Научная статья на тему 'К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации'

К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5006
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ИНКОРПОРАЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SYSTEMATIZATION / INCORPORATION / CONSOLIDATION / LAWMAKING / LAW ENFORCEMENT / EFFECTIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевников Владимир Валентинович

Введение. Актуальность проблемы консолидации обусловливается значимостью систематизации нормативных правовых актов как для правотворчества, так и для правоприменения. Цель. Обосновать научную гипотезу о том, что консолидация нормативных правовых актов является наиболее перспективной формой систематизации. Методология. При проведении исследования были использованы сравнительный, а также формально-догматический метод и метод толкования норм права. Приведены примеры консолидированных нормативных правовых актов как иностранных государств, так и российского государства. Результаты. Определяются задачи консолидации нормативных правовых актов: ликвидация множественности данных актов по одним и тем же вопросам, обеспечение компактности и лучшей обозримости законодательства. Заключение. Делается вывод о том, что консолидация нормативных правовых актов это прежде всего внешняя систематизация и в небольшой степени внутренняя. Подчёркивается, что в будущем консолидация нормативных правовых актов должна получить более широкую сферу применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Consolidation of Normative Legal Acts of the Russian Federation

Introduction. The urgency of the problem of consolidation is conditioned by the importance of systematization of regulatory legal acts both for lawmaking and law enforcement. Purpose. To substantiate the scientific hypothesis that the consolidation of regulatory legal acts is the most promising form of systematization. Methodology. In conducting the study, a comparative as well as a formally dogmatic method and a method of interpreting the norms of law were used. Epoy articles draws on examples of consolidated regulatory legal acts of both foreign states and the Russian state. Results. The tasks of consolidating regulatory legal acts are defined: elimination of the redundance of the acts referring to the same issues, and making legislation lean and identifiable. Conclusion. It is concluded that the consolidation of regulatory legal acts has to do with mostly external systematization rather than internal. It is emphasized that, in the future, consolidation of regulatory legal acts should be applied more broadly.

Текст научной работы на тему «К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 29-36.

УДК 340.136

Б01 10.25513/1990-5173.2019.16(1).29-36

К ПРОБЛЕМЕ КОНСОЛИДАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. Кожевников

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. Актуальность проблемы консолидации обусловливается значимостью систематизации нормативных правовых актов как для правотворчества, так и для правоприменения. Цель. Обосновать научную гипотезу о том, что консолидация нормативных правовых актов является наиболее перспективной формой систематизации. Методология. При проведении исследования были использованы сравнительный, а также формально-догматический метод и метод толкования норм права. Приведены примеры консолидированных нормативных правовых актов как иностранных государств, так и российского государства. Результаты. Определяются задачи консолидации нормативных правовых актов: ликвидация множественности данных актов по одним и тем же вопросам, обеспечение компактности и лучшей обозримости законодательства. Заключение. Делается вывод о том, что консолидация нормативных правовых актов - это прежде всего внешняя систематизация и в небольшой степени - внутренняя. Подчёркивается, что в будущем консолидация нормативных правовых актов должна получить более широкую сферу применения.

Ключевые слова: систематизация; инкорпорация; консолидация; правотворчество; правоприменение; эффективное регулирование.

1. Введение

Представляется, что актуальность указанной проблемы обусловливается значимостью систематизации нормативных правовых актов вообще безотносительно её форм и для правотворчества (выявление несогласованности, пробелов в позитивном праве и оперативного их устранения), и для правоприменения (оптимизация поиска необходимой нормы и уяснение её смысла, имея в виду систематический способ толкования). Полагаем, что в результатах систематизации нормативных правовых актов должны быть заинтересованы и законодатели, которым необходимо знать реальное состояние права и её составных частей, и правоприменители, которые обращаются к соответствующим законам, и граждане, правовая культура которых основывается на знании действующего законодательства.

2. Понятие консолидации и её место среди иных форм систематизации нормативных правовых актов

Ускорение изменений в социальной жизни делает кодификацию не вполне пригодной для эффективного регулирования по-

стоянно меняющихся общественных отношений. Получается, для того чтобы кодекс, созданный с такими большими временными, материальными и человеческими затратами, просуществовал достаточно долго, в нём следует закреплять лишь самые общие положения. Но в таком случае его неизбежно придётся сопровождать более детализированными законами. Вот почему практика вышла на усреднённый вариант - консолидацию юридических документов.

