Научная статья на тему 'Приемы юридической техники, использованные при разработке Свода законов Российской Империи 1832 года'

Приемы юридической техники, использованные при разработке Свода законов Российской Империи 1832 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
877
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКОН / СВОД ЗАКОНОВ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИСТОЧНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА / ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимирова Г.Е.

В статье анализируется значимость разработки Свода законов Российской Империи 1832 года для формирования в российской правовой теории юридической техники. Анализируются основные приемы юридической техники и правовые источники, на основе которых были выстроены требования к формированию права, закрепленного в Основных законах. Анализируется учет, инкорпорация и консолидация, как основные приемы систематизации, примененные в процессе разработки Свода законов, а так же система требований соответствия действующему законодательству. Особое внимание уделено подходу к формированию содержания Собрания законов Российской империи 1832 года. Обосновывается вывод о том, что принципы систематизации законодательства, разработанные Сперанским, сохраняют свое методологическое значение вплоть до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы юридической техники, использованные при разработке Свода законов Российской Империи 1832 года»

Приемы юридической техники, использованные при разработке

Свода законов Российской Империи 1832 года

Владимирова Галина Евгеньевна

к.ю.н., доцент кафедры ТИГП, кафедра теории и истории государства и права, Сургутский государственный университет, dosiaVG@rambler.ru

В статье анализируется значимость разработки Свода законов Российской Империи 1832 года для формирования в российской правовой теории юридической техники. Анализируются основные приемы юридической техники и правовые источники, на основе которых были выстроены требования к формированию права, закрепленного в Основных законах. Анализируется учет, инкорпорация и консолидация, как основные приемы систематизации, примененные в процессе разработки Свода законов, а так же система требований соответствия действующему законодательству. Особое внимание уделено подходу к формированию содержания Собрания законов Российской империи 1832 года. Обосновывается вывод о том, что принципы систематизации законодательства, разработанные Сперанским, сохраняют свое методологическое значение вплоть до настоящего времени.

Ключевые слова: история российского права, государственный закон, свод законов, российская империя, источники государственного права, основные государственные законы.

Под источником права следует понимать форму внешнего выражения правовых норм, к числу обязательных признаков которой в теории государства и права традиционно относят общеобязательный характер, придание ей юридической силы решением наделенных соответствующими полномочиями органов государственной власти и действие в отношении неопределенного круга лиц. В российской правовой доктрине основным источником права признается закон, который принимается Федеральным Собранием Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех ее граждан. Для российской правовой системы, как и для большинства правовых систем мира, характерной является также презумпция знания закона, которая предполагает осведомленность субъектов правового регулирования о содержании нормативно закрепленных обязательных правил поведения. Следует, однако, отметить, что формирование системы законодательства в современном ее виде, для которого характерно иерархическое расположение нормативно-правовых актов и кодификация законодательных актов, регламентирующих наиболее значимые сферы общественных отношений, в России началось сравнительно недавно. Важнейшую роль в развитии законодательства сыграли разработка и принятие Свода законов Российской Империи, которые следует признать важным этапом развития российской правовой системы. Значимость данного этапа в развитии законодательства обуславливается значимостью систематизации законодательства, как для правовой теории, так и для практики правоприменения.

После принятия Соборного уложения 1649 года рост количества законодательных актов обусловил возникновение множества пробелов и противоречий. Коллизии между многочисленными правовыми нормами, в свою очередь, существенно снижали эффективность государственного управления практически во всех сферах общественных отношений. Указанные обстоятельства послужили предпосылками к систематизации законодательства, важнейшую роль в которой сыграла деятельность М.М.Сперанского. Работы Сперанского, посвященные теоретическим и практическим аспектам систематизации законодательства, следует признать отправной точкой для формирования в России юридической техники [6].

5

гп

о т;

>

У

т; А

X 2

о сч

О!

В первую очередь, следует обратить внимание на определение М.М.Сперанским основных форм и видов актов систематизации законодательства Российской Империи, которые заняли центральное место в разработанной им программе упорядочивания узаконений. Проекты программы систематизации законодательства и видов актов его систематизации были внесены Сперанским на рассмотрение императора Николая Первого в январе 1826 года.

Сперанский рассматривал учет законодательных актов как обязательную первоначальную стадию обработки всей совокупности законодательства Российской Империи. На данной стадии предполагалось формирование Табеля о числе изданных узаконений, в котором должны были быть отражены сведения обо всех законодательных актах, накопленные в государственных, сенатских и коллежских архивах [1].

