УДК 340.136
Я. А. Другов
Иркутский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Минюста России, г. Иркутск, Российская Федерация
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ТЕНДЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
АННОТАЦИЯ. На сегодняшний день продолжает приниматься достаточно большое количество нормативных правовых актов как на федеральном, так и региональном уровнях, сложившаяся ситуация создает трудности в ходе правоприменения норм права, содержащихся в данных нормативных правовых актах. В статье рассматривается кодификация нормативных правовых актов как одна из форм систематизации законодательства. Приводятся статистические данные о количестве принимаемых нормативных правовых актов в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации в зависимости от времени принятия, субъектов принятия и типов нормативных правовых актов. Подробно исследуется региональное законодательство Иркутской области и граничащих с ней субъектов Российской Федерации, анализируются возможные перспективы кодификации регионального законодательства для удобства в правоприменительной деятельности. Анализ современной юридической литературы показывает отождествление терминов «систематизация права» и «систематизация законодательства», поэтому предлагается разграничить указанные термины. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Систематизация права; систематизация законодательства; кодификация; кодекс; законодательство.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 27 февраля 2015 г.; дата принятия к печати 11 ноября 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 ноября 2015 г.
Ya. A. Drugov
Irkutsk Law Institute (branch), Russian Law Academy, Russian Federation Ministry of Justice, Irkutsk, Russian Federation
SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION: CURRENT TRENDS
ABSTRACT. Today, there is a growing number of statuary legal enactments being adopted both at federal and regional levels, and the current situation creates difficulties in enforcing the legal standards that are contained in these statuary legal enactments. The article considers the codification of statuary legal enactments as a form of sys-tematization of legislation. It brings forth the data about the number of statuary legal enactments adopted in the Russian Federation and the entities of the Russian Federation depending on the time of adoption, subjects of adoption and types of statuary legal enactments. It studies in detail the regional legislation of Irkutsk Oblast and its bordering subjects of the Russian Federation, analyses possible prospects of codification of regional legislation for convenience of the law-enforcement activity. Analysis of the current juridical literature shows the identity of the terms «systematization of law» and «systematization of legislation», so it is offered to differentiate these terms. KEYWORDS. Systematization of law; Systematization of legislation; codification; Code; legislation.
ARTICLE INFO. Received February 27, 2015; accepted November 11, 2015; available online November 30, 2015.
Общественные отношения постоянно находятся в развитии, динамике, в результате возникают новые отношения, а некоторые прежние, наоборот, прекращают свое действие и становятся не актуальными. Зачастую возникают ситуации, когда
© Я. А. Дугов
число норм права достигает такого количества, что становится сложно ориентироваться в них не только простым гражданам, но и юристам, нормы права начинают противоречить друг другу, вызывая сложности с их применением. В данном случае возникает необходимость в проведении систематизации действующих норм права с целью их упорядочения [8].
На большое количество действующих норм права и нормативных актов, действующих на сегодняшний день в Российской Федерации, и на необходимость их приведения в соответствие указывает известный адвокат, доктор юридических наук, профессор, член Общественной палаты РФ, председатель Общественного совета при МВД А. Г. Кучерена. В своем интервью Российской газете от 19 января 2015 г. Анатолий Григорьевич отмечает, что «бесконечные изменения привели к тому, что сотни законов, тысячи подзаконных нормативных актов и инструкций стали противоречить друг другу, статьи одного отменяют положения другого. Разобраться в этой путанице бывает не под силу даже профессиональному юристу, а что говорить об обычном человеке»1.
Словарь-справочник «Экономика и право» дает следующее определение: «систематизация права — деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. К систематизации относятся учет, кодификация, инкорпорация, и консолидация» [18]. В Большом юридическом словаре под редакцией А. Я. Сухарева дается следующее определение «систематизация законодательства (систематизация права) — процесс сведения к единству нормативных правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания». При этом происходит отождествление понятий «систематизация права» и «систематизация законодательства» [4; 11; 16].
На наш взгляд, указанный подход отождествления систематизации права и систематизации законодательства не является достаточно верным. Для того, чтобы постигнуть, что подразумевается под понятиями «систематизация права» и «систематизация законодательства», необходимо рассмотреть, что есть «право» и «законодательство». Позитивное право — система установленных или санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством [13]. Законодательство — система нормативных актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, т. е. законодательные акты и правительственные решения нормативного характера [15; 17]. Нормы, входящие в законодательство, имеют принципиальное, общегосударственное значение и являются, как правило, первичными, исходными2.
