Научная статья на тему 'Кодификация нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации'

Кодификация нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
749
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОДИФИКАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTIONAL LAW / LAW-MAKING / CODIFICATION / REGULATORY LEGAL ACTS / FEDERAL SUBJECT / LEGISLATION OF A FEDERAL SUBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иваныш С. В.

Конституционный статус субъекта федерации создает правовые предпосылки для развертывания полномасштабных правотворческих работ, в том числе кодификационных. В статье представлен анализ института кодификации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Codification of statutory acts of a subject of the Russian Federation

Constitutional status of a subject of federation creates legal preconditions for initiation of a full-scale lawmaking activity, including codification. The author analyzes the institute of codification of regulatory legal acts of subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Кодификация нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации»

С. В. Иеаныш*

КОДИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: конституционное право, теория государства и права, правотворческая деятельность, кодификация, нормативно-правовые акты, субъект федерации, законодательство субъекта федерации. Аннотация: Конституционный статус субъекта федерации создает правовые предпосылки для развертывания полномасштабных правотворческих работ, в том числе кодификационных. В статье представлен анализ института кодификации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Keywords: constitutional law, theory of law and state, law-making, codification, regulatory legal acts, federal subject, legislation of a federal subject. Summary: Constitutional status of a subject of federation creates legal preconditions for initiation of a full-scale lawmaking activity, including codification. The author analyzes the institute of codification of regulatory legal acts of subjects of the Russian Federation.

В современной отечественной юридической науке изучены многие аспекты и проблемы института кодификации нормативных правовых актов.1 Несмотря на это, к вопросу кодификации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ученые практически не обращались.

Возможной причиной этому являются утверждения некоторых правоведов о том, что на уровне субъектов нет и не может быть самостоятельной правовой системы. Так, по мнению О.П. Личичан2, термин «правовая система субъекта РФ» изначально является спорным, поскольку правовая система включает не только нормы, зафиксированные в нормативных правовых ак-

* Аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского государственного университета.

1 Среди работ, посвященных данной тематике можно выделить: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 47-54.; Чухвичев Д. В., Хлопотин Н. К. Необходимость кодификации корпоративного права в России // Гражданин и право. 2009. № 5. С 13-34; Жеребцов А.Н. Кодификация миграционного законодательства как правовая основа формирования миграционной политики Российской Федерации//Российская юстиция. 2008. №2. С 15-22.; Чухвичев Д.В. Некоторые теоретические проблемы процесса кодификации // Гражданин и право. 2007. № 11.С.27-41.

2 Листан О. П. Преобразование правовых систем субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2009. № 2. С. 86-94.

тах и иных формах права, принятых (созданных) органами государственной власти и (или) должностными лицами субъектов РФ, но и специфические правовые институты, особенности правоприменительной практики и даже специфику правовой культуры. Все это вряд ли применимо к субъектам РФ, для которых характерны использование национальной юридической практики и, как правило, полное совпадение основных элементов правовой культуры с общегосударственной правовой культурой. В связи с этим мы должны говорить о деформации правовой системы России, а не о существовании каких-либо специфических правовых систем на территории государства, отличных от общенациональной правовой системы.

Согласно мнению Ю.А. Тихомирова принятие в ряде субъектов Российской Федерации кодексов (Библиотечного, Избирательного, Музейного, Трудового и др.) неоправданно. Допускается дублирование или нарушение федеральной законодательной компетенции. Форма кодекса неадекватна характеру и объему регулируемых им отношений.3

Между тем, с данными утверждениями сложно согласиться по целому ряду причин. Во-первых, Конституция Российской Федерация в положениях статей 72 и 73 прямо определила существование самостоятельной правовой системы субъекта Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъекта не должны лишь противоречить федеральным законам, что нельзя трактовать как умаление прав субъекта на создание собственной правовой системы.

Во-вторых, прошедшее время со дня принятия Конституции Российской Федерации и воплощения в жизнь заложенных в ней идей доказало на практике возможность существования правовых систем в субъектах Российской Федерации, обусловленных местной спецификой.