В качестве основы для систематизации законодательства Сперанский рассматривал инкорпорацию законодательства в хронологическом порядке. Результатом данной деятельности должно было стать составление Полного собрания законов, в которое должны были войти все постановления верховной власти в хронологическом порядке, как отмененные, так и сохранившие юридическую силу.

Создание свода законов представляло собой наиболее сложную форму систематизации законодательства, в силу чего Сперанский выделял его в качестве особой формы упорядочивания законодательного массива, направленного на обеспечение информированности государственного аппарата и подданных о действующем правовом регулировании в различных сферах. При этом Сперанским обращалось внимание на тот факт, что порядок размещения законов в Своде может быть либо хронологическим с размещением законов по дате их принятия, алфавитным либо систематиче-ским[4] .

Результатом инкорпорации должно было стать создание системы отраслевых систематизирован-ныхых актов, именуемых уложениями. Уложение определялось Сперанским как систематическое изложение законов в соответствии с их предметами, построенное по принципу размещения законов от общих к частным и дополнения включенными в уложение законами недостающих нормативно-правовых актов, направленного на восполнение пробелов правового регулирования. При этом ученым обращалось внимание на необходимость обеспечения преемственности между принятыми ранее законодательными актами и новеллами, вводимыми в процессе кодификации, а также подчеркивалась обязательность соблюдения принципа целесообразности при упорядочивании законодательства, предполагающего необходимость сохранения принятых ранее законов[5].

В качестве необходимого продукта систематизации законодательства Сперанский рассматривал информационно-справочные издания, подразделяемые им на учебную литературу и коммента-

рии к актам законодательства. Подготовленная на официальном уровне и изданная государством учебная литература, по мнению Сперанского, должна представлять собой важное средство профессиональной подготовки как юристов, так и должностных лиц, в то время как комментарии законодательства играют роль необходимого дополнения к ним, позволяющего воспринять основание законов, причины и необходимость внесения в них изменений и дополнений и взаимосвязь между законодательными актами.

Таким образом, разработанная Сперанским программа систематизации законодательства Российской Империи отличалась своим комплексным характером и предполагала реализацию следующих стадий упорядочивания законодательного массива:

1. Учет актов законодательства

2. Их хронологическую и тематическую инкорпорацию

3. Кодификацию законодательства

В наиболее общем виде систематизация нормативно-правовых актов может быть определена как деятельность, осуществляемая в целях упорядочивания и совершенствования нормативно-правовых актов посредством их внешней и внутренней обработки для обеспечения системного характера правового регулирования общественных отношений, или, иными словами, приведение законодательства в определенную систему[8].

В теории государства и права систематизация нормативно-правовых актов определяется как деятельность, в процессе которой осуществляются обработка, упорядочивание и приведение нормативно-правовых актов в определенную систему в целях установления устойчивой взаимосвязи между правотворческой и правоприменительной деятельностью[7].

Традиционно выделяют следующие разновидности систематизации нормативно-правовых актов:

• Инкорпорация

• Консолидация

• Кодификация [3]

Ряд авторов отмечает также, что в категорию систематизации законодательства следует включать следующие самостоятельные формы правовой деятельности, а именно учет нормативно-правовых актов и уже упомянутые их инкорпорацию, консолидацию и кодификацию [2].

При этом центральное место в программе систематизации законодательства должен был занять Свод законов, составление которого должно было решить задачу по поддержанию действующего законодательства в упорядоченном виде.

Таким образом, общие положения о проведении упорядочивания законодательного массива Российской Империи, а также формы и виды актов систематизации законодательства были определены Сперанским к концу 1826 года и в дальнейшем легли в основу разработки Полного собрания и Свода законов Российской Империи.

Создание Полного собрания законов Российской Империи базировалось на методологических

основах, которые были изложены Сперанским в Предисловии к Полному собранию законов Российской Империи.

Сперанский рассматривал Полное собрание законов как акт хронологической инкорпорации законодательства России начиная с Соборного уложения 1649 года.

Структура Полного собрания подразделялась на две части, первая из которых объединяла законодательные акты от Соборного уложения 1649 года до вступления на престол императора Николая Первого.