2.1. Понятие консолидации нормативных правовых актов

В качестве базового определения возьмём за основу следующее: консолидация нормативных правовых актов - это такая форма систематизации, при которой объединяются несколько нормативных правовых актов, действовавших в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативный правовой акт без изменения их содержания. Данное определение консолидации обусловливает вывод о том, что она имеет некоторые черты и кодификации, и инкорпорации. Консолидированный

акт является сводным, и это сближает его с кодификацией. Тот факт, что он не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. Консолидация занимает промежуточное положение между кодификацией и инкорпорацией [1, с. 274], но тяготеет к первому виду систематизации права. Т. Н. Радько предлагает её называть частичной кодификацией, поскольку она по своему результату «не дотягивает» до объёма и уровня кодекса [2, с. 308]. Вместе с тем при консолидации проводится редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты. Консолидация используется в правотворческой деятельно -сти в основном в целях упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, т. е. в тех случаях, когда необходима концентрация разрозненных нормативных предписаний для повышения качества правоприменения. Если говорить в целом, можно утверждать, что несогласованность нормативных правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, порождает трудности, которые неразрешимы для правоприменяющих субъектов. Юридическим средством преодоления множественности нормативных правовых актов и одновременной формой их систематизации является консолидация законодательства. При консолидации десятки, а порой и сотни нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупнённый акт, который утверждается правотворческим органом, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Следует заметить, что в таком процессе объединению подлежат нормативные правовые акты, как правило, одинаковой юридической силы.

Удачный пример, ставший классическим в учебной литературе по теории государства и права, - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих документов в своё время вводился тот или иной праздничный или памятный день, а принятый Указ, не изменяя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ. Подобные мероприятия проводятся

компетентными органами, и поэтому в данном случае консолидация носит официальный характер.

2.2. Консолидация и кодификация нормативных правовых актов

Несколько иное понимание консолидации существует за рубежом. Так, в Европейском Союзе консолидацией считают включение множества законов со всеми изменениями и последующими доработками в единый закон, который не имеет формальной ценности, поскольку каждый консолидированный акт содержит перечень всех юридических актов со всеми их реквизитами [3, с. 35-37].

Во Франции широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами (кодекс о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, сберегательных касс и др.). Следует отметить, что в современный этап своей истории Франция вступила с огромной массой правовых актов, находящихся за пределами кодификации. Основным направлением регламентации этого массива правовых актов явилось создание кодексов по типу отраслевых сборников, в состав которых входят как законы, так и подзаконные акты. Начиная с середины Х1Х в. принято несколько таких кодексов, которые являются актами классифицирования и объединения действующего права по правовой природе. Эти кодексы уделяют внимание весьма узким областям [4, с. 113-132]. Иными словами, получается нечто близкое к официальной инкорпорации.

Всё же следует согласиться с В. Н. Кар-ташовым в том, что консолидация очень близко стоит к кодификации и поэтому имеет прежде всего правотворческий характер, хотя в результате её проведения достигается большой эффект и по систематизации юридических документов [5, с. 439].

В последнее время в России граница между кодификацией и консолидацией ещё более стала размываться. Порой законодатель называет закон кодексом, но на поверку это чисто консолидированный акт. В качестве примера можно привести Водный кодекс РФ, где множество актов по вопросам водопользования механически расставлено по следующей схеме: собственность на водные объекты, управление в области их использования и охраны, использование водных объ-

ектов и разрешение споров. Тот факт, что в нём выделена глава, содержащая общие положения, дела не меняет. Конечно, нельзя делать из этого трагедию. Просто это лишний раз заставляет пересмотреть возможности кодификации. Сравнение двух рядом стоящих видов систематизации, каковыми являются кодификация и консолидация, с учётом нарастающих темпов социальной жизни заставляет признать, что будущее принадлежит консолидации. Кодификация не всегда позволяет своевременно отражать социальные изменения.

2.3. Консолидация и инкорпорация нормативных правовых актов

Вообще выделение консолидации как формы систематизации законодательства вызывает оживлённые споры в научной литературе. Одни исследователи признают и обосновывают существование такой формы упорядочения нормативных правовых актов как вполне самостоятельной [6, с. 41-44; 7, с. 9394]; другие - не усматривают в ней должной специфики [8, с. 27].

По мнению большинства учёных, сущность консолидации состоит в создании единого нормативного правового акта на основе нескольких действующих, которые после его принятия признаются утратившими силу. Множество объединяемых нормативных правовых актов должны регулировать одну группу общественных отношений, формировать один правовой институт и т. п.

