Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седова Юлия Андреевна

Рассматриваются основные направления взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по раскрытию преступлений прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Седова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN INTERIOR MINISTRY OPERATIONAL UNITS AND THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PENAL SENTENCES OF RUSSIA ON DETECTED CRIMES OF PAST YEARS

The article is devoted to the main directions between interaction of operational units of Interior Ministry and the Federal Service for Execution of Penal Sentences of Russia on detected crimes of past years.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ»

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ _ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК343.102

ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА СЕДОВА,

специалист Центра научно-технической информации УМВД России по Владимирской области

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Рассматриваются основные направления взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по раскрытию преступлений прошлых лет.

Ключевые слова: преступления прошлых лет, взаимодействие оперативных подразделений, направления взаимодействия по раскрытию преступлений.

Y. A. Sedova, Specialist of the Scientific and Technical Information Center, Interior Ministry Department of Vladimirskaya oblast; e-mail: JuliaSed33@yandex.ru, tel.: 8 (904) 032-75-23.

The Interaction between Interior Ministry Operational Units and the Federal Service of Execution of Penal Sentences of Russia on Detected Crimes of Past Years.

The article is devoted to the main directions between interaction of operational units of Interior Ministry and the Federal Service for Execution of Penal Sentences of Russia on detected crimes of past years.

Key words: crimes of past years, the interaction of operational units, areas of interaction of crime detected.

Проблема раскрытия преступлений прошлых лет в настоящее время является одной из самых острых. Так, по сведениям, предоставленным «Порталом правовой статистики» на 1 сентября 2016 г, в целом по России насчитывалось 616 096 [3] нераскрытых преступлений. Из них не раскрыто более 37 тыс. особо тяжких и более 95 тыс. тяжких преступлений, большую часть из которых составляют кражи, грабежи и разбои, однако количество нераскрытых убийств, фактов причинения тяжкого вреда здоровью в настоящий момент также составляют существенную часть от общего количества нераскрытых преступлений.

По нашему мнению, одной из главных причин несвоевременного раскрытия преступления является отсутствие должного взаимодействия органов внутренних дел (далее - ОВД) с другими правоохранительными структурами, дающего возможность комплексного использования сил, средств и методов.

Данное обстоятельство обусловливает не-

обходимость рассмотрения вопроса раскрытия преступлений прошлых лет в качестве общей проблемы, предполагающей участие в ее решении, наряду с оперативными подразделениями ОВД, оперативных подразделений других правоохранительных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД).

Анализ юридической и научной литературы позволяет нам сделать вывод, что взаимодействие представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативных правовых актах согласованную деятельность процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного, организационно-управленческого и иного характера с использованием присущих ей сил, средств и методов для успешного решения задач борьбы с преступностью.

В рамках данной научной статьи остановимся на рассмотрении вопросов взаимодействия оперативных подразделений ОВД и Федеральной

службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России). Этот выбор обусловлен тем, что значительная доля преступлений связана с действиями лиц, которые отбывают наказание за другие совершенные ими деяния. В этом случае возникает необходимость в привлечении оперативных аппаратов исправительного учреждения в целях выявления всей преступной деятельности. К тому же, если раскрытие преступлений по горячим следам в большей степени зависит от усилий сотрудников полиции, то успех раскрытия преступлений, совершенных осужденными ранее, до их поступления в исправительные учреждения, и оставшихся нераскрытыми, в значительной мере обусловлен совместным участием ОВД и оперативных аппаратов ФСИН России. Именно поэтому в ведомственных приказах МВД России в последнее время серьезное внимание уделяется взаимодействию оперативных подразделений ОВД и органов, исполняющих наказание.

Взаимодействие как совместная согласованная деятельность данных органов по раскрытию преступлений, в том числе и преступлений прошлых лет, по своему содержанию является сложной и многогранной и характеризуется несколькими критериями: характером связей, временем, функциями, отношением к системе, степенью конспирации, этапами осуществления, субъектами. Такой анализ взаимодействия, как отмечает Е. Н. Билоус, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку знание типологии взаимодействия позволяет найти наиболее эффективный вариант его организации в конкретных условиях деятельности, для конкретных субъектов, для решения конкретных задач на различных иерархических уровнях системы [1, с. 8].

