ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Civil law
УДК 349.3; 347.45/47
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/163-176
Е. С. Брылякова
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Медицинское обеспечение остается одним из центральных направлений деятельности государства. Сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС) во время исполнения своих служебных обязанностей подвержены эмоциональным, психологическим и физическим воздействиям, что не может не отражаться на состоянии их здоровья. В статье осуществляется общетеоретический анализ понятия «безопасность личности» в контексте с понятиями «медицинская безопасность», «защита здоровья» и «право на медицинскую помощь»; анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих институт медицинского обеспечения сотрудников УИС; обозначаются такие проблемные аспекты, как: отсутствие конкретизации видов медицинской помощи, на которую имеет право сотрудник УИС; отсутствие исчерпывающего перечня документов для предоставления военно-врачебной комиссии с целью определения степени тяжести полученного увечья (травмы); диспансеризация сотрудников, в том числе определение периода и объема прохождения медицинского обследования, отсутствие критериев оценки качества оказываемых медицинских услуг и экспертов оценки качества оказываемой медицинской помощи; отсутствие санаторно-отборочных комиссий в отдельных органах и учреждениях УИС.
Автором отмечается несовершенство отдельных норм, регламентирующих институт медицинского обеспечения сотрудников УИС, а именно: п. 10 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» и приказ ФСИН России от 13.12.2019 № 1126 «Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, прохождение службы которых связано с особыми условиями, и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований» в отношении перечня обследований для освидетельствования при поступлении на службу и дальнейшего несения службы, получения личной печати врача, оказывающего скорую медицинскую помощь; отсутствие экспертов оценки качества бесплатной медицинской помощи, оказываемой сотрудникам УИС, и ряд иных проблем и пробелов, что предопределяет необходимость совершенствования правового регулирования медицинского обеспечения сотрудников УИС.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы; социальные гарантии; медицинское обеспечение; медицинская помощь; эксперт оценки качества медицинских услуг.
© Брылякова Е. С. 2021 © Brylyakova E. S., 2021
Для цитирования: Брылякова Е. С. Отдельные правовые аспекты медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2021. № 4 (49). С. 163-176. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/163-176.
E. S. Brylyakova
SPECIFIC LEGAL ASPECTS OF MEDICAL CARE FOR PRISON STAFF
Medical support remains one of the central areas of the state. Penal system employees during the performance of their duties are subject to emotional, psychological and physical influences, which cannot but affect their health. Normative legal acts governing the institution of medical support for penal system employees contain a number of gaps and collisions, which predetermines the need to improve the legal regulation of medical support for penal system employees. The article carries out a general theoretical analysis of the concept of "personal security " in the context of the concepts: "medical safety", "health protection" and "right to medical care"; Analysis of regulations governing the institution of medical support for employees; Problems such as the lack of specificity of the types of medical care to which the officer is entitled are identified; the absence of an exhaustive list of documents for submission to the military medical commission in order to determine the severity of the injury (injury); medical examination of staff, including determining the period and extent of medical examination, lack of criteria for assessing the quality of m provided, medical examination of staff, including the determination of the period and extent of medical examination, the absence of criteria for assessing the quality of medical services provided and experts for assessing the quality of medical care provided; lack of sanatorium-selection commissions in individual bodies and institutions of the penal correction system.
The author notes the imperfection of certain norms governing the institution of medical support for penal correction officers, namely : Paragraph 10 of the order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 02.05.2012 No. 441n "About the statement of the Order of issue by the medical organizations of references and medical certificates" and the order of the FPS of Russia of 13.12.2019 No. 1126 "About the approval of Requirements to the state of health of citizens, Employees entering the penal system of the Russian Federation, employees of the penal system of the Russian Federation, Requirements to the health status of certain categories of citizens entering the service in the penal system of the Russian Federation, employees of the penal correction system of the Russian Federation, whose service is associated with special conditions, and lists of additional mandatory diagnostic examinations ". With regard to the list of examinations for examination upon entry into service and further service, obtaining the personal seal of the doctor providing emergency medical care; the lack of experts to assess the quality of free medical care provided to the penal system staff and a number of other problems and gaps, which determines the need to improve the legal regulation of medical care for the penal system staff.
Keywords: an employee of the penal system; social guarantees; medical support; health care; expert in assessing the quality of medical services.
For citation: Brylyakova E. S. Specific legal aspects of medical care for prison staff. Vest-nik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 4 (49), p. 163-176. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/163-176.
Медицинское обеспечение и оказание медицинской помощи гражданам РФ было и остается одним из центральных направлений деятельности государства, что было обозначено в Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. В частности, в 2021 г., исходя из эпидемиологической об-
становки в стране, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и ее последствиями [10], В. В. Путин дал распоряжение Правительству РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ совместно с субъектами федерации расширить программы диспансеризации и профилактиче-
ских осмотров, охватив все слои населения разной возрастной и социальной группы, начиная с 1 июля 2021 г. В. В. Путин сделал акцент на реализации дополнительных мероприятий, направленных на противодействие болезням, выступающими причинами преждевременной смертности, включая укрепление здоровья в санаториях и на курортах. При этом данные мероприятия являются продолжением модернизации первичного звена здравоохранения с целью повышения его эффективности [16].