Как подчёркивают учёные, основная характерная черта консолидации - неизменность содержания правового регулирования соответствующих общественных отношений [6, с. 41]. Иными словами, консолидация являет собой «не более как особый вид, способ внешней обработки законодательных материалов» [8, с. 27]. Особенно эффективна данная форма систематизации при «объединении действующих норм из разных актов, от кото -рых остались лишь отдельные фрагменты, издание единых актов по определённым вопросам» [9, с. 63].

Как ранее подчёркивалось, при консолидации допускается некоторое редактирование текстов объединяемых нормативных правовых актов: устраняются устаревшие нормы, противоречия и повторы, унифицируется терминология, текст излагается в еди-

ном стиле. Обращаем внимание на то, что эти же действия, наряду с признанием некоторых положений или нормативных правовых актов в целом утратившими силу, свойственны и инкорпорации законодательства, что даёт основание противникам выделения консолидации как самостоятельной формы систематизации считать её «лишь приёмом, который может применяться при инкорпорации законодательства» [8, с. 27].

Несмотря на это, полагает И. А. Игнатьева, существует показатель, по которому не могут быть уравнены данные формы систематизации. Как пишет автор, существенным отличительным признаком консолидации является получение в её результате одного нормативного правового акта, консолидирующего правоположения из нескольких. Что же касается инкорпорации, то она представляет собой систематизацию действующего права путём объединения в сборнике или своде правовых актов [10, с. 106].

Как сторонники, так и противники кон -солидации законодательства замечают, что развитие регулируемых общественных отношений, требующих постоянного совершенствования законодательства, объективно снижает возможность использования консолидации. Так, её противники полагают, что «на практике объединение значительной группы актов (норм) в один акт, как правило, связано с переработкой их в той или иной степени по существу, так как при этом не могут не учитываться практика применения норм, выдвигаемые жизнью новые требования и т. п.» [8, с. 28].

Приверженец консолидации как самостоятельной формы законодательства А. С. Пигол-кин, анализируя опыт создания консолидированных актов, в своё время отмечал, что: «создать единый логически выдержанный акт без определённых корректив действующего регулирования было достаточно трудно. Соответствующая работа не получила широкого развития и затем полностью прекратилась. Связано это было в первую очередь с тем, что процесс укрупнения нормативных актов не совмещался с отражающим интересы времени обновлением действующего регулирования, его модернизацией» [9, с. 63].

Следовательно, в большинстве случаев по объединению актов «речь идёт о создании

укрупнённых актов, которые не только объединяют нормы действующих по одним и тем же вопросам актов, но и будут содержать значительные новеллы правового регулирования» [7, с. 94]. И поскольку при работе по укрупнению актов зачастую требуется не простая внешняя правка, а изменение содержания правового регулирования, например его расширение, создание новых правовых норм, - консолидация в чистом виде фактически не имеет каких-либо перспектив среди других форм систематизации [10, с. 107]. В связи с этими рассуждениями можно утверждать, что консолидация может рассматриваться и как особый приём, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Тем не менее, по мнению А. С. Пиголки-на, даже в случае проведения при объединении нормативных правовых актов необходимой модернизации законодательства такую работу не следует считать кодификацией, так как характерным признаком последней, наряду с названными, выступает «создание крупного и сложного по своей структуре акта, являющегося головным в той или иной отрасли права или законодательства, отличающегося стабильным содержанием» [9, с. 64].

Учёные утверждают, что при консолидации подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы [6, с. 41]. Однако, по мнению И. А. Игнатьевой, нельзя утверждать, что противоположную ситуацию невозможно именовать консолидацией. Как пишет автор, аргументируя свою позицию, что «если инкорпорация и кодификация не связаны требованием обобщения и упорядочения актов и норм лишь одной юридической силы, то тем более нельзя утверждать этого о консолидации, вобравшей в себя некоторые черты первой и второй» [10, с. 108].

3. Современные консолидированные нормативные правовые акты

Консолидация нормативных правовых актов в отечественном законодательстве имеет весьма узкие рамки применения, хотя в таких странах, как Великобритания, Франция и др., она получила широкое распространение. Например, в Великобритании издаются десятки такого рода актов, объединяющих акты парламента, принятые в разное время по одному и тому же предмету регулирова-

ния. Во Франции развито принятие кодексов, объединяющих нормативные правовые акты по одному и тому же вопросу. К числу таких кодексов относятся, например, Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и некоторые другие. В ФРГ действует такой консолидированный акт, как Социальный кодекс. Показателен в этом отношении правовой опыт США, где действует Свод законов, охватывающий 50 крупных разделов: Общее положение; Конгресс; Президент; Флаг и печать, место пребывания правительства и штаты; Организация правительства и государственные служащие; Поручительство. Облигации и др. Свод федеральных правительственных нормативных актов также имеет 50 предметных разделов. Аналогичные консолидации существуют на уровне различных штатов, которые применяют различные наименования.