Нормативный правовой акт является конечно существенным, но не единственным источником права. Помимо нормативного правового акта источниками права являются: естественное право; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принципы права; правосознание [6]. Таким образом, систематизация права — несомненно, наиболее широкая категория по сравнению с систематизацией законодательства, и данные категории не являются тождественными. Систематизация права — не только законодательный процесс, но и в то же время исторический, социальный, культурный. Систематизация права — процесс упорядочения и совершенствования правовых норм, которые содержаться в различных источниках права. Систематизация законодательства —
1 URL : http://www.rg.ru/2015/01/20/kucherena.html.
2 URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/739/ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
деятельность, связанная с упорядочением действующего законодательства и приведением его в стройную, внутренне организованную систему [13; 18].
Профессор А. С. Пиголкин отмечает, что «систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы» [13]. В современных цивилизованных государствах существует большое количество нормативных актов, которые принимаются различными правотворческими органами. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование обуславливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научную обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такого рода деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему называется систематизацией законодательства [14].
Систематизация необходима для дальнейшего развития законодательства, способствует ликвидации пробелов, неактуальностей и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация нужна также как эффективное средство упорядочения накопившихся массивов нормативных актов для обеспечения возможности удобного ориентирования в законодательстве, оперативного поиска и правильного толкования нужных норм. Систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов [2; 12, с. 203].
Понятие систематизации законодательства включают в себя четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
- деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных правовых актов, а также деятельность по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет (учет нормативных актов);
- подготовка и издание собраний и сборников нормативных актов определенного уровня для широкого пользования (инкорпорация законодательства);
- подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
- коренная переработка в определенной сфере общественных отношений действующих нормативных актов, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не актуальных норм права (кодификация законодательства) [1, с. 85].
Целью кодификации является критическое переосмысление действующих норм, устранение противоречий и несогласованностей между нормами права, ликвидация повторений, устаревших положений, пробелов, дублирования указанных норм.
Кодификация обладает рядом характеристик:
- кодификационный акт является важнейшим среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;
- такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);
- кодификационный акт является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями общества;
- кодификация предусматривает создание более устойчивых, стабильных ном, рассчитанных на длительный период их действия;
- кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
- акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования [3; 5; 7; 10].
Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, опирающийся на научный фундамент, системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Позволяет решить две задачи — совершенствование содержания и формы законодательства [9].
Для более подробного исследования данной проблемы требуется провести анализ современного законодательства, в котором содержатся нормы права, регулирующие те или иные общественные отношения, согласно данным справочно-пра-вовой системы «Официальный интернет-портал правовой информации»3, а также справочно-правовых систем КонсультантПлюс4 и Гарант5. По состоянию на 1 января 2015 г. база данных «Федеральное законодательство» (Официальный интернет-портал правовой информации) насчитывает 169 241 документов, из которых 5 879 актов составляют федеральные конституционные законы, кодексы, основы законодательства и федеральные законы, а также федеральные законы о внесении изменений в указанные нормативные правовые акты. По состоянию на 1 января 2015 г. информационный банк «Российское законодательство» (КонсультантПлюс) насчитывает 123 240 документов. В качестве «отправной точки» выбрана дата вступления Конституции РФ в силу (25 декабря 1993 г.), поэтому все статистические подсчеты производились с 1 января 1994 г. по 1 января 2015 г. Из числа перечисленных федеральных актов 557 были приняты в 2014 г., 451 — в 2013 г., 334 — в 2012 г., 431 — в 2011 г., 450 — в 2010 г. Таким образом, за последние 5 лет было принято 2 223 акта, без учета указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также иных органов.
Количество актов, принятых за последние 5 лет составляет более 37,81 % от общего числа принятых нормативных актов такого же характера, начиная с 1993 г. Количество указов Президента РФ за последние 5 лет составляет 5 161 (всего принято с 1994 г. — 22 606, т. е. 22,83 % от общего числа), а количество постановлений правительства — 6 507 (всего принято с 1994 г. — 23 461, т. е. 27,73 % от общего числа). Что касается актов, принятых Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ, то их общее количество с 1994 г. составляет 125 310 актов, из которых с 1995-1999 г. — 28 980 актов, 2000-2004 г. — 25 292 акта, 2005-2009 г. — 29 627 актов, 2010-2014 г. — 35 756 актов.