Сотрудники УИС во время исполнения своих должностных обязанностей постоянно подвержены психологическим и эмоциональным воздействиям внешних факторов (в том числе опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких), а также испытывают большие физические нагрузки, что, в конечном счете, сказывается на состоянии их здоровья, выражающемся в получении травм, увечий, инвалидности, а в определенных случаях — и смерти. За три месяца (январь-март) 2021 г. было зафиксировано 930 страховых случаев с сотрудниками УИС, из которых 41 факт гибели застрахованного лица в период прохождения службы; 34 факта установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до одного года после увольнения со службы; 848 факта получения застрахованными лицами в период прохождения службы увечья (травмы, ранения или контузии) [14, с. 338-339].
Несмотря на многочисленные законодательные изменения, реформирование института медицинского обеспечения сотрудников УИС продолжается посредством преобразований положений как Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 283-ФЗ) и Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» (далее — Закон № 197-ФЗ), так и посредством реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р), что выступает отражением новых направлений в части обеспечения условий для повышения престижа службы в УИС.
Особенности правового регулирования медицинского обеспечения сотрудников УИС и других правоохранительных органов становились предметом дискуссий таких исследователей и правоприменителей, как: Э. Н. Калининская, Е. Н. Гуданова, К. С. Матвеев [6], А. А. Ишков [5], К. С. Миклошевич [11], А. В. Равнюшкин [17], О. А. Свидерский [21], Ю. А. Смирнова [22], О. В. Фадеева [24].
Несмотря на то, что данными исследователями внесен значимый вклад в раскрытие особенностей рассматриваемого правового института, далеко не все спорные вопросы нашли свое разрешение. Научные позиции указанных авторов являются взаимодополняющими, подчеркивающими определенный аспект проблемы, однако не разрешают всех спорных моментов и пробелов, что обусловливает актуальность данной статьи.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Не является исключением и право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). При этом государство не только должно их гарантировать, но и создать все условия для возможности их реализации. В качестве таких условий А. А. Калининская выделяет: охрану окружающей среды, благоприятные условия труда и отдыха, а также доступную медико-социальную помощь [6].
Представляется необходимым комплексный подход в создании правовых условий реализации государственных гарантий медицинского обеспечения сотрудников УИС. Так, исходя из Преамбулы к Уставу Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), следует определить категорию здоровья как полное физическое, душевное, эмоциональное и социальное благополучие, с отсутствием болезней и физических дефектов. При этом к
определению понятия «здоровье» ВОЗ подходит комплексно, раскрывая все критерии: физический, интеллектуальный, нравственный, социальный и эмоциональный. Схожее определение регламентирует в ст. 2 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья).
Законом об охране здоровья определено понятие «охрана здоровья граждан» с позиции системного подхода, включающего в себя ряд мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического) характера, с целью профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, предоставления медицинской помощи (абз. 4 ст. 2). Особо важны критерии здоровья и мероприятия, направленные на обеспечение охраны здоровья такой категории граждан, как сотрудники УИС, так как отклонение хоть одного из данных критериев (ухудшение здоровья) может привести к признанию сотрудника УИС не соответствующим занимаемой должности и, как следствие, к увольнению со службы.
ВОЗ рекомендует всем государствам-участникам иметь всеобъемлющую национальную политику в сфере охраны здоровья населения. Следует отметить как недостаток, что Российская Федерация не дает легального определения государственной политики в области охраны здоровья граждан. В ряде работ можно встретить определение государственной политики в сфере здравоохранения [3]. Так, М. М. Левкевич под государственной политикой в сфере здравоохранения понимает систему ценностей и целей, направленных на обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в надлежащем объеме и соответствующего качества для снижения смертности, повышения рождаемости, увеличения продолжительности жизни населения страны [9].
Актуальность обозначенной темы в отношении сотрудников УИС отмечается в распоряжении Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р, которым была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Фе-
дерации на период до 2030 года (далее — Концепция развития УИС РФ до 2030 г., Концепция), где определено, что «в целях обеспечения престижа службы в уголовно-исполнительной системы необходимо установление гарантии высокого социального статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы. Повышение уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагает: ... совершенствование медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающее возможность получения медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение ее доступности». При этом каким образом будет реализовано обозначенное в Концепции направление, включая повышение уровня социальных гарантий сотрудников УИС и членов их семей, непонятно. Данный вопрос требует толкований и разъяснений.
Проблема реализации обозначенного направления Концепции выражается еще и в таком аспекте, как наличие правовой коллизии между постановлением Правительства РФ от 3112.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы» (далее — постановление Правительства РФ № 911) и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44). Реализация медицинских услуг с позиции объекта закупки и планирования самой закупки по Федеральному закону № 44 трудновыполнима и контрпродуктивна [20, с. 37].