В российском законодательстве имеются случаи консолидирования некоторыми органами государственной власти нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти. Своеобразный подход к систематизации законодательства проявился, например, в создании Приказа Государст -венного таможенного комитета Российской Федерации от 6 августа 2003 г. № 865 «О ставках вывозных таможенных пошлин» и предшествовавших ему приказов с таким же названием. В этих актах вначале делается ссылка на все постановления Правительства РФ, вводившие вывозные пошлины, а затем даётся перечень товаров и ставок пошлин на них [11]. В земельном законодательстве имеется Сборник цен (сметных расценок) и норм времени по инвентаризации земель населённых пунктов, который рекомендовался для изучения Письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 25 апреля 1993 г. № 5-11/385. Этот сборник объединил несколько разнообразных по юридической силе, субъектам принятия нормативных правовых и нормативно-технических актов. Примером консолидированного нормативного акта является Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон), объединяющий несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан. Авторы Закона выстроили

материал по очень простой схеме: определили категории ветеранов и перечислили меры социальной поддержки для каждой категории. Закон был создан достаточно быстро и существенно облегчил ветеранам пользование нормами права.

4. Результаты

Думается, что результаты представленного исследования возможно рассматривать с точки зрения достижения задач деятельности по консолидации нормативных правовых актов. На наш взгляд, наиболее точно сформулировала задачи консолидации и сферу её применения Т. Н. Рахманина: «Необходимость преодоления мелкотемья, ликвидации множественности актов по одним и тем же вопросам, обеспечение компактности и лучшей обозримости законодательства» [7, с. 84]. Говоря о консолидации нормативных правовых актов, В. В. Сорокин полагает, что данный вид систематизации обнаруживает себя в переходный период в издании так называемых крупноблочных законодательных актов [12, с. 61]. Б. Н. Топорнин, выступавший за развитие указанной тенденции, полагал, что «...законы смогут успешно "работать", если согласованным станет весь поток законодательства» [13, с. 18]. Иными словами, значение консолидации состоит в укрупнении нормативных правовых актов, что, безусловно, является полезным и необходимым с точки зрения упорядочения нормативного массива, доступности и удобства пользования и применения.

5. Заключение

Думается, что в заключение следует ещё раз обратить внимание на место консолидации нормативных правовых актов среди таких вышеупомянутых форм систематизации, как кодификация и инкорпорация, а также на предполагаемые перспективы её развития в российском законодательстве.

С позиции В. В. Лазарева и С. В. Липе-ня, систематизация правовых актов может быть направлена на совершенствование либо содержания правовых норм (так называемая внутренняя систематизация), либо расположения нормативного материала (так называемая внешняя систематизация). Инкорпорация представляет собой только внешнюю систематизацию; кодификация охватывает и внешнюю и внутреннюю; консолидация -

это прежде всего внешняя систематизация и в небольшой степени - внутренняя [14, с. 362]. Применительно к консолидации такое утверждение является истинным и обоснованным, несмотря на то, что в литературе бытует и превалирует положение о том, что в данном случае «. имеет место внешняя обработка нормативного материала без изменения его по существу» [15, с. 199].

Думается, что в перспективе консолидация нормативных актов должна получить более широкую сферу применения, ибо она позволяет субъектам правового регулирования не просто ориентироваться в массе законов и подзаконных актов, но и получить точное указание о том, каким из них и в какой форме надлежит руководствоваться при определении своего правозначимого поведения. Как ранее подчёркивалось, результатом консолидации могут являться разного рода сборники только действующего законодательства. На современном этапе развития российского общества применяемые технические средства (например, правовая информационная база СПС «Гарант») делают возможным регулярное обновление таких сборников, поддержание их в таком состоянии, чтобы законы и подзаконные акты в них были приведены только в действующей редакции. Авторы полагают, что консолидированные сборники нормативных правовых актов дают возможность более эффективно разбираться в огромном и постоянно изменяющемся массиве действующего законодательства и весьма востребованы в практической жизни [16, с. 30].

