Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
838
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
оперативные подразделения / следственные изоляторы / взаимодействие / уголовно-исполнительная система / правовое регулирование / operational subdivisions / pre-trial detention centers / interaction / penal system / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пьянков Матвей Николаевич

В статье рассматривается вопросы взаимодействия оперативных подразделений следственных изоляторов пенитенциарной системы России. Акцентируется внимание на аспектах правового регулирования такого рода общественных отношений. Анализируются отдельные вопросы роли оперативных структур в безопасности уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пьянков Матвей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL DIVISIONS OF INTERANAL AFFAIRS AGENCIES AND PRE-TRIAL DETENTION CENTERS OF THE RUSSIAN FEDERATATIONS PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

The article examines the issues of interaction between operational units of pre-trial detention centers of the Russian penitentiary system. The attention is focused on the aspects of legal regulation of this kind of social relations. Some issues of the role of operational structures in the security of the penitentiary system are analyzed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10757 ПЬЯНКОВ Матвей Николаевич,

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация e-mail.ru: Matwcha@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопросы взаимодействия оперативных подразделений следственных изоляторов пенитенциарной системы России. Акцентируется внимание на аспектах правового регулирования такого рода общественных отношений. Анализируются отдельные вопросы роли оперативных структур в безопасности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: оперативные подразделения, следственные изоляторы, взаимодействие, уголовно-исполнительная система, правовое регулирование.

PYANKOV Matvey Nikolaevich,

Senior Researcher of Research Institute of theFederal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation

INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL DIVISIONS OF INTERANAL AFFAIRS AGENCIES AND PRE-TRIAL DETENTION CENTERS OF THE RUSSIAN FEDERATATIONS PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

Annotation. The article examines the issues of interaction between operational units of pre-trial detention centers of the Russian penitentiary system. The attention is focused on the aspects of legal regulation of this kind of social relations. Some issues of the role of operational structures in the security of the penitentiary system are analyzed.

Key words: operational subdivisions, pre-trial detention centers, interaction, penal system, legal regulation.

На основе общих принципов оперативно-розыскной деятельности, закрепленных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств) при обязательном соблюдении конституционных принципов [1]. На таких принципах как законность, равенство граждан перед законом, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) строится взаимодействие между оперативными подразделениями органов внутренних дел (далее - ОВД) и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) [3; 5]. От качества взаимодействия оперативных подразделений различных структур в процессе решения оперативных задач зависть эффективность борьбы с преступностью [9, с. 54-58].

Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

ступностью, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 является одним из основных документов определяющим основные направления и полномочия правоохранительных органов в указной сфере [6]. Однако содержащийся в названном Указе перечень направлений совместной деятельности не отражает всего спектра взаимосвязанных направлений деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

Общие правила организации деятельности органов исполнительной власти установлены Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [7]. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в ходе осуществления ими действий по реализации государственных функций и оказанию государственных услуг, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,

Правительства Российской Федерации, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти.

На уровне межведомственного взаимодействия необходимо отметить следующие нормативные правовые акты, раскрывающие порядок взаимодействия:

- приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России ФТС России, ФСИН России от 14 мая 2013 г. № 192/420/279/15/229/1071/293 «Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями)»;

- приказ МВД России, Минюста России от 11 сентября 1998 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности»;

- приказ МВД России, ФСИН России от 02 июня 2014 г. № 039/012 «О мерах по совершенствованию взаимодействия оперативных подразделений территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федераций, следственных изоляторов».

Также порядок взаимодействия предусмотрен иными нормативными документами:

- соглашение об обмене информацией в электронном виде № 1/23-637-01/1/11940 от 18 декабря 2012 г. Предметом данного соглашения являются организация обмена сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах и представляющими интерес при выявлении возложенных на ФСИН России и МВД России задач;

- соглашение «О взаимодействии между МВД Российской Федерации и ФСИН России по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики» (рег. № 7/3-122507, 8-49483 от 29 августа 2016 г.).

Совместные приказы правоохранительных органов, затрагивающих вопросы взаимодействия территориальных органов МВД России и ФСИН России на региональном уровне, существуют в каждом субъекте страны.

Например: приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю и УФСИН Российской Федерации по Краснодарскому краю от 28 февраля 2013 г. № 283/168 «О координационно-методическом совете», регламентирует взаимодействие оперативных подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю. Основной формой взаимодействия

является проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), в том числе оперативно-технических. Работа координационно-методического совета осуществляется на основе планирования и коллегиальности в решении вопросов ОРД при их обсуждении, совместные заседания проводятся по мере необходимости, итоги заседания оформляются протоколами. Поддерживаем точку зрения А.В. Быкова о том, что углубленный анализ состояния правового обеспечения ОРД и УИС, дает основание утверждать, что ни в Федеральном законе об ОРД [2], ни в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее - УИК РФ) [4], ни в других вышеупомянутых законодательных актах не прописан механизм взаимодействия оперативных подразделений учреждений и органов УИС с оперативными подразделениями других государственных органов, осуществляющих ОРД [8, с. 6-10]. Отдельные элементы этого механизма лишь просматриваются в Законе об ОРД (ст. 6, 7, 13, 14) [2] и УИК РФ (ст. 84) [4]. Прямое указание применительно к следственным изоляторам УИС содержится в ст. 13 Закона об ОРД, где предписано, что «оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно - исполнительной системы». Следовательно, законодатели исходили из того, что вопросы взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, более уместно регламентировать на подзаконном, межведомственном уровне [2].

