваться учет новых актов и происходить обновление ведомственных сборников.
Своевременное выполнение указанных работ выражается в оперативности реагирования на указанные выше изменения. Сводные ведомственные нормативные акты, характеризующиеся определенной гибкостью, в отличие от законодательных актов, из-за упрощения процесса подготовки и принятия позволяют в минимальные сроки на практике по-новому регламентировать общественные и внутриведомственные отношения.
Не стоит забывать и о требовании системности, которая должна обеспечить устойчивость группы ведомственных нормативных актов и органичную взаимосвязанность их с общим массивом нормативных правовых актов российской системы законодательства с учетом современныхусловий [9, с.147].
Ну и, наконец, стоит упомянуть принцип научности и профессионализма. Сама деятельность по систематизации предполагает тщательный анализ нормативной ведомственной базы, что повышает уровень правосознания сотрудников министерств и других ведомств, следовательно, увеличивает требования к уровню их профессионализма. Хорошее знание законодательства, соответствующий опыт, теоретические знания сотрудников в области юриспруденции, конечно же, способствуют повышению уровня ведомственных система-тизационных работ, однако в этом случае не обойтись без научно обоснованной независимой экспертной оценки. Стоит отметить, что привлечение к работе научных работников, специалистов, научных и образовательных организаций предусмотрено правовыми положениями нормативных актов министерств и других ведомств [1].
Для учета нормативных актов и инкорпорации, выступающих в качестве организационно-информационных форм ведомственной систематизации, возможно предложить группу принципов, предложенную А. С. Пиголкиным для учета, однако эти принципы актуальны, по нашему мнению, и для инкорпорации нормативных актов. Она включает в себя принципы удобства пользования, достоверность правовой информации и
полноты информационного массива. Сюда, по нашему мнению, следует добавить принцип доступности, который предполагает возможность использования систематизированной правовой информации широким кругом пользователей.
В группу принципов для правотворческих форм ведомственной систематизации (кодификации и консолидации) необходимо включить: принцип логической сбалансированности в систематизируемых актах предписаний различной юридической силы (лаконичности и логической сбалансированности), отсутствие противоречий и отраслевой принцип.
Содержательной особенностью сводных ведомственных нормативных актов является включение в них нормативных предписаний из актов более высокой юридической силы. И хотя ведомственная систематизаци-онная практика рекомендует по максимуму исключать такие включения, в некоторых случаях оно необходимо для логичности, согласованности и правильного понимания нормативных предписаний.
Следующий важный принцип отсутствия противоречий между правовыми предписаниями внутри сводных ведомственных нормативных актов является отражением стремления к развитию и совершенствованию ведомственной системы, исключающей в ней пробелы и противоречия.
Применение отраслевого принципа служит для субъекта ведомственной систематизационной деятельности направляющим ориентиром на нормотворчество в определенной сфере общественных отношений.
Подводя итоги, необходимо отметить, что предложенная система принципов не носит строго однозначный характер. Для каждой из рассмотренных форм и групп систематизационной деятельности существует, например, возможность применения ярко выраженных принципов для организационно-информационной группы и для правотворческих форм. Выстраивание ведомственной систематизационной деятельности возможно на основании общеправотворческих принципов и на основных принципах ведомственного нормотворчества. Предложенные в исследовании принципы ведомственной систематизации позволят выстроить теоретическую модель данного правового явления и развить существующие знания, а также добиться на практике качественных результатов этой деятельности.
Список источников
1. Приказ МВД России от 27 июня 2003 года № 484 (ред. от 01.03.2021) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России», http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.02.23).
2. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец-и «Юриспруденция» / [М. М. Рассолов и др.]; под. ред. А. И. Бастрыкина. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 471 с.
3. Арзамасов Ю. Г. Ведомственный нормот-ворческий процесс в Российской Федерации : дис. ... докт. юрид. наук. М. : МосУ МВД России, 2004. 346 с.
4. Калинин П. А. Значение и роль принципов законодательства и его систематизации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 6. С. 54-60.
5. Карташов В. Н. Место и роль юридических принципов в технологии правовой кодификации (пра-восистематизирующего правотворчества) // Правотворчество в Российской Федерации : проблемы теории и практики : Сборник научных статей : Материалы научно-практической конференции, состоявшейся 13-16 апреля 2009 г. в Российской академии правосудия / Отв. ред. В. М. Сырых, М. А. Занина. М.: РАП, 2010. С. 316-331.
6. Малышева И. В. Единство правотворчества и систематизации законодательства : монография / канд. юрид. наук, доц. И. В. Малышева. Новокузнецк : ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2020. 96 с.
7. Мозженко И. И. Принципы систематизации современного российского законодательства // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 78-83.