Следует, на наш взгляд, солидаризироваться с теми учёными, которые считают, что значительную роль консолидация будет играть при систематизации общероссийских нормативных правовых актов, касающихся налогов, занятости населения, безработицы и др. [17, с. 338]. А. Н. Головистикова убеждена в том, что задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства [18, с. 482].

Думается, что позиция учёных, говорящих о необходимости в большей степени использовать потенциал консолидации норма-

тивных правовых актов, является убедительной, особенно на фоне отмеченной выше тенденции сближения последней с кодификацией. Соглашаясь с необходимость использования потенциала консолидации нормативных правовых актов, следует, на наш взгляд, при её проведении по отношению к отечест-

венному законодательству учитывать и богатейший опыт зарубежных стран, накопленный столетиями. Однако не механически, а с учётом наших реальных и потенциальных возможностей, российского менталитета [19, с. 2-7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожевников В. В. Систематизация нормативных правовых актов // Кожевников В. В., Коженев-ский В. Б., Рыбаков В. А. Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Кожевников. - М. : Проспект, 2017. - С. 268-276.

2. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях : учебное пособие. - М. : Проспект, 2011. - 176 с.

3. Передовая практика ЕС по кодификации законодательства. - М. : ТЕИС, 2005. - 185 с.

4. Кожевников В. В. О консолидации нормативных правовых актов // Вопросы правоведения. - 2016. -№ 2. - С. 113-132.

5. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества : учебное пособие : в 2 т. - Ярославль : Ярослав. гос. ун-т, 2005. - Т. 1. - 548 с.

6. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А. С. Пиголкина. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. - 382 с.

7. Российское законодательство: проблемы и перспективы / редкол.: М. Я. Булошников, Л. А. Окуньков (гл. ред.), Ю. П. Орловский, Ю. А. Тихомиров. - М. : БЕК, 1995. - 478 с.

8. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. - М. : Госюриздат, 1962. - 575 с.

9. Пиголкин А. С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / под ред. А. С. Пиголкина. - М. : Спарк, 1998. - С. 56-64.

10. Игнатьева И. А. Консолидация в экологическом законодательстве России: теоретические проблемы и перспективы применения // Журнал российского права. - 2007. - № 12. - С. 105-113.

11. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ (комментарий к ст. 111) [Электронный ресурс] / под ред. А. Н. Козырина. - 2003. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Сорокин В. В. О систематизации переходного законодательства // Журнал российского права. -2001. - № 7. - С. 59-61.

13. Топорнин Б. Н. Конституционно-правовые проблемы формирования новой экономической системы // Конституционный строй России : сб. ст. - М. : Изд-во Ин-та государства и права АН, 1992. - С. 3-30.

14. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права : учебник. - М. : Юрайт, 2010. - 634 с.

15. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. - Иркутск : Иркут. гос. ун-т, 2010. - 583 с.

16. Чухвичев Д. В. Некоторые теоретические проблемы процесса кодификации // Гражданин и право. -2007. - № 11. - С. 27-39.

17. Бабаев В. К. Правотворчество // Общая теория права : курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. - Н. Новгород : Нижегор. ВШ МВД России, 1993. - С. 304-338.

18. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права : учебник. - М. : Эксмо, 2005. - 832 с.

19. Кожевников В. В. К проблеме использования российским законодателем иностранного правотворческого опыта // Пролог: журнал о праве. - 2017. - № 4. - С. 2-7.

Информация об авторе

Кожевников Владимир Валентинович - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 7487-3953, AuthorlD: 678229

Информация о статье

Дата поступления - 9 ноября 2018 г. Дата принятия в печать - 10 января 2019 г.

Для цитирования

Кожевников В. В. К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 29-36. й01: 10.25513/1990-5173.2019.16(1).29-36.

TO THE PROBLEM OF CONSOLIDATION OF NORMATIVE LEGAL ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.V. Kozhevnikov

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. The urgency of the problem of consolidation is conditioned by the importance of systematization of regulatory legal acts both for lawmaking and law enforcement. Purpose. To substantiate the scientific hypothesis that the consolidation of regulatory legal acts is the most promising form of systematization. Methodology. In conducting the study, a comparative as well as a formally dogmatic method and a method of interpreting the norms of law were used. Epoy articles draws on examples of consolidated regulatory legal acts of both foreign states and the Russian state. Results. The tasks of consolidating regulatory legal acts are defined: elimination of the redundance of the acts referring to the same issues, and making legislation lean and identifiable. Conclusion. It is concluded that the consolidation of regulatory legal acts has to do with mostly external systematization rather than internal. It is emphasized that, in the future, consolidation of regulatory legal acts should be applied more broadly.