Работа по взаимодействию оперативных подразделений следственных изоляторов УИС и ОВД осуществляется не только на территории следственных изоляторов УИС, но за ее пределами, что продиктовано обстоятельствами расследования преступлений, а также предусмотрено на законодательном уровне.

Согласно Федеральному закону об ОРД [2] и УИК РФ [4] допускается проведение ОРМ за пределами следственных изоляторов УИС в случаях:

- предупреждения, раскрытия подготовленного, совершаемого или совершенного в учреждениях и органах УИС преступления подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и (или) иными лицами;

- исполнения поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам и материалами проверки сообщений о преступлениях;

- исполнения заданий иных субъектов ОРД в рамках межведомственного взаимодействия.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Система правового регулирования осуществления ОРД оперативными подразделениями ОВД и следственными изоляторами УИС на федеральном и региональном уровне успешно реализуется на практике. Однако, касаемо правового регулирования взаимодействия двух ведомств при осуществлении ОРД, можно сделать вывод, что оно более сформировано на региональном уровне. Вопросы межведомственного взаимодействия оперативных подразделений ОВД и следственных изоляторов УИС на федеральном уровне носят общий характер, механизм и алгоритм взаимодействия законодательно не закреплены. Рассматривая оперативные подразделения ОВД и следственных изоляторов УИС можно говорить о способны эффективно функционировать не изолировано, а в рамках единой системы во взаимодействия, не смотря на их самостоятельность в системе правоохранительных органов. В науке управления есть распространенная точка зрения о том, что взаимодействие - это одна из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели [9]. Можно выделить такие виды взаимодействия, как гласное и негласное. Прежде всего, это относится к реализации непосредственно оперативно-розыскной информации в процессе взаимодействия и вытекает из самой сущности ОРД, сформулированные в соответствующих статьях Закона об ОРД [2].

Процесс совместной согласованной деятельности можно подразделить на этапы: организационный и тактический. Организационный этап включает в себя рабочие встречи между субъектами взаимодействия, формулирование целей и задач, согласование взаимных прав и обязанностей, определение порядка обмена информацией, подготовку совместных документов и т.д. Тактический этап взаимодействия заключается в реализации намеченных целей и задач с использованием выработанных практикой и теорий тактических приемов, методов и форм совместной согласованной деятельности.

Взаимодействие можно сгруппировать по следующим направлениям:

- совместное проведение совещаний по конкретным организационным, оперативно-розыскным, следственным направлениям;

- аналитическая деятельность и планирование, принятие на его основе управленческого решения;

- двусторонний обмен информацией;

- ресурсный (силы и средства) обмен;

- разработка и издание совместных межведомственных подзаконных актов, обзоров и методических рекомендации по взаимодействию.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Наиболее часто встречающиеся формы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренней службы и следственных изоляторов УИС это: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, межведомственных совещаний, рабочих встреч по вопросам проведения совместных мероприятий.

В 2019 г. ГУ МВД России по г. Москве состоялось 36 рабочих встреч с руководящим составом подразделений ФСИН России по г. Москве, в ходе которых обсуждались вопросы обмена оперативно значимой информацией, проведения совместных оперативно-розыскных и специально-технических мероприятий, в том числе направленных на выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности.

В декабре 2019 г. состоялось два координационных совещания руководителей правоохранительных органов Пермского края по вопросам «О повышении эффективности межведомственного взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупционными преступлениями».

Регулярно проводятся совместные координационные совещания с УФСИН России по Московской области при начальнике ГУ МВД России по Московской области, на которых рассматриваются вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений ГУ МВД и ФСИН России по субъекту Российской Федерации в части профилактики, предупреждения и раскрытия преступлений, реализации совместных приказов, а также подводятся итоги по данному направлению оперативно-служебной деятельности.

Одним из положительных примеров данной формы взаимодействия является решения координационного совещания правоохранительных органов Кемеровской области от 20 февраля 2020 г. № 1 «О состоянии организации взаимодействия правоохранительных органов Кемеровской области при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с п. 1.6.2 данного решения за линией взаимодействия с правоохранительными органами закреплены 17 сотрудников ГУФСИН России по Кемеровской области. Приказом ГУ МВД России по Кемеровской области от 31 марта 2020 г. № 131 «О назначении оперативных сотрудников ГУ МВД России, ответственных за взаимодействие с ГУФСИН России по Кемеровской области», закреплено 19 сотрудников оперативных подразделений, в должностные инструкции которых внесены обязанности по взаимодействию с учреждениями ФСИН, в том числе СИЗО. Таким образом, на региональном уровне в целях решения вопросов в рамках взаимодействия опе-

ративных подразделений МВД России с УИС ежеквартально проводятся координационные совещания, на которых рассматриваются проблемные аспекты взаимодействия и принимаются меры по их устранению, на постоянной основе осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обмен информацией, для этого создаются все необходимые условия.

