ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.9 Кумышева Марина Кадировна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Толдиев Алаудин Бадрудинович
кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Kumysheva Marina Kadirovna PhD in Law,
Lecturer, Subdepartment for Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Toldiev Alaudin Badrudinovich
PhD in Law,
Assistant Professor, Firing Training Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENSURING OF LEGISLATION UNITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье определены понятия «систематизация», «кодификация», «национальная система законодательства», «единый Свод законов». Особое внимание авторы уделяют значению кодификации нормативно-правовых актов для обеспечения единства российского законодательства, а также в качестве меры, которая может способствовать обеспечению этого единства, называют принятие Федерального закона «О норма-тивных правовых актах в Российской Федерации». Выводы авторов могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова:
систематизация, кодификация, единый Свод законов, национальная система законодательства, нормативно-правовой акт.
Summary:
The article deals with such concepts as: systematiza-tion, codification, national legislation system, a single Code of laws. The authors conclude that there may be more rational interpretation of these concepts. Particular attention is given to the value of codification of legal acts in order to ensure the unity of the Russian legislation and the adoption of the Federal Law "Concerning normative legal acts of the Russian Federation". The authors' conclusions may be implemented in the law enforcement practices.
Keywords:
systematization, codification, code of laws, national legislation system, legal act.
Являясь прогрессивной частью современной законодательной деятельности, кодификация находит всеобщее признание среди научного сообщества и активный отклик у отечественных законодательных органов в вопросе обеспечения единства законодательства Российской Федерации. Российская национальная система законодательства представляет собой удобный материал для его систематизации посредством использования высшей формы этой законотворческой деятельности. Преимущества национальной системы законодательства применительно к кодификационному процессу можно свести к следующим моментам:
1. Относительно национальных систем законодательства государств, принадлежащих к англосаксонской правовой семье, законодательство Российской Федерации, базовый блок которого составляют законы, гораздо более обозримо и гибко.
2. В отличие от государств религиозных и традиционных правовых семей, кодификация в которых охватывает религиозные нормы и обычаи, правовая система Российской Федерации первый из названных источников права на своей территории таковым не признает, а второй сводит к минимуму с приданием второстепенного характера, заполняя пробелы, допущенные в нормативных правовых актах. Это позволяет отечественному законодателю в процессе систематизации законодательства нормативный материал не только учитывать, сводить в единые сборники и тексты, но и изменять согласно складывающейся политической конъюнктуре и потребностям общества. Возможность внесения изменений в систематизируемый нормативный материал как раз и отличает кодификацию от низших форм систематизации. Подобная деятельность в государствах с религиозными и традиционными правовыми системами затруднена, так как религиозные нормы, закрепленные в основных священных текстах, никоим образом не подлежат из-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 18)
менению. Правовые обычаи изменить можно, но не посредством их кодификации, так как материальным носителем обычая выступает не текст нормативного правового акта, а сознание определенной общественной группы.
3. Исторически сложившаяся правотворческая практика в нашей стране отводит основное место такой форме систематизации законодательства, как кодификация, тогда как ряд иностранных государств, в том числе принадлежащих, как и Россия, к романо-германской правовой семье, значительное внимание уделяют инкорпорации.
Перечисленные особенности национальной правотворческой традиции дают преимущество российскому законодателю в осуществлении высшей формы систематизации своего законодательства в его максимальном объеме с принятием в итоге кодификационного нормативного правового акта в форме Свода законов Российской Федерации.
Для того чтобы создать единый Свод законов, представляющий собой кодификационный нормативный правовой акт, необходимо подготовить нормативный материал, который будет посредством его принятия кодифицирован. Этот материал должен быть полностью обозрим и состоять из нормативных правовых актов одинаковой юридической силы. Хотя кодификация допускает обработку нормативных правовых актов и различной юридической силы с последующим уравниваем этих сил единым кодификационным нормативным правовым актом, сложность принятия громоздкого Свода законов диктует целесообразность осуществления выравнивания кодифицируемого материала по юридической силе уже на подготовительном этапе, которым является стадия сплошной кодификации законодательства соответствующего уровня [1].
Отсюда следует, что стадиями процесса создания кодификационного нормативного правового акта в форме Свода законов должны быть признаны:
1) начальная стадия - стадия перекодификации устаревшего кодифицированного законодательства;
2) средняя стадия - стадия сплошной кодификации законодательства;
3) конечная стадия - стадия принятия Свода законов [2].
Каждая из перечисленных стадий призвана решать свои специфические задачи. В связи с тем, что процесс кодификации является составной частью и генетически неотделим от всего процесса нормотворчества, на каждой из его стадий решаются как основные задачи, непосредственно предусматривающие использование высшей формы систематизации, так и дополнительные, направленные на модификацию нормативного материала вне рамок кодификационной деятельности и создающие предпосылки к решению задач следующей стадии. Каждая из стадий кодификационной деятельности имеет свою промежуточную цель, достижение которой свидетельствует об окончании работы законодателя на этой стадии и необходимость перехода на следующую. Достижение цели конечной стадии кодификации представляет собой достижение генеральной цели всего процесса кодификации.
Кроме разработки теории процесса создания Свода законов моделирование кодификационного процесса предполагает разработку теоретической статической схемы. Такая схема должна удовлетворять следующим критериям:
1. Универсальности. Она должна быть применима для организации кодификационной деятельности на всех уровнях нормотворчества, включая международный, федеральный, региональный и муниципальный.
2. Преемственности. Схема кодификационной деятельности должна учитывать сложившееся в настоящее время положение системы законодательства, подлежащего систематизации.
3. Эффективности. Применение в законотворческой практике схемы кодификационной деятельности должно упрощать и ускорять процесс сплошной кодификации законодательства избранного уровня и создание единого кодификационного нормативного правового акта в форме Свода законов.
Проблема обеспечения единства российского законодательства усугубляется тем обстоятельством, что до настоящего времени не принят Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Принятие этого закона во многом способствовало бы урегулированию правотворческой деятельности всех органов власти, унификации принимаемых ими нормативных правовых актов [3], улучшению их взаимодействия, четкому определению их правового статуса. Необходимость принятия данного федерального закона неоднократно отмечалась в юридической литературе [4].
Ссылки:
1. Кумышева М.К. Российское законодательство: теоретико-правовой и структурный анализ : монография. Ростов н/Д., 2000. С. 45-50.
2. Берова Д.М., Кумышева М.К. Теория государства и права. Правовые категории и понятия. Нальчик, 2007. С. 35.
3. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 95-96
4. Например, см.: Тихомиров Ю.А., Рахманина Т.Н., Хабибуллин А.Г. Закон о нормативных правовых актах - актуальная повестка дня // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 88-89.