Необходимо обратить внимание на отсутствие легального определения понятия «медицинское обеспечение» ни в Законе об охране здоровья, ни в обозначенной нами Концепции развития УИС РФ до 2030 г. Исходя из воззрений ученых на данный аспект и позиции законодателя, следует
предположить, что понятие «медицинское обеспечение» включает в себя понятие «медицинская помощь». В частности, в работе А. В. Равнюшкина медицинское обеспечение раскрывается через призму оказания медицинской помощи, «ее доступности каждому сотруднику, пенсионеру МВД России и членам их семей» [17, с. 28]. Подобную позицию поддерживает Л. Романова, интерпретируя медицинское обеспечение с позиции оказания бесплатной медицинской помощи сотрудникам УИС и ФПС [19, с. 46].
Медицинское обеспечение — это комплекс системных медицинских мероприятий, направленных на профилактику и диагностику заболеваний, восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья гражданина, включающее предоставление медицинских услуг. Таким образом, медицинское обеспечение отвечает направлениям государственной политики в сфере здравоохранения.
При этом следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 19 Закона об охране здоровья любое физическое лицо, в том числе сотрудник УИС, имеет право на получение как бесплатной медицинской помощи в гарантированном объеме, исходя из Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, так и платных медицинских услуг.
Если вопросам медицинского обеспечения сотрудников МВД России уделено достаточно много внимания как в правовом, так и в теоретическом аспектах [17; 12], то остается дискуссионным вопрос о медицинском обеспечении сотрудников УИС.
Положения Концепции были сформулированы исходя из последствий не разрешенных по сей день проблем правого регулирования реализации закрепленных в многочисленных нормативных правовых актах правах сотрудников УИС на медицинское обеспечение.
В частности, такие права находят отражение в ст. 11 Закона № 197-ФЗ, в котором обозначены права сотрудника уголовно-исполнительной системы на: обязательное государственное страхование жизни и здоровья; охрану здоровья и медицинское обеспечение. Гарантии данных прав нахо-
дят свое законодательное закрепление также в ст. 3 «Гарантии, пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы» Закона № 283-ФЗ и в ч. 1 ст. 18 и ч. 1 ст. 19 Закона об охране здоровья, что лишний раз подчеркивает высокий уровень социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы и престижность несения службы в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, при имеющей на сегодняшний день нестабильности кадрового обеспечения деятельности УИС.
Ю. Н. Строгович при обозначении направлений совершенствования кадрового обеспечения деятельности УИС, представленных в Концепции развития УИС РФ до 2030 г., отметил акцент внимания на системе отбора кадров с учетом требований к профессиональным и морально-нравственным качествам, соответствия квалификационным требованиям к замещаемым должностям, в том числе по состоянию здоровья, необходимости всесторонней и тщательной проверки кандидатов [23, с. 18-19].
Говоря о медицинском обеспечении сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, Ю. А. Смирнова рассматривает медицинское обеспечение как неотъемлемую составляющую безопасности личности: «Охрана здоровья личного состава уголовно-исполнительной системы — один из важнейших вопросов обеспечения социальной защиты сотрудников» [22]. Бесспорно, безопасность личности зависит от тех условий, которые создает и гарантирует государство. И если государство обеспечивает безопасность личности, то оно и гарантирует ей реализацию всех конституционных прав, свобод и законных интересов и защиту от возможного вредоносного воздействия и, как следствие, гарантирует безопасность здоровья личности. Все это предопределяет положения, отраженные в направлениях государственной политики РФ в сфере здравоохранения.
Период с декабря 2019 г. стал непростым временем в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, вызванной молниеносным распространением новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (COVID-19), что не могло не коснуться и такой категории граждан, как сотрудники
УИС РФ. Это положение сразу затронуло такие вопросы, как страховое и медицинское обеспечение указанной категории граждан и членов их семей.
В целях предотвращения пандемии в УИС было принято постановление главного государственного санитарного врача ФСИН России «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVГО-19)». Во исполнение данного постановления ужесточились меры, обеспечивающие проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Кроме того, на постоянной основе по сей день проверяется температурный режим как у сотрудников, так и у посетителей; введена возможность участия в судебных заседаниях подозреваемых, обвиняемых и осужденных с использованием видеоконференцсвязи [7]. Дополнительной мерой безопасности в сфере нераспространения коронавирусной инфекции в УИС стал вахтовый метод работы сотрудников с целью минимизации возможности занесения на территорию учреждения коронави-русной инфекции и распространения ее среди сотрудников и спецконтингента. При всей осмотрительности и обеспечении повышенной безопасности среди как сотрудников УИС, так и подозреваемых, обвиняемых и осужденных заражение новой ко-ронавирусной инфекцией COVID-19 имеет место. Так, в интервью заместителя директора ФСИН России А. В. Хабарова информационному агентству «ТАСС» было отмечено, что коронавирусная инфекция была выявлена у 2132 сотрудников и 766 подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Выздоровели 1037 сотрудников и 292 человека из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных [4]. Исходя из представленной статистики заболеваемости среди сотрудников УИС при условии ужесточенных санитарно-эпидемиологических требований и несения службы вахтовым методом, возникает вопрос: может ли сотрудник претендовать на какие-либо дополнительные социальные гарантии в связи с этим? Данный вопрос не случаен. Так, распоряжением Правительства РФ от
29.08.2020 № 2199-р «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление средств федерального бюджета в целях осуществления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция» предписывается, что из резервного фонда Правительства РФ в 2020 г. необходимо выделить бюджетные ассигнования в размере 4 477 323,5 тыс. рублей на предоставление средств федерального бюджета в целях осуществления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Возникает только один вопрос: а те сотрудники, которые не оказывают медицинскую помощь, но непосредственно контактируют с заболевшими осужденными или заболевшими коллегами (или обучающимися в специализированных вузах), разве они не имеют права на меры стимулирующего характера, почему имеет место такая дифференциация субъектов уголовно-исполнительной системы? Полагаем целесообразным проработать данный вопрос и внести коррективы в распоряжение Правительства РФ от 29.08.2020, расширив круг субъектов, имеющих право на данную социальную гарантию.
