Научная статья на тему 'Систематизация законодательства как завершающая стадия правообразования'

Систематизация законодательства как завершающая стадия правообразования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
систематизация / инкорпорация / консолидация / кодификация / свод законов / правотворчество / systematization / incorporation / consolidation / codification / code of laws / lawmaking

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тамара Валерьевна Гавашели

В статье дана авторская интерпретация правовой природы систематизации законодательства как завершающей стадии правообразования, теоретически разработана собственная уточненная классификация форм систематизации законодательства, основанная на изученной зарубежной и отечественной практике. На основе этого, введены в научный оборот авторские трактовки инкорпорации и консолидации законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of legislation as the final stage of legal formation

The article presents the author's Interpretation of the legal nature of the systematization of legislation as the final stage of legal formation, theoretically developed its own refined classification of forms of systematization of legislation based on the studied foreign and domestic practice. Based on this, the author's interpretations of incorporation and consolidation of legislation have been introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Систематизация законодательства как завершающая стадия правообразования»

Закон и право. 2023. № 11. С. 23-26. Law and legislation. 2023;(11):23-26.

Научная статья УДК 340.136

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-23-26 EDN: https://elibrary.ru/HVUTMA

NIION: 1997-0063-1 1/23-626 MOSURED: 77/27-001-2023-11-826

Систематизация законодательства как завершающая стадия правообразования

Тамара Валерьевна Гавашели

Российская академия адвокатуры и нотариата, Москва,

Россия, t.gavasheli@gmail.com

Аннотация. В статье дана авторская интерпретация правовой природы систематизации законодательства как завершающей стадии правообразования, теоретически разработана собственная уточненная классификация форм систематизации законодательства, основанная на изученной зарубежной и отечественной практике. На основе этого, введены в научный оборот авторские трактовки инкорпорации и консолидации законодательства.

Ключевые слова: систематизация, инкорпорация, консолидация, кодификация, свод законов, правотворчество.

Для цитирования: Гавашели Т.В. Систематизация законодательства как завершающая стадия право-образования // Закон и право. 2023. № 11. С. 23—26. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-23-26 ЕБЫ: https://elibrary.ru/HVUTMA

Original article

Systematization of legislation as the final stage of legal formation

Tamara V. Gavasheli

Russian Academy of Advocacy and Notary,

Moscow, Russia, t.gavasheli@gmail.com

Abstract. The article presents the author's interpretation of the legal nature of the systematization of legislation as the final stage of legal formation, theoretically developed its own refined classification of forms of systematization of legislation based on the studied foreign and domestic practice. Based on this, the author's interpretations of incorporation and consolidation of legislation have been introduced into scientific circulation.

Keywords: systematization, incorporation, consolidation, codification, code of laws, lawmaking.

For citation: Gavasheli T.V. Systematization of legislation as the final stage of legal formation // Law and legislation. 2023;(11):23—26. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-23-26 EDN: https:// elibrary.ru/HVUTMA

За 30 лет развития современной России сформировался огромный массив нормативных правовых актов, принятых на основе новой Конституции Российской Федерации. В настоящее время наблюдается интенсивная законодательная и в целом нормотворческая деятельность, связанная с необходимостью регулирования новых сфер общественных отноше-

© Гавашели Т.В. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

ний, ранее не урегулированных правом. Высокая динамика развития российского законодательства требует проведения крупных система-тизационных работ, выработки новых подходов к систематизации.

Важность и сложность систематизации требуют, чтобы систематизация законодательства проводилась на строго научных основах. Законодательной практике и юридической литературе известны разные понятия систематизации за-

конодательства. Большинство исследователей рассматривают систематизацию как особого рода юридическую деятельность, тесно встроенную в структуру правотворчества (а иногда и совпадающую с ней).

По мнению основоположника теории юридической деятельности В.Н. Карташова, смысл категории «юридическая деятельность» заключается в ее интерпретации как опосредованной правом профессиональной, трудовой, государственно-властной деятельности по вынесению юридических решений компетентных органов.

Б.В. Шагиев, продолживший разрабатывать данную проблематику, в состав юридической деятельности включает и многочисленные организационно-юридические мероприятия, оцениваемые в совокупности с юридической деятельностью как приносящие серьезный общественно-политический эффект [4, с. 29].