Полное собрание законодательства рассматривалось в качестве основного носителя правовой информации и основы для дальнейшего восполнения пробелов и устранения коллизий в правовом регулировании. Также оно рассматривалось Сперанским как информационная основа для толкования правовых норм.

В соответствии с изложенным могут быть сформулированы следующие основные выводы.

Деятельность Сперанского по разработке теоретических и методологических основ систематизации законодательства Российско Империи следует признать важнейшим этапом развития российской юридической техники. Принципы систематизации законодательства, разработанные Сперанским, сохраняют свое методологическое значение вплоть до настоящего времени. В частности, кодификация законодательства, предложенная Сперанским, сохраняет свое значение в существующей структуре законодательства РФ, при которой наиболее значимые сферы общественных отношений регулируются кодифицированными нормативными актами. Обращает на себя внимание также актуальность тезиса Сперанского о том, что собрание законодательства играет роль основы, как для применения норм права, так и ихтолкования.

Литература

1. Иванов В.С. Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М.М. Сперанского / В.С.Иванов // Бизнес в законе. - 2010. - №11.

2. Иванова А.Ю. Проблемы ведения регистра нормативно-правовых актов в едином информационном пространстве / А.Ю.Иванова // Информационное право. - 2012. - №4.

3. Исаев И.И., Бусалова К.А. Учет и систематизация нормативно-правовых актов в РФ (на примере муниципальных правовых актов) / И.И.Исаев, К.А.Бусалова // Молодой ученый. - 2015. - №2.

4. Кодан С.В. М.М.Сперанский и создание Свода законов Российской Империи / С.В.Кодан // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2010. - №8.

5. Кодан С.В. М.М.Сперанский и формирование теоретических основ юридической техники систематизации российского законодательства / С.В.Кодан // Юридическая техника. - 2012. - №4.

6. Морозов В.И. М.М.Сперанский и реформы образования в начале XIX века / В.И.Морозов // Управленческое консультирование. - 2008. - №10.

7. Худойкина Т.В. Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т.В.Худойкина // Саранск: 2008.

8. Худойкина Т.В. Стабильность закона или законодательства? (Теоретические и практические аспекты) / Т.В.Худойкина // Журнал российского права. - 2010. - №9.

Legal techniques used in the development of the Code of Laws

of the Russian Empire of 1832 Vladimirova G.E.

Surgut State University

The article analyzes the significance of the development of the Code of Laws of the Russian Empire of 1832 for the formation in the Russian legal theory of legal engineering. The basic techniques of legal technology and legal sources are analyzed, on the basis of which the requirements for the formation of the right enshrined in the Basic Laws were built. Accounting, incorporation and consolidation are analyzed, as the main methods of systematization applied in the process of developing the Code of laws, as well as the system of requirements for compliance with current legislation. Particular attention is paid to the approach to the formation of the content of the Assembly of Laws of the Russian Empire of 1832. It justifies the conclusion that the principles of systematization of legislation developed by Speransky retain their methodological significance up to the present. Keywords: history of Russian law, state law, code of laws, Russian

empire, sources of state law, basic state laws. References

1. Ivanov V.S. Classification of laws in the concept of systematization of Russian legislation MM Speransky / V.S. Ivanov // Business in Law. - 2010. - №11.

2. Ivanov A.Yu. Problems of maintaining a register of regulatory

legal acts in a single information space / A.Yu.Ivanova // Information law. - 2012. - №4.

3. Isaev 1.1., Busalova K.A. Accounting and systematization of regulatory legal acts in the Russian Federation (by the example of municipal legal acts) / I.I. Isaev, K.A.Busalova // Young Scientist. - 2015. - №2.

4. Kodan S.V. MM Speransky and the creation of the Code of Laws

of the Russian Empire / S.V. Kodan // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2010. - №8.

5. Kodan S.V. MMSperansky and the formation of the theoretical

foundations of the legal technique of systematization of Russian legislation / S.V.Kodan // Legal Engineering. - 2012. - №4.

6. Morozov V.I. MMSperansky and education reforms in the beginning of the XIX century / V.I. Morozov // Management consulting. - 2008. - №10.

7. Khudoykina T.V. Legal conflictology: a tutorial / T.V.Hudoykina //

Saransk: 2008.

8. Khudoykina T.V. Stability of law or legislation? (Theoretical and

practical aspects) / T.V.Hudoykina // Journal of Russian Law. -2010. - №9.

5

■о

-C

m

о т;

>

У

т; А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.