Таким образом, доля актов, принятых Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ, за последние 5 лет, составляет 28,53 % от общего количества актов, принятых за 21 год действия Конституции РФ с 1993 г. (с 1994 по 2014 г. включительно принято 125 310 актов, из них за период с 2010 по 2014 г. включительно — 35 756 актов). Из приведенных данных мы видим постоянно увеличивающееся количество принимаемых актов. Количество нормативных актов, принятых за последние 5 лет, превышает количество актов,
3 URL : http://pravo.gov.ru/.
4 URL : http://base.consultant.ru/cons.
5 URL : http://ivo.garant.ru/SESSroN/PILOT/mam.htm.
принимавшихся за аналогичный период времени при формировании нового политического, экономического и социального устройства в Российской Федерации в 90-е гг. XX в., а также на 20,69 % количество актов, принятых с 2005 по 2009 г. включительно. Данные величины непременно заставляют задуматься об увеличении законодательной деятельности в последнее время по сравнению с периодом, которому были присущи различные изменения в экономической системе страны, периоды нестабильности во многих сферах жизни общества. Данный факт, несомненно, свидетельствует о постоянно увеличивающихся темпах законодательного и подзаконного правотворчества, а также о расширяющихся сферах правового регулирования общественных отношений, например, в сфере авторского и патентного права, в сети Интернет и иных коммуникациях, результатом чего является постоянно увеличивающееся количество действующих нормативных правовых актов, что в свою очередь также влечет трудности для субъектов, осуществляющих правоприменительную деятельность.
При подготовке анализа нормативных правовых актов субъектов РФ использовалась база данных «Региональное законодательство» справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»6. Изначально планировалась работа с ресурсом «Официальный интернет-портал правовой информации», однако неполные сведения из баз данных по региональному законодательству не позволили провести детальный анализ нормативных актов субъектов РФ. Например, база данных актов г. Москвы на Официальном интернет-портале правовой информации состоит из 67 540 документов, в системе «КонсультантПлюс» — 160 441 документа, что касается Иркутской области, то база данных Официального интернет-портала правовой информации насчитывает 13 091 документ, а база данных «Консультант-Плюс» — 95 335 документов.
Что касается «рейтинга» правотворческой деятельности государственных органов субъектов РФ по актам, принятым с 1 января 1994 г. по 1 января 2015 г., а также действующих на сегодняшний день, то он выглядит следующем образом. Возглавляет список Рязанская область с показателем 124 562 акта, затем идет г. Москва — 108 307 актов, 3-е место занимает Московская область — 105 979 актов, в десятку лидеров также входят г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Свердловская область, Челябинская область, Красноярский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан. Иркутская область в данном рейтинге занимает 15-е место (количество субъектов РФ на 1 января 2015 г. — 85). Общее количество актов, принятых в Иркутской области за период с 1 января 1994 г. по 1 января 2015 г., составляет 76 690 актов, из них действующих на сегодняшний день — 51 150 актов. Территориальные соседи Иркутской области — Красноярский край и Республика Бурятия занимают 7-е и 65-е места в рейтинге. Соответственно, количество актов, принятых с 1 января 1994 г. по 1 января 2015 г. и действующих на сегодняшний день в Красноярском крае, составляет 73 723 акта, в Республике Бурятия — 15 125 актов.
Далее перейдем к анализу принятия законов в Иркутской области, Красноярском крае и Республики Бурятия за период с 1994 г. по конец 2014 г. (табл.). Всего за указанный период в Иркутской области было принято 2 656 законов, в Красноярском крае — 3 596 законов, в Республике Бурятия — 2 033 закона, из них свое действие сохраняют в Иркутской области 1 500 законов (56,48 %), в Красноярском крае — 2 428 законов (67,52 %), в Республике Бурятия — 1 640 (80,67 %).
6 URL : http://base.consultant.ru/regbase/.
Количество принятых законов в Иркутской области, Красноярском крае, Республике Бурятия
с 1995-2014 гг.
Субъект РФ 1995-1999 2000-2004 2005-2009 2010-2014 Всего принято (1995-2014) Из них за последние 10 лет, %
Иркутская область 320 (12,13 %) 540 (20,46 %) 960 (36,38 %) 811 (30,73 %) 2 639 67,11
Красноярский край 302 (8,45 %) 816 (22,82 %) 1 510 (42,23 %) 959 (26,82 %) 3576 69,04
Республика Бурятия 185 (9,17 %) 370 (18,33 %) 652 (32,31 %) 811 (40,19 %) 2 018 72,50
Примечание. По причине разделения временных отрезков продолжительностью по 5 лет статистические данные за 1994 г. не указывались.