На совещаниях рассматриваются следующие вопросы:

- результаты взаимодействия оперативных служб в раскрытии преступлений, зарегистрированных на территории субъекта страны;

- противодействие преступлениям, совершенным с использование 1Т- технологий;

- борьба с организованной преступностью с учетом содержащихся в учреждениях и следственных изоляторах УИС авторитетов, лидеров уголовно-криминальной среды;

- разработка лиц, содержащихся в следственных изоляторах УИС, по инициативным заданиям территориальных органов внутренних дел и другим.

Нередко в территориальных ОВД для успешного взаимодействия между ведомствами назначаются ответственный сотрудник, кроме того, в большинстве регионов успешно апробирована система межведомственных рабочих совещаний, на которых рассматриваются вопросы оперативного сопровождения уголовных дел. В рамках оперативного учета разрабатываются совместные планы. Таким образом, можно определить, что взаимодействие между оперативными подразделениями органов внутренних дел и следственных изоляторов УИС организовано по следующим направлениям: а) направление заданий сотрудниками оперативных подразделений ОВД в оперативные подразделения следственных изоляторов УИС на разработку подозреваемых, обвиняемых и осужденных; в) проверка оперативными подразделениями ОВД явок с повинной и информации, поступающей из следственных изоляторов УИС в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных; г) взаимный обмен оперативно значимой информацией между оперативными подразделениями ОВД и следственными изоляторами УИС; д) совместное проведение ОРМ оперативными подразделениями ОВД и следственными изоляторами УИС.

В целях повышения эффективности деятельности оперативных подразделений ОВД и следственных изоляторов УИС по раскрытию преступлений в следственных изоляторах УИС представляется возможным внести следующие предложения:

Предложения нормативно-правового характера:

1. Целесообразно разработать единообразный правовой регламент (инструкцию) взаимодействия оперативных подразделений ОВД с оперативными подразделениями следственных изоляторов УИС.

2. Для надлежащего законодательного обеспечения ОРД в специфических условиях следственных изоляторах УИС необходимо обсудить возможность разработки и введения в УИК РФ [4] новой главы, специально посвященной вопросам организации ОРД в следственных изоляторах УИС.

Предложения организационно-управленческого характера:

1. В целях разрешения существующих вопросов и повышения эффективности взаимодействия оперативных подразделений ОВД и следственных изоляторов УИС представляется целесообразным продолжить проведение совместных рабочих встреч и совещаний по рассмотрению вопросов реализации конкретных мер в отношении разрабатываемых лиц.

Предложение организационно-тактического характера:

1. Организовать повышение квалификации сотрудников оперативных подразделений ОВД и следственных изоляторов УИС путем проведения совместных межрегиональных семинаров с целью обмена положительным опытом и выработки практических навыков противодействия преступлениям коррупционной направленности.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - URL: //http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.07.2020).

[2] Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: //http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.07.2020).

[3] Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 № 33, ст. 1316.

[4] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: //http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.07.2020).

[5] Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314 // Собрание

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст. 4109.

[6] О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 г. № 567 [Электронный ресурс]. - URL: //http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.07.2020).

[7] О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 г. № 30 (ред. от 1.01.2020 г., изм., внес. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.02.2020 г. № 71 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.07.2020).

[8] Быков А.В. К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. 2018 . Т. 26 (1-4), № 1. - С. 6-10.

[9] Миняшева Г.И. Понятие и значение взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 2. - С. 54-58.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: //http://www.consultant. ru (data obrashcheniya: 14.07.2020).

[2] Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Fed-eral'nyj zakon ot 12.08.1995 g. № 144-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: //http://www.consultant. ru (data obrashcheniya: 14.07.2020).

[3] Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyay-ushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svo-body: Zakon Rossijskoj Federacii ot 21.07.1993 g. № 5473-1 // Vedomosti S»ezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. 1993 № 33, st. 1316.

[4] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: //http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 14.07.2020).

[5] Voprosy Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.10.2004 g. № 1314 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2004. № 42. St. 4109.

[6] O koordinacii deyatel'nosti pravoohrani-tel'nyh organov po bor'be s prestupnost'yu: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 18.04.1996 g. № 567 [Elektronnyj resurs]. - URL: //http://www.consult-ant.ru (data obrashcheniya: 14.07.2020).

[7] O tipovom reglamente vzaimodejstviya fed-eral'nyh organov ispolnitel'noj vlasti: utv. Postanovle-niem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19.01.2005 g. № 30 (red. ot 1.01.2020 g., izm., vnes. Postanovle-niem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 1.02.2020 g. № 71 [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www. pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 14.07.2020).

[8] Bykov A.V. K probleme pravovogo reg-ulirovaniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme // CHelovek: prestu-plenie i nakazanie. 2018 . T. 26 (1-4), № 1. - S. 6-10.

[9] Minyasheva G.I. Ponyatie i znachenie vzaimodejstviya operativnyh podrazdelenij organov vnu-trennih del i Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 2. - S. 54-58.

ЮРКОМПАНИ

^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.