Keywords: systematization; incorporation; consolidation; lawmaking; law enforcement; effective regulation.

REFERENCES

1. Kozhevnikov V.V. Systematization of regulatory legal acts, in: Kozhevnikov V.V., Kozhenevsky V.B., Ry-bakov V.A. Theory of State and Law, textbook. Moscow, Prospect Publ., 2017, pp. 268-276. (In Russ.).

2. Rad'ko T.N. Theory of state and law in the schemes and definitions, textbook. Moscow, Prospect Publ., 2011. 176 p. (In Russ.).

3. EU best practice on codification of legislation, collection of scientific articles. Moscow, TEIS Publ., 2005. 185 p. (In Russ.).

4. Kozhevnikov V.V. On the consolidation of normative legal acts. Voposy pravovedeniya = Questions of jurisprudence, 2016, no. 2, pp. 113-132. (In Russ.).

5. Kartashov V.N. The theory of the legal system of society, in 2 volumes. Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 2005. Vol. 1. 548 p. (In Russ.).

6. Pigolkin A.S. (ed.). Systematization of legislation in the Russian Federation. Saint Petersburg, Yuridicheskii tsentr Press Publ., 2003. 382 p. (In Russ.).

7. Buloshnikov M.Ya., Okun'kov L.A., Orlovsky Yu.A., Tikhomirov Yu.A. (eds.). Russian legislation: problems and prospects. Moscow, BEK Publ., 1995. 478 p. (In Russ.).

8. Bratus' S.N., Samoshchenko I.S. (eds.). Theoretical questions of the systematization of the Soviet legislation. Moscow, Gosurizdat Publ., 1962. 575 p. (In Russ.).

9. Pigolkin A.S. Problems of systematization of the legislation of the Russian Federation, in: Pigolkin A.S. Law: creation and interpretation. Moscow, Spark Publ., 1998, pp. 56-64. (In Russ.).

10. Ignat'eva I.A. Consolidation in the environmental legislation of Russia: theoretical problems and prospects of application. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2007, no. 12, pp. 105-113. (In Russ.).

11. Kozyrin A.N. (ed.). Post Comment on the Customs Code of the Russian Federation (Comment on Article 111). 2003. Available at "Konsul'tantPlyus" System. (In Russ.).

12. Sorokin V. V. On the systematization of transitional legislation. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2001, no. 7, pp. 59-61. (In Russ.).

13. Topornin B.N. Constitutional and legal problems of formation of the new economic system, in: Constitutional system of Russia, collection of articles. Moscow, The Institute of State and Law of The Russian Academy of Sciences Publ., 1992, pp. 3-30. (In Russ.).

14. Lazarev V.V., Lipen' S.V. Theory of State and Law, textbook. Moscow, Yurait Publ., 2010. 634 p. (In Russ.).

15. P'yanov N.A. Consultations on the theory of state and law, textbook. Irkutsk: Irkutsk State University Publ., 2010. 583 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Chukhvichev D.V. Some theoretical problems of the codification process. Grazhdanin i pravo = Citizen and Law, 2007, no. 11, pp. 27-39. (In Russ.).

17. Babayev V.K. Lawmaking, in: Babayev V.K. (ed.). General theory of law, course of lectures. Nizhnii Novgorod, Nizhegorodskaya Higher School of Internal Affairs of Russia Publ., 1993, pp. 304-338. (In Russ.).

18. Golovistikova A.N., Dmitriev Yu.A. Problems of the theory of state and law, textbook. Moscow, Eksmo Publ., 2005. 832 p. (In Russ.).

19. Kozhevnikov V.V. To the problem of the use of foreign law-making experience by the Russian legislator.

Prolog: zhurnal o prave = Prologue: Journal of Law, 2017, no. 4, pp. 2-7. (In Russ.).

About the author

Kozhevnikov Vladimir - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor, Department of Theory and History of State and Law Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] SPIN-KO,q: 7487-3953, AuthorlD: 678229

Article info

Received - November 9, 2018 Accepted - January 10, 2019

For citation

Kozhevnikov V.V. To the Problem of Consolidation of Normative Legal Acts of the Russian Federation. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 1, pp. 29-36. DOI: 10.25513/1990-5173.2019.16(1).29-39. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.