Немаловажным остается вопрос ухода на больничный по временной нетрудоспособности сотрудниками при подозрении на заражение коронавирусной инфекцией COVID-19. Данный вопрос обусловлен сложившейся обстановкой в области медицинского обеспечения. Ч. 1 ст. 10 Закона № 283-ФЗ предусмотрено, что «сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов. в меди-
цинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию». В частности, согласно ч. 2 ст. 35 Закона об охране здоровья скорая, скорая специализированная, медицинская помощь оказывается как вне медицинской организации, так и в амбулаторных и стационарных условиях. Кроме того, сотрудник УИС имеет право на оказание медицинской помощи в специализированных ведомственных медицинских организациях — лечебно-профилактических учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) или в лечебно-профилактических учреждениях системы МВД России. Кроме того, в ч. 2 ст. 10 Закона № 283-ФЗ отмечается, что если по месту службы, месту жительства или месту нахождения сотрудника отсутствуют медицинские организации уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо отсутствуют в них соответствующие отделения или специальное медицинское оборудование, медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Данное положение весьма противоречиво, поскольку сотрудники УИС, как и сотрудники органов внутренних дел [11], не являются застрахованными лицами и не входят в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) с правом получения полиса ОМС.
Что же происходит на практике? Даже до появления новой коронавирусной инфекции СО"УГО-19 сотрудники сталкивались с многочисленными проблемами получения медицинской помощи в специализированных ведомственных учреждениях здравоохранения (отсутствие узких квалифицированных специалистов, отсутствие выбора специалиста, отсутствие высокотехнологичной медицинской помощи, отсутствие медикаментов). Говоря об отсутствии высокотехнологичной медицинской помощи, на данный пробел указывает О. А. Свидерский [21, с. 50-52], подчеркнув, что законодатель не определил механизм оказания высокотехнологичной медицинской помощи сотруднику УИС по перечню тех видов медицинских услуг, ко-
торые не включены в базовую программу ОМС. И как следствие, сотруднику УИС при гарантированности оказания высокотехнологичной медицинской помощи не предоставляется данный спектр медицинских услуг в связи с пробельностью механизма реализации данного вида медицинской помощи, не включенной в перечень видов по базовой программе ОМС, перечень которых утверждается на региональном уровне. Следует согласиться с предложением О. А. Свидерского, который считает необходимым разработать и внедрить административный регламент по предоставлению отдельной государственной услуги — оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, с конкретизацией понятийного аппарата, субъектного состава, правового механизма реализации данного вида услуги и ответственности за неоказание или ненадлежащее оказание данной услуги.
Что же говорить о периоде пандемии, когда сотрудники лишились возможности получения медицинских услуг и даже оформления листа нетрудоспособности в связи с неоказанием медицинской помощи в медико-санитарных частях ФСИН и МВД России из-за введенных на территориях регионов режимов «повышенной готовности» и были вынуждены обращаться в поликлиники по месту жительства и там получать первую медицинскую помощь. При этом анализ неопубликованной правоприменительной практики свидетельствует о ряде проблем, возникающих с обращением в поликлиники по месту жительства или месту несения службы (ограничение круга лиц, имеющих право на обращение в медицинское учреждение исходя из места проживания или места несения службы, отсутствие договора финансового обеспечения оказываемых услуг между ФСИН России и соответствующей медицинской организацией [9, с. 31; 19, с. 118]). Как верно отметил Ю. В. Ишков, «сложившаяся система медицинского обеспечения личного состава уголовно-исполнительной системы не обеспечивает необходимый уровень доступности и качества этой помощи сотрудникам службы» [5], а в ряде случаев рассматривается как дискриминация по про-
фессиональному признаку с позиции права выбора медицинского учреждения, где сотрудник хочет получить медицинскую помощь. Рядом авторов подчеркивается проблема интеграции ведомственной медицины в национальную систему здравоохранения, которая должна пройти планомерно, с повышением эффективности и доступности [15, с. 260]. Отсутствие узких квалифицированных специалистов, да и в целом врачей в больницах УИС, и сложившаяся практика заключения учреждениями и органами УИС договоров на оказание медицинских услуг с территориальными учреждениями органов здравоохранения (на основании постановления Правительства РФ № 911) ставит вопрос о целесообразности существования таких ведомственных медицинских организаций и подтверждает суждения о целесообразности применения программы обязательного медицинского страхования (ОМС) к сотрудникам УИС. Однако встречается и противоположная позиция, согласно которой сотрудники УИС не должны получать медицинскую помощь по ОМС, так как это нарушает конституционное право на получение медицинской помощи другими категориями граждан [2, с. 21-22]. Полемика обусловлена сложившейся в стране ситуацией получения бесплатной медицинской помощи по полису ОМС в частных медицинских организациях, чего лишается сотрудник УИС. И это в очередной раз подчеркивает дискриминацию по признаку профессионализма.
