Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ АППАРАТОВ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ АППАРАТОВ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ АППАРАТЫ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / INTERACTION / DISCLOSURE OF CRIMES / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / INVESTIGATIVE APPARATUS / OPERATIONAL UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Александр Николаевич

В статье рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия следственных аппаратов с оперативными подразделениями органов внутренних дел и исправительных учреждений в раскрытии преступлений прошлых лет. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Журавлев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate aspects of the interaction of investigative apparatuses with the operational units of the internal affairs and correctional institutions in solving the crimes of the past years

The article examines some aspects of the interaction of investigative vehicles with the operational units of the internal affairs and correctional agencies in solving crimes of the past years. Some suggestions are being made to improve this interaction.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ АППАРАТОВ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ АППАРАТОВ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

ЖУРАВЛЕВ Александр Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организацииоперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России. E-mail: sherhov007@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия следственных аппаратов с оперативными подразделениями органов внутренних дел и исправительных учреждений в раскрытии преступлений прошлых лет. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию данного взаимодействия.

Abstract: The article examines some aspects of the interaction of investigative vehicles with the operational units of the internal affairs and correctional agencies in solving crimes of the past years. Some suggestions are being made to improve this interaction.

Ключевые слова: взаимодействие, раскрытие преступлений, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, следственные аппараты, оперативные подразделения.

Keywords: interaction, disclosure of crimes, criminal-executive system, correctional institutions, investigative apparatus, operational units.

Важнейшей обязанностью следственных аппаратов, оперативных подразделений министерства внутренних дел (далее МВД) и уголовно-исполнительной системы (далее УИС), является оперативное и эффективное предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,что является частью всей предупредительней, профилактической работы, направленной на борьбу с криминальными деяниями.

Под раскрытием преступления понимается совокупность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в установленных законом, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами порядке и формах направленных на установление, розыск и изобличение лиц, совершавших криминальное деяние, на обнаружение и закрепление доказательств, имеющих значение для дела.

Для раскрытия криминальных деяний в современных условиях необходимы, как правило, коллективные усилия оперативных служб МВД, УИС, следственных аппаратов и оперативно-технических подразделений МВД, УИС.

Развитие научно-технического прогресса и внедрение результатов этого прогресса в функционирование различных субъектов оперативно-розыскного процесса повысило уровень их оснащенности различными средствами специальной техники (видео-, аудио наблюдения и фиксации, приборы обнаружения и фиксации объектов и предметов). Их технические параметры и характеристики значительно повысили возможности оперативных служб по эффективному сбору информации в отношении подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Однако в результате исследования выявилась проблема в дальнейшем применении получаемой информации в уголовно-процессуальном производстве [3, с. 18-21].

Большинство криминальных деяний раскрывается оперативно и эффективно в установленный законом для предварительного следствия срок. Однако определенная их часть остается нераскрытой, причем это преимущественно тяжкие преступления, представляющие наибольшую общественную

опасность. Накапливаясь с годами, нераскрытые криминальные деяния составляют значительный процент от общей массы регистрируемых преступлений.

Общее количество уголовных дел, приостановленных за не обнаружением виновных, к сожалению, не уменьшается. Одна из причин данного явления заключается в недостаточном внимании следователей и оперативных работников к преступлениям прошлых лет.

Следственным комитетом, МВД, Федеральной службой исполнения наказаний (далее ФСИН) принимаются меры к решению проблемы так называемых «старых преступлений». Наиболее результативными из, которых признаны: решительное улучшение раскрытия и расследования криминальных деяний по «горячим следам»; усиление контроля за работой следователей и оперативных работников по «старым делам»; закрепление конкретных дел о нераскрытых криминальных деяниях за опытными и квалифицированными следователями, руководящими и другими оперативными работниками МВД, ФСИН; создание специализированных подразделений (оперативно-следственных, аналитических групп) для работы по делам о нераскрытых криминальных деяниях; направление в территориальные органы, где скопилось много таких дел, специальных бригад МВД для оказания помощи не месте [1, с. 53-57].

Не менее важна и теоретическая разработка особенностей методики раскрытия и расследования этой категории дел на основе изучения и анализа передового опыта следственных и оперативных аппаратов. Овладеть этими специфическими особенностями, умело применять тактические приемы и научные рекомендация на практике - важная задача каждого следователя и оперативного работника, в том числе и оперативного работника исправительного учреждения (далее ИУ).