Таким образом, как видно из приведенных данных, принятые за последние 10 лет законы являются преимущественным большинством по отношению к общему количеству законов, принятых в указанных субъектах, и составляют около 67-73 % от общего числа законов. Самым активным периодом принятия законов субъектов РФ в Иркутской области является временной отрезок с 2005 по 2009 г. включительно.
Говоря о сферах действия законов Иркутской области, принятых и действующих на сегодняшний день, то наибольшее их число приходится на финансовую сферу (665 законов), затем идет сфера государственного управления (412 законов), 3-е место занимает сфера гражданского права (276 законов), далее сфера жилищного права (214 законов) и замыкает «пятерку лидеров» сфера социального обеспечения, ее регулирование обеспечивает 181 закон. Наименьшее количество законов действует в сферах охраны природы, здравоохранения, безопасности и охраны правопорядка, образования, науки и культуры.
Что касается кодифицированных нормативных актов субъектов Федерации, то на сегодняшний день в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Бурятия отсутствуют кодифицированные нормативные правовые акты. На территории Иркутской области действуют только кодексы этики и служебного поведения, например, Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Иркутской области в Министерстве юстиции Иркутской области7. Согласно ст. 2 данного приказа «Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие Иркутской области в министерстве юстиции Иркутской области»8. Указанные кодексы не являются ни нормативными правовыми актами, рассчитанными на неограниченный круг лиц, ни результатом кодификации законодательства, о которой уже говорилось. Данные кодексы — локальные акты органов, в которых указанные кодексы этики и служебного поведения действуют.
Для правотворческой практики других субъектов РФ характерно принятие именно кодифицированных актов — кодексов. В качестве примера можно привести градостроительные кодексы (Москва, Ленинградская область (утратил силу), Алтайский край (утратил силу), Краснодарский край, Волгоградская область, Ор-
7 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Иркутской области в министерстве юстиции Иркутской области : приказ Министерства юстиции Иркутской области от 8 окт. 2014 г. № 21-мпр // Областная. 2014. 13 окт.
8 Там же.
ловская область и др.), избирательные кодексы (Москва, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Белгородская область и др.), кодексы об административных правонарушениях (Москва, Республика Татарстан, Хабаровский край, Воронежская область, Вологодская область (утратил силу), Костромская область и др.). Помимо перечисленных встречаются и менее распространенные кодифицированные акты. В качестве примера можно привести кодексы Республики Башкортостан: Кодекс о недрах9, Экологический кодекс10, Кодекс о безопасности дорожного движения11, Семейный кодекс12 и др.
На сегодняшний день в сфере административных правонарушений и административной ответственности в Иркутской области действуют около 60 законов (общее количество принятых законов свыше 100), а общее количество актов действующих, регулирующих общественные отношения подобного рода составляет около 200. В качестве примера можно привести Закон Иркутской области «Об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области» от 17 октября 2011 г. № 89-ОЗ, Закон Иркутской области «Об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Иркутской области» от 8 июня 2010 г. № 35-ОЗ, Закон Иркутской области «Об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области» от 5 мая 2014 г. № 47-ОЗ, Закон Иркутской области «Об административной ответственности за неисполнение отдельных мер по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» от 8 июня 2010 г. № 38-ОЗ, Закон Иркутской области «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области» от 9 декабря 2009 г. № 97/63-оз, Закон Иркутской области «Об административной ответственности за нарушение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Иркутской области» от 7 октября 2008 г. № 76-оз и др.
В качестве альтернативы возможно предложить создание Кодекса об административных правонарушениях Иркутской области, т. е. разработку и принятие кодифицированного акта, который бы смог объединить, если и не все ранее принятые акты, то их большую часть. Данное действие, несомненно, плодотворно бы повлияло на процесс правоприменения в сфере административных правонарушений и административной ответственности в Иркутской области, сделав его более эффективным и удобным.