В отношении качества оказываемой медицинской помощи следует констатировать низкий уровень услуг, оказываемых как гражданам, так и сотрудникам УИС, по ряду причин (отсутствие узких специалистов [24, с. 548-549], рецидив хронических заболеваний, длительность ожидания плановой госпитализации из-за отсутствия финансирования, да и в целом возможности записи на прием к узкому специалисту в государственном или муниципальном медицинском учреждении при отсутствии договора ФСИН России с данным медицинским учреждением; отсутствие высокотехнологичного оборудования, а самое главное — отсутствие экспертов оценки качества оказываемых услуг). Что касается качества оказываемой медицинской помо-
щи, то следует признать, что одним из критериев выступает высокая профессиональная подготовка и знания для достижения оптимального результата своей деятельности. Именно от квалификации лечащего врача, его постоянного совершенствования зависит методика лечения и результат. И пациент в сложившейся ситуации зависит от врача [13, с. 3-6; 18, с. 39; 1, с. 13071311], а тем более если речь идет о сотруднике УИС, не имеющем права выбора лечащего врача. При этом следует констатировать и обратную сторону оказываемой медицинской помощи, когда работа врачей подрывается действиями как самого пациента, так и сторонних организаций [8], что, как следствие, может привести к привлечению к уголовной ответственности.
Концепция развития УИС до 2030 г. лишний раз подтвердила обозначенные суждения в определении целевых установок посредством доступного медицинского обеспечения сотрудников возможностью получения медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. В связи с этим полагаем необходимым на законодательном уровне или как минимум на уровне приказа ФСИН России проработать: механизм контроля полноты, сроков и качества оказываемых медицинских услуг экспертами качества оказываемой пациенту медицинской помощи (разработать квалификационные требования для данной категории субъектов с привязкой на оценку оказываемых медицинской услуг субъектам, не имеющим полиса ОМС) и о внедрении государственного обязательного медицинского страхования сотрудников УИС.
Острым остается вопрос относительно отсутствия легализованного порядка прохождения военно-врачебной комиссии (ВВК) сотрудниками УИС для определения степени тяжести травмы, что ранее было предусмотрено приказом Минюста России от 26.09.2003 № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее — приказ № 206), утратившим силу в связи с изданием приказа Минюста России от 05.02.2020 № 9 «О при-
знании утратившим силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2003 г. № 206 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации"».
Приказ ФСИН России от 13.12.2019 № 1126 «Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в уголовно -исполнительную систему Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан, поступающих на службу в уголовно -исполнительную систему Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, прохождение службы которых связано с особыми условиями, и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований» содержит перечень обследований для освидетельствования при поступлении на службу и дальнейшего несения службы, но данный перечень не носит исчерпывающего характера и может в индивидуальном порядке определяться председателем ВВК. При этом весьма занимателен тот факт, который следует из данного приказа, что результаты обследования представляются на отдельных бланках, заверяются личной печатью врача, печатью и штампом медицинской организации. То же самое можно было встретить и в утратившем силу приказе № 206. Однако на практике сотрудники нередко встречаются с такой проблемой, как получение личной печати врача, в частности, если это касается переломов и получения первой неотложной помощи в травмпункте. Если руководствоваться приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», то согласно п. 7 «справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации
гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо». Кроме того, в п. 10 данного документа предусмотрено, что «справки оформляются в произвольной форме... с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации». Однако это касается лечащего врача, а не врача, который оказывает первую неотложную помощь, в ряде случаев он может не иметь личной печати. Полагаем необходимым разрешить данный вопрос на ведомственном уровне, внеся соответствующие корректировки, и признать достаточным подписи врача, оказывающего первую неотложную медицинскую помощь, с заверением отдела кадров и печати данной медицинской организации.
И в завершение следует затронуть вопрос укрепления здоровья в санаториях и на курортах, на что обратил внимание В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2021 г. Здесь также «всплывает» проблема с предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение. Распределение путевок на санаторно-курортное лечение регламентируется приказом Минюста России от 12.12.2006 № 358 «Об утверждении Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе», на основании п. 3 которого отбор лиц на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых осуществляется в строгом соответствии с медицинскими показаниями санаторно-отборочными комиссиями, созданными в территориальных органах и учреждениях УИС, которым по лимиту выделяются путевки в здравницы. При этом согласно п. 38 вышеуказанного приказа № 358 санаторно-отборочные комиссии создаются в центральном органе и учреждениях УИС соответствующими приказами. Следует констатировать, что не все органы и учреждения ФСИН России
имеют свои санаторно-отборочные комиссии по распределению путевок. Все вышеизложенное активизирует внимание на необходимости совершенствования правового механизма медицинского обеспечения сотрудников УИС в части санаторно-курортного лечения.