8. Пиголкин А. С., НиколаеваМ. Н. Планирование законопроектной деятельности // Советское государство иправо. 1972. № 11. С. 43-49.
9. 9. Осокин Р. Б., Панфилов П. О. Правоохранительные органы : учебник. М. : Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2022. 152 с.
10. Пиголкин А. С. Понятие и формы систематизации законодательства // Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А. С. Пигол-кина. СПб. : Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. 342 с.
11. Сивицкий В. А., Салыгин Е. Н. Требования к систематизации правовых норм (принципы систематизации) // Систематизация законодательства как способ его развития / И. В. Гетьман-Павлова, Н. Ю. Ерпылева, Е. Н. Салыгин и др.; отв. ред. В. А. Сивицкий. М. : Изд. дом Гос. ун-та ВШЭ, 2010. 535 с.
12. Соболевская А. И. Систематизация законодательства в современной Росси : теоретико-правовой аспект : дис. ... канд. юрид наук. СПб. : СПГИЭУ, 2008. 200 с.
13. Теория государства и права / Под ред. В. П. Малахова, В. Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2002.
14. Черногор Н. Н., Залоило М. В. Актуальные проблемы правотворчества : учебное пособие. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России : ООО «Юридическая фирма контакт», 2018. 144 с.
15. Шмакова Н. С. Ведомственное правотворчество : понятие и виды : дис. ... канд. юрид. наук. М. : Московская государственная юридическая академия, 2006. 237 с.
References
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 27,2003 № 484 (as amended on 01.03.2021) «On approval of the Rules for the qualification of regulatory legal acts in the central office of the Ministry of Internal Affairs of Russia», http://www.consultant.ru/ (accessed: 21.02.2023).
2. Actual problems of the theory of state and law : textbook manual for university students studying in special and «Jurisprudence» [M. M. Rassolov and others] ; under, ed. A. I. Bastrykin. 3rd ed., revised and add. M. : UNITI-DANA, 2017. 471 p.
3. Arzamasov Yu. G. Departmental rule-making process in the Russian Federation : diss. ... doc. legal sciences. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004. 346 p.
4. Kalinin P. A. The meaning and role of the implementation of legislation and its systematization // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2012. № 6. P. 54-60.
5. Kartashov V. N. Place and legal role of the process in the technology of excitation of coding (legal systematizing lawmaking). // Law-making in the Russian Federation : problems of theory and practice : collection of scientific articles: Materials of the scientific-practical conference held on April 13-16, 2009 in the Russian Academy of Laws / Ed. ed. V. M. Syrykh, M. A. Zanina. M. : RAP, 2010. P. 316-331.
6. Malysheva I. V. Unity of lawmaking and systematization of legislation : monograph / cand. legal sciences, Assoc. I. V Malyshev. Novokuznetsk : Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2020. 96 p.
7. Mozzenko I. I. Principles of systematization of modern Russian legislation // Gaps in Russian legislation. 2010. № 1. P. 78-83.
8. Pigolkin A. S., Nikolaeva M. N. Planning of audit activity // Soviet state and law. 1972. №11.P. 43-49.
9. Osokin R. B., Panfilov P. O. Law enforcement agencies : textbook. M. : Publishing house of Moscow State Technical University named after N. E. Bauman, 2022. 152 p.
10. Systematization of legislation in the Russian Federation / Under, edition of A. S. Pigolkin. SPb. : Ed. «Legal Center Press», 2003. 342 p.
11. Systematization of legislation as a way of its development / I. V. Getman-Pavlova, N. Yu. Erpyleva, E. N. Salygin and others ; resp. ed. V. A. Sivitsky. M. : Ed. house of the State University of Higher School of Economics, 2010. 535 p.
12. Sobolevskaya A. I. Systematization of legislation in modern Russia: theoretical and legal aspect: dis. ... cand. juridical sciences. SPb. : SPGIEU, 2008. 200 p.
13. Theory of state and law / Under ed. V. P. Malakhov, V. N. Kazakova. M. : Academic Project, Yekaterinburg : Business book, 2002.
14. Chernogor N. N., Zaloilo M. V Actual problems of lawmaking : a study guide / N. N. Chernogor,
JURISPRUDENCE
М. V. Zaloilo. M. : Institute of Legislation and Supervision 15. Shmakova N. S. Departmental lawmaking: project
of Jurisprudence under the Government of Russia : Law and types : dis. ... cand. legal sciences. M. : Moscow State Firm Contact LLC, 2018. 144 p. Law Academy, 2006. 237 p.
Информация об авторе
Г. А. Шитов - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author
G. A. Shitov - Postgraduate Student of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V. Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.
The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 31.10.2023; accepted for publication 01.12.2023.
Государственная служба в органах внутренних дел
Российской Федерации I
Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. Под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. [О. В. Зиборов и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 223 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.
Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».