Подводя итог, хотелось бы отметить постоянно возрастающие темпы принятия нормативных актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Количество нормативных актов, принятых за последние 5 лет на федеральном уровне, превышает количество актов, принятых за аналогичный период 90-х гг. XX в., а также на 20,69 % количество актов, принятых с 2005 по 2009 г. включительно. Данный факт свидетельствует об увеличивающихся темпах законодательного и подзаконного правотворчества на уровне Российской Федерации, а
9 Кодекс Республики Башкортостан о недрах : закон Республики Башкортостан от 28 окт. 1992 г. № ВС-13/26.
10 Экологический кодекс Республики Башкортостан : закон Республики Башкортостан от 28 окт. 1992 г. № ВС-13/28.
11 Кодекс Республики Башкортостан о безопасности дорожного движения : закон Республики Башкортостан от 23 июля 1998 г. № 176-з.
12 Семейный кодекс Республики Башкортостан : закон Республики Башкортостан от 2 марта 1994 г. № ВС-22/34.
также о постоянно расширяющихся сферах правового регулирования общественных отношений. Говоря о правотворчестве в Иркутской области, стоит отметить, что за последние 10 лет было принято свыше 66 % от общего числа законов субъекта за период с момента вступления в силу Конституции РФ. Несомненно, существующее большое количество действующих нормативных правовых актов, а также высокие темпы правотворчества требуют систематизации уже принятых действующих нормативных актов с учетом правоприменительной практики, которая сложилась за время действия перечисленных актов. В качестве результата систематизации можно предложить принятие новых кодифицированных актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, которые бы стали синтезом как действующих кодексов и законов, так и необходимых дополнений и нововведений, отвечающих состоянию общественных отношений на современном этапе.
Список использованной литературы
1. Авдеенкова М. П. Кодификация законодательства России: проблемы и перспективы / М. П. Авдеенкова // Ежегодник истории права и правоведения. — М., 2002. — Вып. 3. — С.83-94.
2. Баранов В. М. Формирование правового пространства России в условиях глобализации: состояние и технико-юридические проблемы совершенствования законодательства (вместо предисловия) / В. М. Баранов, С. В. Поленина // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации : сб. ст. — Н. Новгород, 2007. — С. 6-11.
3. Барсукова В. Н. Систематизация законодательства и ее влияние на структурирование кодифицированных актов / В. Н. Барсукова // Правовая политика и правовая жизнь. — 2010. — № 2. — С. 196-202.
4. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М. : Инфра-М, 2006. — 858 с.
5. Босова Е. Н. Система, систематизация законодательства в Российской Федерации: перспективы развития / Е. Н. Босова // Вестник ВЭГУ (Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия). — 2010. — № 5 (49). — С. 7-13.
6. Кумышева М. К. Российское законодательство: теоретико-правовой и системно-структурный анализ / М. К. Кумышева. — Ростов н/Д., 2000. — 88 с.
7. Минникес И. А. Индивидуальное правовое регулирование : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / И. А. Минникес. — Екатеринбург, 2009. — 312 с.
8. Мозженко И. И. Понятие и формы систематизации законодательства / И. И. Мозжен-ко // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 4. — С. 40-43.
9. Мозженко И. И. Принципы систематизации современного российского законодательства / И. И. Мозженко // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 1. — С. 13-16.
10. Моросникова Т. Е. Кодификация как способ систематизации законодательства: история и современность / Т. Е. Моросникова // Актуальные проблемы современного права в научных исследованиях молодых ученых-юристов : материалы науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей. — М. : РПА Минюста России, 2014. — 300 с.
11. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма, 2010. — 552 с.
12. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие / Н. А. Пьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. — Ч. 1. — 220 с.
13. Систематизация законодательства в Российской Федерации / А. И. Абрамова, А. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин [и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003. — 382 с.
14. Темнов Е. И. Теория государства и права / Е. И. Темнов. — М. : Экзамен, 2004. — 320 с.
15. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М. : Дело РАНХиГС, 2015. — 528 с.
16. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М. : Юристъ, 2004. — 512 с.
17. Экономика и право : Большой толковый словарь-справочник / сост. : Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. — М. : Вуз и школа, 2004. — 1072 с.
18. Юртаева Е. А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт / Е. А. Юртаева // Российская юстиция. — 2010. — № 4. — С. 11-13.
References
1. Avdeyenkova M. P. Codification of Russia's legislation: problems and prospects. Ezhe-godnik istoriiprava ipravovedeniya [Annual Bulletin of Law and Legal Studies]. Moscow, 2002, iss. 3, pp. 83-94. (In Russian).