Опираясь на научное понятие «юридическая деятельность», мы приходим к выводу, что систематизация законодательства — юридическая деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов, их совершенствование, осуществляемая посредством сбора нормативных правовых актов, их внешней обработки, укрупнения, системного расположения, выявления и устранения пробелов и противоречий в правовых предписаниях, их обновления.

Официальная систематизация, проводимая уполномоченными на то государственными органами, представляющая собой завершающую стадию правотворчества, приводит к созданию целостных и гармонично согласованных между собой правовых средств регулирования в форме инкорпорированных, консолидированных, кодифицированных нормативных правовых актов, а также сводов законов, придающих системе действующих источников права завершенный вид, позволяя существующей системе права полностью воплотить в них всю свою нормативность.

В качестве основополагающего принципа систематизации законодательства выступает единство правотворчества и систематизации. Исходя из этого становится очевидным, что систематизация является так же, как и само правотворчество, завершающим моментом процесса правообразования. Проведенный анализ позволил выявить две характеристики систематизации законодательства: правотворческую и информационно-правовую.

Следует дифференцировать правотворческие формы систематизации законодательства как

юридической деятельности в собственном смысле этого слова (инкорпорация, консолидация, кодификация, ревизия, подготовка Свода законов) и не правотворческие — вспомогательные формы — как деятельности, сопряженной с юридической (учет, компиляция, инвентаризация).

В науке отмечается, что существующие в теории права формы систематизации и данные им определения не соответствуют складывающейся практике систематизации [2, с. 8]. Эта проблема действительно существует. Например, инкорпорация и консолидация в тех определениях, которые даны в теории, не применяются на практике.

Мы предлагаем определение инкорпорации, уточняющее ее теоретическое содержание в соответствии с тем смыслом, который вкладывает в это понятие современный отечественный законодатель при использовании этого термина: «Инкорпорация — форма систематизации законодательства, заключающаяся в присоединении систематизатором нормативно-правовых предписаний одного нормативного правового акта к содержанию другого нормативного правового акта в целях приращения имеющегося в последнем действующего нормативно-правового материала».

При инкорпорации продолжает действовать только тот нормативный правовой акт, к которому присоединяются нормативно-правовые предписания других, подлежащих признанию утратившими силу нормативных правовых актов. При инкорпорационной обработке из правового массива будут исключаться акты, действующие частично, коллизионные и устаревшие правовые нормы.

Примером может служить Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1, в котором из 29 статей действующей осталась только одна статья, в которой даны определения основным понятиям, используемым в Законе. Почему же не инкорпорировать эти определения в Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 [1]?

1 Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) // Рос. газ. 1991. № 89; 2006. № 162. 27 июля.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

Также предлагаем по-новому интерпретировать понятие «консолидация» законодательства, наполнив его содержание большим объемом осуществляемых операций, что позволит придать этой фактически не используемой в отечественной практике форме систематизации законодательства новый практический импульс:

«Консолидация — форма систематизации законодательства, заключающаяся в объединении:

■ нормативных правовых актов, регулирующих схожие правовые отношения, в единый акт, с изменениями, отменой устаревших норм, принятием новых правовых норм;

■ изменений и дополнений, внесенных в нормативный правовой акт, в актуальную редакцию этого акта».

Такое понимание инкорпорации и консолидации придаст им актуальность в современной систематизационной работе, позволит им стать ежедневной формой систематизации законодательства.

Анализ зарубежной теории и практики правотворческих форм систематизации законодательства, не распространенных в России, таких, как ревизия и подготовка сводов, выявил наличие систематизированных источников права (revised statutes, codes), представляющих собой усложненные статуты, принятые в результате предметного упорядочения источников права с существенной переработкой правовых норм. Положения таких систематизированных источников права отличаются от результатов кодификации своей казуистичостью, им не присущи признаки полноты и первичности действия. Однако так же, как и результаты кодификации, их структура обладает логичностью построения.

Ревизия представляет собой форму систематизации, направленную на упорядочение нормативных правовых актов по предметному принципу, их совершенствование, осуществляемую посредством системного расположения нормативных правовых актов, выявления и устранения пробелов и противоречий в законодательстве, обновления правового регулирования, в результате которой принимается собрание пересмотренных законов.