Непременным условием эффективной работы по раскрытию «старых преступлений» является правильно организованное взаимодействие Следственного комитета и основных служб органов внутренних дел (далее ОВД) и ФСИН. Такими службами применительно к рассматриваемой проблеме являются

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

следственные аппараты ОВД, аппараты уголовного розыска и оперативные подразделения ФСИН. На необходимость постоянного взаимодействия между ними с целью раскрытия преступлений указывается во всех руководящих документах Следственного комитета, МВД, ФСИН, изданных в последнее время.

Ежегодно издаваемые Следственным комитетом, МВД, ФСИН нормативные правовые акты, предусматривающие их основные задачи по усилению борьбы с криминалом и дальнейшему совершенствованию деятельности исправительных учреждений, требуют обеспечить активную совместную работу сотрудников оперативных аппаратов МВД, ФСИН и следователей по делам о нераскрытых криминальных деяниях прошлых лет, установить постоянный контроль за этой деятельностью, улучшить, в частности, взаимодействие в вопросах организации явки осужденных с повинной в исправительных учреждениях [2, с. 10-14].

Каждое приостановленное дело о нераскрытом криминальном деянии - это серьезный изъян в работе, как следователя, так и оперативного работника. Общеизвестно, что каж-доепреступление является грубейшим нарушением законности, аесли оно остается нераскрытым, то нарушается принцип неотвратимости наказания. Пока преступление не раскрыто, нельзя восстановить нарушенные права граждан, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных организаций, возместить причиненный преступлением ущерб. Лицо, совершившее криминальное деяние и избежавшее разоблачения, чувствуя свою безнаказанность, зачастую совершает новые преступления - это постоянно доказывается практикой борьбы с криминалом.

Обнаружение лица, совершившее криминальное деяние и его изобличение кладет конец его безнаказанной преступной деятельности, а затем, с раскрытием преступления и осуждением виновного, создаются условия для исправительного воздействия на него - в ИУ или на свободе, с помощью уголовно-исполнительных инспекций ФСИН и общественности с целью предупреждения рецидива.

Систематически-активная деятельность по раскрытию криминальных деяний прежних лет - огромный положительный фактор борьбы с рецидивной преступностью, и взаимодействуя, оперативные подразделения МВД, ФСИН и следственные аппараты должны использовать его в полной мере.

Исследование причин несвоевременного раскрытия криминальных деяний привели к выводам о подразделении их на две основные группы:

1. Упущения в ходе дознания, предварительного следствия и в проведении оперативно-розыскных мероприятий, особенно на первоначальном этапе расследования;

2. Существование причин и условий объективного характера, негативно воздействующих на процесс расследования и

усложняющих обнаружение виновных лиц (например, отсутствие свидетелей-очевидцев преступления, смерть потерпевшего, несвоевременное информирование о совершениикриминального деяния, изощренность, опытность преступника-рецидивиста).

В процессе работы по делу о нераскрытом криминальном деянии прошлых лет необходимо учитывать причины и условия, входящих в обе указанные группы. Но в каждом случае придерживаться принципа: любое криминальное деяние возможно и должно быть раскрыто [4, с. 10-14].

В ходе следствия по криминальному деянию прошлых лет для достижения основной её цели - обнаружение фигуранта, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, умелое совмещение оперативно-розыскных мероприятий и следственных воздействий приобретает особо важное значение.

Продолжая совершать криминальные деяния преступники в конце концов оказываются арестованными и осужденными. Попав в ИУ, они автоматически убывают с территории, обслуживаемой оперативным сотрудником городского (районного) отдела полиции и тем самым оказываются вне поля его деятельности. Опытные преступники-рецидивисты иногда даже специально используют указанное обстоятельство, открыто совершают нетяжкое преступление, чтобы на некоторое время попасть в места лишения свободы и таким путем избежать разоблачения в ранее совершенных тяжких преступлениях.

Кроме того, среди осужденных, содержащихся в ИУ, находятся лица, в отношении которых нет нераскрытых преступлений, но нередко хорошо информированных о таких преступлениях других лиц - как осужденных, так и продолжающих оставаться на свободе. Результативную информацию подобного рода можно получить от осужденных преимущественно оперативно-розыскным способом. Систематическая же оперативно-розыскная работа с осужденными является компетенцией и обязанностью оперативного сотрудника ИУ. Следовательно, взаимодействие следователя с оперативным сотрудником ИУ, как уже отмечалось, оказывает прямое влияние на эффективную деятельность по раскрытию криминальных деяний прошлых лет.