В-третьих, правотворческая деятельность направлена на урегулирование устойчивых общественных отношений и стремится сформировать их структуру, гармонизировать интересы участников и упорядочить их взаимоотношения. Для достижения данных целей правотворческие органы не могут быть ограничены уровнем закона. Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта - кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений. При этом, данная деятельность в полной мере свойственна как федеральным за-

3 ТихомировЮ. А., Талатта Э. В. О кодификации ... С. 47-54.

конодательным органам, так и правотворческим органам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, конституционный статус субъекта федерации создает правовые предпосылки для развертывания полномасштабных правотворческих работ, в том числе кодификационных.

В результате кодификации устраняются такие издержки механизма правового регулирования общественных отношений на уровне субъекта Российской Федерации, как бессистемность, пробельность и противоречивость.

В ходе кодификации в одном новом правовом акте объединяются все нормативно-правовые предписания систематизируемого массива законодательства. При этом старые акты утрачивают юридическую силу. Таким образом, кодификация выступает как метод кардинального обновления правовых норм. Она не просто служит упорядочению и систематизации норм права, уже отраженных в действующем законодательстве, а оказывает кардинальное воздействие на всю правовую систему субъекта Российской Федерации, играет огромную роль в формировании и развитии системы права в целом.

Оформляя окончание процесса урегулирования большого пласта общественных отношений, кодификация предопределяет стабилизацию в развитии законодательства субъекта.

В отсутствие закона, который бы определял юридическую силу нормативных правовых актов, их иерархию на федеральном и региональном уровнях приоритет кодексов устанавливается положениями самого норма-тивно-правового акта об обязательном соответствии ему норм права, содержащихся в других законах субъекта Российской Федерации, что способствует правовой определенности при разрешении спорных ситуаций.

При кодификации субъекты правового регулирования также избавляются от необходимости анализировать большой массив законодательства в поисках тех положений, которые бы регулировали конкретные отношения, в которых они непосредственно участвуют. Всю необходимую информацию о правилах поведения они могут получить из единого источника, без необходимости длительных поисков и размышлений о том, какие акты в конкретном случае могут быть им необходимы, в какой части и в какой мере.

В результате, последовательное структурирование правовых институтов, переработка правовых норм в процессе кодификации позволяет в будущем достичь эффективной правореализации заложенных в кодексе положений. Однако кодификационная деятельность субъектов Российской Фе-

дерации ограничена объективными и субъективными факторами.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в российском законодательстве выделяется два уровня - федеральное и региональное. По любому из вопросов совместного ведения в одинаковой степени возможно нормотворчество как федерального парламента, так и представительных органов субъектов Российской Федерации. Последние также вправе самостоятельно принимать решения по вопросам исключительной компетенции субъекта Российской Федерации. При этом любая правотворческая деятельность субъекта, в том числе и кодификационная, объективно ограничена необходимостью при принятии нормативных правовых актов не вступать в противоречие с положениями федерального законодательства.

Кроме того, кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства требует от законодательных органов больших материальных и трудовых ресурсов. В случае нехватки тех или иных ресурсов правотворческие органы субъективно ограничены в данной деятельности.

В последнее время в правовой системе субъектов Российской Федерации появляются ранее неизвестный законодательству вид кодексов - это кодексы, призванные регулировать поведение должностных лиц и работников государственных органов. Например, Распоряжением Губернатора Белгородской области от 05.08.2005 № 579-р утвержден и введен в действие Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области.4

В данных актах содержатся преимущественно нормы этико-морального характера, но есть и правовые нормы. В любом случае указанные кодексы представляют собой свод правил-самообязательств, выполнение которых служит залогом успешной профессиональной деятельности.

Говорить о том, что данные кодексы представляют собой результат длительной систематизации законодательства в определенной сфере не совсем уместно. Данный аспект правовой системы подлежит отдельному рассмотрению и изучению на предмет его правовой природы и пути дальнейшего развития.

На сегодняшний момент кодексы не имеют какого-либо особого ме-

4 Распоряжение Губернатора Белгородской области от 05.08.2005 г. № 579-р «Об утверждении Кодекса поведения государственного гражданского служащего Белгородской области» (опубликовано не было).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.