Таким образом, на сегодняшний день юридическая техника правового регулирования медицинского обеспечения сотрудников УИС не отличается совершенством и требует реформирования как на законодательном, так и на ведомственном уровне.
В частности, были отражены такие проблемы, как: отсутствие исчерпывающего перечня обследований для освидетельствования при поступлении на службу и дальнейшего несения службы; в ряде случаев отсутствие личной печати врача, оказывающего скорую медицинскую помощь, и, как следствие, невозможность оформления страхового возмещения; отсутствие экспертов оценки качества оказываемой бесплатной медицинской помощи сотрудникам УИС. Для решения обозначенных проблем автором предлагаются следующие мероприятия.
Во-первых, необходима легализация на законодательном уровне (в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») определения понятия «медицинское обеспечение» как комплекса системных медицинских мероприятий, направленных на профилактику и диагностику заболеваний, восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья гражданина, включающее предоставление медицинских услуг.
Во-вторых, отсутствие узких квалифицированных специалистов в медицинских учреждениях УИС и сложившаяся практика заключения учреждениями и органами УИС договоров на оказание медицинских услуг с территориальными учреждениями органов здравоохранения (на основании постановления Правительства РФ от 3112.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также от-
дельным категориям граждан, уволенных с военной службы») ставит вопрос о целесообразности применения программы обязательного медицинского страхования к сотрудникам УИС.
В-третьих, в отношении высокотехнологичной медицинской помощи представляется целесообразным разработка и внедрение административного регламента по предоставлению отдельной государственной услуги — оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, с конкретизацией понятийного аппарата, субъектного состава, правового механизма реализации данного вида услуги и ответственности за не оказание или ненадлежащее оказание данной услуги.
В-четвертых, говоря о качестве оказываемых медицинских услуг, необходимо на законодательном уровне или на ведомственном уровне ФСИН России проработать вопросы о механизме контроля полноты, сроков и качества оказываемых медицинских услуг экспертами качества оказываемой пациенту медицинской помощи (разработать квалификационные требования для данной категории субъектов с привязкой к оценке оказываемых медицинской услуг субъектам, не имеющим полиса ОМС).
В-пятых, в связи с введением ужесточенных санитарно-эпидемиологических требований относительно несения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ сотрудниками, контактирующими с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, полагаем целесообразным проработать вопрос и внести коррективы в распоряжение Правительства РФ от 29.08.2020 «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление средств федерального бюджета в целях осуществления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция» в
отношении субъектного состава, расширив круг субъектов, имеющих право на данную стимулирующую выплату, без привязки к оказанию медицинской помощи.
В-шестых, п. 10 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» и приказ ФСИН России от 13.12.2019 № 1126 «Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, прохождение службы которых связано с особыми условиями, и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований» в части получения личной печати врача, оказывающего скорую медицинскую помощь, следует скорректировать и обозначить достаточным наличия подписи врача, оказывающего первую неот-
ложную медицинскую помощь, с заверением отдела кадров и печати данной медицинской организации.
При этом остаются вопросы для дальнейшего исследования в части: интерпретирования медицинских услуг как объекта закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; санаторно-курортного лечения при отсутствии отборочных комиссии в территориальном органе ФСИН и др.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что потребность в решении обозначенных проблем и пробелов в медицинском обеспечении сотрудников УИС актуализирует необходимость совершенствования правового регулирования рассматриваемых социальных гарантий, декларированных законодательством РФ, посредством принятия соответствующих ведомственных актов или внесения изменений и/или дополнений, обозначенных в статье, с целью совершенствования юридической техники и минимизации кадрового голода и повышения престижа службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Литература
1. Александрова, О. Ю. Право граждан на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в условиях стационара // РМЖ. — 2017. — № 18. — С. 1307-1311.
2. Веневитина, В. А. Особенности прокурорской проверки исполнения законов о медицинском обеспечении военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. — 2019. — № 9. — С. 21-25.
3. Записная, Т. В. Понятие государственной политики в области охраны здоровья населения // Медицинское право. — 2019. — № 5. — С. 14-18.
4. Интервью заместителя директора ФСИН России Александра Хабарова информационному агентству «ТАСС». 26.05.2020 // ФСИН России: официальный сайт. — URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=512204 (дата обращения: 19.11.2021).
5. Ишков, Ю. В. Медицинские, социальные и организационные основы обеспечения безопасности сотрудников в пенитенциарных учреждениях России // Вестник АГТУ. — 2019. — № 2. — С. 43-50.
6. Калининская, А. А., Гуданова, Е. Н., Матвеев, Э. Н. Экономика здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2012. — № 1. — С. 43-46.
7. Карантинные мероприятия ФСИН // Федеральная палата адвокатов Российской Федерации: официальный сайт. — URL: https://fparf.ru/news/fpa/karantinnye-mery-fsin/ (дата обращения: 19.11.2021).
8. Лачин, А. А., Лачина, Е. А., Савельев, И. И., Кашин, М. С. К вопросу об обеспечении гарантий своевременного оказания медицинской помощи в России // Современное право. — 2019. — № 12. — С. 94-97.
9. Левкевич, М. М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения // Сибирская финансовая школа. — 2012. — № 1. — С. 19-25.