Кроме того, авторы, занимающиеся исследованием вопросов организации ОРД, по-разному аргументируют необходимость взаимодействия оперативных подразделений ОВД и оперативных аппаратов пенитенциарной системы. Анализ их мнений позволяет прийти к выводу о том, что они, говоря об объективной необходимости взаимодействия, обосновывают это в первую очередь общностью задач, стоящих перед подразделениями, а во вторую - различием в их функциональном и структурном положении.

Таким образом, взаимодействие оперативных подразделений ОВД и органов, исполняющих наказание, в раскрытии преступлений можно рассматривать как определенную систему. Системообразующим фактором является общая цель -раскрытие преступлений, в совершении которых

подозреваются лица, находящиеся в местах лишения свободы. Данная система включает в себя следующие составляющие:

выявление нераскрытых преступлений, а также лиц, виновных в их совершении;

изобличение лиц, совершивших преступление, как до поступления в места лишения свободы, так и во время нахождения в них;

установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

установление возможных свидетелей;

выявление причин и условий уголовного деяния;

принятие всех возможных мер по возмещению потерпевшим материального вреда, нанесенного преступлением.

Изучение специальной литературы и практики деятельности оперативных подразделений ОВД и ФСИН России по раскрытию преступлений прошлых лет позволяет, на наш взгляд, выделить следующие направления их взаимодействия.

1. Совместное планирование и проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее -ОРМ), осуществляемых в целях выявления и раскрытия преступлений, розыска лиц, причастных к совершению преступления, инициативной оперативной проверки отдельных лиц.

2. Оказание в пределах своих полномочий взаимной помощи наличными силами и средствами.

3. Разработку оперативным аппаратом подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах (далее - СИЗО) и исправительных учреждениях, изоляторах временного содержания (далее - ИВС) ОВД, для получения информации о ранее совершенных преступлениях, а также об обстоятельствах, им способствовавших, и лицах, к ним причастных.

4. Обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной, криминалистической и иной оперативно значимой информацией, представляющей оперативный интерес.

5. Обмен опытом ОРД, профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений, проведение совместных учений [4, с. 27].

Исходя из анализа данных форм взаимодействия можно сделать вывод о том, что оперативные подразделения ОВД и ФСИН России в целях раскрытия преступлений прошлых лет должны не только проводить в установленном порядке согласованные ОРМ и оперативную проверку подозреваемых, обвиняемых и осужденных, но и осуществлять обмен информацией по делам оперативного учета, а также использовать ведущиеся

в подразделениях обоих ведомств учеты о лицах, предметах, фактах в целях решения задачи по раскрытию преступлений прошлых лет, установлению виновных лиц.

Таким образом, оперативные подразделения ОВД, взаимодействуя с оперативными аппаратами следственных изоляторов, колоний и тюрем, постоянно раскрывают большое количество преступлений, в том числе и преступлений прошлых лет, изымают скрытое или незаконно хранимое огнестрельное оружие, наркотические средства, а также деньги и ценности, нажитые преступным путем.

Анализ нормативных правовых актов и практической деятельности оперативных подразделений ОВД и ФСИН России позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время взаимодействие данных органов носит лишь условный характер и имеет ряд недостатков.

Во-первых, практически половина сотрудников оперативных подразделений ОВД никогда не посещали оперативные отделы учреждений, исполняющих наказания, для осуществления и налаживания деловых контактов с сотрудниками, а также совместного планирования разработок арестованных или осужденных. А ведь специфика оперативной обстановки в местах лишения свободы требует создания постоянно функционирующей системы взаимодействия оперативных подразделений ФСИН и ОВД России, которая позволит существенно активизировать взаимодействие по раскрытию преступлений прошлых лет как в учреждениях, исполняющих наказания, так и за их пределами.