Важным аспектом, имеющему, самостоятельное значение, является совместная деятельность следователя и оперативного сотрудника ИУ по обеспечению явки осужденных с повинной и проверке предоставленных заявлений.

Для того чтобы взаимодействие стало эффективным оно должно быть осознанным, целеустремленным, каждая из взаимодействующих сторон должна знать специфические особенности деятельности другой стороны для достижения общей цели. Поэтому оперативному сотруднику ИУ, полиции, очевидно, будет, полезно ознакомиться с особенностями работы следователя по раскрытию криминального деяния прошлых лет. А следователю с особенностями оперативно-розыскной деятельности по нераскрытым преступлениям прошлых лет.

Под взаимодействием следователя и оперативного сотрудника принято понимать основанную на законе, согласованную по целям, месту и времени деятельность этих лиц, направленную на раскрытие и предупреждение преступлений -как при производстве расследования по уголовному делу, так и в процессе работы после приостановления производства.

Суть взаимодействия следственных аппаратов и оперативных подразделений состоит в наиболее целесообразном объединении их усилий в решении задач уголовного судопроизводства, в достижении общих целей совместными усилиями, но с учетом различия в компетенции этих аппаратов.

Необходимость взаимодействия обусловлена тем, что для достижения одних и тех же задач - предупреждения и раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении, - следователь и оперативный сотрудник, административно не подчиненные друг другу, наделены различными полномочиями, используют разные средства и методы (хотя некоторыми из них могут пользоваться и обе стороны). Совершенно справедливо, поэтому в юридической литературе и на практике хорошо налаженное взаимодействие следователя с сотрудниками органа дознания рассматривается как одно из важных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений.

В результате изучения вопросов взаимодействия следователя, и органа дознания к нему предъявляются следующие основные требования: а) строгое соблюдение законности оперативным сотрудником и следователем при взаимодействии; б) разграничение компетенции субъектов взаимодействия; в) организующая роль следователя при взаимодействии с оперативным сотрудником; г) неразглашение при взаимодействии секретных сведений о средствах и методах, применяемых в оперативно-розыскной деятельности; д) самостоятельность оперативного сотрудника при выборе средств и методов, ис-Библиография:

пользуемых для осуществления оперативно-розыскных мероприятий при взаимодействии; е) активность, непрерывность, систематичность взаимодействия; ж) надзор прокурора за исполнением законности при взаимодействии.

Информация, получаемая оперативным сотрудником ИУ и передаваемая им оперативному сотруднику полиции, следователю, должна содержать: 1) сведения о лицах, совершивших нераскрытые преступления, известные органам внутренних дел; 2) данные о преступлениях, которые остались не выявленными вообще, и лицах, их совершивших; 3) дополнительные эпизоды в продолжавшемся преступлении, за которое лицо осуждено и отбывает наказание; 4) установочные данные на соучастников, оставшихся неразоблаченными в совершении преступления, за которое лицо осуждено; 5) сведения о местах хранения вещественных доказательств, в том числе похищенных ценностей; 6) данные о лицах, могущих быть свидетелями по делу о нераскрытом преступлении; 7) причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно обоснованно утверждать, что объединение усилий всей системы следователь - оперативный сотрудник полиции- оперативный сотрудник ИУ необходимо для их согласованной деятельности по достижению общей для всея троих цели: выявления среди осужденных лиц, информированных о нераскрытом преступлении, получение этой информации и, её использование для раскрытия преступления. В то же время, как и при любом взаимодействии, должен строго соблюдаться принцип разграничения компетенции взаимодействующих сторон. Следователь не может и не должен иметь непосредственного отношения к выбору оперативных средств и методов сотрудниками полиции и ИУ, к их применению. Он не может непосредственно вмешиваться в их оперативно-розыскную деятельность.

1. Волков Д. Ю. Некоторые вопросы взаимодействия органов Следственного комитета Российской Федерации с оперативными подразделениями ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 53-57.

2. Гаврилин Ю.В., Шурухнов В.А. Некоторые проблемы организации взаимодействия органов расследования с подразделениями ФСИН и пути их разрешения //Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 4. С. 10-14.

3. Епифанов С. С. Организационно-правовые основы деятельности оперативных подразделений по раскрытию телефонного мошенничества, совершенного осужденными с использованием средств сотовой связи // Эксперт-криминалист. - 2017. - № 1. - С. 18-21.

4. Хмелева А.В. Организация работы по преступлениям прошлых лет в Следственном комитете Российской Федерации // Российский следователь. 2018. № 10. С. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.