Исходя из критерия обширности проводимой систематизации мы выделяем три разновидности ревизии: тематическая, общая и непрерывная. С точки зрения предмета ревизии в работе выделена ревизия, проводимая по существу, и формальная ревизия.

Подготовка Свода законов представляет собой форму систематизации, направленную на упорядочение правовых предписаний федеральных конституционных законов и федеральных законов, не имеющих значения конституционного, по предметному принципу, их совершенствование, осуществляемую посредством внешней обработки, системного расположения, обновления, выявления и устранения пробелов и противоречий. Подготовка Свода законов предполагает предварительное проведение всех форм систематизации законодательства.

Однако в настоящее время опыт проведения ревизии и подготовки сводов может быть применен на уровне субъектов Российской Федерации в силу отсутствия такой множественности нормативных актов. На федеральном уровне подготовка свода законов будет возможна после проведения широкомасштабной систематизации путем инкорпорации, консолидации, кодификации.

Анализ зарубежной теории и практики проведения таких не правотворческих форм систематизации законодательства, как компиляция и учет, позволил прийти к следующему.

А. Теория компиляции базируется на содержательной неприкосновенности права. Право переносится в новые источники (compiled statutes, cumulative statutes) без внесения изменений, поэтому не решаются противоречия и не восполняются пробелы. Однако сохраняется индивидуальность каждого источника права, подвергаемого компиляции. При компиляции происходит лишь изменение формы права. Цели компиляции — создать доступ к праву и обеспечить его обозримость для проведения дальнейших реформ.

Б. Анализ практики проведения учета в зарубежных странах показал, что распространение получило правовое закрепление государственного учета нормативных правовых актов. Передовым опытом учета считаем сотрудничество государства и частных справочных правовых систем. Использование данных из государственных банков правовой информации позволяет частным справочным правовым системам избегать ошибок в текстах нормативных правовых актах. Важной тенденцией учета является наделение приоритетом нормативного правового акта, представленного в электронном виде, при разночтении бумажной и электронной версии.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

Список источников

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 29.12.2022) // http://www.pravo.gov.ru

2. Апт Л.Ф. Систематизация в правотворчестве: сущность, ценность, перспективы совершенствования / Л.Ф. Апт, В.М. Баранов // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 1 (17). С. 8—15.

3. Теория юридического процесса / В.М. Гор-шенев, В.Г. Крупин, Ю.И. Мельников и др. / Под общ. ред. В.М. Горшенева. Харьков: Вища шк.: Изд-во при Харьк. ун-те, 1985. 192 с.

4. Шагиев Б.В. Юридическая деятельность в современном российском обществе (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 154 с.

5. Шагиев Б.В. Юридическая деятельность как категория общей теории права. М.: РПА Минюста России, 2001.

References

1. Federal Law «On Protection of Competition» dated 26.07.2006 № 135-FZ (as amended on 29.12.2022) // http://www.pravo.gov.ru

2. AptL.F. Systematization in lawmaking: essence, value, prospects for improvement / L.F. Apt, V.M. Baranov // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2012. № 1 (17). Pp. 8-15.

3. Theory of legal process / V.M. Gorshenev, V.G. Krupin, Yu.I. Melnikov et al / Under the general editorship of V.M. Gorshenev. Kharkiv: Vishcha shk.: Publishing house at Kharkiv. un-te, 1985. 192 p.

4. Shagiev B. V. Legal activity in modern Russian society (theoretical and legal aspect): Dis. ... cand. of legal sciences. Moscow, 2003. 154 p.

5. Shagiev B.V. Legal activity as a category of general theory of law. Moscow: RPA of the Ministry of Justice of Russia, 2001.

Информация об авторе

Гавашели Т.В. — аспирант, юрист РХТУ имени Д.И. Менделеева

Статья поступила в редакцию 19.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author Gavasheli T.V. — postgraduate student, lawyer of D. Mendeleev University of Chemical Technology The article was submitted 19.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти. Исто-рико-правовое исследование: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. 159 с.

Федерализм в первые годы советской власти

ISBN 978-9941-9818-4-5

Агентство CIP РГБ

В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (1918 — 1924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.

Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.