10. Лунгу, Е. В. Пандемия COVID-19. Новый вызов конституционным правоотношениям // Правоприменение. — 2020. — Т. 4. — № 3. — С. 69-75.
11. Миклошевич, К. С. Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел // Вестник Восточно-сибирского института МВД России. — 2015. — № 4. — C. 116120.
12. Москаленко, О. Л., Карпенко, О. А., Филимонова, Л. А., Згура, Ю. А., Малышенко, С. В., Яскевич, Р. А. Возможности получения медицинской помощи сотрудникам МВД в рамках существующего законодательства РФ // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. — 2019. — Vol. 11. — № 5. — P. 87-90.
13. Мошетова, Л. К., Сычев, Д. А., Заплатников, А. Л. Непрерывное профессиональное развитие врачей: факторы мотивации и экономические аспекты // РМЖ. Медицинское образование. — 2019. — № 8. — С. 3-6.
14. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-март 2021 г.): информационно-аналитический сборник. — Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2021.
15. Петров, С. А. Актуальные проблемы правового регулирования медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (на примере ФКУЗ «МСЧ МВД по Нижегородской области) // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. — Н. Новгород, 2015.
— С. 260-265.
16. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Облгазета.ш. — 2021. — 21 апреля. — URL: https://www.oblgazeta.ru/politics/russia/122646/ (дата обращения: 19.11.2021).
17. Равнюшкин, А. В. Некоторые аспекты реализации сотрудниками органов внутренних дел права на медицинскую помощь // Юридическая наука правоохранительная практика. — 2017. — № 1 (39). — С. 28-32.
18. Рожкова, Е. В. Медицинские услуги: понятие и особенности // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3.
19. Романова, Л. Обзор нового документа по медицинскому обеспечению сотрудников УИС и ФПС // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. — № 7. — С. 46-49.
20. Румянцев, Н. В., Дюжева, Е. В., Полищук, В. Е. Специфика правового регулирования оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2019. — № 3.
— С. 36-38.
21. Свидерский, О. А. Оказание медицинской помощи сотрудникам УИС и ее оценка // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2020. — № 4. — С. 47-56.
22. Смирнова, Ю. А. Медицинское обеспечение сотрудников уголовно-исполнительных инспекций // Человек: преступление и наказание. — 2011. — № 1 (72). — С. 62-65.
23. Строгович, Ю. Н. О некоторых вопросах кадрового обеспечения как составной части ресурсного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2020. — № 2. — С. 18-20.
24. Фадеева, О. В. Право пациента на возмещение морального вреда вследствие некачественного оказания медицинской помощи // Тенденции развития юридической науки на современном этапе: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием (18 октября 2019 г.) / отв. ред. Е. С. Трезубов. — Москва: Проспект, 2020. — С. 547-554.
References
1. Alexandrov O. Yu. Pravo grazhdan na lekarstvennoe obespechenie pri okazanii medicinskoj pomoshchi v usloviyah stacionara [The right of citizens to provision of medicines at delivery
of health care in the conditions of a hospital]. RMJ [Russian Medical Journal], 2017, no. 18, p. 1307-1311.
2. Venevitina V. A. Osobennosti prokurorskoj proverki ispolneniya zakonov o medicinskom obespechenii voennosluzhashchih [Features of public prosecutor's check of performance of laws on medical support of the military personnel]. Pravo v Vooruzhennyh Silah [The Law in Armed Forces], 2019, no. 9, p. 21-25.
3. Inveterate T. V. Ponyatie gosudarstvennoj politiki v oblasti ohrany zdorov'ya naseleniya [Po-nyatiye of state policy on public health care]. Medicinskoe pravo [Medical Law], 2019, no. 5, p. 14-18.
4. Interv'yu zamestitelya direktora FSIN Rossii Aleksandra Habarova informacionnomu agentstvu «TASS». [Interview of the deputy director of FSIN of Russia Alexander Habarov to TASS news agency]. May, 26, 2020. URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=512204 (accessed 11/19/2021).
5. Ishkov Yu. V. edicinskie, social'nye i organizacionnye osnovy obespecheniya bezopasnosti sotrudnikov v penitenciarnyh uchrezhdeniyah Rossii [Medical, social and organizational bases of safety of employees in penal institutions of Russia]. Vestnik AGTU [AGTU Bulletin], 2019, no. 2, p. 43-50.
6. Kalinin A. A., Gudanova E. N., Matveev E. N. Ekonomika zdravoohraneniya [Health care economy]. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny [Problems of social hygiene, health care and history of medicine], 2012, no. 1, p. 43-46.
7. Karantinnye meropriyatiya FSIN [Quarantine actions of FSIN]. URL: https://fparf.ru/news/fpa/karantinnye-mery-fsin/ (accessed 11/19/2021).
8. Lachin A. A., Lachina E. A., Savelyev I. I., Kashin M. S. K voprosu ob obespechenii garantij svoevremennogo okazaniya medicinskoj pomoshchi v Rossii [To a question of providing guarantees of timely delivery of health care in Russia]. Sovremennoe pravo [The Modern Law], 2019, no. 12, p. 94-97.