Осуществление этой задачи возможно лишь при условии всестороннего изучения, обобщения, анализа и оценки накопленного опыта в рамках науки ОРД в случае необходимости проведения междисциплинарных исследований.

Во-вторых, следует отметить, что со стороны отдельных руководителей ОВД практически отсутствует контроль и за качеством оформления заданий. В частности, вопросы, которые следует выяснить в ходе разработки, в них освещаются не в полной форме и часто вообще не отражены, а их содержание носит неконкретный характер и может излагаться в виде предположений. Кроме того, оперативные аппараты ОВД несвоевременно проводят ОРМ по горячим следам в отношении задержанных лиц, содержащихся в ИВС, что впоследствии ведет к перекладыванию данной обязанности на сотрудников оперативного аппарата СИЗО. По этим причинам оперативные аппараты ФСИН вынуждены либо возвращать

задания инициатору, либо проводить нецеленаправленную разработку [4, с. 30]. Все это в дальнейшем может привести к отрицательному результату по данному мероприятию, не способствует повышению эффективности разработки содержащихся в следственных изоляторах лиц и нуждается в принятии дополнительных мер по улучшению ситуации.

Очевидно, что необходимость взаимодействия оперативных подразделений ОВД и оперативных аппаратов ФСИН России обусловливается общностью задач в области борьбы с преступностью, наличием в каждой службе оперативных подразделений сил и средств для участия в раскрытии преступлений, возможностью достижения эффективных результатов. В настоящее же время взаимодействие в раскрытии преступлений прошлых лет носит формальный и нерегулярный характер.

В целях повышения эффективности деятельности данных подразделений по раскрытию преступлений прошлых лет, на наш взгляд, целесообразно:

сотрудникам ОВД постоянно информировать оперативные подразделения ФСИН России о совершенных на обслуживаемой территории тяжких и особо тяжких преступлениях;

закрепить в оперативных подразделениях данных органов сотрудников для проведения в установленном порядке совместных ОРМ по раскрытию преступлений;

в соответствии с требованиями приказа МВД России и ФСИН России обеспечить информирование территориальными ОВД оперативных подразделений ФСИН России о лицах, имеющих опыт негласного сотрудничества и содержащихся в следственных изоляторах ФСИН России, для решения вопроса об их дальнейшем использовании для выявления среди арестованных преступлений, оставшихся неизвестными в ходе предварительного следствия и дознания;

организовать проведение совместных разработок лиц с целью выявления и раскрытия ранее совершенных ими преступлений.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что хотя указанные оперативные подразделения принадлежат к различным правоохранительным системам, их работа теснейшим образом взаимосвязана. Необходимость взаимодействия при проведении ОРД оперативными подразделениями возникает потому, что значительная часть преступлений, оставшихся нераскрытыми, совершается лицами, отбывающими наказание за другие преступления. При этом эф-

фективность раскрытия преступлений прошлых лет в основном определяется качеством взаимодействия оперативных подразделений ОВД и оперативных подразделений ФСИН России. В свою очередь, повышение уровня ОРД данных подразделений по раскрытию преступлений позволит обеспечить принцип неотвратимости наказания и восстановить нарушенные права граждан.

Список использованной литературы

1. Билоус, Е. Н. Взаимодействие оперативных подразделений криминальной милиции, органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в раскрытии преступлений [Текст] : учеб.

пособие / Е. Н. Билоус, А. В. Горячев, В. С. Кулаков. - М. : Академия управления МВД России, 1998.

2. Лавров, В. П. Раскрытие преступлений прошлых лет - проблема, ставшая для России глобальной [Текст] / В. П. Лавров // Проблемы раскрытия нераскрытых преступлений прошлых лет : материалы межвузовского научного семинара. - М., 2008.

3. Режим доступа : http://crimestat.ru/ offenses_table (дата обращения: 20.02.2016).

4. Усенко, С. В. Стратегия и тактика оперативно-розыскной деятельности по нераскрытым преступлениям [Текст] : учеб. пособие / С. В. Усенко, В. В. Стукалов, В. В. Яковлев, М. В. Дармин. -Краснодар : КрУ МВД России, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.