2. Baranov V. M., Polenina S. V. Developing Russia's legal space in terms of globalization: state and technical-juridical problems of improving the legislation (instead of the preamble). Pravotvorchestvo i tekhniko-yuridicheskie problemy formirovaniya sistemy rossiiskogo zakono-datel'stva v usloviyakh globalizatsii [Law-making and technical-juridical issues of developing the system of Russian legislation in terms of globalization]. Nizhnii Novgorod, 2007, pp. 6-11. (In Russian).
3. Barsukova V. N. Systematization of legislation and its impact on structuring of codified enactments. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' = Legal policy and legal life, 2010, no. 2, pp. 196-202. (In Russian).
4. Sukharev A. Ya. (ed.). Bol'shoi yuridicheskii slovar' [Big Juridical Dictionary]. 3rd ed. Moscow, Infra-M Publ., 2006. 858 p.
5. Bosova E. N. System, systematization of legislation in the Russian Federation: development prospects. Vestnik VEGU = Bulletin of EHAEL (Eastern Humanitarian Academy of Economy and Law), 2010, no. 5 (49), pp. 7-13. (In Russian).
6. Kumysheva M. K. Rossiiskoe zakonodatel'stvo: teoretiko-pravovoi i sistemno-strukturnyi analiz [Russian legislation: theoretical-legal and system-structural analysis]. Rostov-on-Don, 2000. 88 p.
7. Minnikes I. A. Individual'noepravovoe regulirovanie. Dokt. Diss. [Individual legal regulation. Doct. Diss.]. Ekaterinburg, 2009. 312 p.
8. Mozzhenko I. I. Concept and forms of systematization of legislation. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State authority and local governments, 2009, no. 4, pp. 40-43. (In Russian).
9. Mozzhenko I. I. Principles of ordering of the modern Russian Legislation. Probe-ly v rossiyskom zakonodatel'stve = Lacks in Russian legislation, 2010, no. 1, pp. 13-16. (In Russian).
10. Morosnikova T. E. Codification as a way of systematization of legislation: history and modem age. Aktual'nye problemy sovremennogo prava v nauchnykh issledovaniyakh molodykh uchenykh-yuristov. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii aspirantov i soiskatelei [Topical issues of modern law in research studies of young academic lawyers. Materials of International Science and Practice Conference of PhD students and External PhD Students]. Moscow, The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice Publ., 2014. 300 p. (In Russian).
11. Nersesyants V. S. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva [General theory of law and state]. Moscow, Norma Publ., 2010. 552 p.
12. P'yanov N. A. Konsultatsiipo teorii gosudarstva iprava [Advice on Theory of State and Law]. Irkutsk State University Publ., 2008. Pr. 1. 220 p.
13. Abramova A. I., Mitskevich A. V., Pigolkin A. S. et al. Sistematizatsiya zakonodatel'stva v Rossiiskoi Federatsii [Systematization of legislation in the Russian Federation]. Saint Petersburg, Yuridicheskii tsentr Press Publ., 2003. 382 p.
14. Temnov E. I. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004. 320 p.
15. Matuzov N. I., Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, Delo RANKhiGS Publ., 2015. 528 p.
16. Matuzov N. I., Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, Yurist Publ., 2004. 512 p.
17. Kurakov L. P., Kurakov V. L., Kurakov A. L. (eds). Ekonomika iparvo. Bol'shoi tolkovyi slovar'-spravochnik [Economy and Law. Big Explanatory Dictionary-Reference Book]. Moscow, Vuz i shkola Publ., 2004. 1072 p.
18. Yurtayeva E. A. Consistency and systematization in lawmaking: theory and experience. Rossiiskaya yustitsiy = Russian Justice, 2010, no. 4. pp. 11-13. (In Russian).
Информация об авторе
Другов Ян Александрович — аспирант, кафедра теории и истории государства и права, Иркутский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Минюста России, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: [email protected].
Author
Yan A. Drugov — PhD student, Chair of Theory and History of State and Law, Irkutsk Law Institute (Branch), Russian Law Academy, Russian Federation Ministry of Justice, 4 Nekra-sov St., 664011, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Дугов Я. А. Систематизация законодательства: тенденции на современном этапе / Я. А. Дугов // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 6. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(6).11.
Reference to article
Drugov Ya. A. Systematization of legislation: current trends. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 6. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(6).11. (In Russian).