9. Levkevich M. M. The main directions of public policy in health sector [Osnovnye naprav-leniya gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohraneniya]. Sibirskaya finansovaya shkola [The Siberian Financial School], 2012, no. 1, p. 19-25.
10. Lungu E. V. Pandemiya COVID-19. Novyj vyzov konstitucionnym pravootnosheniyam [COVID-19 pandemic. New call to the constitutional legal relationship]. Pravoprimenenie [Law Enforcement], 2020, vol. 4, no. 3, p. 69-75.
11. Mikloshevich K. S. Medicinskoe obespechenie sotrudnikov organov vnutrennih del [Medical support of staff of bodies of internal affairs]. Vestnik Vostochno-sibirskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation], 2015], no. 4, p. 116-120.
12. Moskalenko O. L., Karpenko O. A., Filimonova L. A., Zgura Yu. A., Malyshenko S. V., Yaskevich R. A. Vozmozhnosti polucheniya medicinskoj pomoshchi sotrudnikam MVD v ramkah sushchestvuyushchego zakonodatel'stva RF [Possibilities of receiving medical care for police officers within the existing legislation of the Russian Federation]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2019, vol. 11, no. 5, p. 87-90.
13. Moshetova L. K., Sychev D. A., Zaplatnikov A. L. Nepreryvnoe professional'noe razvitie vrachej: faktory motivacii i ekonomicheskie aspekty [Continuous professional development of doctors: factors of motivation and economic aspects]. RMJ. Medicinskoe obrazovanie [Russian Medical Journal. Medical education], 2019, no. 8, p. 3-6.
14. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (yanvar'-mart 2021 g.) [Key performance indicators of penal correction system (January — March, 2021)]. Information and analytical collection. Tver, 2021.
15. Petrov S. A. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya medicinskogo obespecheniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii (na primere FKUZ «MSCH MVD po Nizhegorodskoj oblasti) [Current problems of legal regulation of medical support of staff of bodies of internal affairs of the Russian Federation (on the example of FKUZ "MSCh Ministry of Internal Affairs across the Nizhny Novgorod Region)]. In: Aktual'nye problemy gosudarstva, prava i gumanitarnyh nauk [Current problems of the state, the right and the hu-
manities]. Materials of interhigher education institution science and practical conference. N. Novgorod, 2015. P. 260-265.
16. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii [Message of the President Vladimir Putin to Federal Assembly of the Russian Federation]. Obl-gazeta.ru. 2021. April 21. URL: https://www.oblgazeta.ru/politics/russia/122646/ (accessed 11/19/2021).
17. Ravnyushkin A. V. Nekotorye aspekty realizacii sotrudnikami organov vnutrennih del prava na medicinskuyu pomoshch' [Some aspects of realization by staff of bodies of internal affairs of the right for medical care]. Yuridicheskaya naukapravoohranitel'naya praktika [Jurisprudence law enforcement practice], 2017, no. 1 (39), p. 28-32.
18. Rozhkova E. V. Medicinskie uslugi: ponyatie i osobennosti [Medical services: concept and features]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Modern researches of social problems], 2016, no. 3.
19. Romanova L. Obzor novogo dokumenta po medicinskomu obespecheniyu sotrudnikov UIS i FPS [Review of the new document on medical support of staff of penal correction system and FPS]. Silovye ministerstva i vedomstva: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie [Power ministries and departments: accounting and taxation], 2019, no. 7, p. 46-49.
20. Rumyantsev N. V., Dyuzheva E. V., Polishchuk V. E Specifika pravovogo regulirovaniya okazaniya medicinskoj pomoshchi sotrudnikam ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Specifics of legal regulation of delivery of health care to the staff of penal correction system]. Ugolovno-ispolnitel 'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Penal System: Right, Economy, Management], 2019, no. 3, p. 36-38.
21. Svidersky O. A. Okazanie medicinskoj pomoshchi sotrudnikam UIS i ee ocenka [Delivery of health care to the staff of penal correction system and its assessment]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Vedomosti of Penal System], 2020, no. 4, p. 47-56.
22. Smirnova Yu. A. Medicinskoe obespechenie sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij [Medical support of staff of criminal and executive inspectorates]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2011, no. 1 (72), p. 62-65.
23. Strogovich Yu. N. O nekotoryh voprosah kadrovogo obespecheniya kak sostavnoj chasti resursnogo obespecheniya deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [About some issues of staffing as component of resource ensuring activity of penal correction system of the Russian Federation until 2030]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Penal System: Right, Economy, Management], 2020, no. 2, p. 18-20.
24. Fadeyeva O. V. Pravo pacienta na vozmeshchenie moral'nogo vreda vsledstvie nekachestvennogo okazaniya medicinskoj pomoshchi [The right of the patient for compensation of moral harm owing to low-quality delivery of health care[. In: Tendencii razvitiya yuridicheskoj nauki na sovremennom etape [Trend of development of jurisprudence at the present stage]. Materials of the IV All-Russian scientific conference with the international participation (on October 18, 2019) / ed. E. S. Trezubov. Moscow, Prospect, 2020. P. 547554.
Сведения об авторе
Екатерина Станиславовна Брылякова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Ека1еппа S. Brylyakova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Civil Law Disciplines, сandidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]